Население Испании: численность, этнический состав и особенности. Глава VII

Традиции, обычаи и привычки испанского народа

Удивительная страна Испания. Страна контрастная и колоритная. В ней проживают представители разных национальностей и культур. Ни один ее регион, ни одна провинция не похожи друг на друга. Более того, даже жители этих провинций - коренные испанцы имеют свои обычаи и традиции, говорят на разных диалектах, из-за чего Ваше общение с ними может оказаться крайне затруднительным. Другая характерная особенность - повышенная эмоциональность в общении: активная жестикуляция, быстрый темп речи и ее громкость, что отнюдь связано с проявлением какой бы то ни было агрессии. Это просто их особенность общения.

Испанцы - народ темпераментный и шумный, но также доброжелательный и открытый. Для кого-то их темперамент и манера общения могут показаться непривычными. Некоторых туристов может шокировать, например, если испанец запросто начнет разговаривать с ним на улице и даже "тыкать" (особенно если человек выше по статусу и возрасту). Просто в испанском языке понятия "ВЫ" не существует. Испанцы не демонстрируют расстройство или обиду - это не принято. Еще они очень галантны, серьезны, человечны и очень любят и ценят чувство юмора. А вот склонность к опазданиям это норма. Пунктуальность для испанцев тема болезненная. Очевидно, что это не та черта, которую они прежде всего ценят в человеке или даже при деловых отношениях.
Испанцы любят поговорить, из-за чего часто деловые переговоры "слегка" затягиваются. Но это ненамеренно.

В культуре, обычаях, традициях и привычках, - во всем чувствуется проявление национального характера: великолепная музыка, страстные и чувственные танцы покорили сердца многих людей со всего мира. Фламенко, севильянас (особый тип фламенко не в чистом виде, распространенный только в Андалусии - южном регионе Испании) - характерные черты испанской культуры. Они любимы и популярны за пределами страны. Также очень популярно канте хондо - монотонное пение, сардана - каталонский хоровод, фанданго - андалузский танец, исполняемый с бесконечным притоптыванием и перестукиванием кастаньет.

Национальные привычки испанцев - свидедельство их любви к удовольствиям. Любимое занятие...., конечно, сиеста - двухчасовой отдых или сон после обеда. Этот культурный обычай соблюдают абсолютно все, поэтому жизнь в стране в эти часы замирает. Другая старинная традиция - пасео - вечерняя прогулка, цель которой навестить друзей. Следствием пасео является осио - праздная беседа обязательно на улице после прогулки. Эти традиции насчитывают не одну сотню лет. Их бережно хранят и соблюдают все поколения.

Вообще большую часть свободного времени испанцы проводят на улице. Испанцы любят гулять. Но прогулка для них - особый ритуал. Они тщательно готовятся даже к тому, чтобы просто выйти на улицу для встречи с друзьями или за мелкими покупками в магазин за углом. Поэтому они так следят за собой. Это так называемая неформальная опрятность. Что удивительно - испанцы тратят значительную часть своего дохода на улучшение своего внешнего вида. Им нравится, когда на них обращают внимание окружающие. Они и себя рады показать, и других с любопытством рассматривают.

Другой значимый ритуал - посещение бара. Для испанцев бар - храм общения. В жизненном укладе любого испанца четко распределено рабочее время, время на еду и на сон и обязательно! - время проводимое в барах. В них они встречаются с друзьями за партией в карты или в домино. Эти встречи всегда сопровождаются типичными испанскими закусками tapas, футбольными матчами и веселой и дружелюбной беседой с бокалом вина или пива. Эсли испанец не посетил бар, его обязательства на сегодняшний день не выполнены. Таким образом, бары становятся эпицентров общественной жизни. В любом баре обязательно есть телевизор, по которому ведутся транчляции футбольных матчей причем спревышением громкости. А если учесть, что в барах есть также и игровые автоматы, то к подобному шуму привыкнуть довольно сложно. Еще один немаловажный факт: испанцы тратят немыслимые деньги на лотереи (больше, чем другие европейцы). Очень интересно, что пол в баре всегда усыпан косточками от оливок, окурками, раковинами от мидий и салфетками. Если Вы не обнаружите подобных "украшений" в баре, то считайте, что в него не стоит заходить или же Вы находитесь не в Испании. Все уважающие себя бары, которые пользуются популярностью среди испанцев, всегда имеют такие достопримечательности.

В целом, если вкратце охарактеризовать особенности этой страны, привычки и традиции - получается "сочетание несочетаемого". Яркие, чувственные и страстные танцы, эмоциональность в общении, и одновременно неспешный и размеренный уклад жизни. Тяга к удовольствиям и любовь к знаниям, открытое уважение к интеллектуальным способностям. Но при этом, повсюду пройти без очереди у испанцев не считается зазорным. Однако никогда Вы не встретите в транспорте стоящего пожилого человека - уважение к старшим здесь высоко ценится. Вежливость проявляется еще и в такой привычке - придержать дверь за идущим позади человеком, пропустить вперед женщину. Все это само собой разумеющееся.

А вот в праздниках национальные черты испанцев проявились ярче всего. Известно, что испанцы не только любят праздники, но и умеют их хорошо проводить. Существуют национальные праздники, которые отмечаются во всех регионах и областях страны - Рождество и Пасха (испанцы - народ глубоко религиозный!), День Конституции, детский праздник Трех Королей в январе; провинциальные, которые отмечают в отдельных областях: например, праздник огня в Валенсии, фестиваль "римляне и карфагеняне" в провинции Мурсия, "мавры и христиане" в провинции Аликанте, севильяна в Севилье и т.д. Есть и более "местечковые" праздники - местные, городские, сельские. Феерии, карнавалы и фестивали повсюду проходят красочно и весело. Иногда их празднование длится несколько дней или недель. Такие дни официально люъявляются нерабочими.

Безусловно, "визитной карточкой" страны, ее символом и душой является коррида. Немало споров возникало из-за этого действа: некоторые считают это жестоким. Однако сами испанцы высоко ценят эту древнюю традицию. Еще в Древней Индии и на острове Крит были известны ритуальные игры с быками. Также они были распространены у древних евреев, кельтов и финикийцев, которые одними из первых колонизировали Пиренейский полуостров. А вот в современно виде коррида была проведена в 1775 году вгородке Ронда, недалеко от Малаги, где "Конным дворянским обществом" была построена арена. С тех пор Ронда стала "Академией корриды", а впоследствии арены появились в Мадриде, Севилье, Малаге, Кордове.

Еще стоит отметить, что жители различных регионов и населенных пунктов имеют не только свои диалектические особенности, но и свой символ и герб. И конечно сови особые фольклорные традиции. Но для всех испанцев незыблемыми остаются символы монархии и король.
Испанцы глубоко уважают королекский двор, и не дай Бог в разговоре вы посмеете критиковать правящую королевскую династию. Вы тем самым наносите оскорление всему испанскому народу.
Есть также и другие "запретные темы", которых не следует касаться в разговоре: тема смерти, тема корриды (если вы дилетант!), религии, футбола, денег (а также богатства/бедности и достатка: у испанцев не принято говорить об уровне доходов и жаловаться на бедность), политики и возраста (не стоит обсуждать возраст не только дам, но и мужчин!).

