Как строили храмы на руси. Традиции строительства православных храмов

В московской студии нашего телеканала на вопросы о строительстве храмов отвечает протоиерей Олег Истомин, настоятель церкви Покрова Пресвятой Богородицы села Ельцы Киржачского района Владимирской области.

Тема нашей сегодняшней передачи посвящена современным проблемам строительства и восстановления храмов. С чего обычно начинается строительство храма?

Прежде всего я хочу сказать слова благодарности и Господу, и вашей телекомпании, что я могу всему православному христианскому миру сказать эти величайшие слова приветствия о том, что Христос воскрес.

Дело в том, что проблемы строительства храмов действительно современные, но раньше было совсем не так. Причем нужно сказать, почему мы, собственно, храмы и строим, откуда это идет и для чего мы это делаем. Ведь первая храмовая молитва, общая, церковная, была уже у наших прародителей, Адама и Евы, когда они вместе молились и тем самым хвалили имя Господне. Так же было и у их детей, Каина и Авеля, но здесь уже произошло грехопадение, и тогда Господь сказал, чтобы люди приносили жертвы.

Для чего это было сделано? Чтобы люди не забыли то обещание, которое Господь дал им о спасении. Дальше появляется походная скиния: Господь уже законодательно ввел порядок о том, каким должен быть храм, дал нам заповедь, чтобы мы трудились все дни, а день субботний проводили в молитве в храме. И уже после воскресения Христова для нас, христиан, это место занял воскресный день.

Современные проблемы прибавились к тем проблемам, которые были и до этого. Дело строительства храма очень сложное. Во-первых, место выбиралось, когда отталкивались от какого-то события или было какое-то знамение. Например, наш самый главный храм - Храм Христа Спасителя - построен в честь победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года, и строился он на народные пожертвования, а также за счет купцов и меценатов, более пятидесяти лет.

Сейчас современная сложность в том, что нужно все приводить к законодательному уровню, начиная от выбора участка земли (этот вопрос нужно решить с администрацией), и далее идет очень большой список всего, что нужно исполнить, иначе дело не продвинется ни на йоту. Это требует много времени и средств, потому что сюда входит проект, кадастровый номер, регистрация и все надзорные моменты, включая все жилищно-коммунальные аспекты и инфраструктуру, а также архитектуру. Потому что сейчас нужно качественно строить, это очень важно на сегодняшний день. Это было важно всегда, тем более в нашей климатической зоне, потому что у нас мороз, снег, вода, поэтому все должно быть сделано капитально, что требует больших вложений, большой любви, больших усилий и большой молитвы.

А для начала нужно собрать общину из десяти человек, обратиться к священнику, потом к благочинному, подать прошение на имя правящего архиерея, и когда будет принято положительное решение, тогда оно выйдет на государственный уровень.

- И затем наши юридические законодательные власти регистрируют приход и начинается приходская жизнь?

На самом деле это достаточно долгий процесс, который занимает определенное время. После регистрации нужно выработать устав, должен быть священник, или это может быть какой-то приписной храм. Чтобы все сделать правильно, нужно приложить большие усилия.

- Не только финансовые, но еще и организационные…

Безусловно.

Раз мы начали от Адама и Евы, со скинии и так далее, скажите, почему на Руси строилось так много храмов? Какое значение имел храм для простого русского человека еще десять веков назад?

Православие на Руси было государственной религией, а христианство было образом жизни, оно было неотделимо, абсолютно все было связано с именем Божиим, начиная от рождения и заканчивая отпеванием, которое тоже происходило в храме. Это еще один очень важный момент, показывающий, почему нужно строить и восстанавливать храмы, заботиться о них. Потому что с храмом связана вся наша жизнь, в храме мы получаем особую благодать в таинствах, в том числе и в Таинстве Причащения. Таинство Евхаристии - это величайшее таинство, когда под видом хлеба и вина мы причащаемся Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа.

Вы сказали о том, что в храме крестили и отпевали. Получается, что русский человек начинал свою жизнь в младенчестве в храме и заканчивал ее тоже в храме, когда его отпевали. Хотелось бы более развернуть этот вопрос. Почему все-таки храм был центром жизни каждого русского местечка, каждой деревни и каждого города? Когда мы едем по нашим дорогам, проезжая разные населенные пункты, обязательно встречаем либо блестящий купол уже восстановленного храма, либо видим какие-то руины. Какое значение имел храм в духовной жизни русского человека?

Храм - духовный стержень для жизни любого православного человека. Знамением большевизма было разрушить все до основания, а затем построить новое. Русская Православная Церковь как общество и храм как здание были тем препятствием, которое мешало им делать это ужасное, неблагодарное и злополучное дело, поэтому и храмы, и православные люди уничтожались. У нас есть великий сонм новомучеников и исповедников Российских, которые погибли не напрасно, они оставили нам тот стержень, благодать Божию и традиции, преемниками которых мы сейчас и являемся.

Конечно, Церковь мешала развращать людей и вести неправильный образ жизни, хотя разрушить очень легко, а вот созидать очень и очень тяжело. И вот сейчас у нас «время собирать камни», именно этим нужно заниматься. Тем более что прошло время воинствующего коммунизма, атеизма, теперь у нас все более благополучно, дай Бог, чтобы и дальше так было. Сейчас для нас очень благоприятное время, только мы сами можем все испортить. Поэтому нужно строить храмы и для Церкви, и для души, потому что в храме заключено наше спасение, вне Церкви нет спасения. Если мы хотим спастись, то должны строить храмы, это корабли в нашем житейском море, которые приведут нас в тихую гавань Царства Небесного к Господу нашему Иисусу Христу.

В дореволюционной России храмы имели еще и образовательное значение, при них открывались приходские школы. Даже многие наши революционеры получили образование в этих приходских школах. Сейчас у нас благоприятное время, все хорошо, можно находить средства для постройки храмов, но что сейчас происходит даже в Москве? Наверное, на всю Россию известен случай на «Торфянке»: строится храм по «Программе-200», и находятся люди, пользующиеся тем, что сейчас можно свободно выражать свое мнение, которые всячески выступают против этого строительства.

