История в игровой форме. Игры на уроках истории

Дидактические игры на уроках истории

Раработала: учитель истории и обществознания

МБОУ «Хову-Аксынская СОШ» Куулар Чодураа Александровна


Игра - активный вид деятельности,

направленный на воссоздание и

усвоение общественного опыта, в

котором складывается и

совершенствуется самоуправление

ученика личностно-оценочным

поведением.


Игра -это естественная форма

обучения, поэтому учитель организуя

игру, исходит из естественных

потребностей детей. В процессе игры

осуществляется баланс между

ребенком и взрослым человеком. В

игре дети создают собственную

реальность, творят свой мир.


  • Развлекательная
  • Коммуникативная
  • Самореализация
  • Игротерапевтическая
  • Диагностическая
  • Коррекция
  • Межнациональные коммуникации
  • Социализация

Педагогическая игра должна

обладать важнейшим признаком

четко поставленной целью общения

и соответствующим ей

педагогическим результатом .


Дидактическая игра выполняет следующие целевые ориентации :

1) Дидактическую . Расширяет кругозор, активизирует познавательную деятельность, формирует необходимые умения и навыки, способствует усвоению учебного материала, позволяет быстро проверить результат.

2) Развивающую. Способствует развитию внимания, памяти, речи, мышления, умению сопоставлять, находить аналоги, принимать оптимальное решение. Активизируется развитие мотивационной направленности учебной деятельности, творческих способностей, фантазии, воображения.

3) Воспитательную. Формируются нравственные, эстетические позиции, мировоззренческие установки. Воспитывается чувство коллективизма. Развиваются навыки коммуникативности, толерантности.


Классификация по сущностной игровой основе :

  • Игры с правилами (например игра «Кто хочет стать миллионером»;
  • Ролевые игры (например игра-суд);
  • Комплексные игровые системы

(например КВН)


Классификация по структурным элементам урока

Игры для изучения нового материала;

  • игры для закрепления;
  • игры для проверки знаний;
  • обучающие игры;
  • релаксационные игры-паузы.

Использование дидактических игр помогает решать следующие задачи :

  • Развитие познавательного интереса к истории;
  • Глубокое усвоение материала даже слабоуспевающими учащимися;
  • Активация познавательной деятельности;
  • Создание условий для самовыражения личности;
  • Повышение творческого потенциала учащихся;
  • Разнообразие учебной деятельности;
  • Развитие навыков коммуникации, чувство коллективизма, отношений доброжелательности.

Игры при изучении нового материала

Игра «Три предложения». Это несложная игра с

некоторыми правилами. В ее основе лежит логическая

операция по выведению главного. Условный компонент,

делающий игру занимательной, достигается посредством

правила – изложить это «главное» в трех простых

предложениях. Один из вариантов игры – работа с

печатным текстом. Это может быть пункт из параграфа

учебника или документ. Прочитав текст, учащиеся передают

Предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче, при этом

точно передается содержание.


Игра «Дерево мудрости»

Учащиеся учатся ставить вопросы к изучаемому

историческому материалу. На уроке, когда изучается новый

материал, ребятам дается задание: по ходу объяснения или

работы с текстом записать на трех листочках три разных по

уровню сложности вопроса и задания к нему. После

изучения материала листочки сдаются. Наиболее

интересные оцениваются, оформляются в виде «яблок»

или «листьев» и прикрепляются к «Дереву мудрости»

(красные задания – на «5», желтые –на «4», зеленые – на

«3»); на следующих уроках при проверке знаний

вызываемые ученики «срывают» плод или лист, читают

вопрос и отвечают на него.


Игра «Чистая доска»

Для ее организации перед объяснением нового материала в

разных концах доски записывают вопросы, которые могут

быть выражены как в обычной форме, так и схемой, датой,

картой, картиной. Они должны быть построены на

материале новой темы. Учитель сообщает, что по ходу

объяснения материала учащиеся будут участвовать в игре:

«Посмотрите на доску, она заполнена различными

вопросами. Ответы на них содержатся в моем рассказе. Я

время от времени буду спрашивать, готовы ли вы ответить

на какой-нибудь вопрос. Если вы даете ответ на него, то

этот вопрос стирается. Задача в этой игре состоит в том,

чтобы к концу урока доска осталась чистой».


Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение исторического материала

Игра «Реставрация». Для игры выбирается текст (легкий для восприятия) по изучаемой теме. Записывается каждое предложение (слово) с новой строки. Оно несет самостоятельную смысловую нагрузку. Затем разрезается текст на полоски так, чтобы на каждой помещалось одно предложение (слово)..Полоски перемешиваются и помещаются в конверт. Это заготовка для игры, которая используется как индивидуальное задание. Ученик должен восстановить текст (предложение). Можно в уголке каждой полоски написать определенную букву так, чтобы при правильном выполнении складывалось бы слово («молодец», «правильно» и т.д.)


Игра «Анаграммы»

Может быть сконструирована по любой теме, например по

теме «Культура Древней Греции». В игре потребуется

знание древнегреческих драматургов. Это имена

драматургов, в которых нарушен порядок букв. Необходимо

восстановить порядок букв и написать получившееся имя.

Например: ЛИСХЭ, ДИПИЭВР, НАФАСТИРО, ЛОФОКС

(ЭСХИЛ, ЭВРИПИД, АРИСТОФАН, СОФОКЛ.) сложные

Игра позволяет в увлекательной форме закрепить для

запоминания слова.


Список литературы:

  • Баханов К. А. Театрализованные игры на уроках. «Преподавание истории в школе», №4, 1990.

2. Борзова Л. П.. Игры на уроке истории. Методическое пособие для учителя / М.: Владос - Пресс, 2003.

3. В.В.Гукова, А.А.Кравченко, Л.И.Михайлова и др.Технологии современного урока. «Учитель»2009,




ЗАЧЕМ:

заинтересовывать учащихся историей;

сделать урок интересным, увлекательным, запоминающимся.


Игра на уроке должна

обладать важнейшим признаком –

четко поставленной целью общения

и соответствующим ей

педагогическим результатом.


ИГРАТЬ –

это естественно


Классификация:

Игры для изучения нового материала;

  • игры для закрепления;
  • игры для проверки знаний;
  • обучающие игры;
  • релаксационные игры.

Игра средство активизации учебного процесса, способствующее умственному развитию.

Игра инструмент формирования личности, направляемая на развитие положительных ее качеств.

Игра форма самовыражения направленная на снятие напряжения, а также на развитие определенных навыков и умений.


Игра «ТЕЛЕГРАММА».

Прочитав текст, учащиеся передают/записывают

предложениями.

Лучшие предложения с точным содержанием.


Игра «Дерево мудрости»

Учащиеся к концу урока придумывают три разных по уровню сложности вопроса или задания на отдельных листочках.

Листочки сдаются учителю.

На следующем уроке листочки используются для проверки знаний.


Игра «Реставрация»

Есть текст/предложение по изучаемой теме записанный по отдельным предложениям (отдельных строках).

Затем текст разрезается на полоски так, чтобы на каждой помещалось одно предложение (слово).Полоски перемешиваются и помещаются в конверт.

Ученик должен восстановить текст (предложение).


Игра «Архив»

Текст с потертыми буквами/словами, сокращениями, условными обозначениями, без точек, с пропусками для общеупотребительных слов.

Учащимся необходимо восстановить текст и увеличить его.



Игра «Интервью»/ «Пресс-конференция»

О дин учащийся герой, другой – журналист (ы).

  • «Герой» заранее собирает максимум информации о том человеке, которого ему придётся играть.
  • «Журналист(ы)» должны заранее готовит интересные вопросы.

Игра «Ассоциация»

Произносить в слух или записывать слова, которые ассоциируется с заданным термином. Побеждает с большим количеством слов.


Игра «Снежный ком»

Учащиеся по очереди произносят термины по заданной теме.

Каждый следующий участник игры должен участник дополняет сказанное предыдущим учащимся.


Игра «Азбука»

Задается буква. Учащиеся должны по партам вспомнить за определенное время слова, начинающихся с этой буквы и тесно связанных с изучаемой темой.

Побеждает команда с самым длинным списком.


Игра «Герой»

  • Разрешается задавать друг другу вопросы, но ответы на них могут быть только: «да», «нет» или «возможно».

Игра «Продолжи»

Соседи по парте, по очереди должны по одному предложению рассказать материал изучаемой темы. Один начинает, другой продолжает. Выигрывает тот, чье предложение было последним, в то время как другой уже не сможет больше ничего вспомнить.


Игра «Анаграммы»

Учащиеся разгадывают термины с переставленными буквами. Им нужно восстановить порядок букв и написать получившееся слово.

