Техника и технологии. Воздушные линии электропередачи с самонесущими изолированными проводами сип

Правила устройства воздушных линий электропередачи

напряжением до 1 кВ с самонесущими изолированными проводами

(ПУ ВЛИ до 1 кВ)

Срок действия установлен:

Правила устройства воздушных линий электропередачи напряжением до 1 кВ с самонесущими изолированными проводами содержат требования, предъявляемые к устройству воздушных линий электропередачи напряжением до 1 кВ с изолированными, скрученными в жгут проводами.

При подготовке Правил учтены требования действующих ГОСТ, СНиП, а также замечания и предложения энергосистем, проектных и строительных организаций, предприятий энергетического надзора.

Требования Правил являются обязательными для всех ведомств.

При разработке Правил в качестве основополагающего документа приняты Правила устройства электроустановок (ПУЭ), главы 1.3, 1.7, 2.3, 2.4, 2.5, 3.1, 6.1 и 6.3.

Правила составлены с учетом «Правил устройства опытно-промышленных воздушных линий электропередачи напряжением до 1 кВ с самонесущими изолированными проводами», «Правил устройства опытно-промышленных воздушных линий электропередачи напряжением до 1 кВ с изолированными самонесущими проводами типа «Торсада», «Правила устройства опытно-промышленных воздушных линий электропередачи напряжением до 1 кВ с самонесущими изолированными проводами типа «АМКА» фирмы «Нокиа».

Замечания и предложения по настоящим Правилам предлагается направлять в Департамент электрических сетей РАО «ЕЭС России» по адресу: 103074, Москва, Китайгородский проезд, 7.

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1.1. Настоящие Правила распространяются на воздушные линии электропередачи переменного тока напряжением до 1 кВ с глухозаземленной нейтралью, выполняемые с применением изолированных, скрученных в жгут проводов, а также, на ответвления от этих линий к вводам, выполняемые изолированными проводами.

1.2. ВОЗДУШНОЙ ЛИНИЕЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ НАПРЯЖЕНИЕМ ДО 1 кВ С САМОНЕСУЩИМИ ИЗОЛИРОВАННЫМИ ПРОВОДАМИ (ВЛИ) называется устройство, предназначенное для передачи электроэнергии по изолированным, скрученным в жгут проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным при помощи узлов крепления, крюков, кронштейнов и арматуры к опорам, стенам зданий и сооружений. Участок проводов от распределительного устройства трансформаторной подстанции до опоры относится к ВЛИ.

1.3. МАГИСТРАЛЬЮ ВЛИ называется участок линии с неизменным, начиная от питающей ТП, сечением фазных проводов, к которому могут быть присоединены линейные ответвления или ответвления к вводу.

1.4. ЛИНЕЙНЫМ ОТВЕТВЛЕНИЕМ ОТ ВЛИ называется участок линии, присоединенный к магистрали ВЛИ, по которому электрическая энергия передается одному или нескольким потребителям.

1.5. ОТВЕТВЛЕНИЕМ ОТ ВЛИ К ВВОДУ называется участок проводов от опоры ВЛИ до ввода.

1.6. ПРОКЛАДНОЙ СИП называется вид подвески изолированных, скрученных в жгут проводов с несущим проводом или без него, закрепленных на стенах зданий или сооружениях с помощью специальной арматуры.

1.7. НАТЯЖНОЙ СИП называется вид подвески по стенам зданий и сооружениям или между ними изолированных, скрученных в жгут проводов с несущим нулевым проводом, натянутым между анкерными зажимами.

1.8. НОРМАЛЬНЫМ РЕЖИМОМ ВЛИ называется состояние ВЛИ при необорванном несущем нулевом проводе и целости всех его элементов.

1.9. АВАРИЙНЫМ РЕЖИМОМ ВЛИ называется состояние ВЛИ при оборванном несущем нулевом проводе или при повреждении любого из его элементов.

2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Устройство ВЛИ должно соответствовать требованиям настоящих Правил, а также нормативно-технических документов, указанных в Приложении, в той части, в которой они не противоречат настоящим Правилам.

2.2. При прохождении ВЛИ по лесным массивам и зеленым насаждениям вырубка просек не требуется. При этом расстояние от проводов до деревьев и кустов при наибольшей стреле провеса СИП или наибольшем отклонении должно быть нс менее 0,3 м.

2.3. Кабельные вставки во ВЛИ, кабельные ответвления от ВЛИ должны выполняться в соответствии с требованиями гл.2.3. ПУЭ.

2.4. Защиту ВЛИ следует выполнять в соответствии с требованиями гл.3.1. ПУЭ. При этом должна быть предусмотрена защита от перегрузок.

2.5. Уличное освещение следует выполнять в соответствии с требованиями 2.4.5. ПУЭ.

3. КЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Климатические условия для расчета ВЛИ должны приниматься в соответствии с 2.4.8. — 2.4.11. ПУЭ. При этом следует принимать высоту подвеса проводов до 10 м, а аэродинамический коэффициент лобового сопротивления С, для СИП во всех режимах — равным 1,2.

4. ПРОВОДА, АРМАТУРА

4.1. На ВЛИ должны применяться изолированные фазные провода, скрученные в жгут относительно изолированного или неизолированного несущего нулевого провода. Ответвления к вводу допускается выполнять изолированными, скрученными в жгут проводами без несущего провода.

4.2. Изолированный провод должен относиться к категории защищенных, иметь изоляцию из трудносгораемого светостабилизированного синтетического материала, стойкого к ультрафиолетовому излучению и воздействию озона; СИП не должен распространять горения.

Изоляция СИП должна быть атмосферостойкой и обеспечивать работоспособность СИП при допустимом длительном токе и интенсивности солнечной радиации не менее 1200 Вт/м 2 .

4.3. Вес виды механических нагрузок и воздействий на СИП должен воспринимать несущий нулевой провод.

На ответвлениях к вводу, выполняемых изолированными проводами, скрученными в жгут без несущего провода, механические нагрузки и воздействия воспринимаются каждым проводом жгута.

4.4. По условиям механической прочности в зависимости от расчетной толщины стенки гололеда на магистралях ВЛИ, на ответвлениях к вводам, а также при натяжке по зданиям и сооружениям или между ними следует применять СИП с сечениями жил несущего нулевого провода не менее приведенных в табл. 4.1.

Таблица 4.1

Минимально допустимое сечение жилы несущего нулевого провода в зависимости от расчетной толщины стенки гололеда

4.5. На ответвлениях от ВЛИ к вводам допускается применение скрученных в жгут изолированных проводов с изолированным или неизолированным нулевым проводом.

4.6. Длина пролета ответвления от магистрали до ввода должна определяться расчетом в зависимости от прочности опоры, на которой выполняется ответвление, габаритов подвески проводов ответвления на опоре и на вводе, количества и сечения жил проводов ответвления, а также климатических условий.

