Гала дали биография личная. Сальвадор дали и гала - история необычной любви

Редко какой женщине удается стать для мужа одновременно матерью, любовницей и другом. А ей блестяще удалось проделать это дважды!

Елена Дьяконова знала, что делала, когда взяла себе имя Гала, что в переводе с французского означает «праздник». Праздник, увлекший в омут безумной страсти не одного гения…

Вот юному Сальвадору шесть лет. Он похож на Маленького принца из сказки Экзюпери. Большие грустные глаза, пепельные локоны, странная блуждающая улыбка. Все знакомые его родителей говорят: «О, это совершенно необыкновенный ребенок: не шалит, как его сверстники, может подолгу бродить в одиночестве и думать о чем-то своем. Очень застенчив. А недавно, представьте себе, влюбился и уверяет, что это на всю жизнь!»

А было так. Кто-то из взрослых подарил мальчику авторучку: в стеклянном шарике ее оправы можно было увидеть красивую даму с развевающимися волосами. Подобно Снежной Королеве она мчалась в санях по ослепительно белому снегу, и звездная пыль оседала на ее прелестной шубке… Ручка стала главным сокровищем мальчика. «Вырастет - забудет», - отмахнулись взрослые. Но он не забыл.

Богиня Кадакеса

Сентябрь 1929 года. Небольшой каталонский поселок Кадакес, что в нескольких километрах от Порт-Аьигата. Здесь живет начинающий художник Сальвадор Дали, известный своими странными картинами и пристрастием к философии Ницше. Ему 25 лет, но он все еще девственник и даже более того — панически боится женщин.

Соседи поговаривают, что молодой человек «с большими странностями», болезненно застенчив, то засмеется невпопад, то заплачет, боясь в одиночку перейти улицу. Он очень худ, носит длинные, закрученные вверх усы, смазывает волосы бриолином на манер танцоров аргентинского танго, одевается в шелковые рубашки диких расцветок, дополняя наряд уродливыми сандалетами и браслетами из фальшивого жемчуга…

Той осенью Дали пригласил к себе погостить художника Магрита с женой Жоржет и супругов Элюар. Он уже предвкушал, как шокирует гостей, выйдя к ним, благоухая «ароматом козла», для чего еще с утра заготовил «духи» из клея, сваренного из рыбьих голов, козлиного помета и нескольких капель лавандового масла. Но неожиданно из окна он увидел молодую женщину, с интересом рассматривавшую его жилище. Она была в белом платье, а ее черные как смоль волосы развевались по ветру. Он тут же вспомнил авторучку из детства и поразился сходству двух женщин. Неужели это Она?..

Он быстро смыл с себя козлиный «аромат», надел ярко-оранжевую рубашку и, заложив за ухо цветок герани, выбежал навстречу гостям. «Знакомьтесь, Дали, — произнес Поль Элюар, показывая на женщину в белом. — Это моя жена Гала, она из России, и я много рассказывал ей о ваших интересных работах». «Из России. Там много снега… Дама в санях», — лихорадочно пронеслось в голове художника. Вместо того чтобы пожать женщине руку, он лишь глупо захихикал, пританцовывая вокруг нее…

С той минуты Дали потерял покой — он влюбился до безумия. «Тело у нее было нежное, как у ребенка, — напишет он много лет спустя в своей книге «Тайная жизнь». – Линия плеч почти совершенной округлости, а мышцы талии, внешне хрупкой, были атлетически напряжены, как у подростка. Зато изгиб поясницы был поистине женственным. Грациозное сочетание стройного энергичного троса, осиной талии и нежных бедер делало ее еще более желанной». Дали не мог больше работать, его неодолимо влекло к этой женщине.

Она поощряла его неумелые ухаживания, несмотря на присутствие мужа. Все чаще они уходили далеко в горы гулять вдвоем. Он называл ее богиней. Однажды, стоя на краю глубокого ущелья, Дали внезапно набросился на нее и начал душить. «Что ты хочешь от меня, отвечай?! Что ты хочешь, чтобы я с тобой сделал?!» — исступленно кричал он, все туже сжимая пальцы на ее шее. — «Взорвите меня», - неотрывно глядя в глаза, прохрипела ему в ответ женщина. И потрясенный Дали вдруг почувствовал, что он мужчина…

Femme fatale

Елена Дьяконова — Гала

Но кто же была эта незнакомка? О, эта женщина умела создать вокруг себя ореол загадочности из ничего! Бывшая русская подданная, Елена Дьяконова терпеть не могла свое имя и с юности просила называть себя Гала, с ударением на втором слоге. Находясь на лечении в одном из швейцарских санаториев, она разбила сердце начинающему французскому поэту Эжену Гренделю. Он скоропалительно женился на ней вопреки воле родителей, считавших брак с «какой-то русской девочкой» полнейшим мезальянсом.

Но девочка обладала поистине фантастическим даром: у нее было чувство на талант. И неизвестно, узнал бы мир великого поэта Поля Элюара, если бы не его женитьба. Молодая жена придумала ему звучный псевдоним, вдохновила на цикл стихотворений и, поселившись в Париже, быстро обрела полезные связи в мире искусства.

Она жаждала не только славы для мужа, но и денег. В своем дневнике того периода Гала откровенно формулирует планы на будущее: «Я буду как кокотка сиять, пахнуть духами и всегда иметь ухоженные руки с наманикюренными ногтями». И очень скоро к огромной старинной кровати, единственному подарку родителей Поля на свадьбу, добавятся шикарный особняк, куча нарядов и драгоценностей.

