Основные этапы технологии социальной адаптации. Социальная адаптация как технология социальной работы

Читайте также:
  1. PR в государственных структурах и ведомствах. PR в финансовой сфере. PR в коммерческих организациях социальной сферы (культуры, спорта, образования, здравоохранения)
  2. Адаптация персонала, ее направления. Технология управления адаптацией.
  3. Аппаратные технологии электронных книг. Понятие электронной книги - ридера. Преимущества и недостатки. Технология ЖК-мониторов.
  4. Бөлшек сауданың экономикалық, коммерциялық және технологиялық функциялары.
  5. Билет 11. 1.понятие об инновац.технологиях СП деятельности. Технология инклюзивного образования
  6. Билет 2 вопрос Понятие, сущность и принципы социальной политики

Технология соц. адаптации занимает существенное место в содержании социальной работы и достаточно широко использ-ся. Она характеризует, с одной стороны, процесс взаимодействия объекта социальной работы с социальной средой, а с другой - является отражением определенного результата социальной работы, который может выступать критерием ее эффективности. Поэтому понимание сущности адаптивных процессов, их механизма -- необходимое условие профессионализма социального работника. Под соц. ад. понимается процесс активного приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности. Социальная адаптация приобретает исключительную актуальность в переломные периоды как жизнедеятельности человека, так и в периоды радикальных экономических и социальных реформ. Специфические моменты технологии социальной адаптации: только человеку свойственно создавать специальные “приспособления”, определенные социальные институты, нормы, традиции, облегчающие процесс его адаптации в данной социальной среде; только человек обладает способностью сознательно готовить к процессу адаптации молодое поколение, используя для этого все средства воспитания. Группа кл-тов к кот. примен-ся тех-гия соц. ад., это кл-ты испытывающие изменения в результате резкой какой - либо перемены ситуации (смена места работы, учебы, соц-но-экономич-х условий жизни и др.). Сложные проблемы возникают у лиц, отбывших тюремное наказание. Особенно остро встают семейно-бытовые проблемы, проблемы взаимоотношений в трудовых коллективах. В практике социальной работы технология регулирования адаптивными процессами приобретает особую значимость в стационарных социальных учреждениях для детей и взрослых, в том числе в домах-интернатах для престарелых. Одной из важнейших функций современных домов-интернатов, придавшей новый смысл этим учреждениям, стала социальная адаптация и реадаптация. Ослабление способности к адаптации, свойственное пожилому возрасту, сказывается при смене места жительства, привычного окружения, при необходимости общения в непривычной обстановке и т.п. Для того, чтобы помочь клиенту адаптироваться в новых условиях, социальному работнику необходимы сведения о характерологических особенностях этого пожилого человека, наклонностях и интересах, установках и привычках. С/р-к может и должен также научить индивида общению, сочувствию, осмыслению ситуации совместного проживания и т. д. В целом для работы с пожилыми людьми социальный работник должен осуществлять контакты с врачом и медицинским персоналом, используя данные из истории болезни, о прошлой жизни, знакомиться с состоянием здоровья клиента, его возможностями по передвижению, способностями к самообслуживанию. Данная тех-я явл-ся перспективной, поскольку она примен-ся и будет прим-ся. Так, н-р, созд-ся Центры постинтерн-ой адаптации (в г. ПЗ, Мончегорск и Кандалакша) в целях совершенствования сист. СО нас-я и орг-ции постинтерн-ой ад-ции выпускников интерн-х учр-ий, попавших в ТЖС, п-щи в реализации их законных прав и интересов, улучшении их соц. статуса. При применении данной тех-гии необходимо использовать адаптационыый потенциал и р-сы самого кл-та, который может целенаправленно контролировать и регулировать процесс своей соц.

В процессе изучения темы необходимо, во-первых, выяснить сущность понятия “социальная адаптация” ”, во-вторых, детально изучить вопрос о закономерностях, условиях, видах, структуре социальной адаптации. Дальше перейти к изучению форм и методов работы по урегулированию адаптационных процессов.

Разнообразные социальные проблемы требуют от социального педагога предоставления помощи с целью достижения социальной адаптации детей, молодежи, отдельных личностей разного возраста, групп, социальных слоев населения. Социальные педагоги и социальные работники должны регулировать механизмы взаимоотношений человека с внешней средой, социальными институтами (семьи, системы образования, средств массовой информации).

