Амбивалентные эмоции. Амбивалентность в отношениях

«Амбивалентный» - это сейчас очень модное слово. Но мало кто знает, что оно означает. В этом случае школьный курс химии помогает слабо. Поэтому мы и решили написать эту статью. В ней будет дано определение, представлены основные случаи употребления. Чтобы читателю было не скучно, примеры подобраны простые и понятные каждому.

Определение

Амбивалентное отношение - это двойственное расположение к какому-либо объекту. Здесь очень важно отличать двойственность от отношения «с одной стороны…с другой стороны…». Первый случай - это амбивалентность, а второй - обычная аналитическая оценка объекта. Как отличить одно от другого? При типе отношений «с одной стороны… с другой стороны…» в человеке нет противоборства. Субъект точно знает, как именно он оценивает событие или явление внешнего мира. Когда же отношение человека можно с полной уверенностью охарактеризовать термином «амбивалентный» (это, как мы помним, некоторая двойственность), то он и сам не скажет, как именно воспринимает нечто.

Архетипы К.-Г. Юнга

Самые знаменитые примеры амбивалентности дал К.Г. Юнг - родоначальник аналитической психологии, автор концепции коллективного бессознательного. Также он подарил миру учение об архетипах.

Архетип - это наиболее древние представления человечества, которые предопределяют восприятие субъектом реальности. Они - часть «фонда» коллективного бессознательного. Проявляют себя в сновидениях, мифах и легендах, одним словом, в творчестве. В любом сотворении из ничего, как известно, силен подсознательный элемент. Архетип всегда амбивалентный, это его основное качество.

Архетип матери

В теории Юнга образ матери двойственен по природе. С одной стороны, мать - это дом, защищенность, спокойствие, отсутствие тревог, а с другой стороны, мать, старуха во снах может символизировать смерть.

В реальности мы тоже можем уловить эту двойственность. Кто из подростков не испытывал к матери и нежность, и вместе с тем ненависть? Материнская любовь может спасти, а может и убить, задушить. Вот такой вот амбивалентный это феномен - материнская любовь.

И еще один интересный момент, о котором стоит упомянуть. Материнское лоно во снах может символизировать могилу. В каждом языке есть представления, которые уравнивают мать и смерть. Если анализировать отношение «лоно-могила», то мы можем вспомнить, что есть такое выражение, как «мать сыра земля». Соответственно, погребение может восприниматься как возвращение в материнское лоно. Так оно и есть, в принципе, ибо мы прах, и в прах мы обратимся в итоге.

Но, однако ж, пора отвлечься от тяжелых тем и дум и поразмышлять о женской привлекательности.

Амбивалентность красоты

Этот раздел будет интересен не только мужчинам, но и женщинам.

Когда парень видит красивую девушку, о чем он думает в первую очередь? Конечно, он прежде всего мечтает о физическом обладании. Потом, когда первая волна очарования объектом вожделения сходит, молодой мужчина ловит себя на мысли о страхе перед красотой. Отличный пример, который можно отнести в категорию «амбивалентные чувства».

Парадокс, но наш воображаемый парнишка даже не знает, чего больше в его отношении к девушке: страха или желания. Как мы видим, это рассуждение подводит нас к разгадке тайны, почему красивые женщины несчастны и одиноки (да-да, это не миф) - их боятся, но в то же время любят.

Можно ли победить страх перед женской красотой?

Разумеется, можно. Для этого надо, прежде всего, унять внутреннюю дрожь. И разложить свой страх на простейшие составляющие, задав себе вопрос: «А чего конкретно я боюсь?» Каждый раз, сосредотачиваясь на предметных опасениях и тревогах, человек побеждает свою неуверенность, которая может выражаться в таком феномене, как амбивалентная привязанность - «и хочется, и колется, и мама не велит».

Амбивалентное отношение к тексту. Кафка, «Замок»

Как известно, одной из характеристик классической литературы является полифония смыслов. Но есть такие авторы, как, например, Франц Кафка, чья проза настолько самобытна, что может спровоцировать амбивалентное поведение читателя. Оно выражается в том, что любитель классической литературы может, с одной стороны, не любить Кафку, но с другой стороны, читать его сочинения, ибо в творчестве немецкоязычного писателя силен магический элемент. Он-то и гипнотизирует читателя.

Например, возьмем одно из известнейших произведений Кафки - «Замок». Когда человек читает это сочинение первый раз, то его держит в напряжении только ожидание финала, чем же закончатся скитания землемера. При этом нельзя не отметить, что сама проза занудно-тягостная. Но бросить ее нет никакой возможности, интересно же. Чем закончилось путешествие землемера, читатель узнает, если ознакомится с содержанием романа.

Дмитрий Горчев. Смешение высокого и низкого стиля

Амбивалентное восприятие читателем текста еще более характерно тогда, когда он читает современного, к сожалению, уже ушедшего от нас в 2010 году писателя Дмитрия Горчева. Он своей манерой неуловимо напоминает Д.И. Хармса. На устах Ювачева (настоящая фамилия Даниила Ивановича) также все время играет ироническая улыбка. Правда, Горчев обильно «посыпает» свою прозу нецензурной лексикой, а Хармс позволяет себе такое только в записных книжках, которые не предназначались для печати первоначально. Но мы снова отвлеклись.

