Страдание святого священномученика Антипы, епископа Пергамского. Священномученик Антипа епископ Пергамский

Священномученик Антипа – ученик святого апостола Иоанна Богослова (память 26 сентября), был епископом Пергамской Церкви в царствование императора Нерона (54-68).

В то время по повелению императора всех, кто не приносил жертвы идолам, подвергали казни или изгнанию. Тогда был заточен на остров Патмос (в Эгейском море) святой апостол Иоанн Богослов, которому Господь открыл будущие судьбы мира и Святой Церкви.

– «И Ангелу Пергамской Церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь Имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа» (Откр. 2, 12-13).

Святитель Антипа своим примером, твердой верой и неустанной проповедью о Христе достиг того, что жители Пергама начали уклоняться от жертвоприношений идолам. Языческие жрецы упрекали епископа в том, что он отвращает народ от поклонения отечественным богам, и требовали прекратить проповедь о Христе и принести жертву идолам.

Святитель Антипа спокойно ответил, что не станет служить богам-бесам, которые бегут от него, смертного человека, что он поклоняется и будет поклоняться Господу Вседержителю, создавшему все, и Его Единородному и Единосущному Сыну и Святому Духу.
Жрецы возразили, что их боги существуют издавна, а Христос появился недавно и был распят при Пилате как злодей. Святитель ответил, что языческие боги созданы руками людей и все сказания о них исполнены беззаконий и пороков. Он твердо исповедовал веру в Сына Божия, воплотившегося от Пресвятой Девы.

Разъярённые жрецы повлекли священномученика Антипу в храм Артемиды и бросили его в раскаленного медного вола, куда обычно бросали жертвы идолам. Священномученик в раскаленной печи громко молился Богу, прося принять его душу и укрепить веру христиан. Он отошел ко Господу спокойно, как бы уснув († ок. 68).

Священномученик Антипа епископ Пергамский

Ночью христиане взяли не тронутое огнем тело священномученика Антипы и с честью похоронили в Пергаме. Гробница священномученика стала источником чудес и исцелений от различных болезней. Особенно прибегают к священномученику Антипе при зубных болях.

Мо­лит­вен­ный по­кров свя­щен­но­му­че­ни­ка Ан­ти­пы осо­бен­но необ­хо­дим в на­ше апо­ста­сий­ное вре­мя. В пред­смерт­ной мо­лит­ве свя­той про­сил Гос­по­да, «дабы те, кто бу­дет жить по­сле ме­ня, со­де­ла­лись при­част­ни­ка­ми Ми­ло­сти Его». Се­го­дня он пред­ста­тель­ству­ет за хри­сти­ан, об­на­жая со­кро­вен­ные коз­ни лу­ка­во­го и на­став­ляя на путь спа­се­ния. Бу­дучи тай­но­зри­те­лем су­деб Бо­жи­их и по­бе­ди­те­лем бе­сов еще при жиз­ни, свя­той Ан­ти­па име­ет осо­бую бла­го­дать охра­нять от за­блуж­де­ний и по­кры­вать от бе­сов­ских ис­ку­ше­ний по­след­них вре­мён .

СВЯЩЕННОМУЧЕНИКУ АНТИПЕ
Тропарь, глас 4

Идольския лести упразднил еси, Антипо, / и, диавольскую поправ силу, / пред богоборцы дерзновенно Христа исповедал еси. / Темже со Ангельскими чины в Вышних водворяяся, / Владыце всех славословие принося, / и о нас молебное благодарение предлагаеши, / благодать цельбы даруя. / Сего ради тя чтим, / священномучениче Антипо, / моли Христа Бога, / да спасет души наша.

Кондак, глас 4

Апостолов сопрестольник и святителей украшение / был еси, блаженне, / мученически прославився, / возсиял еси, якоже солнце, всех просвещая, / Антипо священне, / разрушил еси безбожия нощь глубокую. / Сего ради тя почитаем, / яко Божественного суща священномученика / и целеб подателя.

Молитва

О, преславный священномучениче Антипо, скорый помощниче христианом в болезнех! Верую от всея души и помышления, яко дадеся тебе от Господа дар болящия исцеляти, недугующия врачевати и разслабленныя укрепляти. Сего ради к тебе, яко благодатному врачу болезней, аз немощный [немощная] прибегаю и твой досточтимый образ с благоговением лобызая, молюся: твоим предстательством у Царя Небеснаго испроси мне болящему [болящей] исцеление от удручающия мя зубныя болезни, аще бо и недостоин [недостойна] есмь тебе, благостнейшаго отца и приснаго заступника моего, но ты, быв подражатель человеколюбия Божия, сотвори мя достойна [достойну] твоего заступления чрез мое обращение от злых дел к благому житию, уврачуй обильно дарованною тебе благодатию язвы и струпы души и тела моего, даруй ми здравие и спасение и во всем благое поспешение, да тако тихое и безмолвное житие пожив во всяком благочестии и чистоте, сподоблюся со всеми святыми славити всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Священномученик Антипа , епископ Пергамский

11 апреля по ст.ст. / 24 апреля по н.ст.

В изложении святителя Димитрия Ростовского

В царствование императора Домициана 1 открылось великое гонение на христиан, и ко всем князьям и правителям были разосланы указы, чтобы христиане беспрекословно повиновались царским велениям, приняли языческую веру и поклонились идолам. Тогда явилось множество верных, небоязненно исповедывавших слово Божие, и открылось великое мужество мучеников, подвизавшихся за Христа Спасителя. В это время был заточен на остров Патмос 2 и великий Апостол, святой Иоанн Богослов, - сей столп Церкви, основание христианской истины и проповедник предвечного божества Единородного Сына Божия. На Патмосе в откровении среди семи светильников явился ему Господь, и повелел написать семи Ангелам, т.е. епископам семи малоазийских церквей, и укрепить сонмы мучеников. При этом Господь воспомянул и о святителе Антипе, о котором предлежит настоящее повествование. Сказал Господь Своему ученику "знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа" (Откр.2:13).

Ибо святой Антипа был епископом Пергамской церкви 3 . Из этих слов откровения Иоаннова видно, каков верный свидетель Христов был Антипа и каковы были жители города Пергама, который был жилищем сатаны. Среди них святой Антипа был как свет среди тьмы, как роза среди терния, как золото в грязи или, лучше сказать, в огненной печи по написанному: "испытал их как золото в горниле" (Прем.Сол.3:6).

