Очень сложные вопросы по истории. Историческая викторина о России

К сожалению, очень часто в школе складывается такая ситуация, что учащимся не нравится тот или иной предмет. Иногда причина бывает в том, что материал преподносится недостаточно интересно. Это можно легко исправить. Ведь многие дети и подростки очень любят участвовать в различных викторинах. К тому же они помогают закреплять пройденный материал. Предлагаем вам исторические Для удобства пользования правильные ответы также будут указаны. Думаем, что данные викторины будут интересны не только школьникам, но и людям более старшего возраста.

В помощь усвоения школьной программы

История - очень увлекательный предмет. Но запомнить огромное количество различных дат и фактов порой бывает очень сложно. В таком случае на помощь придут исторические викторины с ответами по различным периодам. Так легче запоминать и усваивать пройденный материал, а также проверять уровень знаний. В данной статье вы сможете найти несколько интересных викторин. Надеемся, что они обязательно помогут вам при усвоении трудного, но необыкновенно интересного предмета - истории. Ведь, как известно, без знания прошлого нет настоящего.

Историческая викторина

Для удобства освоения школьной программы и проверки своих знаний предлагаем разбить ее на несколько периодов, которые мы все легко вспомним:

  • Первобытно-общинный.
  • Древний мир.
  • Средние века.
  • Новое время.
  • Новейшая история.

Примитивное общество

Так мы назвали первобытно-общинный период. Давайте с вами его немного вспомним. Историческая викторина будет интересна не только школьникам, но и взрослым:

  1. Согласно некоторым историческим документам и археологическим находкам, первые древнейшие люди появились именно в этих странах. Где это произошло? (Африка и Юго-Восточная Азия.)
  2. Какие предметы первыми стал использовать человек в качестве орудий труда? (Камень и палку.)
  3. Животное, которое человек приручил первым. На сегодняшний день его далекие потомки преданно и верно служат людям, оберегая не только их жизнь, но также имущество и жилье. Назовите его. (Волк.)
  4. Первое механическое средство, которое повысило продуктивность охоты первобытного человека, называлось... Закончите предложение. (Копьеметалка.)
  5. Как называлось одно из первых занятий людей, с помощью которого они добывали себе пищу? (Собирательство.)

Поляне, кривичи, древляне

Трудный период становления древнего государства. С приходом Рюрика начинается подъем и зарождение великой империи. Давайте вспомним некоторые моменты, которые имели отношение к этому периоду:

  1. Как называется документ, в котором находятся различные данные о восточно-славянских племенах. ("Повесть временных лет".)
  2. В древние времена так называлось собрание, на котором решались важные вопросы. Назовите это слово. (Вече.)
  3. Специальное место, в котором приносились жертвы языческим богам на Руси. (Капище.)
  4. Известный монах, который вел летопись о восточнославянских племенах. (Нестор.)
  5. Как звали языческих жрецов на Руси, которые всеми силами боролись с зарождением христианства? (Волхвы.)
  6. Как называлось основное занятие восточных славян? (Земледелие.)

Древнерусское государство

В истории России период Средневековья охватывает достаточно большие временные рамки, с V века до конца VII. Историческая викторина для детей и взрослых поможет вам его вспомнить:

  1. Один из русских князей захватил Киев и сделал его столицей. Как его звали? (Олег.)
  2. Как звали русского князя, который способствовал появлению христианства на Руси? (Владимир Красное Солнышко.)
  3. Название самого первого свода законов древнерусского государства. ("Русская правда".)
  4. Как звали князя, который ослабил тяготы татаро-монгольского ига и проявил себя как мудрый правитель и полководец? (Александр Невский.)
  5. Название войска в Древней Руси, которым командовал князь. (Дружина.)

Эпоха дворцовых переворотов

Исторический период, охватывающий время правления шести разных императоров. Дворцовые тайны, интриги, перевороты, водоворот самых различных событий начиная со смерти Петра I и до воцарения на престоле императрицы Екатерины II.

  1. Назовите фамилию знаменитого дворянского рода, к которому принадлежала жена Петра Великого. (Долгоруковы.)
  2. Мастер барокко, по проектам которого был воздвигнут знаменитый Зимний дворец. (Растрелли.)
  3. В какой стране родилась великая императрица Екатерина II? (Германия.)
  4. Как звали императрицу, которая практически не занималась государственными делами, а любимым фаворитом у нее был Бирон? (Анна Иоанновна.)
  5. Как звали императрицу, которая способствовала открытию Московского университета и Академии художеств? (Елизавета.)

Жизнь в СССР

Простая и счастливая жизнь миллионов людей, которые стремились к светлому будущему и безмерно гордились своей родиной. Нам не забыть эту великую эпоху, которая тоже стала историей.

  1. Как назывались большие собрания, на которых решались все государственные вопросы? (Съезды.)
  2. Назовите фамилию советского политического лидера, который имел большое пристрастие к кукурузе, приказав выращивать ее повсеместно. (Никита Хрущев.)
  3. Правление какого вождя вошло в историю как период "застоя"? Назовите его фамилию. (Леонид Брежнев.)
  4. Как назывался процесс ограничения в области политических и гуманитарных контактов со странами Запада? ("Железный занавес".)
  5. Инициатор политики перестройки, последний президент СССР. (Михаил Горбачев.)