барыня - рабыня

Нева-Вена

сенат - стена


Придумать Анаграммы по темам:

  • МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ
  • ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИХ ВНЕДРЕНИЯ В
  • СОВРЕМЕННЫЙ УРОК
  • ИННОВАЦИИ В ШКОЛЕ
  • СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ОБРАЗОВАНИИ
  • САМООБРАЗОВАНИЕ И САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧИТЕЛЯ
  • ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ
  • НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ
  • ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
  • КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ.

Игра «Бычок»

Выбирается 3-6 учащихся слабо подготовленные по заданной теме.

Команды 2- 3 учащихся объясняют первым материал, которые по очереди переходят от группы к группе. После прослушивания всех команд учащийся должен пересказать услышанное и выбрать лучших репетиторов.


Игра «Невод»

Соседи по парте должны написать сочинение по заданной теме. Через определенной время обмениваются листами и продолжают сочинение соседа.


Игра «Заяц»

Учитель задает всему классу короткие вопросы. Учащиеся письменно отвечают на заданные вопросы. В конце игры учащиеся обмениваются тетрадями и сверяют ответы с правильными. Кто больше набрал правильных ответов, тот выигрывает.


Игра – это естественная для ребёнка форма обучения. Она – часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние. Учитель использующий игру, организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребёнка.

Игра способна также решить ещё одну проблему – она органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности.

Сами по себе игры были созданы для детей дошкольного возраста впервые их ввели Ф. Фребель и М. Монтессори, но постепенно они стали проникать в начальную школу, а затем и в среднее звено. В наше время игры имеют место так же в старшей школе и за её рамками (ВУЗы, академии и т.д.)

Ещё в 1960е годы начала распространяться формула “учение с увлечением” пропагандируемая Соловейчиком С. Л.

Конечно сейчас, когда существует множество различных методов проведения уроков с элементами игр, можно дать детям материал интереснее, “заставить “ работать на самих же себя, но тут же возникает вопрос: “А подготовка? Где взять, где найти время? А шум, который может помешать вести урок в соседнем кабинете?” Эти и не только вопросы, казалось бы мелочи, но именно они пугают некоторых учителей, мешают подойти творчески к каждому уроку, самим вместе с детьми поиграть, разрядить обстановку. Ну станьте на время, минут на 40 таким же ребёнком, сыграйте с ними, станьте им ближе, поразмышляйте как они. Время, проведённое вместе с детьми, будь то урок или подготовка к нему сближают учителя и учеников, заинтересовывает и завлекает детей. Даже самого отсталого ученика играя можно чему-нибудь обучить.

Мало подходящих, описанных игр, или они кажутся вам не интересны. Составьте игру сами, но так, чтобы она завлекла детей и соответствовала поставленным Вами задачам и целям. Некоторые игры намного облегчают работу учителя.

Вывод можно сделать такой – нужно вводить пусть если не всю игру, то её элемент это разнообразит урок и дает детям проснуться, встрепенуться, оживлённо обсуждать поставленную проблему. Сами того не замечая, они в процессе обсуждения запоминают материал, проговаривая его несколько раз, а находя выход из проблемы заранее отвечают на Ваши вопросы: Почему так? А если? И многие другие.

Важно заметить, что термин “занимательность” точно отображает суть игры (не “забавность”, “развлекательность” или “состязательность”.) В забавности и развлекательности есть элемент отсутствия деятельности: далеко не все игры состязательны. В то же время понятие “занимательность” отражает больше увлеченности деятельностью; оно содержит в себе субъективную особенность игры: одна и та же игровая ситуация может для одного являться игрой, для другого – нет. Занимательность представляет собой необходимый эмоциональный фон для любой игры. Какова же структура игры:

В дидактической игре отчетливо просматривается свойственный характер: при объяснении игры для детей главное – сама игра, а для учителя главное – дидактический результат.

Если учитель не играл раньше на уроках, то сначала лучше планировать проведение игры на конец урока. Если не видно желания детей играть, то лучше от этого отказаться, так как это не принесёт ожидаемого результата, мало того, она может иметь отрицательные последствия.

Однако игра – это одна из форм обучения, она должна органически включаться в учебный процесс по предмету в тесной связи с другими видами учебной работы.

Игра – это яркий и эмоциональный праздник. На это указывали многие известные педагоги: А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др. Главное помнить: если игра не получилась, то это не значит, что игра плохая, может просто не так организована, т.к. в организации игры всё должно быть продумано до мелочей.