Там и закон природы не соблюдался и не было никакой рассудительности, но каждый мстил за себя и сильный обижал слабого, и тот считался мужественным, добрым и праведным, кто бил или умерщвлял христиан. И когда неверные так притесняли и беспокоили общество христианское, блаженный Антипа, муж непоколебимый в вере и постоянный в добродетели, ни мало не смущался, но, как бы переменивши естество человеческое на Ангельское, крепко и небоязненно стоял против врагов.

Пренебрегая угрозами мучителей он часто выходил в народ, и среди него сиял, как заря, и светом чистой и правой веры прогонял тьму идолопоклоннического заблуждения. Поэтому бесы (которых эллины считали за богов) все бежали оттуда, и ни один из них не смел пребывать в городе Пергаме, в коем жил святой Антипа. Бесы являлись своим жрецам в сновидениях и говорили, что они уже не вкушают жертв их и не обоняют курения жертвенного, так как их прогоняет начальник христиан. Тогда эллины разгневались и устремились на Антипу и, схвативши его, повлекли на то место, где они обыкновенно приносили свои скверные жертвы. И сказал ему правитель:

Ты ли тот Антипа, который и сам не исполняет царских повелений и других учит тому же, и так препятствует нашим жертвоприношениям, что ни одному из богов не дает насытиться туком жертвенным? Из за тебя боги оставили наш город, и есть опасность, как бы какая беда не постигла его, так как они не захотят более охранять его. Довольно тебе коснеть в христианском волшебстве; теперь покайся и подчинись нашим законам, чтобы боги, обладающие сим прекрасным городом, не перестали иметь о нас попечение и охранять нас. А если не захочешь этого сделать, и не отречешься от своей веры и будешь презирать наше богопочитание, то по римскому закону подвергнешься достойному наказанию.

Святой Антипа ответил на это:

Одно знай, правитель, что я - христианин и повиноваться безумному и нечестивому повелению царя отнюдь не желаю. Но так как на твои вопросы следует дать приличный ответ, то выслушай меня. Если ваши боги, которых вы называете владыками всей вселенной, прогнаны, как они сами говорят, смертным человеком, и если те, которых вы считаете за своих защитников и заступников, сами ищут вашей помощи, то отсюда легко можете познать свое заблуждение. Если они не могут наказать за причиненное им оскорбление и признают себя побежденными от одного человека, то каким образом могут избавить от беды весь род человеческий или хотя один город? Приняв сие во внимание, вы должны хотя теперь отстать от пагубного своего заблуждения и уверовать во Христа, сошедшего с небес спасти род человеческий. Сей Христос в скончании веков воистину придет Судия всех и воздать каждому по делам его или муку, или почесть.

После такого благоразумного ответа, правитель опять начал говорить святому Антипе:

Вы повинуетесь новым, изобретенным вами, законам и уставам и пренебрегли богопочитание древнее, которое мы изначала приняли от предков наших и которое от них по наследству дошло до нас. Не хорошо отступать от обычаев праотцев наших, ибо старое лучше нового, и благонадежнее, и большей похвалы достойно то, что утверждено древностью времени. Поэтому и ты должен переменить свое верование и не следовать Человеку, Который явился в недавнее время и некоторыми волхвованиями смутил жизнь человеческую, и был распят при Понтии Пилате. Итак подчинись царским повелениям, и будешь жить с нами безбедно, и мы будем во всем помогать тебе и любить тебя сыновнею любовью; ибо старость твоя достойна того, чтобы мы любили и почитали тебя, как отца.

На это святой Антипа ответил:

Хотя бы ты и бесчисленные доводы представлял мне, я не буду настолько безумен и бессмыслен, чтобы, достигши глубокой старости и приближаясь к смерти, переменить свою веру и ради сей несчастной и бесчестной жизни отступить от утвержденного исповедания веры. Итак не прельщай ума моего, постоянно упражняющегося в чтении божественных книг. Ибо сначала не было ни одного из богов ваших; они явились впоследствии и никакого добра не сделали и пользы от них нам никакой не произошло; но как сами они были гнусные и негодные, то так же и для других сделались виновниками злой и любострастной жизни. А если нужно хранить древние недобрые установление, то следует подражать и Каину братоубийце. Почему вы не последуете тем, которые хотели взойти на небо и не постыдились кровосмешения с своими сестрами, за что они и были истреблены потопом? Если и вы будете подражать беззакониям их ради их древности, то уже не водою, а огнем вечным и червем неусыпающим наказаны будете, если не покаетесь.

После сих слов нечестивые схватили святого мужа и повлекли к храму Артемиды 4 , где находился медный вол: раскалив сего вола, они бросили в него святого мученика. Он же, сотворив крестное знамение, молился Богу, взывая:

Боже, явивший нам сокровенную от века тайну Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого Ты открыл нам недоведомые глубины совета Твоего, благодарю Тебя за все благодеяния Твои, - за то, что Ты спасаешь нас, уповающих на Тебя, и сподобил меня чести в час сей быть вписанным в число святых мучеников, пострадавших за имя святое Твое. Приими дух мой, отходящий ныне от жизни сей, и дай мне обрести благодать у Тебя и у Единородного Сына Твоего, - и не только меня, но и тех, которые будут жить после меня, сделай участниками милости Твоей, да всеми славится имя Твое святое во веки. Аминь.

Сими и подобными словами долго молился святой Антипа, мучимый в раскаленном воле. Потом, сотворив молитву и обо всем мире, он предал дух в руки Божии, как бы уснув сладким сном, и восшел на небо, украшенный славным мученическим венцем 5 . Благочестивые мужи взяли святые мощи его и с честью похоронили их в том же городе Пергаме, и истекло от них миро, исцеляющее всякие болезни человеческие во славу Христа Бога нашего, со Отцом и Святым Духом славимого во веки. Аминь.

Тропарь, глас 4:

Идольския лести упразднил еси Антипо, и диавольскую поправ силу, пред богоборцы дерзновенно Христа исповедал еси. Темже со ангельскими чины в вышних водворяяся, Владыце всех славословие принося, и о нас молебное благодарение предлагаеши, благодать цельбы даруя. Сего ради тя чтим священномучениче Антипо, моли Христа Бога, да спасет душы наша.

Кондак, глас 4:

Апостолов сопрестольник, и святителей украшение был еси блаженне, мученически прославився, возсиял еси якоже солнце, всех просвещая Антипо священнее, разрушил еси безбожия нощь глубокую, сего ради тя почитаем яко божественнаго суща священномученика, и целеб подателя.

________________________________________________________________________

1 Римский император Домициан царствовал с 81 г. по 96 г.

