Современные технологии в формировании элементарных математических представлений в среднем дошкольном возрасте. Современные технологии математического развития детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития детей. Задача состоит не только в том, как правильно держать ручку, писать, считать, но и в умении думать, творить. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие.

В ФГОС записано: познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Поэтому формированию элементарных математических способностей отводиться важное место.

Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

В математику ребенок входит уже с самого раннего возраста. В течение всего дошкольного возраста у ребенка начинаю закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности.

Формирование элементарных математических представлений - это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности (в области математики).

Источником элементарных математических представлений для ребенка является окружающая реальная действительность, которую он познает в процессе своей разнообразной деятельности, в общении со взрослыми, в общении со сверстниками.

Методы и приемы формирования математических представлений у дошкольников.

В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения:

    практические,

    наглядные,

    словесные,

При выборе метода учитывается ряд факторов:

программные задачи, решаемые на данном этапе;

возрастные и индивидуальные особенности детей;

наличие необходимых дидактических средств и т. д.;

Постоянное внимание педагога к обоснованному выбору методов и приемов, рациональному использованию их в каждом конкретном случае обеспечивает:

Успешное формирование элементарных математических представлений и отражение их в речи;

Умение воспринимать и выделять отношения равенства и неравенства (по числу, размеру, форме), последовательную зависимость (уменьшение или увеличение по размеру, числу), выделять количество, форму, величину как общий признак анализируемых объектов, определять связи и зависимости;

Ориентировку детей на применение освоенных способов практических действий (например, сравнения путем сопоставления, счета, измерения) в новых условиях и самостоятельный поиск практических способов выявления, обнаружения значимых в данной ситуации признаков, свойств, связей. К примеру, в условиях игры выявить порядок следования, закономерность чередования признаков, общность свойств.

В формировании элементарных математических представлений ведущим является практический метод.

Суть его заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение строго определенных способов действий с предметами или их заменителями (изображениями, графическими рисунками, моделями и т. д.).

Характерные особенности практического метода при формировании элементарных математических представлений:

Выполнение разнообразных практических действий;

Широкое использование дидактического материала;

Возникновение представлений как результата практических действий с дидактическим материалом:

Выработка навыков счета, измерение и вычисления в самой элементарной форме;

Широкое использование сформированных представлений и освоенных действий в быту, игре, труде, т. е. в разнообразных видах деятельности.

Данный метод предполагает организацию специальных упражнений, которые могут предлагаться в форме задания, организовываться как действия с демонстрационным материалом или протекать в виде самостоятельной работы с раздаточным дидактическим материалом.

Упражнения бывают коллективными - выполняются всеми детьми одновременно и индивидуальными - осуществляются отдельным ребенком у доски или стола воспитателя. Коллективные упражнения, помимо усвоения и закрепления знаний, могут использоваться для контроля.

Индивидуальные, выполняя те же функции, служат еще и образцом, на который дети ориентируются в коллективной деятельности.

Игровые элементы включаются в упражнения во всех возрастных группах: в младших - в виде сюрпризного момента, имитационных движений, сказочного персонажа и т. д.; в старших они приобретают характер поиска, соревнования.

С точки зрения проявления детьми активности, самостоятельности, творчества в процессе выполнения можно выделить репродуктивные (подражательные) и продуктивные упражнения.

Игра как метод обучения и формирования элементарных математических представлений предполагает использование на занятиях отдельных элементов разных видов игр (сюжетной, подвижной и т. д.), игровых приемов (сюрпризный момент, соревнование, поиск и т. д. В настоящее время разработана система так называемых обучающих игр.

Все дидактические игры по формированию элементарных математических представлений разделены на несколько групп:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествия во времени

3. Игры на ориентировки в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

Наглядные и словесные методы при формировании «элементарных» математических представлений не являются самостоятельными, они сопутствуют практическим и игровым методам.

Приемы формирования математических представлений.

В детском саду широко используются приемы, относящиеся к наглядным, словесным и практическим методам и применяемые в тесном единстве друг с другом:

1. Показ (демонстрация) способа действия в сочетании с объяснением или образец воспитателя. Это основной прием обучения, он носит наглядно -практически-действенный характер, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств, дает возможность формировать навыки и умения у детей. К нему предъявляются следующие требования:

Четкость, расчлененность показа способов действия;

Согласованность действий со словесными пояснениями;

Точность, краткость и выразительность речи, сопровождающей показ:

Активизация восприятия, мышления и речи детей.

2. Инструкция для выполнения самостоятельных упражнений. Этот прием связан с показом воспитателем способов действия и вытекает из него. В инструкции отражается, что и как надо делать, чтобы получить необходимый результат. В старших группах инструкция дается полностью до начала выполнения задания, в младших - предваряет каждое новое действие.

3. Пояснения, разъяснения, указания. Эти словесные приемы используются воспитателем при демонстрации способа действия или в холе выполнения детьми задания с целью предупреждения ошибок, преодоления затруднений и т. д. Они должны быть конкретными, короткими и образными.

Показ уместен во всех возрастных группах при ознакомлении с новыми действиями (приложение, измерение), но при этом необходима активизация умственной деятельности, исключающая прямое подражание. В ходе освоения нового действия, формирования умения считать, измерять желательно избегать повторного показа.

Освоение действия и совершенствование его осуществляется под влиянием словесных приемов: пояснения, указания, вопросов. Одновременно идет освоение речевого выражения способа действия.

4. Вопросы к детям.

Вопросы активизируют восприятие, память, мышление, речь детей, обеспечивают осмысление и усвоение материала. При формировании элементарных математических представлений наиболее значима серия вопросов: от более простых, направленных на описание конкретных признаков, свойств предмета, результатов практических действий, т. е констатирующих, к более сложным, требующим установления связей, отношений, зависимостей, их обоснования и объяснения, использования простейших доказательств.

Чаше всего такие вопросы задаются после демонстрации воспитателем образца или выполнения упражнений детьми. Например, после того как дети разделили бумажный прямоугольник на две равные части, педагог спрашивает: «Что ты сделал? Как называются эти части? Почему каждую из этих двух частей можно назвать половиной? Какой формы получились части? Как доказать, что получились квадраты? Что надо сделать, чтобы разделить прямоугольник на четыре равные части?».

Основные требования к вопросам как методическому приему:

- точность, конкретность, лаконизм:

- логическая последовательность;

- разнообразие формулировок, т. е. об одном и том же следует спрашивать по- разному

- оптимальное соотношение репродуктивных и продуктивных вопросов в зависимости от возраста детей и изучаемого материала;

- давать детям время на обдумывание;

- количество вопросов должно быть небольшим, но достаточным, чтобы достичь поставленную дидактическую цель;

Следует избегать подсказывающих вопросов.

Воспитатель обычно задает вопрос всей группе, а отвечает на него вызванный ребенок. В отдельных случаях возможны хоровые ответы, особенно в младших группах. Детям необходимо дать возможность обдумать ответ.

Ответы детей должны быть:

Краткими или полными, в зависимости от характера вопроса;

Самостоятельными, осознанными;

Точными, ясными, достаточно громкими;

Грамматически правильными (соблюдение порядка слов, правил их согласования, использование специальной терминологии).

В paбoтe с дошкольниками взрослому приходится часто прибегать к приему переформулировки ответа, давая его правильный образец и предлагая повторить. Например: «На полке грибов четыре», - говорит малыш. «На полке четыре гриба», уточняет воспитатель.

5. В ходе формирования элементарных математических представлений у дошкольников сравнение, анализ, синтез, обобщение выступают не только как познавательные процессы (операции), но и как методические приемы, определяющие тот путь, по которому движется мысль ребенка в процессе учения.

В основе сравнения лежит установление сходства и различия между объектами. Дети сравнивают предметы по количеству, форме, величине, пространственному расположению, интервалы времени - по длительности и т. д.

Анализ и синтез как методические приемы выступают в единстве. Примером их использования может служить формирование у детей представлений о «много» и «один», которые возникают под влиянием наблюдения и практических действий с предметами.

Обобщение делается в конце каждой части и всего занятия. В начале обобщает воспитатель, а затем - дети.

6. В методике формирования элементарных математических представлений некоторые специальные способы действий, ведущие к формированию представлений и освоению математических отношении, выступают в роли методических приемов. Это приемы наложения и приложения, обследования формы предмета, «взвешивания» предмета «на руке», введение фишек - эквивалентов, присчитывания и отсчитывания по единице и т. д. Этими приемами дети овладевают в процессе показа, объяснения, выполнения упражнений и в дальнейшем прибегают к ним с целью проверки, доказательства, в объяснениях и ответах, в играх и других видах деятельности.