Проза Горчева, возможно, не так глубока, и классиком он, конечно, не успел стать. Но в то же время, если уметь воспринимать скрытый месседж текста, то выйдет, что это вполне себе экзистенциальная проза со смысложизненным подтекстом. Особенно это справедливо в отношении его сказок, например «Злодей». Горчев через аморальный образ напоминает о классической триаде - «Добро, Истина и Красота».

Амбивалентность

  1. Эмоциональную : одновременно позитивное и негативное чувство к человеку, предмету, событию (например, в отношении детей к родителям).
  2. Волевую : бесконечные колебания между противоположными решениями, невозможность выбрать между ними, зачастую приводящая к отказу от принятия решения вообще.
  3. Интеллектуальную : чередование противоречащих друг другу, взаимоисключающих идей в рассуждениях человека.

Современная интерпретация

В современной психологии есть два понимания амбивалентности:

  • В психоанализе под амбивалентностью обычно понимается сложная гамма чувств, которую человек испытывает к кому-либо. Предполагается, что амбивалентность нормальна по отношению к тем, чья роль в жизни индивида также неоднозначна. Однополярность же чувств (только положительные или только отрицательные) интерпретируется скорее как проявление идеализации или обесценивания, то есть предполагается, что чувства на самом деле скорее всего амбивалентны, но индивид этого не осознаёт.
  • В клинической психологии и психиатрии под амбивалентностью понимается периодическая глобальная смена отношения индивида к кому-либо: ещё вчера вечером пациент испытывал к некоему человеку только положительные чувства, сегодня утром - только отрицательные, а сейчас - снова только положительные. В психоанализе такое изменение отношения обычно называется «расщепление Эго ».

Примечания

См. также

Ссылки

  • Амбивалентность в Национальной психологической энциклопедии

Литература

  • Webster"s New World Collegiate Dictionary, 3rd Edition.
  • Van Harreveld, F., van der Pligt, J., & de Liver, Y. (2009). The agony of ambivalence and ways to resolve it: Introducing the MAID model. Personality and Social Psychology Review, 13, 45-61.
  • Зигмунд Фрейд :
    • Trois essais sur la théorie sexuelle (1905), Gallimard, collection Folio, 1989 (ISBN 2-07-032539-3)
    • Analyse d"une phobie d"un petit garçon de cinq ans: Le Petit Hans (1909), PUF, 2006 (ISBN 2-13-051687-4)
    • L"Homme aux rats: Journal d"une analyse (1909), PUF, 2000 Modèle:ISBN 2-13-051122-8
    • Cinq psychanalyse (Dora,L"homme aux Loup, L"homme aux rats, Petit Hans, Président Schreber), rééd, traduction revisées, PUF Quadige (ISBN 2-13-056198-5)
    • La dynamique du transfert (1912)
  • Jean Laplanche, Jean-Bertrand Pontalis, Vocabulaire de la psychanalyse, Paris, 1967, éd. 2004 PUF-Quadrige, No 249, (ISBN 2-13-054694-3)
  • Alain de Mijolla et coll. : Dictionnaire international de la psychanalyse, Ed.: Hachette, 2005, (ISBN 2-01-279145-X)
  • José Bleger: Symbiose et ambiguité, PUF, 1981, (il y distingue l"ambiavalence de la divalence, (ISBN 2-13-036603-1)
  • Paul-Claude Racamier: Les schizophrènes Payot-poche, (est notamment envisagée la distinction entre l"ambivalence névrotique et la paradoxalité psychotique), rééd. 2001, (ISBN 2-228-89427-3)
  • Michèle Emmanuelli, Ruth Menahem, Félicie Nayrou, Ambivalence: L"amour, la haine, l"indifférence, Ed.: Presses Universitaires de France, 2005, Coll.: Monographies de psychanalyse, (ISBN 2-13-055423-7)
  • Ambivalenz, Erfindung und Darstellung des Begriffs durch Eugen Bleuler, Bericht 1911 vom Vortrag 1910 und Veröffentlichung 1914
  • Jaeggi, E. (1993). Ambivalenz. In A. Schorr (Hrsg.), Handwörterbuch der Angewandten Psychologie (S. 12-14). Bonn: Deutscher Psychologen Verlag.
  • Thomae, H. (1960). Der Mensch in der Entscheidung. Bern: Huber.
  • Bierhoff, H.W. (1996). Neuere Erhebungsmethoden. In E. Erdfelder, R. Mausfeld, T. Meiser & G. Rudinger (Hrsg), Handbuch quantitative Methoden (S. 59-70). Weinheim: Psychologie Verlags Union.
  • Jonas, K., Broemer, P. & Diehl, M. (2000). Attitudinal ambivalence. In W. Stroebe & M. Hewstone (Eds.), European review of social psychology (Vol. 11, pp. 35–74). Chichester: Wiley.
  • Glick, P. & Fiske, S.T. (1996). The ambivalent sexism inventory: Differentiating hostile and benevolent sexism. Journal of Personality and Social Psychology, 70, 491-512.
  • Glick, P. & Fiske, S.T. (2001). An ambivalent alliance. Hostile and benevolent sexism as complementary justifications for gender inequality. American Psychologist, 56, 109-118.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Амбивалентность" в других словарях:

    Амбивалентность … Орфографический словарь-справочник

    амбивалентность - Сосуществование антагонистических эмоций, идей или желаний по отношению к одному и тому же лицу, предмету или положению. Согласно Блейлеру, который ввёл этот термин в 1910 г., кратковременная амбивалентность является частью нормальной психической … Большая психологическая энциклопедия

    - (от лат. ambo оба и va lentia сила), двойственность чувств, переживания, выражающаяся в том, что один и тот же объект вызывает к себе у человека одновременно два противоположных чувства, напр, удовольствия и неудовольствия, любви и… … Философская энциклопедия

    Амбивалентность - Амбивалентность ♦ Ambivalence Сосуществование в одном и том же человеке и в его отношении к одному и тому же предмету двух различных аффектов – удовольствия и страдания, любви и ненависти (см., например, Спиноза, «Этика», III, 17 и схолия),… … Философский словарь Спонвиля

    - (от латинского ambo оба и valentia сила), двойственность переживания, когда один и тот же объект вызывает у человека одновременно противоположные чувства, например любви и ненависти … Современная энциклопедия

    - (от лат. ambo оба и valentia сила) двойственность переживания, когда один и тот же объект вызывает у человека одновременно противоположные чувства, напр. любви и ненависти, удовольствия и неудовольствия; одно из чувств иногда подвергается… … Большой Энциклопедический словарь

    - (греч. amphi вокруг, около, с обеих сторон, двойственное и лат. valentia сила) двойственное, противоречивое отношение субъекта к объекту, характеризующееся одновременной направленностью на один и тот же объект противоположных импульсов, установок … Новейший философский словарь

    Сущ., кол во синонимов: 3 двойственность (27) двузначность (2) неоднозначность … Словарь синонимов

Для обозначения двойственного и даже взаимоисключающего характера чувств, переживаемых человеком в одно и то же время по одному и тому же поводу, в современной психологии и психоаналитике существует термин амбивалентность.

В первые десятилетия XX столетия определение амбивалентности в более узком понимании применялось в психиатрии для обозначения доминирующего симптома шизофрении – немотивированного противоречивого поведения. И авторство данного термина, а также названия «шизофрения», принадлежит швейцарскому психиатру Э. Блейлеру.

Позже, благодаря его ученику К. Юнгу, который – в противоположность З. Фрейду – стремился доказать единство сознательного и бессознательного и их компенсаторное балансирование в «механизме» психики, амбивалентность стали понимать шире. Но сейчас амбивалентностью называют возникновение и сосуществование в человеческом сознании и подсознании диаметрально противоположных (часто конфликтующих) чувств, представлений, желаний или намерений по отношению к одному и тому же объекту или субъекту.

Как отмечают специалисты, амбивалентность – очень распространенное субклиническое состояние. Более того, учитывая изначальную двойственную природу психики (то есть наличие в ней сознательного и подсознательного), ситуативная амбивалентность присуща практически всем, ведь недаром в случаях, требующих выбора и решительных действий, мы говорим о смятении чувств, замешательстве и путанице мыслей в голове. Мы постоянно находимся во внутреннем конфликте, и моменты, когда возникает чувство внутренней гармонии или единства цели, относительно редки (и могут быть иллюзорными).

Самые яркие примеры амбивалентности проявляются, когда есть конфликты между моральными ценностями, идеями или чувствами, в частности – между тем, в чем мы отдаем себе отчет, и тем, что вне нашего сознания («гложет червь сомнения» или «нашептывает внутренний голос»). Много мыслей приходит и уходит, но некоторые застревают в подсознании человека, и именно там существует целый пантеон захороненных ценностей, предпочтений, скрытых мотивов (хороших и не очень), симпатий и антипатий. Как говорил Фрейд, эта чехарда импульсов в задней части нашего мозга и заставляет нас одновременно хотеть или не хотеть чего-то.

Кстати, именно Фрейд сформулировал принцип амбивалентности, смысл которого состоит в том, что все человеческие эмоции изначально имеют двойственный характер, и если на сознательном уровне побеждают симпатия и любовь, то антипатия и ненависть не исчезают, а скрываются в глубинах подсознания. В «подходящих случаях» они поднимаются оттуда, приводя к неадекватным реакциям и непредсказуемым поступкам человека.

Но учтите: когда «чехарда импульсов» происходит постоянно, налицо симптом, который может свидетельствовать о затяжной депрессии, невротическом состоянии или развитии навязчиво-непреодолимого (обсессивно-компульсивного) расстройства личности.

Причины амбивалентности

На сегодняшний день основные причины амбивалентности связывают с неспособностью делать выбор (на проблеме выбора сосредоточены философы-экзистенциалисты) и принимать решения. От принятия обоснованных решений во многом зависит здоровье, благополучие, отношения и социальный статус личности; человек, избегающий принятия решений, сталкивается с внутренними психоэмоциональными конфликтами, которые формируют амбивалентность.

Есть мнение, что амбивалентность часто является результатом конфликта социальных ценностей, связанных с различиями культуры, расы, этнической принадлежности, происхождения, религиозных убеждений, сексуальной ориентации, гендерной идентичности, возраста и состояния здоровья. Социальные конструкции и воспринимаемые нормы и ценности в рамках данного общества формируют противоречивые чувства многих людей.