Не следует много говорить до начала игры, лучше максимально уделить время самой игре.

Структура организации игры:

  1. Выбор игры
  2. Подготовка игры
  3. а) предварительная подготовка учащихся к игре (не всегда)

    б) подготовка непосредственно перед игрой (должна быть направлена на создание эмоционального игрового настроения)

  4. Введение в игру
  5. а) предложение игры детям

    б) объяснение правил игры

    в) выбор участников игры

  6. Ход игры
  7. Чем интересны и занимательней игра, тем больший развивающий, образовательный и воспитательный результаты могут быть достигнуты.

    а) начало игры (уточнение нюансов)

    б) развитие (кульминация)

    в) заключение (важно вовремя поставить точку)

  8. Подведение итогов.
  9. Оценка и поощрение школьников

  10. Анализ игры (обсуждение, анкетирование, оценка эмоционального состояния.)

Игра – это вид деятельности, где ребёнок может проявить себя в разных позициях: просто участник, активный участник, ведущий, организатор, инициатор.

Так же я хочу отметить, что игра помогает сдружиться классу, учит оказывать взаимопомощь, поддержку, даёт возможность тянутся в центр ко всем, а не оставаться на периферии, ученик может не бояться быть отвергнутым, т.к. если работает команда, то место в ней, для достижения высокого результата, найдется всем.

Основой успешного усвоения любого учебного предмета, и том числе истории, у подростков является познавательная потребность, основанная на эмоциональном восприятии окружающего мира, и на привлекательности самого процесса деятельности. Эмоциональность игры – очень важная её особенность, которая делает её успешной и нужной не только у младших школьников, но и у подростков.

Подростковый возраст – это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст исканий, кипучей деятельности.

Игра создает особые условия, при которых может развиваться творчество. Суть этих условий заключается в общении “ на равных” , где исчезает робость, возникает ощущение – “ я тоже могу”, то есть в игре происходит внутреннее раскрепощение.

В игре ребенок может осуществлять самостоятельный поиск знаний. В игре происходит огромная воспитательная работа.

В игре “ именно овладение знаниями становиться новым уникальным условием сплочения школьников – сверстников, условием обретения интереса и уважения друг к другу, а по ходу – и “ обретения себя”” (В.М. Букатов. Педагогические таинства дидактических игр. М.1997г.)

Игр может быть множество:

Классификация исторических игр

Хочу предложить урок – игру “Колесо Истории”

Урок предполагает повторение пройденного материала за 7-8 класс, а так же в увлекательной форме развивает интерес к предмету.

Оборудование: кареты (нарисованные) по числу заданий, плакат с названием игры,

Кроссворд (3 шт.), карточки с мимическим выражением(на каждого),криптограмма (3 шт.) головоломка (на каждого).Буквы: В,О,У,С,В,Р,О.

Класс заранее делится на 3 команды (разделение может проходить любым способом: по желанию, по какому-нибудь признаку и т.д.)

Начало игры.

Сегодня мы попали с вами в игру “ колесо истории”. Нам необходимо справиться с девятью различными заданиями, для того чтобы их решить быстро и правильно вам необходимо работать дружно и слажено, уметь слушать и слышать товарища. Желаю удачи!

Итак, первое испытание , оно оценивается в 1 балл, и называется “Немогузнайка”

Из букв, которые вы видите на доске вам необходимо составить слово.

Даю подсказку. Великий русский полководец, был ярым врагом муштры. Воспитывал в солдате смекалку, знание своего дела, умение ориентироваться в обстановке. (Суворов)

Конкурс 2. “Интервью с историческим героем”

Детям заранее, до начала игры, дается задание придумать интервью с историческим лицом (два человека из команды). Далее они представляют его командам не называя имени. Команда должна определить и назвать исторического деятеля и время егоправления.

Конкурс 3. “О ком? О чем?”

Задание оценивается в 5 баллов.

1. Почему копье и щит неразлучны, но извечные враги.?

(Копьё для нападения, а щит – защита от него.)

2. Что означают слова женщины отправляющей мужа на сражение: “ С ним или на нем:”?

(Вернись победителем или погибни со славой).

3. Как назывался в царской армии солдат, не мечтавший стать генералом, но служивший ему?

4. Вид старинного оружия, которым делали секирбашка?

5. Кто создатель Андреевского флага, рисунка к нему?