4.7. Магистраль ВЛИ, как правило, следует выполнять фазными проводами одного сечения. Сечение жил фазных проводов магистрали должно быть не менее 50 мм 2 .

4.8. Механический расчет СИП должен производиться для следующих сочетаний климатических условий:

низшая температура и отсутствие внешних нагрузок;

среднегодовая температура и отсутствие внешних нагрузок.

Допустимые механические напряжения в несущем нулевом проводе СИП при этих условиях приведены в табл. 4.2.

Таблица 4.2

Допустимое механическое напряжение в несущем нулевом проводе СИП

4.9. В механических расчетах следует исходить из физико-механических характеристик СИП конкретного типоисполнения.

4.10. Выбор сечения токопроводящих жил СИП по длительному допустимому току следует выполнять с учетом требований 1.3.2. ПУЭ применительно к техническим характеристикам СИП конкретного типоисполнения.

4.11. Сечение токопроводящих жил СИП должно проверяться по условию нагрева при коротких замыканиях и на термическую стойкость.

4.12. Расчетные параметры и характеристики СИП (электрические характеристики, допустимые длительные токи. допустимые токи короткого замыкания) следует принимать по нормативно-технической документации на СИП конкретного типоисполнения.

4.13. Крепление, соединение СИП и присоединение к СИП следует производить при помощи специальной линейной арматуры.

4.13.1. Крепление несущего нулевого провода магистрали ВЛИ на промежуточных и угловых промежуточных опорах — с помощью поддерживающих зажимов.

4.13.2. Анкерное (концевое) крепление несущего нулевого провода магистрали ВЛИ на опорах анкерного типа, а также концевое крепление проводов ответвления на опоре ВЛИ и на вводе — с помощью натяжных анкерных зажимов.

Поддерживающие и натяжные зажимы должны иметь вкладыши или корпуса из изолирующих материалов, препятствующие истиранию изоляции проводов.

4.13.3. Соединение несущего нулевого провода ВЛИ в пролете — с помощью специальных соединительных зажимов; в петлях опор анкерного типа допускается соединение неизолированного несущего нулевого провода с помощью плашечного зажима. Зажим для соединения изолированного несущего нулевого провода должен иметь изолирующее покрытие или защитную изолирующую оболочку.

4.13.4. Соединение фазных проводов магистрали ВЛИ — с помощью специальных соединительных зажимов, имеющих изолирующее покрытие или защитную изолирующую оболочку.

4.13.5. Соединительные зажимы по п.4.13.3. настоящих Правил должны иметь механическую прочность не менее 90% прочности проводов (за исключением плашечного зажима).

4.13.6. Соединение проводов ВЛИ в пролете ответвления к вводу не допускается.

4.13.7. Соединение заземляющих проводников — с помощью плашечных зажимов.

4.13.8. Присоединение с помощью ответвительных зажимов следует производить для устройства:

— ответвления от фазных проводов магистрали ВЛИ;

— ответвления от несущего нулевого провода магистрали ВЛИ.

4.13.9. Присоединение с помощью ответвительных зажимов следует производить дтя устройства:

— заземляющих проводников к несущему нулевому проводу магистрали ВЛИ;

— нулевого провода светильника уличного освещения к несущему нулевому проводу магистрали ВЛИ и зануления корпуса светильника;

— фазного провода светильника уличного освещения к проводу уличного освещения ВЛИ;

— приборов контроля напряжения и переносного (инвентарного) заземляющего устройства.

4.14. Зажимы по пп. 4.13.8. и 4.13.9. настоящих Правил должны иметь корпуса, выполненные из изолирующего материала или материала с изолирующим покрытием, либо снабжены защитными изолирующими кожухами.

4.15. Крепление поддерживающих и натяжных анкерных зажимов к опорам ВЛИ, стенам зданий и сооружениям следует выполнять с помощью специальных узлов крепления, крюков или кронштейнов.

4.16. Коэффициент запаса прочности поддерживающих и натяжных зажимов, узлов крепления, крюков и кронштейнов в нормальном режиме должен быть не менее 2,0.

4.17. При монтаже СИП и линейной арматуры необходимо применять следующую гарнитуру:

4.17.1. Защитные накладки, предназначенные для защиты отдельных проводов СИП от повреждений. Они должны быть установлены на соединительных и ответвительных зажимах, не имеющих защитных кожухов.

4.17.2. Защитные самоусаживающиеся оболочки для изоляции соединительных зажимов, нс имеющих изолирующего покрытия.

4.17.3. Бандажные ленты или хомуты из изолирующего материала — для бандажирования скрученных в жгут проводов, устанавливаемые на СИП с обеих сторон смонтированных на проводах одиночных зажимов или группы зажимов.

4.17.4. Защитные колпачки — для изоляции концов жил изолированных проводов.

5. ЗАЩИТА ОТ ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЙ. ЗАЗЕМЛЕНИЕ

5.1. На ВЛИ до 1 кВ должны быть выполнены заземляющие устройства, предназначенные для повторного заземления несущего нулевого провода, защиты от атмосферных перенапряжении, заземления электрооборудования, установленного на опорах ВЛИ, заземления разрядников и ограничителей перенапряжений.

5.2. Заземляющие устройства для повторного заземления несущего нулевого провода и грозозащиты должны выполняться в соответствии с требованиями гл. 1.7. и 2.4.25—2.4.26 ПУЭ.

5.3. На железобетонных опорах несущий нулевой провод следует присоединять к заземляющему выпуску арматуры железобетонных стоек (основных и подкосов).

5.4. На деревянных опорах, по которым продолжен неизолированный заземляющий проводник (заземляющий спуск) или кабель с металлической заземленной оболочкой, несущий нулевой провод следует присоединять к заземляющему проводнику (спуску) или оболочке кабеля.

5.5. Разрядники и ограничители перенапряжения, устанавливаемые на опорах ВЛИ до 1 кВ для защиты кабельных вставок от грозовых перенапряжений, должны быть присоединены к заземлителю отдельным спуском.

5.6. В качестве заземляющих проводников на опорах ВЛИ до 1 кВ следует применять оцинкованную круглую сталь диаметром не менее 6 мм. Допускается применять неоцинкованную круглую сталь диаметром не менее 6 мм, имеющую антикоррозионное покрытие.

5.7. Соединение заземляющих проводников между собой, присоединение их к верхним заземляющим выпускам стоек железобетонных опор, к крюкам и кронштейнам, а также к заземляемым металлоконструкциям и к заземляемому электрооборудованию, установленному на опорам ВЛИ до 1 кВ, в соответствии с требованиями ГОСТ 10434—82 «Соединения контактные электрические. Общие технические требования», должно выполняться сваркой или относящимися ко второму классу болтовыми соединениями.

Присоединение заземляющих проводников (спусков) к заземлителю в земле должно выполняться сваркой.