2 Патмос бесплодный, скалистый остров в Эгейском море, на юго-западе от Ефеса, между Санопом и Наксосом

3 Пергам - город в великой Мизии (в северо-западной части Малой Азии) был столицею Пергамского царства. В древности он славился богатством, роскошью и обширной библиотекой, также изобретением, или, вернее, усовершенствованием обработки пергамента (кожи для письма). Впоследствии этот город был присоединен к Римской империи.

4 Артемида - иначе Диана - известная языческая богиня у греков, олецетворяла луну и считалась покровительницею лесов и охоты. Служение этой богине отправлялось с великолепием и блеском.

5 Священномуч. Антипа, епископ Пергама Асийского, скончался в 95 г., память его (11 апр.) была особо чтима в Царьграде, куда при Феодосии Великом (379-395 гг.) был перевезен из Пергама бык, в коем сожжен был св. Антипа.

Антипа Пергамский (+ок.68/92), епископ, священномученик. Память 11 апреля (24 апреля).

Антипа, ученик святого апостола Иоанна Богослова, был епископом Пергамским в царствование императора Нерона (54-68).

В то время по повелению императора всех, кто не приносил жертвы идолам, подвергали казни или изгнанию. Тогда был заточен на остров Патмос (в Эгейском море) святой апостол Иоанн Богослов, которому Господь открыл будущие судьбы мира и Святой Церкви.

«И Ангелу Пергамской Церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь Имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа» (Откр. 2, 12-13).

Святитель Антипа своим примером, твердой верой и неустанной проповедью о Христе достиг того, что жители Пергама начали уклоняться от жертвоприношений идолам. Языческие жрецы упрекали епископа в том, что он отвращает народ от поклонения отечественным богам, и требовали прекратить проповедь о Христе и принести жертву идолам.

Святитель Антипа спокойно ответил, что не станет служить богам-бесам, которые бегут от него, смертного человека, что он поклоняется и будет поклоняться Господу Вседержителю, создавшему все, и Его Единородному и Единосущному Сыну и Святому Духу. Жрецы возразили, что их боги существуют издавна, а Христос появился недавно и был распят при Пилате как злодей. Святитель ответил, что языческие боги созданы руками людей и все сказания о них исполнены беззаконий и пороков. Он твердо исповедовал веру в Сына Божия, воплотившегося от Пресвятой Девы.

Разъяренные жрецы повлекли священномученика Антипу в храм Артемиды и бросили его в раскаленного медного вола, куда обычно бросали жертвы идолам. Священномученик в раскаленной печи громко молился Богу, прося принять его душу и укрепить веру христиан. Он отошел ко Господу спокойно, как бы уснув.

Ночью христиане взяли не тронутое огнем тело священномученика Антипы и с честью похоронили в Пергаме. Гробница священномученика стала источником чудес и исцелений от различных болезней. Святой Антипа имеет благодать исцелять от болезней, особенно же от «удручающия зубныя болезни».

Кондак 1

Возбранный чудотворче и изрядный недугов целебниче, по данней ти от Господа благодати, яко имеяй дерзновение к Подателю здравия, от всяких нас бед и недугов свободи, да зовем ти: радуйся, Антипо, скорый помощниче в болезнех наших.

Икос 1

Ангелов и всея твари Содетель, явивый тя Церкве Святей всесветлаго светильника веры и за веру твердейшаго адаманта священномученика, научает нас восхваляти подвиги твоя и воспевати тя, священномучениче Антипо, сице: Радуйся, богомудрый наставниче православныя веры; радуйся, яко источил еси peки учения, верных напаяющия. Радуйся, яко мутныя воды многобожия потребил еси; радуйся, яко демоном служащия чествовати Бога Истиннаго научил еси. Радуйся, яко из глубины безбожия извлекл еси заблуждшия человеки и наставил еси их на путь спасения; радуйся, яко дреманием нечестия одержимыя возбудил еси к разуму истиннаго Боговедения. Радуйся, Антипо, скорый помощниче в болезнех наших.

Кондак 2

Видя лютое гонение неправедных на благочестивыя христианы, не убоялся еси прещения их и мучительства, богоизбранне, но дерзновенно пред лицем их истиннаго Бога исповедал еси, вразумляя тех обратитися от суетных идол ко Христу Спасителю и выну пети Ему: Аллилуиа.

Икос 2

Среди язык, сидящих во тьме и сени смертней, сохранив непорочность жития твоего, святе Антипо, Ангелом сожитель быти сподобился еси и с ними воспевати Троическую песнь Богу на Небеси. Услыши нас, поющих ти на земли похвальная пения сия: Радуйся, житию безплотных поревновавый; радуйся, чистотою Ангелом уподобивыйся. Радуйся, во плоти явивыйся аки бесплотен; радуйся, в теле поживый духовно, на земли небесно. Радуйся, небесный человече; радуйся, земный Ангеле. Радуйся, Антипо, скорый помощниче в болезнех наших.

Кондак 3

Силою благодати Божией, еще сый в телеси возсиял еси яко солнце, всех просвещая и разгоняя глубокую нощь безбожия. Сего ради почитая тя яко сопрестольника Апостолов и целеб подателя воспеваем Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имея неусыпное попечение о спасении душ во тьме идолослужения погибающих, богомудре Антипо, не преставал еси призывати тех к Богоугодней жизни, подавая собою пример совершеннаго благочестия христианскаго; сего ради усердно приносим ти похвалы сия: Радуйся, образе жития праведнаго; радуйся, указателю неверным стези, ведущей к Небеси. Радуйся, верным ко спасению путеводителю; радуйся, прилежный вразумителю заблуждших. Радуйся, во обращении идолопоклонников к вере во Христа явивый самоотвержение всецелое; радуйся, архиерею Божий, добре упасший словесное стадо твое. Радуйся, Антипо, скорый помощниче в болезнех наших.

Кондак 4

Велия буря ярости Дометиана, дышущаго убийством, восшуме на храм души твоея, святе Антипо, но того не возможе поколебати, основан бо бе на твердом веры Христовы камени, на немже ты, богоизбранне, неподвижно пребывая, укрепляющему тя Господу Иисусу воспевал еси: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше от тебе нечестивый игемон и жрецы идольстии словеса премудрости, распыхахуся на тя злобою, паче же егда рекл еси: Едино то веждь, о игемоне, яко христианин аз есмь, царскому же велению безумному и нечестивому повинутися отнюдь не изволяю. Сие убо воспоминая, взываем ти сице: Радуйся, веру во Христа до смерти сохранивый добре; радуйся, силою свыше на брань противу мучителей препоясанный. Радуйся, победоносною славою от Христа Победителя облеченный; радуйся, Апостолов во исповедании Христа подражателю. Радуйся, страстем Христовым сопричастниче; радуйся, кровию своею утвердивый правоверие. Радуйся, Антипо, скорый помощниче в болезнех наших.