(Петр 1. Белый цвет – вера, косой крест символ верности.).

6. Как называют надплечные знаки в русской армии и на флоте?

(Погон и эполет)

7. Кого называют бойцом невидимого фронта, опровергнувшем поговорку: “ один в поле не воин”?

(Разведчик)

8. Как называется подросток, Обучающийся морскому делу?

(Юнга)

Конкурс 4. “Темная лошадка”. “Куда пойти учиться?”

Задание оценивается в 3 балла.

Дети должны отметить учебные заведения для представителей пяти социальных групп с учетом их возможности и направленности.

  1. Духовная академия Дворянин
  2. Морской корпус Купец
  3. Солдатская школа Солдат
  4. Штурманская школа Разночинец
  5. Артиллерийский корпус Представитель духовенства
  6. Смольный институт
  7. Народное училище
  8. Коммерческая школа
  9. Пажеский корпус
  10. Медицинская школа.
  11. Ремесленная школа
  12. Академия художеств
  13. Семинария.

(Дворянин – 2,5,6,9; Купец – 8; Разночинец – 4,10,11,12; Духовентво – 1,13; Солдат – 3,7)

Конкурс 5. Кроссворд

По вертикали вы прочтёте выражение “как называли себя жители Древней Греции”

Конкурс оценивается в 2 балла

  1. … язык (Эзопов)
  2. … пята (Ахиллесова)
  3. … муки (Танталовы)
  4. нить … (Ариадны)
  5. … конь (Троянский)
  6. … конюшни (Авгиевы)

Конкурс 6. “Головоломка”

Оценивается в 5 баллов (Приложение 2)

(Их главное достоинство – мужество)

Найдя буквы с одинаковыми значками и составив слова, вы прочитаете что сказал греческий историк Геродот о Персах.

Конкурс 7. “Блеф–клуб”

Оценивается (4б).

1) Верите ли вы, что казнь декабристов была проведена дважды?

(Да, т.к. при казни Рылеева, Каховского и Муравьева оборвались веревки их виселиц)

2) Верите ли вы, что, Александр II был внуком Александра I?

(Нет. Александр II является племянником Александра I.)

3) Верите ли вы, что Наполеон хотел породниться с Александром II?

(Да, французский император в 1910 г. сватался к сестре Александра I Анне Павловне, но Александр отказал)

4) Верите ли вы, что в начале XX в. в моде были галстуки, которые называли “столыпинскими”?

(Нет, столыпинскими галстуками назывались виселицы для осужденных за революционную деятельность)

5) Верите ли вы, что во времена расстрела царской семьи палачи были в ужасе от того, что никак не могли справиться с княжнами? Пули, казалось, отскакивали от корсетов царских дочерей и катались по помещению, словно градины.

(Да, действительно корсеты княжен были целиком прошиты драгоценными камнями.)

6) Верите ли вы, что когда строили Кремлевскую стену, то кирпичи промазывали сырыми яйцами, чтобы они плотно склеивались?

7) Верите ли вы, что во время Русско-персидской войны послом России в Персии был автор комедии “Горе от ума” Грибоедов?

(Да. 10 февраля 1828 года в деревне Туркманчай подписан составленный им мирный договор, по которому Персия отказывалась в пользу России от своих притязании на Грузию, Азербайджан и Восточную Армению)

Конкурс 8.“История оружия”

Конкурс оценивается в 3 балла

1. Как назывались первые русские воины?

(Дружинники)

2. Назовите виды холодного оружия.

(Булава, меч, пика, сабля, секира, шашка, штык, кинжал, топор, нож)

3. Как называется часть войск, идущая впереди главных сил?

(Авангард)

4. Как называют бойца, владеющего искусством меткой стрельбы?

(Снайпер)

5. Как называется здание, в котором живут солдаты?

(Казарма)

6. О ком в армии говорят, что они ошибаются один раз в жизни?

(О саперах)

Конкурс 9. “Гонка за лидером”

Оценивается в один балл.

  1. Столица древнего Египта.
  2. Подневольный человек.
  3. Древний гроб.

(Саркофаг)

По окончании игры детям предлагается поднять таблички с тем выражением лица, которое подходит к их оценке урока.

Также можно заслушать детей, почему ты поднял ту или иную картинку.

Желаю успехов!