5.8. Заземлители опор ВЛИ до 1 кВ следует выполнять так же, как заземлители опор ВЛ до 1 кВ.

5.9. Зануление светильников уличного освещения, устанавливаемых на опорах ВЛИ до 1 кВ, следует выполнять в соответствии с требованиями гл. 6.1. ПУЭ.

5.10. В начале и конце каждой магистрали ВЛИ должны быть установлены на проводах зажимы для присоединения приборов контроля напряжения и переносного защитного заземления.

6. ОПОРЫ

6.1. Опоры, применяемые на ВЛИ до 1 кВ, должны соответствовать требованиям 2.4.27—2.4.35 ПУЭ.

6.2. Опоры ВЛИ до 1 кВ должны быть рассчитаны в соответствии 2.4.30 ПУЭ с учетом нагрузок самонесущих изолированных проводов, проводов линий связи (ЛС) и проводного вещания (ПВ).

7. ГАБАРИТЫ. ПЕРЕСЕЧЕНИЯ И СБЛИЖЕНИЯ

7.1. Угол пересечения ВЛИ с различными сооружениями, а также с улицами и площадями населенных пунктов не нормируется.

7.2. Расстояние от СИП ВЛИ до поверхности земли и проезжей части улиц при наибольшей расчетной стреле провеса СИП должно быть не менее 5,5, а расстояние до поверхности непроезжей части улиц при наибольшей стреле провеса СИП — не менее 4,0 м.

Расстояние от СИП ВЛИ до поверхности земли при наибольшей стреле провеса в труднодоступной местности должно быть не менее 2,5 м и в недоступной местности (склоны гор, скалы, утесы и т.п.) — не менее 0,5 м.

7.3. Пересечения ВЛИ до 1 кВ с железными и автомобильными дорогами следует выполнять в соответствий с 2.4.60 ПУЭ.

7.4. При пересечении ВЛИ до 1 кВ с автодорогами расстояние по вертикали от СИП до поверхности проезжей части дороги при наибольшей стреле провеса проводов в нормальном режиме ВЛИ должно быть не менее:

7м — для автодорог I и II категории;

6м — для автодорог III и IV категории.

Крепление СИП на опорах, ограничивающих пролет пересечения ВЛИ до 1 кВ с автодорогами, должно быть:

анкерное — на пересечениях с автодорогами I и II категории;

поддерживающее или анкерное — на пересечениях с автодорогами III и IV категории.

К пересечениям ВЛИ до 1 кВ с автодорогами V категории должны предъявляться такие же требования, как к ВЛИ при их прохождении в населенной местности. 7.5. При сближения ВЛИ до 1 кВ с автомобильными дорогами расстояние от ВЛИ до дорожных знаков и несущих тросов должно быть не менее 0,5 м. Заземление тросов, несущих дорожные знаки, не требуется.

7.6. При пересечении ВЛИ до 1 кВ с несудоходными реками и другими водоемами наименьшее расстояние от СИП до наибольшего уровня высоких вод при наивысшей расчетной температуре воздуха должно быть не менее 2 м, а до уровня льда при температуре минус 5° С и расчетной стенке гололеда — не менее 4,5 м.

7.7. Расстояние от СИП ВЛИ до тротуаров и пешеходных дорожек при пересечении непроезжей части улиц ответвлениями от магистрали к вводам должно быть не менее 3,5 м.

7.8. Расстояние от поверхности земли до СИП перед вводом должно быть не менее 2,5 м.

7.9. Расстояние по горизонтали от СИП при наибольшем их отклонении до элементов зданий и сооружений должно быть не менее:

1,0 м — до балконов, террас и окон;

0,15 м — до глухих стен зданий, до сооружений.

Допускается прохождение ВЛИ над крышами промышленных зданий и сооружениями (кроме оговоренных в гл.7.3. и 7.4. ПУЭ), при этом расстояние от них до СИП должно быть не менее 0,5 м.

7.10. СИП, натянутые по стенам зданий и сооружениям, должны крепиться к крюкам н кронштейнам с помощью анкерных зажимов, а между зажимами — с помощью специальных элементов, устанавливаемых на расстоянии не более 6 м между ними.

Расстояние в свету между СИП и стеной здания (сооружением) должно быть не менее 0,1 м.

7.11. Крепление СИП, проложенных по стенам зданий или сооружениям, должно осуществляться с помощью специальных крепежных элементов, устанавливаемых на расстоянии между ними не более 0,7 м при горизонтальной прокладке н 1,0 м — при вертикальной прокладке.

Расстояние в свету между СИП и стеной здания или сооружением должно быть не менее 0,06 м.

7.12. При натяжке или прокладке по стенам зданий и сооружениям минимальное расстояние от СИП должно быть:

при горизонтальной подвеске:

над окном, входной дверью — 0,3 м;

под балконом, окном, карнизом — 0,5 и;

до земли — 2,5 м;

при вертикальной подвеске:

до окна, входной двери — 0.5 м;

до балкона — 1,0 м.

7.13. Расстояния по горизонтали от подземных частей опор иди заземляющих устройств ВЛИ до подземных кабелей, трубопроводов н наземных колонок различного назначения должны быть не менее приведенных в гл. 2.4. ПУЭ.

7.14. Совместная подвеска СИП ВЛИ до 1 кВ и проводов ВЛ 6-10(20) кВ на общих опорах допускается при соблюдении следующих условий:

7.14.1. ВЛИ должны выполняться по расчетным условиям ВЛ 6-10(20) кВ.

7.14.2. Провода ВЛ-10(20) кВ должны располагаться выше проводов ВЛИ до 1 кВ. Расстояние по вертикали от ближайших неизолированных проводов ВЛ 6-10(20) кВ до изолированных проводов ВЛИ до 1 кВ на общей опоре, а также в пролете при температуре окружающего воздуха

плюс 15° С без ветра должно быть не менее:

1,75 м — при подвеске СИП с неизолированным несущим нулевым проводом;

1,0 м — при подвеске СИП с изолированным несущим нулевым проводом.

7.14.3. При совместной подвеске на общих опорах неизолированных проводов ВЛ до 1 кВ и СИП ВЛИ до 1 кВ расстояние по вертикали между ними на опоре и в пролете при температуре окружающего воздуха плюс 15° С без ветра должно быть не менее 0,4 м.

7.14.4. При совместной подвеске на общих опорах двух или более ВЛИ до 1 кВ расстояние по вертикали между ними не нормируется. Расстояние по горизонтали должно быть не менее 0,3 м.

7.14.5. При применении на ВЛ 6-10(20) кВ изолированных проводов расстояние по вертикали от ближайшего из них до проводов ВЛИ до 1 кВ на общей опоре, а также в пролете при температуре окружающего воздуха плюс 15° С без ветра должно быть не менее 0,3 м.