Термин “адаптация” происходит от лат. слова adaptatio – приспособление. Важным заданием адаптации является выживание человека через приспособление потенций организма индивида с процессами природной и социальной среды.

Выделяют четыре вида адаптации :

1) биологическую , которая характеризует процессы приспособления человека к природной среде. Большое теоретическое значение для исследования биологической адаптации имели положение Ч.Дарвина, И.М. Сеченова;

2) физиологичную – оптимальное приспособление человеческого организма к окружающему миру. Исследовали этот вид адаптации И.П. Павлов, А.А. Ухтомский;

3) психологическую – психическая организация, индивидуально-личностное приспособление;

4) социальную – приспособление к социальным отношениям, требованиям, нормам социального уклада. Социальная адаптация является важным механизмом социализации и представляет собой процесс, который по-разному влияет на личность, побуждает ее к выбору механизмов действия в определенный жизненный период. Этот процесс может происходить на трех уровнях:

а) на уровне макросреды, что будет характеризовать адаптацию личности к социальному, экономическому, политическому, культурному, духовному развитию общества;

б) на мезоуровне – адаптация человека в социальной группе (семья, класс, производственный коллектив и т. п.);

в) на микроуровне – индивидуальная адаптация, стремление к гармоничным отношениям.

Поскольку человек входит в разнообразную систему социальных отношений (личностных, межличностных, интимных, производственных, деловых, профессиональных, экономических, религиозных), то и типы адаптации могут быть разными: бытовая, экономическая, политическая, религиозная, научная, интимная и др. Любой вид адаптации требует от человека определенных способностей, а поэтому зависит от ее индивидуально-личностных свойств; от тех, кто организует социальную, социально-педагогическую, социально-психологическую службу.


Адаптация социальная – это процесс и результат приспособления человека, группы к среде, которая изменяется, в ходе которого происходит согласование требований и ожиданий.

Адаптация происходит на всех уровнях социальной жизни людей, становится универсальным средством преодоления жизненных кризисов, обеспечивает подготовку человека ко всему новому, что происходит в его жизни, является средством гармонизации социальных отношений.

Л.Д. Столяренко отмечает, что “Социальная адаптация является целеустремленным взаимодействием элементов сознания и поведения социального субъекта и ценностей системы внешней для него среды с целью установления между ними соответствия и преодоления противоречивых взаимоотношений”.

Главной целью адаптации является преодоление дисфункций социальной системы и гармонизация взаимосвязей субъекта со средой. В современных социально-экономических условиях успешной гармонизации людей мешает несогласованность между “культурными” и социальными структурами, что ведет к поиску девиантных способов удовлетворения потребностей, отхода от законных общественных способов удовлетворения потребностей и до псевдоадаптации. Девиантные формы поведения “лучше” (как не парадоксально) обеспечивают жизнедеятельность людей, чем законные, хотя они имеют негативное значение для общества (рекет, кражи, убийство с целью обогащения и др.).

Л.Д. Столяренко также попробовал объяснить механизм формирования социальной адаптации по двум основам: личностно-субъективной и внешне-объективной.

(С+) – микросреда с позитивной направленностью, (С-) – микросреда с негативной направленностью; личность: (О+) – с позитивной направленностью, (О-) – с негативной направленностью (антиобщественной, негативными взглядами и др.).

1. Успешная социальная адаптация – первый этап адаптации – (А+) – возможна при условиях взаимодействия позитивной личности и позитивной среды

(А+) = [(С+) ´ (О+)]

2. Второй тип механизма адаптации характеризуется несовпадением ожиданий – требований микрогруппы, коллектива и качеств личности. Возможные два варианта:

а) первый вариант с неустойчивой позитивной направленностью:

(А+) = [(С+) ´ (О-)]

в таком случае личность с антиобщественной направленностью имеет возможность усвоить правовые установки, перевести их в свои особенные качества, целые, поступки;

б) второй вариант – вход позитивной личности в среду с негативной моральной и правовой ориентацией, что характеризуется неустойчивой негативной направленностью:

(А-) = [(С-) ´ (О+)]

в данном случае макросреда формирует черты личности, которые не отвечают интересам общества, в результате взаимодействия, может произойти передача негативных образцов поведения, что в дальнейшем реализуется в противоправном поведении.