Испанцы также соблюдают и семейные традиции. Важноо отметить, что они очень любят детей. Дети - это святое, это центр семьи. Принято обязательно отмечать дни рождения и именины, причем именины отмечаются особенно ярко и бурно.
Интересно, что женщина в браке не меняет фамилию, поэтому дети получают, двойную фамилию - отца и матери. Если первым рождается мальчик, его обязательно называют именем отца, а если дочь - именем матери. Испанцы также любят давать прозвища.
Однако испанцы не торопятся связывать себя брачными узами. Средний возраст замужества возрос до 30 лет, а мужчины согласны распрощаться со свободой не ранее 33. Соответственно, первый ребёнок в испанской семье появляется как правило после 30, или ближе к 40 годам. Социологи объясняют тенденцию медлить с браком высокими ценами на жилплощадь и сложностями совмещения работы и семьи. Интересен тот факт, что женятся испанские пары не только через ЗАГС (matrimonio civil в переводе гражданский брак), но больше половины (69%) предпочитают католическое венчание в церкви (matrimonio catolico o por iglesia). Бесспорно, церковная церемония и свадебная месса впечатляют красотой и помпезностью.
А вот развод здесь юридически процедура сложная. Оформить официально расторжение брака возможно лишь по прошествии пяти лет.

Испания известна и своими гастрономическими традициями: разнообразные овощи и фрукты, колбасные изделия, вяленый свиной окорок - хамон (еще одна гордость Испании), мясо, рыба, морепродукты, чеснок, оливковое масло, вино (Испания занимает 3-е место в мире по производству вина), ароматические травы и пряности: шафран, петрушка, розмарин, майоран, мускатный орех - все это испанская кухня. Испанские кулинары - мастера по части разнообразных соусов.
Кухни разных регионов также имеютт свои отличительные особенности (существуют национальные блюда: паэлья, хамон, гаспаччо, тортилья и т.д., но есть и свои региональные кухни). Например, в Андалусии - особая невероятно вкусная, хотя и немного экзотичная кухня. Ценители гастрономических изысков по достоинству оценят многообразие «национальных ноток» народов, некогда проживающих на в этом регионе. В меню каждого ресторана найдётся яркое подтверждение тому, как ярко и гармонично воедино переплелись традиции римлян, греков, арабов и финикийцев.

Испанцы очень любят домашних животных. При этом кроме кошек и собак, некоторые предпочитают экзотических животных: питонов, крокодилов и даже тигров. Конечно же, когда забавный питомец подрастает и становится потенциально опасным, он оказывается на улице. По этой причине в Испании существуют специальные приюты для покинутых домашних (и не очень) животных, а государством был принят закон о наказании нерадивых хозяев штрафом. Официально законом запрещается плохо обращаться с братьями нашими меньшими, бить их, не кормить, не выгуливать и проч., причём наказание предполагает не только большие штрафы, но и судебную ответственность.

Испания занимает лидирующие позиции среди самых посещаемых стран в мире. Бесспорно, эта страна привлекает туристов со всех концов света не только своим мягким солнечным климатом, пляжами, архитектурой и гастрономией, но и чарующим самобытным нравом её обитателей.

Испанская народность начала формироваться во времена соединения иберов и кельтов. В тот момент возникла народность, называвшаяся кельтиберы. На тот момент Испания называлась Иберия. В Иберии жили не только кельтиберы, но и другие народности.

После того, как римляне завоевали Испанию, население стало иберо-римским. А в 5 веке германцы оставили свой отпечаток на народах Испании, вторгшись на их территории.

В 8 веке Испания была захвачена арабами и берберами. После этого испанцы начали распространяться на чужих территориях и сыграли важную роль в формировании народностей Латинской Америки и Филиппин. Представители испанской народности смело вступали во всевозможные отношения с иностранными женщинами, поэтому сегодня мы можем встретить как смуглых, темноволосых испанцев, так и светлых, напоминающих славян.

Народы, населяющие Испанию

Представителями древних народностей являются те, кто имеет семитские, берберские и арабские корни. Численность этого населения составляет лишь малую часть всей Испании.

В основном испанцы живут на Пиренейском полуострове. Их предками являются кельтоиберийцы, вестготовы, мавры и римляне. Потомки этих народностей живут не только на территории Испании, но и во всех испаноязычных нациях и странах.

Испанцы не считают себя общей нацией, они продолжают бороться за свои корни, поэтому среди Испанцев можно встретить обособленные народности - галисийцев, каталонцев и басков.

Говоря о каталонцах стоит отметить то, что они живут на своей провинциальной территории - Каталонии. Общепринятым языком является каталонский, но есть и те, кто говорит на итальянском, французском и испанском языках. Жители этих мест исповедуют католицизм.

Каталонский язык появился во времена кельтов и иберов. Когда римляне захватили Испанские земли, латынь стала неотъемлемой частью жизни Испании. Именно романские языки и породили каталонский, существующий и в наши дни.

Цыгане являются представителями меньшинств в Испании. В Испании их называют: рома, мануш, синти и кале.

Общепринятым языком является испанский, но встречаются и те, кто говорит на баскском, аранском и галисийском.

Культура и быт Испании

Говоря о культуре, быте и повседневной жизни испанцев, стоит начать с их семейных отношений. Семейный круг испанцев не ограничивается близкими родственниками. Семья для испанцев - это троюродные дяди, тети, внучатые племянники, дети сводных братьев и сестер. Они действительно любят и оберегают друг друга, стараются быть как можно ближе к своим родственникам.

Испанцы очень любят детей. Когда в семье рождается первенец, ему дают фамилии отца и матери одновременно. Как правило, детей называют в честь родственников, поэтому в одной семье может быть несколько человек, отзывающихся на одно и тоже имя.

В Испании чтут и уважают стариков. У них не принято сдавать пожилых людей в дома престарелых или "психиатрические пансионаты", тут все иначе. Если в каких-то странах принято отказываться от стариков, то в Испании семьи помогают друг другу в уходе за пожилыми людьми.

Как правило, испанцы достаточны вольный и ленивый народ. У них все откладывается на потом, на завтра, переносится на пару часов - лишь бы не сейчас. Об этом не стоит забывать, договариваясь о встрече с испанцем.

Многие считают, что испанцы любят вино. Да, это так, но чаще всего это ограничивается небольшими бокалами. Возможно, человек возьмет несколько раз за день в руки бокал, но это будут совсем небольшие порции, которые никак не повлияют на его эмоциональность и общительность с другими людьми.

Некоторые необычные обычаи и традиции

Испания славится своими красочными и веселыми традициями и праздниками. Одной из этих традиций является так называемы бег от быков - коррида. Стадо быков выпускается на оживленные улицы, и люди убегают от них. Выброс адреналина, страх, азарт и веселье - все это ежегодно притягивает людей на это мероприятие.

Еще одной традицией Испании является День Гуся. Над водой вешается гусиная тушка, а участники состязания пытаются ее сбить, проплывая на лодках под привязанной птицей.

Еще одним странным обычаем является битва помидорами. Люди выходят на улицы и начинают обкидываться помидорами. В этом празднике нет никакого смысла, однако в этот момент все участники по-настоящему счастливы, словно дети.

, галисийцев и басков , которые являются самостоятельными народами, но и в других. Они называют себя арагонцы, валенсийцев, канарейке, астурийцы, кастильцы т.д. года 17 исторических провинций получили автономию и теперь имеют собственные правительство и парламент. Это - Каталония, Страна басков , Галисия , Андалусия , Валенсия , Эстремадура , Канарские острова , Балеарские острова , Кастилия и Леон , Кастилия - Ла-Манча , Астурия , Наварра , Мурсия , Риоха , Арагон , Кантабрия и Мадрид .


1. История названия

В латинском эпиграфе к первой испанской хроники "Estoria de Espanna" ( или ), которая была подготовлена ​​королем Альфонсо X, королевские подданый названы "хиспанис", а в испанском варианте - "испанос":

Rex, decus Hesperie, tesaurus philosophie, Dogma dat hyspanis; capiant bona, dent loca uanis .