7.15. При пересечении ВЛИ до 1 кВ с ВЛ напряжением выше 1 кВ расстояние от проводов пересекающей ВЛ до пересекаемой ВЛИ должно соответствовать требованиям, приведенным в гл. 2.5 ПУЭ.

7.16. Пересечение ВЛИ до 1 кВ между собой или с ВЛ напряжением до 1 кВ рекомендуется выполнять на перекрестных опорах; допускается также пересечение в пролете. Расстояние по вертикали на опоре между пересекающимися ВЛИ должно быть не менее 0,3 м.

7.17. В местах пересечения ВЛИ до 1 кВ между собой или с ВЛ до 1 кВ могут применяться промежуточные опоры и опоры анкерного типа.

При пересечении ВЛИ до 1 кВ между собой или с ВЛ до 1 кВ в пролете место пересечения следует выбирать возможно ближе к опоре верхней пересекающей ВЛИ (ВЛ), при этом расстояние по горизонтали от опор ВЛИ до проводов ВЛ при наибольшем их отклонении должно быть не менее 1,5 м.

7.18. При параллельном прохождении и сближении ВЛ выше 1 кВ и ВЛИ до 1 кВ расстояние между ними по горизонтали должно быть не менее указанных в 2.5.124 ПУЭ. 7.19. Соединения СИП в пролетах пересечений не допускаются.

7.20. Пересечение ВЛИ до 1 кВ с ЛС и ПВ может выполняться в пролете и на опоре.

7.21. Расстояние по вертикали от ВЛИ до 1 кВ до проводов или подвесных кабелей ЛС и ПВ в пролете пересечения при наибольшей стреле провеса СИП должно быть не менее 1 м.

7.22. При пересечении ВЛИ до 1 кВ с проводами или подвесным кабелем ЛС или ПВ на общей опоре расстояние между ними должно быть не менее 0,5 м,

7.23. Опоры ВЛИ до 1 кВ, ограничивающие пролет пересечения с ЛС или ПВ. должны отвечать требованиям 2.4.52 ПУЭ. Расположение на опорах проводов ВЛИ, ЛС и ПВ должно соответствовать требованиям 2.4.52 ПУЭ.

7.24. На опорах ВЛИ до 1 кВ, ограничивающих пролет пересечения с ЛС и ПВ, провода должны иметь анкерное крепление.

7.25. Расстояние по горизонтали между проводами ВЛИ до 1 кВ я ЛС или ПВ при параллельном прохождении или сближении должно быть не менее 1 м.

7.26. Расстояние по горизонтали между ВЛИ до 1 кВ и проводами ЛС и ПВ, телевизионными кабелями и спусками от радиоантенн на вводах должно быть не менее 0,5 м. При этом провода от опоры ВЛИ до ввода и провода ввода ВЛИ не должны пересекаться с проводами ответвлении от ЛС или ПВ к вводам и не должны располагаться ниже проводов ЛС и ПВ.

7.27. На общих опорах допускается совместная подвеска проводов ВЛИ до 1 кВ, неизолированных или изолированных проводов ЛС и ПВ. При этом должны соблюдаться следующие условия:

7.27.1. Номинальное электрическое напряжение ВЛИ должно быть не более 380 В.

7.27.2. Номинальное электрическое напряжение ПВ должно быть не более 360 В.

7.27.3. Расчетное механическое напряжение в изолированных проводах ПВ не должно превышать 160 МПа.

7.27.4. Номинальное электрическое напряжение ЛС, расчетное механическое напряжение в проводах ЛС, расстояния от нижних проводов ЛС и ПВ до земли, между цепями и их проводами должны соответствовать действующим Правилам строительства и ремонта воздушных линий связи и радиотрансляционных сетей Министерства связи Российской Федерации.

7.27.5. Провода ВЛИ до 1 кВ должны располагаться над проводами ЛС и ПВ, при этом расстояние по вертикали от СИП до верхнего провода ЛС и ПВ независимо от их взаимного расположения должно быть не менее 0,3 м на опоре и не менее 0,5 м в пролете. Провода ВЛИ и ЛС (ПВ) рекомендуется располагать по разным сторонам опоры.

7.28. Допускается совместная подвеска на общих опорах проводов ВЛИ до 1 кВ и проводов цепей телемеханики.

Назначение и устройство воздушных линий напряжением 0,38 кВ с изолированными проводами (СИП)

Воздушные линии электропередачи напряжением 0,38 кВ с изолированными проводами (ВЛИ 0,38), выполненные с применением самонесущих изолированных проводов (СИП) относятся к электроустановкам напряжением до 1 кВ с глухозаземленной нейтралью.

Надежность работы ВЛИ по сравнению с ВЛ повышается за счет отсутствия стеклянной линейной изоляции, а также последствий климатических воздействий: исключены схлестывания проводов, как под непосредственным влиянием ветра и гололеда, так и вследствие касания веток деревьев; практически исключены обрывы проводов благодаря применению изолированных про водов повышенной механической прочности; отсутствуют отключения из-за набросов различных предметов на провода.

Эксплуатация ВЛИ 0,38 во многом упрощается и удешевляется благодаря конструктивному ее исполнению. Существенно как обслуживающего персонала, так и населения вследствие отсутствия открытых токоведуших частей. Облегчается возможность выполнения работ (в том числе подключения новых потребителей) на ВЛИ 0,38 без снятия напряжения с минимальным использованием специальных защитных приспособлений. При строительстве ВЛИ, а также замене проводов на изолированные на существующих линиях необходимо предусматривать выполнение вводов в помещения изолированными проводами. При этом работы по замене вводов включаются в проектно-сметную документацию.

По конструкции самонесущие изолированные провода (СИП) относятся к изолированным незащищенным проводам. СИП состоят из несущей неизолированной или изолированной жилы, используемой в качестве нулевого про вода, и нескольких навитых на него изолированных жил - фаз ных и уличного освещения. На участках совместной подвески нескольких ВЛИ на СИП вблизи опоры закрепляются бирки с указанием диспетчерского номера линии. Бирки и надписи на них должны быть устойчивы к атмосферным воздействиям. Для определения фаз при подключении к линии потребителей провода СИП должны иметь по всей длине (шаг 0,5 м) заводскую маркировку фазных проводов и проводов уличного освещения. Запрещается проводить монтаж проводов на воздушных линий с изолированными проводами при температуре воздуха ниже -10 °С.

Нагрузочная способность воздушных линий напряжением 0,38 кВ с изолированными проводами (СИП)

Длительно допустимая температура нагрева токопроводящих жил током не должна превышать 70 °С для проводов, изолированных термопластичным полиэтиленом, и 90 °С для проводов, изолированных сшитым полиэтиленом.

Длительно допустимые токовые нагрузки на провода зависят от их сечения, температуры окружающей среды и интенсивности солнечной радиации.

