Ренессанс во время чумы. Чума в венеции

Венецианские маски – одно из бесценных культурных явлений. В наши дни этот аксессуар используется редко, но раньше в Венеции маску можно было увидеть в любой день.

В изолированном, небольшом по территории городе слухи распространялись крайне быстро. Чтобы не подвергнуться всеобщему обсуждению, аристократы предпочитали прятать свои лица под вычурным украшением. Мотивы были разными, от не совсем законных до откровенно злонамеренных. Но главное преимущество заключалось в том, что в таком виде можно было без опасений прогуляться по борделям или игорным домам. Анонимность позволяла предаваться невинным забавам или порокам с одинаковой беспечностью, а наутро вновь выглядеть благочестивыми гражданами.

Анонимность масок, полных тайны карнавала, празднование гедонизма, которое стало проявлением разноцветных масок. С тех пор ремесло изготовления масок со временем изменилось, некоторые типичные театральные персонажи полностью исчезли, другие были заменены в популярном представлении, и некоторые из них остались в силе на протяжении многих лет, становясь в фаворитах тысяч туристов, которые посещают короля европейских карнавалов.

Арлекин. Он достаточно привлекательный и достаточно тонкий, чтобы высмеивать благородных классов, считающих его скромным и верным слугой. Их маскировка характеризуется наличием нескольких ярких цветов, является несовершенным составом ромбов и патчей, замаскированных, которые сопровождаются шапкой очков, которые висят, имитируя стиль средневековых шутов. Арлекин или Джокер обычно защищены от юмора и физической ловкости, чтобы противостоять трудностям жизни и любви.

Неудивительно, что при таком раскладе не только знатные люди, но и простые горожане полюбили носить маски: для многих они стали ежедневным аксессуаром.

Панталон воплощает богатых и жадных венецианских купцов, ростовщиков и амбициозных людей, которые невинно падают перед шутками умного арлекина. Их платье имеет турецкие характеристики, которые придают ему вид дворянства. Коломбина. Она любовница арлекинов, деликатная и чувственная. Традиционно женские герои итальянского театра обычно не маскировались, хотя мужчины отвечали за представление женских ролей на сцене. Со временем характер Коломбины сопровождался Леди, воплощением элегантности в маске, прекрасным головным убором из драгоценных камней и эффектной шляпой.

Скрывали лицо, в том числе, наемные убийцы, которым мода на анонимность пришлась как нельзя кстати.

А во времена эпидемии чумы доктора, идя к больному, надевали маску с длинным клювом, на кончик которой капали разные эфирные масла, надеясь таким образом защититься от чумы. К тому же образ дополнял длинный темный плащ и палка, которой они прикасались к больным. Руками никогда не трогали. В общем, выглядели такие доктора крайне ужасающе.

В настоящее время женщины сливают платья эпохи Возрождения с экстравагантностью современной итальянской леди в их масках. Пьеро - вечный любитель Колумбины, обреченный на страдания безответной любви. Его маска характеризуется белым с черной слезой, нарисованной на щеке. Это характер, который отпечатывает меланхолический тон на карнавале. Его маскировка торжественна и холодна, Арлекин соперничает с бледным лицом разбитого сердца.

Маска Баута Эта маска не приходит непосредственно из костюмов итальянской комедии, она является их производным и стала одной из самых популярных в парадах карнавала. Он обычно белый и покрывает все лицо, чтобы хранить секреты, идеально подходит для скрытия заговоров и запретных страстей.


Кстати, именно эпидемия чумы и стала причиной появления, а потом и широкого распространения масок. Поначалу, маски, как я уже говорила, носили доктора, а потом эту идею переняла аристократия, так и началась долгая история венецианских масок .

Он наиболее продается за его универсальность и дизайн. Врачи, ответственные за борьбу с контагиадами, должны были носить длинные черные одежды, перчатки и маску со стеклянными стеклами и длинным остроконечным носом, похожим на клюв птицы, в который помещали душистые ткани и травы, которые избегали заражения и пагубных запахов разлагающихся тел.

Невозможно прогуляться по Венеции и не встретить маски, которые являются главным сувениром города. Представьте теперь, какие возможности возникают, когда наши личности покрываются масками! Рассказывают несколько историй о князьях и царях, которые отправляют эскапады, защищающие их личность и социальный масштаб, простым использованием маски.

В восемнадцатом веке венецианские маски обрели такую большую популярность у народа, что люди начали ими злоупотреблять, и ношение данного аксессуара пришлось строго регламентировать. Таким образом, маски снова можно было увидеть на лицах горожан только в определенные праздники. Эта традиция была бережно донесена до наших дней.

Арлекин традиционно носил наряды пластырей и тряпок, которые развивались в алмазную форму лоскута, увиденную сегодня. Его маска черная с большим красным пятном на лбу, похожее на кипение. Главным аспектом Арлекина была его физическая ловкость. Несмотря на то, что в целом это была довольно глупо и жадно, его акробатика была тем, что ожидали зрители.

Арлекин часто интересовался любовью в лице Коломбины, и его страсть к нему была преодолена только его желанием пищей или страхом перед его хозяином. Его наряд состоял из большой белой блузки и зеленых брюк с манжетами и часто был оснащен батчатчиком или шлепанцем.

Неотъемлемой частью жизни города и сегодня остается – грандиозное ежегодное костюмированное шествие, история которого насчитывает уже 1000 лет.

На нем была зеленая полумаска, демонстрирующая вид алчности и сверхъестественной жадности. Он свободно классифицируется как один из Занни или слуги, хотя его часто изображали как члена среднего класса в качестве владельца бара. Он по сути является старшим, умным и очень мстительным братом Арлекино. Как типично для тех, кто вышел из нищеты, он часто более жесток к тем, кто находится ниже него на социальной лестнице.

Часто в сочетании с Занни, планы Бригеллы всегда были сорваны ее собственной неуместностью. Он Занни часто не слуга, но это не хорошо для кого-либо. Он является быстрым сподвижником, который может быть хозяином или наемником. Если он не является сотрудником, он часто их друг. Несмотря на то, что на сцене он был немного популярен, Барреттино нашел свою истинную известность в кукольном.

Магазин масок в Венеции

Толпы туристов стремятся попасть сюда и вживую увидеть впечатляющее событие. Ведь жители Венеции знают толк в масках! К грядущему карнавалу их кропотливо изготавливают неделями, даже месяцами. Как и прежде, делают, раскрашивают и расшивают маски исключительно вручную, превращая аксессуар в уникальное произведение искусства.
А из чего же делают венецианские маски? Вы не поверите, но основой являются обыкновенные кусочки бумаги, которые мастер склеивается между собой, то есть, всем известное «папье маше».

Другие названия: Пиноккио, Педролино. Он рассказал необычные рассказы о том, как он победил целую армию турок и несли бороду султана, но когда наступила настоящая опасность, он был первым, кто убежал. Он занимался любовью с невинной служанкой, и он злится на своего любовника Арлекина.

Другие имена: капитан Скарамуш, капитан Фракасс, капитан Хоррибиликрибифакс, Ральф Ройстер Дейстер и Бобадил. Обычно Коломбина была одета в оборванное и заплатанное платье, подходящее для наемного работника. Иногда под именем Арлечкина она носила разноцветные костюмы, похожие на ее аналог Арлекино.

Мастер закладывает в специальную форму листочки бумаги с клеем, разглаживает поверхность и оставляет засыхать. Потом он достает из формы получившуюся основу для маски, вырезает глаза, обрабатывает края.


основа для будущей маски

Венецианская маска может стоить баснословных денег! И это за бумажную конструкцию! Только вдумайтесь!

Она также была известна тем, что носила маску вокруг глаз и носила тамбурин, который она могла использовать, чтобы защитить себя от прорывов Панталеона. Он часто очень богат, обычно со «старыми» деньгами, хотя потребности в настройке могут иметь вещи иначе.