Исходный текст (Исп.)

El Rey, que es fermosura de Espanna et tesoro de la filosofia, ensannana da a los yspanos; tomen las buenas los buenos, et den las vanas a los vanos.

В этой же книге говорится о мифического предка, племянника Геракла, именем Эспан (Espan) .


2. Язык

Испанский язык относится к романской группе индоевропейской языковой семьи. Наиболее близки к испанскому - португальский , галисийский , каталанский . Собственно, две последние - промежуточные звенья, галисийский - между испанским и португальским, каталонский - между испанским и французском [ ]. Чуть меньше, но довольно большое сходство, она имеет с итальянской .

Наряду с английским, французским, немецком , русском и арабском испанский язык является международным. Она является государственным в большинстве стран Латинской Америки, за исключением Французской Гвианы , Гайаны , Суринам , Бразилии и ряда Антильских островов .

Иногда его называют кастильским, потому литературный испанский сложился на основе кастильского диалекта. B Испании есть и другие диалекты - арагонский, астурийский (бабло), леонский и другие. Письменность - на основе латиницы .

Предшественница испанского языка - староиспанском (она же кастильский) утвердилась в период, когда испанцы отвоевывали у арабов Толедо (1085), Кордову (1236), и Севилью (1248). Она развивалась под влиянием французской и провансальской, под влиянием труверов Франции и трубадуров Прованса. Теперь она хранится в достаточно измененном виде у потомков испанских евреев, сефардов, переселившихся на Балканы , под названием ладино .

"Возрождение" местных наречий, начатое в 60-е гг 20 в., Имеет довольно искусственный характер .


3. Этногенез

Сначала территория Испании была заселена иберами, которые позже смешались с кельтами. Возникла новая общность - кельтиберы. Страна называлась Иберия . Кроме этого здесь жили народы другого происхождения. Один из них - баски, народ неизвестного происхождения с изолированной языке. Были предположения о его родстве с грузинами, проводились исследования по сравнению языков грузин и басков. Имеет сходство и древнее название Грузии - Иверия. Впрочем генетический анализ не подтверждает эту теорию .

В начале 1-го тысячелетия население Пиренейского полуострова потерпело романизации. В 5 в. сюда вторгаются племена германцев (вест-готов). Страной управляют вест-готские короли. В 8 ст. с юга почти весь полуостров захватывают арабы, берберы и евреи. Устанавливается власть арабских династий (Альмохадов, Альморавидив, Омейядов). С этого времени небольшие готские королевства, Астурия, ЛЕОН, Арагон, Наварра, начинают борьбу с арабами (Реконкиста), которая закончилась в 15 в., во времена короля Фердинанда Арагонского и королевы Изабеллы Кастильской . Началось объединение страны и нации. В конце 15 века началась эпоха Великих географических открытий, в которых Испания сыграла ведущую роль, наряду со своими конкурентами, Португалией и Англией, подобно которым она обладала огромными колониями. Благодаря испанцам появились новые народы в странах Латинской Америки, на Филиппинах, возникшие от смешения испанцев и местных жителей. Их прямые потомки называются креолы, а смешанные - метисы (обычно это потомок испанца и индианки, но не обязательно).

Антропологический тип испанцев - средиземноморский, - у них длинные лица, длинные, прямые или горбатые носы, преобладает темные волосы, но встречается и светлое. В Андалусии сильно проявляется арабский компонент.


4. Хозяйство

Занятия населения различается в зависимости от региона или этнической группы. Везде распространенное земледелие . Бобовые, оливы, виноград выращивают везде, зерновые - в Андалусии, Арагоне и на Месета (означает "плоскогорье"), кукурузу, рожь и картофель - в северных районах, а цитрусовые - на восточном побережье. Животноводство и морское рибацтво распространенное в Каталонии, Астурии, Стране басков, в Мадриде также развито животноводство . Разводят крупный рогатый скот, свиней, овец. Отдельные группы имеют свои традиционные занятия. Это - пасьегос Кантабрии, марагатос ЛЕОН, вакейрос Астурии, они - пастухи, обменивают свою продукцию на хлеб, овощи, изделия ремесла.

Испания - страна с достаточно высоким уровнем экономического развития. За время существования она пережила период упадка, когда из многочисленных колоний судна поставляли в метрополию золото и драгоценные продукты. Развитие экономики в самой Испании из-за этого приостановилось, но после распада колониальной державы, в 20 в., Экономика постепенно была восстановлена.

Важные отрасли - горнодобывающая, черная металлургия , машиностроение , электротехническая, химическая и старейшая отрасль, текстильная. Значительную роль в экономике играет туризм .

В сельском хозяйстве сохраняются феодальные. Среди хозяйств преобладают крупные латифундии. Миллионы крестьян разоряются и бегут в города. Большая часть населения теперь занята в промышленности и сфере услуг.

Большую роль в стране играет виноделие . Наиболее известные вина - херес (производится в провинции Херес), Малага (город Малага), портвейн и мадера (вина португальского происхождения). В отличие от России и Скандинавии , где предпочитают крепкие напитки, в средиземноморских странах употребляются сухие, слабые вина, обычно во время обеда, в умеренном количестве.

Традиционные ремесла испанцев и искусство представлены керамикой , резьбой по дереву, художественной вышивкой, плетением, ткачеством .

Поселение - различных типов. Есть большие поселения, хутора с одним двором, много типичных средневековых городов) - небольших, с богатыми историческими традициями и памятниками. Наиболее крупные, многофункциональные города - Мадрид (столица), Барселона , Валенсия . Многие портов. Поселение в горных районах напоминают кавказские , - многоярусные, с плотной застройкой, дома в основном белого цвета. В давние времена испанцы использовали пещеры или напивпечеры, строили полуземлянки, округлые или овальные по плану.

На северо-западе распространен дом из необработанного камня, крытый соломой (пальясо). На севере (влажная часть страны) - баскского-наваррские или астуро-галисийсьий тип дома, каменный. Он имеет 2 этажа, спальню, столовую, кухню на высшем этаже, хозяйственные помещения - на нижнем. Южнее, в сухой части, дома одноэтажные, помещения для скота и хозяйственные постройки - отдельно. Многие районы бедны и лесом, и камнями, и здесь используют глину и кирпич. Есть маленькие домики с плоской крышей. В Андалусии - дома с замкнутым двором.

Одежда мужчин - узкие короткие штаны до колен (такие носили в Европе в 18 веке), белая рубашка, жилеты, куртки, пояса, плащи. Короткая куртка испанца обычно украшена спереди и сзади вышивкой. Обувь - кожаная или плетеная с эспарто (испанский дрок). На севере в дождь носят деревянные башмаки. Головные уборы - фетровые соломенные шляпы, баскский берет. Шляпа, в отличие от итальянского, широкополой (калабреза), имеет короткие поля и невысокую тулью. Одежда женщин - в центре страны - рубашка на лямках, короткая шерстяная куртка, в Андалусии - длинное узкое платье. На голове - платки, черная или белая сетевая мантилья. Чулки - с вышивкой. Как украшение - гребень или цветы в волосах. Типичная испанская платье - узкая в талию с широкой юбкой с многочисленными оборками.