Кратковременно допустимая температура жил при коротких замыканиях не должна превышать 130 °С для проводов с изоляцией из термопластичного и 250 °С - с изоляцией из сшитого полиэтилена. При неравномерной нагрузке фаз линии проверка на длительно допустимые токи производится для наиболее загруженной фазы.

Замер нагрузок на ВЛИ должен производиться ежегодно при максимуме нагрузок по графику, утверждаемому главным инженером РЭС. Величина длительно допустимой нагрузки на линию и результаты измерений должны храниться в паспорте ВЛИ.

Заземление воздушных линий напряжением 0,38 кВ с изолированными проводами

Для обеспечения нормальной работы электроприемников нормируемого уровня и защиты от атмосферных перенапряжений на ВЛИ должны быть выполнены заземляющие устройства.

Грозозащитные заземления выполняются: на опорах через 120 м; на опорах с ответвлениями к вводам в помещения, в которых может быть сосредоточено большое количество людей (школы, ясли, больницы и др.) или представляющих большую хозяйственную ценность (животноводческие помещения, склады, мастерские и др.); на конечных опорах, имеющих ответвления к вводам; за 50 м от конца линии, как правило, на предпоследней опоре; на опорах в створе пересечения с воздушными линиями более высокого напряжения.

Повторные заземления нулевого провода для воздушных линий с изолированнми проводами выполняются как и для воздушных линий 0,38 кВ на деревянных и железобетонных опорах.

Сопротивление повторного заземлителя зависит от удельного сопротивления грунта р и от количества заземлителей на линии.

Общее сопротивление растеканию тока заземлителей линии (в том числе и естественных) в любое время года должно быть не более 10 Ом.

Заземляющие проводники для повторных и грозозащитных заземлений следует выполнять из круглой стали или проволоки диаметром не менее 6 мм. При применении неоцинкованных заземляющих проводников необходимо предусматривать меры по защите их от коррозии.

Корпуса светильников уличного освещения, ящиков, щит ков и шкафов, а также все металлоконструкции опор должны быть занулены. На железобетонных опорах для связи с заземлителем следует использовать арматуру стойки и подкоса (при наличии). На деревянных опорах (конструкциях) крепежная арма тура не заземляется, за исключением опор, на которых выполнено повторное или грозозащитное заземление нулевого провода.

Приемка в эксплуатацию воздушных линий с самонесущими изолированными проводами

Приемка воздушных линий с изолированными проводами в эксплуатацию производится в соответствии с требованиями правил приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов распределительных сетей напряжением 0,38-20 кВ. Каждая воздушная линия с изолированными проводами, вводимая в эксплуатацию, должна быть подвергнута приемосдаточным испытаниями в соответствии с требованиями ПУЭ.

В объем испытаний входят:

1. Выборочная (2-15 % общего количества) проверка качества контактной и соединительной арматуры на соединениях и ответвлениях фазных проводов и проводов уличного освещения ВЛИ. Проверку качества всех соединений несущей жилы СИП следует производить путем внешнего осмотра и измерения электрического сопротивления контакта.

Спрессованные соединения нулевой несущей жилы СИП бракуются в тех случаях, если: геометрические размеры (длина и диаметр опрессованной части) не соответствуют требованиям инструкции по монтажу соединительных зажимов; кривизна спрессованного зажима превышает 3 % его длины; на поверхности соединительного зажима имеются трещины и следы механических повреждений. Если на участке соединения более чем на 20 % отличается от сопротивления на це лом участке жилы той же длины, контакт также бракуется.

2. Контроль маркировки жил в соединительных и ответвительных зажимах.

3. Измерение сопротивления изоляции жил самонесущего изолированного провода. Проводится мегомметром на 1000 В между фазными проводами, фазными проводами и проводами уличного освещения, нулевым проводом и всеми проводами. Величина сопротивления должна быть не менее 0,5 МОм.

4. Испытание изоляции линии повышенным напряжением. Проводится мегомметром на 2500 В в объеме, указанном выше п. 3, при этом величина сопротивления изоляции не нормируется. ВЛИ считается выдержавшей испытания, если не произошло пробоя изоляции. После проведения испытаний для снятия за рядного тока все провода ВЛИ должны кратковременно заземляться.

5. Проверка заземляющих устройств включает:

Осмотр элементов заземляющих устройств в доступных пределах, при этом обращают внимание на сечение проводников, качество сварки и болтовых соединений; контроль наличия цепи между заземлителями и заземляемыми элементами; измерение сопротивлений заземлителей;

Измерение общего сопротивления всех заземлителей нулевого рабочего провода ВЛИ; измерение тока однофазного короткого замыкания на нулевой провод или полного сопротивления петли «фаза -нуль» с последующим вычислением тока однофазного замыкания.

6. Проверка стрел провеса самонесущего изолированного провода (СИП) и габаритов. Если при приемке ВЛИ в эксплуатацию будет установлено нарушение требований при ее строительстве и монтаже, указанных в пп. 5 и 6, то данная линия не должна приниматься в эксплуатацию.

Перечень документации, представляемой при приемке воздушных линий с самонесущими изолированными проводами

В перечень документации, представляемой при приемке ВЛИ в эксплуатацию и передаваемой заказчику подрядной организацией, входят: проект линии, скорректированный и согласованный с заказчиком (исполнительная схема сети); исполнительный чертеж трассы, выполненный в масштабе 1:500; материалы по согласованию трассы ВЛИ; протокол заводских испытаний (сертификат) на СИП; акты о состоянии СИП на барабанах; сертификаты на линейную арматуру и опоры; акты освидетельствования скрытых работ; протокол измерений сопротивления изоляции; уставки защиты, протоколы наладки коммутационных и защитных аппаратов линии (автоматических выключателей, предохранителей, реле нулевой зашиты и др.); протокол замеров токов однофазного короткого замыкания в конце линии или сопротивления петли «фаза -» нуль» с указанием токов короткого замыкания; протокол испытаний заземляющих устройств; акты приемки переходов и пересечений.

Организация эксплуатации воздушных линий с изолированными самонесущими проводами

Организация эксплуатации воздушных линий с изолированными проводами 0,38 кВ производится аналогично традиционным ВЛ 0,38 кВ с неизолированными проводами с учетом конструктивных особенностей ВЛИ. Для оценки состояния ВЛИ в процессе эксплуатации, а также с целью обес печения их работоспособности персоналом проводятся периодические осмотры, испытания и ремонт в соответствии с действующими ПТЭ.

Осмотры ВЛИ

Осмотры трасс ВЛИ монтерами должны производиться по утвержденному графику не реже одного раза в год. Инженерно-технический персонал проводит ежегодные выборочные осмотры линий или участков, а также всех линий, подлежащих капитальному ремонту в текущем году.