Но большинство психологов усматривают причины амбивалентности в неуверенности людей, их подсознательном страхе совершить ошибку и потерпеть неудачу, эмоциональной и интеллектуальной незрелости.

Также не стоит забывать, что возникновение любых чувств, представлений, желаний или намерений не всегда подчиняется логике. Важную роль играет интуиция и тот самый «внутренний голос», который трудно заглушить.

Исследования выявили некоторые нейробиологические особенности медиации сигналов, связанных с выражением эмоций: у здоровых людей, испытывающих положительные чувства, активнее структуры левого полушария головного мозга, а если эмоции отрицательные – правого. То есть, с точки зрения нейрофизиологии, люди способны испытывать положительные и отрицательные аффективные состояния одновременно.

Изучение мозговой активности с помощью МРТ продемонстрировало участие в амбивалентности принятия решений когнитивных и социально-аффективных областей мозга (в вентролатеральной префронтальной коре, в передней и задней части поясной извилины коры головного мозга, в зоне островка, височных долей, височно-теменного стыка). Но эти области по-разному связаны с последующими процессами, так что еще предстоит выяснить, где находятся нейронные корреляты аффективных компонентов амбивалентности.

Формы

В теории психологии и практике психотерапии принято различать определенные типы амбивалентности – в зависимости от того, в каких сферах взаимодействия личности они больше всего проявляются.

Амбивалентность чувств или эмоциональная амбивалентность характеризуется двойственным отношением к одному и тому же субъекту или объекту, то есть наличием одновременно возникающих, но несовместимых чувств: благосклонности и неприязни, любви и ненависти, принятия и отвержения. Поскольку чаще всего такая внутренняя биполярность восприятия является основой переживаний человека, то данный тип может определяться как амбивалентность переживаний или амблиотимия.

Как результат, может возникать так называемая амбивалентность в отношениях: когда кто-то из окружающих на подсознательном уровне постоянно вызывает у человека противоположные эмоции. И когда человеку действительно присуща двойственность в отношениях, он не может избавиться от подсознательного негатива, беспокоясь даже в те моменты, когда их партнер делает что-то хорошее. Чаще всего это обусловливает неопределенность и нестабильность в партнерских отношениях, и связано с тем, что полярность чувств, как уже говорилось выше, существует изначально и может провоцировать внутриличностный конфликт. Выражается он во внутренней борьбе «да» и «нет», «хочу» и «не хочу». Степень осознания этой борьбы влияет на уровень конфликтности между людьми, то есть когда человек не осознает своего состояния, он не может сдерживать себя в конфликтных ситуациях.

У западных психотерапевтов существует понятие шаблон хронический амбивалентности: когда чувство беспомощности и стремление подавить глубоко засевший негатив заставляет человека занимать оборонительную позицию, лишая его не только ощущения управления своей жизнью, но и обычного душевного равновесия (проводя к истеричности или состоянию депрессивной неврастении).

У детей может развиваться амбивалентность в привязанности, сочетающая любовь к родителям и опасения не получить их одобрения. Подробнее читайте ниже – в отдельном разделе Амбивалентность в привязанности.

Состояние, при котором человеку одновременно приходят противоположные мысли, а в сознании уживаются противоположные понятия и убеждения, определяется как амбивалентность мышления. Такую раздвоенность принято считать результатом патологии в формировании способности к абстрактному мышлению (дихотомии) и признаком психического отклонения (в частности, паранойи или шизофрении).

Амбивалентность сознания (субъективная или аффективно-когнитивная) также относят измененным состояниям психики с фокусированием на разногласиях между собственными убеждениями человека и конфронтации между оценками происходящего (суждениями и личным опытом) и объективно существующими реалиями (либо их общеизвестными оценками). Данное когнитивное нарушение присутствует при психозах и сопровождаемых бредом, безотчетной тревогой и страхом навязчивых состояниях.

Амбивалентность в привязанности

В детстве может развиваться амбивалентность в привязанности (тревожно-амбивалентная привязанность), если отношение родителей к своим детям противоречиво и непредсказуемо, отсутствует теплота и доверительность. Ребенок недополучает ласки и внимания, то есть воспитывается в строгих правилах – в условиях постоянного «эмоционального голода». Психологи утверждают, что в формировании данного типа амбивалентности немаловажную роль играют темперамент ребенка, взаимоотношения родителей между собой, уровень поддержки всех поколений семьи.

Многие из родителей ошибочно воспринимают свое желание завоевать любовь ребенка с фактической любовью и заботой о его благополучии: они могут проявлять гиперопеку по отношению к ребенку, быть сосредоточенными на его внешнем виде и успеваемости, бесцеремонно вторгаться в его личное пространство. Вырастая, люди, имеющие амбивалентность в привязанности в детстве, отличаются повышенной самокритичностью и заниженной самооценкой; они тревожны и недоверчивы, ищут одобрения окружающих, но это никогда не избавляет их от неуверенности в себе. А в их отношениях отмечается чрезмерная зависимость от партнера и постоянная обеспокоенность тем, что их могут отвергнуть. На почве постоянного самоконтроля и размышлений по поводу своего отношения к другим могут развиваться перфекционизм и компульсивное поведение (как средство самоутверждения).