7. Моделирование - наглядно-практический прием, включающий в себя создание моделей и их использование с целью формирования элементарных математических представлений у детей. Прием является чрезвычайно перспективным в силу следующих факторов:

Использование моделей и моделирования ставит ребенка в активную позицию, стимулирует его познавательную деятельность;

Дошкольник располагает некоторыми психологическими предпосылками для введения отдельных моделей и элементов моделирования: развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Модели могут выполнять разную роль: одни воспроизводят внешние связи, помогают ребенку увидеть те из них, которые он самостоятельно не замечает, другие воспроизводят искомые, но скрытые связи, непосредственно не воспринимаемые свойства вещей.

Широко используются модели при формировании

· временных представлений: модель частей суток, недели, года, календарь;

· количественных; числовая лесенка, числовая фигура и т. д.), пространственных: (модели геометрических фигур) и т. д.

· при формировании элементарных математических представлений применяются предметные, предметно-схематические, графические модели.

8. Экспериментирование - это метод умственного воспитания, обеспечивающий самостоятельное выявление ребенком путем проб и ошибок, скрытых от непосредственного наблюдения связей и зависимостей. Например, экспериментирование в измерении (размер, мерка, объем).

9. Контроль и оценка .

Эти приемы взаимосвязаны. Контроль осуществляется через наблюдение за процессом выполнения детьми заданий, результатами их действий, ответами. Данные приемы сочетаются с указаниями, пояснениями, разъяснениями, демонстрацией способов действий взрослым в качестве образца, непосредственной помощью, включают исправление ошибок.

Оценке подлежат способы и результаты действий, поведение ребят. Оценка взрослого, приучающего ориентироваться на образец, начинает сочетаться с оценкой товарищей и самооценкой. Этот прием используется по ходу и в конце упражнения, игры, занятия.

Эти приемы, кроме обучающей, выполняют и воспитательную функцию: помогают воспитать доброжелательное отношение к товарищам, желание и умение помочь им,формируют эмоциональную отзывчивость.

«Роль сказки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

«Сказка выполняет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребёнка в период школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого» А. В. Запорожец.

Сказка - универсальное средство. Она имеет воспитательный, образовательный и развивающий потенциал и очень ценна для педагогов и детей.

С помощью сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счету, определяют пространственное расположение предметов. Сказки помогают запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади), воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, формируют умения импровизации.

Присутствие сказочного героя на НОД придает обучению яркую, эмоциональную окраску. Сказка несёт в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное формирует умение логически мыслить.

Поэтому можно утверждать, что сказка и ее возможности в формировании математических представлений детей дошкольного возраста безграничны. Так как дети любят сказки, они знакомы им, потому, что используются и дома, и в детском саду. Сказка особенно интересна детям, она привлекает их своей композицией, фантастическими образами, выразительностью языка, динамичностью событий. Дети сами не замечают, как в их мысли проникают понятия, в том числе и математические.

Распахивая перед детьми волшебные двери в сказочную страну, мы не только знакомим их с математикой, но и воспитываем доброту, любовь, взаимовыручку, доверие к миру. Развиваем умение преодолевать трудности, любознательность.

Сказка « Теремок» поможет запомнить не только количественный и порядковый счет(первой пришла к теремку мышка- второй лягушка и т. д.) но и основы арифметики. Малыш легко усвоит, как увеличивается количество, если каждый раз прибавлять по единичке. Прискакал зайка_ и стало их трое. Прибежала лисица- стало четверо. Хорошо, если в книжке есть наглядные иллюстрации, по которым малыш сможет считать жителей теремка. А можно и разыграть сказку при помощи игрушек.

Сказки « Колобок» и « Репка» особенно хороши для освоения порядкового счета. Кто тянул репку первым? Кто повстречался колобку третьим? А в сказке « Репке» можно и о размере поговорить. Например:Кто самый большой?(Дед) . Кто самый маленький? (Мышка) .

Имеет смысл и о порядке вспомнить. Кто стоит перед кошкой?(Жучка) А кто за бабкой? (Внучка)

Сказка « Три медведя» -это вообще математическая супер - сказка. И медведей можно посчитать, и о размере поговорить(большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький), и соотнести мишек с отвествующими стульями, тарелками.

Чтение сказки « Красная шапочка» даст возможность поговорить о понятиях « длинный» и короткий» особенно, если нарисовать длинную и короткую дорожки на листе бумаги или выложить из кубиков на полу и посмотреть, по какой из них быстрее пробегут пальчики, проедет игрушечная машинка.

Еще одна очень полезная сказка для освоения счета – « Про козленка, который умел считать до десяти» Кажется, что именно для этой цели она и создана. Пересчитывайте вместе с козленком героев сказки, и дети легко запомнят количественный счет до 10.

Так же для развития элементарных математических представлений в ДОУ могут использоваться такие формы художественного слова как: загадки, поговорки,пословицы, скороговорки, стихи.

В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной и временной точек зрения.

Загадка может служить, во-первых, исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (число, отношение, величина и т.д.).

Во-вторых, эта же загадка может быть использована для закрепления, знаний дошкольников о числах, величинах, отношениях.

Из него мы строим дом.

И окошко в доме том.

За него в обед садимся,

В час досуга веселимся.

Ему каждый в доме рад.

Кто же он?

Наш друг - (квадрат)*

Горы на него похожи.

С детской горкой тоже схож.

А еще на крышу дома

Очень сильно он похож.

Что же загадала я?.Треугольник то, друзья.

Пословицы и поговорки можно использовать с целью закрепления количественных представлений.

Из всего многообразия жанров и форм устного народного творчества наиболее завидная судьба у считалок. Она несёт познавательную и эстетическую функции, а вместе с играми, прелюдией к которым она чаще всего выступает, способствует физическому развитию детей.

Считалки-числовки применяются для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета. Их заучивание помогает не только развивать память, но и способствует выработке умения вести пересчет предметов, применять в повседневной жизни сформированные навыки.

Предлагаются считалки, например, используемые с целью закрепления умения вести счет в прямом и обратном направлении. Чаще считалки используют для выбора ведущего в игре.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять.

Что нам делать? Как нам быть?

Нужно заиньку ловить.

Раз, два, три, четыре, пять.

Широко используются на НОД стихотворения.

Например:- для знакомства или закрепления счета предметов, порядкового и обратного счета: - для знакомства с цифрами.

Среди условий, необходимых для формирования познавательных интересов дошкольника, для развития глубокого познавательного общения со взрослыми и со сверстниками, и – что не менее важно – для формирования самостоятельной деятельности, обязательно наличие в группе ДОУ уголка занимательной математики.

Уголок занимательной математики должен представлять собой специально отведенное, тематически оснащенное играми, пособиями и материалами и определенным образом художественно оформленное место.

Средства формирования элементарных математических представлений у детей в детском саду

Процесс формирования элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой работы на занятиях и вне их, направленной на ознакомление детей с количественными, пространственными и временными отношениями с помощью разнообразных средств. Дидактические средства являются своеобразными орудиями труда педагога и инструментами познавательной деятельности детей.

В настоящее время в практике работы детских дошкольных учреждений широко распространены следующие средства формирования элементарных математических представлений:

Комплекты наглядного дидактического материала для занятий;

Оборудование для самостоятельных игр и занятий детей;

Методические пособия для воспитателя детского сада, в которых раскрывается сущность работы по формированию элементарных математических представлений у детей в каждой возрастной группе и даются примерные конспекты занятий;

Сборной дидактических игр и упражнений для формирования количественных, пространственных и временных представлений у дошкольников;

Учебно-познавательные книги для подготовки детей к усвоению математики в школе в условиях семьи.

При формировании элементарных математических представлений средства обучения выполняют разнообразные функции:

Реализуют принцип наглядности;

Адаптируют абстрактные математические понятия в доступной для малышей форме;

Помогают дошкольникам овладевать способами действий, обходимыми для возникновения элементарных математических представлений;.

Способствуют накоплению у детей опыта чувственного восприятия свойств, отношений, связей и зависимостей, его постоянному расширению и обогащению, помогают осуществить постепенный переход от материального к материализованному, от конкретного ж абстрактному;

Дают возможность воспитателю организовывать учебно-познавательную деятельность дошкольников и управлять этой работой, развивать у них желание получать новые знания, овладевать счетом, измерением, простейшими способами вычисления и т. д.;

Увеличивают объем самостоятельной познавательной деятельности детей на занятиях по математике и вне их;

Расширяют возможности педагога в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач;

Рационализируют и интенсифицируют процесс обучения.

Таким образом, средства обучения выполняют важные функции: в деятельности педагога и детей при формировании у них элементарных математических представлений. Они постоянно изменяются, новые конструируются в тесной связи с совершенствованием теории и практики предматематической подготовки детей детских дошкольных учреждениях.