Персонал, проводящий осмотр трасс ВЛИ, обязан: осмотреть всю трассу ВЛИ; осмотреть с земли состояние СИП по всей трассе; осмотреть места пересечения ВЛИ с линиями электропередачи, связи и другими инженерными сооружениями, при необходимости определить соответствие габаритов до ВЛИ; определить соответствие габаритов ВЛИ до земли и стрел провеса СИП проектным величинам в местах, вызывающих сомнения; визуально определить состояние стоек опор; выявить наличие деревьев на трассе, падение которых может привести к механическому повреждению СИП; осмотреть с земли состояние крепления не сущей жилы СИП в натяжных зажимах на опорах анкерного типа и в поддерживающих зажимах на промежуточных опорах; осмотреть с земли состояние арматуры на ответвлениях к вводам в здания; проверить соединение нижнего заземляющего выпуска стойки с заземлителем при их надземном соединении. Верховые осмотры с выборочной проверкой проводятся при необходимости. Анализ полученных при осмотре данных проводится персоналом путем сравнения с нормативными параметрами и результатами предыдущих осмотров, при этом определяется степень опасности дефектов и намечаются сроки их устранения.

Периодичность испытаний ВЛИ

ВЛИ должны испытываться перед вводом в эксплуатацию, а также в процессе эксплуатации. Устанавливается периодичность испытаний в процессе эксплуатации: первое - - через год после включения линий в работу; последующие - - при необходимости (после ремонта, реконструкции, подключения новых нагрузок и т.п.); отдельные виды испытаний --с указанной ниже периодичностью.

Профилактические испытания изоляции ВЛИ мегомметром на напряжении 2500 В выполняются при необходимости, но не реже 1 раза в 6 лет. Испытания проводятся после отсоединения (отключения) от линии всех потребителей. Испытания изоляции жил СИП, изоляции их соединений и ответвлений от них выполняются при необходимости, но не реже 1 раза в 6 лет. Измерение общего сопротивления всех заземлителей нулевого провода, а также отдельных заземлителей у опор, имеющих наружные спуски с доступными с земли болтовыми соединениями, проводятся не реже 1 раза в 6 лет. Измерения должны выполняться в периоды наибольшего высыхания грунта.

Выборочный контроль состояния заземлителей с их раскоп кой производится выборочно на 2 % железобетонных опор в местах возможного их повреждения, в агрессивных грунтах, в населенной местности с замером сопротивления не реже 1 раза в 12 лет. наличия цепи между заземлителями и заземляемыми элементами проводится ежегодно при осмотрах воздушных линий с изолированными проводами. Измерение тока однофазного короткого замыкания на нулевой провод проводится при изменении длины или сечения проводов ВЛИ (или ее участков), но не реже 1 раза в 12 лет. Результаты испытаний оформляются протоколом и заносятся в пас порт линии.

Поиск повреждений на воздушных линиях с изолированными проводами

Работы по поиску повреждения изоляции самонесущего изолированного провода (СИП) осуществляются для определения жил с поврежденной изоляцией и места повреждения.

Определение поврежденных жил производится путем испытания изоляции каждой токоведущей жилы относительно нулевого провода и между токоведущими жилами. Испытания проводятся мегомметром на 2,5 кВ после отсоединения (отключения) от линии всех потребителей.

Методы определения мест повреждения на ВЛИ 0,38 такие же, как и для кабельных линий. Для определения зоны повреждения применяют импульсный метод, а места повреждения - индукционный и акустический методы. После проведения испытаний СИП все провода должны кратковременно заземляться для снятия зарядного тока.

Ремонт воздушных линий с изолированными проводами

Для поддержания линии в технически исправном состоянии проводятся текущие и капитальные ремонты. Ремонт ВЛИ дол жен производиться по утвержденному графику, составленному с учетом результатов осмотров и испытаний. Периодичность капитальных ремонтов для ВЛИ на железобетонных опорах - 1 раз в 10 лет, на деревянных опорах - 1 раз в 5 лет. Объем ремонта определяется на основании выявленных при осмотрах и испытаниях ВЛИ дефектов.

В объем капитального ремонта при необходимости включаются: замена и ремонт опор; замена деталей опор; выправка опор; установка приставок к существующим опорам; замена СИП; регулировка стрел провеса проводов; замена вводов к потребителям; ремонт уличного освещения и другие виды работ. Ремонт заземляющих устройств и заземляющих спусков выполняется безотлагательно.

При обрыве СИП в результате падения дерева, наезда транспорта и других причин ремонт должен производиться путем монтажа ремонтной вставки из СИП. При этом сечение жил ремонтной вставки должно быть не меньше сечения поврежденных жил.

Ремонтная вставка монтируется следующим образом. Нулевая несущая жила самонесущего изолированного провода соединяется с помощью овальных соединителей марки СО АС, которые монтируются методом опрессования. Фазные и фонарная жилы соединяются с помощью соединительных или ответвительных зажимов, при этом они должны разноситься по длине СИП.

При фазировке СИП следует использовать имеющуюся заводскую разметку фаз. Восстановление изоляции провода при небольших ее повреждениях выполняется самосклеивающейся лентой типа СЗЛА, ЛЭТСАР ЛП, ЛЭТСАР ЛПм, применяемой при монтаже кабельных линий .

Самонесущими изолированными проводами СИП (рис. 2.1) называются скрученные в жгут изолированные жилы, причем несущая жила может быть как изолированной, так и неизолированной. Механическая нагрузка может восприниматься или несущей жилой, или всеми проводниками жгута.

Воздушная линия электропередачи напряжением выше 1 кВ и до 20 кВ выполняемые проводами с защитной изолирующей оболочкой обозначается ВЛЗ (рис. 2.2).

В настоящее время наибольшее распространение получили линии ВЛ и ВЛИ.

Пролет ВЛ  участок ВЛ между опорами или конструкциями заменяющими опоры.

Габаритным пролетом ВЛ называется пролёт, длина которого определяется нормированным вертикальным габаритом от проводов до земли при устройстве опор на идеально ровной поверхности.

Габаритной стрелой провеса называется наибольшая стрела провеса в габаритном пролёте.

Рис. 2.2. Провод с защитной изоляцией для воздушных линий электропередачи марки СИП-3 на напряжение до 20 кВ

Магистраль ВЛ  участок линии от питающей трансформаторной подстанции до концевой опоры.

Ответвление от ВЛ к вводу – участок от опоры магистрали или линейного ответвления до зажима (изолятора ввода).

ВЛ предназначены для передачи электроэнергии на расстояние по проводам. Основными конструктивными элементами ВЛ являются провода, тросы, опоры, изоляторы и линейная арматура. Провода служат для передачи электроэнергии. В верхней части опор над проводами для защиты ВЛ от грозовых перенапряжений монтируют грозозащитные тросы. Опоры поддерживают провода и тросы на определенной высоте над уровнем земли или воды. Изоляторы изолируют провода от опоры. С помощью линейной арматуры провода закрепляются на изоляторах, а изоляторы на опорах.

