«Правильная артикуляция звуков русского языка. Положение органов артикуляции при правильном произнесении согласных звуков

Русский алфавит для иностранцев: часто не только начинающие изучать русский язык иностранцы, но и иностранцы продвинутого уровня не могут корректно произнести некоторые русские звуки. Мы поговорим о том, какие буквы русского алфавита вызывают сложности у иностранцев , дадим рекомендации для преподавателей, как обучать фонетике русского языка, какие фонетические упражнения для иностранцев нужно выполнять и какие сложности могут возникнуть при их выполнении, отдельно поговорим о том, , которые вызывают наибольшие сложности у иностранцев.

Русский язык как иностранный
Как учить русскому произношению: буквы и звуки
Уроки для преподавателей русского языка как иностранного (РКИ)

Для начинающих изучать русский язык иностранцев сложность при изучении русского алфавита и русской фонетики заключается в том, что почти все буквы русского алфавита могут обозначать несколько разных звуков, например: буква Е может обозначать звуки [Э], [ЙЭ], [И], а иногда даже буква Е может обозначать звук [Ы] (после согласных букв Ж, Ш, Ц без ударения: цена, жена).

Постановка произношения – это еще одна сложность для преподавателей русского языка как иностранного при обучении русскому языку как начинающих, так и продолжающих изучать русский язык иностранцев. Ниже приведем рекомендации, как поставить произношение русских звуков на уроках русского языка как иностранного.

Правила постановки русских звуков. Обучение фонетике русского языка

Фонетика русского языка для иностранцев: работу над постановкой любого звука русского языка надо начинать с постановки фонематического слуха , т.е. сначала нужно добиться, чтобы иностранец различал звуки на слух. Это важно, потому что для иностранцев многие русские звуки звучат одинаково. Например, если Ваш ученик говорит «деДушка» вместо «деВушка», а когда Вы его поправляете, он отвечает, что так и сказал, то это значит, что Ваш ученик не различает на слух звуки [Д] и [В], они для него звучат одинаково.

Для того чтобы иностранцы научились различать звуки на слух, мы рекомендуем делать следующие упражнения :

Упражнение «Игра с карточками» :

1. Возьмите два листа бумаги, напишите на них звуки, которые Вы будете отрабатывать. Например, на одном листе пишем Д, а на другом – В. Отдадим эти карточки иностранцу. Преподаватель произносит звуки [Д] и [В] в случайном порядке, а иностранец должен поднять соответствующую карточку. Разумеется, преподаватель должен говорить иностранцу, если он делает ошибку.

2. Затем преподаватель произносит слоги, например: ва – да, ду – ву, ава – ада и т.д., а иностранец должен поднять карточку «Д» или карточку «В».

Упражнение «Фонетический диктант» :

Преподаватель диктует ученику звуки, слоги, слова, а иностранец записывает то, что слышит.

Обратите внимание, что в упражнении «Игра с карточками» и «Фонетический диктант» при отработке согласных звуков не нужно диктовать слова, которые заканчиваются на звонкие парные согласные буквы (Б, В, Г, Д, Ж, З), т.к. при произношении на конце слова звонкие парные согласные оглушаются. Например, если Вы будете диктовать иностранцу «лук», «луг», то иностранец запишет «лук», «лук», потому что «луг» произносится как «лу[К]», при этом Ваш ученик-иностранец не сделает ошибку, т.к. это фонетический, а не орфографический диктант.

Когда иностранец начал различать русские звуки на слух, то преподаватель уже может поменяться с иностранцем местами, т.е. преподаватель показывает карточку, а иностранец произносит то, что написано. На этом этапе возникает другая проблема: иностранец слышит и понимает, как должен звучать русский звук, но не может его корректно произнести. Наибольшие сложности у иностранцев возникают при произношении следующих звуков: [Ы], [Й], [Р], [Ж], [Ц], [Ш], [Щ] . Ниже мы рассмотрим правила постановки этих звуков и дадим рекомендации, как объяснить русскую фонетику иностранцам, как проводить фонетические упражнения для иностранцев.

Русский алфавит – Буквы И, Ы
Произношение звуков [И], [Ы]. Фонетические упражнения для иностранцев

Произношение русского гласного звука [Ы] вызывает сложности практически у всех иностранцев. Например, иностранцы произносят «ми» вместо «мы», а «бить» вместо «быть».

Произношение гласного звука [И] вызывает гораздо меньше трудностей у иностранцев. Русский звук [И] похож на английский звук . Чтобы произнести звук [И] нужно направить язык вперед и коснуться кончиком языка нижних зубов. При произношении [И] Вашим ученикам нужно чуть-чуть улыбнуться:).

Вернемся к постановке проблемного русского звука [Ы] . При его произношении весь язык нужно отодвинуть назад и напрячь заднюю часть языка . Теперь кончик языка уже не касается нижних зубов, а отодвинут назад. Когда мы произносим [Ы], мы уже не улыбаемся (конечно, такой сложный звук!)

Для того чтобы помочь иностранцам напрячь заднюю часть языка при произношении звука [Ы], существует следующий прием: мы будем использовать звуки-помощники [К] и [Г]. Произношение самих звуков [К] и [Г] обычно не вызывает сложности у иностранцев, но при их произношении задняя часть языка автоматически напрягается, это мы и используем в нашем фонетическом упражнении для иностранцев:
ык – ыг – ык – ыг – ык – ыг – ык – ыг
кы – гы – кы – гы – кы – гы – кы – гы
ыкы – ыгы – ыкы – ыгы – ыкы – ыгы – ыкы – ыгы
ы – ы – ы – ы – ы – ы – ы – ы
кы – кмы – мы – мыл
гы – гмы – мы – мыл
кы – квы – вы – выл
гы – гвы – вы – выл
кы – кбы – бы – был
гы – гбы – бы – был
мыло, было, выход, выставка, был, сын, сыр, буквы, умный

Русский алфавит – Буква Й
Произношение русского звука [Й]. Как объяснить звук [Й] иностранцам?