По воспоминаниям современников, Гала не была красива, но было в ней что-то притягательное, что всегда отличает «роковую женщину» от простой светской красотки. Добавьте к этому безукоризненный стиль и уверенность в своих чарах.

Когда Гала появлялась в каком-нибудь артистическом салоне в костюме от Шанель и с неизменной колодой карт в сумочке (она любила предсказывать будущее и выдавала себя за медиума), взгляды всех мужчин были обращены только к ней. Не устоял перед «колдовской славянкой» и немецкий художник Макс Эрнст. Ратуя за свободную любовь, Гала не считала нужным скрывать роман от мужа. Вскоре это уже был «любовный треугольник».

Ко времени первой встречи с Сальвадором Дали, Гала было 36 лет, а брак с Элюаром давно стал чистой формальностью…

«Сюрреализм — это я!»

В 1934 году Гала разведется с Полем Элюаром, но из жалости к нему официально оформит свои отношения с Дали только после смерти поэта. (Последний, к слову сказать, до конца своих дней надеялся, что Гала вернется к нему, и был готов ей простить все что угодно.)

А пока они с Сальвадором поселяются в Париже, и Гала приступает к главному делу своей жизни — созданию «бренда Дали». Она сразу интуитивно почувствовала масштаб его дарования и поняла, что он несравненно выше дарования Элюара. Что касается художника, то можно было решить, что это Гала «взорвала его»: она не только открыла ему прелести плотской любви, но и дала мощный заряд вдохновения.

Отныне Дали пишет фантастические картины одну за другой, подписывая их двойным именем «Гала-Сальвадор Дали», как будто речь идет об одном лице. Она внушила ему, что он гений. «Скоро вы будете таким, каким я хочу вас видеть, мой мальчик», - говорила Гала. И он, как ребенок, верил каждому ее слову.

Гала оградила Дали от всего, что мешало ему работать, взвалив на свои плечи и быт, и продюсерские функции. Она предлагала работы мужа галереям, уговаривала своих богатых приятелей (а среди них были такие знаменитости, как Стравинский, Дягилев, Хичкок, Дисней, Арагон) вкладывать деньги в творчество Дали.

Результат не заставил себя долго ждать. К Сальвадору еще не пришла всемирная слава, а он уже получил чек на 29 тысяч франков за еще не написанную картину. А к его жене - титул главной Музы.

Дали и Гала, 1964 год

С этого момента супруги начинают буквально купаться в роскоши и не устают поражать публику эксцентрическими выходками. О Дали говорят, что он извращенец, шизофреник и капрофаг. Его знаменитые усы и выпученные безумные глаза знает весь мир. О Гала в прессе не перестают злобно судачить: «Семейная пара Гала-Дали в какой-то мере напоминала герцога и герцогиню Виндзорских.

Беспомощный в житейском отношении, чрезвычайно чувственный художник был пленен жесткой, расчетливой и отчаянно стремящейся в верха хищницей, которую сюрреалисты окрестили Гала-Чума». Но влюбленным нет до этого никакого дела!

Дали без устали рисует свою Гала то в образе Богоматери, то Елены Прекрасной, а то и… женщины с отбивными на спине. Когда спрос на его живопись начал падать, Гала тут же подбросила ему идею создавать дизайнерские вещички, и «далимания» повторилась с новой силой: богачи со всего мира принялись раскупать странные часы, слонов на длинных ногах и красные диваны в форме губ.

Теперь уже не было нужды убеждать Дали в его гениальности, потому что он как никогда верил в себя. Верил настолько, что даже рассорился со своим другом Бретоном и другими сюрреалистами, безапелляционно заявив однажды: «Сюрреализм -это Я!»

«Видишь, я не плачу»

Несмотря на то, что всю жизнь Дали называл свою жену не иначе как «божественной», она все-таки была земной женщиной. А еще никому из простых смертных не удавалось избежать старости. После 70-ти Гала начала безудержно стареть. Пришла очередь пластических операций, новомодных витаминов, бесконечных диет и молодых любовников в большом количестве. Одним из них был певец Джефф Фенхольт, исполнявший главную роль в рок-опере «Иисус Христос — суперзвезда». «Сальвадору все равно, у каждого из нас своя жизнь», — уверяла она, впервые затащив молодого красавца в свою постель.

Отвечая на недвусмысленные вопросы журналистов, Дали придерживался той же «легенды»: «Я разрешаю Гала иметь столько любовников, сколько ей хочется. Я даже поощряю ее, потому что меня это возбуждает». Но что он чувствовал на самом деле? Этого не знал никто.

Наконец, Гала попросила Дали купить для нее средневековый замок в Пуболе, где устраивала настоящие оргии, а мужа принимала лишь изредка, посылая заранее приглашение в надушенном конверте…

Все закончилось в 1982 году, когда Гала сломала шейку бедра при падении. Вскоре она умерла. В последние дни в клинике старая женщина, страдающая от сильной боли, покинутая всеми молодыми любовниками, была на грани безумия и все время старалась спрятать деньги под матрас…

Сальвадор Дали надел на покойную жену ее самое красивое алое шелковое платье, большие солнцезащитные очки и, усадив как живую на заднее сиденье «кадиллака», повез к месту последнего приюта — в их семейный склеп в Пуболе. Забальзамированное тело Гала положили в гроб с прозрачной крышкой и тихо похоронили. Дали не пришел на погребение, а лишь несколько часов спустя заглянул в склеп, чтобы произнести всего одну фразу: «Видишь, я не плачу»…

Очевидцы говорили, что с уходом Гала не стало и прежнего Дали. Он больше не писал, мог подолгу не есть, часами громко кричал, плевал в медсестер и царапал им ногтями лицо. Безумие окончательно овладело его разумом. Его нечленораздельное мычание никто не понимал.