Совсем недавно на Кронштадтском бульваре тоже происходило собрание против уже построенного храма. Скажите, пожалуйста, почему сейчас, несмотря на такое благоприятное время, находятся люди, не желающие, чтобы строились храмы, значение которых и в истории, и в современной жизни неоспоримо?

Господь сказал, что хозяин мира сего - дьявол, и он, конечно, сопротивляется через людей. Пришел наш Господь Иисус Христос, Само Совершенство, и Он не смог всем угодить. Из ненависти и зависти Его предали, распяли, несмотря на то, что ходили с Ним и питались от Него; ели с Его руки в прямом смысле этого слова - и предали.

Спасение - от Церкви. Неужели вы думаете, что дьявол так легко согласится с тем, чтобы люди могли спастись? Ведь его задача совсем другая. Мы же знаем, что он, как лев в пустыне, «ходит и ищет кого поглотити». Но когда лев насытится, просто лежит, рядом ходят стада животных, и он их не трогает. У дьявола задача совсем иная: чем больше людей он погубит, тем будет лучше для него, как он думает. Но он забывает, что у нас есть Пасха Господня, что Господь восстал и «смертию смерть попрал» и нет у ада победы.

Поэтому есть такое противление через людей, которых дьявол сильно запутал в своих сетях, и сражаться с ними нужно молитвой, постом и на законодательном уровне, но это должно быть действительно общим делом. И один в поле воин, это правильно, но если это наше общее дело (ведь Церковь - это общество), то мы должны всем этим обществом отстаивать наши поруганные святыни и возводить новые для спасения душ человеческих.

А если нужно будет применить силу, если провоцируют? Сейчас в Интернете на каких-то православных блогах постоянно зазывают: «Дорогие братья и сестры, придите помогите, нужно отстоять храм». Молиться, поститься - это все хорошо и правильно, но получается, что если мы не будем действовать сами, приходить и показывать, что нас больше, то…

Правильно, и я об этом. Действительно, нужно приходить сообща и выражать свою духовную, христианскую, православную точку зрения. Если та сторона говорит, что им не нужен храм, - прощайте, вы не с нами, а против нас, идите и служите своему дьявольскому начальству, а мы с Господом, выражаем к Нему любовь, «едиными устами и единым сердцем» хотим построить здесь новый храм. Поэтому, конечно, нужно приходить и всем вместе, сообща отстаивать точку зрения Русской Православной Церкви, благословение нашего Святейшего Патриарха.

Насколько я знаю, Вы построили достаточно много храмов. Могли бы Вы рассказать о своей деятельности, с какими трудностями Вы сталкивались? Я думаю, что сейчас было бы очень интересно услышать не о каких-то общих моментах, а о живом примере. Вы не из Москвы, а из Владимирской области, может быть, там другие возможности, расскажите о себе.

Господь сподобил меня потрудиться во славу Божию и построить несколько храмов в очень трудные времена. Даже и сейчас строить или просто восстанавливать храм непросто. У меня и сегодня один из беднейших и разрушенных храмов Владимирской области. Все достается очень трудно, большими трудами и большой любовью. И прежде всего большим самопожертвованием.

Но здесь еще должны быть и соратники, те люди, которые верят в это дело и в священника. Это очень важно, поэтому в деле строительства храмов нужно, чтобы священник действительно «горел» этим, чтобы это для него было не какой-то обузой или просто послушанием. Если этим не жить, то делать такое дело очень и очень трудно. И всегда так было, тем более сейчас, потому что в настоящее время дух свободы настолько извратился, что теперь ее понимают как дух противления, из-за которого возникают очень большие сложности. Надо, чтобы были соратники, команда, и, конечно, здесь не обойтись без благотворителей, меценатов, мужей державных.

Например, наш каменный храм, которому скоро будет уже четыреста лет, построен на средства московского купца Пантелея Федотова. Человек взял и помог, это была точечная, адресная благотворительная помощь, а «мужичок и лошадка» сделали великолепный храм, который потом постигла трагическая судьба, но все же Бог поругаем не бывает. Потихоньку, Божией милостью, с помощью добрых людей (сейчас, конечно, нет таких купцов, но жив Господь и жива душа православных людей) получилось. «С миру по нитке - и получилась рубашечка» - так и у нас: появились и кресты, и купола, и крыша. Поскольку у нас Богородичный Покровский храм, то теперь почти весь наш храм под голубенькой крышей и действительно под Покровом Божией Матери.

Мы с вами наследники величайших святынь. Посмотрите, сколько храмов по России, действительно жемчужин! Это наследие достойно внимания международной организации ЮНЕСКО, это всемирное наследие, и этим нужно заниматься. Русский Север, Вологодская, Костромская, Ярославская, Владимирская, Тамбовская, Рязанская, Тверская области - там очень, очень много храмов, которые нуждаются в помощи, исторически они действительно жемчужины, их тоже нужно восстанавливать, приводить в порядок. И мы, как достойные наследники, должны это исполнить.

У нас, во Владимирской области (например, Кольчугинский, Александровский районы), у батюшек по нескольку приписных храмов, которые нужно восстанавливать. Это вопрос нашей чести.

- Хватает ли священников на эти приходы?

Я уже сказал, что у каждого священника несколько приписных храмов.

- Получается, священник разрывается…

Да, где-то есть основной храм, где-то приписные восстанавливающиеся храмы, приходы. Скажем прямо, достаток там не очень большой, поэтому взять отдельного священника, конечно, тяжеловато. Тем не менее нужда в духовенстве имеется. Будем рады, если кто-то придет ради Господа нашего Иисуса Христа, а не ради хлеба, хотя, конечно, будет приход, священник - и все будет слава Богу. Может, и не будет большого дохода, но тем не менее сегодня ни один священник не может сказать, что он очень плохо живет, что у него большие проблемы с пропитанием и жильем. Сейчас практически у всех есть свой автомобиль, хотя бы «Жигули», люди стали мобильными, поэтому жить можно, даже нужно, надо только любить свою Родину, свою Православную Церковь, и все у нас получится, все будет слава Богу.