Следует обратить внимание начинающих изучать фонетику русского языка иностранцев на букву русского алфавита Й. Звук [Й] встречается в русской речи гораздо чаще, чем буква Й , потому что гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова, после гласных и после букв Ъ и Ь обозначают два звука: [ЙЭ], [ЙО], [ЙУ], [ЙА], например: [ЙО]лка, при[ЙЭ]хать, каль[ЙА]н.

Сложность при произношении звука [Й] (часто этот звук в транскрипции обозначают как [j]) обычно возникает у иностранцев, если буква Й стоит в конце слова, например: иностранцы произносят «санатории» вместо «санаторий» или «мои» вместо «мой». Очень часто иностранцы не различают на слух звуки [Й] и [И], тогда целесообразно делать с иностранцами упражнение «Игра с карточками».

Как объяснить иностранцу разницу между звуками [Й], [И] и как научить иностранца произносить звук [Й]?

Нужно объяснить иностранцу, что звук [Й] произносится ОЧЕНЬ кратко. Звук [И] можно петь: и-и-и-и-и-и-и-и-и-и…, а звук [Й] нужно произносить очень кратко , будто кто-то уколол булавкой: ОЙ! Звук [Й] произносится гораздо с большим напряжением , чем звук [И], при произношении звука [Й] средняя часть языка поднимается больше, поэтому создается более узкая щель между нёбом и языком и струя воздуха вырывается с большим давлением, более мощно.

Обратите внимание иностранцев на написание буквы русского алфавита Й :

Часто иностранцы путают не только звуки [Й] и [И], но и буквы Й, И. Иностранцы могут написать букву Й как букву И (без галочки над буквой Й), это они делают по аналогии с написанием букв Ё и Е, т.к. на письме точки над буквой Ё ставить не обязательно.

Преподаватель должен обратить внимание иностранца на то, что при написании буквы Й всегда нужно ставить галочку над буквой, т.к. отсутствие галочки над буквой Й является орфографической и грамматической ошибкой. Сравните: «мой любимый ковбой» и «мои любимыи ковбои».

Русский алфавит – Буква Р
Произношение русского звука [Р]. Фонетические упражнения для иностранцев

При произношении русского согласного звука [Р] напряженный кончик языка под действием воздушной струи вибрирует у альвеол (это бугорки над верхними зубами).

Итак, при произношении звука [Р] кончик языка слегка загнут вверх, касается бугорков над зубами и напряжен. Но добиться того, чтобы кончик языка вибрировал, иностранцу довольно сложно. Чтобы помочь иностранцу, мы обратимся к звукам-помощникам [Т] и [Д], при произношении которых язык автоматически принимает нужное положение у альвеол.

Приступим к нашим фонетическим упражнениям.
Давайте заведём мотоцикл!
др – др – др – др – др – др – др – др – др – др – др – др – др – др – др – др – др – др…
У кого мотоцикл завёлся?

Сделаем ещё упражнения (произношение звука [Р]):
дра – дра – дра – дра – дра – дра – дра – драка
дро – дро – дро – дро – дро – дро – дро – дробь
дру – дру – дру – дру – дру – дру – дру – друг
тра – тра – тра – тра – тра – тра – тра – травма
тро – тро – тро – тро – тро – тро – тро – трос
тру – тру – тру – тру – тру – тру – тру – трус

дра – дра – дра – ра – рак

дро – дро – дро – ро – рок

дру – дру – дру – ру – ручка

дры – дры – дры – ры – рыба

тра – тра – тра – ра – рама

тро – тро – тро – ро – робот

тру – тру – тру – ру – русский

тры – тры – тры – ры – рынок

Чтобы потренировать произношение мягкого звука [Р’], в фонетических упражнениях после буквы Р нужно использовать гласные буквы, которые смягчают предыдущий согласный (Е, Ё, И, Ю, Я).

Русский алфавит – Буква Ж
Произношение русского звука [Ж]. Фонетические упражнения для иностранцев

Другая буква русского алфавита – буква Ж – необычна для иностранцев и своим написанием (некоторые иностранцы называют её бабочкой), и произношением.

При произношении звука [Ж] кончик языка поднят к альвеолам (к бугоркам за верхними зубами) и язык оттянут назад.

Для постановки жужж ащего звука [Ж] мы опять обратимся к звукам-помощникам: согласному [Г] и гласным [О], [У]. Звук [Г] поможет оттянуть язык назад, а звуки [О] и [У] помогут вытянуть вперед и округлить губы.

Фонетические упражнения для иностранцев:
гжу – гжу – гжу – жу – журнал, жук, жужжу, расскажу
гжо – гжо – гжо – жо – жёлтый, чужой, ножом, кружок

Произношение звука [Ш] похоже на произношение звука [Ж], но отличие заключается в том, что звук [Ш] произносится без участия голосовых связок (без голоса, только шум). Ниже мы отдельно поговорим о буквах русского алфавита Ш и Щ.

Русский алфавит – Буква Ц
Произношение русского звука [Ц]. Как объяснить иностранцам русский звук [Ц]?

Русский звук [Ц] является единым и нечленимым звуком, хотя и похож на сочетание звуков [Т+С], именно поэтому некоторые иностранцы произносят на месте буквы Ц два звука [ТС]. В таком случае иностранцу надо объяснить, что звук [Т] нужно произносить максимально кратко!