Он пережил Гала почти на семь лет, но это была уже не жизнь, а медленное угасание. Гала-концерт кончился, огонь вдохновения погас, и художник погрузился в серые будни, которые больше всего не любил в жизни. Он мог часами сидеть в столовой замка, в которой все ставни на окнах в любое время дня были плотно закрыты…

Согласно завещанию Сальвадора Дали не похоронили, а выставили забальзамированное тело под «геодезическим куполом» в фамильном склепе подле Гала.

А чуть поодаль установили желтую лодку, носящую имя жены художника. В свое время Дали привез ее из Кадакеса, где он впервые встретил свою «черноволосую даму из детства» и был так сюрреалистически счастлив.

О Сальвадоре Дали написаны тысячи книг и песен, снято множество кинофильмов, но смотреть, читать и слушать это всё необязательно - ведь есть его картины. Гениальный испанец на собственном примере доказал, что в каждом человеке живёт целая вселенная и увековечил себя в полотнах, которые ещё не одно столетие будут в центре внимания всего человечества. Дали уже давно не просто художник, а что-то вроде глобального культурного мема. Как вам возможность почувствовать себя репортёром жёлтой газеты и вдоволь покопаться в грязном белье гения?

1. Самоубийство деда

В 1886-м году Гал Хосеп Сальвадор, дед Дали по отцовской линии, свёл счёты с жизнью. Дедушка великого художника страдал от депрессии и мании преследования и чтобы досадить всем, кто за ним «следит», решил покинуть этот бренный мир.

Однажды он вышел на балкон своей квартиры на третьем этаже и стал кричать, что его обокрали и пытались убить. Прибывшая полиция смогла убедить несчастного не прыгать с балкона, но как оказалось, лишь на время - спустя шесть дней Гал всё-таки бросился с балкона вниз головой и скоропостижно скончался.

Семья Дали по понятным причинам пыталась избежать широкой огласки, поэтому самоубийство замяли. В заключении о смерти не было ни слова о суициде, лишь отметка, что Гал умер «от черепно-мозговой травмы», поэтому самоубийцу похоронили по католическому обряду. Долгое время родственники скрывали от внуков Гала правду о смерти деда, однако художник в конце концов узнал об этой неприятной истории.

2. Зависимость от мастурбации

Будучи подростком, Сальвадор Дали любил, если можно так выразиться, померяться пенисами с одноклассниками, причём свой он называл «маленьким, жалким и мягким». Ранние эротические переживания будущего гения этими безобидными шалостями не закончились: как-то к нему в руки попал порнографический роман и больше всего его поразил эпизод, где главный герой хвастался, что «может заставить женщину скрипеть, как арбуз». Юноша был так впечатлён силой художественного образа, что вспоминая об этом, корил себя за неспособность делать с женщинами тоже самое.

В автобиографии «Тайная жизнь Сальвадора Дали» (в оригинале - «The Unspeakable Confessions of Salvador Dali») художник признаётся: «В течении долгого времени мне казалось, что я импотент». Вероятно, чтобы преодолеть это гнетущее чувство, Дали, как и многие мальчишки его возраста, занимался мастурбацией, к которой он настолько пристрастился, что на протяжении всей жизни гения онанизм был для него основным, а иногда даже единственным способом сексуального удовлетворения. В то время считалось, что мастурбация может привести человека к безумию, гомосексуализму и импотенции, так что художник постоянно пребывал в страхе, но ничего не мог с собой поделать.

3. Секс у Дали ассоциировался с гниением

Один из комплексов гения возник по вине его отца, как-то раз (нарочно или нет) оставившего на пианино книгу, в которой было полно красочных фотографий мужских и женских гениталий, обезображенных гангреной и другими заболеваниями. Изучив очаровавшие и одновременно ужаснувшие его снимки, Дали-младший надолго утратил интерес к контактам с противоположным полом, а секс, как он позже признавался, стал ассоциироваться у него с гниением, разложением и тленом.

Конечно, отношение художника к сексу заметно отразилось на его полотнах: страхи и мотивы разрушения и распада (чаще всего изображённые в виде муравьёв) встречаются практически в каждой работе. Например, в «Великом мастурбаторе», одной из самых значимых его картин, присутствует смотрящее вниз человеческое лицо, из которого «вырастает» женщина, скорее всего списанная с жены и музы Дали Галы. На лице сидит саранча (гений испытывал необъяснимый ужас перед этим насекомым), по брюшку которой ползают муравьи - символ разложения. Рот женщины прижимается к паху стоящего рядом мужчины, что намекает на оральный секс, при этом на ногах мужчины кровоточат порезы, свидетельствующие о страхе художника перед кастрацией, который он испытывал в детстве.