Наибольшее распространение получили одно и двухцепные ВЛ. Одна цепь трехфазной ВЛ состоит из проводов разных фаз. Две цепи могут располагаться на одних и тех же опорах.

2.2. Провода воздушных линий

Воздушные линии могут выполняться с одним или несколькими проводами в фазе, во втором случае фаза называется расщепленной. Провода расщепленной фазы могут быть изолированы друг от друга.

Диаметр проводов, их сечение и количество в фазе, а также расстояние между проводами расщепленной фазы определяются расчетом. На ВЛ должны применяться многопроволочные провода и тросы. В качестве грозозащитных тросов следует, как правило, применять стальные канаты, изготовленные из оцинкованной проволоки для особо жестких агрессивных условий работы. На ВЛ до 1 кВ должны, как правило, применяться самонесущие изолированные провода (СИП) (рис. 2.4, а , б ). СИП должен относиться к категории защищенных, иметь изоляцию из трудносгораемого светостабилизированного синтетического материала, стойкого к ультрафиолетовому излучению и воздействию озона. Выбор сечения проводов следует производить в соответствие с требованиями . В табл. 2.1 и 2.2 приведены минимальные сечения изолированных и неизолированных проводов. В скобках дано сечение жилы самонесущих изолированных проводов, скрученных в жгут, без несущего провода. Сечения фазных проводов магистрали ВЛ рекомендуется принимать не менее 50 мм 2 .

Крепление, соединение СИП и присоединение к Сип следует производить при помощи линейной арматуры (рис. 2.3).

В одном пролете ВЛ допускается не более одного соединения на каждый провод. В пролетах пересечения ВЛ с инженерными сооружениями соединение проводов ВЛ не допускается.

Рис. 2.3. Линейная арматура для самонесущих изолированных

проводов ВЛИ 0,4 кВ

Таблица 2.1

Минимально допустимые сечения изолированных проводов

Таблица 2.2

Минимально допустимые сечения неизолированных

и изолированных проводов

Нормативная

толщина стенки

гололеда, мм

Материал провода

Сечение провода на

магистралии линейном ответвлении,мм

Алюминий (А), нетермообработанный алюминиевый сплав (АН)

Сталеалюминий (АС),

алюминиевый сплав (АЖ)

15 и более


a ) б )

Рис. 2.4. Самонесущие изолированные провода:

а – все жилы, за исключением неизолированного нулевого несущего троса, имеют изоляционный покров из термопластичного светостабилизированного полиэтилена;

б – все жилы, в том числе несущий трос, имеют изоляционный покров

из термопластичного светостабилизированного полиэтилена

Преимущества СИП :

1. Снижение падения напряжения благодаря значительно меньшему реактивному сопротивлению (в среднем 0,1 Ом/км вместо 0,35 Ом/км), что увеличивает нагрузку в кВт при аналогичной линии и таком же падении напряжения или повышает качество переданной энергии при той же нагрузке.

2. Улучшение рабочих условий за счет устранения возможности контакта с посторонними предметами.

3. Уменьшение необходимой ширины вырубки в лесистой местности.

4. Снижение риска возникновения пожаров в лесистой или покрытой кустарником местности при падении провода на землю.

5. Уменьшение допустимого расстояния до строений и других воздушных (например, телефонных) линий, что обеспечивает большую гибкость при прокладке.

6. Повышение безопасности при образовании гололеда.

7. Возможность использования более коротких опор – допустимое расстояние до поверхности земли для изолированных проводов составляет 4 м, для неизолированных – 8 м.

8. Упрощение процесса прокладки новой линии, относительная простота переоборудования существующих линий с неизолированными проводами на линии ВЛИ с самонесущими изолированными проводами.

9. Возможности: совместной прокладки на одних и тех же опорах одновременно СИП 0,4 кВ и высоковольтных воздушных линий 6–20 кВ с неизолированными или защищенными проводами; одновременного монтажа на одних и тех же опорах телефонных линий (на 0,5 м ниже линии с СИП); установки дополнительных СИП параллельно существующим для удвоения мощности сети, что недопустимо при использовании неизолированных проводов.

10. Бесперебойное электроснабжение в случае срыва СИП с опор .

Преимущества СИП в городских условиях : полное устранение опасности контакта с проводом, в том числе для птиц; безопасность и экономичность подключения потребителей (разводки), которое можно проводить под напряжением; простота внедрения методики работы с низковольтными сетями под напряжением; уменьшение числа аварий более чем в 5 раз; полная защищенность от воздействия влаги и коррозионная устойчивость благодаря изоляции проводов и наличию современных нержавеющих и водозащищенных монтажных изделий и разъемов, подвергающихся испытаниям в воде при 6 кВ.

Преимущества СИП, по сравнению с сетью из неизолированного воздушного провода: устранение опасности замыкания фазы на землю из-за поломки изолятора или контакта провода с ветками деревьев; практическое устранение неисправностей из-за случайных или злоумышленных действий людей; выстрел мелкой дробью не вызывает серьезного повреждения провода; мелкие повреждения изоляционного материала не требуют немедленного ремонта; полностью исключается возможность запутывания проводов из-за ветра или атмосферной неустойчивости, что является причиной 40 % аварий в сетях с применением неизолированных воздушных проводов.

Воздушной линией электропередачи напряжением 0,38/0,22 кВ с самонесущими изолированными проводами (ВЛИ) называется электроустановка, предназначенная для передачи электроэнергии потребителям по самонесущим изолированным проводам, прикрепленным при помощи арматуры к опорам, стенам зданий и сооружениям.
Самонесущими изолированными проводами (СИП) называются провода, состоящие из нескольких изолированных фазных жил, скрученных поверх изолированной или неизолированной несущей жилы. Несущая жила используется в качестве «нулевой».
Ответвлением от ВЛИ к вводу в здание называется участок СИП от места подключения к магистрали ВЛИ до места подключения к проводам ввода в здание. Ответвления от ВЛИ к вводам в здания в строительную длину линии не входят.
Самонесущие изолированные провода по конструктивному исполнению относятся к изолированным незащищенным проводам и предназначены для прокладки на открытом воздухе.
Кабельные вставки в ВЛИ и ответвления от них должны выполняться в соответствии с требованиями гл. 2.3 ПУЭ.
Область применения ВЛИ не ограничивается и определяется технико-экономическими расчетами с учетом повышенной надежности электроснабжения. ВЛИ рекомендуется применять в местах прохождения трасс по зеленым насаждениям, лесам, садам, вблизи детских, школьных и учебных учреждений, в населенных пунктах и других местах, а также совместно с кабельными линиями.

Провода.