Основным средством обучения является комплект наглядного дидактического материала для занятий. В него входит следующее: И - объекты окружающей среды, взятые в натуральном виде: Разнообразные предметы быта, игрушки, посуда, пуговицы, шишки, желуди, камешки, раковины и т. д.;

Изображения предметов: плоские, контурные, цветные, на подставках и без них, нарисованные на карточках;

Графические и схематические средства: логические блоки, фигуры, карточки, таблицы, модели.

При формировании элементарных математических представлений на занятиях наиболее широко используются реальные предметы и их изображения. С возрастом детей происходят закономерные изменения в использовании отдельных групп дидактических средств: наряду с наглядными средствами применяется опосредованная система дидактических материалов. Современные исследования опровергают утверждение о недоступности для детей обобщенных математических представлений. Поэтому в работе со старшими дошкольниками все шире используются наглядные пособия, моделирующие математические понятия.

Дидактические средства должны меняться не только с учетом возрастных особенностей, но в зависимости от соотношения конкретного и абстрактного на разных этапах усвоения детьми программного материала. Например, на определенном этапе реальные предметы могут быть заменены числовыми фигурами, а они в свою очередь цифрами и т. п.

Для каждой возрастной группы имеется свой комплект наглядного материала. Это - комплексное дидактическое средство, обеспечивающее формирование элементарных математических представлений в условиях целенаправленного обучения на занятиях, Благодаря ему возможно решение практически всех программных задач. Наглядный дидактический материал рассчитан на определенное содержание, методы, фронтальные формы организации обучения, соответствует возрастным особенностям детей, отвечает разнообразным требованиям: научным, педагогическим, эстетическим, санитарно-гигиеническим, экономическим и т. д. Он используется на занятиях при объяснении нового, его закреплении, для повторения пройденного и при проверке знаний детей, т. е. на всех этапах обучения.

Обычно используют наглядный материал двух видов: крупный, (демонстрационный) для показа и работы детей и мелкий (раздаточный), которым ребенок пользуется, сидя за столом и выполняя одновременно со всеми задание педагога. Демонстрационные и раз даточные материалы отличаются по назначению: первые служат для объяснения и показа способов действий воспитателем, вторые дают возможность организовать самостоятельную деятельность детей, в процессе которой вырабатываются необходимые навыки и умения. Эти функции являются основными, но не единственными и строго фиксированными.

К демонстрационным материалам относятся:

Наборные полотна с двумя и более полосками для раскладывания на них разных плоскостных изображений: фруктов, овощей, цветов, животных и т. д.;

Геометрические фигуры, карточки с цифрами и знаками +, -, =, >, <;

Фланелеграф с комплектом плоскостных изображений, наклеиваемых на фланель ворсом наружу, так чтобы они прочнее держались на обтянутой фланелью поверхности доски фланелеграфа;

Мольберт для рисования, на котором крепятся две-три съемные полочки для демонстрации объемных наглядных пособий;

Магнитная доска с комплектом геометрических фигур, цифр, знаков, плоских предметных изображений;

Полочки с двумя и тремя ступеньками для демонстрации наглядных пособий;

Комплекты предметов (по 10 штук) одинакового и разного цвета, размера, объемные и плоскостные (на подставках);

Карточки и таблицы;

Модели («числовая лесенка», календарь и др.);

Логические блоки;

Панно и картинки для составления и решения арифметических задач;

Оборудование для проведения дидактических игр;

Приборы (обычные, песочные часы, чашечные весы, счеты напольные и настольные, горизонтальные и вертикальные, счеты-иифры и т. д.).

Отдельные виды демонстрационных материалов входят в стационарное оборудование для учебной деятельности: магнитная и обычная доски, фланелеграф, счеты, настенные часы и т. д.

К раздаточным материалам относятся:

Мелкие предметы, объемные и плоскостные, одинаковые и разные по цвету, размеру, форме, материалу и т. д.;

Карточки, состоящие из одной, двух, трех и более полос; карточки с изображенными на них предметами, геометрическими фигурами, цифрами и знаками, карточки с гнездами, карточки К нашитыми пуговицами, карточки-лото и др.;

Наборы геометрических фигур, плоских и объемных, одинакового и разного цвета, размера;

Таблицы и модели;

Счетные палочки и т. д.

Деление наглядного дидактического материала на демонстрационный и раздаточный весьма условно. Одни и те же средства помогут использоваться и для показа, и для упражнений.

Следует учитывать размеры пособий: раздаточный материал должен быть таким, чтобы сидящие рядом дети могли удобно располагать его на столе и не мешать друг другу во время работы. Поскольку демонстрационный материал предназначен для показа всем детям, он по всем параметрам крупнее, чем раздаточный. Существующие рекомендации относительно размеров наглядных дидактических материалов при формировании элементарных математических представлений детей носят эмпирический характер, строятся на опытной основе. В этом отношении определенная стандартизация крайне необходима и может быть достигнута в результате специальных научных исследований. Пока отсутствует единообразие в указании размеров в методической литературе и в выпускаемых промышленностью

комплектах, следует практически устанавливать наиболее приемлемый вариант Ив каждом конкретном случае, ориентироваться на лучший педагогический опыт.

Раздаточный материал требуется в больших количествах в расчете на каждого ребенка, демонстрационный - один на группу детей. На четырехгрупповой детский сад демонстрационный мате риал подбирают так: 1-2 комплекта каждого названия, а раздаточный - по 25 комплектов каждого названия на весь детский

сад, чтобы полностью обеспечить одну группу.

Тот и другой материал должен быть художественно оформлен: привлекательность имеет большое значение в обучении малышей - с красивыми пособиями детям заниматься интереснее. Однако это г требование не должно стать самоцелью, так как чрезмерная привлекательность и новизна игрушек и пособий может отвлечь ребенка от главного - познания количественных, пространственных и временных отношений.

Наглядный дидактический материал служит для реализации программы развития элементарных математических представлений

в процессе специально организованных упражнений на занятиях. С этой целью используют:

Пособия для обучения детей счету;

Пособия для упражнений в распознавании величины предметов;

Пособия для упражнений детей в распознавании формы предметов и геометрических фигур;

Пособия для упражнения детей в пространственной ориентировке;

Пособия для упражнения детей в ориентировке во времени. Данные комплекты пособий соответствуют основным разделам

программы и включают как демонстрационный, так и раздаточный материал. Необходимые для проведения занятий дидактические средства воспитатели изготавливают сами, привлекая к этому родителей, шефов, старших дошкольников, или берут готовыми из окружающей среды. В настоящее время промышленность начала выпускать отдельные наглядные пособия и целые комплекты, которые предназначены для занятий по математике в детском саду. Это значительно сокращает объем подготовительной работы по оснащению педагогического процесса, освобождает воспитателю время для работы, в том числе по конструированию новых дидактических средств и творческому использованию имеющихся.

Дидактические средства, не входящие в оборудование для организации учебной деятельности, хранятся в методическом кабинете детского сада, в методическом уголке групповой комнаты, их содержат в коробках с прозрачными крышками или на плотных крышках изображают аппликацией предметы, которые в них находятся. Природный материал, мелкие игрушки для счета могут находиться и в ящиках, имеющих внутренние перегородки. Такое хранение облегчает поиск нужного материала, экономит время и место.

В оборудование для самостоятельных игр и занятий могут включаться:

Специальные дидактические средства для индивидуальной работы с детьми, для предварительного ознакомления с новыми игрушками и материалами;

Разнообразные дидактические игры: настольно-печатные и с предметами; обучающие, разработанные А. А. Столяром; развивающие, разработанные Б. П. Никитиным; шашки, шахматы;

Занимательный математический материал: головоломки, геометрические мозаики и конструкторы, лабиринты, задачи-шутки, задачи на трансфигурацию и т. д. с приложением там, где это необходимо, образцов (например, для игры «Танграм» требуются образцы расчлененные и нерасчлененные, контурные), наглядных инструкций и т. д.;

Отдельные дидактические средства: блоки 3. Дьенеша (логические блоки), палочки X. Кюзенера, счетный материал (отличный от того, что применяется на занятиях), кубики с цифрами и знаками, детские вычислительные машины и многое другое; 128

Книги с учебно-познавательным содержанием для чтения детям и рассматривания иллюстраций.

Все эти средства лучше всего поместить непосредственно в зоне самостоятельной познавательной и игровой деятельности, периодически их следует обновлять, учитывая детские интересы и склонности. Эти средства используются в основном в часы игр, но могут применяться и на занятиях. К ним необходимо обеспечить свободный доступ ребят и их широкое использование.

Действуя с разнообразными дидактическими средствами вне занятий, ребенок не только закрепляет знания,- полученные на занятиях, но и в отдельных случаях, усваивая дополнительное содержание, может опережать требования программы, исподволь готовиться к ее усвоению. Самостоятельная деятельность под руководством педагога, проходящая индивидуально, группой, дает возможность обеспечить оптимальный темп развития каждому ребенку, учитывая его интересы, склонности, способности, особенности.