Когда Вы пришли в первый раз в храм, в который получили назначение, я так понимаю, что храм был разрушен, крыши не было. Какие у Вас были первые мысли?

В этом Покровском храме я служу и мы его восстанавливаем уже на протяжении девяти лет, по времени это совсем недавно. Честно сказать, когда я приехал на этот приход и увидел храм, то подумал, что храмов в таком состоянии уже не должно быть, потому что храм уже был отдан за некоторое время до меня, там были священники, которые трудились и многое делали, то есть я пришел не совсем на пустое место, но тем не менее надо гореть любовью к Богу, Церкви, храму, и тогда мы будем делать больше. Как сказал Господь, жатвы много, а делателей мало (Мф. 9,37), но во время жатвы все радуются, хотя один сеял, другой пахал, третий привозил зерно, четвертый занимался агрохимией. Потом пришли люди и все это убрали, но радуются все о том, что получился хороший урожай. Так сейчас и в Церкви: может быть, мне сейчас и трудно, хотя многие трудности уже немного позади, но тому священнику, который придет после меня, будет гораздо лучше и проще.

Когда строился Успенский Собор Троице-Сергиевой лавры, в раствор добавляли яичный желток. Все яйца, какие были в округе, отдавались на строительство, люди не ели яйца лет двадцать как минимум - вот так строили храмы на Руси. Какие у Вас были яркие моменты строительства храмов? Бывает много разных случаев, мы читаем о них, начиная с древних патериков, когда люди уже отчаялись и вдруг Господь являет Свою милость. Были ли в Вашей практике, в Вашей приходской жизни такие примеры?

Конечно. В деле строительства все достается большими трудами, но говорю словами молитвы Господней: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Иногда действительно было так, что сегодня что-то есть, а что делать завтра - неизвестно, и вечером приходит человек и говорит: «Батюшка, Вы здесь строите, за кирпичом поедете? Хочу помочь вам с кирпичами». - «Конечно, поеду».

Были такие случаи и с деревом, и со строительными лесами. Искал леса - нигде не было, завтра уже начинать, почти отчаялся, потому что найти их достаточно сложно, дорого и трудно. И вдруг одна раба Божия говорит: «Я работаю у одного человека, а у него строительная фирма, я сказала, а он ответил, что привезет нам». Нам завтра надо было начинать строительство, а он в этот же вечер привез строительные леса. Это действительно Господь помогает! Если рассчитывать на свои силы, то думаешь: «Что делать?» Делать нечего, руки опускаются, и понимаешь, что не получается, надо делать как-то по-другому. Но нет - Господь посылает помощь.

Или, например, был такой случай. Когда люди строят храм, они тоже немного денег зарабатывают, потому что жизнь сейчас трудная и люди стараются тоже что-то заработать, есть определенные расценки, договоры. И вот надо рассчитываться, а денег нет. Они окончили работу, им домой пора ехать, а у нас не хватает денег для расчета. Приходит человек и говорит: «Вы здесь строите, я хочу пожертвовать на храм». Как правило, люди дают или в конверте или как-то по-другому, но никто же не говорит сколько. «Спаси Господи, напишите Ваше имя, чтобы мы поминали». Потому что деньги берешь, за них же надо отвечать перед Господом. Раскрываешь конверт - «Господи, помилуй»: сколько не хватало, столько денег Господь и послал. Это же чудо! Такие случаи в моей жизни были, и я с радостью о них говорю. И сейчас есть такие чудеса, у меня они были неоднократно. Слава Тебе, Господи, что это было именно так, что Господь не оставлял меня в самый последний момент, но всегда подавал мне руку Своей спасительной помощи.

- То есть всегда идет сугубое поминовение таких людей, строителей?

Конечно, я сугубо поминаю людей, потому что человек пришел, пожертвовал, надо помолиться и пожелать, чтобы у него все было слава Богу, чтобы Господь благословил его труды, управил его, в чем-то его исправил, если он где-то ошибался, уберег его от какого-то искушения, беды или несчастья. Задача священника - прежде всего молиться, священник - это не строитель. Он заканчивает семинарию, академию, магистратуру, а потом занимается тем, что проверяет, какой раствор: известковый или цементный, какими рядами будет идти кладка, какой краеугольный камень заложен, где какая связка, как плиты лежат, какие допуски имеются, какой будет сварка, какая сталь, какой марки кирпич и многое другое.

Если заниматься только этим, то это просто прораб, но тем не менее в современных условиях это нужно делать и знать. И в каждой епархии есть архитектурно-строительный отдел, который контролирует, как ведутся реставрационные работы, строительство, текущие работы, такие как перекрыть крышу, поставить лаги, стропила, как сделать обрешетку, какой должна быть нагрузка. И в каждой епархии есть священник, который, наряду с архитектором и отделом архитектуры, курирует все эти строительно-восстановительные реставрационные работы. Сейчас все это очень жестко контролируется государством, особенно если это объект культурного или исторического значения. Но даже если это просто храм, он должен подходить под эти мерки, чтобы стоял много-много веков, по слову Спасителя: «Созижду Церковь Свою, и врата ада не одолеют ее».

- Насколько я знаю, по светскому образованию Вы инженер.

Есть такое дело.

- Получается, Вы сами занимались строительством своего храма, если Вы профессиональный строитель?

Гораздо больший опыт строительства я получил именно в лоне Русской Православной Церкви, а то, что есть и теоретические знания, - это уже совсем другая история. Но практику я прошел именно в Церкви, за что благодарю правящего владыку и архиереев, которые доверяли мне и давали столь сложное и ответственное послушание. Поэтому я всегда буду поминать строителей и благоустроителей тех храмов, в которых присутствовала и моя рука как рука мастера, за что огромная сыновняя благодарность нашим владыкам и Господу.