Кухня разнообразна. Общее - обильное употребление свиного сала, оливок, острых приправ из томата, лука, чеснока, красного перца, овощей и фруктов. В Андалусии много блюд из рыбы, на юго-востоке - с риса . Напитки - кофе , молоко , цитрусовые соки, вино , яблочный сидр . Типичное блюдо - паэлья. Она готовится из риса с бульоном , курицы, говядины, свинины, рыбы, и заправляется шпиком, луком, перцем, солью, зеленью, соком лимона, растительным маслом. Также сложно готовится олья подрига, из говядины, свинины, шпика, колбас, зеленого горошка, картофеля, моркови, капусты, заправляется луком, чесноком, сельдереем, лавровым листом, перцем, солью, петрушкой, тертым сыром и томатами. Тортильяс - прожаренный омлет с картофелем и овощами.


5. Католические традиции

Каждый город имеет своего заместителя, день которого празднуется. Праздники устраивают эрмандады (братства), на юге - более пышно, на севере - скромнее. Весенние карнавалы, ярмарки, театрализованные представления присущи определенным местностям.

6. Культура

6.1. Музыка, танец

Музыка Испании считается лучшей в мире после итальянского . В искусстве существовали романсы, народные жанры песни и поэзии - летрильи, сегидильи, серенады, вильянсико. Типичный испанский жанр поэзии - Копли (короткое стихотворение). В Андалусии был развит своеобразный жанр пения и танца, - фламенко . Танец - выстукивания ритма ногами, носком, пяткой, стопой, по-испанские - сапатеадо (от слова Сапата - ботинок). Похоже встречается не везде, это только шотландский, ирландский и американский степ (чечетка). Танцы в основном групповые, с прыжками, перебежками. Наиболее известные испанские танцы - пасодобль, фанданго, сарабанда и павана (старинные). В Испании родилось и танго , хотя приобрело славу оно уже за океаном, в Южной Америке.


6.2. Литература

Монумент Серантесу в Мадриде. Дон Кихот и Санчо Панса.

Наиболее древние литературные произведения в Испании - рыцарские романы, как и в странах северной Европы. Но существуют чисто испанские варианты рыцарских романов. Это - "Песнь о Сиде" и "Амадис Гальский", события в которых происходят в Испании, и герои которых - испанцы. Литература Испании в эпоху Возрождение развивалась в сложных политических обстоятельств. Именно в Испании появился жанр плутовского романа . Первый автор - Матео Алеман, его роман - "Гусман де Альфараче". Широко известный пример этого жанра - "Хромой бес" Луиса Велеса де Гевары. В какой другой стране этот жанр не был развит. Во Франции плутовской роман следовал Ален-Рене Лесаж ("Приключения Жиль Бласа из Сантильяна"). Одним символом Испании есть литературные фигуры дон Кихота и Санчо Пансы.


6.3. Архитектура

Ви те же черты, что и в других странах, но ее архитектура имеет свои особенности. Испанская готика почти не отличается от общеевропейской (хотя здесь и развивался особый стиль "Мудехар"), но Ренессанс уже своеобразен и имеет свое название, - платереско ("плоский"). Стиль барокко известный в Испании как "чурригереско" (по фамилии архитектора Чурригеры). Наиболее известные памятники: собор в Бургосе , здание университета в Вальядолиде , собор Сантьяго де Компостела, собор в Толедо . Позже в Испании развиваются все другие стили, присущие всей Европе. Именно для Испании характерно искусство архитектора Антонио Гауди , специалисты оценивают его как постмодернизм . Он - каталонец, и искусство его - в Барселоне. Кроме многих домов в оригинальном стиле, он создал собор "Саграда Фамилиа" (Святое семейство), ставший в последнее время одним из символов Испании (подобно Эйфелевой башни в Париже). Новые архитектуре тенденции развиваются архитектура Сантьяго Калатрава .


6.4. Живопись

Диего Веласкес, неизвестна дамы с веером

В 19 веке исследователь испанской литературы с США Джордж Тикнор назвал и расценил испанское 17 века как "Золотой век". Это название подхватили.

Но искусствоведы Испании позже расширили границы "Золотого века". Отсчет начинают с 1492 г., Когда Небриха обнародовал учебник "Испанский грамматика", а завершают 1681 годом, когда умер Кальдерон. В "Золотой век", таким образом включают испанский

Испания – это многоязычная страна. Языки Испанииимеют свои традиции и историю. Впрочем, как и многие народы на её территории. Во времена правления Франсиско Франко этнические меньшинства подвергались искусственному давлению. Их речь истреблялась, а носителям грозила смертная казнь за использование неофициального языка.

Но спустя многие годы, языки этих народов не исчезли. Наоборот начали набирать силу и за последнее десятилетие пережили настоящее возрождение.

Эти народы – каталонцы, говорящие на каталанском, галисийцы – говорят на галисийском языке, баски – на баскском, астурийцы – на астурийском языке, окситанцы – на окситанском, ну и арагонцы соответственно на арагонском языке. Также существует диалект каталанского языка, на котором говорят валенсийцы. Иногда употребляется его название, как валенсийский язык. На каталанском языке общаются не только жители Каталонии , но и жители Балеарских островов.

К сожалению есть и исключения из правил. Так, например, только в нескольких сельских селениях остались носители арагонского языка, который постепенно исчезает.

Свою новую жизнь обретает астурийский язык, носителей которого с каждым годом все прибавляется. В зависимости от местности, этот язык также называют астур-леонским, леонским и эстрамадурским. Он встречается в таких автономных сообществах, как Астурия , Кастилия и Леон, Эстремадура и Кантабрия .

Больше всего в Испании кастильской народности. Кастильский язык еще называют просто испанским. Его носителем в стране являются около 40 миллионов жителей. И именно он считается главным языком в Испании.Хотя государственным языком официально признан испанский, не все так просто обстоит вне официальной обстановки.

Если обратиться к прошлому, тому далекому, когда королева Изабелла Кастильская обвенчалась с Фердинандом Арагонским, то в те времена был популяризирован и в основном использовался кастильский испанский, который привнесла королева. Позже по причине народных волнений и попыток отделений с сепаратистскими настроениями вкупе каждая исторически обособленная область Испании начала использовать свой язык или уже на фоне существующего одного – свое наречие. Вторая попытка насильного насаждения единого испанского языка для всех была сделана диктатором Франко. Он просто-напросто запретил использование других наречий в общении. Недовольные этим распоряжением сторонники независимости своих краев просто ушли в подпольное существование. Этот запрет, связанный с употреблением местных наречий, рухнул со смертью диктатора.

Испания насчитывает семнадцать территориальных единиц, каждая из которых не преминула создать свой собственный флаг, законы, мини-столицу, а у некоторых и свой особый язык, что является особым случаем. Кстати, если попытаться задать вопрос о патриотизме испанцу, то в итоге будет приблизительно такой вывод: на свете очень много противных и неприятных наций, да и испанцы не лучше, хорошие люди – бразильцы, но лучше, например, Каталонии (может последовать название Арагона, Кастилии, Андалусии и так далее) нет места и людей.

Каталонцы, раз уж о них зашла речь, считают «своей» столицей – Барселону, в то время как Мадрид большим почтением у них не пользуется. И говорят тут на своем языке – каталонском, имеющему общие корни с французским. И будет большая неприятность, если испанец, но не житель Каталонии, обратиться на кастильском наречии к истинному каталонцу.

А вот Баски, называющие свою маленькую историческую землю Эускадия, явно отграничивают себя от остальной Испании. Вдумайтесь: свой «национальный» баскский теле-канал, все надписи и даже указатели на дорогах – на баскском языке, а также полиция, налоги, законы и школы, которые полностью переведены на употребление баскского языка. Подкрепляет всю эту пирамиду страны Басков группировка под названием ЭТА, в переводе эта аббревиатура переводится как «свободу стране Басков». Вот так и страна в стране. И еще в некоторых областях будет аналогичное положение вещей в отношении самоопределения и языка.