Многие из дидактических средств, применяемых вне занятий, чрезвычайно эффективны. Примером могут служить «цветные числа» - дидактический материал преподавателя из Бельгии X. Кюзенера, получивший большое распространение в детских садах за рубежом и в нашей стране. Он может использоваться, начиная с ясельных групп и кончая последними классами средней школы. «Цветные числа» - это набор палочек в виде прямоугольных параллелепипедов и кубиков. Все палочки окрашены в разные цвета. Исходным является белый кубик - правильный шестигранник размером 1X1X1 см, т. е. 1 см3. Белая палочка - единица, розовая - два, голубая - три, красная - четыре и т. д. Чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Таким образом, цветом и величиной моделируется число. Имеется и плоскостной вариант цветных чисел в виде набора полосок разного цвета. Выкладывая из палочек разноцветные коврики, составляя поезда из вагонов, выстраивая лесенку и производя другие действия, ребенок знакомится с составом числа из единиц, двух чисел, с последовательностью чисел натурального ряда, выполняет арифметические действия и т. д., т. е. готовится к усвоению различных математических понятий. Палочки дают возможность сконструировать модель изучаемого математического понятия. /Таким же универсальным и весьма эффективным дидактическим средством являются блоки 3. Дьенеша (логические блоки), венгерского психолога и математика (этот дидактический материал описан в главе, § 2).

Одним из средств формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений являются занимательные игры, упражнения, задачи, вопросы. Этот занимательный математический материал чрезвычайно разнообразен по содержанию, форме, развивающему и воспитательному влиянию.

В конце прошлого - начале нашего столетия считалось, что через использование занимательного математического материала можно выработать у детей умение считать, решать арифметические задачи, развивать у них желание заниматься, преодолевать трудности. Рекомендовалось использовать его в работе с детьми до школьного возраста.

В последующие годы был замечен спад внимания к занимательному математическому материалу, и вновь повысился интерес к нему в последние 10-15 лет в связи с поисками новых средств обучения, которые в наибольшей степени способствовали бы выявлению и реализации потенциальных познавательных- возможностей каждого ребенка.

Занимательный математический материал в силу свойственной ему занимательности, скрытой в ней серьезной познавательной задачи, увлекая, развивает детей. Единой, общепризнанной его классификации не существует. Чаще всего какая-либо задача или группа однородных задач получает название, в котором отражается либо содержание, либо игровая цель, либо способ действия, либо используемые предметы. Иногда название содержит описание задачи или игры в свернутой форме. Из занимательного математического материала в работе с дошкольниками могут использоваться самые простые его виды:

Геометрические конструкторы: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг» и др., в которых из набора плоских геометрических фигур требуется создать сюжетное изображение на основе силуэтного, контурного образца или по замыслу;

- «Змейка» Рубика, «Волшебные шарики», «Пирамидка», «Сложи узор», «Уникуб» и другие игрушки-головоломки, состоящие из объемных геометрических тел, вращающихся или складывающихся определенным образом;

Логические упражнения, требующие умозаключений, построенных на основе логических схем и правил;

Задачи на нахождение признака (признаков) отличия или сходства фигур (например: «Найди две одинаковые фигуры», «Чем отличаются друг от друга данные предметы?», «Какая фигура здесь лишняя?»);

Задачи на поиск недостающей фигуры, в которых, анализируя предметные или геометрические изображения, ребенок должен установить закономерность в наборе признаков, их чередовании и на этой основе осуществить выбор необходимой фигуры, достраивая ею ряд или заполняя пропущенное место;

Лабиринты - упражнения, выполняемые на наглядной основе и требующие сочетания зрительного и мыслительного анализа, точности действий для того, чтобы найти кратчайший и верный путь от начальной до конечной точки (например: «Как мышонку выбраться из норки?», «Помоги рыбакам распутать удочки», «Угадай, кто потерял варежку»);

Занимательные упражнения на распознавание частей в целом, в которых от детей требуется установить, сколько и каких фигур содержится в рисунке;

Занимательные упражнения на восстановление целого из частей (собрать вазу из осколков, мячик из разноцветных частей и т. д.);

Задачи-смекалки геометрического характера с палочками от самых простых на воспроизведение по образцу узора и до составления предметных картинок, на трансфигурацию (изменить фигуру путем перекладывания указанного количества палочек);

Загадки, в которых содержатся математические элементы в виде термина, обозначающего количественные, пространственные или временные отношения;

Стихи, считалки, скороговорки и поговорки с математическими элементами;

Задачи в стихотворной форме;

Задачи-шутки и т. д.

Этим далеко не исчерпывается весь занимательный математический материал, который может использоваться в работе с детьми. Перечислены отдельные его виды.

Занимательный математический материал по своей структуре близок детской игре: дидактической, сюжетно-ролевой, строительно-конструктивной, драматизации. Как и дидактическая игра, он прежде всего направлен на развитие умственных способностей, качеств ума, способов познавательной деятельности. Познавательное его содержание, органически сочетаясь с занимательной формой, становится действенным средством умственного воспитания, непреднамеренного обучения, наилучшим образом соответствуя возрастным особенностям ребенка-дошкольника. Многие задачи-шутки, головоломки, занимательные упражнения и вопросы, потеряв авторство, передаются из поколения в поколение, как и народные дидактические игры. Наличие правил, организующих порядок действий, характер наглядности, возможность соревнования, во многих случаях ярко выраженный результат роднят занимательный материал с дидактической игрой. Одновременно он содержит и элементы других видов игр: роли, сюжет, содержание, отражающее какое-либо жизненное явление, действия с предметами, решение конструктивной задачи, любимые образы сказок, рассказов, мультфильмов, драматизацию - все это свидетельствует о многосторонних связях занимательного материала с игрой. Он как бы вбирает в себя многие ее элементы, черты и особенности: эмоциональность, творчество, самостоятельный и самодеятельный характер.

Занимательный материал имеет и свою собственную педагогическую ценность, позволяя разнообразить дидактические средства в работе с дошкольниками по формированию у них простейших математических представлений. Он расширяет возможность создания и решения проблемных ситуаций, открывает эффективные пути активизации умственной деятельности, способствует организации общения детей между собой и со взрослыми.

Исследования свидетельствуют о доступности отдельных математических занимательных задач с 4-5 лет. Являясь своеобразной умственной гимнастикой, они предупреждают возникновение интеллектуальной пассивности, с ранних лет формируют настойчивость и целенаправленность у детей. Сейчас повсеместно наблюдается тяга детей к интеллектуальным играм и игрушкам. Это стремление следует шире использовать в работе с дошкольниками.

Отметим основные педагогические требования к занимательому математическому материалу как дидактическому средству.

1. Материал должен быть разнообразным. Это требование вытекает из основной его функции, заключающейся в развитии и совершенствовании количественных, пространственных и временных представлений у детей. Разнообразными должны быть занимательные задачи по способам решения. Когда способ решения найден, то аналогичные задачи решаются без особого труда, сама задача из нестандартной становится шаблонной, ее развивающее влияние резко снижается. Разнообразить следует и формы организации работы с этим материалом: индивидуальные и групповые, в свободной самостоятельной деятельности и на занятиях, в детском саду и дома и т. д.

2. Занимательный материал должен использоваться не эпизодически, случайно, а в определенной системе, предполагающей постепенное усложнение задач, игр, упражнений.

3. Организуя деятельность детей с занимательным материалом и руководя ею, необходимо сочетать методы прямого обучения с созданием условий для самостоятельных поисков способов решения.

4. Занимательный материал должен отвечать разным уровням общего и математического развития ребенка. Это требование реализуется благодаря варьированию заданий, методических приемов и форм организации.

5. Использование занимательного математического материала должно сочетаться с другими дидактическими средствами по формированию у детей элементарных математических представлений.

Занимательный математический материал является средством комплексного воздействия на развитие детей, с его помощью осуществляется умственное и волевое развитие, создается проблемность в обучении, ребенок занимает активную позицию в самом процессе учения. Пространственное воображение, логическое мышление, целенаправленность и целеустремленность, умение самостоятельно искать и находить способы действия для решения практических и познавательных задач - все это, вместе взятое, требуется для успешного усвоения математики и других учебных предметов в школе.

К дидактическим средствам относятся пособия для воспитателя детского сада, в которых раскрывается система работы по формированию элементарных математических представлений. Основное их назначение - помочь воспитателю осуществить на практике предматематическую подготовку детей к школе.