Отрабатывать произношение звука [Ц] лучше в словах, где буква Ц стоит после букв Т или Д, например: отцы, к отцу, с отцом, тринадцать, тридцать, двадцать, двенадцать, молодцы…

Русский алфавит – Буквы Ш и Щ
Произношение русских звуков [Ш] и [Щ]. Фонетические упражнения для иностранцев

Иностранцы часто путают звуки [Ш] и [Щ] и даже не различают эти звуки на слух. В этом случае Вы уже знаете, что делать! Конечно, делать упражнение «Игра с карточками».

Сравните, как расположены язык и губы при произношении звука [Ш] и звука [Щ]:

При произношении звука [Щ] весь язык продвигается вперед, средняя часть языка поднята к нёбу, язык напряжен. При произношении звука [Щ] губы менее вытянуты вперед, чем при произношении звука [Ш]. При произношении звука [Щ] уголки губ немного растянуты, а при произношении [Ш] мы не улыбаемся.

Звук [Щ] произносится ДОЛЬШЕ, чем звук [Ш].

Звук [Щ] вызывает гораздо больше трудностей у иностранцев. Нужно добиться, чтобы иностранцы произносили звук [Щ] мягко. Поэтому в фонетическом упражнении мы используем гласный звук [И]:

Ищи – ищи – щи – щит
Ищи – ище – ще – щека
Ищи – ищё – щё – щётка
Ищи – ищу – щу – щупать

Как правильно выполнять фонетические упражнения при обучении фонетике русского языка иностранцев

Когда Вы делаете любое фонетическое упражнение , нужно придерживаться следующей схемы:

1) При обучении фонетике русского языка преподаватель сначала читает буквы, слоги, слова, а иностранец слушает преподавателя и следит по тексту.
2) Затем преподаватель читает, а иностранец повторяет.
3) И только теперь иностранец самостоятельно читает.

Если Вам нужно объяснить иностранцу положение языка при произношении какого-либо звука, то Вы можете показать это с помощью рук. Например, правую кисть округлим, пальцы направлены в пол. Теперь Ваша правая рука – это нёбо, альвеолы и зубы. А из левой руки мы сделаем язык. Теперь Вы можете показать иностранцам положение языка во рту.

Благодаря этому мы сможем при объяснении практически обойтись без языка-посредника , что, конечно, является большим плюсом.

При создании материалов для иностранцев и для преподавателей русского языка как иностранного мы всегда ориентированы на то, чтобы уроки русского языка проходили не только максимально эффективно, но и легко.

Материалы по русскому языку для иностранцев :
Новый коммуникативный учебник издательства нашего Центра:

Дистанционный курс методики для желающих преподавать русский язык иностранцам :

- Курс дает все необходимые знания для преподавания русского языка иностранцам.
- Курс адаптирован для тех, кто не имеет специальной филологической подготовки.
- Курс поможет начинающим преподавателям РКИ найти ответы на вопросы, возникающие в ходе преподавания русского языка как иностранного.

Инструкция

Теперь последний слог Лэ замените на Дэ. Проговаривайте слоги, старайтесь произносить последний слог не как Дэ, а как Лэ. Медленно проговаривайте около . Затем начните ускоряться, пока не получите звук Рэ. Далее начните проговаривать слова: тролль, дрова и так далее, какие только сможете вспомнить.

Чтобы правильно произнести букву Р вам нужно кончик языка поднять к небу, но не дотронуться до него.
Широко раскройте рот, улыбнитесь и проведите языком влево-вправо по стороне зубов.
Затем снова широко откройте рот и погладьте языком небо взад и вперед.
Откройте рот, положите язык на нижнюю губу и произносите звук Ф. Старайтесь, чтобы струя воздуха была узкой, а не широкой.
Откройте рот и зафиксируйте нижнюю челюсть . Широким языком постарайтесь облизнуть верхнюю губу сверху вниз. Не забывайте, что челюсть должна быть неподвижной.
Данные упражнения помогут поставить язык в правильное положение. Далее вам останется только закрепить навыки.

Обратите внимание

Начинающие логопеды часто сталкиваются с проблемами постановки звука [Р]. Применяешь несколько приёмов, а они оказываются не эффективными. В данной статье вы найдёте 14 приёмов постановки звука [Р].

Полезный совет

В одном популярном фильме, девочка, которая не могла говорить букву «Р», нашла выход из положения и слово «рыба» заменила словом «селедка». Но не все дети столь хитры и изобретательны, поэтому продолжают картавить или замолкают, чтобы их не дразнили другие дети. В решение проблемы, как избавиться от картавости, сначала необходимо определить причину этого дефекта.

Некоторым людям трудно дается произношение звука «р». У них получается нечто среднее между «г» и «х». Кстати, именно так звук «р» произносят французы в соответствии с правилами их языка. Такой дефект речи называется картавостью, или грассированием. Как можно избавиться от него?

Как победить картавость

Чтобы получился четкий звук «р», необходимо приблизить кончик к небу и коснуться им верхних зубов. При подаче струи воздуха кончик языка завибрирует. Так и образуется звук «р».

Почему этого не происходит у некоторых людей? Это бывает по ряду причин: из-за мышц языка, вследствие укороченности , ограничивающей его подвижность, а также из-за проблем с выполнением целенаправленных движений . Есть множество простых, но эффективных упражнений, при регулярном выполнении которых существенно уменьшится или даже вовсе исчезнет.

«Чистка зубов». Двигайте кончиком языка по внутренней стороне зубов верхней челюсти, в одну и другую сторону. Упражнение необходимо выполнять с широко открытым ртом.

«Поглаживаем нёбо». Необходимо широко открыть рот и «поглаживать» нёбо самым кончиком языка, двигаясь от корней верхних зубов так далеко назад, как только можете, а потом возвращаясь обратно.

«Говорить, как индюк». Откройте рот, положите язык на нижнюю губу. Начинайте быстро двигать язык взад-вперед, облизывая губу, и одновременно пытаясь что-то сказать. У вас получится глухой клекот, напоминающий голос индюка.