Кондак 5

Боготочный источник дивных чудес явился еси, достославне Антипо: приял еси от Господа дар недуги врачевати, да познают неверующие Бога, яве тобою чудодействующа, и воспоют Ему: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше людие града Пергама, яко дадеся ти благодать немощных исцеляти, и от всяких телесных и душевных скорбей избавляти, удивишася. Мы же за многая исцеления тобою на ны изливаемая, ублажаем тя похвалами сими: Радуйся, болящих исцеление; радуйся, расслабленных укрепление. Радуйся, недугующих врачу благодатный; радуйся, скорбящим непостыдное прибежище. Радуйся, яко тобою от многих ран грешнии исцеляются; радуйся, яко тобою от всяких болезней с верою призывающии тя избавляются. Радуйся, Антипо, скорый помощниче в болезнех наших.

Кондак 6

Проповедником истины, Христовым Апостолом поревновав, не убоялся еси зверонравных мучителей, не ужаснулся еси прощения, но со дерзновением проповедал еси им Христа Бога, Его же ради в разжен сосуд медян ввержен был еси, да прославится тебе ради дивный во святых Господь, Емуже ты и в огни взывал еси: Аллилуиа.

Икос 6

Имея велию ревность о людех Божиих, ты болезновал еси о погрязших в бездне идолопоклонства, и ради спасения неверных готов был еси, якоже божественный Павел, сам отлучен быти от Христа, возлюбленнаго тобою. Сего ради со умилением взываем ти сице: Радуйся, отцу верующих Аврааму в ходатайстве о грешницех подражавый; радуйся, Боговидцу Моисею в пламенней молитве о спасении неверующих поревновавый. Радуйся, новый Самуиле, в молитве о беззаконницех глаголавый: Не буди мне, еже не вопити о вас с молением ко Господу; радуйся, подражателю архидиакона Стефана, во время страдания в медяном воле о мучителех сотворивый сицевую молитву: Господи! не постави им греха сего. Радуйся, яко незлобив сый, за убивающих тя молился еси, яко за благотворцев; радуйся, пастырю любвеобильный, положивый душу свою за словесныя овцы твоя. Радуйся, Антипо, скорый помощниче в болезнех наших.

Кондак 7

Хотящу беззаконному мучителю лестными словесы отвратити тя, Антипо, от Истиннаго Бога ко идолом бездушным, ты, богомудре, отвещал еси: пришед в последнюю старость и к смерти приближився, не изменю веры моея в Иисуса Христа, Бога моего, Емуже со Отцем и Святым Духом присно пою и во веки веков имам пети: Аллилуиа.

Икос 7

Новое чудо показа Господь тобою, егда ты по велению злочестиваго мучителя ввержен был еси в разжен медян коноб, в немже яко хлеб сладкий испеклся еси и в воню благоухания Святей Троице принеслся еси. Благоговейне убо воспоминая сие превелие терпение твое, блажим тя похвалами сими: Радуйся, позорищным ввержением в разженный сосуд гордыню мучителя низложивый; радуйся, яко огнь любве к Богу в сердце твоем до конца жизни сохранивый. Радуйся, яко Христа ради огнем кончину приявый; радуйся, твердее камене в терпении явивыйся. Радуйся, яко укрепляемый Христом Богом, преславно жизнь на земли скончал еси; радуйся, пресветлому мученическому лику сопричтенный. Радуйся, Антипо, скорый помощниче в болезнех наших.

Кондак 8

Странно бе видети языком, неведущим Божией силы, како в слабом старческом теле возмогл еси, святителю Антипо, претерпети за Христа лютейшия муки. Мы же, благодаря о сем Бога, даровавшаго ти таковую крепость, с любовию взываем: Аллилуиа.

Икос 8

Весь предан был еси Иисусу Пресладкому, святителю Антипо, и сладце Его ради горькия муки в огни претерпел еси, глаголал бо еси: ‘Чашу страданий, юже даде ми Господь, не имам ли пити’; темже и сам показался еси аки чаша, сладость чудесных исцелений изливающая всем вопиющим к тебе таковая: Радуйся, всею душею возлюбивый Иисуса Пресладкаго; радуйся, пастырю, словесным овцам во Святая святых путь показавый. Радуйся, реко, орошающая мир водами благодати Божией; радуйся, неисчерпаемый источниче чудесных исцелений. Радуйся, сосуде, на вся недуги врачевания неоскудно изливающий; радуйся, яко Господь сил дивная на тебе явил есть. Радуйся, Антипо, скорый помощниче в болезнех наших.

Кондак 9

Всякую стяжал еси чудодействия силу благодатию дивнаго во святых Своих Бога, святителю Антипо: не токмо бо молитвами твоими устрашил еси бесы, но и совершенно из града Пергама изгнал еси я. Воспоминая сию победу твою над злыми духи, благодарне вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Витийство человеческое не довлеет изрещи, коликую приял еси, святе Антипо, от Господа власть изгоняти от людей диавола с лукавыми демоны, за еже мы восхваляем тя сице: Радуйся, всяческих козней диавола разрушителю; радуйся, сатаны посрамителю. Радуйся, стужаемых от бесов свободителю; радуйся, демонов отгнателю. Радуйся, темных адских сил устрашителю; радуйся, от негоже духи злобы, якоже дым, исчезают. Радуйся, Антипо, скорый помощниче в болезнех наших.

Кондак 10

Спасти хотя душу твою, презрел еси плоть и не убоялся еси от убивающих тело, святе Антипо, егда бо услышал еси осуждение на сожжение в медяном воле, ты радостно приял еси оное, воспевая Господеви: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси ограждающая от всяких зол усердно тя в помощь призывающих, святе Антипо, не токмо бо во Асии живущим, но и во всех местех сущим христианом твоею действенною молитвою подаеши духовная дарования; ихже ради и мы, отче святый, ублажаем тя сице: Радуйся, сосуде, источаяй елей Божия милосердия; радуйся, живоносный источниче, струи исцелений изливающий нам. Радуйся, скорый возставителю здравия в немощи лежащих; радуйся, всех лютых болезней, паче же лютыя зубныя болезни, целителю. Радуйся, безмездный врачу болезни душевныя и телесныя; радуйся, подателю врачеваний всем, притекающим к тебе с верою. Радуйся, Антипо, скорый помощниче в болезнех наших.