К пособиям для воспитателя детского сада как дидактическому средству предъявляются высокие требования. Они должны:

а) строиться на прочном научно-теоретическом фундаменте, отражать основные современные научные концепции развития и формирования элементарных математических представлений у дошкольников, выдвигаемые педагогами, психологами, математиками;

б) соответствовать современной дидактической системе предматематической подготовки: целям, задачам, содержанию, методам, средствам и формам организации работы в детском саду;

в) учитывать передовой педагогический опыт, включать лучшие достижения массовой практики;

г) быть удобными для работы, простыми, практичными, конкретными.

Практическая направленность пособий, служащих настольной книгой воспитателя, отражается на их структуре и содержании.

Возрастной принцип чаще всего является ведущим в изложении материала. Содержанием пособия могут быть методические рекомендации для организации и проведения работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников в целом или по отдельным разделам, темам, вопросам; конспекты занятий игр.

Конспект - это краткое описание, содержащее цель (программное содержание: образовательные и воспитательные задачи), перечень наглядных пособий и оборудования, освещение хода (основных частей, этапов) занятия или игры. Обычно в пособиях дается система конспектов, последовательно раскрывающих основные методы и приемы обучения, с помощью которых решаются задачи из разных разделов программы развития элементарных математических представлений: работа с демонстрационным и раздаточным материалом, показ, объяснение, демонстрация образцов и способов действия воспитателем, вопросы к детям и обобщения, самостоятельная деятельность ребят, индивидуальные и коллективные задания и другие формы и виды работ. Содержание конспектов составляют разнообразные упражнения и дидактические игры, которые могут использоваться на занятиях по математике в детском саду и вне их с целью формирования у детей количественных, пространственных и временных представлений.

Используя конспекты, воспитатель конкретизирует, уточняет задачи (в конспектах обычно указываются образовательные задачи в самой общей форме), может изменить наглядный материал, по своему усмотрению определить число упражнений и их частей на занятии или в игре, привлечь дополнительные приемы активизации познавательной деятельности, индивидуализировать вопросы, задания по степени трудности для того или иного конкретного ребенка.

Существование конспектов отнюдь не означает прямое следование готовому материалу, они оставляют возможность для творчества в использовании разнообразных методов и приемов, дидактических средств, форм организации работы и т. д. Педагог может комбинировать, выбирать оптимальные варианты из нескольких, создавать новое по аналогии с имеющимся.

Конспекты занятий по математике и игр - удачно найденное методикой дидактическое средство, повышающее при правильном отношении к нему и использовании эффективность педагогической деятельности воспитателя.

В последние годы стало шире использоваться такое дидактическое средство, как учебно-познавательные книги для подготовки детей к усвоению математики в школе. Некоторые из них адр сованы семье, другие - и семье, и детскому саду. Являясь методическими пособиями для взрослых, они одновременно предназначены и детям в качестве книги для чтения и рассматривания и люстрации.

Этому дидактическому средству присущи следующие характерные особенности:

Достаточно большой объем познавательного содержания, который в целом соответствует программным требованиям по развитию у детей количественных, пространственных и временных представлений, но может и не совпадать с ними;

Сочетание познавательного содержания с художественно формой: герои (сказочные персонажи, взрослые, дети), сюжет (путешествие, жизнь семьи, разнообразные события, участникам которых становятся главные герои, и т. д.);

Занимательность, красочность, которые достигаются комплексом средств: художественным текстом, многочисленными иллюстрациями, разнообразными упражнениями, непосредственны», обращением к детям, юмором, ярким оформлением и т. д.; все это направлено на то, чтобы сделать познавательное содержание более привлекательным, значимым, интересным для ребенка;

Книги рассчитаны на минимальную методическую и математическую подготовку взрослого, содержат конкретные, четкие рекомендации для него либо в предисловии, либо в послесловии, а иногда параллельно с текстом для чтения детям;

Основной материал разбит на главы (части, уроки и т. д.), которые читает взрослый, а ребенок рассматривает иллюстрации и выполняет упражнения. Рекомендуется заниматься с ребенком несколько раз в неделю по 20-25 минут, что в целом соответствует количеству и длительности занятий по математике в детском саду;

Учебно-познавательные книги особенно необходимы в тех случаях, когда дети поступают в школу прямо из семьи. Если ребенок посещает детский сад, то они могут применяться для закрепления знаний.

Процесс формирования элементарных математических представлений требует комплексного использования разнообразных дидактических средств и соответствия их содержанию, методам и приемам, формам организации работы по предматематической подготовке детей в детском саду.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/ под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 1988.

«Формирование элементарных математических представлений посредством методов технологии ОТСМ - ТРИЗ. Многие учёные и практики считают, что современные требования к дошкольному образованию...»

Формирование элементарных математических представлений

посредством методов технологии ОТСМ - ТРИЗ.

Многие учёные и практики считают, что современные требования к дошкольному

образованию могут быть выполнены при условии, если в работе с детьми будут

активно использоваться методы технологии ТРИЗ-ОТСМ. В образовательной

деятельности с детьми старшего дошкольного возраста использую следующие методы:

морфологический анализ, системный оператор, дихотомия, синектика (прямая

аналогия), наоборот.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Морфологический анализ – это метод, благодаря которому ребенок с малых лет учится мыслить системно, представлять в своем воображении мир, как бесконечное сочетание различных элементов - признаков, форм и т.п.

Основная цель: Формировать у детей умение давать большое количество разных категорий ответов в рамках заданной темы.

Возможности метода:

Развивает внимание, воображение, речь детей, математическое мышление.

Формирует подвижность и системность мышления.

Формирует первичные представления об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. (ФГОС ДО) Помогает ребенку усвоить принцип вариативности.

Развивает способности детей в области восприятия, познавательный интерес.



Технологическая цепочка проведения образовательной деятельности (ОД) по морфологической дорожке (МД)

1.Представление МД («Волшебной дорожки») с установленными заранее показателями по горизонтали (значками признаков), в зависимости от цели ООД.

2.Представление Героя, который будет «путешествовать» по «Волшебной дорожке».

(Роль Героя будут выполнять сами дети.)

3.Сообщение задания, которое предстоит выполнить детям. (Например, помочь объекту пройти по «Волшебной дорожке», отвечая на вопросы признаков).

4.Морфологический анализ проводится в форме обсуждения (возможна фиксация результатов обсуждения с помощью картинок, схем, знаков). Кто-то из детей задаёт вопрос от имени признака. Остальные дети, находясь в ситуации «помощники», отвечают на заданный вопрос.

Цепочка примерных вопросов:

1.Объект, ты кто?

2.Объект, какого ты цвета?

3.Объект, какое у тебя главное дело?

4. Объект, что ты ещё умеешь делать?

5.Объект, какие у тебя есть части?

6.Объект, где ты находишься («прячешься»)? Объект, а как называются твои «родственники», среди которых можно встретить тебя?

Обозначать форму Нахожусь, В природном мире (лист, ёлка, ттреугольник предметов вершины

–  –  –

Примечание. Усложнения: введение новых показателей или увеличение их количества.

Технологическая цепочка проведения образовательной деятельности (ОД) по морфологической таблице (МТ)

1.Представление морфологической таблицы (МТ) с установленными заранее показателями по горизонтали и вертикали, в зависимости от цели ООД.

2.Сообщение задания, которое предстоит выполнить детям.

3.Морфологический анализ в форме обсуждения. (Поиск объекта по двум заданным свойствам).

Примечание. Показатели по горизонтали и вертикали обозначаются картинками (схемами, цветом, буквами, словом). Морфологическая дорожка (таблица) остаётся на некоторое время в группе и используется педагогом в индивидуальной работе с детьми и детьми в самостоятельной деятельности. Вначале, начиная со средней группы, проводится работа по МД, а затем по МТ (во второй половине учебного года).

В старшей и подготовительной к школе группах детского сада образовательная деятельность проводится по МД и по МТ.

Что может представлять собой морфологическая таблица (дорожка) в группе?

В своей работе я использую:

а) таблицу (дорожку) в виде наборного полотна;

б) морфологическую дорожку, которая выкладывается на полу веревочками, на которой расставляются значки признаков.

СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР

Системный оператор – это модель системного мышления. С помощью «системного оператора» мы получаем девятиэкранную систему представления о строении, взаимосвязях, этапах жизни системы.

Основная цель: Формировать у детей умение системно мыслить по отношению к любому объекту.

Возможности метода:

Развивает воображение, речь детей.

Формирует у детей основы системного мышления.

Формирует элементарные математические представления.

Развивает у детей умение выделять у объекта его главное назначение.

Формирует представление о том, что каждый объект состоит из частей, имеет своё местоположение.

Помогает ребенку выстраивать линию развития какого-либо объекта.

Минимальная модель системного оператора – это девять экранов На экранах цифрами показана последовательность работы с системным оператором.

В своей работе с детьми я системный оператор обыгрываю, провожу по нему игры ("Озвучь диафильм", "Волшебный телевизор", "Ларец").