«Чистим зубы»

Улыбнитесь, как можно шире раскройте рот, и начните чистить верхние зубы с внутренней стороны кончиком языка. Язык должен двигаться из стороны в сторону.

Откройте широко рот и кончиком языка проводите по небу вперед-назад. Язык должен возвращаться к началу верхних зубов.

Есть методика, позволяющая научиться выговаривать «р» в :

Медленно произносите звуки «дэ», «тэ», «лэ» без остановок в течение двух-трех минут.

Проговорите то же самое в течение пяти минут, но быстрее.

Произносите звуки «дэ», «тэ», «дэ» в следующем порядке: первое «дэ» произнесите обычно, а второе «дэ» - так, чтобы кончик языка касался бугорка над верхними зубами. У вас должен получиться звук, который произносят англичане.

Обратите внимание

Основными причинами неправильного произношения «р» может быть следующее:
1.Укороченная уздечка. Она ограничивает движения кончика и передней части языка вверх.
2.Слабые мышцы языка.
3.Неумение владеть языком.
4.Ослабление фонематического слуха.

Для того чтобы решить проблемы с артикуляцией и научить ребенка выговаривать букву Р, необходимо посетить врача-логопеда. Специалист будет проводить занятия, порекомендует упражнения, методики постановки звуков. Однако справиться с проблемой можно и самостоятельно при помощи легких упражнений.

    Мягкий звук рь р

    Постановка звука.

    з , что напоминает звук р р будет слышаться звук ж а , мы слышим cлог ра ры, ро, ру р называется проторным

    Характеристика звуков Л, Ль
    и правильное положение органов речи при их произнесении.

    Звук л

    Звук ль

    л

  • губы раскрыты, занимают нейтральное положение или принимают положение последующего гласного звука;
  • зубы незначительно разомкнуты;
  • язык - узкий кончик языка поднимается и упирается в верхние резцы или их десны, средняя часть языка опущена, боковые края тоже опущены;
  • между боковыми краями языка и коренными зубами остается щель, через которую выходит воздушная струя.
  • голосовые связки напряжены и вибрируют, давая голос.

Мягкий звук ль отличается от твердого л следующим:

  • губы
  • язык

ш, ж, ч, щ .

Звук Ш.

Звук ш

При произнесении звука ш

  • губы несколько выдвинуты вперед;
  • кончик языка
  • боковые края языка
  • голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними;
  • воздушная струя

Артикуляция звука ж ш наличием голоса.

Артикуляция звуков щ и ч отличается от артикуляции звука ш ч

ш, ж, щ, ч ш ш . Если звук ш ж щ ч . Поэтому и нарушения звуков ж, щ, ч бывают теми же, что у ш .

Постановка звука.

х с

Выработка правильного звука ш ш .

К группе шипящих звуков относят звуки ш, ж, ч, щ .

Звук ж

При произнесении звука ж в норме органы речи принимают следующее положение:

  • губы несколько выдвинуты вперед;
  • кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;
  • боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки.
  • голосовые связки сомкнуты и колеблются под напором струи выдыхаемого воздуха;
  • воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.

Любое отступление от правильного артикуляционного уклада ведет к искажению звука. При постановке звука основной нашей задачей является создание у ребенка правильной артикуляции данного звука.

Постановка звука [Ж].

После автоматизации звука ш в словах можно ставить звук ж ж ш

Изолированный звук ж

  • губы
  • зубы
  • широкий кончик языка средняя часть спинки языка боковые края языка
  • воздушная струя
  • мягкое нёбо
  • голосовые связки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Характеристика звуков и правильное положение органов речи при их произношении"»

Как произносятся звуки Р и Рь в норме?

Звук р - согласный, твердый, дрожащий.

Звук рь - согласный, мягкий, дрожащий.

Правильная атикуляция звука р заключается в следующем:

Мягкий звук рь отличается по артикуляции от парного твердого звука р дополнительным подъемом средней части спинки языка к нёбу и некоторым продвижением его вперед.

Постановка звука.

Ребенок произносит с указанной выше артикуляцией звук з , что напоминает звук р , но без вибрации кончика языка. Если вместо р будет слышаться звук ж , надо попросить ребенка подвинуть язык ближе к зубами. Слегка усиливая воздушную струю, присоединяя звук а , мы слышим cлог ра . С другими гласными получаются звукосочетания ры, ро, ру . Такая подготовка постепенно и прочно закрепляет у ребенка правильную артикуляцию, но без вибрации кончика языка. Полученный звук р называется проторным

Характеристика звуков Л, Ль
и правильное положение органов речи при их произнесении.

Звук л - согласный, звонкий, твердый.

Звук ль - согласный, звонкий, мягкий.

Во время правильного произнесения звука л органы речи принимают следующее положение:

Мягкий звук ль отличается от твердого л следующим:

    губы растянуты в стороны, как при улыбке;

    язык - кончик языка поднят несколько выше и упирается в альвеолы ("бугорки") за передними верхними зубами, средняя и задняя части языка подняты и продвинуты вперед, что и дает смягчение.

Характеристика шипящих звуков и их артикуляция.

К группе шипящих звуков относят звуки ш, ж, ч, щ .

Звук Ш.

Звук ш согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.

При произнесении звука ш в норме органы речи принимают следующее положение:

    губы несколько выдвинуты вперед;

    кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;

    боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки.

    воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.

Любое отступление от правильного артикуляционного уклада ведет к искажению звука. При постановке звука основной нашей задачей является создание у ребенка правильной артикуляции данного звука.

Артикуляция звука ж отличается от артикуляции звука ш наличием голоса.