3. Третий тип механизма адаптации осуществляется тогда, когда отсутствуют позитивные социальные связи, которые закрепляют негативную направленность личности, то есть когда человек остается в антисоциальной, преступной среде:

(А-) = [(С-) ´ (О-)]

Приспособление личности к негативной криминальной среде называется “псевдоадаптацией”.

Эффективность адаптации обусловлена конечным результатом, который определяется показателями достижений субъекта, удовлетворением его в той или другой сфере деятельности.

С целью улучшения адаптации детей-сирот, детей, которые лишены родительской опеки, воспитанников интернатов, детских домов, создаются специальные программы, которые направлены на формирование у детей, подростков, юношей самостоятельности, контроля своего поведения, самообслуживание, ведение домашнего хозяйства, умение пользоваться деньгами, психологической готовности к профессиональной деятельности, к семейной жизни.

Не менее важные задачи встают перед социальным педагогом в работе с детьми и молодежью – инвалидами. Свою деятельность по социальной адаптации социальный педагог должен планировать с учетом усиления медицинской, бытовой, психологической, педагогической помощи. Важными формами социальной адаптации таких лиц является создание среды позитивного общения во время обучения, отдыха. Рекомендуются как индивидуальные, так и групповые формы работы. Следует заметить, что работа социального педагога в этом направлении нуждается в особенном внимании, она не может ограничиваться отдельными “актами заботы”, как праздники, конкурсы, благотворительные акции. Такая работа должна стать целеустремленной, систематической, комплексной.

Дезадаптация – это несостоятельность индивида приспособиться к условиям и требованиям социального окружения.

Психологическая сущность социальной дезадаптации детей и подростков может быть понятной лишь с установлением факторов, причин, которые ей способствовали:

1) семейный фактор, пьянство родителей, безнадзорность детей, жестокость, отсутствие заинтересованности относительно детских проблем;

2) церебральная недостаточность, легкие дисфункции мозга: быстрая утомляемость, раздражительность, неспособность к длительным нагрузкам, ограниченность внимательности, имела количество хороших оценок – факторы, которые ведут к фрустрации, дискомфорта.

Приведем схематические категории дезадаптированных детей:

1. Трудновоспитуемые дети (причинами дезадаптации является сложности темперамента, легкие дисфункции мозга, нарушение внимания, недостаточное умственное развитие, особенности психолого-педагогической ситуации развития и воспитания).

2. Нервные дети, неспособные самостоятельно справиться с тяжелыми переживаниями, связанными с системой их отношений (родители, взрослые).

3. Трудные подростки , которые не умеют решать свои проблемы социально приемлемым образом.

4. Фрустрированные подростки – им свойственные стойкость формы саморазрушительного поведения опасного для их здоровья (алкоголизм, наркотики); духовного развития, факта существования (сексуальные отношения, домашние кражи), склонность к суициду, отсутствие смысла жизни.

5. Подростки-деликвенты , постоянно балансирующие границы позволенного и противоправного.

В науке определены такие формы дезадаптации: запущенность, деприват, фрустрация, внутренний конфликт.

Сущность и содержание технологии социальной адаптации

Технология социальной адаптации.

Соц адаптация – адаптивные процессы в соц раб и методика их регулирования

Адаптация – приспособление, впервые термин применен в медицине в 1860 году

В широком смысле адаптация – взаимодействие человека с институтами (их подчинение человеку)

В узком: приспособление человека к чему либо (к политике, экономики, экологии)

Процесс адаптации имеет две стороны:

1. объективная – не зависит от воли и сознания человека; человек в процессе своей жизни приобретает различные соц свойства

2. субъективная – приобретение соц свойств в зависимости от его соц статуса, психологического и физического здоровья.

Процесс соц адаптации – процесс освоения относительно стабильных условий соц среды, решения повторяющихся типичных проблем путем использования принятым способом соц пояснения, действий.