Чили Чили - 51,768
Бельгия Бельгия - 50,318
Андорра Андорра - 24,014
Эквадор Эквадор - 21,009
Нидерланды Нидерланды - 20,926
Италия Италия - 19,707
Колумбия Колумбия - 18,213
Австралия Австралия - 17,679
Доминиканская Республика Доминиканская Республика - 17,382
Перу Перу - 17,315
Канада Канада - 13,283
Португалия Португалия - 10,635
Язык Религия Расовый тип Входит в Родственные народы Этнические группы Происхождение

В 1983 году все 17 исторических регионов страны получили автономию и теперь имеют собственные правительство и парламент. Это - Каталония , Страна басков , Галисия , Андалусия , Валенсия , Эстремадура , Канарские острова , Балеарские острова , Кастилия и Леон , Кастилия - Ла-Манча , Астурия , Наварра , Мурсия , Риоха , Арагон , Кантабрия и Мадрид .

История названия

В латинском эпиграфе к первой испанской хронике «Estoria de Espanna » ( или ), подготовленной королём Альфонсо X , королевские подданные названы «хиспанис », а в испанском варианте - «испанос »:

Rex, decus Hesperie, tesaurus philosophie,

Dogma dat hyspanis ; capiant bona, dent loca uanis.

Оригинальный текст (исп.)

El Rey, que es fermosura de Espanna et tesoro de la filosofia, ensannança da a los yspanos ; tomen las buenas los buenos, et den las vanas a los vanos.

Primera Crónica General. Estoria de España. Tomo I. - Madrid, Bailly-Bailliere e hijos, 1906, стр. 2

В этой же книге говорится о мифическом предке, племяннике Геракла, по имени Эспан (Espan) .

Язык

Предшественник испанского языка - староиспанский - утвердился в период, когда испанцы отвоёвывали у арабов Толедо (1085), Кóрдову (1236) и Севилью (1248). Он развивался под влиянием французского и провансальского языков труверов Франции и трубадуров Прованса. Теперь он сохраняется в несколько изменённом виде у потомков испанских евреев, сефардов , переселившихся на Балканы , под названием ладино .

Этногенез

Первоначально территория Испании была заселена иберами, которые позже смешались с кельтами. Возникла новая общность - кельтиберы. Страна называлась Иберия. Кроме этого здесь жили народы другого происхождения. С завоеванием римлянами Испании кельтиберы были ими ассимилированы, став постепенно иберо-римлянами. В начале 1 тысячелетия в 5 веке сюда вторгаются племена германцев. Страной правят вест-готские короли. В 8 веке с юга почти весь полуостров захватывают арабы и берберы. Устанавливается власть арабских династий. С этого момента небольшие готские королевства, Астурия, Леон, Арагон, Наварра, начинают борьбу с арабами, закончившуюся в XV веке при короле Фердинанде Арагонском и королеве Изабелле Кастильской. Началось объединение страны и нации. В конце XV века началась эпоха Великих географических открытий, в которых Испания сыграла ведущую роль, наряду со своими конкурентами, Португалией и Англией, подобно которым она обладала огромными колониями. Благодаря испанцам появились новые народы в странах Латинской Америки, на Филиппинах, возникшие от смешения испанцев и местных жителей. В отличие от англичан, которые обычно не женились на местных женщинах, испанцы легко вступали в смешанные браки. Антропологический тип испанцев - средиземноморский, у них длинные лица, длинные, прямые или горбатые носы, преобладают темные волосы и смугловатая кожа, но встречаются и светлые.

Хозяйство

Занятия населения различается в зависимости от региона или этнической группы. Повсеместно распространено пашенное и поливное земледелие. Бобовые , оливы , виноград выращивают повсеместно, зерновые - в Андалусии, Арагоне и на Месете (означает «плоскогорье»), кукурузу , рожь и картофель - в северных районах, а цитрусовые - на восточном побережье. Скотоводство и морское рыболовство распространено в Каталонии, Астурии, Стране басков, в Мадриде также развито скотоводство. Разводят крупный рогатый скот, свиней, овец. Отдельные группы имеют свои традиционные занятия. Это - пасьегос Кантабрии, марагатос Леона, вакейрос Астурии, они - пастухи, обменивают свою продукцию на хлеб, овощи, ремесленные изделия.

Испания - страна с довольно высоким уровнем экономического развития. В истории она пережила период упадка, когда из многочисленных колоний суда доставляли в метрополию золото и ценные продукты. Развитие экономики в самой Испании из-за этого приостановилось, но после распада колониальной державы, в XX в., экономика постепенно была восстановлена.

Важнейшие отрасли - горнодобывающая, чёрная металлургия, машиностроение, электротехническая, химическая, и старейшая отрасль, текстильная. Значительную роль в экономике играет туризм.

В сельском хозяйстве сохраняются феодальные пережитки. Среди хозяйств преобладают крупные латифундии. Миллионы крестьян разоряются и бегут в города. Большая часть населения теперь занята в промышленности и сфере услуг.

Большую роль в стране играет виноделие . Наиболее знаменитые вина - херес (производится в провинции Херес), Малага (город Малага), портвейн и мадера (вина португальского происхождения). В средиземноморских странах употребляются сухие, слабые вина, обычно во время обеда, в умеренных количествах.

Традиционные ремесла испанцев и прикладное искусство представлены керамикой , резьбой по дереву, художественной вышивкой, плетением, ткачеством.

Поселения - разных типов. Есть большие селения, однодворные хутора, много типичных средневековых городов, небольших, с богатыми историческими традициями и памятниками. Наиболее крупные, многофункциональные города - Мадрид (столица), Барселона, Валенсия. Много портов. Селения в горных районах напоминают кавказские, - многоярусные, с тесной застройкой, дома в основном белого цвета. В древности испанцы использовали пещеры или полупещеры, строили полуземлянки, круглые или овальные в плане.

На северо-западе распространен дом из неотесанного камня, крытый соломой (пальясо). На севере (влажная часть страны) - баскско-наваррский или астуро-галисийский тип дома, каменный. Он имеет 2 этажа, спальню, столовую, кухню на верхнем этаже, хозяйственные помещения и стойла - на нижнем. Южнее, в сухой части, дома одноэтажные, помещения для скота и хозяйственные постройки - отдельно. Многие районы бедны и лесом , и камнем, и здесь используют глину и кирпич. Есть маленькие домики с плоской крышей. В Андалусии - дома с замкнутым двориком.

Одежда мужчин - узкие короткие штаны до колен (такие носили в Европе в XVIII веке), белая рубаха, жилеты, куртки, пояса, накидки, плащи, пледы. Короткая куртка испанца обычно украшена спереди и сзади вычурной вышивкой. Обувь - кожаная или плетеная из эспарто (испанский дрок). на севере в дождь носят деревянные башмаки. Головные уборы - фетровые соломенные шляпы, баскский берет. Шляпа, в отличие от итальянской, широкополой (калабреза), имеет короткие поля и невысокую тулью. Одежда женщин - в центре страны - рубаха на лямках, короткая шерстяная куртка, в Андалусии - длинное узкое платье. На голове - платки, накидки, чёрная или белая кружевная мантилья . Чулки - с вышивкой. Как украшение - гребень или цветы в волосах. Типичное испанское платье - узкое в талию с широкой юбкой с многочисленными оборками.