Амбивалентное расстройство привязанности в детстве может стать базой для развития такого небезопасного психического отклонения, как реактивное расстройство привязанности (код по МКБ-10 – F94.1, F94.2), формулировка навязчивая амбивалентность в данном случае клинически некорректна.

Патологическая амбивалентность в виде реактивного расстройства привязанности (РРП) касается социального взимодействия и может принимать форму нарушений инициирования или реагирования на большинство межличностных контактов. Причинами расстройства являются невнимательность и грубое обращение взрослых с ребенком от шести месяцев до трех лет или частая смена лиц, обеспечивающих уход.

При этом отмечается заторможенная и расторможенная формы психической патологии. Так вот, именно расторможенная форма может приводить к тому, что подросшие дети с РРП пытаются получить внимание и комфорт от любых взрослых, даже абсолютно незнакомых, что делает их легкой добычей для извращенцев и криминальных личностей.

Примеры амбивалентности

Многие источники, со ссылкой на З. Фрейда, приводят пример амбивалентности чувств из трагедии В.Шекспира. Это большая любовь Отелло к Дездемоне и жгучая ненависть, охватившая его из-за подозрения в супружеской измене. Чем завершилась история венецианского ревнивца, всем известно.

Примеры амбивалентности из реальной жизни мы видим, когда люди, злоупотребляющие алкоголем, понимают, что пить вредно, но они не в состоянии принять меры, чтобы раз и навсегда отказаться от спиртного. С позиции психотерапии, такое состояние может быть квалифицировано, как амбивалентное отношение к трезвости.

Или вот такой пример. Человек хочет бросить работу, которую он ненавидит, но за которую неплохо платят. Это сложный вопрос для любого человека, но людей, страдающих от амбивалентности, постоянные раздумья над этой дилеммой, парализующее сомнение и страдания практически стопроцентно загонят в депрессию или вызовут состояние невроза.

Интеллектуальная амбивалентность относится к неспособности или нежеланию давать однозначный ответ и формировать определенное умозаключение – из-за отсутствия у человека логического или практического обоснования для определенная своей позиции. Основная проблема интеллектуальной амбивалентности в том, что она (согласно теории когнитивного диссонанса) является предпосылкой отсутствия четкого руководства или ориентации действий. Эта неопределенность парализует выбор и принятие решений, а в итоге выражается в несоответствии между тем, что человек думает, и тем, как он себя ведет в реальности. Эксперты называют такое состояние – амбивалентность поведения, двойственность поступков и действий, амбивалентность мотивации и воли или амбитендентность.

Следует отметить, что термин эпистемологическая амбивалентность (с греч epistеmikоs – знания) в психологии не применяют. Он имеет отношение к философии познания – эпистемологии или гносеологии. Известно также такое философское понятие как гносеологический дуализм (двойственность познания).

А химическая амбивалентность относится к характеристикам полярности углеродных структур органических молекул и их связей в процессе химического взаимодействия.

Диагностика амбивалентности

Двойственность редко видна «невооруженным глазом» и практически никогда не признается человеком, испытывающим ее. Поэтом психологи и психиатры предлагают пациентам ответить на вопросы тестов.

Есть тест на амбивалентность, разработанный американским психиатром Х. Каплан (Helen Singer Kaplan) на основе стандартной шкалы для диагностики биполярного расстройства; тест отношения к конфликтным ситуациям Пристера (Joseph Priester) и Петти (Richard E. Petty). Стандартизированного теста пока нет, а самый простой тест содержит вопросы:

  1. Как вы относитесь к вашей матери?
  2. Какое значение имеет для вас ваша работа?
  3. Как высоко вы оцениваете себя?
  4. Как вы относитесь к деньгам?
  5. Когда вы злитесь на того, кого любите, вы чувствуете себя виновным?

Другой тест на амбивалентность предлагает ответить на такие вопросы (каждый из которых имеет несколько вариантов ответов – от «полностью согласен» по «полностью не согласен»):

  1. Я предпочитают не показывать другим, что чувствую в глубине души.
  2. Обычно я обсуждаю свои проблемы с другими людьми, это помогает обратиться к ним в случае необходимости.
  3. Необходимость в коррекции возникает, когда ситуативная амбивалентность трансформируется в патологический синдром, вызывает сложности в общении и приводит к неадекватным психогенным реакциям. Тогда нужна помощь психотерапевта.

    Учитывая, что выраженная амбивалентность связана с негативным аффектом и физиологическим возбуждением, могут потребоваться лекарственные успокаивающие средства или препараты группы антидепрессантов.

    Психологи рекомендуют помнить, что ничто не является совершенным, и что неопределенность и сомнения являются частью жизни. А также иметь в виду, что амбивалентность может быть способом самозащиты от негативного опыта. И что депрессия и тревожность снижают способность человека свободно принимать решения и тем самым усугублять проблему.

Периодически двойственность чувств и отношений по отношению к кому-то или чему-то испытывают все: любимый человек может сильно раздражать, интересная работа казаться скучной, а предстоящее событие одновременно пугать и притягивать. Но, если здоровый человек достаточно легко справляется с такими чувствами или они сосуществуют, не мешая друг другу, то при неврозе или других патологиях амбивалентность чувств и мыслей может стать причиной сильнейшего психического расстройства или срыва. Что же такое амбивалентное мышление?