Не чувствуете ли Вы какую-то усталость? Бывает, что человек занимается очень сложной и кропотливой работой и устает. Если Вас сейчас вызовет правящий архиерей и скажет: «У Вас так хорошо получается строить храм, давайте еще несколько постройте», - как Вы к этому отнесетесь? Понятно, что послушание нужно исполнять, но каким будет Ваше отношение к этой ситуации?

Я готов к этой ситуации, готов восстанавливать порушенное, созидать новое во славу Божию и славу Русской Православной Церкви. Конечно, я готов, потому что в этом и есть наше призвание, Церковь ведь строится и как здание, и как общество, и это неотделимо. Можно креститься и в реке Иордан, а отпевание совершить на кладбище. Нил Сорский вообще сказал: «Можете отдать мое тело собакам». Но у нас есть обычаи, устои, традиции, тот закон, который дал нам Господь. И храмовая жизнь, строительство, восстановление, реставрация - все это полезно для нашего спасения, это наш образ жизни.

Если этим не заниматься, если это разрушится, если мы это забудем, то и не будет ничего, камня на камне не останется. Даже Иерусалимский храм сколько разрушался, всегда люди приходили и восстанавливали его, чтобы сохранить этот образ жизни и эти традиции. Поэтому сейчас, для того чтобы сохранить и передать дальше веру в Господа нашего Иисуса Христа, нужно восстанавливать те храмы, которые в этом нуждаются, и по мере необходимости строить новые. Я готов к этому.

Храмы, слава Богу, строятся, но есть и другая проблема, ведь в храмах должны быть люди, прихожане. Как в Вашей приходской жизни, с момента ее начала, проходили взаимоотношения с людьми, прихожанами? Как Вы находили общий язык, подвигали людей для помощи в строительстве храма? Были ли люди, которые во славу Божию помогали строить храм?

Они и сейчас есть, которые действительно помогают во славу Божию.

Я знаю такой случай, когда одна молодая семья никак не могли зачать ребенка, а после того, как родители помогли при строительстве храма, Господь наградил их чадом. Были ли чудеса и произволения какой-то особой Божией благодати у Ваших прихожан, которые помогали Вам в этом строительстве?

Конечно, к этому можно относиться как угодно, но были случаи, когда люди исцелялись от тяжелых недугов. Когда они приходили, было видно, что они в болезни трудятся, молятся. Молитва - это тоже очень большая помощь. И люди молились или просили разрешения читать Псалтирь, чтобы дело спорилось. Я говорил, что мы и так читаем, а они отвечали, что будут ночью читать. Попробуйте почитать ночью, окажется, что хочется спать, это очень трудное дело.

У наших противников, богоборцев, может возникнуть вопрос: почему мы строим храмы, а в них не всегда много людей, они не всегда посещаемы и наполняемы? Так кажется только на первый взгляд. В нашем деревенском приходе до революции было больше тысячи человек только мужчин. Деревня вроде маленькая, а храм стоит большой. Казалось бы, зачем такой большой храм? Потому что было много людей. Когда Господь насыщал хлебами людей, то их рассаживали и считали по количеству мужчин.

Сейчас легко разрушить и развратить, а восстановление души человеческой, образа Божия в человеке идет медленно, с терпением, нужен труд, и только тогда получается плод сторицей. Вера разрушалась почти век, на протяжении правления богоборческой власти, а теперь мы хотим, чтобы в одночасье все восстановилось. Так не получится. Можно легко восстановить поголовье свиней. Приходит фермер, берет пустое здание, а через три месяца там уже сплошное хрюканье. Но это же свиньи, поголовье которых легко восстановить, а исправить образ Божий в греховном человеке очень тяжело, должно пройти время.

Поэтому в этом плане нужно постоянно трудиться, проповедовать, говорить о том законе любви к Богу и к ближнему. Если не жить в этой любви, в этих традициях, то очень тяжело что-то исправить, человек просто не будет этого знать.

Прошлое воскресенье у нас вспоминалась беседа Господа с самарянкой, причем она задавала ему почти богословские вопросы, которые Ему больше никто не задавал. Люди этим жили: иудеи и самаряне ссорились между собой, у них были конфликтные ситуации, но они жили в традициях. Несмотря на то что она была простой женщиной, ухаживающей за животными, она была настолько умна в вопросах религиозной традиции, настолько религиозно образованной, что ее беседа с Господом была почти богословской. И в конце Христос сказал, что Он и есть тот Мессия, Которого они ждут.

Все это - наши традиции, созданные вокруг храма, и чтобы они не ушли в небытие, нужно вести религиозную жизнь в храме. Мы спасаемся только в храме, вне Церкви - мир, в котором хозяйничает злой дух. И сопротивляться нам очень и очень тяжело без благодати Божией, которую мы получаем в храме.

- Часто люди говорят: «Я в Бога верю, зачем мне в храм ходить?» Наглядный пример того, что общество настроено несколько по-другому, не понимает значения храма.

Настроено по-другому, потому что не понимает, потому что духовенство, священники не донесли до них, что дома домашняя, келейная молитва, где человек один, как маленькая свеча, горит и теплится. И хорошо, если не будет сквозняка, а если будет, то свеча потухнет. Искушений много, а ты один, слабый и немощный, если не подкрепляешься соборной, церковной, общей молитвой, не исповедуешь догматы, не поешь Символ веры и «Отче наш» в церкви, ведь в этом заключено наше соборное единство.

На Руси хоров практически не было, была традиция петь всей церковью, и этим была сильна и Церковь, и Русь. Во времена монголо-татарского ига запретили всем хором петь в церкви. Если не получилось разбить русских в бою, то решили использовать принцип «разделяй и властвуй», чтобы в церкви не пели все хором, едиными устами и общей молитвой.