Артикуляция звуков щ и ч отличается от артикуляции звука ш дополнительным подъемом средней части языка к небу. Кроме того, звук ч является смычно-щелевым, т. е. при его артикуляции вначале происходит смыкание передней части спинки языка с альвеолами, а затем между ними образуется щель.

Таким образом, для шипящих звуков ш, ж, щ, ч основной является артикуляция звука ш , и значит, он будет базовым для этой группы. То есть работа по исправлению шипящих звуков начинается обязательно со звука ш . Если звук ш произносится правильно, то, добавив голос, мы получим звук ж ; добавив подъем средней части языка, получим щ ; добавив подъем средней части языка и смычку перед щелью, получим ч . Поэтому и нарушения звуков ж, щ, ч бывают теми же, что у ш .

Постановка звука.

После того как ребенок научится распластывать язык и загибать его вверх, взрослый предлагает ему: "Приоткрой рот, подними широкий язык за верхние зубы, как я. А теперь подуй на язык. Слышишь, как зашумел ветер?" (Воздух, проходя через небольшую щель между передним краем языка и нёбом, образует щум, напинающий щипящий звук).

Бывает, что ребенок дует со звуком х , тогда струя рассеивается, звук получается нечетким, искаженным. В этом случае ему надо сказать: "Подуй на кончик языка, как бы произнося звук с , но язык при этом держи наверху".

Выработка правильного звука ш требует многократного повторения и использования при этом различных образов (шумит ветер, шипит змея, выходит воздух из лопнувшего шарика и т.п.). Игровая форма в сочетании с объяснением быстро сосредотачивает внимание ребенка. Постепенно, под контролем взрослого он начинает выполнять требуемые движения (округлять губы и слегка выдвигать их вперед) и правильно произносить звук ш .

Нужно помнить, что ставя звук, не следует никогда называть его ребенку, чтобы не вызвать у него привычное неправильное произношение.

Как произносится звук Ж в норме?

К группе шипящих звуков относят звуки ш, ж, ч, щ .

Звук ж согласный, звонкий, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.

При произнесении звука ж в норме органы речи принимают следующее положение:

    губы несколько выдвинуты вперед;

    кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;

    боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки.

    воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.

Любое отступление от правильного артикуляционного уклада ведет к искажению звука. При постановке звука основной нашей задачей является создание у ребенка правильной артикуляции данного звука.

Постановка звука [Ж].

После автоматизации звука ш в словах можно ставить звук ж . Дайте ребенку возможность ощутить вибрацию голосовых связок при произнесении звука ж . Приложите тыльную сторону руки малыша к своей шее спереди. Далее произнесите вместе с ребенком звук ш и добавьте голос. Одной рукой ребенок должен ощутить вибрацию голосовых связок у Вас, другой - у себя.

Изолированный звук ж закрепляют с помощью звукоподражания (подражание жужжанию жука, пчелы, шмеля, вращению юлы и т.д.)

После того, как ребенок научится проиизносить изолированный звук правильно, можно приступать к его автоматизации и введению в обычную речь.

Как произносится звук Ч в норме.

Звук Ч согласный, глухой, мягкий. Парных ему звонкого и твердого звуков в русском языке нет.

В момент произнесения звука Ч органы артикуляции занимают следующее положение:

    губы слегка выдвинуты вперед и округлены;

    зубы сближены, между ними остается лишь узкая щель;

    широкий кончик языка поднят к передней части твердого неба; средняя часть спинки языка опущена, образуя углубление; боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;

    воздушная струя с силой проходит сквозь узкую щель между альвеолами и передней частью языка (в начале артикуляции кончик языка смыкается с основанием верхних резцов, а потом резко отходит назад), выдох более сильный, чем при произнесении звука ш, более напряженный, воздух выдыхается толчком и проходит посредине языка;

    мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в ротовую полость;

    Постановка звука Ч.

    Звук Ч можно поставить двумя способами.

    Способ 1. В быстром темпе произносим сочетание ть-ть-ть (кончик языка касается основания верхних резцов). Затем постепенно начинаем отводить кончик языка назад, как бы поглаживая верхние альвеолы. При этом широко растягиваем губы в улыбке. В результате должен получиться четкий звук Ч.

    Способ 2. Сначала медленно, затем все убыстряя темп, произносим сочетание звуков ть и шь – тьшь . Не забываем широко улыбаться. Это важно!

    Некоторое время потренируйтесь произносить звук Ч изолированно: «Как тикают часики?» – «Ч-ч-ч». «Как стрекочет кузнечик?» – «Ч-ч-ч». «Как успокоить расшумевшегося малыша?» - «Ч-ч-ч».

Как произносится звук [с] в норме.

Звук [с] - согласный, глухой, твердый. Парный ему по твердости-мягкости - звук ("сь"). Парный по звонкости-глухости - звук [з].

При произнесении звука [с] органы аритикуляции занимают следующее положение:

    - губы

    - зубы

    - кончик языка

    - боковые края языка

    - спинка языка в своей передней

    - воздушная струя

    - мягкое небо

Внимание!

Постановка звука [с].

Способ 1. "Давай вспомним упражнение “Забей мяч в ворота”. Широко-широко улыбнись, покажи зубки и произнеси звук [и] про себя. Теперь, с такой красивой улыбкой, подуй на мячик.» При выполнении этого упражнения важно следить, чтобы губы не сближались, не закрывали зубы, а кончик языка находился строго за нижними зубами. В результате слышится слабый, но четкий звук [c]. Произношение звука закрепляется в звукоподражаниях.

Способ 2. Если первым способом поставить звук не получилось, можно воспользоваться механической помощью. Делаем широкую улыбку, зубы обнажены, кончик языка за нижними зубами. На кончик языка кладем посередине тонкую деревянную палочку, например, спичку без серной головки. Слегка нажимаем палочкой, формируя таким образом по средней линии языка желобок для воздушной струи. Ребенок дует на кончик языка. Слышится звук [с]. Внимание! Воздушная струя должна быть сильной, узкой и ощущаться, как холодная (а не теплая!), если поднести ко рту тыльную сторону ладони.