Влияет на процесс адаптации (механизм соц адаптации)

1. ОТ ОБЪЕКТА (клиента)

Соц положение и активность

Здоровье (психологическое и физическое)

Умения и навыки работы

Желание и возможности

Коммуникабельность

Если этих качеств у объекта нет то он уходит в себя. Теряет статус, становится маргиналом

2. ОТ СУБЪЕКТА (то что работает на клиента)

Соц институты (семья, трудовые, студенческие коллективы)

Морально психологический климат общества

Экология

Соц эконом положение в обществе

СТРАТИФИКАЦИЯ ОБЩЕСТВА

Военные конфликты

Безработица, бездомность

Миграция населения

3. ДЛЯ ДЕТЕЙ

Отсутствие получения качественного образования (плата)

Отсутствие качественного здравоохранения

Отсутствие проведения качественного досуга, спорт

Адаптация проявляется:

1. Через смену ориентации человека

2. Через соц деятельность, общение и самосознание

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ведущий специфический механизм в организации адаптации человека в единстве его составляющих сторон:

Общение

Все это позволяет осуществить полную включенность в соц среду.

Механизм адаптации в соц деятельность включает:

1. нужды индивида (осознание потребностей, которые являются мотивами принятия решения и побуждают к действию и соц адаптации). В зависимости от достигнутых результатов механизм может повторяться, но на другом качественном уровне

Проблемы соц работника: в случае неудачи найти слабую, недостаточно эффективную сторону механизма, внести коррекцию.

Ввести человека в новый коллектив

Для эмигрантов: ввести их в жизнь, традиции, обычаи данной местности.

Социальное общение – механизм соц адаптации, направленный на расширяющий круг усвоения соц деятельности, при контакте с другими индивидами или соц группами.

На адаптацию влияет – пол, возраст, соц статус личности и тд.

Это не только вид деятельности и потребность, но и взаимодействие соц работника с клиентом, которое необходимо расширять в системе соц практики. Самый главные механизм в соц практике – самосознание личности – механизм адаптации самой личности. При этом осущ формулирование и осмысление своей соц принадлежности и принятие решений. Самосознание личности следует понимать как единый процесс общения и самосознания, соц деятельности индивида.

Соц. адаптация – адаптивные процессы в социальной работе и методика их регулирования.
Адаптация – приспособление, впервые термин применен в медицине в 1860 году
В широком смысле адаптация – взаимодействие человека с институтами (их подчинение человеку)
В узком: приспособление человека к чему либо (к политике, экономики, экологии)
Процесс адаптации имеет две стороны:
1. объективная – не зависит от воли и сознания человека; человек в процессе своей жизни приобретает различные соц свойства
2. субъективная – приобретение соц свойств в зависимости от его соц статуса, психологического и физического здоровья.
Процесс соц адаптации – процесс освоения относительно стабильных условий соц среды, решения повторяющихся типичных проблем путем использования принятым способом соц пояснения, действий.
Влияет на процесс адаптации (механизм соц адаптации)
1. ОТ ОБЪЕКТА (клиента)
- соц положение и активность
- здоровье (психологическое и физическое)
- умения и навыки работы
- желание и возможности
- коммуникабельность
Если этих качеств у объекта нет то он уходит в себя. Теряет статус, становится маргиналом
2. ОТ СУБЪЕКТА (то что работает на клиента)
- соц институты (семья, трудовые, студенческие коллективы)
- морально психологический климат общества
- экология
- соц эконом положение в обществе
- СТРАТИФИКАЦИЯ ОБЩЕСТВА
- военные конфликты
- безработица, бездомность
- миграция населения
3. ДЛЯ ДЕТЕЙ
- отсутствие получения качественного образования (плата)
- отсутствие качественного здравоохранения
- отсутствие проведения качественного досуга, спорт
Адаптация проявляется:
1. Через смену ориентации человека
2. Через соц деятельность, общение и самосознание

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ведущий специфический механизм в организации адаптации человека в единстве его составляющих сторон:
- общение
- учение
- труд
- игры
Все это позволяет осуществить полную включенность в соц среду.
Механизм адаптации в соц деятельность включает:
1. нужды индивида (осознание потребностей, которые являются мотивами принятия решения и побуждают к действию и соц адаптации). В зависимости от достигнутых результатов механизм может повторяться, но на другом качественном уровне
Проблемы соц работника: в случае неудачи найти слабую, недостаточно эффективную сторону механизма, внести коррекцию.
Пример:
- ввести человека в новый коллектив
- для эмигрантов: ввести их в жизнь, традиции, обычаи данной местности.