4. Любовь зла

В молодости одним из самых близких друзей Дали был знаменитый испанский поэт Федерико Гарсиа Лорка. Ходили слухи, что Лорка даже пытался соблазнить художника, но сам Дали это отрицал. Многие современники великих испанцев поговаривали, что для Лорки любовный союз живописца и Елены Дьяконовой, позже известной как Гала Дали, стал неприятным сюрпризом - якобы поэт был убеждён, что гений сюрреализма может быть счастлив только с ним. Надо сказать, несмотря на все сплетни, точных сведений о характере отношений двух выдающихся мужчин нет.

Многие исследователи жизни художника сходятся в том, что до встречи с Галой Дали оставался девственником и хотя в то время Гала была замужем за другим, имела обширную коллекцию любовников, в конце концов была на десять лет его старше, художник был очарован этой женщиной. Искусствовед Джон Ричардсон писал о ней: «Одна из самых противных жён, которую мог выбрать современный успешный художник. Достаточно с ней познакомиться, чтобы начать её ненавидеть». На одной из первых встреч художника с Галой тот спросил, чего она от него хочет. Эта, вне всякого сомнения, незаурядная женщина ответила: «Я хочу, чтобы вы меня убили» - после такого Дали сразу её полюбил, окончательно и бесповоротно.

Отец Дали на дух не переносил пассию сына, ошибочно полагая, что она употребляет наркотики и заставляет художника их продавать. Гений настаивал на продолжении отношений, в результате чего остался без отцовского наследства и уехал в Париж к возлюбленной, но перед этим в знак протеста обрил голову налысо и «похоронил» волосы на пляже.

5. Гений-вуайерист

Бытует мнение, что Сальвадор Дали получал сексуальное удовлетворение, наблюдая, как другие занимаются любовью или мастурбируют. Гениальный испанец подглядывал даже за собственной женой, когда та принимала ванну, признавался в «волнующем опыте вуайериста» и назвал одну из своих картин «Вуайерист».

Современники шептались, что художник каждую неделю устраивает у себя дома оргии, но если это правда, скорее всего, сам он не принимал в них участия, довольствуясь ролью зрителя. Так или иначе, выходки Дали шокировали и раздражали даже развращенную богему - арт-критик Брайан Сьюэлл, описывая знакомство с художником, рассказывал, что Дали попросил его снять штаны и мастурбировать, лёжа в позе эмбриона под статуей Иисуса Христа в саду живописца. По словам Сьюэлла, Дали обращался с подобными странными просьбами к многим своим гостям.

Певица Шер вспоминает, что однажды они с мужем Сонни зашли в гости к художнику, а тот выглядел так, будто только что участвовал в оргии. Когда Шер принялась вертеть в руках заинтересовавший её красиво раскрашенный резиновый жезл, гений торжественно сообщил ей, что это вибратор.

6. Джордж Оруэлл: «Он болен, а его картины омерзительны»

В 1944-м году знаменитый писатель посвятил художнику эссе под названием «Привилегия Духовных Пастырей: Заметки о Сальвадоре Дали»,в котором высказал мнение, что талант художника заставляет людей считать его безупречным и совершенным.

Оруэлл писал: «Вернись завтра на землю Шекспир и обнаружься, что его любимое развлечение в свободное время - насиловать маленьких девочек в железнодорожных вагонах, мы не должны говорить ему, чтобы он продолжал в том же духе только потому, что он способен написать еще одного „Короля Лира“. Нужна способность держать в голове одновременно оба факта: и тот, что Дали хороший рисовальщик, и тот, что он отвратительный человек».

Писатель также отмечает ярко выраженную некрофилию и копрофагию (тяга к экскрементам), присутствующую в полотнах Дали. Одной из самых известных работ подобного рода считается «Мрачная игра», написанная в 1929-м году - в нижней части шедевра изображён испачканный фекалиями мужчина. Подобные детали присутствуют и в более поздних творениях живописца.

В своём эссе Оруэлл приходит к выводу, что «такие люди [как Дали] нежелательны, а общество, в котором они могут процветать, имеет какие-то изъяны». Можно сказать, писатель сам признался в своём неоправданном идеализме: ведь человеческий мир никогда не был и не будет совершенным и безукоризненные полотна Дали - одно из ярких тому свидетельств.

7. «Скрытые лица»

Свой единственный роман Сальвадор Дали написал в 1943-м году, когда вместе с женой находился в Соединённых Штатах. Кроме всего прочего, в литературном произведении, вышедшем из-под руки живописца, присутствуют описания выходок эксцентричных аристократов в охваченном огнём и залитом кровью Старом Свете, при этом сам художник называл роман «эпитафией довоенной Европе».

Если автобиографию художника можно считать фантазией, замаскированной под правду, то «Скрытые лица» скорее - истина, прикидывающая вымыслом. В нашумевшей в свой время книге есть и такой эпизод - победивший в войне Адольф Гитлер в своей резиденции «Орлиное гнездо» пытается скрасить своё одиночество разложенными вокруг бесценными шедеврами искусства со всего мира, играет музыка Вагнера, а фюрер произносит полу-бредовые речи о евреях и Иисусе Христе.

В целом отзывы о романе были благоприятными, хотя литературный обозреватель «The Times» критиковал прихотливый стиль романа, чрезмерное количество прилагательных и сумбурный сюжет. В тоже время, например, критик из журнала «The Spectator» писал о литературном опыте Дали: «Это психотический бардак, но он мне понравился».

8. Бьёт, значит… гений?