Кухня разнообразна. Общее - обильное употребление свиного сала, оливок, острых приправ из томата, лука, чеснока, красного перца, овощей и фруктов. В Андалусии много блюд из рыбы, на юго-востоке - из риса. Напитки - кофе, молоко, цитрусовые соки, вино, яблочный сидр. Типичное блюдо - паэлья. Она готовится из риса с бульоном, курицы, телятины, свинины, рыбы, и заправляется шпиком, луком, перцем, солью, зеленью, соком лимона, растительным маслом. Так же сложно готовится олья подрида, из говядины, телятины, свинины, шпика, колбас, зелёного горошка, картофеля, моркови, капусты, заправляется луком, чесноком, сельдереем, лавровым листом, перцем, солью, петрушкой, тертым сыром и помидорами. Тортильяс - прожаренный омлет с картофелем и овощами.

Католические традиции

Каждый город имеет своего покровителя, день которого празднуется. Праздники устраивают эрмандады (братства), на юге - более пышно, на севере - скромнее. Весенние карнавалы , ярмарки , театрализованные представления присущи для конкретных местностей.

Культура

В устном творчестве бытовали предания, романсы , народные жанры песни и поэзии - летрильи, сегидильи , серенады , вильянсико . Типичный испанский жанр поэзии - копла (четырёхстишие). В Андалусии развился своеобразный жанр пения и танца, фламенко . Танец - выстукивание ритма ногами, носком, пяткой, стопой, по-испански - сапатеадо (от слова сапато - ботинок). Подобное встречается не везде, это только шотландский, ирландский и американский степ (чечетка). Танцы в основном групповые, с прыжками, перебежками. Наиболее известные испанские танцы - пасодобль , фанданго , сарабанда и павана (старинные).

Музыка Испании считается лучшей в мире. Наиболее древние литературные произведения в Испании - рыцарские романы, как и в странах северной Европы. Но, есть исконно испанские варианты рыцарских романов. Это - «Песнь о моём Сиде » и «Амадис Гальский », действие которых происходит в Испании, и герои которых - испанцы. Литература Испании в эпоху Возрождения развивалась в сложной политической обстановке. Именно в Испании появился жанр плутовского романа . Первым литературным произведением в этом жанре была повесть «Ласарильо с Тормеса », изданная анонимно в 1554 году, а первым автором этого жанра считается Матео Алеман , написавший роман «Гусман де Альфараче ». Широко известен пример этого жанра - «Хромой бес » Луиса Велеса де Гевары . Ни в одной другой стране этот жанр не был развит. Во Франции плутовскому роману подражал Ален-Рене Лесаж («Похождения Жиль Бласа из Сантильяны»). В XIX веке развивается жанр костумбризма , то есть описание быта.

Испанские имена и фамилии

Мужские имена: Агустин, Альберто, Альфонсо, Альфредо, Арсенио, Алонсо, Алехандро, Амбросио, Андрес, Антон, Антонио, Аугусто,

Бартоломе, Гонзало, Карлос, Сесар, Серхио, Клементе, Диего, Доминго, Эдуардо, Эмилиано, Энрике, Эстебан, Федерико,

Фелипе, Феликс, Фернандо, Франсеск, Франсиско, Гонсало, Гильермо, Густаво, Эрнандо, Уго, Умберто, Игнасио, Иньиго, Кристобаль, Хесус,

Хоакин, Хорхе, Хосе (Хосеф, Хусепе), Хуан, Хулиан, Хулио, Леон, Луис, Мануэль, Марко, Мигель, Николас,

Октавио, Пабло, Педро, Пио, Рафаэль, Рамон, Рауль, Ренато, Рикардо, Роберто, Родриго, Сальвадор, Санчо,

Томас, Висенте, Виктор, Хавьер.

Женские имена: Алисия, Альба, Амалия, Ана, Анхелика, Анхелес, Аурора, Бланка, Кáрмен , Конча, Дельмира, Долóрес , Габриела, Инес, Исабель, Химена, Хосефина, Хулия, Лаура, Ленида, Лусия, Маргарита, Мария, Мерсéдес, Монсеррат, Нерея, Паола, Патрисия, Пилар, Соледад, Сусана, Тереса, Элена, Элиса, Эстефания.

Фамилии образуются от имени прибавлением суффикса -эс. Рамиро - Рамирес, Родриго - Родригес, и т. д.

Напишите отзыв о статье "Испанцы"

Примечания

Использованная литература

  • Энциклопедия «Народы и религии мира », М.,1998.
  • Т. Б. Алисова, Т. А. Репина, М. А. Таривердиева. Введение в романскую филологию. М.,1987.
  • Испанская поэзия в русских переводах, М.,1984.
  • История зарубежной литературы. Средние века и возрождение. М.,1987.
  • Р. С. Гиляревский., Б. А. Старостин. Иностранные имена и названия в русском тексте, М.,1985.
Смешение рас и касты в испанских и португальских колониях п
Негры
--
Европейцы -- Европейцы -- Индейцы -- Негры
Мулат Креол Метис Самбо

Отрывок, характеризующий Испанцы

– Глянь ка, точно в Москве.
Двое из людей сошли с крыльца, зашли за карету и присели на подножку.
– Это левей! Как же, Мытищи вон где, а это вовсе в другой стороне.
Несколько людей присоединились к первым.
– Вишь, полыхает, – сказал один, – это, господа, в Москве пожар: либо в Сущевской, либо в Рогожской.
Никто не ответил на это замечание. И довольно долго все эти люди молча смотрели на далекое разгоравшееся пламя нового пожара.
Старик, графский камердинер (как его называли), Данило Терентьич подошел к толпе и крикнул Мишку.
– Ты чего не видал, шалава… Граф спросит, а никого нет; иди платье собери.
– Да я только за водой бежал, – сказал Мишка.
– А вы как думаете, Данило Терентьич, ведь это будто в Москве зарево? – сказал один из лакеев.
Данило Терентьич ничего не отвечал, и долго опять все молчали. Зарево расходилось и колыхалось дальше и дальше.
– Помилуй бог!.. ветер да сушь… – опять сказал голос.
– Глянь ко, как пошло. О господи! аж галки видно. Господи, помилуй нас грешных!
– Потушат небось.
– Кому тушить то? – послышался голос Данилы Терентьича, молчавшего до сих пор. Голос его был спокоен и медлителен. – Москва и есть, братцы, – сказал он, – она матушка белока… – Голос его оборвался, и он вдруг старчески всхлипнул. И как будто только этого ждали все, чтобы понять то значение, которое имело для них это видневшееся зарево. Послышались вздохи, слова молитвы и всхлипывание старого графского камердинера.