Викторина "Исторические личности"

Во все времена в России было огромное количество людей, на которых хотелось равняться. Они совершали различные подвиги и открывали неизведанные тайны. Среди них есть и ученые, и поэты, и писатели, а также военачальники и полководцы. Давайте вспомним некоторые имена, а также с чем они связаны:

  1. Один из самых справедливых правителей на Руси. Он успешно противостоял Золотой Орде и является основателем Московского Кремля. Его имя? (Дмитрий Донской.)
  2. Его имя вспоминают не только в связи с варварскими методами правления, но также и потому, что он почти в два раза увеличил территорию Руси. Имя этого царя. (Иван Грозный.)
  3. Какой великий русский полководец относился к солдатам, как к равным себе? (Александр Васильевич Суворов.)
  4. Они являются освободителями русских земель от польских захватчиков. Памятник этим двум героическим людям стоит на Красной площади. Назовите их фамилии. (Дмитрий Пожарский и
  5. Он одержал много побед над врагами русской земли. Но свое прозвище получил лишь в честь одной. Кто этот человек? (Александр Невский.)
  6. Этому выдающемуся человеку, который управлял Россией на протяжении несколько десятков лет, принадлежит огромное количество заслуг. Одна из них - основание великого города, который по праву занимает место одного из прекрасных в мире. Как его имя? (Петр I.)
  7. Армии под руководством этого великого полководца удавалось одерживать победы даже в тех случаях, когда силы противника были значительно больше. Назовите его фамилию. (Суворов.)
  8. Об этом выдающемся полководце можно прочитать в романе великого русского писателя. Назовите литературное произведение, автора и военачальника. ("Война и мир", Л. Толстой, Михаил Кутузов.)
  9. Он родился в крестьянской семье и окончил всего лишь три класса церковно-приходской школы. Тем не менее в дальнейшем это не помешало ему стать Маршалом Советского Союза. А о его великих заслугах написано немало исторических книг и снято фильмов. Кто это? (Георгий Константинович Жуков.)
  10. Его государственная деятельность воспринимается весьма неоднозначно. С одной стороны, он смог сделать из СССР сильную и мощную державу, но с другой - его правление отмечено огромным количеством смертей ни в чем не повинных людей. Назовите имя диктатора. (Иосиф Виссарионович Сталин.)

О войнах и не только

Как известно, мальчишки любят играть в различные сражения. А как насчет того, чтобы вспомнить самые известные войны из истории России? Приступим:

  1. Россию пытались захватить самые разные народы, но удалось это сделать лишь одним. Назовите их. (Татаро-монголы.)
  2. Под руководством этого князя была одержана первая победа над татаро-монгольскими войсками. Как его имя? (Дмитрий Донской.)
  3. Назовите одно из величайших сражений в истории Киевской Руси под предводительством Александра Невского. (Ледовое побоище.)
  4. Кто организовал и возглавил одно из самых крупных восстаний крестьян в истории России? (Емельян Пугачев.)
  5. Он был одним из самых знаменитых предводителей партизанского движения во время Отечественной войны 1812 года. Назовите его имя и фамилию. (Денис Давыдов.)

Катапульта, шлем, кольчуга

Предлагаем вам еще одну интересную тему - о разных видах оружия. Думаем, что этот опросник исторической викторины будет интересен даже тем, кто еще не учится в школе:

  1. Как называлась старинная воинская одежда, которая была сделана из металла? (Кольчуга.)
  2. Этот предмет одежды защищал голову воина в бою. Самые первые делались из дерева, а впоследствии из металла. Что это такое? (Шлем.)
  3. С помощью этого оружия можно было пробивать воинскую защиту на расстоянии. Как оно называлось? (Катапульта.)
  4. Название орудия, которое использовалось в древние времена. По внешнему виду этот предмет напоминал дубинку. Его название? (Палица.)
  5. Холодное оружие, которое упоминается даже в русских былинах и народных сказках. (Меч.)

В заключение

Надеемся, что предложенные вопросы исторических викторин окажутся вам по силам. Ну а если вы что-то подзабыли, то расстраиваться тоже не стоит. Ведь всегда можно посмотреть правильный ответ и вспомнить. Историческая викторина - это не только возможность узнать что-то новое, но и увлекательный способ провести свободное время. А возможно, понять, что наша страна имеет богатое историческое прошлое, которое мы не только должны знать, но и гордиться им!

Внимание! Приближается сессия, а соответственно, зачеты и экзамены по истории. В этом материале я публикую вопросы, которые будут представлены студентам на зачете. Эти же вопросы, разбитые на билеты (по 2 вопроса в каждом) будут на экзаменах в тех группах где итоговые испытания по истории предусмотрены в виде устного экзамена.

Всем удачи!

Вопросы по истории:

  1. Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Источники знаний о древнейшем человеке. Проблемы антропогенеза. Древнейшие виды человека. Появление человека современного вида. Палеолит. Условия жизни и занятия первобытных людей. Социальные отношения. Родовая община. Достижения людей палеолита. Причины зарождения и особенности первобытной религии и искусства.
  2. Неолитическая революция и ее последствия. Понятие «неолитическая революция». Причины неолитической революции. Зарождение производящего хозяйства, появление земледелия и животноводства. Появление ремесла и торговли. Эволюция общественных отношений, усиление неравенства. Соседская община. Племена и союзы племен. Укрепление власти вождей. Возникновение элементов государственности. Древнейшие города.
  3. Древнейшие государства – Междуречье. Государства Шумер и Аккад. Вавилонское царство и Ассирия. Политическое и социальное устройство государств Древнего Междуречья.
  4. Древнейшие государства - Египет. Зарождение египетской цивилизации. Древнее царство. Среднее царство. Новое царство.
  5. Древнейшие государства - Индия. Происхождение Древнеиндийской цивилизации. Периодизация Высокой культуры древней Индии. Культурно-религиозное устройство древней Индии.
  6. Древнейшие государства – Китай. Складывание государства в Древнем Китае. Реформы династий Шан, Чжоу, Цинь. Развитие техники, письменности и философии в Древнем Китае.
  7. Древняя Греция. Зарождение и деление полисного мира. Империя Александра Македонского. Этапы культурного развития Древней Греции.
  8. Древний Рим. Образование Римской республики. Стремление Рима к мировому господству. Становление монархии в Риме.
  9. Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе. Империя Карла Великого и ее распад
  10. Возникновение ислама. Арабские завоевания. Арабы. Мухаммед и его учение. Возникновение ислама. Основы мусульманского вероучения. Образование Арабского халифата. Арабские завоевания.
  11. Феодальная раздробленность в Европе. Основные черты западноевропейского феодализма. Феодализм: понятие, основные черты. Феодальное землевладение, вассально-ленные отношения. Структура и сословия средневекового общества.
  12. Средневековый западноевропейский город. Коммунальные революции. Города Средневековья, причины их возникновения. Развитие ремесла и торговли. Коммуны и сеньоры. Городские республики. Ремесленники и цехи. Социальные движения. Значение средневековых городов.
  13. Католическая церковь в Средние века. Крестовые походы. Христианская Разделение церквей, католицизм и православие. Клюнийская реформа, монашеские ордена. Борьба пап и императоров Священной Римской империи. Крестовые походы, их последствия. Ереси в Средние века: причины их возникновения и распространения.
  14. Зарождение централизованных государств в Европе. Усиление королевской власти. Создание органов сословного представительства. Столетняя война, крестьянские восстания и национальное самосознание. Феодальная раздробленность в Центральной Европе.
  15. Средневековая культура Западной Европы. Начало Ренессанса гуманизма в Западной Европе. Изобретение книгопечатания и последствия этого события. Гуманизм. Начало Ренессанса (Возрождения).
  16. Образование Древнерусского государства. Крещение Руси и его значение. Общество Древней Руси. Восточные славяне: происхождение, расселение, занятия, общественное устройство. Предпосылки и причины образования Древнерусского государства. Варяжская проблема. Формирование княжеской власти. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика.
  17. Раздробленность на Руси. Политическая раздробленность: причины и последствия. Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического, социально-политического и культурного развития. Новгородская земля. Владимиро-Суздальское княжество.
  18. Монгольское завоевание и его последствия. Монгольское нашествие. Сражение на Калке. Поход монголов на Северо-Западную Русь. Походы монгольских войск на Юго-Западную Русь и страны Центральной Европы. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. Борьба Руси против экспансии с Запада. Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Зависимость русских земель от Орды и ее последствия.
  19. Начало возвышения Москвы. Образование единого Русского государства. Московские князья и их политика. Дмитрий Донской. Куликовская битва, ее значение. Русь при преемниках Дмитрия Донского. Отношения между Москвой и Ордой, Москвой и Литвой. Феодальная война второй четверти XV века, ее итоги. Иван III. Присоединение Новгорода. Завершение объединения русских земель. Прекращение зависимости Руси от Золотой Орды. Усиление великокняжеской власти. Судебник 1497 года.
  20. Новое время. Экономическое развитие и перемены в западноевропейском обществе. Зарождение ранних капиталистических отношений. Мануфактура. Революции в кораблестроении и военном деле. Совершенствование огнестрельного оружия. Развитие торговли и товарно-денежных отношений.
  21. Великие географические открытия. Образование колониальных империй. Предпосылки Великих географических открытий.. Поиски пути в Индию и открытие Нового Света. Разделы сфер влияния и начало формирования колониальной системы. Испанские и португальские колонии в Америке. Политические, экономические и культурные последствия Великих географических открытий.
  22. Реформация и контрреформация. Понятие «протестантизм». Мартин Лютер. Реформация в Германии, лютеранство. Религиозные войны. Особенности процесса Реформации в государствах Европы. Религиозные войны.
  23. Становление абсолютизма в европейских странах. Причины складывания абсолютизма и кризис феодализма. Главные черты европейского абсолютизма. Английская буржуазная революция. Причины и начало революции в Англии. Демократические течения в революции. Провозглашение республики. Протекторат О. Кромвеля. Реставрация монархии. Итоги, характер и значение Английской революции. «Славная революция».
  24. Страны Востока в XVI-XVIII веках и колониальная экспансия европейцев. Колониальные захваты Англии, Голландии и Франции. Колониальное соперничество. Складывание колониальной системы. Колонизаторы и местное население. Значение колоний для развития стран Западной Европы.
  25. Россия в правление Ивана Грозного. Иван IV. Избранная рада. Реформы 1550-х годов и их значение. Становление приказной системы. Укрепление армии. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, покорение Западной Сибири. Ливонская война, ее итоги и последствия. Опричнина. Закрепощение крестьян.
  26. Смутное время начала XVII века. Царствование Б. Годунова. Смута: причины, участники, последствия. Самозванцы. Восстание под предводительством И. Болотникова. Вмешательство Речи Посполитой и Швеции в Смуту. Ополчение К.Минина и Д. Пожарского. Освобождение Москвы. Начало царствования династии Романовых.
  27. Становление абсолютизма в России. Внешняя политика России в ХVII веке. Народные движения. Экономические последствия Смуты. Восстановление хозяйства. Новые явления в экономике страны. Восстание под предводительством С. Т. Разина.
  28. Эпоха просвещения. Просвещенный абсолютизм. Просвещение: эпоха и идеология. Вольтер, Ш. Монтескьё, Ж. Ж. Руссо. Представители и политика просвещенного абсолютизма.
  29. Война за независимость и образование США. Причины борьбы английских колоний в Северной Америке за независимость. Начало освободительного движения. Декларация независимости США. Образование США.
  30. Французская революция конца XVIII века. Предпосылки и причины революции. Начало революции. Начало революционных войн. Свержение монархии и установление республики. Якобинская диктатура. Террор. Падение якобинцев. Установление власти Наполеона Бонапарта. Итоги революции.
  31. Россия в эпоху петровских преобразований. Начало царствования Петра I. Правление царевны Софьи. Азовские походы. Великое посольство. Первые преобразования. Северная война: причины, основные события, итоги. Значение Полтавской битвы. Провозглашение России империей. Государственные реформы Петра I. Реорганизация армии. Реформы государственного управления (учреждение Сената, коллегий, губернская реформа и др.). Табель о рангах.
  32. Россия в 1725 – 1801 годах. Эпоха дворцовых переворотов. Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I.
  33. Внутренняя и внешняя политика России в середине - второй половине XVIII века. Народные движения. Россия в Семилетней войне. Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Крестьянская война Е. Пугачева. Русско-Турецкие войны. Разделы Польши