1980-й год стал для престарелого Дали переломным - художника разбил паралич и он, будучи не в состоянии удержать в руках кисть, прекратил писать. Для гения это было сродни пытке - он и раньше не был уравновешенным, однако теперь стал срываться по поводу и без, к тому же его сильно раздражало поведение Галы, которая тратила вырученные от продажи картин гениального мужа деньги на молодых поклонников и любовников, дарила им сами шедевры, а также частенько пропадала из дома на несколько дней.

Художник начал бить жену, да так, что однажды сломал ей два ребра. Чтобы успокоить супруга, Гала давала ему валиум и другие седативные препараты, а однажды подсыпала Дали большую дозу стимулятора, которая нанесла психике гения непоправимый ущерб.

Друзья живописца организовали так называемый «Комитет спасения» и определили его в клинику, но к тому времени великий художник представлял собой жалкое зрелище - худой, трясущийся старик, постоянно пребывающий в страхе, что Гала бросит его ради актёра Джеффри Фенхольта, исполнителя главной роли в бродвейской постановке рок-оперы «Иисус Христос - суперзвезда».

9. Вместо скелетов в шкафу - труп жены в машине

10-го июня 1982-го года Гала покинула художника, но не ради другого мужчины - 87-летняя муза гения скончалась в одной из больниц Барселоны. Согласно её завещанию, Дали собирался похоронить любимую в принадлежащем ему замке Пуболь в Каталонии, но для этого её тело необходимо было вывезти без юридической волокиты и не привлекая лишнего внимания прессы и публики.

Художник нашёл выход, жутковатый, но остроумный - он приказал одеть Галу, «посадил» труп на заднее сиденье её «Кадиллака», а рядом расположилась медсестра, поддерживающая тело. Покойную доставили в Пуболь, набальзамировали и одели в её любимое красное платье от Dior, а затем похоронили в склепе замка. Безутешный муж несколько ночей провёл, стоя на коленях перед могилой и изнемогая от ужаса - их отношения с Галой были сложными, но художник не мог представить себе, как будет без неё жить. Дали практически до самой своей смерти жил в замке, часами рыдал и рассказывал, что видит различных животных - у него начались галлюцинации.

10. Адский инвалид

Через два с небольшим года после смерти жены Дали снова пережил настоящий кошмар - 30-го августа кровать в которой спал 80-летний художник, загорелась. Причиной пожара стало короткое замыкание в электропроводке замка, предположительно вызванное тем, что старик постоянно теребил кнопку звонка для вызова прислуги, прикреплённую к его пижаме.

Когда на шум пожара прибежала сиделка, она обнаружила парализованного гения лежащим у двери в полу-обморочном состоянии и тут же бросилась делать ему искусственное дыхание изо рта в рот, хотя тот пытался отбиваться и называл её «сука» и «убийца». Гений выжил, но получил ожоги второй степени.

После пожара, Дали стал совершенно невыносим, хотя и раньше не отличался лёгким характером. Публицист из «Vanity Fair» отмечал, что художник превратился в «инвалида из ада»: нарочно пачкал постельное бельё, царапал лицо медсёстрам и отказывался есть и принимать лекарства.

После выздоровления Сальвадор Дали переехал в соседний городок Фигерас свой театр-музей, где и умер 23-го января 1989-го года. Великий Художник как-то сказал, что надеется воскреснуть, поэтому хочет, чтобы после смерти его тело заморозили, однако вместо этого его согласно завещанию, набальзамировали и замуровали в пол одной из комнат театра-музея, где оно находится и по сей день.

4 выбрали

Он родился ровно 112 лет назад и утверждал, что помнит себя буквально с момента зачатия. Он всю свою жизнь пребывал в уверенности, что его миссия на этой Земле - спасти искусство. У него было совершенно свое - особенное представление о любви, и ему посчастливилось встретить на своем пути женщин, которые понимали и принимали его мировоззрение...

Они... Их было трое в его жизни - три Музы, которые сделали его жизнь еще более наполненной и удивительной. И которым удалось узнать, какой он на самом деле - автор "Лица войны", "Жирафов в огне", "Галатеи со сферами", "Постоянства памяти" и многих других произведений живописи и литературы...

Он...

Сальвадор Доме́нек Фелип Жасинт Дали и Доме́нек родился 11 мая 1904 года в каталонском городке Фигерас ровно через 9 месяцев после того, как трагически ушел из жизни его старший брат еще будучи в совершенно нежном в возрасте. И имя которому было также - Сальвадор.

Для четы Дали - зажиточного нотариуса и его жены - смерть первенца была большим горем. И чтобы хоть как-то унять душевные раны, семья отправилась в живописнейшее место, вернувшись откуда Филипа поняла, что беременна снова.

Появление сына воспринялось как чудо, и мальчик получил такое же имя - Сальвадор, что в переводе с испанского означает "спаситель". Над здоровьем мальчика тряслись и поэтому потакали практически во всем. Кроме того, Филипа часто водила сына на могилу его старшего брата.

Видимо, уже тогда юный гений сделал для себя вывод, что он - реинкарнация своего старшего брата... Только в улучшенном его виде. И все свое детство провел в статусе "выдающегося" ребенка. А если смотреть со стороны, то он изрядно попортил крови своим родителям, устраивая совершенно безобразные истерики и скандалы, сопровождаемые разного рода шалостями и выходками. Младшая сестра Ана-Мария не раз впоследствии вспоминала, как Сальвадор обливался слезами, бросался на пол и бился в истерике, переходя на ультразвук, и все это ради порой совершенно безумных желаний - например, ради флага со флагштока на Ратуше или леденца из закрытой кондитерской.