На ВЛИ применяются самонесущие изолированные провода с неизолированной или изолированной несущей нулевой жилой. Все виды механических нагрузок и воздействий должны восприниматься несущей нулевой жилой.
По условиям механической прочности следует применять СИП с сечением несущей жилы, мм 2 , не менее: на ответвлениях к вводам в здания - 16 (допускается применять провод 2x10 мм 2); на магистралях - 35.
Длина пролета на ответвлениях к вводам должна определяться расчетом, в зависимости от прочности опоры, на которой выполнено ответвление, габаритов подвески проводов, количества и сечения жил ответвления, а также климатических условий. Провода ответвлений к вводам должны иметь анкерное крепление.
Фазные провода магистрали ВЛИ должны быть выполнены из алюминиевого сплава и иметь сечение не менее 25 мм 2 .

Арматура.

Крепление СИП, соединение их жил и ответвления от них следует выполнять с применением специальной арматуры: сцепной, поддерживающей, натяжной, соединительной и контактной.
Сцепная арматура предназначена для крепления поддерживающих и натяжных зажимов к опорам, стенам зданий и сооружениям. К ней относятся крюки и кронштейны.
Поддерживающая и натяжная арматура предназначена для крепления нулевой жилы СИП на опорах, стенах зданий и сооружениях. К ней относятся поддерживающие и натяжные зажимы. Арматура должна иметь конструкцию, препятствующую истиранию изоляции жил.
Соединительная арматура предназначена для соединения жил СИП на магистралях ВЛИ и ответвлениях к вводам в здания с проводами вводов. К ней относятся соединительные зажимы для нулевой несущей жилы, фазных и фонарной жил, а также вводов. Соединительная арматура должна позволять выполнять соединения жил СИП как в петлях опор анкерного типа, так и в пролетах ВЛИ. Все перечисленные соединительные зажимы должны иметь изоляцию токоведущих частей.
Контактная арматура предназначена для выполнения ответвлений от жил СИП. К ней относятся ответвительные зажимы: от фазных, фонарной жилы, ответвительные зажимы от нулевой жилы для светильников уличного освещения, а также специальные ответвительные зажимы.

Опоры.

Тип опоры ВЛИ, их определение, назначение, область применения, а также предъявляемые к ним требования аналогичны предъявляемым к опорам ВЛ 0,38 кВ и должны соответствовать пп. 2.4.27-2.4.35 ПУЭ.
Номенклатура опор ВЛИ должна допускать: подъем на опору электромонтера при помощи специальных инвентарных приспособлений; установку светильников уличного освещения; подвеску проводов сети проводного вещания (ПВ); устройство одно- и трехфазных ответвлений к вводам в здания; подвеску двух цепей ВЛИ как с подвеской проводов ПВ, так и без них.

Защита от перенапряжений.

Для обеспечения нормальной работы электроприемников, нормируемого уровня электробезопасности и защиты от атмосферных перенапряжений на ВЛИ с глухозаземленной нейтралью в соответствии с требованиями ПУЭ должны быть выполнены заземляющие устройства, предназначенные для повторного заземления нулевой жилы СИП, защиты от атмосферных перенапряжений и заземления вентильных разрядников.
Общее сопротивление растеканию тока заземлителей линии в любое время года не должно превышать 10 Ом.
Для удельного сопротивления более 100 Ом м допускается увеличение указанной нормы, но не более чем в 10 раз.
Элементы электроустановок, не оговоренные в настоящих указаниях, заземляются в соответствии с ПУЭ (гл. 1.7). Заземляющие проводники должны иметь диаметр не менее 6 мм.

В настоящее время на ЛЭП все чаще применяют изолированные самонесущие и защищенные (покрытые) провода. На ВЛ до 1 кВ ПУЭ рекомендуется применять самонесущие изолированные провода (СИП).

Самонесущие изолированные провода, в отличие от проводов неизолированных, имеют изолирующее покрытие из сшитого полиэтилена на фазных проводах и, в зависимости от модификации, имеют или не имеют подобное покрытие на несущем нейтральном проводе. Кроме того, есть разновидность СИП без несущего провода, у которой все четыре провода изолированы. Рассмотрим основные разновидности СИП.

  1. СИП-1 – система с голой несущей нейтралью состоит из трех изолированных алюминиевых жил и одной несущей нейтрали из алюминиевого сплава без изоляции. Есть отечественная модификация, у которой несущая нейтраль изготовлена из сталеалюминевого провода. В систему могут быть включены один или два добавочных изолированных алюминиевых проводника в качестве дополнительных жил или жил для уличного освещения. Механическая прочность и сечение трех фаз одинаковы. Проводник нейтрали предназначен для подвешивания СИП и имеет высокую механическую прочность. При натяжении линии только нейтраль несет всю растягивающую нагрузку. Нейтраль может быть использована в качестве защитной и нулевой жилы.
  2. СИП-2 – отличие данной системы СИП от СИП-1 в том, что нейтральный провод имеет изоляцию.
  3. СИП-3 – представляет собой фазный провод применяемый на ВЛ 10-35 кВ имеющий полиэтиленовое покрытие.
  4. СИП-4 и СИП-5 – системы СИП представляющие собой две или четыре изолированные алюминиевые жилы. Механическая прочность и сечение всех жил одинаковы. В систему могут быть включены один или два добавочных изолированных алюминиевых проводника в качестве дополнительных жил или жил для уличного освещения. При натяжении линии все жилы несут одинаковую нагрузку. Отличие систем СИП-4 и СИП-5 только в сечении жил проводов.

Рисунок. Типы самонесущих изолированных проводов: а - СИП-1; б - СИП-2; в - СИП-4 и СИП-5

Широкое применение самонесущих изолированных и покрытых проводов связано с тем, что:

  • полиэтиленовое покрытие проводов предохраняет от КЗ при схлестывании;
  • допускается падение деревьев и касание веток;
  • затрудняется налипание снега и образование гололеда;
  • сокращается междуфазное расстояние (у ВЛ 10 кВ до 40-50 см при горизонтальном расположении проводов и до 65-70 см при расположении по вершинам треугольника);
  • возможность монтажа ВЛ с СИП по фасадам зданий, что уменьшает количество требуемых опор;
  • исключается опасность возникновения пожаров в случае падения проводов на землю;
  • повышается безопасность обслуживания ВЛ с СИП вследствие отсутствия риска поражения электрическим током при касании фазных проводов, находящихся под напряжением;
  • снижается вероятность хищения электроэнергии;
  • уменьшается ширина просек при сооружении линии в лесных массивах.

К недостаткам ВЛ с изолированными проводами можно отнести:

  • большая стоимость проводов;
  • трудности наложения переносного защитного заземления на месте производства работ;
  • длительно допустимый ток нагрузки СИП на 10% ниже, чем для неизолированных проводов;
  • монтаж проводов должен выполняться при температуре наружного воздуха не ниже -10°С;
  • для монтажа проводов требуется специальная линейная арматура;
  • необходимость покрытия соединительных зажимов изолирующим материалом с такими же изоляционными характеристиками, как и изоляция проводов.