Литература:

  1. М. В. Короткова “Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории”, М. 2003 г.
  2. Л. П. Борзунова “Игры на уроках истории”, М. 2004 г.
  3. М. А. Субботина “Игры и занимательные задачи по истории”, Можайск 2003 г.

Любая игра, основанная на реальных событиях, несет в себе познавательно-образовательную функцию. Это всегда интересно, поскольку вымышленные миры приедаются, и хочется побольше реальности, пускай даже из прошлого. Всегда приятно вершить историю народов, а заодно почерпнуть знаний из позапрошлого века, ведь они . Но для этого, само собой, нужно выбирать .

Age of Empires II

Такое ощущение, что разработчики создавали эту игру именно для того, чтобы нерадивые умы, предпочитающие компьютер школьным урокам, хоть как-то приобщались к истории. Игра сама по себе очень красивая (по тем временам) и интересная, так что волей-неволей заинтересуешься историей, чтобы разбираться в происходящем чуточку лучше. А кроме этого, разработчики позаботились о словаре, в котором кратко описан жизненный путь той или иной фракции в конкретную историческую эпоху.

Отдельным пунктом вспомним красочные заставки перед миссией, которые даже пропускать не хотелось. Бархатный голос рассказывал предысторию реального исторического конфликта или битвы, в которой нам предстояло принять участие, а рисунки на заставке создавали атмосферу. И пусть визуально это было не слишком похоже на реальность, зато многие узнали из этой игры больше, чем из уроков истории.

Age of Empires давала общее представление о том, как выглядела армия эпохи средневековья, как назывались характерные отряды той или иной фракции, как назывались все типы осадных орудий, чем закончилась битва при Фолкирке, кто такой Эль Сид, и где географически проходила битва при Азенкуре. Для тех времен это была совершенная игра, которая просвещала и позволяла расслабиться, строя город, развиваясь и воюя. Хотя находились вещи и поинтереснее.

Total War

Чего нам не хватало в Age of Empires, так это масштабных битв. К тому же со временем надоедало отправлять крестьян на сбор фуража и ремонт зданий. Хотелось, чтобы такие мелочи решались автоматически. Именно за это мы и полюбили серию Total War. На протяжении всей франшизы, начиная от римских кампаний и заканчивая Японией периода феодальной раздробленности, мы брали в руки маленькое государство и либо волокли его в пропасть, либо делали хозяином мира.

На приличном уровне сложности это было непросто - захваченные территории постоянно бунтовали, противясь новой религии, новому языку и тому факту, что ими теперь владеют иноземцы. Периодически нож в спину вонзали генералы, становясь вольными налетчиками, прихватив половину армии, а соседи, иногда даже союзники, посылали к тебе шпионов, дезертиров и убийц, хотя только что клялись в вечной дружбе. Видимо, не могли забыть, как 10 ходов назад ты оттяпал у них половину земель.

А до чего было обидно, когда тебе отказывали в династическом браке. Предлагаешь свою единственную красиво прорисованную дочь могущественному соседу, а он нос воротит и сыпет оскорблениями. Значит, нужно собирать поход и отвоевывать Лотарингию.

Игра хороша тем, что дает возможность почувствовать себя в роли правителя и столкнуться со всеми тонкостями политического устройства любого государства. Почти тренажер для начинающих политиков. При этом игра была как одна сплошная историческая справка, знакомившая с народами, о которых многие даже не слышали, показывающая, где простирались их территории, какая религия была в ту или иную пору, и какие беды происходили в тот или иной период.

Разумеется, полного соответствия быть не может, ведь всё в руках игрока, а повторять реальный исторический путь племени гетов довольно скучно. И вообще, очень сложно представить, как королевство Шотландия правит землями от Эдинбурга до Антиохии.

Но главная изюминка - это битвы: масштабные, огромные, кровавые. С самого младенчества каждому мужику хотелось хотя бы попробовать повести в бой 10000 отборных копий и луков и захватить ненавистную… скажем, Петродаву. Это тебе не обычная стратегия, где быстрый налет на союзника в стиле «зерг раш» гарантирует успех. Нужно было грамотно расставить свою армию, учесть погодные условия и тип войск противника. От осознания, что те же проблемы волновали корсиканца Наполеона и остгота Теодориха, события обрастали новой порцией эпичности. А если твоя битва исторически и территориально совпадала с каким-нибудь известным побоищем, то ответственность возрастала в три раза.