При этом у мальчика проявлялось огромное количество фобий и комплексов. Казалось, ему никогда не удастся завести друзей, но жажда внимания пересилила все страхи. Более того, нашла "компромисс" в творчестве...

Что его вдохновляло? Все. Природа, сны, проигрыш в карты, люди, друзья, Женщины... С прекрасным полом у гения были весьма сложные отношения. Но в них он находил своих главных Муз...

Елена Ивановна Дьяконова родилась 26 августа в г. Казани тогда еще в Российской импарии. Овдовев, ее мать повторно вышла замуж за адвоката, с которым позже переедет на постоянное место жительства в Москву.

Здесь она учится в одной гимназии с сестрами и Анастасией , но в 16 лет отчим отправил ее в Швейцарию - на лечение туберкулеза в санаторий.

Здесь - в городке Клавадель - состоялась ее встреча с сыном известного торговца недвижимостью Полем Элюаром. Результатом этого курортного романа стало заключение законного брака между молодыми людьми в 1917 году. Именно благодаря Полю Елена превратилась в Музу по имени Гала и родила ему дочь Сесиль.

Вращаясь в богемных кругах, пара не раз оказывалась в центре внимания, благодаря своим выходкам и образу жизни. Гала была настоящей Музой, вдохновлявшей не только своего супруга на создание удивительных романтических стихов, но и его друзей-живописцев, среди которых однажды оказался и Дали...

Это был гром среди ясного неба. Причем для обоих. Гала стала второй женщиной, которая появлялась на его полотнах (первой была родная сестра Дали - Ана-Мария), снискав при этом славу его злого гения. Хотя именно благодаря ее стараниям Дали оказался среди художников-миллионеров и оставался им до конца своих дней. Наверное, сейчас нет области, где не засветился бы бренд Salvador Dali - реклама, театр (вместе с они создавали костюмы для балета "Вакханалия", к которому Дали еще написал и либретто), парфюмерия, кино, мультипликация, литература...

Аманда Лир

Удивительная персона, телеведущая, певица, культовая личность своего времени. Она - настоящий качественный продукт пиара, руку к которому приложили ярчайшие личности: и Он - сам Сальвадор Дали.

Невероятный низкий голос, который легко можно было спутать с мужчиной, что, собственно, и стало причиной слухов о том, что Аманда - транссексуал. Они оба - И Дали, и Аманда - любили провокационные выходки, поэтому всячески подыгрывали "желтой прессе", объясняя, что псевдоним певицы - игра слов французской фразы "Любовница Дали" (L"Amant Dali), а любимой шуткой Дали была: "Какая роскошная женщина!... А ведь она - мужик! "

И все же... Аманда Тапп родилась 18 ноября 1946 года в Гонконге. В ней смешался коктейль из французской и китайской крови. В середине 1960-х на одном из приемов судьба свела ее с Сальвадором Дали, который по достоинству оценил ее необычность и сделал своей Музой. Она позировала ему и участвовала во всех его розыгрышах (а Гала тем временем - возможно, впервые в жзни - воспринимала Аманду как серьезную соперницу). Дали же обучал ее живописи и придумывал все новые и новые шалости.

Нанита Калашникофф

Мария Фернанда родилась на Пуэрто дель Соль рядом с Королевской Академией Сан-Фернандо (Мадрод, Испания). Отец хотел назвать дочку Амбариной из-за цвета волос и белоснежной кожи. Но церковь дала четко понять, что это невозможно. Нанита (уменьшительное от Фернанда) была дочерью знаменитого в начале ХХ века эротического романиста Хосе Мариа Карретеро, издававшегося под псевдонимом Эль Кабальеро Аудас. Этими книжками юный Дали зачитывался в подростковом возрасте, и тот факт, что на благотворительном балу Никерброкеров в Нью-Йорке покорившая его одним своим видом блондинка в роскошном красном платье - дочь его любимого писателя, потрясло художника до глубины души.

К моменту знаменательной встречи, Нанита была уже "глубоко замужем" за ювелиром Михаилом Калашниковым и матерью троих дочерей. Дали показался ей забавным чудаком, но дальнейшие их встречи показали, что у них много общего.

И снова Гала заподозрила, что Дали готов ее оставить. Но... Нинита и Сальвадор просто с удовольствием проводили время, поскольку понимали друг друга с полуслова. Они распевали любимые арии, гуляли, болтали обо всем на свете. Нанита позировала Дали, а ее муж воспринимал их дружбу как милую шалость.

Нанита стала для Дали настоящей отдушиной, настоящим другом, которая оставалась с ним до самого конца и которую он звал просто "Король"...

Леокадия Коршунова , сайт

Фото: art-dali.com, maxpark.com, pinterest.com, elcultural.com

Любила секс и была раскрепощенной спокойно-уверенной женщиной. Дали же и в интимной жизни не был таким как все, но Гала поняв его желания и природу, вошла и в этот мир, где он чувствовал себя с ней настоящим мужчиной, не оставив ему и уголка его собственной души, где бы её не было.

Твердо решив сделать из Дали знаменитого художника, Гала приложила все усилия, что бы о нем услышали. Она использовала все свои связи, организовывала всевозможные выставки с работами Дали, иногда брала его работы и ходила с ними к разным ценителям современного искусства, и вскоре её усилия увенчались успехом и о художнике сюрреалисте услышал весь мир.