Он чрезвычайно напыщен и любит звук собственного голоса, извергая слова на латинском и греческом языках. Его обычно изображают как пожилого человека, который знает только абсурд. Он человек с ожирением, который наслаждается бутылкой и переедает. Иногда это черный цвет или тон кожи с красным носом. Его костюм обычно все или почти черный, иногда с белым воротничком. Он часто носит шляпу и много, на правой одежде. Если актер в роли не является, конечно, толстым, тогда он заполнен, чтобы он выглядел так.

Известные венецианские маски

Венецианские маски за свою длинную историю приобрели разные виды. Все они очень отличаются друг от друга, одинаковых масок Вы не встретите, в первую очередь потому, что все они делаются вручную, а идеально повторить декор сложно, да и зачем? Но, все-таки, можно выделить некие группы масок, каждая из которых индивидуальна.

Одним из самых распространенных аксессуаров данного типа является «Баута». Эта маска имеет зловещий вид за счет того что нижняя ее часть остроконечно вытянута вперед. Однако как раз благодаря этой особенности человеку в ней можно свободно есть и пить, а также разговаривать, не боясь быть узнанным – специфическая форма искажает звуки голоса.

Пьеро также называют сумасшедшим, человеком из реальности, в состоянии незнания о том, что происходит вокруг, кто-то, для которого ничего не имеет значения, просто подбадривает и играет все время. Пьеро носит белые одежды, которые иногда слишком большие для него. В голове он носит высокую остроконечную шляпу. Пьеро очень иногда изображается со слезами на лице, и он обычно не носит маски, у актера, как ожидается, будет широкий спектр выражений лица, и эта традиция использовалась, по крайней мере с самого начала его лица, для беловатый порошком или мукой.


Мастерская и магазин масок в Венеции

Баута была очень любима представителями всех сословий, ее охотно носили как на многочисленных карнавалах, так и в повседневной жизни. Известно, что такие венецианские маски часто выбирали принцы и короли для тайных прогулок по городу. Знаменитый Казанова также предпочитал одевать Бауту. С ней носили треугольную шляпу и длинный атласный плащ.

Пульчинелла стала фигурой в неаполитанских марионетках. Его главная особенность, из которой он приобрел свое название, - это очень длинный нос , напоминающий клюв. Его традиционный темперамент должен быть злым, жестоким и хитрым: основной способ защиты Пульчинелло - притворяться слишком глупым, чтобы знать, что происходит, а его вторичный способ - физически избить людей. Пульчинелло часто носит черную маску и длинное белое пальто и имеет свободные и грязные волосы.

Его имя происходит от Джованни, типичного для чиновников, чьи предки эмигрировали в поисках Венеции для работы в долинах вокруг Бергамо. Когда-то в городской среде Занни становится хитрым, хитрым, любопытным и дерзким. Баута славится Венецианским карнавалом, поскольку он является основным видом маски, используемой во время карнавала. Баута также использовалась во многих других случаях как устройство, чтобы скрыть личность и социальный статус перевозчика. Это позволит пользователю действовать более свободно в тех случаях, когда он или она хочет взаимодействовать с другими членами общества вне пределов повседневной самобытности и согласия.

Маска «Баута»

«Жоли» и «Шут» - женская и мужская вариации шутовской маски. Внешне они напоминают о средневековье, смешных колпаках и бубенчиках, хотя могут выглядеть даже более впечатляюще, чем другие разновидности масок. С таким своеобразным аксессуаром носили соответствующий яркий костюм, а иногда еще и «бабуле» – фальшивый шутовской скипетр.

Поэтому он был полезен для различных целей, некоторые незаконные или преступные, другие были личными, например, романтические встречи. Эта венецианская маска считалась идеальной маскировкой королей и князей, которые могут свободно передвигаться по городу, не будучи признанными, но были использованы и незнакомцами. Слава Бауты продолжалась вдоль Республики Серениссима, с правилами французского и австрийского, которые начали исчезать, считаясь реакционным символом.

Баута довольно призрачна и с веками мода должна была носить его с черным трикорно, зендейлом и длинным мысом. Другие названия: Зерглинг, Казанова. Леди, которая представляет много элегантных вариаций, соответствует дамам Чинкеченто, которые накрыли себя драгоценностями, дорогой одеждой и сложными прическами. В наши дни это, вероятно, самый популярный и красивый вид маски, используемой во время Венецианского карнавала.

«Дама» наглядно показывает, какими бывают маски на карнавале: сложными, снабженными множеством мелких деталей, сделанными из лучших материалов. Этот изящный аксессуар носили представительницы слабого пола. Маска дополнялась красивыми прическами и дорогими украшениями, и была одной из самых роскошных среди существовавших в то время. «Дама» обрела широкое распространение на праздничных шествиях, но для повседневных прогулок подходила мало.

Другие имена: Свобода, Ольга, Валери, Саломе, Фантазия, Регина. Гатто - маска традиционного карнавала Венеции. Кошки были настолько скудны в Венеции, что стали предметом одной из самых типичных масок. Легенда гласит, что человек, который не имел ничего, кроме своего старого кота, приехал в Венецию из Китая. Кошка освободила дворец от всех своих крыс, и люди стали богатыми. Когда он вернулся домой, его богатый сосед с завистью позелялся и побежал в Венецию в своем самом ценном шелке, думая, что если бы одна кошка сделала другого богатого человека, он был бы очень вознагражден за эти драгоценные предметы.

«Моретта» первоначально появилась во Франции, а затем перекочевала в Италию, где быстро обрела популярность. Эту овальную черную маску было принято носить в повседневной жизни, хотя более сложные варианты вполне подошли бы и для карнавала. Также ее одевали при посещении монастыря. Маска, как правило, дополнялась вуалью. Особенность «Моретты» в том, что она закрывает лишь часть лица, не скрывая всей красоты своей обладательницы.

Шут, или геи, как женский вариант , - это особый тип клоуна, который в основном ассоциируется со Средневековью. Из Италии Шестер переехал во всю Европу, оказав влияние на театр в Испании, Голландии, Германии, Австрии, Англии и особенно во Франции. Предполагается, что истоки Шутта были доисторическими в племенном западном обществе. Однако, Джестеры в основном помнят в связи с европейским средневековем. Все дураки и дураки в то время считались особыми случаями, в которые Бог играл с ребенком дарения безумием или, возможно, проклятием.

Умственно-инвалиды иногда находили занятие, прыгали и вел себя весело. В жестоком мире средневековой Европы люди, которые, возможно, не в состоянии выжить в противном случае, поэтому нашли социальную нишу. Жесты обычно носили ярко окрашенную одежду в гетерогенном узоре. Их шляпы были особенно отличительными, выполненными из ткани, которые представляли собой трехгранные гибкие диски, каждый из которых имел колокольчик в конце. Три кончика шляпы представляют собой уши ослов и хвоста, используемые ранками в ранние времена.

«Гатто». Происхождение данного аксессуара тесно связано с легендой о бедном мужчине из Китая. Тут стоит напомнить, что первоначально в Венеции практически не было кошек, в связи с чем город сильно страдал от нашествия мышей. Не было спасения даже дворцу местного дожа. У бедняка был только старый кот, его единственное имущество. Но именно он сыграл в этой истории ключевую роль: маленький хищник, несмотря на почтенный возраст, сумел избавить дворец от мышей, за что его хозяин был щедро вознагражден. С тех пор в Венецию начали завозить кошек, а сами животные стали очень почитаемы. Классическая маска «Гатто» закрывает половину лица, имеет ушки и нос, напоминающий кошачий.


Маска «Гатто»

Сегодня я рассказала Вам немного об истории венецианских масок и их значениях. Поделитесь в комментариях, если Вы знаете еще что-то интересное об этом необычном аксессуаре.

Кстати, если Вы ищете интересную маску для праздника, посмотрите очень симпатичных масок.