Механическую помощь можно использовать на этапе произношения изолированного звука (звукоподражания) и слогов. Затем палочку постепенно убираем. Когда ребенок научится самостоятельно, без механической помощи, произносить правильный звук [c], можно переходить к автоматизации этого звука в словах и предложениях.

Как произносится звук [з] в норме.

Звук [з] - согласный, звонкий, твердый. Парный ему по мягкости - звук [з"] ("зь"), Парный по глухости - звук [с].

При произнесении звука [з] органы артикуляции занимают следующее положение:

    - губы слегка растянуты в улыбке, так что обнажаются верхние и нижние резцы;

    - зубы сближены, образуя щель 1-2 мм;

    - кончик языка широкий, находится в нижней части нижних передних зубов;

    - боковые края языка приподняты и плотно смыкаются с верхними боковыми зубами;

    - спинка языка в своей передней части образует узкую щель с верхними альвеолами для выхода струи воздуха;

    - воздушная струя сильная, проходит посередине языка и при поднесении тыльной стороны ладони ко рту ощущается как холодная;

    - мягкое небо плотно прижато к задней стенке глотки, не давая воздуху уходить в нос;

Внимание! Любое отклонение от данной артикуляции, не приводящее к искажению звука на слух, считается вариантом нормы.

Как произносится мягкий звук [з"] в норме.

Звук [з"]("зь") - согласный, звонкий, мягкий. Парный ему по твердости - звук [з]. Парный по глухости - звук [с"]("сь").

При произнесении звука [з"] органы артикуляции занимают следующее положение:

    - губы слегка растянуты в улыбке, так что обнажаются верхние и нижние резцы;

    - зубы сближены, образуя щель 1-2 мм;

    - кончик языка широкий, находится в нижней части нижних передних зубов;

    - боковые края языка приподняты и плотно смыкаются с верхними боковыми зубами;

    - спинка языка в своей средней части образует узкую щель с верхними альвеолами для выхода струи воздуха;

    - воздушная струя сильная, проходит посередине языка и при поднесении тыльной стороны ладони ко рту ощущается как холодная;

    - мягкое небо плотно прижато к задней стенке глотки, не давая воздуху уходить в нос;

Внимание! Любое отклонение от данной артикуляции, не приводящее к искажению звука на слух, считается вариантом нормы.

Постановка звука [з].

Звук [з] легко ставится от звука [c], так как эти звуки имеют одинаковый артикуляционый уклад, то есть при произнесении этих звуков органы артикуляции занимают одинаковое положение. Разница между звуками состоит в том, что [с] - глухой, произносится без голоса, а [з] - звонкий, произносится с голосом. Таким образом, чтобы вызвать звук [з], достаточно при произнесении звука с добавить, "включить" голос.

Наличие-отсутствие голоса можно контролировать на слух, а также с помощью тактильно-вибрационного контроля. Для этого прикладываем тыльную сторону ладони к передней поверхности шеи в области гортани. При "включении" в работу голоса, рука ощущает легкую вибрацию, передающуюся от голосовых складок. При "выключении" голоса вибрация пропадает.

Получив правильный звук [з], следует некоторое время потренироваться произносить его изолированно от других звуков: з-з-з. Детям можно предложить позвенеть как комарик или звоночек.

После этого можно переходить к автоматизации звука сначала в слогах, затем в словах, предложениях и связных текстах.

Как произносится звук Ц в норме.

Звук Ц (в русской транскрипции [тс]) - согласный, глухой, твердый. Образуется путем слияния звуков [т] и [с] в единый звук. Звуков, парных ему по звонкости и мягкости в русском языке нет.

При произнесении звука [тс] органы артикуляции занимают следующее положение:

    - губы слегка растянуты в улыбке, так что обнажаются верхние и нижние резцы;

    - зубы сближены, образуя щель 1-2 мм;

    - кончик языка широкий, находится в нижней части нижних передних зубов;

    - боковые края языка приподняты и плотно смыкаются с верхними боковыми зубами;

    - спинка языка в своей передней части на долю секунды плотно смыкается с верхними альвеолами, как при произношении [т], после чего образует с ними (в. альвеолами) узкую щель для выхода струи воздуха, как при произношении [с];

    - воздушная струя сильная, толчкообразная, проходит посередине языка и при поднесении тыльной стороны ладони ко рту ощущается как холодная;

    - мягкое небо плотно прижато к задней стенке глотки, не давая воздуху уходить в нос;

Внимание! Любое отклонение от данной артикуляции, не приводящее к искажению звука на слух, считается вариантом нормы.

Как произносится звук [к] в норме.

Звук [к] - согласный, глухой, твердый. Парный ему по твердости-мягкости - звук [к"] ("кь"). Парный по звонкости-глухости - звук [г].

При произнесении звука [к] органы артикуляции занимают следующее положение:

    губы приоткрыты, растянуты в легкой улыбке;

    зубы разомкнуты:

    кончик языка лежит у основания нижних резцов,

    передняя и средняя части спинки языка опущены,

    задняя часть спинки языка поднимается вверх и упирается в нёбо в задней его части,

    боковые края языка прижаты к вехним боковым зубам;

    мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость;

    воздушная струя сильная, в момент произнесения звука проходит по центру ротовой полости, разрывая смычку между задней частью спинки языка и небом.

Внимание! Любое отклонение от данной артикуляции, не приводящее к искажению звука на слух, считается вариантом нормы.

Постановка звука [к]

Исх. положение: губы приоткрыты, растянуты в легкой улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка лежит у основания нижних резцов.