Господь сказал: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди вас Вот почему так важна общая, церковная молитва, важно ходить в храм. Потому что можно закончить семинарию и академию, магистратуру и аспирантуру, но это будет схоластическое знание, будешь много знать, но на практике это не сможешь применить, потому что не знаешь как. Есть Священное Писание и Священное Предание, и если в Церкви, в живом организме, ты не получил этого опыта, то ничего не сможешь совершить (ни молебна, ни крещения и т.д.), поэтому так важны катехизические встречи, беседы перед многими Таинствами: крещением, венчанием, соборованием и исповедью.

Даже у нас в глубинке люди приходят, в том числе и ко мне, и говорят: «Батюшка, а я первый раз на исповеди, ничего не знаю». И когда идет собственно сама исповедь, когда прошла Божественная литургия, в такой момент нужно с нежностью, аккуратностью человеку объяснить все, не оттолкнуть его, а сказать, что для того, чтобы хорошо исповедоваться, нужно немного подготовиться: «Давайте мы с Вами останемся после службы и поговорим, чтобы обозначить какие-то определенные вехи, чтобы Вы узнали об этом таинстве». Сейчас много периодической литературы, книг, есть Интернет, можно почитать и прийти на исповедь уже подготовленным. А все это можно узнать только лишь в живом организме, именно в Церкви.

Сидеть дома и молиться - это хорошо, важно, но нет всей полноты. Если человек хочет жить всей полнотой христианской жизни, то, конечно, он должен ходить в церковь, стараться соблюдать законы Церкви, по мере возможности найти духовника, который будет ему помогать правильно ориентироваться в этой сложной современной жизни.

Очень хочу Вас попросить о том, чтобы Вы дали какое-то наставление нашим телезрителям, чтобы Вы подчеркнули, как не хотелось бы, чтобы повторились те десятилетия богоборческой, безбожной власти, о которых мы уже говорили.

Ходите в церковь, исполняйте закон Христов, верьте в Господа нашего Иисуса Христа, в Его воскресение, и тогда врата ада не одолеют вас. И мы услышим слова, которые слышали очень многие люди, приходящие к Богу: «Иди в мире, вера твоя спасла тебя. Аминь».

Ведущий Сергей Платонов
Записала Елена Кузоро

Инструкция

Решение о предоставлении земли может быть быстрым и успешным, а может затянуться в том случае, если под выбранным участком земли проходят некие подземные коммуникации, а рядом находится лесопарковая зона, река или овраг, а также, если это место запланировано для какого-то другого строительства.

После того, как земельный участок под строительство будет выделен официально, найдите подходящую архитектурно-проектную мастерскую для разработки архитектурного проекта храм а. Убедитесь, что мастерская имеет обновленную государственную лицензию и имеет опыт возведения церкви, которой затем должен быть согласован в местном архитектурном комитете и на других экспертизах.

Отдельного внимания заслуживает поиск добросовестной и умелой строительной бригады. Если ваша архитектурно-проектная мастерская имеет собственных рабочих и строительную лицензию, вы можете заказать у них и строительные работы вдобавок к созданию проекта храм а.

Наверное, самый сложный вопрос, встающий перед тем, кто постройкой храм а – это финансирование, так как строительство и сопутствующие расходы выливаются в серьезные суммы денег – от трех миллионов до полумиллиарда рублей, в зависимости от региона и сложности строительства.

Источник средств может быть самым разным – от кредита в банке до поиска спонсоров, организаций и , которые готовы вложить свой капитал в постройку храм а, а также часть денег можно собрать, благодаря благотворительным взносам и пожертвованиям от членов общины и жителей региона.

В зависимости от того, насколько быстро находятся денежные средства и решаются организационные вопросы, срок постройки храм а может как сократиться, так и растянуться на долгие годы.

В строительстве храм а очень важно знать, чем его внутренняя структура отличается от обычного здания. Все внутренние элементы храм а символичны – в нем должен быть алтарь и , символизирующий божественный мир, где совершаются таинства, и средняя часть для прихожан, символизирующая земной мир, отделенная от алтаря иконостасом.

Если храм имеет всего один престол, то он является однокупольным. Если же престолов несколько, в храм е строится помимо главного несколько дополнительных куполов. Также у некоторых храм ов есть небольшая комната перед входом, называющаяся притвором, вход в который осуществляется с паперти.

В последнее время общество, в котором мы живем, все чаще стало задумываться о возрождении давно забытых или утраченных духовных ценностей. Сейчас достаточно большое количество людей стало верить в Бога. Многие из нас в самые трудные минуты своей жизни, несмотря на различные обстоятельства, находят в себе силы и возможности прийти в храм и попросить помощи у Господа. Все мы молимся Богу, всем святым и просим здоровья, счастья и любви для своих близких и родных. Естественно, нам хочется прийти в церковь и поставить свечу у иконы, однако бывает так, что прийти-то некуда, поэтому и возникает желание возвести храм в своем городе или селе. Это, конечно, задача сложная, но выполнимая.

Инструкция

Получите благословение у правящего архиерея. Для этого необходимо иметь проект будущего храма, который утвержден архитектурным управлением мэрии, сведения об ответственных за строительство, о средствах на возведение или перечень инвесторов, которые готовы вложить деньги в строительство.

С чего начать?

Строительство храма важно начать с благословения правящего архиерея епархии. Поскольку храм строится не сам по себе, а для церковной общины, то, если в городе или селе такой общины нет, ее нужно создать и зарегистрировать. Для регистрации общины необходимо, чтобы в нее входило как минимум десять человек -- так называемая «десятка». Община -- это юридическое лицо, и регистрируется она в федеральной регистрационной службе.

Свято место не должно быть пусто
Когда община зарегистрирована и получено благословение архиерея на строительство храма, надо обратиться в местные органы власти с просьбой предоставить для этого земельный участок. Если это, к примеру, районный город -- то в городскую или районную администрацию, лучше всего сразу к главе администрации. А еще лучше составить официальное письмо от архиерея и обратиться в органы власти с этим письмом. Община заранее должна понять, какой храм она хотела бы построить, на сколько человек, в каком стиле, в честь кого будет освящен главный престол.