Вам также может быть интересно:

Маски Венеции. Маски комедии дель арте

Комедия дель арте (итал. la commedia dell"arte), или комедия масок - вид итальянского народного театра, спектакли которого создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актёров, одетых в маски. В разных источниках также упоминается как la commedia a soggetto (сценарный театр), la commedia all’improvviso (театр импровизации) или la commedia degli zanni (комедия дзанни).

Количество масок в комедии дель арте очень велико (всего их насчитывается более ста), но большинство из них являются родственными персонажами, которые различаются только именами и незначительными деталями. К основным персонажам комедии относятся два квартета мужских масок, маска Капитана, а также персонажи, не надевающие маски, это девушки-дзанни и Влюблённые, а также все благородные дамы и кавалеры.

Мужские персонажи
Северный (венецианский) квартет масок:
- Панталоне (Маньифико, Кассандро, Уберто), - венецианский купец, скупой старик;
- Доктор (Доктор Баландзоне, Доктор Грациано), - псевдо-учёный доктор права; старик;
- Бригелла (Скапино, Буффетто), - первый дзанни, умный слуга;
- Арлекин (Меццетино, Труффальдино, Табарино), - второй дзанни, глупый слуга;

Южный (неаполитанский) квартет масок:
- Тарталья, судья-заика;
- Скарамучча, хвастливый вояка, трус;
- Ковьелло, первый дзанни, умный слуга;
- Пульчинелла (Полишинель), второй дзанни, глупый слуга;

Капитан, - хвастливый вояка, трус, северный аналог маски Скарамуччи;
- Педролино (Пьеро, Паяц), слуга, один из дзанни.
- Лелио (также, Орацио, Люцио, Флавио и т. п.), юный влюблённый;

Женские персонажи
- Изабелла (также, Лучинда, Витториа и т. п.), юная влюблённая; часто героиню называли именем актрисы, игравшей эту роль;
- Коломбина, Фантеска, Фьяметта, Смеральдина и т. п., - служанки.

ДЗАННИ (Zanni) - Общее название комедийного слуги. Название происходит от мужского имени Джованни (Giovanni), которое было настолько популярно среди простого народа, что сделалось нарицательным для обозначения слуги. К сословию дзанни относятся такие персонажи, как Арлекино, Бригелла, Пьерино, появившиеся позже. Характерные черты безымянного дзанни - это ненасытный аппетит и невежество. Он живет исключительно сегодняшним днем и не думает о сложных материях. Обычно предан своему хозяину, но не любит дисциплину. В спектакле участвовало, как минимум, 2 таких персонажа, один из которых был туповат, а другой, напротив, отличался лисьим умом и ловкостью. Одеты они были просто - в бесформенную светлую блузу и штаны, обычно сшитые из мешков от муки. Маска изначально закрывало все лицо, поэтому для общения с другими героями комедии дзанни приходилось поднимать нижнюю ее часть (что было неудобно). Впоследствии маску упростили, и она стала прикрывать только лоб, нос и щеки. Характерной чертой маски дзанни является вытянутый нос, причем его длина прямо пропорциональна глупости персонажа.



АРЛЕКИН (Arlecchino) - дзанни богатого старика Панталоне. Костюм Арлекина отличается яркостью и пестротой: он составлен из ромбов красного, черного, синего и зеленого цветов. Такой рисунок символизирует крайнюю бедность Арлекина - его одежда как бы состоит из бесчисленного количества плохо подобранных заплат. Этот персонаж не умеет ни читать, ни писать, а по происхождению он - крестьянин, который покинул нищую деревню Бергамо, чтобы отправиться на заработки в процветающую Венецию. По характеру Арлекин - акробат и клоун, поэтому его одежда не должна стеснять движений. С собой озорник носит палку, которой часто дубасит других персонажей.

Несмотря на склонность к мошенничеству, Арлекина нельзя считать негодяем - просто человеку надо как-то жить. Он не особенно умен и довольно прожорлив (любовь к еде оказывается порой сильнее, чем страсть к Коломбине, а глупость препятствует исполнению амурных планов Панталоне). Маска у Арлекина была черного цвета, со зловещими чертами (по одной из версий само слово «Арлекин» происходит от имени одного из демонов дантовского «Ада» - Alichino). На голове красовалась белая фетровая шляпа, иногда с лисьим или кроличьим мехом.
Другие имена: Багаттино, Труфальдино, Табаррино, Тортеллино, Граделино, Польпеттино, Несполино, Бертольдино и проч.





КОЛОМБИНА (Columbina) - служанка Влюбленной (Inamorata). Она помогает своей хозяйке в сердечных делах, ловко манипулируя остальными персонажами, которые нередко к ней неравнодушны. Коломбина отличается кокетством, женской проницательностью, очарованием и сомнительной добродетелью. Одета она, подобно своему неизменному ухажеру Арлекину, в стилизованные цветные заплатки, как и положено небогатой девушке из провинции. Головку Коломбины украшает белая шляпа, под цвет передника. Маски у нее нет, зато лицо сильно накрашено, особенно ярко подведены глаза.
Другие имена: Арлекина, Кораллина, Риччолина, Камилла, Лизетта.



ПЕДРОЛИНО или ПЬЕРИНО (Pedrolino, Pierino) - один из персонажей-слуг. Педролино одет в свободную белую тунику с огромными пуговицами и слишком длинными рукавами, на шее - круглый рифленый воротник, на голове - шляпа-колпак с неширокой круглой тульей. Иногда в одежде имелись большие карманы, набитые сувенирами романтического характера. Лицо его всегда сильно набелено и раскрашено, поэтому носить маску нет необходимости. Несмотря на то, что Педролино принадлежит к племени дзанни, его характер радикально отличается от характера Арлекина или Бригеллы. Он сентиментален, влюбчив (хотя страдает, в основном, по субреткам), доверчив и предан хозяину. Бедняга обычно мучается от неразделенной любви к Коломбине и от насмешек остальных комедиантов, у которых душевная организация не столь тонка.
Роль Пьерино в труппе часто исполнял младший сын, потому что этот герой обязан был выглядеть молодо и свежо.





БРИГЕЛЛА (Brighella) - еще один дзанни, партнер Арлекина. В ряде случаев Бригелла - это self-made man, который начинал без копейки, но постепенно накопил деньжат и обеспечил себе довольно комфортное существование. Часто его изображают владельцем таверны. Бригелла - большой любитель денег и дамский угодник. Именно эти две эмоции - первобытное вожделение и алчность - застыли на его зеленой полумаске. В некоторых постановках он выступает как слуга, более жестокий по характеру, чем его младший брат Арлекин. Бригелла знает, как угодить хозяину, но в то же время вполне способен его надуть, не без пользы для себя. Он хитер, пронырлив и может, по обстоятельствам, быть кем угодно - солдатом, моряком и даже вором.

Его костюм - это белый камзол и штаны того же цвета, украшенные поперечными зелеными полосками. Часто имеет при себе гитару, так как склонен к музицированию.

Маска Бригеллы, хотя и была одной из самых любимых простым зрителем, как правило, находилась на втором плане интриги, недостаток активного действия компенсировался большим количеством вставных трюков и музыкальных интермедий. Образы, близкие к Бригелле, присутствуют в комедиях Лопе де Вега и Шекспира; это также Скапен, Маскариль и Сганарель Мольера и Фигаро Бомарше.



ВЛЮБЛЕННЫЕ (Inamorati) - неизменные герои commedia del arte, господа Коломбины, Арлекина и других дзанни. Влюбленные выглядят оторванными от жизни, напыщенными персонажами. Если они двигаются, то по-балетному, неестественно выставляя носки. Много жестикулируют и часто смотрятся в зеркало. Основные черты Влюбленных - тщеславие, болезненное внимание к собственной внешности, нервозность, погруженность в свои чувства и полная неприспособленность, которой активно пользуются дзанни. Даже их имена звучат высокопарно (мужчин обычно звали Сильвио, Фабрицио, Аурелио, Орацио, Оттавио, Лелио, Леандро или Флориндо, а женщин - Изабелла, Фламиния, Виттория, Сильвия, Лавиния или Ортензия).
Inamorati одевались всегда по последней моде, преувеличенно тщательно и нарядно. Маски заменял густой слой макияжа, благодаря которому роли Изабеллы и Лелио были доступны далеко не юным актерам. Кроме того, непременной принадлежностью их туалета были парики, мушки и всяческие украшения. Юноши нередко наряжались в красивую военную форму . По ходу действия костюмы Влюбленных могли меняться несколько раз.