  34. Промышленный переворот и его последствия. Важнейшие изобретения. Технический переворот в промышленности. От мануфактуры к фабрике. Машинное производство. Появление новых видов транспорта и средств связи. Экономическое развитие Англии ХIХ веке. Монополии и их формы.
  35. Международные отношения в эпоху промышленного переворота. Политическое развитие стран Европы и Америки в эпоху промышленного переворота.
  36. Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX века. Экономическое развитие и социальная структура Российской империи. Реформы Александра I. Отечественная война 1812 года. Заграничный поход русской армии.
  37. Движение декабристов. Правительственная реакция и формирование конституционных идей в России. Эволюция тайных дворянских обществ. Ход и итоги восстания.
  38. Внутренняя политика Николая I. Правление Николая I. Кодификация законов. Реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселева. Начало промышленного переворота, его экономические и социальные последствия. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Теория официальной народности.
  39. Общественное движение в России во второй четверти XIX века. Славянофилы и западники. Революционно социалистические течения (А. И. Герцен, Н. П. Огарев, В. Г. Белинский). Общество петрашевцев.
  40. Внешняя политика России во второй четверти XIX века. Крымская война. Восточный вопрос. Кавказская война. Крымская война 1853-1856 годов: причины, этапы военных действий, итоги. Героическая оборона Севастополя.
  41. Отмена крепостного права и реформы 60-70-х годов XIX века. Необходимость и предпосылки реформ. Планы и проекты переустройства России. Подготовка крестьянской реформы. Основные положения Крестьянской реформы 1861 года и условия освобождения крестьян. Земская, городская, судебная и военная реформы «Конституция М. Т. Лорис-Меликова».
  42. Контрреформы Александра III. Александр III. Причины контрреформ, их основные направления и последствия.
  43. Общественное движение во второй половине XIX века. Народники. Народническое движение: идеология (М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев). Деятельность «Земли и воли» и «Народной воли». Охота народовольцев на царя. Кризис революционного народничества. Основные идеи либерального народничества. Распространение марксизма.
  44. Экономическое и политическое развитие России во второй половине XIX века. Курс на модернизацию промышленности. Экономические и финансовые реформы (С.Ю. Витте). Преодоление последствий поражения в Крымской войне. Русско-турецкая война 1877-1878 годов.
  45. Мир в начале ХХ века. Формирование двух политических блоков в Европе. Особенности социально-экономического развития крупнейших капиталистических стран. Кризис Османской империи.
  46. Россия на рубеже XIX - XX веков. Особенности экономического развития Российской империи. Государственная структура Российской империи. Русско-японская война. Политические партии и движения. Аграрный бонапартизм и реформы П.А. Столыпина.
  47. Революция 1905-1907 годов в России. Начало парламентаризма в России. Причины революции. «Кровавое воскресенье» и начало революции. Развитие революционных событий и политика властей. Советы как форма политического творчества масс. Манифест 17 октября 1905 года. Московское восстание. Спад революции. Становление конституционной монархии и элементов гражданского общества. Легальные политические партии.
  48. Первая мировая война. Боевые действия 1914-1917 годов. Особенности и участники войны. Начальный период боевых действий (август-декабрь 1914 года). Восточный фронт и его роль в войне. Успехи и поражения русской армии. Переход к позиционной войне. Основные сражения в Европе в 1915-1917 годах. Брусиловский прорыв и его значение. Вступление в войну США и выход из нее России. Поражение Германии и ее союзников.
  49. Россия в 1917 году. Февральская буржуазно-демократическая революция. Система двоевластия и кризисы временного правительства. Великая Октябрьская Социалистическая революция и установление диктатуры пролетариата.
  50. Гражданская война в России. Причины гражданской войны, военно-политические лагеря и методы ведения войны. Основные этапы войны. Военный коммунизм.
  51. Европа и США в 20-30 годы XX века. Экономический подъем США в 20-е годы и начало «Великой депрессии». «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Экономическое и политическое развитие Великобритании. «Политические качели» во Франции.
  52. Недемократические режимы в Европе в 20-30 годы XX века. Характерные черты фашизма. Формирование фашистского режима в Италии. Возрождение военно-промышленного потенциала Германии. Установление нацистской диктатуры. Политические планы Японии.
  53. Новая экономическая политика в Советской России. Образование СССР. Экономический и политический кризис. Переход к новой экономической политике. Сущность нэпа. Достижения и противоречия нэпа, причины его свертывания. Образование СССР: предпосылки объединения республик, альтернативные проекты и практические решения.
  54. Индустриализация и коллективизация в СССР. Спор об индустриализации. Начало индустриализации. Индустриализация: цели, методы, экономические и социальные итоги и следствия. Первые пятилетки: задачи и результаты. . Коллективизация сельского хозяйства: формы, методы, экономические и социальные последствия.
  55. Советское государство и общество в 1920 -1930-е годы. Внутрипартийная борьба. Складывание культа личности Сталина. Проявления командно-административной системы. Особенности репрессий 30-х годов.
  56. Мир накануне II мировой войны. Обострение конфликтов в Азии. Проблемы коллективной безопасности в Европе. Гражданская война в Испании. Мюнхенский сговор. Советско-германские отношения накануне II Мировой войны. «Зимняя (советско-финская) война»
  57. Первый период II мировой войны. «Странная война». Причины, участники и цели II Мировой войны. Нападение на Польшу. Нападение на Норвегию и Францию. Воздушная война против Англии. Военные действия в Северной Африке. Захват Югославии, Греции и о. Крит.
  58. Начальный период Великой Отечественной войны (1941 – 1942 год). Цели сторон, соотношение сил. Основные сражения и их итоги на первом этапе войны (22 июня 1941 года - ноябрь 1941 года). Московская Битва и ее историческое значение. Деятельность советского руководства по организации обороны страны. Военные кампании 1942 – 1943 годов. Сталинградская битва и начало коренного перелома в ходе войны.
  59. Завершение Великой Отечественной войны (1943 – 1945 год). Военная кампания 1943 года. Курская битва и завершение коренного перелома. Оккупационный режим и партизанское движение в СССР. Военные кампании 1944-1945 годов. Разгром Германии. Советско-японская война.
  60. Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны». Гонка вооружений. «План Маршалла», складывание НАТО, СЭВ и ОВД.
  61. СССР в послевоенные годы. Создание атомного оружия в СССР. Восстановление промышленности. Послевоенное общество, духовный подъем людей. Усиление роли государства во всех сферах жизни общества. Репрессии.
  62. Ведущие капиталистические страны во второй половине XX века. США в конце 1960-х – начале 2000-х годов. IV и V республики во Франции. «Тэтчеризм» в Великобритании. Немецкое и Японское экономическое чудо.
  63. Страны Восточной Европы во второй половине XX века. Переход к тоталитарной модели развития. Кризисы советских систем в восточной Европе. «Пражская весна».
  64. Международные отношения во второй половине XX века. Крушение колониальной системы. Война в Корее. Война во Вьетнаме. Арабо-израильская война. Европейская интеграция, ее причины, цели, ход, последствия.
  65. СССР в 1950-х - начале 1960-х годов. «Оттепель». Перемены после смерти И. В. Сталина. Борьба за власть, победа Н. С. Хрущева. XX съезд КПСС и его значение. Противоречия внутриполитического курса Н. С. Хрущева..
  66. СССР во второй половине 1960-х - начале 1980-х годов. «Эпоха застоя». Концепция развитого социализма. Власть и общество. Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры. Социальная политика, рост благосостояния населения.
  67. СССР в годы перестройки. Ускорение. Экономическая перестройка. Политическое развитие. Распад КПСС.
  68. Формирование российской государственности. Предпосылки распада СССР. «Парад суверенитетов». Политический кризис августа 1991. Внешняя политика СССР в к. 80-х – н. 90-х гг. Складывание территории РФ. Выбор формы государственности. Экономические реформы 1990-х гг.