Термин «амбивалентность» в медицине был впервые использован французским психиатром Брейлером в 1900 годах. Он применялся для обозначения патологического состояния – раздвоения сознания человека. Амбивалентное мышление считалось признаком шизофрении, не присущим психически здоровым людям.

Позже этот термин стали использовать не только психиатры, но и психоаналитики и психологи и он получил более широкое толкование. По мнению З. Фрейда и других психоаналитиков, одновременно существование противоположных чувств или отношений является нормой для человеческой психики. Но если сознание человека не способно справиться с этим или чересчур «зацикливается» на этом состоянии, то возможно возникновение невроза или развитие психических заболеваний.

Так что сегодня амбивалентность сознания может рассматривается двояко:

  • Как периодически возникающее состояние у психически здорового человека – психоаналитики описывают это как комплекс сложных чувств, которые возникают по отношению к кому-либо. Это состояние нормально для человека, так он всегда испытывает самые разнообразные чувства и при концентрации на одном объекте возникает амбивалентность. Так, даже самая любящая мать может испытывать чувство раздражения к своему ребенку или можно одновременно любить человека и ненавидеть его из-за чувства ревности.
  • Как патологическое состояние психики, возникающее при психических заболеваниях – при этом человек ощущает «расщепление», его отношение к чему-либо или кому-либо меняется полярно за очень короткий период времени и без причин.

Амбивалентность психически здоровой личности может развиться из-за:

  • неспособности самостоятельно принять решение
  • страха совершить ошибку
  • Неуверенности в себе
  • Стресса, переутомления.

Патологическая амбивалентность может развиться из-за:

  • Психозов различного происхождения
  • Депрессии
  • Навязчивых состояний
  • Фобий, панических атак
  • Шизофрении

Проявления

Проявления амбивалентности могут сильно отличаться. Распознать патологию удается далеко не сразу, иногда даже специалисты не могут поставить диагноз без длительного наблюдения или дополнительных обследований.

Выделяют 3 основных формы амбивалентности:

  1. Интеллектуальная
  2. Волевая
  3. Эмоциональная

Интеллектуальная амбивалентность

Для амбивалентного человека характерно постоянное или периодически возникающее «раздвоение» сознания. Полярность мыслей и идей может вызывать нервное истощение или превращаться в навязчивую идею, избавиться от которой человек самостоятельно не может.

Иногда интеллектуальная амбивалентность проявляется тем, что в сознании человека «живет» 2 личности с противоположными идеями и мыслями. Но такое состояние характерно для шизофрении или других психопатологий.

Волевая амбивалентность

Амбивалентность такого типа проявляется невозможностью или сложностью в выборе или совершении конкретного действия. Такое состояние характерно для психически здоровых людей, которое находятся в состоянии стресса, нервного истощения, сильного переутомления или при недостатке сна.

Двойственность в принятии решений также может быть обусловлена особенностями характера или воспитания. Человек старается избегать ситуаций, в которых ему придется сделать выбор, а если ему приходиться делать его – это испытывает сильнейшее расстройство или пользуется чьим-то авторитетным мнением.

Эмоциональная амбивалентность

Амбивалентность в эмоционально-чувственной сфере встречается чаще всего. Двойственность в чувствах и отношениях может встречаться как в жизни абсолютно здоровых людей, при пограничных состояниях психики и при патологиях.

Основной симптом эмоциональной амбивалентности – это присутствие противоположных эмоций в одно и тоже время. Двойственные чувства или эмоции могут также быстро сменять друг друга, при этом вызывая нарушение внутреннего равновесия у человека.

Амбивалентность чувств открыто проявляют дети, когда кричат родителям, что ненавидят их или желают им смерти. Переживая эти эмоции они, одновременно, абсолютно уверены в своей любви к родителям.

Следующий этап жизни для которого характерна амбивалентность – это пубертатный период, когда у подростка могут одновременно возникать противоположные эмоции или чувства. Также для этого периода характерно быстрая смена настроения, чувств по отношению к кому-либо.

Амбивалентность в отношениях возникает и в более зрелом возрасте. Часто человек сам не отдает себе отчет в переживаемом или не считает такие резкие перепады настроения и эмоций патологией. Но при возникновении постоянной и стойкой амбивалентности в отношении к кому-либо психика человека расшатывается, он с трудом справляется с охватывающими его чувствами, а его поступки становятся непредсказуемыми и нелогичными, что тоже ухудшает отношения.

Как избавиться от амбивалентности

Если двойственность чувств, отношений или мыслей не слишком мешает человеку и не вызывает вопросов у окружающих, избавляться от нее необязательно. Амбивалентность можно считать чертой психики, которая нуждается в коррекции только в том случае, если ее проявления мешают нормальной жизни человека.

Патологическая амбивалентность, как правило, бывает одним из комплекса проявлений психического заболевания – невроза, депрессии или шизофрении. В этом случае она исчезает по мере коррекции основного заболевания.

Если же это состояние является единственным проявлением патологии психики и вызывает у человека дискомфорт, избавиться от нее можно с помощью комплексной терапии: приема медикаментов и психотерапии.