Несмотря на то, что именно вокруг любви молодых строится интрига комедии, влюблённые всегда остаются в тени масок-дзанни, а их любовь всегда воспринимается с некоторой долей иронии.

ИЗАБЕЛЛА (также, Лучинда, Витториа и т. п.), юная влюблённая; часто героиню называли именем актрисы, игравшей эту роль



ПУЛЬЧИНЕЛЛА (Pulcinella) - итальянский аналог русского Петрушки, английского мистера Панча и французского Полишинеля. Типичный представитель неаполитанского пролетариата со всеми его характерными чертами. Интересно, что Пульчинелла - образ неоднозначный, он мог быть в пьесе и тупицей, и хитрецом, и слугой, и хозяином, и трусом, и задирой. Имя этого персонажа переводится с итальянского как «цыпленок» и очевидно связано с его маской, самый заметный элемент которой - большой клювообразный нос. Костюм Пульчинеллы состоит из длинной мешковатой белой блузы, перетянутой на талии кожаным ремешком, просторных бесформенных штанов и необычной продолговатой шапки. Часто его изображали в виде горбуна. Вначале горб был едва заметным, затем он стал быстро увеличиваться в размерах, причем параллельно рос и живот. Согбенность Пульчинеллы символизирует его страх перед побоями (а в комедии били его все, кто стоял выше на социальной лестнице, то есть очень многие).





ПАНТАЛОНЕ (Pantalone) - одна из самых известных венецианских масок. Панталоне - это престарелый богатый купец, который постоянно волочится за каким-либо женским персонажем (всегда - безрезультатно). Этот образ воплощал набирающий силу класс венецианской буржуазии. Характерной чертой костюма Панталоне является огромных размеров гульфик, символизирующий его мнимую мужскую силу. Обычно старик был одет в темно-красный камзол и обтягивающие штаны того же цвета, черный плащ с короткими рукавами и маленькую черную шапочку, вроде фески. На поясе у него висел кинжал или кошель, а обувью служили желтые турецкие туфли с острыми загнутыми носами. Темно-коричневая маска имела выдающийся крючковатый нос, мохнатые седые брови и такие же усы (иногда еще и очки). Борода Панталоне торчала вверх, подчас почти касаясь кончика носа, что придавало профилю старика особую комичность. Часто по сюжету Панталоне хотел жениться на девушке, в которую был влюблен его сын, и заигрывал с Коломбиной, служанкой своей дочери Изабеллы.



КАПИТАН (Il Capitano) - один из древнейших персонажей комедии дель арте. Капитан в комедии никогда не является коренным жителем города, где происходит действие, а всегда приходит откуда-то издалека. Тип наглого и беспринципного вояки - бахвала и искателя приключений. В зависимости от политической ситуации, он мог походить на испанца или турка, хотя изначально этот образ - итальянский. Соответственно, менялся и его характер - в разные периоды Капитан мог представлять собой пародию различные национальные черты. Основные его особенности - это агрессивность, безудержное вранье о своих мнимых подвигах, отсутствие совести, стремление к обогащению и желание казаться щеголем и красавцем. Все это нашло отражение в его костюме, который мог быть разным, однако всегда отличался нелепой вычурностью и яркостью. Одежда его, по сути, всегда была пародией на профессию военного: шляпу украшали перья крикливых расцветок, ноги утопали в высоких сапогах с большими подвязками, камзол был сшит из ткани в контрастную диагональную полоску, а на поясе висела огромных размеров шпага. Маска Капитана могла быть телесного или темного цвета, с длинным воинственным носом и грозно торчащими жесткими усами. Ее целью было обозначить контраст между истинной (трусливой и лживой) натурой персонажа и тем, за кого он себя выдает.



ДОКТОР (Il Dottore) - маска близкая по характеру к Панталоне, престарелый персонаж, обычно отец одного из Любовников (Inamorati). Внешние черты Доктора характеризовались тучностью (иногда этот герой поистине огромен), неповоротливостью на сцене и важными манерами человека ученого. Он представляет собой пародию на выпускников Болонского университета, поэтому постоянно произносит внешне многозначительные, но на самом деле абсурдные латинские фразы. Имеет склонность к обжорству и порнографическим шуткам, обычно оскорбительных для женского пола. Он небогат. Костюм Доктора - это черная университетская мантия до пят, черные туфли, чулки и бриджи и черная академическая шапочка. Темная маска с седыми клочковатыми бровями закрывала, как правило, лишь лоб и нос. Щеки актера оставались открытыми - их ярко румянили, чтобы показать любовь персонажа к спиртному.
По сюжету Доктор часто выступал другом (или соперником) Панталоне и хозяином Педролино.



ШУТ (Jester, Jolly) -представлен в комедии дель арте, это классическая маска. Впервые Шут появился в итальянском театре, потом стал популярным по всей Европе. Костюм этого персонажа отличается пестротой и многоцветностью. На голове - колпак с тремя «ушами», к каждому из которых привязаны бубенцы.



СКАРАМУЧЧО (Scaramuccia) - это авантюрист и вояка. В поздних комедиях часто совпадал с образом Капитана. Скарамуччо обычно слуга одному из старших персонажей. Чаще всего одет в во все черное и носит черную бархатную маску.



ТАРТАЛЬЯ (итал. Tartaglia, заика) - персонаж-маска итальянской комедии дель арте. Представляет южный (или, неаполитанский) квартет масок, наряду с Ковьелло, Скарамучча и Пульчинеллой. Во Франции эта маска не прижилась.
Маска Тартальи появилась в Неаполе ок. 1610 г. Одними из первых интерпретаторов её стали актёры Оттавио Феррарезе и Бельтрани да Верона.
Происхождение: испанец, плохо говорящий на итальянском языке.
Занятие: чиновник на государственной службе: он может быть судьёй, полицейским, аптекарем, нотариусом, сборщиком налогов и т.п.
Костюм: стилизован должностной костюм, на лысой голове форменная шляпа; на носу огромные очки.
Поведение: как правило, он старик с толстым животом; всегда заика,его фирменный трюк - это борьба с заиканием, в результате чего серьёзный монолог, например, на суде, превращается в комический поток непристойностей.
Наибольшей популярности маска достигает ко второй половине XVII в. В XVIII в. во фьябах Карло Гоцци эту роль играли актёры Агостино Фиорилли и Антонио Сакки, но у Гоцци эта маска уже не имеет столь ограниченных рамок, в его фьябах эту маску могут носить, например, министр (фьяба «Ворон») и королевский сын («Любовь к трём апельсинам»).


КОВЬЕЛЛО (итал. Coviello, фр. Covielle) - персонаж-маска итальянской комедии дель арте, первый дзанни, южный вариант Бригеллы. Представляет южный (или, неаполитанский) квартет масок, наряду с Тартальей, Скарамучча и Пульчинеллой.
Имя маски произошло от Iacoviello, неаполитанского призношения имени Giacomino, Яковьелло Джакометто - так звали одного из создателей этой маски.
Происхождение: бывший крестьянин, уроженец Кавы или Ачерры (древних городов близ Неаполя), говорящий на ярком неаполитанском диалекте.Занятие: слуга.
Костюм: носит обтягивающий костюм, но иногда может быть одет в простые панталоны и жилет; часто с мечом и палкой для колотушек за поясом; носит шляпу с перьями.
Маска: красного цвета, с длинным, похожим на клюв носом; часто носит очки. Поведение: всегда действует хитростью, напором, ловкой выдумкой, умом; много гримасничает, танцует и играет на мандолине или гитаре).
Маска сформировалась к концу XVI в. и была типичной для Южной Италии. Попытка перенести её на север оказалась неудачной, т.к. потеряла свою узнаваемость и южный темперамент; сохранив лишь внешнюю форму маска стала бесстыдной и непристойной. Однако, неожиданное развитие она получила во Франции, где эту маску увидел Мольер и использовал в своей комедии «Мещанин во дворянстве»



Отсутствие близкой народу драматургии заставило актёров перерабатывать литературные сюжеты в сценарии и по ходу действия самим сочинять текст своих ролей, сохраняя при этом основной конфликт ренессанской комедии - борьбу между старым укладом жизни и новыми молодыми силами. Но над всем торжествовала Любовь, - во имя радостей любви строились самые хитрые интриги, самые дерзкие розыгрыши, подмены и переодевания.