Камердинер, вернувшись, доложил графу, что горит Москва. Граф надел халат и вышел посмотреть. С ним вместе вышла и не раздевавшаяся еще Соня, и madame Schoss. Наташа и графиня одни оставались в комнате. (Пети не было больше с семейством; он пошел вперед с своим полком, шедшим к Троице.)
Графиня заплакала, услыхавши весть о пожаре Москвы. Наташа, бледная, с остановившимися глазами, сидевшая под образами на лавке (на том самом месте, на которое она села приехавши), не обратила никакого внимания на слова отца. Она прислушивалась к неумолкаемому стону адъютанта, слышному через три дома.
– Ах, какой ужас! – сказала, со двора возвративись, иззябшая и испуганная Соня. – Я думаю, вся Москва сгорит, ужасное зарево! Наташа, посмотри теперь, отсюда из окошка видно, – сказала она сестре, видимо, желая чем нибудь развлечь ее. Но Наташа посмотрела на нее, как бы не понимая того, что у ней спрашивали, и опять уставилась глазами в угол печи. Наташа находилась в этом состоянии столбняка с нынешнего утра, с того самого времени, как Соня, к удивлению и досаде графини, непонятно для чего, нашла нужным объявить Наташе о ране князя Андрея и о его присутствии с ними в поезде. Графиня рассердилась на Соню, как она редко сердилась. Соня плакала и просила прощенья и теперь, как бы стараясь загладить свою вину, не переставая ухаживала за сестрой.
– Посмотри, Наташа, как ужасно горит, – сказала Соня.
– Что горит? – спросила Наташа. – Ах, да, Москва.
И как бы для того, чтобы не обидеть Сони отказом и отделаться от нее, она подвинула голову к окну, поглядела так, что, очевидно, не могла ничего видеть, и опять села в свое прежнее положение.
– Да ты не видела?
– Нет, право, я видела, – умоляющим о спокойствии голосом сказала она.
И графине и Соне понятно было, что Москва, пожар Москвы, что бы то ни было, конечно, не могло иметь значения для Наташи.
Граф опять пошел за перегородку и лег. Графиня подошла к Наташе, дотронулась перевернутой рукой до ее головы, как это она делала, когда дочь ее бывала больна, потом дотронулась до ее лба губами, как бы для того, чтобы узнать, есть ли жар, и поцеловала ее.
– Ты озябла. Ты вся дрожишь. Ты бы ложилась, – сказала она.
– Ложиться? Да, хорошо, я лягу. Я сейчас лягу, – сказала Наташа.
С тех пор как Наташе в нынешнее утро сказали о том, что князь Андрей тяжело ранен и едет с ними, она только в первую минуту много спрашивала о том, куда? как? опасно ли он ранен? и можно ли ей видеть его? Но после того как ей сказали, что видеть его ей нельзя, что он ранен тяжело, но что жизнь его не в опасности, она, очевидно, не поверив тому, что ей говорили, но убедившись, что сколько бы она ни говорила, ей будут отвечать одно и то же, перестала спрашивать и говорить. Всю дорогу с большими глазами, которые так знала и которых выражения так боялась графиня, Наташа сидела неподвижно в углу кареты и так же сидела теперь на лавке, на которую села. Что то она задумывала, что то она решала или уже решила в своем уме теперь, – это знала графиня, но что это такое было, она не знала, и это то страшило и мучило ее.
– Наташа, разденься, голубушка, ложись на мою постель. (Только графине одной была постелена постель на кровати; m me Schoss и обе барышни должны были спать на полу на сене.)
– Нет, мама, я лягу тут, на полу, – сердито сказала Наташа, подошла к окну и отворила его. Стон адъютанта из открытого окна послышался явственнее. Она высунула голову в сырой воздух ночи, и графиня видела, как тонкие плечи ее тряслись от рыданий и бились о раму. Наташа знала, что стонал не князь Андрей. Она знала, что князь Андрей лежал в той же связи, где они были, в другой избе через сени; но этот страшный неумолкавший стон заставил зарыдать ее. Графиня переглянулась с Соней.
– Ложись, голубушка, ложись, мой дружок, – сказала графиня, слегка дотрогиваясь рукой до плеча Наташи. – Ну, ложись же.
– Ах, да… Я сейчас, сейчас лягу, – сказала Наташа, поспешно раздеваясь и обрывая завязки юбок. Скинув платье и надев кофту, она, подвернув ноги, села на приготовленную на полу постель и, перекинув через плечо наперед свою недлинную тонкую косу, стала переплетать ее. Тонкие длинные привычные пальцы быстро, ловко разбирали, плели, завязывали косу. Голова Наташи привычным жестом поворачивалась то в одну, то в другую сторону, но глаза, лихорадочно открытые, неподвижно смотрели прямо. Когда ночной костюм был окончен, Наташа тихо опустилась на простыню, постланную на сено с края от двери.
– Наташа, ты в середину ляг, – сказала Соня.
– Нет, я тут, – проговорила Наташа. – Да ложитесь же, – прибавила она с досадой. И она зарылась лицом в подушку.
Графиня, m me Schoss и Соня поспешно разделись и легли. Одна лампадка осталась в комнате. Но на дворе светлело от пожара Малых Мытищ за две версты, и гудели пьяные крики народа в кабаке, который разбили мамоновские казаки, на перекоске, на улице, и все слышался неумолкаемый стон адъютанта.
Долго прислушивалась Наташа к внутренним и внешним звукам, доносившимся до нее, и не шевелилась. Она слышала сначала молитву и вздохи матери, трещание под ней ее кровати, знакомый с свистом храп m me Schoss, тихое дыханье Сони. Потом графиня окликнула Наташу. Наташа не отвечала ей.
– Кажется, спит, мама, – тихо отвечала Соня. Графиня, помолчав немного, окликнула еще раз, но уже никто ей не откликнулся.
Скоро после этого Наташа услышала ровное дыхание матери. Наташа не шевелилась, несмотря на то, что ее маленькая босая нога, выбившись из под одеяла, зябла на голом полу.
Как бы празднуя победу над всеми, в щели закричал сверчок. Пропел петух далеко, откликнулись близкие. В кабаке затихли крики, только слышался тот же стой адъютанта. Наташа приподнялась.
– Соня? ты спишь? Мама? – прошептала она. Никто не ответил. Наташа медленно и осторожно встала, перекрестилась и ступила осторожно узкой и гибкой босой ступней на грязный холодный пол. Скрипнула половица. Она, быстро перебирая ногами, пробежала, как котенок, несколько шагов и взялась за холодную скобку двери.
Ей казалось, что то тяжелое, равномерно ударяя, стучит во все стены избы: это билось ее замиравшее от страха, от ужаса и любви разрывающееся сердце.
Она отворила дверь, перешагнула порог и ступила на сырую, холодную землю сеней. Обхвативший холод освежил ее. Она ощупала босой ногой спящего человека, перешагнула через него и отворила дверь в избу, где лежал князь Андрей. В избе этой было темно. В заднем углу у кровати, на которой лежало что то, на лавке стояла нагоревшая большим грибом сальная свечка.
Наташа с утра еще, когда ей сказали про рану и присутствие князя Андрея, решила, что она должна видеть его. Она не знала, для чего это должно было, но она знала, что свидание будет мучительно, и тем более она была убеждена, что оно было необходимо.
Весь день она жила только надеждой того, что ночью она уввдит его. Но теперь, когда наступила эта минута, на нее нашел ужас того, что она увидит. Как он был изуродован? Что оставалось от него? Такой ли он был, какой был этот неумолкавший стон адъютанта? Да, он был такой. Он был в ее воображении олицетворение этого ужасного стона. Когда она увидала неясную массу в углу и приняла его поднятые под одеялом колени за его плечи, она представила себе какое то ужасное тело и в ужасе остановилась. Но непреодолимая сила влекла ее вперед. Она осторожно ступила один шаг, другой и очутилась на середине небольшой загроможденной избы. В избе под образами лежал на лавках другой человек (это был Тимохин), и на полу лежали еще два какие то человека (это были доктор и камердинер).
Камердинер приподнялся и прошептал что то. Тимохин, страдая от боли в раненой ноге, не спал и во все глаза смотрел на странное явление девушки в бедой рубашке, кофте и вечном чепчике. Сонные и испуганные слова камердинера; «Чего вам, зачем?» – только заставили скорее Наташу подойти и тому, что лежало в углу. Как ни страшно, ни непохоже на человеческое было это тело, она должна была его видеть. Она миновала камердинера: нагоревший гриб свечки свалился, и она ясно увидала лежащего с выпростанными руками на одеяле князя Андрея, такого, каким она его всегда видела.
Он был таков же, как всегда; но воспаленный цвет его лица, блестящие глаза, устремленные восторженно на нее, а в особенности нежная детская шея, выступавшая из отложенного воротника рубашки, давали ему особый, невинный, ребяческий вид, которого, однако, она никогда не видала в князе Андрее. Она подошла к нему и быстрым, гибким, молодым движением стала на колени.
Он улыбнулся и протянул ей руку.