100 «занимательных» вопросов

по истории.

Викторина для 9-11 классов.

Цель: вызвать интерес к предмету, способствовать качественному усвоению фактического материала.

Участники: учащиеся 9, 11 классов. Играют две команды (сборные).

Ход игры:

Конкурс №1. «Разминка».

Условия: команда отвечает на вопросы ведущего быстро, не задумываясь. По 7 вопросов для каждой команды. За каждый верно угаданный вопрос 1 балл. Вопросы лежат в конвертах разного цвета. Команды сами выбирают конверт и отвечают на вопросы из этого конверта.

Вопросы из конверта №1.

    В какой стране впервые стали пить чай из фарфоровых чашек и писать на бумаге? (Бумага и фарфор были изобретены в Китае).

    Когда в Древней Греции никто не воевал? (В период Олимпийских игр).

    В какой библиотеке были несгораемые книги? (В библиотеке столицы Ассирии Ниневии были глиняные книги).

    Когда вулкан помог людям? (В период восстания Спартака гладиаторы спрятались на вершине вулкана Везувий, а потом по отвесной скале спустились на веревках, сплетенных из лоз дикого винограда, который там рос).

    Где и когда самые мирные домашние животные вдруг «пожирали людей»? (В Англии в период огораживания возникла поговорка «овцы пожирали людей»).

    Каково расстояние между Царьградом и Константинополем? (Это разные названия одного города).

    Кто из правителей Англии оказывал покровительство пиратам и работорговцам? (Елизавета I).

Вопросы из конверта №2.

    Когда войну выиграла всего одна лошадь? (Троянский конь один сделал то, что в течение долгого времени не смогло сделать целое войско).

    В каких странах были длинные стены? (В Китае – Великая Китайская стена; стены, соединяющие афинский порт Пирей с Афинами).

    Когда в истории в особом почете была обувь? (Крестьянская война в Германии в 1525 г., когда восставшие шли под знаменем, на котором был начертан деревенский башмак. Восстание так и стало называться «Под знаменем башмака»).

    Когда и кем открыто восхвалялась глупость? (В книге средневекового ученого Э. Роттердамского «Похвальное слово глупости»).

    Кто «основал» государство, которого никогда не было? (Томас Мор описал несуществовавшее государство «Утопия»).

    Как называются цифры, которыми мы пользуемся? Где их изобрели? (В обиходе мы пользуемся цифрами, которые были изобретены в Индии, а в Европу они пришли с арабами, поэтому получили название «арабские»).

    По какой лестнице никто никогда не ходил? (По феодальной).

Подведение итогов.

Конкурс №2. «Правители земли русской».

Условия: ведущий зачитывает вопрос для обеих команд одновременно. Та команда, которая быстрее подняла руку и отвечает первой. Если ответ не верный, соперники могут заработать дополнительный балл. Верный ответ – 1 балл.

Вопросы:

    Какую фамилию носил Петр I? (Он из рода Романовых).