Assassin’s Creed

В своей знаменитой серии компания Ubisoft всегда старалась придерживаться исторических событий о противостоянии тамплиеров и ассасинов. Конечно же, нельзя точно передать и внедрить в игру всё происходящее, но и жаловаться на полное вранье не приходится. Особенно когда каждый исследованный предмет имеет свое обширное описание. На изучение всех персонажей, всех зданий и всех городов потребуется едва ли не больше времени, чем на прохождение игры. А если учесть, что за всю историю серии вышло немало частей, которые затронули и эпоху крестовых походов, и Ренессанс, и Французскую революцию, и даже карибское пиратство, то всё собрание сочинений Assassin’s Creed в печатном виде будет не меньше Большой Советской Энциклопедии.

Разумеется, у нормального человека сразу возникнут сомнения насчет того, что историю вершит странный парень в капюшоне, которого можно вычислить в толпе, как Роналда Макдоналда в офисе. Но персоны, архитектура и события практически всегда соответствуют действительности, пусть совсем без фантазии и не обошлось. Что ж, это игра - иногда нужно приврать, чтобы дать логику творящемуся вокруг беспределу.

Тем не менее, это нисколько не смазывает эффекта от общения с и Черной Бородой, наблюдения за походом женщин на Версаль, а также попытки убийства самого Наполеона. Конечно, на вкус и цвет товарищей нет, но такие аспекты радовали больше, чем лазанье по стенам.

Mount & Blade Warband: Viking Conquest

Mount & Blade - это вымышленная легенда, основанная на реальной истории. У всех народов и оружия в игре были свои прототипы. Блуждание по территории незалежной Кальрадии, служба вассалом у очередного правителя, а также создание своего государства с вином и куртизанками давали ощущение чего-то невероятного. Скачешь по горам да по долам, собираешь отряд вояк - сотни так три-четыре, скачешь на коне с видом от первого лица, а они - за тобой, оглушая комнату ревом записанных турецких голосов. Дальше начинается битва с другими тремя сотнями. И пускай все угловато и не слишком красиво, главное - атмосфера и удовольствие.

Игра стала настолько популярной, что восторженные фанаты начали клепать моды один за другим. Была откровенная фантастика вроде Clash of Clans, пародирующая «Игры престолов», но были и относительно реалистичные моды вроде «Огнем и мечом», повествующем о временах Запорожской Сечи и Государства Московского. Но у всех у них не было сценария, пока за дело не взялись сами разработчики и не представили миру Warband - собственное дополнение, которое, в отличие от игры, происходит в реальный исторический период, а именно - во времена завоевания Британии датскими викингами.

Нам предлагают детализированную карту, включающую в себя Британские острова, Данию и Норвегию - в общей совокупности это 21 королевство, 6 уникальных культур и около 300 городов, замков, деревень, а также особых мест для исследования, изучения, захвата и грабежа. Заходишь, например, на Адрианов Вал, а тебе рассказывают, что это за место такое. Игра выглядит всё так же примитивно, но многие сцены, включая архитектуру поселений, основаны на археологической информации.

Кроме того, в игре есть 200 исторических персонажей, например, Ивар Бескостный, его брат - Сигурд Змеиноглазый, Харальдк Прекрасноволосый и даже Альфред из Уэссекса. Основную сюжетную линию пытались было вплести в историческую канву, но получилось не очень, ибо мир Mount & Blade чувствителен к изменениям. Но зато появляется представление о том, что происходило в северо-западной части Европы в IX веке.

Europa Universalis

Чтобы играть в нее, требуется терпение, способное пережить столетия. Но при этом если уж втянулся, оторваться от нее невозможно. Потому что львиную долю времени в игре ты будешь именно что наблюдать за результатами своих действий. Принимать важные решения, совершать дипломатические процедуры, а потом подолгу смотреть, как твой план воплощается в жизнь.

На твоей совести судьба отдельно взятого государства. Реально существующего, в отдельный исторический период. Делай с ним всё, что заблагорассудится: укрепляй армию, развивай торговлю, вступай в войну, отыскивай Новый Свет. Главное, не растеряй территории и не уйди в минус.

Это не Total War, здесь война - не суть, а инструмент дипломатии. Тут нужно просчитывать гораздо больше и дольше. Но в остальном игры похожи: можно запросто изучать историю по местным географии, экономике, составу населения и обилию реальных исторических событий, происходящих в игре. Здесь историзма всё же побольше, потому что захватить пол-Европы, как это можно было в Total War, не получится.