Кондак 11

Пение благоприятное Пресвятей Троице принесл еси, достойный преемниче Апостолов, Антипо, не точию умом, словом и духом, но живым всего себя в жертву принесением. Тем же, аще и не довольны есмы к похвалению таковых твоих подвигов, обаче благодарни сущи, поем дивному во святых Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарный светильник, от Истиннаго Света озаряемый, сущим на земли являешися, равноапостольный Антипо, просвещаеши бо сердца верных и к разуму Божественному вся наставляеши, поучая и нас со умилением взывати: Радуйся, заре Божия света; радуйся, деннице Солнца Правды. Радуйся, сияние Евангельскаго учения; радуйся, светило небеснаго блистания. Радуйся, просвещаяй души верных; радуйся, озаряяй сердца ищущих правды. Радуйся, Антипо, скорый помощниче в болезнех наших.

Кондак 12

Благодать, данную ти от Бога ведуще, радостно имя твое воспоминаем, святителю Антипо, и с теплым молением к всечестному образу твоему притекающе, прилежно молим тя: подаждь цельбу страждущим лютою зубною болезнию и избави всех нас от всякия нужды и печали, да поем Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Славную кончину твою поюще, архиерею Божий, и теплую молитву твою к Богу о христианах воспоминающе, восхваляем Господа Сил, дивная на тебе сотворшаго; ты же услыши нас, умильно вопиющих ти: Радуйся, теплый пред Господем о нас молитвенниче; радуйся, присный пред Богом наш заступниче. Радуйся, добрый наш наставниче; радуйся, о спасении нас грешных сильный ходатаю. Радуйся, Царя Небеснаго скорый умилостивителю; радуйся, благосердый помощниче всех благочестно совершающих память твою. Радуйся, Антипо, скорый помощниче в болезнех наших.

Кондак 13

О, преславный и всехвальный священномучениче Антипо! Приими сие похвальное пение от нас недостойных во умилении тебе приносимое, и богоприятным твоим ходатайством умоли Господа даровати болящим здравие душевное и телесное, избавити всех нас от бед и напастей в жизни сей, по смертном же успении нашем, в день Страшнаго Суда одесную Праведнаго Судии стати и в Царствии Славы Ему воспевати: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитвы священномученику Антипе,
епископу Пергамскому

Молитва первая

О, преславный священномучениче Антипо, скорый помощниче христианом в болезнех! Верую от всея души и помышления, яко дадеся тебе от Господа дар болящия исцеляти, недугующия врачевати и разслабленныя укрепляти. Сего ради к тебе, яко благодатному врачу болезней, аз немощный [немощная] прибегаю и твой досточтимый образ с благоговением лобызая, молюся: твоим предстательством у Царя Небеснаго испроси мне болящему [болящей] исцеление от удручающия мя зубныя болезни, аще бо и недостоин [недостойна] есмь тебе, благостнейшаго отца и приснаго заступника моего, но ты, быв подражатель человеколюбия Божия, сотвори мя достойна [достойну] твоего заступления чрез мое обращение от злых дел к благому житию, уврачуй обильно дарованною тебе благодатию язвы и струпы души и тела моего, даруй ми здравие и спасение и во всем благое поспешение, да тако тихое и безмолвное житие пожив во всяком благочестии и чистоте, сподоблюся со всеми святыми славити всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Молитва вторая

Архиерею Божий, священномучениче Христов, Антипо преблаженне, иже апостолом сопрестольник, и святителем слава, ты еси, архиерею, церковное светило и утверждение веры, пред противными богоборцы дерзновенно Христа исповедал еси, и принеслся еси яко кадило благовонно, и яко агнец незлобив и мученик праведен, в вол медян разжжен ввержен, святителю, и молитвы благодарственныя в нем Богу и Отцу возсылая, яко солнце возсиял еси, и мучением своим томителя велиара до конца сокруши. Сего ради Христос тя прослави на небеси, и на земли всю вселенную осияваеши данною ти благодатию, страждущим от неутешимыя зубныя болезни цельбы подаеши, непрестанно призывающим тя с верою. И ныне, усльши мя, грешнаго и недостойнаго раба Твоего (имя), в час сей с верою призывающаго тя, яко и молебное пение приносити ходатая и молебника к Богу тя предлагаю.

Молитва третья

Архиерею Божий, священномучениче Антипо, услыши мя, грешнаго раба твоего (имя), в час сей, в оньже тебе моление приношу, и помолися о мне грешнем ко Господу Богу об отпущении грехов моих, и нестерпимыя и неутешимая зубныя болезни избави мя молитвами, святе, твоими.

Тропарь священномученику Антипе,
епископу Пергамскому

Тропарь, глас 4

Идольския лести упразднил еси, Антипо, и диавольскую поправ силу, пред богоборцы дерзновенно Христа исповедал еси. Темже с ангельскими чины в вышних водворился, Владыце всех славословие принося, и о нас молебное благодарение предлагаеши, благодать цельбы даруя. Сего ради тя чтим, священномучениче Антипо, моли Христа Бога, да спасет души наша.