Искушение святого Антония, 1946 г.

В это время муж Гала все еще продолжал надеяться, что она к нему все таки вернется, и снова станет источником его вдохновения, как это было раньше.

Он писал ей любовные письма, но ни на одно не получил ответа, потом стал много выпивать и совсем потерял способность к творчеству. Из жалости к нему, а может быть по какой-то другой причине Гала не развелась с мужем-поэтом и приняла предложение Дали только после смерти Элюара в 1934 году.

Супруги Дали поселяются в Париже, где Гала, бросив своего мужа и дочь, начала главное дело своей жизни, «создание бренда Дали». Она делала всё, что бы вдохновлять своего гения. Была живым воплощением страсти, материнской заботы и искренней дружбы. Дали чувствовал себя с ней защищенным, мог творить, а об остальном заботилась она, его Гала.

Какой удачный союз, гений художника Дали и прагматизм Гала, которая не только умело управляла творческой карьерой мужа, но и постоянно вдохновляла его, являясь для него музой. Она всегда говорила Дали: «Ты гений, и это бесспорно!» - и вскоре Дали действительно поверил в свою гениальность.

Дали пишет необыкновенные картины одну за другой, и подписывает их двойным именем «Гала-Сальвадор Дали». Гала делала всё, что бы показать картины Сальвадора всем, кто мог оценить и купить их, начиная от своих богатых приятелей, среди которых были Дягилев, Стравинский, Арагон, Дисней, Хичкок, заканчивая владельцами картинных галерей. Она оградила мужа от всего, что могло помешать ему писать картины, не пускала к нему людей, когда он работал или находился в раздумьях о новой картине. Взвалив на свои плечи быт и продюсерские обязанности, она создала все условия для того, что бы ни чего не отвлекало Дали от творческого процесса.

Теперь о картинах Дали услышал весь мир, а о семейной жизни необычной пары то и дело судачили. Кто-то называл их богатыми извращенцами, кто-то шизофрениками, что не было странным, ведь они не переставали эпатировать публику эксцентрическими выходками.

До сплетен и осуждений им не было никакого дела. Дали постоянно рисует супругу, в разных образах, Елены Прекрасной, Богоматери, Женщины у которой на спине отбивные и т.д. Постепенно интерес к картинам Дали начал угасать и предусмотрительная Гала подкидывает ему идею создания дизайнерских вещей, которые с успехом расходятся среди богачей всего мира.

Среди таких вещей диваны в виде женских губ, странные часы с причудливым циферблатом, слоны на тонких ногах и прочие воплощения фантазий художника. Дали стал смелее, уже не было необходимости вселять в него уверенность в своей гениальности. Как сейчас говорят, это практически была звездная болезнь, в момент "обострения" которой, он даже поссорился со своим близким другом Бретоном, и другими сюрреалистами, однажды заявив: «Сюрреализм-это я!».

Гала и Дали часто стали проводить время отдельно друг от друга, она не уставала менять любовников, которые были один моложе другого. Дали проводил время в окружении юных красавиц, устраивая безумные оргии, где он выступал наблюдателем и спуская огромное количество денег на свои развлечения. В 1965 году Дали познакомился в ресторане «У Кастеля» с 19-ти летней Амандой Лир, тогда моделью, певицей и художницей известной под именем Пеки Д’Осло, которая на протяжении 16 лет будет его другом и музой. Говорят, Аманда лир это игра слов L"Amant Dal, что на французском означает любовница Дали.

Первым комплиментом юной красавице от Дали были слова: «У вас прекрасный череп и высококачественный скелет».

Аманду считают второй музой Дали, но единственной женщиной, которая могла влиять на Дали всегда была Гала. Сама Аманда Лир вспоминая знакомство с Гала сказала, что Дали перед тем как представить её своей жене нервничал и буд-то боялся, что та ей не понравится. Когда Дали представил двух женщин друг другу, Гала посмотрела на Аманду с прищуром, рассматривая макияж девушки, которая любила блестки и яркую помаду, и произнесла «О Боже, что это?!»

Отношения, где мужчина знакомит жену и любовницу, при этом ожидая одобрения со стороны первой - могут показаться странными, но в паре Дали и Гала странности были обыкновением. Не смотря на то, что изначально Гала проявляла резкое недовольство в связи с появлением Аманды в жизни Дали, вырезала её лицо из фотографий в журналах, кидала резкие высказывания в её адрес¸ спустя какое-то время их часто видели втроем, во время посещения светских вечеринок и других мероприятий.

Гала поняла, насколько хорошо Дали с его новой Музой и в этом, наверное, была её гениальность. Она наставляла Аманду и поручила заботиться о Дали, при этом даже спонсировала девушку. Как-то Гала попросила Аманду дать слово, что та выйдет за Дали замуж после её смерти. Но к тому времени, когда Гала не стало, Аманда забыла о своих обещаниях будучи занятой своей карьерой и к тому времени уже имея штамп в паспорте.

В 1968 году Дали дарит своей божественной женщине Гала, как он её всегда называл, средневековый замок в Пуболе, который был построен в XI веке. Когда-то он обещал подарить ей замок и выполнил это обещание. Сам Дали мог посещать Гала в Пуболе только по её личному приглашению.

Сквозь столик на втором этаже, Гала могла любоваться белой лошадью, которая стояла на первом.

Дизайнерские наряды Гала.