Для лечения используют седативные препараты, транквилизаторы, антидепрессанты, реже – нейролептики. Психотерапия может быть индивидуальной или групповой. Специалист определяет причину развития патологии и вместе с пациентом выбирает метод ее коррекции: психоанализ, тренинги, методы расслабления или контроля над сознанием.

Если затрагивать тему отношений, то нередко психологи сталкиваются с таким явлением, когда люди любят и ненавидят друг друга одновременно. Нередко такое отношение развивается между родственниками. Амбивалентность чувств является распространенным явлением в современном обществе. Некоторые специалисты относят ее к психологическому расстройству..

Человеку свойственно испытывать чувства. Некоторые эмоции являются кратковременными, а другие становятся постоянными. Когда речь идет об отношениях, то затрагивается тема постоянных чувств. Люди должны любить друг друга ежедневно в течение длительного времена (в лучшем случае – вечность). Как только чувства проходят, союз распадается. Многие знакомы и с таким явлением, которое еще больше усиливает амбивалентность чувств:

  1. С одной стороны, человек испытывает страх перед потерей любимого.
  2. С другой стороны, человек переживает ненависть к партнеру, который его чем-то оскорбляет, унижает, бросает.

Нельзя говорить о человеке, как о роботе, который должен следовать лишь одной программе. Однако патологическим называется и то состояние, когда человек раздираем противоречивыми желаниями, эмоциями или мыслями. Где правильный выход?

Специалисты говорят о том, что человеку нормально менять свои мысли, желания и эмоциональный настрой в течение всей своей жизни. Однако это происходит попеременно. Состояние, когда он раздираем противоречивыми переживаниями, является либо переходным периодом (если оно длится несколько дней), либо психологическим отклонением (когда оно длится несколько месяцев и даже лет).

Что такое амбивалентность?

Современному человеку свойственно находится в амбивалентном состоянии. Что такое амбивалентность? Это одновременное переживание противоречивых чувств к предмету или человеку. Э. Блейлер ввел данное понятие, подразумевая под ним один из симптомов шизофрении, разделяя амбивалентность на интеллектуальную, волевую и эмоциональную.

Эмоциональная амбивалентность является самой распространенной в жизни человека. Она проявляется в двойственном отношении индивида к другому человеку. В детско-родительских или любовных отношениях данное явление является самым распространенным.

Волевая амбивалентность проявляется в невозможности сделать выбор между двумя решениями. Это происходит в ситуации, когда оба выбора являются одинаково значимыми и желаемыми. В такой ситуации человек нередко принимает решение не делать выбора и оставаться в ситуации нерешенной.

Интеллектуальная амбивалентность проявляется в размышлениях человека, когда взаимозаменяют или противоречат друг другу мнения, которые он обдумывает.

Одни специалисты считают амбивалентность вполне нормальным состоянием человека, поскольку в нем можно отметить одновременно тягу к жизни и интерес к смерти. Однако для счастливого и налаженного существования амбивалентность является барьером, через который нужно проходить, иначе ситуация еще больше усугубится.

Человек выбирает то, что соответствует его душевному состоянию. Дети любят играть в игры, которые соответствуют их желаемому образу жизни. Одежда выбирается та, которая соответствует представлениям человека о счастливой жизни. Фильмы и передачи просматриваются те, которые передают настроение, царящее внутри зрителя. Вот почему люди подсознательно считывают информацию друг с друга во время знакомства и понимают, интересны им новые собеседники или нет.

Люди даже выбирают себе любимых и деловых партнеров, друзей в соответствии с теми интересами, взглядами и состоянием души, которое присуще им. К примеру, весельчак не сможет найти контакта с человеком, который пессимистично смотрит на мир. Такие люди никогда не сойдутся, а лишь могут пересекаться, но тут же принимать решение больше никогда не видеться.

Человек выбирает то, что соответствует его душевному состоянию. Как человек одевается? Что любит читать, смотреть? О чем обычно говорит с друзьями? С какими людьми общается? Какие места любит посещать? Присмотритесь повнимательнее, и вы заметите, что все, чем человек себя окружает, соответствует его состоянию души, мировоззрению, настроению. Вы тоже выбираете свой мир в соответствии с душевными порывами. Оглянитесь и проанализируйте себя. Возможно, что вы сами себя «затягиваете в яму» отчаяния и горя тем, что выбираете людей, создаете события и посещаете места, которые ничего другого вам дать не могут. Будьте внимательны к своему окружению, поскольку это является не просто отражением вашей души, но и влияет на вас так, чтобы вы навсегда остались в нем.

Амбивалентность чувств

В отношениях между людьми достаточно часто встречается амбивалентность чувств. Данное понятие определяется психологией как противоречивое отношение субъекта к объекту, предмету, человеку и пр. Он одновременно принимает и отторгает, отказывается от объекта своих чувств.

Впервые данный термин был введен швейцарским психиатром Блейлером, который давал характеристику шизофрении. Однако и у обычного человека наблюдаются подобные переживания. Специалисты связывают амбивалентность с многогранностью внутренних потребностей, которые имеются у одного человека, и разнообразием окружающего мира, который может притягивать и отталкивать одновременно.