Житие священномученика Антипы, епископа Пергамского

Священномученик Антипа, ученик святого апостола Иоанна Богослова, был епископом Пергамской Церкви в царствование императора Нерона (54-68 гг.). В то время, по повелению императора, всех, кто не приносил жертвы идолам, подвергали казни или изгнанию. Тогда был сослан на остров Патмос в Эгейском море святой апостол Иоанн Богослов, которому Господь открыл будущие судьбы мира и Святой Церкви. При этом был упомянут и святитель Антипа: И Ангелу Пергамской Церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа (Откр. 2; 12-13).
Из этих слов Господа видно, каким верным свидетелем Христовым был Антипа и каковы были жители города Пергама. Среди них святой Антипа был как свет среди тьмы, как роза среди терния, как золото в огненной пещи. Там и закон природы не соблюдался и царило всеобщее безрассудство, все предавались мести, сильный обижал слабого, а праведным считался тот, кто бил и умерщвлял христиан.
В то время, как неверные так притесняли и беспокоили общество христианское, блаженный Антипа, муж непоколебимый в вере и постоянный в добродетели, ни мало не смущался, но, как бы переменив естество человеческое на ангельское, крепко и небоязненно стоял против врагов. Пренебрегая угрозами мучителей, он часто выходил в народ и светом чистой и правой веры прогонял тьму идолопоклоннического заблуждения.
Бесы, которых эллины считали за богов, бежали прочь, и ни один из них не смел пребывать в Пергаме, где жил святой Антипа. Они являлись своим жрецам в сновидениях и говорили, что уже не вкушают жертв, им приносимым, и не обоняют курения жертвенного, так как их прогоняет начальник христиан. Эллины, разгневавшись, устремились на Антипу и, схватив его, повлекли на место, где обыкновенно приносились скверные жертвы.
Правитель города сказал ему: “Ты ли тот Антипа, который и сам не исполняет царских повелений, и других учит тому же, и до такой степени препятствует нашим жертвоприношениям, что ни одному из богов не дает насытиться туком жертвенным? Из-за тебя боги оставили наш город, и есть опасность, как бы какая беда не постигла нас. Довольно тебе коснеть в христианском волшебстве, сейчас же покайся и подчинись нашим законам, чтобы боги, обладающие сим прекрасным городом, не перестали иметь о нас попечение и охранять нас. А если не захочешь этого сделать, не отречешься от своей веры и будешь презирать наше богопочитание, то по римскому закону подвергнешься достойному наказанию”.
Святый Антипа ответил на это: “Одно знай, правитель, что я - христианин, и повиноваться безумному и нечестивому повелению царя отнюдь не желаю. Если ваши боги, которых вы называете владыками всей вселенной, прогнаны, как они сами говорят, смертным человеком, и если те, которых вы считаете своими защитниками и заступниками, сами ищут вашей помощи, то отсюда легко можете познать свое заблуждение. Если они не могут наказать за причиненное им оскорбление и признают себя побежденными одним человеком, то каким образом могут избавить от беды весь род человеческий или хотя бы один город? Приняв это во внимание, вы должны хотя бы теперь отстать от пагубного своего заблуждения и уверовать во Христа, сошедшего с небес спасти род человеческий. Сей Христос в конце веков воистинну придет судить всех и воздать каждому по делам его: или муку, или почесть”.
После такого благоразумного ответа, правитель опять начал говорить святому Антипе: “Вы повинуетесь новым, изобретенным вами, законам и уставам и пренебрегаете богопочитанием древним, которое мы приняли от предков наших по наследству. Нехорошо отступать от обычаев праотцев наших, ибо старое лучше нового и благонадежнее, и большей похвалы достойно то, что утверждено древностью времени. Поэтому и ты должен переменить свое верование и не следовать Человеку, Который явился в недавнее время, и некоторыми волхвованиями смутил жизнь человеческую, и был распят при Понтии Пилате. Подчинись царским повелениям и будешь жить с нами безбедно, и мы будем во всем помогать тебе и любить тебя сыновнею любовью, ибо старость твоя достойна того, чтобы мы любили и почитали тебя, как отца”.
На это святой ответил: “Хотя бы ты и бесчисленные доводы представлял мне, я не буду настолько безумен и бессмыслен, чтобы достигнув глубокой старости и приближаясь к смерти, переменить свою веру и ради сей несчастной и бесчестной жизни отступить от утвержденного исповедания веры. Итак, не прельщай ума моего, постоянно упражняющегося в чтении Божественных книг. Ибо сначала не было ни одного из богов ваших, они явились впоследствии и не сделали ничего доброго, и пользы от них мы никакой не получили. Но как сами они были гнусные и негодные, то также и для других сделались виновниками злой и любострастной жизни. А если нужно хранить древние недобрые установления, то следует подражать и Каину-братоубийце. Почему вы не хотите последовать тем, которые хотели взойти на небо и не постыдились кровосмешения со своими сестрами, за что и были истреблены потопом? Если вы будете подражать подобным беззакониям ради их древности, то уже не водою, а огнем вечным и червем неусыпающим наказаны будете, если не покаетесь”.
После этих слов нечестивые схватили святого мужа и повлекли к храму Артемиды, где находился медный вол. Раскалив вола, мучители бросили в него святого. Он же, сотворив крестное знамение, молился Богу взывая: “Боже, явивший нам сокровенную от века тайну Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого Ты открыл нам недоведомые глубины совета Твоего, благодарю Тебя за все благодеяния Твои, за то, что Ты спасаешь нас, уповающих на Тебя, и сподобил меня чести в час сей быть вписанным в число святых мучеников, пострадавших за имя святое Твое. Приими дух мой, отходящий ныне от жизни сей, и даруй мне обрести благодать у Тебя и у Единородного Сына Твоего, и не только меня, но и тех, которые будут жить после меня, сделай причастниками милости Твоей, да всеми славится имя Твое святое во веки. Аминь!”
Этими и подобными словами долго молился святой Антипа, мучимый в раскаленном воле. Потом, сотворив молитву и обо всем мире, он предал дух в руки Божии, как бы уснув сладким сном, и восшел на небо, украшенный славным мученическим венцом. Благочестивые мужи взяли святые мощи его и с честью похоронили их в том же городе Пергаме, и истекло от них миро, исцеляющее всякие болезни человеческие во славу Христа Бога нашего, со Отцем и Святым Духом славимого во веки. Аминь.

Пергам, основанный в XII веке до нашей эры эллинами, располагался на территории нынешней Турции, его руины сохранились на северо-западе города Бергама, который теперь находится в 26 километрах от Эгейского моря.

Во времена святого мученика Антипы, епископа Пергамского, который основал в Пергаме христианскую общину, население города было преимущественно языческим. Это были суровые для христиан времена – в середине I века после Рождества Христова в Риме правил император Нерон, чья жестокость приводила в ужас и отчаяние даже его сограждан языческой веры, ибо его злодеяния, развратный образ жизни, разбойные действия против жителей Рима, в том числе высокого происхождения, не имели границ. Ближе к концу своего царствования, которое, кстати сказать, закончилось постыдно и бесславно, он начал массовые истребления христиан, подавая жестокий пример своим наместникам-вассалам, стремившимся в первую очередь уничтожить первых пастырей, – именно при Нероне были умерщвлены апостолы Петр и Павел.

А святой епископ Антипа Пергамский обладал такой чистотой и силой веры, такой любовью ко Господу, что бесы не выносили его присутствия. О том, как возлюблен был Богом Антипа, в то время, о котором повествуется, уже глубокий старец, есть свидетельство в Откровении Иоанна Богослова, посланном апостолу Господом во время ссылки святого Иоанна-евангелиста на Патмос 1 , где он пребывал в одной из пещер острова. Там апостол Иоанн, любимый Господень ученик, услышал в словах Откровения о мученической гибели епископа Пергамского, где тот был назван «верным Его свидетелем» (Откр. 2:12-13).