Каждый персонаж говорит на своём диалекте: Панталоне - на венецианском; Доктор - на болонском (первый юридический университете построен именно в Болонии); Капитан - на неополитанском; Слуги - на бергамском; Влюблённые - на тосканском: литературном языке Италии.
Маска в комедии Дель-Арте имела двойное значение: во-первых, она была сценическим аксессуаром, а во-вторых, маска выражала определённый социальный тип, с раз и навсегда установленными психологическими чертами, неизменным обликом и соответствующим диалектом. Выбрав однажды такую маску, актёр не расставался с нею уже в течение всей своей сценической жизни.

Венецианская маска - традиционный символ ежегодного Венецианского карнаваа. Маски использовались и в повседневной жизни с целью скрыть лицо. Это служило самым разнообразным целям: от романтических встреч до преступлений. Последние привели к запрету ношения масок вне карнавала незадолго до конца Венецианской республики.

Виды масок

Многие маски карнавала – это варианты масок итальянской комедии дель арте, особого вида уличного театрального представления. К ним относятся Арлекин, Коломбина, Педролино, Пульчинелла и другие персонажи, каждый из которых отличался определенным характером, стилем поведения и манерой одеваться. К классическим маскам, не связанным с театром, относятся Баута, Венецианская дама, Кот, Доктор Чумы и Вольто. Ниже даны краткие их описания.

Баута

Одна из самых популярных венецианских масок. Она появилась в 17 столетии и служила эффективным прикрытием для представителей любого сословия и пола. Несмотря на свой жутковатый вид, пользовалась особой любовью народа, который носил ее в сочетании с длинным черным плащом, скрывающим фигуру, и треугольной шляпой - tricorno . Происхождение названия неизвестно (по одной из версий, оно связано с итальянским словом “ bau ” или “ babau ”, обозначающим вымышленное чудище, которым пугали маленьких детей (что-то вроде нашего Бабая или Буки). Баута считалась идеальной маской и для высокопоставленных особ, которые любили анонимно ходить «в народ». Интересно, что нижняя часть ее была устроена таким образом, что человек мог есть и пить, не обнажая лица. Баута обладала еще одним преимуществом: благодаря специфической форме, голос человека менялся, позволяя оставаться неузнаваемым. Одна из разновидностей этой маски называется “Bauta Casanova”, и отличается от классической Баута наличием tricorno.

Коломбина

Полумаска, часто украшается золотом, хрусталём, серебром и перьями. Маска была частью образа одноимённой актрисы в комедии дель арте. Согласно легенде, актриса была настолько красива, что не пожелала скрывать лицо, и специально для неё создали маску, закрывающую лишь часть лица.


Моретта

Овальная маска из чёрного бархата, изобретена во Франции.

Венецианская Дама (Dama di Venezia)

очень элегантная и изысканная маска, изображающая знатную венецианскую красавицу эпохи Тициана - нарядную, увешанную драгоценностями, с замысловато уложенными волосами. У Дамы есть несколько разновидностей: Либерти, Валери, Саломея, Фантазия и др.

Кот (Gatto)

Кошек в Венеции было мало, поэтому к ним относились уважительно, и даже посвятили одну из карнавальных масок. Существовала легенда о том, как некий человек из Китая приехал сюда без гроша, но с котом. Кот, даром что был стар и дряхл, переловил всех дворцовых мышей, чем несказанно удивил и обрадовал дожа. Животное осталось в Венеции, а китаец вернулся на родину богачом. Один из его состоятельных соседей решил, что раз в Европе даже за никчемное животное платят такие деньги, то за драгоценные шелка отвалят вообще немеряно. Сказано – сделано. Когда купец прибыл с грузом в Венецию, дож пришел в такой восторг от тканей, что предложил отдать за них самое ценное, что у него есть. Торговец согласился. Так бедный старенький кот опять оказался в Китае.

Вольто (Volto)

Также известна под названием Гражданин (Citizen), поскольку ее носили в дозволенные дни рядовые горожане. Вольто – наиболее нейтральная из всех масок, копирующая классическую форму человеческого лица. Она крепилась к голове лентами (у некоторых вольто вместо тесемок на подбородке имелась ручка).

(Medico della Peste) или более известный образ "Доктор чума"

В старину одним из самых страшных бедствий для Венеции была чума, которая посещала город несколько раз и уничтожала огромное количество жизней. Маску Medico della Peste в обычное время не носили, но во время эпидемии ее надевали доктора, посещая пациентов. В ее длинный клювообразный нос помещали различные ароматические масла и другие вещества - считалось, что они предохраняют от заражения чумой. Поверх одежды врач носил темный длинный плащ из льняной или вощеной материи, из-за чего изрядно походил на зловещую птицу, а в руке держал специальную палку – чтобы не прикасаться к зачумленному руками.








Самое неприятное, нельзя фотографировать маски в магазинах Венеции. И все это впечатление и многообразие многие туристы пытаются передавать фотографируя через стекло витрины. Нам повезло больше. Решив купить добротное количество масок, нам позволили отвести душу.

Маски продают везде. Это символ, это классный сувенир, но интересней всего лишь не в многих магазинах - мастерских, где по крайне мере можно увидеть как художник делает последние штрихи.



В свое время маски использовались с целью скрыть лицо, когда начиная от простых людей и заканчивая известными особами народ хотел перемещаться неузнаваемым. Став таким образом символом Венецианского карнавала.

Маски делаются в основном из папье-маше и кожи, хотя носить такие маски долго достаточно некомфортно. Самый удобный вариант - маска закрепленная на палочке.

Многие знают маски в виде длинного птичьего клюва. Во время чумы обычно доктора носили такие маски вкладывая в клюв специальные травы, пытаясь таким образом не заразиться от больного, при этом носили черные плащи.

Особую любовь и уважение многие ассоциируют именно с карнавальными масками.

Основные темы в украшении - музыкальные ноты, карты...

Кстати застать мастера за работой не так просто, а сфотографировать еще сложнее...

«Коломбина» - полумаска, часто украшается золотом, серебром, хрусталём и перьями. Маска была частью образа одноимённой актрисы в комедии дель арте. Согласно легенде, актриса была настолько красива, что не пожелала скрывать лицо, и специально для неё создали маску, закрывающую лишь часть лица:



Венецианский остров Повелья — Остров Чумы — известен всей Европе как место, которое в течение многих веков было либо изолятором и последним пристанищем больных чумой, а в ХХ веке — душевнобольных и противников режима Муссолини.

Его называют одним из самых мрачных мест на планете. О нём сложились драматические легенды. Что в них правда, а что — вымысел? Что вообще известно об этом безлюдном соседе весёлой и шумной Венеции?

В нескольких километрах отсюда – шумная и многолюдная Венеция… Итальянская красавица, прекрасный город любви, нежности и страсти, одно имя которого настраивает на романтический лад. Но у каждой красавицы есть своя «потайная шкатулка», закрытая на замок, где она прячет свои неприятные секреты. Остров Повелья – именно такая «шкатулка» Венеции. Здесь круглый год стоит тишина и безлюдье. Он имеет множество прозвищ, и одно мрачнее другого: «Остров чумы», «Врата ада», «Остров мертвых», «Пристанище потерянных душ» и далее в том же духе.