Социальное общение – механизм соц адаптации, направленный на расширяющий круг усвоения соц деятельности, при контакте с другими индивидами или соц группами.
На адаптацию влияет – пол, возраст, соц статус личности и тд.
Это не только вид деятельности и потребность, но и взаимодействие соц работника с клиентом, которое необходимо расширять в системе соц практики. Самый главные механизм в соц практике – самосознание личности – механизм адаптации самой личности. При этом осущ формулирование и осмысление своей соц принадлежности и принятие решений. Самосознание личности следует понимать как единый процесс общения и самосознания, соц деятельности индивида.

Адаптация занимает существенное место в содержании социальной работы. Она характеризуется, с одной стороны, процесс взаимодействия объекта социальной работы с социальной средой, а с другой - является отражением определенного результата социальной работы, который может выступать критерием ее эффективности. Поэтому понимание сущности адаптивных процессов, их механизм - необходимое условие профессионализма социального работника.

Социальная адаптация представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого социальный организм приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды.

Адаптация социальная - процесс активного приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности.

Социальная адаптация - это процесс, в течение которого социальный организм приобретает равновесие и устойчивость к влиянию окружающей среды.

Социальная адаптация - процесс активного приспособления человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств.

В процессе адаптации человек выступает объектом воздействия социальной среды и активным субъектом, осознающим влияние этой среды. Фактически все элементы человеческой культуры участвуют в формировании личности через механизм адаптации, которая является неотъемлемой составной частью, необходимой доминантой социального развития.

Все видыадаптации взаимосвязаны между собой, но доминирующим является социальная. Полная социальная адаптация человека включает:

Физиологическую,

Управленческую,

Экономическую,

Педагогическую,

Психологическую и профессиональную адаптацию.

Экономическая адаптация - сложнейший процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений индивидов, субъектов. Для технологии социальной работы здесь важен «социальный блок», включающий адаптирование к реальной социальной действительности размеров пособий по безработице, уровню зарплаты, пенсий, пособий. Они должны отвечать не только физиологическим, но и социокультурным потребностям человека.



Педагогическая адаптация - приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров индивида. Изменения постоянно сопровождают жизнь человек, поэтому для каждого индивида важно быть готовым к критическим периодам, поворотным моментам, сознательному пересмотру своей жизненной позиции в новых обстоятельствах.

Психологическая адаптация - процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранение рецепторов от излишней нагрузки. Процесс психологической адаптации человека происходит непрерывно, поскольку постоянно изменяются социально-экономические условия жизни, политические и морально-этические ориентации, экологическая обстановка и т.д.

В системе психологической адаптации большую роль играют терапевтические (психотерапевтические) методы воздействия, такие как дискуссионная терапия, интеракционно-коммунихативные методы, (психодрама, гештальттерапия, трансактный анализ), методы, основанные на невербальной активности (арттерапия, музыкотерапия, пантомима, хореотерапия и т.д.), групповая (индивидуальная) поведенческая терапия.

Профессиональная адаптация - приспособление индивида к ному виду профессиональной деятельности, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности. Успех профессиональной адаптации зависит от склонности адаптанта к конкретной профессиональной деятельности, совпадения общественной и личной мотивации труда и других причин.

Организационная (управленческая) - это процесс управления человеком своими возможностями, другими процессами для создания благоприятных условий и развития его социальной роли.

В общем виде чаще всего выделяется четыре стадии адаптации личности в новой для нее социальной среде:

1) начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;

2) стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

3) аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социальной средой;

4) ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды. Интенсивность адаптационных процессов в обществе существенным образом зависит от того, какую стадию в своем развитии оно переживает.

Среда адаптации подразделяется на предметную и личностную. Под предметной средой понимаются вид деятельности, которую должна освоить личность, а под личностной - состав членов группы, в которой находится личность, а также преобладающие нормы и отношения, социально-психологический климат.