В Пергаме того времени было множество храмов, где находились языческие капища с идолами. В видениях, приходивших к жрецам идолов, в которых обитали бесы, принимаемые язычниками за их богов, те нашептывали им, что из-за присутствия в Пергаме Антипы, действия его проповеди они не могут ни вкусить от жертв, приносимых им в поклонение, ни почувствовать запахов жертвенного дыма. И даже говорили, что вынуждены вообще покинуть пергамские капища – так досаждал им светоч христианской веры. Опасаясь, что языческая вера окончательно пошатнется, жрецы явились к военному правителю Пергама и рассказали ему о посетивших их видениях. Впрочем, не исключено, что ими руководили и другие помышления: в Пергаме была основана школа бога врачевания Эскулапа и существовал его храм – Асклепиум, с капищем, посвященным ему, символом которого была живая змея. Жрецы лечили приходящих средствами, которые якобы открывал им сам Эскулап, умывали их водой из родника, протекающего рядом, но не всегда врачевание давало нужный результат.

Поскольку после упокоения святого Антипы от его гробницы происходили чудесные исцеления, некоторые его жизнеописатели предполагают, что он обладал даром исцеления и при жизни, что вполне логично, исходя из свидетельства о его чудесной способности изгонять слуг врага человеческого. Дар же исцеления недугующих, дарованный Господом святым Его, всегда приносил добрые плоды в самых тяжелых, смертельных случаях. И, конечно же, не исключено, что святой Антипа имел и при жизни такой дар и исцелял тех, кто приходил к нему, и чудесные выздоровления наглядно свидетельствовали о Христе как о Боге истинном, что отнимало прихожан у служителей Эскулапа и обращало души и умы жителей Пергама к христианской вере.

Так или иначе, но и во времена усиления гонений на христиан община епископа Пергамского пополнялась благодаря его сердечным и искренним проповедям, здесь совершались таинства Крещения и Причастия и все более укреплялась истинная Вера.

И вот, как было сказано, жрецы рассказали обо всем, что слышали в видениях, и правителю Пергама, и всему народу. Язычники, лишенные возможности приносить жертвы своим богам, схватили святого Антипу и привели его к начальнику города, который обвинил святого в волшебстве, в том, что он лишает жителей Пергама, исповедующих язычество, защиты со стороны их идолов, и пригрозил старцу мучениями. Ответ святого был кротким, но твердым: он сказал, что как христианин не станет подчиняться языческому нечестию, и спросил у правителя, как могут такие «всесильные» боги бежать от лица простого человека, оставляя целый город на произвол судьбы? А затем призвал и военачальника, и весь народ оставить язычество и уверовать во Христа – единственного Спасителя.

Эти искренние и мудрые слова не достигли души жестокосердного правителя. Он вновь стал требовать отказа святого от его преданности Господу и принятия им языческих традиций, на что святой снова отвечал неколебимым отказом и обличал языческих богов и все пороки, от них приходящие, призывая принять Христово вероучение.

Но все его доводы не находили отклик в сердцах ослепленной яростью толпы языческого Пергама. Среди многих храмов в городе был храм Артемиды, около него находился пустотелый медный вол, в спине которого было отверстие. Под брюхом вола разжигали огонь, медь быстро раскалялась, и в воловье чрево бросали жертвоприношения богине. Вола раскалили и бросили внутрь святого Антипу, но в этом жаре он благодарил Господа за то, что Он сподобил его мученичества во славу Божию, молился о том, чтобы Господь принял его дух, и еще – обо всём мире и об укреплении веры всех христиан. А помолившись, святой епископ Антипа Пергамский отошел к Господу, Которому честно и самоотверженно служил, любя Его всем сердцем больше жизни, как бы уснув спокойным сном.

Когда же мучители святого разошлись, то христиане с почестями погребли мощи святого в Пергаме, в месте их христианских собраний. И священные останки начали источать благоуханное миро, от которого происходили многие исцеления.

По одним данным, более многочисленным, святой Антипа Пергамский почил в 68 году от Рождества Христова при императоре Нероне, по другим предположениям – это случилось позже, в 81 году, когда царствовал император Домициан, заточивший в 95 году на Патмосе Иоанна Богослова.

Священномученик Антипа, епископ Пергамский, весьма почитаем в христианском мире. Над его гробницей в V веке в Пергаме был выстроен храм. Медного вола, в котором святой был замучен, перевезли в Константинополь. В IX веке в Константинополе возвели храм во имя святого Антипы. Поскольку имя святого тесно связано Господним словом с именем Иоанна Богослова, святой Антипа Пергамский был особенно почитаем и в церкви, возведенной в честь святого апостола-евангелиста.

Ныне на острове Патмос, рядом с пещерой, в которой Иоанн Богослов получил Откровение от Господа, находится древняя обитель в честь апостола, где среди других святынь хранится глава святого Антипы.

Во времена Ивана Грозного – и ранее того – святой Антипа Пергамский был весьма почитаем на Руси. Сам царь Иван Васильевич хранил в числе родовых святынь окованный серебром зуб святого Антипия – «Онтипия Великого».

А сейчас в Москве в Колымажном переулке, рядом с ГМИИ им. А.С. Пушкина стоит красивая светлая церковь – храм Священномученика Антипы на Колымажном дворе, иначе – Антипьевская церковь.

События из истории храма сщмч. Антипы в Колымажном переулке



Это место находится в Москве недалеко от Кремля, и в XVI веке здесь на Колымажном дворе для царских конюхов была выстроена деревянная церковь, которую они – люди не бедные! – вскоре заменили на каменную. Поскольку с восточной стороны церковь соседствовала с усадьбой Скуратовых, предполагается, что и они внесли в её строительство немалую лепту.

Архитектура храма необычна – в ней два алтаря: большой, освященный в честь священномученика Антипы, и малый, который имеет отдельную глухую главку 2 – в честь святого Григория Декаполита 3 . Говорят, что в этом храме Иоанн Грозный венчался с одной из своих жен, но серьезных исторических свидетельств тому пока не найдено.

В храм, посвященный святому Антипе, приезжал мучимый зубной болью люд со всей столицы и ее окрестностей. Ему молились об исцелении и от других болезней москвичи всех сословий. Поскольку Кремль и Патриарший двор были совсем рядом, отпевания нередко здесь совершал сам патриарх.

История храма связана со многими славными именами Российской державы. За время ее дореволюционного существования в разное время прихожанами Антипьевской церкви были владельцы дворянских усадеб Москворечья, расположенных вблизи нее: Апраксины, Лопухины, Оболенские. В первые годы прошлого века в приходе Антипьевской церкви жил Валентин Александрович Серов – крупный живописец и график, известный мастер портрета.