Почему судьба так обделила этот живописный клочок суши?

Остров не всегда был так неприветлив. В V столетии итальянцы нашли здесь убежище от варварских вторжений. По прошествии девяти веков на Повелии были возведены укрепительные сооружения, и весь остров по периметру был одет в камень. Сейчас средневековые укрепления только усиливают мрачную атмосферу, которую распространяет вокруг себя Остров Чумы.

История острова с самого начала

Островок Повеглия (правильнее – Повелья) не оставил особых следов в мировой истории. Он никогда не был объектом пристального внимания учёных. Что сказать – всего 75 гектаров. Всё его прошлое без труда умещается на паре страничек текста.

Подобно другим островам лагуны, он родился тысячи лет назад, когда прибрежное дно Средиземного моря начало опускаться. Над водой остались лишь верхушки возвышенностей.

В 421 году римские купцы основали на берегу торговое поселение, которому суждено было стать знаменитой Венецией. Времена были неспокойные, Рим периодически терзали варвары, и во время одного из таких нашествий, на Повелью с побережья перебрались, спасаясь, обитатели деревень Падуи и Эсте. Население острова росло, его жители рыбачили, торговали.

В IX веке, когда в Венецианской республике вспыхнули народные волнения, он приютил её главу и двухсот приближённых. Часть из них осталась тут жить. Построили церковь Святого Виталия, появились сады, виноградники. Здешние лоцманы, зная лагуну, проводили суда безопасным путём.

Когда в XIV веке Венеция затеяла войну с Генуей, островитян переселили на соседний остров – то ли чтобы защитить от врага, то ли чтобы они ему не помогали в случае чего. Позднее венецианцы возвели на прилегающем островке мощное восьмиугольное укрепление. Его пушки контролировали вход в лагуну со стороны открытого моря. Стены бывшего форта уцелели до наших дней.

Повелья долго оставалась необитаемой. Потом, используя ее удобное положение, тут построили склады, скотоприёмники. Знаковым стал 1776 год.

Рождение «Чумного острова»

История Повелии как проклятого острова начинается незадолго до заката Римской империи. Когда «юстинианова чума», пришедшая из Африки, в 543 году, начала уничтожать большую часть населения Италии, правители Рима превратили остров в место карантина и сослали туда несколько тысяч зараженных смертельной болезнью человек. Повеглия, окруженная со всех сторон водой, стала изолятором, а в скором времени и братской могилой.

После этого в IX веке остров стал активно заселяться. И это было единственное время, когда на Повелии текла относительно спокойная жизнь. Когда во второй половине XVI века Европу заволокла эпидемия бубонной чумы, распространяясь с чудовищной скоростью, а мертвых и умирающих людей просто некуда было девать, власти Венеции приняли понятное на то время решение. Было приказано свозить на Повелию не только трупы умерших от чумы, но и всех, кто проявлял малейшие признаки болезни.

Не трудно представить, во что превратился остров, где в течении нескольких лет на огромных кострах сжилаги зараженные трупы вперемешку с еще живыми людьми… По данным исторических документов на Повелии в то время погибло свыше 160 тысяч человек.

После пандемий

Когда эпидемия схлынула, и жизнь в Италии стала снова входить в привычное русло, 1661 году власти предложили потомкам тех, кто населял остров в IX веке, снова заселить Повелию. Но не нашлось ни одного желающего принять это предложение. Много лет остров пытались продать, однако никто даже за деньги не соглашался там жить.

Венеция принимала гостей со всего Средиземноморья и из тропиков Азии. Поэтому, простояв до 1777 года безлюдным, Повелья стала контрольно-пропускным пунктом на водном пути пассажирских и товарных судов. Корабли проходили досмотр и вместе с моряками и грузами должны были провести на острове карантинный срок (до 40 дней).

На Повелье появился вместительный лазарет, санитары. Предосторожности оказались не напрасны, в 1793 на нескольких судах, проходящих через остров, были зафиксированы случаи чумы. И Повелья стала лазаретом, а заодно и местом заключения для зараженных.

В 1814 году лазарет закрыли, и остров снова погрузился в мрачное молчание.

На острове разместили оружейные склады французов, церковь разобрали, оставили только колокольню, сняв колокол и превратив её в маяк.

«Врата ада» и ХХ век

К ХХ веку у Повелии уже была устойчивая репутация места, где не может произойти ничего хорошего. Здания станции пустовали дольше века. Не удивительно поэтому, что в 1922 году на острове организовали лечебницу для пожилых душевнобольных, куда попадали и вполне здоровые люди, бывшие врагами режима Муссолини.

Своей жестокостью и извращенным интересом к медицине был известен главный врач больницы, отрабатывавший с энтузиазмом на пациентах непроверенные методы. Так, к примеру, операции на черепе по лоботомии, для которых применялись долото, ручная дрель и молоток, проводились здесь без наркоза…

Странности и таинственные происшествия, которыми известен остров сейчас, начались уже тогда. Пациенты рассказывали о том, что слышат, плач, шепот и крики, видят людей, которые, появляясь из ниоткуда, сгорают на глазах. Казалось бы, мало ли что может померещиться сумасшедшим, но вскоре и персонал больницы стали посещать те же видения…

Прошло несколько лет, и главный врач лечебницы погиб при загадочных обстоятельствах, упав с колокольной башни. В 1968 году больница была закрыта, и остров снова стал пустынным.

Призраки и тени Повелии

Очень многие места на планете, обладающие дурной славой и тяжелым прошлым, сегодня открыты для посещения туристами. Но не Повелия. Местные жители стараются даже смотреть пореже в ее сторону, иностранцев же сюда не пускают вовсе. Исключения составляют лишь исследователи, которых остров интересует с профессиональной точки зрения. Но и те сюда заглядывают редко.

Вокруг острова постоянно курсируют полицейские катера, чем подогревают интерес охотников за адреналином: если на острове никого нет, то кого (или от кого) они охраняют? Истории смельчаков, которым все же удается пробраться на остров, очень схожи. Все рассказывают о том, что Повелья производит очень тяжелое, гнетущее впечатление: здесь ни слышны голоса птиц и животных, а время от времени с безлюдного острова доносятся крики и колокольный звон (колокол был снят с башни и увезен много лет назад).

Мрачные легенды Повеглии

Интернет переполнен жуткими рассказами, где фигурирует заброшенный остров Повеглия Италия. Эксплуатируются две невесёлые темы – чума и психиатрическая лечебница.
Легенды красочно описывают, как сюда свозили чумных больных ещё во времена Римской империи, а позднее и из Венеции. Везли вместе со здоровыми членами семей, обречёнными на мучительную гибель. Число захороненных оценивают в 160 тысяч. Нынче даже рыбаки не подходят сюда, поскольку сети вытаскивают вымытые из земли кости. Хоронить, говорят, не успевали, трупы массово сжигали, и почва здесь насыщена людским пеплом. Легенды иллюстрируются фотографиями массовых захоронений. Однако любой любознательный человек с помощью того же Интернета легко установит, что:

  • об эпидемиях чумы в Древнем Риме ничего достоверно не известно;
  • об эпидемиях чумы в Венеции известно много, но ни в воспоминаниях современников, ни в других документах подтверждений легенды нет;
  • археологические раскопки на острове не проводились;
  • фотографии могил, переполненных скелетами, сделаны на другом острове – Лазаретто. На нём в 2007 году, действительно, раскопали могилы, где, и вправду, похоронено свыше 1500 человек, погибших от чумы;
  • экспертам достаточно горсти земли, чтобы определить, есть ли в ней пепел человеческого тела. Но никаких данных о таких анализах местной почвы нет;
  • на фото, сделанных на острове, хорошо видны десятки рыболовных сетей, разложенных, видимо, самыми отважными рыбаками.