З. Фрейд считал данное явление нормой, пока проявляется короткими периодами и не является яркой. В противном случае начинают развиваться неврозы. Человек может чувствовать любовь и ненависть, удовольствие и неудовольствие, симпатию и антипатию одновременно. Нередко одно чувство маскируется под другое.

В психологии существует два определения данному явлению:

  • Амбивалентность – это двойственность чувств человека к другому индивиду, явлению или событию. Часто она проявляется в отношении объектов, которые имеют неоднозначное отношение для человека. Это отличается от исключительно положительных или отрицательных эмоций, которые некоторые психоаналитики интерпретируют как идеализирование или обесценивание объекта. Таким образом, амбивалентность чувств считается нормальным явлением.
  • Амбивалентность в психиатрии рассматривается как расщепление личности, которая попеременно испытывает то одни, то противоположные чувства.

Амбивалентные чувства – это эмоции, которые человек испытывает одновременно. Смешанные чувства – это переживания, проявляемые попеременно.

Яркими примерами проявления амбивалентности являются детско-родительские отношения и союзы влюбленных людей. С одной стороны ребенок может желать смерти своим родителям, с другой – нуждаться в них и искренне любить. С одной стороны партнеры могут любить друг друга, но одновременно с этим понимать, что ненавидят.

Чем это можно объяснить? Двойственность чувств можно объяснить тем, что в человеке переплетаются инстинктивные потребности и устои общества, которые внедряются в голову человека. Возьмем, к примеру, любовный союз, где супруги любят и ненавидят друг друга.

  1. С одной стороны они вынуждены играть роли влюбленных, поскольку испытывают в этом потребность. Быть может, они уже не любят друг друга, но поскольку остаются вместе, вынуждены направлять ее на тех, кто находится рядом. Можно это объяснить теми устоями, которые приняты в обществе, где супруги должны любить друг друга, даже если это не так.
  2. С другой стороны супруги ненавидят по причине выявления ситуаций, когда их любимые причиняли им боль. Сознательно они понимают, что их не любят, а иначе не причиняли бы боли. Это вызывает ненависть, которую они стараются скрывать, поскольку могут ею разрушить тот союз, который принимается и поощряется окружающими людьми.

Амбивалентность возникает, когда на уровне инстинктов, сознательных желаний, обстоятельств ситуации и устоев в обществе возникают противоречия. Человек вынужден сохранять то, чего нет, при этом постоянно испытывать то, что в нем периодически вызывается.

Амбивалентность в отношениях

Относиться к амбивалентности в отношениях как к норме или патологии? Следует понимать, что человек всегда будет стремиться к определенности. Это делает его жизнь более гармоничной и уравновешенной, нежели ситуации противоречивости, двойственности. С другой стороны следует помнить о возникающих ситуациях, которые просто провоцируют эмоции, противоречащие постоянным переживаниям. Это является нормальным, хотя и проявляется в состоянии амбивалентности.

С одной стороны родитель может любить своего ребенка, с другой – испытывать раздражение из-за усталости, возникшей в результате воспитания малыша. Это считается нормальным в пределах ситуации, однако следует избавиться от противоречивых переживаний в постоянном их аспекте, чтобы они не развивали расстройства или конфликтного события.

Человек всегда будет склонен к амбивалентности. Это связано с многообразием мира, в котором он живет, возникающими чувствами, которые ему присуще переживать, и ситуациями, которые периодически происходят. Не следует считать состояние двойственности чем-то плохим, если оно не продлевается на протяжении всей жизни. Пока ситуация существует, человек может переживать двойственные чувства. Как только она проходит, лучше принять решение и определиться с собственным отношением к произошедшему.

Одни психологи считают амбивалентность нормальным состоянием, поскольку человеку свойственно принимать противоречивые идеи, попадать в ситуации выбора, испытывать двойственные чувства. Другие психологи отмечают, что амбивалентность как постоянное явление в жизни человека приводит к различным .

Следует отличать амбивалентность от всепринятия, когда человек принимает двойственность. Отличие заключается в том, что отсутствует раздвоение. К примеру, черное и белое не воспринимаются человеком как два противоположных цвета, а считаются одним окрасом, когда один переходит в другой и наоборот.

Амбивалентность – это четкое разделение, где чувства, мысли и идеи считаются противоположными. Всепринятие — это объединение якобы противоречивых понятий в одно целое, где они существуют одновременно и друг другу не противоречат, не мешают. Именно всепринятие является нормальным состоянием, которое может длиться всю жизнь, в то время как амбивалентность считается позицией, которая приводит к развитию расстройств, и .

Итог

Человек – многогранное существо. Его окружает мир, который полон различных явлений. Поскольку человек желает жить в мире, понятном ему, он часто стремится к разделению. Так появляются противоположности, противоречия, которые, по мнению человека, не могут существовать одновременно, а поэтому должны нести исключительно положительный или отрицательный окрас. Амбивалентность становится причиной неврозов, потому что человек не может принять тот факт, что он может любить и ненавидеть одновременно. Итог – .

Только расширение сознания и принятие плохого и хорошего как явлений, которые могут существовать одновременно, позволит амбивалентности превратиться во всепринятие. Когда отсутствует разделение, возникает объединение даже противоречащих друг другу явлений.