Архитектурный облик храма не остался неизменным: в XVIII веке к нему постепенно пристроили новые приделы – святого Николая Чудотворца, затем великомученицы Екатерины и Рождества Иоанна Предтечи.
Когда рядом началось строительство Музея изящных искусств – ныне ГМИИ имени А.С. Пушкина, его большое и тяжелое здание несколько «придавило» небольшую по размерам церковь, но одновременно подчеркнуло ее изящество.

Храм постигла участь многих храмов в постреволюционное время – он был закрыт в 1929 году, но, слава Богу, его не сравняли с землей, как многие храмы в Москве и по всей России. В том же году, по решению президиума Моссовета, его передали Художественным курсам Ассоциации художников революции, и он был превращен в жилые помещения, а затем здание стало использоваться как подсобное для ГМИИ имени А.С. Пушкина.

Когда в России конца XX века случились большие перемены и вернулась возможность открытого следования православной вере, в 1991 году при храме, пока еще принадлежавшем ГМИИ, была создана община, настоятелем которой был назначен протоиерей Владимир Волгин. Он является настоятелем храма и по сей день.

Икона сщмч. Антипы «кузнецовского письма» преподнесена в дар храму свщч. Антипы на Колымажном дворе.
Кристина Кондратьева, автор проекта «Икона XXI века. Кузнецовское письмо» и старший священник иерей Дмитрий
Радостное событие передачи храма Русской Православной Церкви состоялось 25 февраля 2005 года, в день памяти Иверской иконы Божьей Матери и святителя Алексия, митрополита Московского. 24 апреля того же года в день памяти сщмч. Антипы, еп. Пергамского, совпавший с празднованием Входа Господня в Иерусалим, в храме была совершена Божественная литургия – первая после перерыва в 76 лет.

Издревле русский православный храм – не только место, где совершаются богослужения, но место утешения и помощи в ежедневной мирской жизни прихожан. По инициативе ассоциации частных стоматологических клиник г. Москвы, на основании Соглашения о сотрудничестве между Стоматологической ассоциацией России (СТАР) и православным приходом храма Священномученика Антипы на Колымажном дворе от 24 апреля 2006 года (сведения с сайта храма) и по благословению протоиерея Владимира Волгина основано Общество православных стоматологов города Москвы.

Также храм активно занимается делами милосердия, оказывая социальную помощь в затруднительных ситуациях и прихожанам, и тем, кто обращается за помощью. Для ребят в Тверской области недалеко от села Рождествено организуется летний лагерь совместно с православной школой села и «Русской школой» в городе Твери. И это не весь список добрых дел любви и милосердия к ближнему, которыми заняты священники храма – протоиерей Владимир Волгин и старший священник иерей Дмитрий Рощин.

В настоящий момент в храме активно ведутся восстановительные работы. Священники и прихожане храма просят Вашего материального и молитвенного участия в деле воссоздания уникального архитектурного и духовного памятника.

А 24 декабря 2011 года, на 28-й cедмице по Пятидесятнице, мы преподнесли в дар храму икону священномученика Антипы, написанную Юрием Кузнецовым . Отец Димитрий выразил свою радость, отметив, что от иконы идут свет и благость.

Какое чудо произошло

Известны случаи, когда при чтении акафиста священномученику Антипе перед иконой его проходила самая невыносимая зубная боль, даже исчезал флюс. При мощах святого часто фиксировались подобные и другие исцеления.

Но вот еще одно событие начала XIX века, которое вошло в историю и подтверждено современниками, – явление священномученика Антипы паломникам, возвращавшимся из Святой земли. Есть в Воронежской губернии, на юге ее недалеко от Богучар, Антипьев источник, и с ним связано свидетельство о таком чуде.


Икона Священномученика Антипы в храме свщч. Антипы на Колымажном дворе
Из Святых земель возвращались домой паломники. Усталые, исходившие обувь, они решили идти к своему Богучаровскому уезду не по привычному маршруту, каким ходили до них раньше, а срезать угол, не заходя, как это водилось, к святым мощам Иоасафа Белгородского. По пути они увидели сильный родник, который бил так, что вокруг образовалось небольшое озерцо. Они обрадовались, напились, умылись, поели и расположились на ночлег.

Рано утром первым поднялся староста. Странно, но усталости как не бывало, хотя сон на твердой земле был недолгим, и усталость за оба конца долгого пути накопилась немалая – а тут вся прошла… Он подошел к криничке и вдруг среди утреннего сияния первых лучей, упавших в маленький водопад, различил человеческую фигуру, одетую в епископское одеяние. Паломник испытал глубокий трепет, стал креститься, взывая к Господу. Подошли и его спутники и увидели то же, что и он, и их также охватил трепет. Но, главное, никто не мог вспомнить, какой же это был святой – они такого раньше не видели. И еще чудо случилось – все царапины, ссадины, натертости на ногах – всё прошло, и сил прибавилось, и усталость – как рукой сняло. Они взяли с собою воды из того дивного родника, а придя в Богучары и переночевав у церкви, зашли перед дорогой в храм и увидели в притворе с левой стороны образ того же самого святого, и прочитали, что это – священномученик Антипа, епископ Пергамский, а источник тот теперь называется Антипьевым.

Значение иконы

Значение иконы святого, конечно же, не исчерпывается только теми чудотворными качествами, которыми наделяет Господь своих святых, как Он наделил даром исцеления от зубной боли и прочих болезней священномученика Антипу и святые его мощи. Читая житие и молясь словами акафиста святому Антипе, мы знакомимся с ним как с одним из высочайших образцов любовной преданности Богу и беззаветного служения Ему. Так, узнавая о нём, мы узнаем его. А молитвенный взгляд на икону, перед которой мы трепетно стоим лицом к лицу со святым, направляет нашу молитву к надежде, что молитва с верою будет услышана и донесена до Престола Божия.

_________________________________________
1 Патмос - небольшой греческий остров на юго-востоке Эгейского моря. Здесь в находится крупный монастырь Иоанна Богослова, основанный святым Христодулом в 1088 году. Был местом ссылки римлянами христиан.
2 Глухая главка – глухой купол, покрывающий барабан, у такого купола лишь декоративное назначение: он не используется для освещения внутреннего интерьера храма.
3 Преподобный Григорий Декаполит – христианский подвижник VIII-IX веков, аскет, память его совершается 20 ноября (ст.ст.)/3 декабря(н.ст.).