Продолжение «чумовых» легенд – рассказы о лечебнице с решётками на окнах. Мол, пациентов мучили кошмары, они слышали дикие стоны и видели призраков – души тех, кто не был нормально похоронен. А ещё главврач испытывал здесь запрещённые препараты и зверские методы лечения, вскрывая черепа… В итоге сам спятил и бросился с колокольни. В здании разбросаны обломки непонятных механизмов. По ночам якобы слышен колокольный звон, а призраки буквально толпятся. И вообще это аномальная зона, куда полиция не пускает никого. Что говорят скептики?

  • На сотнях фотографий, сделанных туристами и журналистами, нет ни одного зарешёченного окна;
  • «странные обломки», скорей всего, остались от кухонного и прачечного оборудования;
  • нет ничего странного, что людей с расстроенной психикой мучили галлюцинации – видения и голоса;
  • невозможно поверить, что в наше время (1960-е годы) истории о несчастных пациентах и погибшем враче-изувере не привлекли внимания властей, журналистов, родных и близких тех, кого поместили в приют;
  • на остров Повеглия Италия, действительно, не ходят рейсовые кораблики и, возможно, есть запрет на его посещение. Но настойчивые и щедрые туристы добирались сюда не раз. Что подтверждают интернет-форумы, граффити на островных строениях и реклама экскурсий сюда, которые можно заказать.

Конечно, всё это вовсе не означает, что в здешней истории нет секретов, и тут не происходит чего-то аномального. Однако непонятными явлениями стоит заняться всерьёз, а не полагаться на «устное народное творчество».

Добро пожаловать в дом призраков?

Пару лет назад Италия задумала уменьшить свой государственный долг, сдав в аренду старинную недвижимость, в том числе и… Повелью. Это задело патриотические чувства итальянцев. «ВКонтакте» появилась группа, которая под лозунгом Poveglia per tutti («Повелья для всех») начала сбор средств на выкуп аренды. На онлайновом аукционе группу обошёл итальянский бизнесмен Луиджи Бруньяро. На 99 лет он стал собственником легендарного острова, заплатив за него 513 000 евро. «Я не хотел, чтобы его выкупили иностранцы, – заявил он. – Рассчитываю сделать его открытым и привлекательным для венецианцев и наших гостей».

Новый хозяин решил превратить ветхие здания в люксовый отель, обустроить отдых. Смысл в этом плане есть. Здесь сохранились памятники истории, отсюда открываются роскошные виды на лагуну. Ну, а главное – ореол тайны, который издавна окружает остров. Волнующие легенды только украшают туристический объект. Любители острых ощущений и всего непознанного есть во всём мире. Почему бы их не пригласить сюда? Как сложится судьба Повельи, пока неясно. Арендатор готов вложить в проект 20 млн. евро. Но в 2015 году Бруньяро избрали на пост мэра Венеции. Так что, сейчас у него хватает неотложных дел и забот. Италия ждёт – найдётся ли среди них местечко для таинственной Повельи?

Венецианские церкви времен чумы. Санта-Мария делла Салюте. January 27th, 2016


Эта церковь с двумя куполами, которая стоит на набережной Большого канала в районе Дорсодуро почти напротив площади Святого Марка, видна практически отовсюду. Самое замечательное, что это одна уникальная барочная церковь на фоне бесконечного ряда готических вариаций, наполняющих главные острова Венеции. Как водится. после каждой эпидемии чумы, уносившей по сто тысяч населения, благодарные венецианцы воздвигали помпезные храмы в честь высших сил, совершихших то, к чему оказались неспособны врачи. Ну, вот эта самая примечательная из всей этой серии.



Ну, вот таков ее общий вид, и с этого ракурса очень хорошо заметна ее странная архитектура. Но сперва немного истории. В 1630-31 годах в Венеции бушевала очередная эпидемия чумы, занесенная с материка. Как ни старались венецианцы защитить себя от эпидемий (окружающие острова использовали в качестве карантинных лагерей), рано или поздно инфекция попала в город. Надо учитывать, что в то время о существовании микробов еще не знали, и единственным предположением о катализаторах эпидемии считали отравленный воздух. Все это закончилось довольно плохо, потому что больных не только не лечили, но и вообще не соблюдали правил гигиены. Защитой почему-то полагали горящие костры, очищающие воздух, и ношение масок с длинными носами, в которые вставляли фильтры, т н маски "чумных докторов". Ну, понятно, какой это было защитой от чумы на самом деле.


Эта чума унесла около ста тысяч жизней была одной из самых страшных эпидемий в истории Венеции. В 1631 году эпидемия внезапно закончилась - просто был выбран процент всех чувствительных к бактерям и остались люди, обладавшие повышенной резистентностью или имевшие прививку в виде легкой инфекции. Умерло больше трети населения города, и спасшиеся горожане решили построить на Дорсодуро храм благодарности Деве Марии, который так и назвали Санта-Мария делла Салюте, т е Дева Мария Исцеляющая.

В 1631 году архитектор, очень молодой тогда Бальтазар Лонгена спроектировал и после одобрения Советом и дожем, начал строительство храма победы над эпидемией. Набережная не могла выдержать такого массивного сооружения, и чтобы собор не сполз в море, в фундамент было забито более 1 миллиона (!!!) балок. Из них 100 тысяч было забито в дно канала вокруг набережной собора.


То есть сейчас мы видим одно из самых укрепленных в истории Венеции сооружений. Ни одно из окружающих его зданий не может похвастаться такой устойчивостью.


Несмотря на то, что в трате средств не скупились, строительство собора заняло более полувека, и тянулось почти до самой смерти архитектора, до 1891 года. Освящен собор был уже после его смерти. Лонгена был похоронен тут же, в своем главном сооружении, прославившем Венецию. Тут же сооружен алтарь по его собственному проекту.


Собор, в самом деле, необычен, и стал визитной карточкой Венеции, потому что ни один самый известный, открыточный ее вид, без него не обходится.


Собор был построен в форме восьмигранника, что нарушало тогдашние правила строительства церквей, но зато позволяло встроиться в среду и не занимать слишком большую площадь и без того узкого острова.


Собор удалось впишнуть без особого разрушения окружающих зданий, и если сейчас обойти площадь вокруг храма, то можно заметить, насколько отличаются от него по возрасту все остальные дома вокруг.


Над главным залом собора сооружен один огромный купол высотой 60 метров, над алтарем второй, поменьше. Вход в собор был оформлен в виде Триумфальной арки традиционной классической архитектуры. чего прежде не было в Венеции, а остальные грани восьмигранника изображали стены и элементы той же арки.


В соборе шесть огромных капелл, это легко сосчитать по элементам конструкции снаружи. Все строго симметрично, и бросается в глаза тщательная проработка замысла, в отличие от прежних, средневековых конструкций. Это был век торжества рациональности, разума и точных рассчетов, идей Френсиса Бэкона и вычислений Паскаля. И первый опыт такой архитектуры в Венеции.


Это сильно контрастировало с принятыми в Венеции прежними архитектурными нормами. Но считалось, что даже в этом разум победил чувства.


До сих пор хорошо видно, насколько отличается остальной мир от этого собора, особенно на фоне проплывающих до сих пор гондол с пассажирами.


Переулки вокруг собора совсем скромные, и только подчеркивают его мощь.


А с другой стороны к нему подходит близко мост Академии, построннный через 150 лет. Но это совсем иная эпоха, когда Венецию временно победил Наполеон.

Амброджо Лоренцетти (1290 — 1348)

Амброджо Лоренцетти — художник-философ, представитель сиенской школы. Он автор первого произведения на светскую тему в истории итальянского искусства — фресок с «Аллегориями доброго и злого правления» (Палаццо Публико, Сиена). Благодаря ему у историков есть доказательства использования в Средневековье песочных часов. Они изображены на его фреске «Аллегория доброго правления».

Деталь фрески «Аллегория доброго правления»

Время отмерило художнику 58 лет жизни. За эти годы он успел создать собственный оригинальных стиль (что было весьма необычно для треченто), расписать церковь Сан-Проколо во Флоренции, принять участие в оформлении церкви Святого Августина в Сиене и других соборов этого тосканского города.