В разных местах выделение земли властями может происходить по-разному. Где-то администрация вдохновляется идеей построить в своем районе храм, учитывает мнение настоятеля общины, выделяет прекрасный участок в центре города; где-то дают то что дают, часто это местность, где строительство осложнено -- например, рядом находится овраг, и тогда, прежде чем начать строить, необходимо будет укреплять почву.
Как пояснила нам Светлана Покровская, исполнительный директор юридической компании «Деловые консультации», занимающейся недвижимостью, если рядом с предлагаемым земельным участком находится лесопарковая зона или река или под землей есть важные коммуникации, а в будущем планируется рядом строить дорогу, -- все это может очень осложнить процесс согласования.

Для разрешения на строительство необходимо собрать пакет документов, в числе которых очень важен кадастровый паспорт. В паспорте обязательно должен быть указан вид разрешенного использования земельного участка -- именно под строительство храма.

По совету иерея Даниила Сысоева, настоятеля общины пророка Даниила на Кантемировской, которая уже пять лет строит храм на окраине Москвы, землю лучше просить с небольшим запасом, потому что, если просить впритык, участок могут дать чуть меньше, и земли не хватит.

Проект
Проект храма делает архитектурно-проектная мастерская. Проблема может быть в том, что мастерских, которые специализируются именно на строительстве храмов, не так много. Как понять, в какую лучше обратиться? Как советует иерей Даниил, первым делом нужно узнать, имеет ли мастерская государственную лицензию, причем нового образца, так как недавно изменилась форма лицензирования.

Проект утверждается и согласовывается в разных органах власти: в генплане, в местном комитете по архитектуре и т. д., -- поэтому очень облегчает жизнь, если архитектурная мастерская имеет выходы на организации, которые будут проводить различные экспертизы для согласования.

Отец Даниил советует остерегаться архитекторов, которые, вместо того чтобы при проектировании учесть пожелания прихода, начинают заниматься самовыражением и воплощением своих творческих идей, -- в результате может получиться нечто, не очень похожее на храм. Лучше всего, конечно, чтобы церковь проектировал архитектор, имеющий опыт возведения храмов.

Строительство
Вопрос, где взять хороших рабочих, в регионах часто бывает одним из самых сложных. Иеромонах Варфоломей (Коломацкий), строящий храм в честь святителя Спиридона Тримифунтского в городе Нея Костромской области, рабочих привез с Украины: пусть издалека и их пришлось оформлять как иностранцев, но зато он знал их как опытных и добросовестных строителей.

Крупные проектные мастерские часто имеют и строительную лицензию, поэтому и проект, и строительные работы можно заказать одной и той же организации, «под ключ».

Где взять деньги?
Храм пророка Даниила на Кантемировской оценен в полмиллиарда рублей. «Это потому, что у нас очень сложное место для строительства: рядом протекает речка, склон, овраг, -- говорит отец Даниил. -- И вообще в Москве многое дороже, чем в регионах, -- например, только подключение храма к электричеству стоит полтора миллиона рублей». По словам Светланы Покровской, в регионах все может обстоять по-другому -- и за три миллиона рублей где-то можно полностью построить храм.

Где брать деньги? Храм в честь Собора Московских святых в московском Бибиреве строится с 2002 года, сейчас стены уже построены, к концу года планируется закончить крышу. Крупных спонсоров у храма сейчас нет, строительство ведется на пожертвования частных лиц, плюс община имеет издательство и подсобное хозяйство в Подмосковье -- таким образом зарабатываются деньги на строительство, и дело движется, хотя и медленно. «Все делается с помощью Божией, и деньги находятся, и люди, -- говорит иеромонах Сергий (Рыбко), настоятель храма. -- Проект нам сделал бесплатно один архитектор, сейчас у нас работает бригада строителей. Фирма, которая нам ее выделила, практически ничего с этого не имеет, только сами рабочие получают зарплату -- это решение руководителя фирмы (кстати, у него тут же появилось много хороших заказов)».

Район в Костромской области, где строит храм отец Варфоломей, очень бедный, и собранные местные средства, по словам батюшки, это лепта вдовицы. Но строительству помогает один обеспеченный человек, почитающий святителя Спиридона -- благодаря ему стройка продвигается. «То, что связано со стройкой храма, всегда чудо. Чудо в том, как находятся деньги, как решаются всякие согласования. Мне кажется, это не мы строим храм, а сам святитель Спиридон», -- говорит отец Варфоломей.

В строящемся храме на Кантемировской вопрос денег решается так: «Мы звоним и рассылаем письма в различные организации, просим нам помочь – рассказывает помощница старосты храма Татьяна Предовская. -- Если просто отправить рассылку и ждать ответа -- откликается всего один процент организаций. Если же звонить, общаться в индивидуальном порядке -- откликаются гораздо чаще». Помогают как могут и жители окрестных домов: очень многим хочется быть участниками строительства храма в своем районе.

Есть интересный способ для сбора средств на храм -- именные кирпичики. Человек платит определенную сумму, и его имя пишется на именном кирпиче, который потом встраивается в храм.

«Глаза страшатся, руки делают»
За какой срок можно построить храм? В сельской местности этот вопрос, как показывает опыт, решается быстрее: в городе Нея Костромской области первый ковш котлована под фундамент был вынут в июне 2006 года, а на сегодня осталось построить колокольню и провести внутренние работы. В Москве все не так быстро: община храма пророка Даниила на Кантемировской была создана в 2003 году, и сразу начался сбор документов и средств. К настоящему моменту практически закончен большой этап -- предпроектные работы. Само строительство еще не начато, служба совершается в маленьком временном храме рядом, но хотя и медленно, а дело все же движется.

Как устроен храм

Чем отличается храм от просто здания с четырьмя стенами и крышей?
Храм является образом Царствия Небесного, поэтому его устройство символично. Главная часть любого православного храма -- это алтарь, в центре которого находится престол -- самое священное место храма. Престол символически означает гроб Господень, на престоле совершается главное Таинство христианской церкви -- Евхаристия (благодарение) -- пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христову.