    Какой русский царь любил плотничать? (Петр I).

    О ком писал русский летописец:»Легко и неслышно ходил он в походах. Как барс. Не возил он с собой и шатра, но спал подложив седло под голову. В бою был открыт и смел»? (Князь Святослав).

    Кого из русских царей прозвали «Миротворцем»? (Александра II).

    Когда Русью правил «денежный мешок»? (В XIV веке – князь Иван Данилович по прозвищу Калита, т. е. «денежный мешок»).

    Кого из русских царей прозвали «Тишайший»? (Алексей Михайлович).

    При каком правителе в России официально появился герб с двуглавым орлом? (Иван III).

    Кто первым на Руси принял титул «Государя всея Руси»? (Иван III).

Подведение итогов.

Конкурс №3.

Условия: Обе команды получают карточки с одинаковым текстом. Ваша задача – закончить предложение, вставив подходящие по смыслу понятия, даты, имена. За каждое правильное слово (понятие, дату) вы получаете 1 балл. На задание 3 минуты.

    Главным весенним праздником славян-язычников был (была) ____________ (масленица).

    Монгольских сборщиков дани называли __________ (баскаками).

    Столкновение войск Ивана III и монгольского хана Ахмата в 1480 г. Вошло в историю как _________________ («стояние на реке Угре»).

    Первые постоянные военные отряды, появившиеся в середине XVI в. Назывались _______________ (стрельцы).

    Русский царь _____________ (Иван Грозный) известен также как шахматист, сочинитель церковной музыки и писатель.

    Среди претендентов на русский престол в Смутное время был польский королевич ____________ (Владислав).

    Династия Романовых утверждается на престоле в ___________ (1613 г.).

    Историки называют XVII в. ______________ («бунташным»).

Подведение итогов.

Конкурс №4. «Имена».

Условия: На карточках даны имена и прозвища. Ваша задача – соотнести имена и прозвища.

Андрей «Александр Македонский русской истории»

Василий Боголюбский

Владимир Большое Гнездо

Всеволод Вещий

Иван Калита

Олег Красное Солнышко

Святослав Мудрый

Ярослав «Пардус»

(Олег – Вещий; Святослав – «Пардус», «Александр Македонский русской истории»; Владимир – Святой, Красное Солнышко; Ярослав – Мудрый; Всеволод – Большое Гнездо; Андрей – Боголюбский; Иван – Калита; Василий – Темный).

Подведение итогов.

Конкурс №5. «Крылатые выражения».

Условия: вы должны объяснить крылатые выражения.

«Остаться с носом». Проситель в царской Росс, когда обращался в учреждение или суд, то приносил подношение для ускорения рассмотрения дел. Если его «подарок» не принимался, то он уходил со своим подношением, или носом, обратно, т. е. с тем, что принес. Означает «уйти ни с чем, ничего не добиться».

«Работать спустя рукава». Одежда русских бояр была такова, что рукава спускались очень низко, почти до колен. Работать в такой одежде было совершенно невозможно. Означает «работать плохо, неаккуратно».

«Зарубить на носу». Нос – это памятная дощечка, бирка для записей. Ее носили с собой и делали зарубки на память. Означает «запомнить надолго».

«Бить баклуши». Чтобы сделать деревянную ложку или чашку, требовалось отколоть чурку-баклушу. Это было легкое дело, оно поручалось подмастерьям. Особого умения оно не требовало. Употребляется в значении «делать пустое, никчемное дело, заниматься ерундой».

Подведение итогов.

1. Кто проводил реформы в России в начале XVI II века?

2. Как называется город, который стал столицей России в эпоху Петра I?

Санкт- Петербург.

3. В каком городе в XVIII веке был создан первый в России университет?
Первый университет был создан в Москве.

4. Какой русский ученый сыграл главную роль в создании первого в России университета?

Ломоносов Михаил Васильевич.

5. Когда и при какой российской императрице в состав России вошел Крымский полуостров?

8 апреля 1783 года Екатерина II подписала манифест "О присоединении полуострова Крымского, острова Тамань и всей Кубанской стороны под державу Российскую"

6. Кем был А.В. Суворов?

Граф, затем князь Александр Васильевич Суворов - великий русский полководец, военный теоретик, национальный герой России.

7. Какой памятник является символом города Санкт-Петербург?

Медный всадник памятник Петру I.

8. В каком городе находится самый крупный музей России - Эрмитаж?

Музей Эрмитаж находится в Санкт-Петербурге.

Россия в ХIХ веке

1. Когда была Отечественная война?

Отечественная война была в 1812 году.

2. Как называется самое крупное сражение Отечественной войны?

Бородинское сражение.

3. Кто победил в Отечественной войне?

Победа России; почти полное уничтожение армии Наполеона.

4. Кто был главнокомандующим русской армией в годы войны?

Кутузов М.И.

5. Кто такие декабристы?

Русские революционеры, поднявшие в декабре 1825 восстание против самодержавия и крепостничества.

6. Когда в России отменили крепостное право?

Отмена крепостного права состоялась в 1861 году.

7. При каком российском императоре отменили крепостное право?

При Александре II.

8. Когда произошло присоединение Средней Азии к России?

В 1880 году.

9. Кем был А.С.Пушкин?

А.С. Пушкин- русский поэт, драматург и прозаик.

10. Какой русский ученый открыл во второй половине ХIХ века периодический закон химических элементов?

Дмитрий Иванович Менделеев.

11. Кем был Л.Н.Толстой?

Русский писатель и мыслитель, почитаемый как один из величайших писателей мира. Участник обороны Севастополя.

12. Кем был П.И.Чайковский?

Русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист.

13. Кем был Ф.М.Достоевский?