Чума унесла жизнь не только Амброджо Лоренцетти, но и его брата

Жизнь живописца, вероятно, оборвалась в 1348 году, когда Европу накрыла Черная смерть. После этой даты его имя не упоминается ни в одном документе. Скорее всего, он был погребен вместе с тысячами других сиенцев, пораженных болезнью. Во время бубонной чумы Сиена потеряла половину своих жителей. «Во многих частях города, — пишет хронист, — были выкопаны глубокие ямы. Множество мертвых было сброшено в них. Некоторые тела же были закопаны наскоро. Собаки раскапывали их и таскали по городу».

Также во время чумы погиб старший брат Амброджо — Пьетро Лоренцетти. Его самые известные работы можно увидеть в нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи. В одной из фресок на тему «Страстей Христовых» Пьетро Лоренцетти впервые со времен Античности поместил изображение падающей тени.

Андреа дель Кастаньо (1423 — 1457)

Художник Андреа дель Кастаньо родился в деревушке Кастаньо, расположенной вблизи Флоренции. Возможно он учился у Филиппо Липпи и Паоло Уччелло. Наиболее значительные работы он выполнил во Флоренции и Венеции. Лучшим творением мастера считается фреска «Тайная вечеря», написанная для трапезной бенедиктинского монастыря святой Аполлонии Александрийской. Существует мнение, что Леонардо да Винчи был знаком с этим произведением и отталкивался от него при создании собственной «Тайной вечери».


Андреа дель Кастаньо, «Тайная вечеря»

Художник и архитектор Джорджо Вазари, известный также как автор «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», в этой книге обвиняет Андреа дель Кастаньо в убийстве художника Доменико Венециано, якобы по причине страшной зависти к его таланту. Эта легенда сподвигла флорентийцев закрашивать работы Кастаньо и сбивать его фрески. На самом же деле художник умер в 1457 году от чумы, за четыре года до смерти Венециано. 36-летний Кастаньо ушел в мир иной в страшных муках, не подозревая, что его имя будет оклеветано после смерти.

Пьетро Перуджино (1446 — 1523)

Пьетро Ваннуччи, прозванный по месту рождения в городе Перудже — Перуджино, был представителем умбрийской школы живописи. Его стиль оказал влияние на мастеров Высокого Возрождения. По приглашению папы римского Сикста IV в 1480-х годах Перуджино работал в Сикстинской капелле. Его кисти принадлежат фрески «Крещение Христа», «Вручение ключей апостолу Петру» и другие. Работы «Рождение Христа» и «Нахождение Моисея», располагавшиеся на алтарной стене, были сколоты чтобы освободить место для «Страшного суда» Микеланджело.


Перуджино, «Вручение ключей апостолу Петру»

В начале XVI века художник пережил закат своей славы. Его стиль был признан устаревшим. Взоры публики обратились к работам новых кумиров — Рафаэля (который был учеником Перуджино), Микеланджело, Тициана. Перуджино, проведший полжизни в разъездах по Флоренции, Венеции и Риму, в последние годы был вынужден осесть в родной Перудже, где искусство не было так развито. В Перудже и ее окрестностях чума утихала и вновь разгоралась с 1523 по 1528 год. За пять лет в этом небольшом городе эпидемия унесла жизни восьми тысяч человек. Перуджино умер от чумы в феврале или марте 1523 года. Ему было около 75 лет. В последние дни своей жизни художник работал над фреской для небольшой церкви Кастелло в Фонтаньяно. В наши дни она хранится в музее Виктории и Альберта в Лондоне.

Ганс Гольбейн Младший (1497/1498 — 1543)

Немецкий художник Ганс Гольбейн Младший в 1532 году окончательно перебрался в Лондон. Ранее он уже провел здесь несколько лет при дворе короля Генриха VIII и теперь возвращался, чтобы стать придворным живописцем и быть подальше от религиозных столкновений протестантов и католиков, терзающих материковую Европу.

Одна из самых известных картин Гольбейна этого периода — «Послы» (написана в 1533 году). На ней изображены два человека: французский посол в Лондоне Жан де Дентевиль и епископ Лавора Жорж де Сельв. Огромное количество предметов, расположенных рядом с ними, указывает на их интерес к науке и различным искусствам. Общую симметрию картины нарушает странно вытянутый череп. Это анаморфоз — конструкция, которая складывается в отчетливую форму только под определенным углом зрения. Череп здесь — знак того, что в рутине дней смерть — лишь размытое пятно. Однако чтобы жить осмысленно, необходимо всегда помнить о смерти.


Ганс Гольбейн Младший, «Послы»

Чума, которая при жизни художника в Лондоне вспыхивала с 1536 года, постоянно напоминала о бренности человеческого существования. В 1543 году она свирепствовала в городе особенно сильно. Мор продолжался до зимы. Ганс Гольбейн, всегда писавший других и никогда себя, за год до новой вспышки эпидемии неожиданно создал автопортрет. Художник не дал смерти навсегда стереть его лицо из памяти истории. Чума, вероятно, настигла Гольбейна между 7 и 29 ноября 1543 года. Живописец скончался в возрасте 45 лет. Место его захоронения неизвестно.

Тициан (1488/1490 — 1576)

В последние годы своей жизни, выпавшие на 1570-е годы, венецианский художник Тициан Вечеллио работал над картиной «Наказание Марсия». В ней описан конец древнегреческого мифа о состязании Аполлона и Марсия. Сатир уступил богу в пении и теперь терпит страшные муки — со смехом и весельем с него сдирают кожу. В правом углу картины безучастно сидит старик и с глубокой задумчивостью взирает на происходящее убийство. Искусствоведы предполагают, что в этом образе Тициан изобразил самого себя. По их мнению, картина отражает мысли художника о том, что мир жесток, смерть всесильна, человек развращен жаждой насилия и ничто не может его спасти, даже искусство. Эпоха Ренессанса заканчивалась крахом идей гуманизма. И словно подчеркивая бессилие человека перед страшными и необузданными силами, в Венецию ворвалась чума.


Тициан, «Оплакивание Христа»

Эпидемия охватила республику Святого Марка в конце 1575 года. По своей силе она походила на пришествие Черной смерти в 1347 — 1348 гг. Остров Лазаретто, куда свозили зараженных чумой, был переполнен. Венеция превратилась в город-призрак. Мор царил в городе до 21 июля 1577 года. Погибли около 50 тысяч венецианцев.

Во время эпидемии Тициан работал над своим последним полотном «Оплакивание Христа». Ему было около 86 лет. Он наблюдал, как тяжело страдает от чумы его младший сын Орацио. Художник ухаживал за сыном, прекрасно понимая, что может заразиться. В августе 1576 года он услышал шум на первом этаже своего дома. Спустившись вниз, он обнаружил, что входная дверь открыта. Выбежав на улицу, он увидел отчалившую гондолу. Орацио был на ее борту. Оказалось, что санитары, которые проводили досмотр улиц и домов в поисках зараженных чумой, забрали его, чтобы отвезти в место карантина.

Мертвого Тициана нашли с кистью в руке

Через несколько дней Тициан, «король живописцев и живописец королей», ушел из жизни. Тело мастера обнаружили лежащим на полу. В руке он крепко сжимал кисть. Картина «Оплакивание Христа» осталась незаконченной. Работу завершил другой венецианский живописец — Джакомо Пальма Младший. Сын Тициана Орацио жестоко страдал от болезни и умер через месяц.

Великий художник был похоронен в соборе Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари, что ставит под сомнение его смерть от чумы. Возможно, он был единственным, кто удостоился чести быть погребенным в храме, несмотря на болезнь. Некоторые исследователи уверены, что Тициан умер по естественным причинам, и чума не затронула организм художника. Даже если это так, пандемия оставила смертельный след в душе мастера, на глазах которого умирал его любимый сын.