Средняя часть храма знаменует собою тварный мир, она отделяется от алтаря иконостасом. По словам священника Павла Флоренского, иконостас -- это как бы «окна» в алтарь, окна между земным миром и Высшим, в которых мы можем видеть «живых свидетелей Божиих». В иконостасе три двери. Средние называются Царские врата, потому что через них в Святых Дарах проходит Господь. Через южные (правые) и северные (левые) врата в алтарь может входить и мирянин мужского пола, но через Царские врата вход разрешен только священнику и дьякону и только во время Богослужения.

Возвышение -- продолжается от иконостаса внутрь храма, к молящимся, -- называется солеей (греч. «возвышение»). Напротив Царских врат в середине солеи -- полукруглый выступ -- амвон (греч. «восхождение»). Он знаменует собою те места, с которых проповедовал Христос (гору, корабль), а также возвещает о Воскресении Христовом, означая камень, отваленный ангелом от дверей Гроба Господня. С амвона во время Литургии читается Евангелие, произносятся диаконом ектении, священником -- проповеди. На амвоне совершается Таинство Причащения.

Крестовокупольная церковь мч. Трифона в Напрудной слободе в Москве. XV в. В основе такого храма - равносторонний крест
Сколько на храме куполов?
Если в храме один престол, то в средней части храма делается один купол. Если в храме под одной кровлей есть, кроме главного, еще несколько алтарей с престолами (приделов), то над средней частью каждого из них тоже сооружается купол. Но наружные купола на кровле не всегда строго соответствуют количеству приделов. Так, две главы означают и две природы (Божественную и человеческую) Христа; три главы -- три Лица Святой Троицы; пять глав символизируют Христа и четырех евангелистов, семь -- семь таинств и семь вселенских соборов, девять глав -- девять чинов ангельских, тринадцать -- Иисуса Христа и двенадцать апостолов, а иногда строят и большее количество глав.

Святая София в Константинополе. VI в. Этот храм представляет собой базилику, доминантой которой является величественный купол, "как на цепи подвешенный к небесам"
Место для кающихся
Храм может состоять всего из двух частей -- алтаря и собственно храма. Но чаще всего в православных храмах присутствует третья часть -- притвор. Притвор -- место, где должны были стоять во время Литургии готовящиеся к Таинству Крещения люди -- оглашенные, а также люди тяжко согрешившие, которым священник дал такое наказание для покаяния и исправления.

Само название «притвор» связано с тем, что к двухчастным древним храмам стали «притворять», т. е. дополнительно пристраивать третью часть. Эту пристроенную часть часто называют трапезная, поскольку в ней в древности устраивались угощения для прихожан по случаю праздника или поминовения усопших. В Византии эта часть называлась еще нартекс -- место для наказанных. У притвора было богослужебное назначение -- в нем, согласно Уставу, должны совершаться литии -- молитвы, совершаемые вне храма (от греч. ???? -- усердное моление) на великих вечернях, а также панихиды по усопшим.

Сейчас притвором называют небольшое помещение сразу за входом в храм. Вход в притвор с улицы обычно устраивается в виде паперти -- площадки перед входными дверями, на которую ведут несколько ступеней. Паперть имеет догматический смысл как образ духовного возвышения, на котором находится Церковь среди окружающего ее мира.

Собор может быть маленьким, а часовня большой
Собор -- главный храм в городе или монастыре. Название «собор» связано с тем, что в этот храм собирается духовенство из других церквей для торжественного богослужения. Поскольку торжественное богослужение нередко возглавляется епископом, то в соборе должно быть «архиерейское место» -- возвышение в центре храма, на котором стоит архиерей, когда находится во время богослужения не в алтаре. При этом по размеру собор не обязательно самый большой храм в городе.

Церковь без алтаря (и соответственно, без престола) называется часовня. В часовне не служат Божественную литургию. В древности часовни ставились над подземными храмами, устроенными на гробницах мучеников -- чтобы обозначить места расположения престолов, или на местах, ознаменованных какой-либо милостью Божией. Обычно часовни бывают небольшого размера, но необязательно -- например, часовня великомученика и целителя Пантелеимона в Москве радом с Лубянской площадью (разрушена в 30-е годы) была очень большой (она считалась самой большой часовней в России).
Базилика Спасителя в г. Дечаны. Сербия. XIV в. В отличие от равносторонних крестово-купольных храмов, в основе базилики - крест, одна сторона которого вытянута на запад
Корабль, плывущий на восток
Церковь часто сравнивают с кораблем, плывущим среди бурных волн житейского моря к Царству Небесному, поэтому храм по форме часто напоминает корабль. Если плыть от тьмы к свету, нужно плыть с запада на восток: на востоке был рай (см. Быт. 2, 8); Господь Иисус Христос и Сам именуется Востоком (см. Зах. 6, 12; Пс. 67, 34) или Востоком свыше (см. Лк. 1, 78). Поэтому в большинстве случаев православный храм обращен алтарем на восток. Однако известно, что алтари некоторых храмов обращены к другим частям света. Например, в Москве храм Воскресения Христова в Сокольниках ориентирован алтарем на юг -- это связано с тем, что в этом направлении находится Иерусалим, место воскресения Спасителя.

Строительство православного храма ‑ дело очень непростое. В храме важно все, в его устройстве не бывает мелочей. Каждая деталь в нем подчинена канонам и традициям, и даже современные проекты православных храмов разрабатываются с учетом строгого их соблюдения. Первое, на что обращают внимание, ‑ выбор места под строительство. Раньше на Руси, согласно традициям, место под строительство православного храма или монастыря выбиралось возвышенное, видное издалека. должен был доминировать среди окружающих застроек, напоминая людям о возвышенности духовного мира по сравнению с земным. Место, на котором будет стоять храм, старались выбрать так, чтобы оно «обдувалось четырьмя ветрами» ‑ звук от колоколов тогда был слышен за несколько десятков верст.