Модели социальной адаптации:

1. Конформная модель адаптации. Личность разделяет цели данной культуры и осуществляет их легальными для данной культуры средствами.

2. Инновационная. Личность принимает цели общества, но пытается реализовать их необычным для данного общества средствами.

3. Ритуализм. Человек не признает цели и ценности своего сообщества, но соблюдает правило игры.

4. Эйскетизм. Параллельное существование, признание своей чужеродности.

5. Бунт. Активное противостояние и опровержение норм общественной организации.

Схема процесса социальной адаптации:

1. Изменение социальной среды;

2. Возникновение адаптивной ситуации;

3. Возникновение адаптивных потребностей;

4. Потребность в изменении поведенческих качеств личности;

5. Изменение качеств личности;

6. Формирование и развитие адаптивных способностей.

Во времена серьезных социальных изменений, а тем более социальных катаклизмов адаптационные процессы приобретают особую интенсивность и захватывают практически все слои общества. Готовность к переменам становится одним из главных условий жизненного успеха человека. В результате в современном обществе значительно повышается роль целенаправленной деятельности государства и общественных организаций, роль образования и прикладной науки в осуществлении процессов С.А. Особое внимание общество через систему институтов и целевых программ уделяет содействию процессам С.А. тех своих членов, чьи возможности адаптироваться к изменениям самостоятельно ограниченны. Так, во многих странах разрабатываются и реализуются программы по С.А. инвалидов, уволенных в запас военнослужащих - в случае массовых сокращений армии, мигрантов, выходящих на свободу заключенных и т.д. Не меньшее значение в современном переходном обществе придается программам содействия С.А. молодежи.

Следует различать адаптацию как процесс и адаптированность как результат, итог процесса С.А.

Существуют субъективные и объективные критерии адаптированности.

Объективные - степень реализации индивидом норм и правил жизнедеятельности, принятых в данной социальной группе.

Субъективные - удовлетворенность членством в данной социальной группе, предоставляемыми условиями для удовлетворения и развития основных социальных потребностей. В качестве непосредственной социальной среды могут выступать различные социальные группы, такие как семья, производственный коллектив, соседи по дому и т.д. Роль С.А. состоит в том, что она позволяет включить личность в процессы, протекающие в непосредственной социальной среде, и в то же время является одним из средств изменения личности и среды.

Профессиональная адаптация предусматривает выбор профессии, обучение специальности, а также вхождение в профессию с момента начала работы по специальности. Критерием профессиональной адаптированности является достижение индивидом соответствия профессиональных навыков, личностных качеств требованиям конкретной профессиональной деятельности. Показателями профессиональной адаптированности являются профессиональная квалификация, уровень и стабильность производственных показателей, удовлетворенность профессией.

Социально-психологическая адаптация - процесс вхождения новичка в новый для него производственный коллектив, формирования личностных связей и отношений с другими людьми. В процессе социально-психологической адаптации происходит активное сравнение и взаимоприспособление ценностных ориентаций, нравственных идеалов и представлений коллектива и нового работника. Социально-психологическая адаптация выражается в формировании положительных неформальных отношений с коллегами по работе и руководителями, в достижении ценностного единства работника и коллектива. Основным объективным показателем социально-психологической адаптированности является отсутствие конфликтов с руководством и членами коллектива. Субъективным показателем социально-психологической адаптированности выступает удовлетворенность отношениями с руководителями и коллегами по работе.

Важным аспектом С.А. является принятие индивидом определенной социальной роли. Можно говорить о двух формах С.А.: активной , когда индивид стремится воздействовать на среду с тем, чтобы вызвать реакцию изменения (в том числе тех норм, ценностей, форм взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить), и пассивной, конформной, когда он не стремится к такому воздействию и изменению.

Эффективность С.А. в значительной степени зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям С.А., крайним выражением которых служит аутизм. Показателями успешной С.А. являются высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его психологическая удовлетворенность этой средой в целом и ее наиболее важными для него элементами (например, удовлетворенность работой и ее условиями, ее содержанием, вознаграждением, организацией). Показателями низкой С.А. являются стремление индивида к перемещению в другую социальную среду (текучесть кадров, миграция, разводы), аномия и отклоняющееся поведение. Успешность С.А. зависит от характеристик как самого индивида, так и среды.