Например: Работа на СО. (Рассматривается число 5. Открываются экраны 2-3-4-7).

В: Дети, я хотела показать нашим гостям информацию о числе 5. Но кто-то спрятал её за дверцами ларца. Нам необходимо открыть ларец.

–  –  –

Алгоритм работы по СО:

В: Для чего люди придумали число 5?

Д: Обозначать количество предметов.

В: Из каких частей состоит число 5? (Из каких двух чисел можно составить число 5? А как число 5 составить из единиц?).

Д: 1и4, 4 и1, 2иЗ, Зи2, 1,1,1,1и1.

В: Где находится число 5? Где вы видели число 5?, Д: На доме, на лифте, на часах, на телефоне, на пульте, на транспорте, в книге, В: Назовите числа - родственники, среди которых можно встретить число 5.

Д: Натуральные числа, которыми мы пользуемся при счёте.

В: А каким числом было число 5, пока к нему не присоединилась 1?

Д: Числом 4.

В: А каким числом будет число 5, если к нему присоединится 1?

Д: Числом 6.

Примечание.

Не следует детям говорить термины (система, надсистема, подсистема).

Разумеется, не обязательно рассмотрение всех экранов во время организованной образовательной деятельности. Рассматриваются только те экраны, которые необходимы для достижения цели.

В средней группе рекомендуется, отступив от порядка заполнения, начинать рассматривать подсистемные признаки, сразу после названия системы и ее главной функции, а потом уже определять, в какую надсистему она входит (1-3Что может представлять собой системный оператор в группе? В своей работе я использую системный оператор в виде наборного полотна: экраны заполняются картинками, рисунками, схемами.

СИНЕКТИКА

В переводе с греческого слово «синектика» означает «объединение разнородных элементов».

В основе такой работы лежит четыре типа операций: эмпатия, прямая аналогия, символистическая аналогия, фантастическая аналогия. В процессе ФЭМП можно использовать прямую аналогию. Прямая аналогия – это поиск сходных объектов в других областях знаний по каким-либо признакам.

Основная цель: Формировать у детей умение устанавливать соответствие между объектами (явлениями) по заданным признакам.

Возможности метода:

Развивает внимание, воображение, речь детей, ассоциативное мышление.

Формирует элементарные математические представления.

Развивает у детей умение строить различные ассоциативные ряды.

Формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка.

Овладение ребенком прямой аналогией проходит через игры: "Город Кругов (Квадратов, Треугольников, Прямоугольников и т.д.)", "Волшебные очки", "Найди предмет такой же формы", "Мешок с подарками", "Город цветных Цифр" и др. В ходе игр дети знакомятся с различными видами ассоциаций, учатся целенаправленно строить различные ассоциативные ряды, приобретают навыки выхода за рамки привычных цепочек рассуждений. Формируется ассоциативное мышление, что очень необходимо для будущего школьника и для взрослого человека. Овладение ребенком прямой аналогией тесно связано с развитием творческого воображения.

В связи с этим важным также является обучение ребенка двум умениям, которые помогают созданию оригинальных образов:

а) умению "включать" объект в новые связи и отношения (через игру «Дорисуй фигуру»);

б) умению выбирать из нескольких образов самый оригинальный (через игру «На что это похоже?»).

Игра «Что на что похоже?» (с 3 лет).

Цель. Развивать ассоциативное мышление, воображение. Формировать умение сравнивать математические объекты с объектами природного и рукотворного мира.

Ход игры: Ведущий называет математический объект (цифру, фигуру), а дети называют объекты, похожие на него из природного и рукотворного мира.

Например, В: На что похожа цифра 3?

Д: На букву з, на змейку, на ласточку, ….

В: А если перевернуть цифру 3 в горизонтальное положение?

Д: На рога барана.

В: На что похож ромб? Д: На воздушного змея, на печенье.

ДИХОТОМИЯ.

Дихотомия - метод деления пополам, используемый для коллективного выполнения творческих заданий, требующих поисковой работы, представлен в педагогической деятельности различными типами игры "Да - Нет".

Способность ребенка к постановке сильных вопросов (вопросов поискового характера) является одним из показателей развития его творческих способностей. Для расширения возможностей ребенка и ломки стереотипов в формулировке вопросов необходимо показывать малышу образцы других форм вопросов, демонстрировать различия и исследовательские возможности этих форм. Важно также помочь ребенку усвоить определённую последовательность (алгоритм) постановки вопросов. Обучить ребенка этому умению можно, используя в своей работе с детьми игру "Да-нет".

Основная цель:- Формировать умение сужать поле поиска

Обучать мыслительному действию - дихотомия.

Возможности метода:

Развивает внимание, мышление, память, воображение, речь детей.

Формирует элементарные математические представления.

Ломает стереотипы в формулировке вопросов.

Помогает ребенку усвоить определенную последовательность вопросов (алгоритм).

Активизирует словарь детей.

Развивает способности детей к постановке вопросов поискового характера.

Формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка Суть игры проста - дети должны распутать загадку, задавая воспитателю вопросы по усвоенному алгоритму. Отвечать же на них воспитатель может только словами: "да", "нет" или "и да, и нет". Ответ воспитателя "и да, и нет" показывает наличие противоречивых признаков объекта. Если ребенок задает вопрос, на который невозможно дать ответ, то необходимо заранее установленным знаком показать - вопрос задан неправильно.

Д./и. «Да - нет». (Линейная, с плоскими и объёмными фигурами).

Воспитатель заранее устанавливает в ряд геометрические фигуры (куб, круг, призма, овал, пирамида, пятиугольник, цилиндр, трапеция, ромб, треугольник, шар, квадрат, конус, прямоугольник, шестиугольник).

Воспитатель загадывает, а дети отгадывают, задавая вопросы по знакомому алгоритму:

Это трапеция? - Нет.

Это справа от трапеции? - Нет. (Убираются фигуры: трапеция, ромб, треугольник, шар, квадрат, конус, прямоугольник, шестиугольник),

Это овал? - Нет.

Это слева от овала? - Да.

Это круг? - Нет.

Это справа от круга? - Да.

Это призма? - Да, молодцы.

Метод «НАОБОРОТ».

Суть метода «наоборот» в выявлении определенной функции или свойства объекта и замены их на противоположные. Этот приём в работе с дошкольниками можно использовать, начиная со средней группы детского сада.

Основная цель: Развитие чувствительности к противоречиям.

Возможности метода:

Развивает внимание, воображение, речь детей, основы диалектического мышления.

Формирует элементарные математические представления.

Развивает у детей умение подбирать и называть антонимиеские пары.

Формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка.

Метод «наоборот» является основой игры «Наоборот».

Варианты игры:

1.Цель: Формировать умение детей находить слова антонимы.

Основное действие: ведущий называет слово - играющие подбирают и называют антонимическую пару. Детям эти задания объявляются как игры с мячом.

2.Цель: Формировать умение рисовать предметы «наоборот».

Например, воспитатель показывает страничку из тетради «Игровая математика»

и говорит: «Веселый Карандаш нарисовал короткую стрелку, а вы нарисуйте «наоборот».

Подготовила педагог Журавлева В.А.




Тезаурус Математическое мышление – если человек умеет построить какую – либо модель изучаемого понятия и описать ее математическим языком, следовательно он обладает тем, что мы называем математическим мышлением. Интеллектуальная (математическая) готовность – достижение достаточного для начала систематического обучения уровня зрелости познавательных процессов (память, восприятие, мышление, воображение, речь), овладение ребенком определенного багажа знаний в объеме программы.


Нестандартные средства - это такие средства, задачи, для которых в курсе математики не имеется общих правил и положений, определяющих точную программу их решения. Нестандартное средство, задача выступает в роли проблемной. Нетрадиционные средства – это задачи, алгоритм решения которых неизвестен (Фридман)


Занимательный математический материал – это средство комплексного воздействия на развитие детей, с помощью которого осуществляется умственное и волевое развитие, создается проблемность в обучении. Это одно из д\средств, способствующих развитию МП у детей. Это средство развития приемов умственной деятельности. Занимательность – это синоним интересного, способного привлечь внимание.