Церковные предания утверждают, что очень часто место для строительства православного храма или монастыря указывал Сам Господь, Богородица, или кто-то из святых угодников Божиих ‑ виденями, явлениями во сне, другими знамениями. Результатом такого скрупулезного выбора является то, что до сих пор, приходя на места даже разрушенных старых церквей, мы отчетливо ощущаем то, что они особенные, благодатные.

Проект православного храма и внешнее благоустройство

После выбора места, рабочими утрамбовывалась площадка под его строительство. Важным было и расположение православного храма: проект его всегда рассчитывался таким образом, чтобы церковный алтарь обязательно смотрел на восток. За неимением компасов и прочих измерительных приборов, восточное направление определяли следующим образом: просыпались до восхода, и на храмовой площадке проводили ось, строго параллельную первому лучу восходящего солнца.

Этот фактор при строительстве православного храма учитывается до сих пор, и исключения делаются только в очень редких случаях. Почему же это так важно? Одни исследователи утверждают, что в этом присутствует наследие древнего солярного культа славян, другие опираются на то, что в христианстве Восток всегда был связан со светлыми силами, а Запад ‑ с темными.

Не менее важной частью православного храма является и его верхняя часть, увенчанная куполами. Количество куполов всегда нечетное, и может доходить до тридцати трех, и все они увенчиваются крестом.

Прекрасным образцом храмового зодчества является 33-купольная деревянная церковь Николая Угодника на Троицкой горе в Санкт-Петербурге.

Главные части православного храма

При создании проекта православного храма строго учитываются все его составляющие. С давних времен церковь символизировала собой трехмерность Вселенной: божественную ее часть, небесную и земную. Именно поэтому православный храм состоит из трех частей: алтаря, где молятся священники, центральной части, предназначенной для молитвы верных (крещенных) христиан, и притвора, в котором раньше молились оглашенные ‑ те, кто только проходил катехизацию и готовился принять святое крещение.

Верхняя часть православного храма ‑ неф (потолок) ‑ символизирует небо, и покрывается росписями, изображающими Святую Троицу, Бога Отца, Господа Иисуса Христа и Божью Матерь. Пол под ногами означает землю, и поэтому он тоже украшается мозаиками и орнаментами.

Пренебрегать этими правилами, многовековыми традициями православной церковной архитектуры - огромная ошибка, ведь здание храма для верующих священно практически настолько же, как и иконы с изображениями святых. По мнению деятелей Русской и Украинской Православной Церкви и знатоков церковной архитектуры, строительство новых храмов должно сопровождаться соблюдением следующих основ.

Традиционность

Внешний вид православного храма должен строго соответствовать канонам религии. На протяжении веков строительство храмов производилось по строго определенным правилам, и классический облик церковных сооружений практически не подвергался изменениям. Порой встречаются значительные отличия в архитектуре православных церквей. Однако, они имеют под собой весомую подоплеку.

Например, они могут зависеть от функционального назначения здания: собор, храм-памятник, приходская церковь - все они обладают своими архитектурными нюансами. Влияние также могут оказывать климатические особенности страны или региона, в котором происходит строительство храмов, некоторые декоративные элементы могут определяться веяниями эпохи или национальными особенностями. Но, так или иначе, архитектурное формообразование храма всегда происходит по установленным канонам

Функциональность

Внутренняя архитектура должна быть максимально удобной для проведения религиозных таинств и отправления культа, кроме того, церковь должна включать в себя все необходимые вспомогательные помещения, а также отвечать требованиям, актуальным для любого здания, таким как безопасность и Символизм. Желательно, строить на пригорке, для того что бы храм был виден издалека, а звон колоколов был слышен как можно дальше. Символичны формы, выбирающиеся для строительства храма.

Форма корабля - символ спасения: в Церкви Христовой прихожане спасаются от духовной смерти, от царства тьмы. Эта форма символизирует ковчег Ноя, спавшего от потопа, физической смерти, людей, которые не отступились от Бога. Форма восьмиугольника символизирует Вифлеемскую звезду, приведшую волхвов к пещере с яслями, где родился Спаситель мира - Иисус. Церковь является путеводной звездой ведущей верующих ко спасению, к жизни со Христом. Форма креста. В основании церкви возлагают Крест Христов, позорное орудие для казни, ставший символом спасения через мучительную смерть, распятого на нём Иисуса Христа. Форма храма в виде круга - символ вечности Церкви, так как в нем нет начала и конца.

Церкви Украины

Современные каменные и деревянные церкви Украины, как правило, включают в себя три основных зоны. Их разделают на алтарь, среднюю часть и притвор. Причем, о создании этих частей храма задумываются еще на этапе проектирования, который лежит в основе возведении всего сооружения. А, также, при разработке проекта специалисты должны позаботиться о том, чтобы алтарь храма был обращен к востоку – это требование касается абсолютно всех православных церквей.

Этапы строительства православных храмов

Проектирование здания;

Закладка фундамента (и оборудование подвалов, если они предусмотрены проектом);

Строительство стен (включая работы по тепло- и гидроизоляции);

Устройство кровли.

Венчаются храмы куполами, изображающим небо, на куполе глава с крестом-славящим Иисуса Христа, Главу Церкви. Одна глава на Церкви указывает на Иисуса Христа. Две главы указывают на естества Иисуса Христа-Бога и Иисуса Христа-человека. Три главы на храме это символ Святой троицы. Пять глав символизируют Христа и четырёх евангелистов. А семь крестов у церкви говорит о семи Таинствах и о семи Вселенских Соборах. Девять глав говорят о девяти чинах ангельских. Тринадцать глав на храме говорят об Иисусе Христе и его двенадцати апостолах.

Далее, переходят к наружному и внутреннему оформлению строений. Причем, речь в данном случае идет не только о разнообразных отделочных работах (хотя и она должны производиться) и о прокладке коммуникаций, но также об оборудовании храма специальной церковной утварью, светильниками и другими специфическими предметами интерьера.

Иногда, встречаются двухэтажные храмы. Нижний этаж символизирует Церковь земную, воинствующую. Верхний этаж - Церковь небесную, торжествующую