Гала очень боялась старости, как, наверное, каждая женщина, в особенности та, что привыкла блистать и покорять. Она тратила огромное количество денег на пластические операции и молодых любовников, сам Дали уже не интересовал её.

Она устраивала оргии в своем замке, приглашала молодых людей, которые развлекали её игрой на рояле, танцами и нещадно обирали. Ей постоянно нужны были деньги Дали, и она не раз говорила Аманде Лир, что бы та лучше стимулировала художника на творчество.

Всю жизнь она посвятила Дали, всё чего он хотел это быть центром вселенной. Теперь она будь - то хотела пожить для себя. Последним её увлечением был молодой певец Джефф Фенхольт.

В 1980 году Дали поместили в клинику в Барселоне. Доктор Пигверт считает его состояние очень тяжелым, а особенно тревогу вызывало его психическое здоровье. Вернувшись домой после клиники, Дали пишет самую мрачную картину «Экстре минированные ангелы» из тех, что когда-либо творил.

Гала как и прежде была рядом со своим Дали, даже во время самых сильных приступов депрессии ему было необходимо её присутствие. Она была вынуждена отказаться от Джефа и посвятить все свое время Дали. Простившись с последним отрывком иллюзии своей молодости, старая женщина злится на мужа, и периодически впадает в приступы ярости. Жан-Франсуа Фогел журналист, который был хорошо знаком с парой Дали, говорил: «Дали был очень суров и резок с Гала. Он вечно делал то, чего хотел сам, а не то, чего хотела она».

26 января 1981 года в журнале «Ell» была опубликована статья, в которой доктор Румегер, первый психоаналитик Дали дал интервью: «Правда состоит в том, что у Дали пропало желание жить. То, что сейчас происходит, — это самоубийство просто потому, что Гала больше не заботится о нем. Ей восемьдесят шесть лет. Ум ее бывает ясным не более двух-трех часов в день; все это время она посвящает мыслям о Джефе... которого тоже называет Сальвадором... Она ругает Дали и бранит его как только может. Таким образом, весь мир вокруг Дали рушится. Вы, конечно же, слыхали о младенцах, отторгнутых от матери из-за войны или из-за серьезной болезни, которые умирают от отчаяния. То же самое происходит и с Дали».

В отношениях Дали и Гала нежность, которая приносила им столько удовольствия когда-то, теперь редкость, старые супруги то и дело набрасываются друг на друга с кулаками. В 1982 году Гала не ловко ступила и упала, сломав бедренную кость, с сильными болями её доставили в больницу. Из-за множества пластических операций кожа женщины трескается, образовываются множественные раны. Она медленно впадает в агонию, изредка в моменты прояснения, справляясь о Дали.

Не в силах видеть как его Гала превращается в кусок мяса, он лишь один раз посещает её в больнице. Всё остальное время он ждал её возвращения. В апреле её привезли домой. Гала уже не похожа на себя, она почти не может говорить. Сестры милосердия ухаживают за ней, моют, причесывают, переворачивают, стараются облегчить страдания умирающей женщины. Дали поставил кровать Гала так, что бы она могла видеть море. Ночью он приходит к ней в комнату и ложится на соседнюю кровать, что бы быть рядом с умирающей женой. Между кроватями он приказал установить ширму, так как испытывал сильные муки, когда смотрел во что превратилась его прекрасная Galuchka.

Во второй половине дня 10 июня, Дали протяжно закричал. Поднялась тревога. Гала с замершими глазами смотрела в окно: она умерла.


Дали похоронил супругу, в Замке Пубол, в склепе, который она сама обустроила при жизни, и где было приготовлено два места для неё и её Дали. Из-за запрета на вывоз тела очень древнего испанского закона, действующего еще со времен чумы, Дали решается нарушить его ради Гала и, завернув её тело в одеяло, перевозит в Замок Пубол в лимузине, в котором когда-то они молодые и счастливые путешествовали по Италии и Франции, так семейный лимузин превратился в катафалк.

Забальзамированное тело Гала нарядили в красное платье и похоронили в гробу со стеклянной крышкой в узком кругу только самых близких людей. Дали пережил свою Гала на семь лет, которые он провел в затворничестве в замке в Пуболе, где под стеклянной крышкой лежала женщина всей его жизни. Смерть Гала как будто вернула его в зародышевое состояние, он перестал говорить, практически не двигался.

Удивительные отношения Дали и Гала продлились 53 года. Необыкновенный талант художника Дали и поразительный характер, необычность женской натуры Гала являя собой удачный симбиоз двух людей выстрелили ярким успехом.

Пожалуй, самая экстраординарная пара своего времени стала примером того, как могут сосуществовать две неистовые и неординарные натуры более полувека, оставаясь преданными друг другу в особом понимании этого слова. Была ли Гала роковой женщиной? Я считаю, что да. Но это не самое необычное в ней, она, желая быть музой, практически произведением искусства для своего мужа, сама стала творцом его таланта.

Эта женщина вдохнула в неуверенного художника веру в себя, раскрыла масштаб его таланта и всю жизнь была его надёжной спутницей, защищая и оберегая.


Женщина, которая знала какой-то особенный секрет, сумевшая стать не только музой гения перед которой он преклонялся.

До самого преклонного возраста Гала не теряла страсти к жизни, желая гореть как можно дольше и как можно ярче. Кто знает, но может если бы Гала и молодой Дали не встретились, мир так и не узнал бы великого художника Сальвадора Дали.