Великий русский писатель, мыслитель, философ и публицист. Достоевский является классиком русской литературы и одним из лучших романистов мирового значения

Российская империя в начале ХХ века

1. Какие основные религии были представлены в России в начале ХХ века?

Основными религиями, представленными в России, являются христианство (главным образом, православие, также католики и протестанты), а также ислам и буддизм.

2. Представители какой религии составляли большинство населения Российской империи?

Преобладающей религией Российской империи являлось православие.

3. Когда произошла Первая российская революция?

В 1905 году.

4. Что было главным результатом Первой российской революции?

Cложились новые государственные органы - начало развития парламентаризма; некоторое ограничение самодержавия; введены демократические свободы, отменена цензура, разрешены профсоюзы, легальные политические партии; буржуазия получила возможность участвовать в политической жизни страны; улучшилось положение рабочих, повышена зарплата, рабочий день уменьшился до 9-10 часов; отменены выкупные платежи крестьян, расширена свобода их передвижения; ограничена власть земских начальников.

5. Кто был лидером партии большевиков?

Ленин Владимир Ильич.

6. Когда была Первая мировая война?

7. Кем был А.П.Чехов?

А.П. Чехов- русский писатель, общепризнанный классик мировой литературы. По профессии врач. Почётный академик Императорской Академии наук по Разряду изящной словесности. Один из самых известных драматургов мира.

8. Как звали русского ученого-изобретателя радио?

Попов Александр Степанович.

9. Как называется театр в Москве, известный во всем мире своими постановками оперы и балета?

1. Россия была провозглашена республикой:
А) 1 сентября 1917 г.,
Б) 3 марта 1917 г.,
В) 10 января 1918 г.,
Г) 30 декабря 1922 г.

2. Когда была принята декларация о государственном суверенитете Российской Федерации?
А) 25 декабря 1993 года,
Б) 1 сентября 1917 года,
В) 12 июня 1990 года,
Г) 7 декабря 1991 года.

3. В каком году Московское государство становится полностью независимым от Золотой Орды?
А) 1375 г.
Б) 1503 г.
В) 1110 г.
Г) 1480 г.

4. В 1549 году …
А) великий князь московский Иван IV Грозный впервые венчается на царство.
Б) созван первый сословно-представительный орган - Земский собор.
В) Москва окончательно присоединяет Казанское ханство.
Г) началась война со Швецией.

5. Ливонская война – борьба за …
а) за Прибалтику и выход к Балтийскому морю.
б) за Дон;
в) за Рязань;
г) за выход к Черному морю.

6. Крепостно́е пра́во - это ….
а) часть территории государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников.
б) исторически это система устройства общества, где человек является собственностью другого человека.
в) совокупность юридических норм феодального государства, закреплявших наиболее полную и суровую форму крестьянской зависимости. или государства.
г) собирательное именование всех сословий.

7. Смута в России началась:
а) в начале XV века;
б) в начале XVI века;
в) в начале XVII века
г) в начале XVIII века.

8. Правление Чингисхана приходится на …
а) 1206-1227 гг.
б) 1505 — 1533 гг.
в) 1533 — 1584 гг.
г) 1180 – 1212 гг.

9. 5 апреля 1242 г. князь … разгромил крестоносцев на Чудском озере (Ледовое побоище).
а) Иван III.
б) Александр Ярославич Невский.
в) Василий III Иванович.
г) Иван IV Васильевич Грозный.

10. После правления Василия III Ивановича на престол восходит:
а) Иван III.
б) Александр Ярославич Невский.
в) Василий IV
г) Иван IV Васильевич Грозный.

11. Реформы Ивана IV Васильевича Грозного приходятся на:
а) 1533 — 1584 гг.
б) 1547 — 1557 гг.
в) 1584 — 1598 гг.
г) 1540 – 1551 гг.

12. Начало Смуты относится к
а) усилению слухов, будто бы законный царевич Дмитрий жив, из чего следовало, что правление Бориса Годунова незаконно.
б) народ был недаволен правлением Бориса Годунова и пытался сместить его.
в) Борис Годунов отказался от царствования и некому было возглавить трон.
г) народ жаждал власти.

13. После Лжедмитрия I наступило время правления:
а) Лжедмитрия II;
б) Фёдора Годунова;
в) Владислава I;
г) Василия Шуйского;

14. На Земском соборе 1613 года царём был избран:
а) Иван Воротынский,
б) Дмитрий Трубецкой,
в) Дмитрий Пожарский,
г) Михаил Романов.

15. Первым из династии Романовых был:
а) Алексей Михайлович;
б) Михаила Фёдоровича;
в) Кири́лл Влади́мирович;
г) Владимир Александрович.

16. Образцом для реформы власти для Петра I становится абсолютистская …
а) Швеция.
б) Германия.
в) Франция.
г) Англия.

17. Русско-турецкая войне 1768-1774 гг велась в … (выберите лишнее):
а) Бесарабии.
б) Молдавии.
в) на Кавказе.
г) Армении.

18. Окончательно установлено крепостное право и закреплён бессрочный сыск беглых крестьян был:
а) Земским собором 1613 г.
б) Земским собором 1653 г.
в) Соборным уложением 1649 г.
г) Соборным уложением 1627 г.

19. Причиной Русско-турецкой войны 1787-1792 была:
а) желание Турции возвратить себе Крым.
б) Турция почувствовала поддержку Австрии.
в) нежелание Турции подчиняться России.
г) Турция отдохнула от предыдущей войны и была готова к новому бою.

20. В каких годах была Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачёва?
а) 1770 – 1773 гг.
б) 1773-1775 гг.
в) 1771 – 1776 гг.
г) 1775 -1778 гг.

21. Русско-персидская война была:
а) 1806-1812 гг.
б) 1804-1813 гг.
в) 1808-1809 гг.
г) 1813 -1814 гг.