Математические игры – та, в которой используются математические методы или аналогичные доматематические (Б.А.Кордемский) Математические средства – это потенциальные модели тех математических понятий и отношений, с которыми знакомится дошкольник. Математическая модель – это описание явления или процесса, имеющего место в действительности, с помощью математических структур (числа, уравнения)


Педагогические требования к занимательному математическому материалу Разнообразие Использоваться в системе, предполагающей постепенное усложнение Сочетание методов прямого обучения с созданием условий для самостоятельного поиска решения Отвечать разным уровням общего и математического развития ребенка Сочетание с другими дидактическими средствами по ФЭМП


Средства обучения при ФЭМП у детей дошкольного возраста разнообразные дидактические игры: настольно-печатные и с предметами; обучающие, разработанные А. А. Столяром; развивающие, разработанные Б. П. Никитиным; шашки, шахматы; занимательный математический материал: головоломки, геометрические мозаики и конструкторы, лабиринты, задачи- шутки, задачи на трансфигурацию и т. д. с приложением там, где это необходимо, образцов (например, для игры «Танграм» требуются образцы, расчлененные и нерасчлененные, контурные), наглядных инструкций и т. д.; отдельные дидактические средства: блоки 3. Дьенеша (логические блоки), палочки X. Кюзенера, счетный материал (отличный от того, что применяется на занятиях), кубики с цифрами и знаками, детские вычислительные машины и многое другое; книги с учебно-познавательным содержанием для чтения детям и рассматривания иллюстраций.


Занимательный математический материал в работе с дошкольниками геометрические конструкторы: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг» и др., в которых из набора плоских геометрических фигур требуется создать сюжетное изображение на основе силуэтного, контурного образца или по замыслу; логические упражнения, требующие умозаключений, построенных на основе логических схем и правил; задачи на нахождение признака (признаков) отличия или сходства фигур (например, «Найди две одинаковые фигуры», «Чем отличаются друг от друга данные предметы?», «Какая фигура здесь лишняя?»); задачи на поиск недостающей фигуры, в которых, анализируя предметные или геометрические изображения, ребенок должен установить закономерность в наборе признаков, их чередовании и на этой основе осуществить выбор необходимой фигуры, достраивая ею ряд или заполняя пропущенное место; лабиринты упражнения, выполняемые на наглядной основе и требующие сочетания зрительного и мыслительного анализа, точности действий для того, чтобы найти кратчайший и верный путь от начальной до конечной точки (например, «Как мышонку выбраться из норки?», «Помоги рыбакам распутать удочки», «Угадай, кто потерял варежку»); занимательные упражнения на распознавание частей в целом, в которых от детей требуется установить, сколько и каких фигур содержится в рисунке; занимательные упражнения на восстановление целого из частей (собрать вазу из осколков, мячик из разноцветных частей и т. д.); задачи-смекалки геометрического характера с палочками от самых простых на воспроизведение по образцу узора и до составления предметных картинок, на трансфигурацию (изменить фигуру путем перекладывания указанного количества палочек); загадки, в которых содержатся математические элементы в виде термина, обозначающего количественные, пространственные или временные отношения; стихи, считалки, скороговорки и поговорки с математическими элементами; задачи в стихотворной форме; задачи-шутки и т. д.


Нетрадиционные математические средства Математические игры («Крестики-нолики», «Пять в ряд», «Ним», «Кегли» (игра Витхоффа), «Звездный ним») Математические головоломки (кубик Рубика, «Волшебные кольца», «Игры с дыркой» (пятнашки), плоскостные фигуры – силуэты из геометрических фигур, старинные головоломки, арифметические и т.п.) Комбинаторные задачи («Игра 15», «Кубик Рубика», задачи на маневрирование, перестановкой шашек, «Ханойская башня») Арифметические ребусы, игры – головоломки со спичками, топологические головоломки Оригами в ФЭМП у дошкольников


Комбинаторика - раздел математики, в которой изучается вопрос о том, сколько разных комбинаций подчиненные тем или иным условиям, можно составить из заданных объектов. Моделирование – построение копий, моделей, явлений и процессов, используемых для систематизации изображений.








Сколькими способами Петю, Васю, Галю, Свету и Марину можно посадить так, чтобы Петя был в середине? (24) Сколькими способами Петю, Васю, Галю, Свету и Марину можно посадить так, чтобы Петя и Вася не были рядом? (72) Сколькими способами Петю, Васю, Галю, Свету и Марину можно посадить так, чтобы Света не была второй слева? (96)



Развивающие игры Б.П.Никитина Каждая развивающая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей констуктора-механика и т.д. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.




Логические блоки Дьенеша Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур: а)четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники); б)трех цветов (красные, синие и желтые фигуры); в)двух размеров (большие и маленькие фигуры); г)двух видов толщины (толстые и тонкие фигуры).


Как можно играть с блоками Дьенеша? Игры с блоками Дьенеша для самых маленьких Предложите малышу начать с самых простых игр: 1) Попробуйте найти все фигуры, как эта, по цвету (по форме, по размеру, по толщине). 2) Найди не такие фигуры, как эта, по форме (по размеру, по толщине, по цвету). 3) Угости Мишку красными «конфетками» большими, квадратными, толстыми, треугольными, маленькими и т.д. 4) Положите перед ребенком три детали. Предложите малышу закрыть глазки и уберите одну из них. Какую «конфетку» съел Мишка? 5) Как и в предыдущей игре, выкладываем три блока. Ребенок закрывает глаза, а мы меняем детали местами. Что изменилось? 6) Игра – что лишнее. Разложите три фигуры – 2 общие по какому-то принципу, одна нет. Спросите малыша, что здесь лишнее? 7) Составляем пары (мама и малыш, например). Большой ищем маленькую деталь, красному кругу – красную деталь. 8) Складываем блоки в непрозрачный мешочек и ищем нужную фигурку на ощупь.


Играем с детми постарше Игра «Поиск» Усложняя задание, предложите ребенку найти фигуры такие же, как эта по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера. Игра «Змейка» Положите любую фигуру. От нее выстраивайте длинный ряд, словно змейку. Варианты построений могут быть такие: Строим, чтобы соседние фигуры не повторялись (по цвету, размеру, толщине). Соседние фигуры не должны повторяться по двум признакам – цвету и размеру, например. Соседние блоки должны быть одинакового размера и цвета, но разной формы. Игра «Этажи» Выкладываем в ряд несколько фигур – 4-5 шт. Это жители первого этажа. Теперь строим второй этаж дома так, чтобы под каждой фигурой предыдущего ряда оказалась деталь другого цвета (или размера, формы). Вариант 2: деталь такой же формы, но другого размера (или цвета). Вариант 3: строим дом с другими деталями по цвету и размеру. Игра «Домино» В эту игру можно играть нескольким участникам одновременно (но не более 4х). Блоки делим поровну между игроками. Каждый делает ход по очереди. Если фигуры нет, нужно пропустить ход. Побеждает тот, кто первым выложит все фигуры. Как ходить? Фигурами другого размера (цвета, формы). Фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, но другой формы. Фигурами другого размера и формы (цвета и размера). Такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера. Ходим фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.


В.Воскобович и его «Сказочные лабиринты» По решаемым образовательным задачам все игры Воскобовича можно условно разделить на 3 группы: - игры, направленные на логико-математическое развитие. Целью этих игр является развитие мыслительных операций, а игровыми действиями - манипулирование цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов. - игры с буквами, звуками, слогами и словами. В этих играх ребёнок решает логические задачи с буквами, составляет слоги и слова, занимается словотворчеством. - универсальные игровые обучающие средства. Они могут быть материалом для игр и дидактическими пособиями. Игровые обучающие средства создают комфортные условия для работы педагога и доставляют удовольствие детям.




"Квадрат Воскобовича 2-х цветный" Складывая «Квадрат» по линиям сгиба в разных направлениях, ребенок конструирует геометрические и предметные фигуры по схеме или собственному замыслу. Вариантов сложения Можете проверить. Рекомендуемый возраст 2-5 лет Состав На квадратную основу из ткани (140х140 мм) на некотором расстоянии друг от друга наклеены треугольники из плотного картона. Одна сторона «Квадрата» - красного цвета, другая – зеленого. Цветные пооперационные схемы сложения 19 фигур Что развивает - умение ориентироваться в форме и размере геометрических фигур, пространственных отношениях; - умение конструировать плоскостные и объемные фигуры, пользуясь пооперационной схемой или собственным замыслом; - внимание, память, пространственное и логическое мышление; - воображение, творческие способности; - мелкую моторику рук. Описание Складывая «Квадрат» по линиям сгиба в разных направлениях, ребенок конструирует геометрические и предметные фигуры по схеме или собственному замыслу. Вариантов сложения




Примеры игр с палочками Кюизенера 1. Перемешайте палочки на столе. Попросите показать по очереди оранжевую, красную, голубую и т.п. 2.Назвать цвет самой короткой и самой длинной палочки. 3. Показать не синюю и не оранжевую. 4. Собрать палочки одного цвета, построить из них домик. 5. Соединить вместе короткую и длинную палочку, спросить какая из них длинная, какая короткая. 6. Найти палочки равные по длине. 7. Выставить палочки по возрастанию – от самой короткой дл самой длинной и наоборот. 8. Угадай-ка. Выставить палочки в ряд. Ребенок загадывает одну палочку. Вы задаете вопросы: эта палочка короче красной? Она длиннее желтой? Методом исключения можно догадаться, о какой палочке идет речь. 9.Составить одну палочку из синей и красной чтобы синяя была слева (справа). 10.Построить башню из палочек. Какая палочка ниже оранжевой, выше красной? 11.Белая палочка – это единица. Придвиньте к ней еще одну, чтобы они составили одно целое. Нужно найти такую палочку, которая равнялась бы длине двух составленных. 12.Вы называете число, ребенок находит палочку. 13. Покажите, как можно складывать – прибавлять одну палочку к другой.Отнимать – из двух одну забрать. 14. Из каких палочек можно составить оранжевую? 15. Какие три нужно, чтобы получилась черная. 16. Получится ли составить оранжевую из четырех? 17. Из каких палочек можно составить число 10? 18. Выложите две дорожки, желтую и красную - какая дорожка длиннее? короче? 19.Найди все короче фиолетовой. 20.Выложите один поезд из синей палочки, второй из черной. Какие две палочки нужно присоединить к короткому поезду, что бы он стал такой длины как длинный поезд. 21. Оранжевая и желтая – один поезд красная и фиолетовая – другой, как уравнять поезда? 22. Составляйте из палочек геометрические фигуры.