Для князя Андрея прошло семь дней с того времени, как он очнулся на перевязочном пункте Бородинского поля. Все это время он находился почти в постояниом беспамятстве. Горячечное состояние и воспаление кишок, которые были повреждены, по мнению доктора, ехавшего с раненым, должны были унести его. Но на седьмой день он с удовольствием съел ломоть хлеба с чаем, и доктор заметил, что общий жар уменьшился. Князь Андрей поутру пришел в сознание. Первую ночь после выезда из Москвы было довольно тепло, и князь Андрей был оставлен для ночлега в коляске; но в Мытищах раненый сам потребовал, чтобы его вынесли и чтобы ему дали чаю. Боль, причиненная ему переноской в избу, заставила князя Андрея громко стонать и потерять опять сознание. Когда его уложили на походной кровати, он долго лежал с закрытыми глазами без движения. Потом он открыл их и тихо прошептал: «Что же чаю?» Памятливость эта к мелким подробностям жизни поразила доктора. Он пощупал пульс и, к удивлению и неудовольствию своему, заметил, что пульс был лучше. К неудовольствию своему это заметил доктор потому, что он по опыту своему был убежден, что жить князь Андрей не может и что ежели он не умрет теперь, то он только с большими страданиями умрет несколько времени после. С князем Андреем везли присоединившегося к ним в Москве майора его полка Тимохина с красным носиком, раненного в ногу в том же Бородинском сражении. При них ехал доктор, камердинер князя, его кучер и два денщика.
Князю Андрею дали чаю. Он жадно пил, лихорадочными глазами глядя вперед себя на дверь, как бы стараясь что то понять и припомнить.
– Не хочу больше. Тимохин тут? – спросил он. Тимохин подполз к нему по лавке.
– Я здесь, ваше сиятельство.
– Как рана?
– Моя то с? Ничего. Вот вы то? – Князь Андрей опять задумался, как будто припоминая что то.
– Нельзя ли достать книгу? – сказал он.
– Какую книгу?
– Евангелие! У меня нет.
Доктор обещался достать и стал расспрашивать князя о том, что он чувствует. Князь Андрей неохотно, но разумно отвечал на все вопросы доктора и потом сказал, что ему надо бы подложить валик, а то неловко и очень больно. Доктор и камердинер подняли шинель, которою он был накрыт, и, морщась от тяжкого запаха гнилого мяса, распространявшегося от раны, стали рассматривать это страшное место. Доктор чем то очень остался недоволен, что то иначе переделал, перевернул раненого так, что тот опять застонал и от боли во время поворачивания опять потерял сознание и стал бредить. Он все говорил о том, чтобы ему достали поскорее эту книгу и подложили бы ее туда.
– И что это вам стоит! – говорил он. – У меня ее нет, – достаньте, пожалуйста, подложите на минуточку, – говорил он жалким голосом.
Доктор вышел в сени, чтобы умыть руки.
– Ах, бессовестные, право, – говорил доктор камердинеру, лившему ему воду на руки. – Только на минуту не досмотрел. Ведь вы его прямо на рану положили. Ведь это такая боль, что я удивляюсь, как он терпит.
– Мы, кажется, подложили, господи Иисусе Христе, – говорил камердинер.
В первый раз князь Андрей понял, где он был и что с ним было, и вспомнил то, что он был ранен и как в ту минуту, когда коляска остановилась в Мытищах, он попросился в избу. Спутавшись опять от боли, он опомнился другой раз в избе, когда пил чай, и тут опять, повторив в своем воспоминании все, что с ним было, он живее всего представил себе ту минуту на перевязочном пункте, когда, при виде страданий нелюбимого им человека, ему пришли эти новые, сулившие ему счастие мысли. И мысли эти, хотя и неясно и неопределенно, теперь опять овладели его душой. Он вспомнил, что у него было теперь новое счастье и что это счастье имело что то такое общее с Евангелием. Потому то он попросил Евангелие. Но дурное положение, которое дали его ране, новое переворачиванье опять смешали его мысли, и он в третий раз очнулся к жизни уже в совершенной тишине ночи. Все спали вокруг него. Сверчок кричал через сени, на улице кто то кричал и пел, тараканы шелестели по столу и образам, в осенняя толстая муха билась у него по изголовью и около сальной свечи, нагоревшей большим грибом и стоявшей подле него.
Душа его была не в нормальном состоянии. Здоровый человек обыкновенно мыслит, ощущает и вспоминает одновременно о бесчисленном количестве предметов, но имеет власть и силу, избрав один ряд мыслей или явлений, на этом ряде явлений остановить все свое внимание. Здоровый человек в минуту глубочайшего размышления отрывается, чтобы сказать учтивое слово вошедшему человеку, и опять возвращается к своим мыслям. Душа же князя Андрея была не в нормальном состоянии в этом отношении. Все силы его души были деятельнее, яснее, чем когда нибудь, но они действовали вне его воли. Самые разнообразные мысли и представления одновременно владели им. Иногда мысль его вдруг начинала работать, и с такой силой, ясностью и глубиною, с какою никогда она не была в силах действовать в здоровом состоянии; но вдруг, посредине своей работы, она обрывалась, заменялась каким нибудь неожиданным представлением, и не было сил возвратиться к ней.
«Да, мне открылась новое счастье, неотъемлемое от человека, – думал он, лежа в полутемной тихой избе и глядя вперед лихорадочно раскрытыми, остановившимися глазами. Счастье, находящееся вне материальных сил, вне материальных внешних влияний на человека, счастье одной души, счастье любви! Понять его может всякий человек, но сознать и предписать его мот только один бог. Но как же бог предписал этот закон? Почему сын?.. И вдруг ход мыслей этих оборвался, и князь Андрей услыхал (не зная, в бреду или в действительности он слышит это), услыхал какой то тихий, шепчущий голос, неумолкаемо в такт твердивший: „И пити пити питии“ потом „и ти тии“ опять „и пити пити питии“ опять „и ти ти“. Вместе с этим, под звук этой шепчущей музыки, князь Андрей чувствовал, что над лицом его, над самой серединой воздвигалось какое то странное воздушное здание из тонких иголок или лучинок. Он чувствовал (хотя это и тяжело ему было), что ему надо было старательна держать равновесие, для того чтобы воздвигавшееся здание это не завалилось; но оно все таки заваливалось и опять медленно воздвигалось при звуках равномерно шепчущей музыки. „Тянется! тянется! растягивается и все тянется“, – говорил себе князь Андрей. Вместе с прислушаньем к шепоту и с ощущением этого тянущегося и воздвигающегося здания из иголок князь Андрей видел урывками и красный, окруженный кругом свет свечки и слышал шуршанъе тараканов и шуршанье мухи, бившейся на подушку и на лицо его. И всякий раз, как муха прикасалась к егв лицу, она производила жгучее ощущение; но вместе с тем его удивляло то, что, ударяясь в самую область воздвигавшегося на лице его здания, муха не разрушала его. Но, кроме этого, было еще одно важное. Это было белое у двери, это была статуя сфинкса, которая тоже давила его.
«Но, может быть, это моя рубашка на столе, – думал князь Андрей, – а это мои ноги, а это дверь; но отчего же все тянется и выдвигается и пити пити пити и ти ти – и пити пити пити… – Довольно, перестань, пожалуйста, оставь, – тяжело просил кого то князь Андрей. И вдруг опять выплывала мысль и чувство с необыкновенной ясностью и силой.