22. Четвёртая русско-турецкая война (1828-1829 гг) была связана с:
а) желанием Турции возвратить себе Крым.
б) тем, что Турция почувствовала поддержку Австрии.
в) нежеланием Турции подчиняться России.
г) поддержкой Россией Греции, пытающейся сбросить турецкое иго.

23. Какая из стран в Первой Восточной войне (или Крымской кампании) 1853-1856 гг. заняла позицию враждебного нейтралитета:
а) Турции,
б) Англии,
в) Франции,
г) Австрии.

24. В каком году было отменено крепостное право?
а) в 1861 г.
б) в 1864 г.
в) в 1818 г.
г) в 1874 г.

25. Для ведения войны Япония получила крупную финансовую и военную помощь со стороны (Русско-японская война 1904-05)
а) Германии.
б) Англии.
в) Франции.
г) Италии.

26. В каком году в Росси вводится обязательное бесплатное начальное обучение?
а) 1990 г.
б) 1995 г.
в) 1908 г.
г) 1912 г.

27. В сентябрь 1953 г.:
а) Испытание в СССР атомной бомбы.
б) Избрание Первым секретарем ЦК КПСС Н.С. Хрущева.
в) Запуск в СССР первого в мире искусственного спутника Земли.
г) Пуск в СССР первой в мире промышленной атомной электростанции.

28. В августе 1963 г., в Москве подписание договор о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой между:
а) СССР, США и Англией.
б) США, Германией, СССР;
в) СССР и Англией;
г) СССР, США и Англией.

29. Конституция СССР была принята:
а) 1920 г.
б) 1956 г.
в) 1977 г.
г) 1981 г.

30. Что не являлось предпосылкой образования государства у славян?
а)Разложение первобытнообщинного строя и появление неравенства.
б)Выделение дружины и князя - его главы.
в)Развитие торговли и появление городов.
г)Свержение одного человека наделенного властью, и стремление к равенству.

31. Что является плюсом индустриализации?
а) Достигнута экономическая независимость страны;
б) отставание по темпам развития легкой промышленности и сферы потребления;
в)голод 1932-1933 гг. в южных районах, высокая смертность населения (до 8 млн человек);
г)насильственная ломка векового уклада жизни большинства населения.

32. Что является плюсом индустриализации?
а) насильственная ломка векового уклада жизни большинства населения;
б) создан мощный военно-промышленный комплекс;
в) сверхцентрализация и огосударствление экономики, жесткое планирование, окончательный слом механизма саморегуляции экономики и замена его ад-министративно-командной системой управления;
г) слабое материальное стимулирование труда, повлекшее за собой падение уровня жизни населения, рост психологической напряженности в обществе.

33. Тоталитарный режим - это …
а) политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах;
б) предельная форма автократии;
в) политический строй, для которого характерно установление контроля государства над всеми сферами общественной жизни, насилие, отсутствие демократических свобод и прав личности;
г) характеризуется полным бесправием подданных, жестоким подавлением любого возмущения, он характерен для абсолютной монархии.

34. 1917-1922 гг. - это годы …
а) ожесточенной Гражданской войны, вызванной приходом большевиков к власти.
б) свертывания нэпа и перехода к сплошной коллективизации.
в) Великой отечественной войны.
г) Русско-Японской войны.

35. Что не является важнейшими итогами Гражданской войны?
а) разгром всех антисоветских, антибольшевистских сил, поражение Белой армии и войск интервентов;
б) сохранение, в том числе силой оружия, значительной части территории бывшей Российской империи,подавление попыток ряда национальных регионов отделиться от Республики Советов;
в) сохранение ограниченной монархии и России как «единой и неделимой» страны, верной «союзническим обязательствам»;
г) свержение национальных правительств на Украине, в Белоруссии и Молдавии, на Северном Кавказе, в Закавказье (Грузии, Армении, Азербайджане), в Средней Азии, а затем в Сибири и на Дальнем Востоке, установление там советской власти.

36. В Гражданской войне победили:
а) большевики;
б) меньшевики, эсеры;
в) левое крыло кадетов;
г) крупная буржуазия, дворянство.

37. «Военный коммунизм» - это …
а) социально-экономическая политика советской власти в годы Гражданской войны - предусматривал сверхбыстрый переход к коммунизму с помощью чрезвычайных мер.
б) социально-экономическая политика советской власти в годы Гражданской войны - предусматривал медленный переход к коммунизму.
в) социально-экономическая политика советской власти в годы Гражданской войны - предусматривал сверхбыстрый переход к коммунизму с помощью чрезвычайно мягких мер.
г) социально-экономическая политика советской власти в годы Гражданской войны - предусматривал медленный переход к коммунизму с помощью чрезвычайных мер.

38. К последствиям Гражданской войны в области экономики можно отнести:
а)разрушение Российской империи и возникновение новых национальных государств;
б)огромные людские потери - 15 млн человек (почти каждый десятый житель);
в)насильственный разрыв с дореволюционным наследием, традициями, культурой, навязывание населению социалистической идеологии;
г)полная националиация промышленности, продразверстка в деревне, запрет частной торговли.

39. К последствиям Гражданской войны в области политики можно отнести:
а) отказ от рыночных форм регулирования экономики, принудительные трудовые мобилизации.
б) диктатура, опиравшаяся на чрезвычайные органы, подменившие Советы.
в) представление о социализме как об общественном строе с бестоварным производством и господством государственной формы собственности.
г) огромные людские потери - 15 млн человек (почти каждый десятый житель); эмиграция более 2 млн человек, в основном интеллигенции и предпринимателей;

40. Кто был вторым Президентом РФ?
а) В. И. Ленин;
б) Б.Н. Ельцин;
в) В. В. Путин;
г) Д. А. Медведев.