Валентина Корнишева
Эффективные технологии и методы формирования элементарных математических представлений у дошкольников

" Эффективные технологии и методы формирования элементарных математических представлений у дошкольников "

Подготовила воспитатель 1 категории МАДОУ «Колокольчик» В. Н. Корнишева

Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки .

Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10 ). Однако, при обучении математике в школе , особенно по учебникам современных развивающих систем, эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики . Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два, и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании ) очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой » .

Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету . К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума . Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, в дошкольный период педагоги стараются на занятиях помочь детям освоить не только первый десяток. Очень большая работа идет по развитию таких умений, как сравнение и обобщение, выявление простейших изменений объектов по форме и величине , умение оперировать свойствами объектов и чисел. Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников .

Успешное обучение детей в начальной школе и в дальнейшем зависит от уровня развития мышления ребёнка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы. Развитое математическое мышление не только помогает ребёнку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию. Отсюда вытекает основное требование к форме организации обучения и воспитания – сделать занятия по формированию элементарных математических представлений максимально эффективными для того , чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить усвоение ребёнком максимальным доступным ему объёмом знаний и стимулировать поступательное интеллектуальное развитие.

В математику ребенок входит уже с самого раннего возраста. В течение всего дошкольного возраста у ребенка начинаю закладываться элементарные математические представления , которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности. Источником элементарных математических представлений для ребенка является окружающая реальная действительность, которую он познает в процессе своей разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством.

Прогресс не стоит на месте, и он может и должен внедряться в образовательную среду детских садов. Рассмотрим, какие технологии и как применяются в математическом развитии детей раннего возраста.

Основные виды инновационных технологий , применяемых в детских дошкольных учреждениях :

1. Информационно – коммуникативные технологии .

Современное развитие информационных технологий и уровень распространения вычислительной техники в образовательных учреждениях позволяют воспитателю сегодня использовать компьютер как повседневное средство обучения дошкольников . Возможности использования персонального компьютера с его периферийными устройствами в непосредственной образовательной деятельности – огромные. Самые несложные презентации, созданные в приложении Microsoft Office Power Point, выполняют функции демонстрационного материала . Они заменяют множество дидактических пособий и картинок, используемых в НОД по ФЭМП, но в отличие от обычных картинок они могут ожить и заговорить с ребенком, что делает непосредственную образовательную деятельность с использованием мультимедийных установок интереснее и познавательнее. Наиболее важную информацию на слайде можно выделить, придав ей эффект анимации . Анимация – очень важный элемент в презентации . Движение отдельных частей слайда привлечёт внимание ребёнка, и он заострит свое внимание на анимированной части информации . Таким образом, все тезисы сообщения воспитателя будут услышаны и увидены. Всё это повышает интерес к обучению и способствует более качественному усвоению нового материала .

2. Здоровье-сберегающие технологии .

Т. В. Хацкевич : «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым : пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении».

Познавательная деятельность во время НОД дается по принципу «минимакса» , т. е. знания даются детям по возможному максимуму, а требования к усвоению знаний предъявляются по минимуму . Таким образом, успешность достигается не за счет облегчения знаний до уровня самых слабых детей, а за счет формирования у каждого ребенка желания и умения преодолевать трудности, что позволяет детям без перегрузки достигнуть уровня обязательных результатов, не замедляя уровня развития более способных детей. Во время НОД обязательно проводятся динамические паузы, пальчиковые гимнастики, гимнастика для глаз, «минуты тишины» (релаксация, психогомнастика, элементы аутотренинга ) .

3. Проектно – исследовательская деятельность.

Развивая умственные способности ребенка, гораздо важнее научить его ставить собственные задачи, а не решать поставленные. «Было бы чудесно – писала М. Монтессори, - если бы всякое знание входило в нас таким естественным путем, не требующим больших усилий, чем те, которые мы тратим, чтобы дышать и есть». Современному обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Все эти качества личности в дошкольном возрасте можно сформировать при помощи разнообразных игр через проектную деятельность. В раннем возрасте дети – «Почемучки» , которые интересуются буквально всем, все пытаются попробовать «на зуб» , что очень удобно использовать в разработке краткосрочных проектов.

Через проектную деятельность можно :

формировать стойкий интерес к исследовательской деятельности;

Закреплять знания о математических понятиях , применяя которые в разных видах деятельности, ребенок может создать что-то новое;

учить детей принимать решения, оперировать предметами , выявлять свойства и признаки предметов .

4. Технология создания развивающей среды.

Предметный мир детства - это не только игровая среда, но и среда развития всех специфических детских видов деятельности (А. В. Запорожец, ни одна из которых не может полноценно развиваться вне предметной организации . Развивающая среда образовательного учреждения является источником становления субъектного опыта ребенка. Каждый ее компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками. Обогащенное развитие личности ребенка характеризуется проявлением непосредственной детской пытливости, любознательности, индивидуальных возможностей; Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению; занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов . Такая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а ведь именно оно определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства .

Важным условием в организации развивающей среды я считаю отбор педагогом игр, игрушек, игрового оборудования. Насыщение предметно -развивающей среды должно быть разумным. Игры должны соответствовать возрасту детей и задачам, которые решаются на данном этапе. Полки не должны захламляться избыточным материалом . Педагогу необходимо своевременно изменять предметно -игровую среду за счет новых атрибутов, игр, игрушек, игрового оборудования в соответствии с новым содержанием игр. Конечно же, важна и доступность содержания предметно -развивающей среды для детей : игры, игрушки, различные игровые атрибуты должны располагаться не выше вытянутой руки ребенка.

Залогом успеха в реализации данных задач, несомненно, является грамотное построение и оснащение развивающей среды в группе : создание комфортных и удобных условий для продуктивной игровой деятельности дошкольников .

Дети очень любят игры-головоломки (геометрические конструкторы) «Танграм» , «Волшебный круг» ,«Колумбово яйцо» , «Листик» , «Вьетнамскую игру» . Суть этих игр состоит в том, чтобы воссоздавать на плоскости силуэты предметов , животных, птиц, человека по образу или замыслу. Долгое время эти головоломки служили для развлечения взрослых и подростков, но современными исследованиями было доказано, что они являются эффективным средством умственного, в частности математического , развития дошкольников .

Счетные палочки традиционно использовались как счетный материал . Однако их многообразные конструктивные возможности позволяют формировать геометрические представления у детей , развивать пространственное воображение. В играх со счетными палочками создаются большие возможности для развития не только смекалки и сообразительности, но и благодаря открытию новых способов действия с материалом активности и самостоятельности

5. Социо-игровые технологии

Развитие интеллекта – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе , но и всестороннее развитие детей. Интеллектуальное развитие рассматривается в качестве главного условия сохранения индивидуального в детях, так как именно разум и воображение позволяют им строить осмысленную картину мира и осознавать своё место в нём

Методы , применяемые в практике ФЭМП у дошкольников

Наглядные – наблюдение, демонстрация, использование ТСО;

Словесные – объяснение, рассказ, чтение, беседа

Практические и игровые – упражнение, игровые методы , элементарные опыты , моделирование

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является – игра. Руководствуясь одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта - реализация программы происходит, используя различные формы , специфичные для детей данной возрастной группы и прежде всего в форме игры .

Как сказал В. А. Сухомлинский “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений , понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. ”

Именно игра с элементами обучения , интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника . Такой игрой являются дидактическая игра.

Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы.

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествия во времени

3. Игры на ориентировку в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения. Дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста . Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.

В заключение можно сделать следующие вывод : развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста . От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.