Произносим слоги ТА-ТА-ТА...

Во время признесения слогов чисто вымытым пальцем или кончиком ватной палочки слегка нажимаем на переднюю часть спинки. языка, постепенно отодвигая его назад, в глубину рта. По мере того, как язык отодвигается, слышим: ТА-ТА-ТА-ТЯ-ТЯ-ТЯ-КЯ-КЯ-КЯ-КА-КА-КА.

Постепенно ослабляем механическую помощь, сводя ее "на нет". Теперь язык может сам удерживать правильную позицию.

Звуки В и Ф - происходят при о ди наковом положении рта. Верхняя губа п рип однята, верхние зубы обнажены, нижняя губа сопри ка сается с верхними зубами.
При артикуляции звука Ф силь н ый поток воздуха, подаваемый движ ен ием диафрагмы, стремится проникнуть в узкое отверстие между ве рхними зубами и нижней губой.
При звуке В нижняя губа сл ег ка прижимается к зубам. Выдыхаемый воздух проц е живается, напоминая звук виолончели. По чистоте п рои зношения, звук В - один из самых тру дн ых. Вначале струя воздуха должна быть незначительна, чтобы к В не п ри мешался звук Ф и В не потерял зву ч ность.


Артикуляция звука Л - внач ал е язык подтянут к нёбу, а кончик упи ра ется в верхние зубы там же, где образуется Т. Сильный п ото к воздуха, попадая на переднюю часть я зы ка, образует звук. Гортань при этом открывается. Проделайте нес ко лько раз, не отнимая языка. Когда ме сто образование языка ясно ощутите, произнесите Л с отры во м языка.
Звук Р - получается от быстрого к ол ебания или вибрации передней части яз ы ка. Если кончик языка мало подвижен, толст, сильно прои зн есите несколько раз звук Д и ср аз у же звук Р. Получится: д-ррр.
Звук Ч - губы мягко ра скр ыты. Нижняя губа не прижимается к зубам. Расс то яние между зубами очень узкое, передняя часть языка приб ли жается к зубной части нёба. Для произ н есения чистого Ч большое значение имеет сила выдоха. Сильным ко ро тким движением диафраг м ы дайте наибольшее количество воздуха, не затягивая выдоха. При длите льн ом выдохе Ч звучит как Щ.
Звук Ц - язык артикулирует к в ер хним зубам. Нижняя губа не прижата к зубам. И на че будет шепелявость. Сильный и короткий выдох, нап р авлен на нижнюю губу и подбородок. При дл ит ельном выдохе Ц превратится в С.
Чтобы Ц и Ч были корот ки ми, надо сразу после выбрасывания звука закрыть рот.


Звук С - язык легко припо дн ят к зубам. Раскрытые губы, ниж ня я губа слегка отстает от нижних зубов, чтобы не было шепелявости. Пр отя жный и сильный выдох, поток во зд уха направлен на подбородок. Следите, чтобы кончик яз ык а не был между зубами.
Звук Ш - зубы обнажены, губы ра ск рыты, расстояние между зубами незн ач ительное. Язык свободен, нигде не прижат, артикулирует к зубной ч ас ти нёба. Струя воздуха н апр авлена на нижние зубы, отчего они ощущают холод. Если нижняя губа пр иж ата к зубам, или нижняя челюсть бу де т впереди верхней, это вызовет шепелявость.
Звук Щ - поло
ж ение рта - как и при Ш, но передняя часть я зы ка артикулирует ближе к зубной части нёба. Требуется очень протяжный и си л ьный выдох.


Звук З - полож ен ие рта - как при С. Звук З питается неболь ши м количеством воздуха. Воздушная струя еле ощутимо падает вниз. Кончик я зы ка приводится в легкое колебание. Если я зы к перестанет вибрировать, к звуку З может присоед ини ться С. Поэтому, чтобы звук З был чистым, ну ж но произнести его коротко и тотчас же закрыть рот.
Звук Ж - зубы об на жены, губы мягко раскрыты, расстояние между з уб ами небольшое, язык приподнят, но не соприкасается с нёбом и зубами. Ко ли чество выдыхаемого воздуха незна чит ельно, ощущается его колебание на языке.
Согласные звуки Т, Д, П, Б, К и Г образуются к ор отким движением воздуха. Эти звуки не льз я протянуть, не прибавив к ним какой-ли бо гласной.
В звуках Х, Л, Р, Ж, Ш, Щ, Н, М, В, Ф, З, С, к ро ме силы, есть и продолжительн ос ть звучания. Эти звуки вырабатываются как на нижнем, так и на ве рхнем дыхании.
Звуки Ч и Ц , если их пр отя нуть, обращаются в Щ и С. Для легкости и че тко сти произношения звуков Ц и Ч следует их повторять как можно ч а ще, соединяя со звуками:

П-Ч, Т-Ч, К- Ч, Ф-Ч, С-Ч, Х-Ч, Ш-Ч, Ц-Ч, Ч-Ч.
П-Ц, Т-Ц, К-Ц, Ф-Ц, С-Ц,
Х- Ц, Ш-Ц, Ц-Ц, Ч-Ц

После того, как усв ое ны все твердые согласные, приступаем к работе над мя гкими согласными. Некоторые согласные звуки произн ос ятся только твердо (Ц, Ш, Ж), другие только м ягк о (Щ, Ч). Все остальные - мягко или твердо, все зави си т от гласной, которая следует за ними. Когда прои зн осим мягкие согласные столб воздуха, который их пит ае т, гораздо слабее. Особое внимание надо обратить на ДЬ и ТЬ , т ак как к ДЬ зачастую примешива ет ся звук З, а к ТЬ - звук Ц. Нужно более шире от кры вать рот. Кончик языка направлен к пер ед ней части нёба.


ЛЬ - размягчен ны й язык, отодвигается вглубь рта, его к он чик соприкасается с нёбом. Поток воздуха не стремится к кончику я зы ка, а стелется по его бо кам.
РЬ - язык вибр иру ет ниже, чем при твердом Р, бли ж е к верхним зубам. Иногда бывает, что язык плохо колеблется. В таком сл уч ае тренируйте: д-рь, д-р ь-д- рь… Затем переходите к чистому РЬ. Следите, чтобы вместо РЬ не появл я лось РИ.

Детей, имеющих различные нарушения звукопроизношения, с каждым годом становится все больше. Многие родители полагают, что неправильное произнесение звуков - это временное состояние. В чем-то они правы. Однако, зачастую, такое временное состояние переходит в постоянное. Искоренить это бывает очень сложно, так как время опушено. Поэтому нужно быть внимательными к своим детям.


Понаблюдайте за своим малышом, а точнее за его органами артикуляции в момент говорения. Трудности в звукопроизношении могут быть следствием неправильного положения языка, губ, расположения челюстей. Рассмотрим примеры правильного положения органов артикуляционного аппарата для каждого согласного звука.


Звук П. Изначально губы смыкаются. Воздух, поступающий в полость глотки и рта, сжимается. После этого губная смычка взрывается, а воздух выталкивается наружу. Положение языка будет зависеть от следующего звука. Если звук П находится в конце слова или слога, язык остается пассивным. Мягкое нёбо находится в приподнятом состоянии и перекрывает проход в носовую полость. Голосовые складки при этом разомкнуты. При произнесении звука Б положение органов артикуляции такое же, только вибрируют голосовые связки.


Звук Т. Губы находятся в разомкнутом состоянии и зависят от следующего звука. Сначала язык соприкасается своим передним краем с верхними резцами. Вместе с этим его боковые края находятся у верхних коренных зубов (плотно примыкают). Затем смычка взрывается. Мягкое нёбо приподнято и перекрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты. При произнесении звука Д положение органов артикуляции такое же, только вибрируют голосовые связки.


Звук К. Кончик языка находится внизу, спинка изначально смыкается с нёбом. Место смычки полностью зависит от последующего звука. Затем смычка взрывается. Мягкое нёбо приподнято и перекрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты. В момент правильного произнесения можно почувствовать толчок выдыхаемого воздуха на тыльной поверхности руки. При произнесении звука Г положение органов артикуляции такое же, только вибрируют голосовые связки.


Губы в положении несколько растянуты в улыбку. Зубы сближены. Кончик языка располагается у нижних резцов (упирается в них), спинка выгнута, боковые края расположены у верхних коренных зубов. По центру языка образуется желобок, между альвеолами и спинкой языка - узкая щель. Мягкое нёбо приподнято и перекрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты. Можно ощутить теплую струю выдыхаемого воздуха на тыльной поверхности ладони. Для произнесения звука З расположение органов артикуляции аналогично положению при звуке С, только вибрируют голосовые связки.


Губы немного выдвинуты вперед. Зубы сближены. Язык имеет форму чашечки. Передний край языка приподнят и соприкасается с нёбом за альвеолами. Боковые края расположены у верхних коренных зубов (примыкают к ним). Мягкое нёбо приподнято и перекрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты. Если ко рту поднести руку, можно почувствовать косую, направленную вниз, теплую струю воздуха. Для произнесения звука Ж расположение органов артикуляции аналогично положению при звуке Ш, только вибрируют голосовые связки.


Звук Х. Кончик языка опущен вниз, спинка языка соприкасается с небом, по середине - щель. Мягкое нёбо приподнято и перекрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты. В момент произнесения звука можно почувствовать на руке сильную струю воздуха.


Звуки В и Ф. Верхняя губа немного приподнята. Положение языка зависит от последующего звука. Мягкое нёбо приподнято и перекрывает проход в нос. При артикуляции звука Ф голосовые складки разомкнуты, при В - вибрируют. Если поднести руку ко рту, можно ощутить сильную холодную струю воздуха, которая направлена косо вверх.


Звук Ц. Губы разомкнуты и немного растянуты в улыбку. Зубы сближены. Кончик языка расположен у верхних зубов (упирается в резцы), а его боковые края примыкают к коренным зубам. Спинка языка изначально смыкается с альвеолами, а затем переходит в положение, соответствующее артикуляции звука С.


Звук Ч. Губы немного выдвинуты вперед. Зубы сближены. Передний край языка поднят и изначально смыкается с нёбом за альвеолами. Затем смычка взрывается, а передний край языка переходит в положение, которое соответствует артикуляции верхнего мягкого Ш.


Звук М. Губы сомкнуты, а когда происходит переход к следующему звуку, плавно размыкаются. Если звук М находится в конце слога или слова, такого размыкания может и не происходить. Положение языка в полной мере зависит от следующего звука. Мягкое нёбо опущено, а выдыхаемый воздух переходит в носовую полость. Голосовые складки находятся в вибрирующем положении.


Звук Н. Положение губ меняется в зависимости от последующего за Н гласного звука. Мягкое нёбо опущено вниз. Воздушная струя перемещается через носовую полость. Голосовые складки находятся в вибрирующем положении.


Положение губ нейтральное. Зубы сближены. Кончик языка находится у верхних резцов. Спинка языка и боковые края языка опущены, при этом незначительная струя воздуха проходит по краям языка. Голосовые складки находятся в вибрирующем положении.


Положение губ, а также расстояние между резцами зависят от следующего за Р звуком. Язык боковыми краями прилегает к верхним зубам. Его передний край поднят вверх и дрожит под напором воздуха. Мягкое нёбо поднято и закрывает передвижение воздушной струи в нос. Голосовые складки находятся в вибрирующем положении.