Суд и прокуратура по конституции 1977. Эволюция судебной системы и прокуратуры по советским конституциям

25 апреля 1962 г. ВС СССР принимает постановление о выработке проекта новой Конституции и формирует соответствующую комиссию. Но лишь к маю 1977 г. проект был создан и 4 июня 1977 г. опубликован в печати. Также стоит отметить, что всенародное обсуждение проекта Конституции началось 4 июня 1977 года. В ходе обсуждения было высказано около 400 тыс. предложений с поправками и дополнениями. 7 октября 1977 г. по докладу Л.И. Брежнева была принята Конституция на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва. Конституция состояла из преамбулы, 9 разделов, 21 главы, которые включали 174 статьи.

Конституция СССР 1977 вошла в историю как "Конституция развитого социализма" (чаще называют - "Брежневская"). Конституция подчеркивала свою преемственность с предшествующими ей конституциями (1918, 1924, 1936гг.). Основой экономической системы признавалась социалистическая собственность на средства производства, основой политической системы - Советы (диктатура пролетариата выполнила свою задачу и советское государство стало общенародным. Конституция закрепила систему органов власти и управления, сложившуюся к тому времени. Высшим органом власти являлся Верховный Совет СССР, состоявший из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Полномочия его были увеличены с 4 до 5 лет).

Но в Конституции закреплялась "руководящая и направляющая" роль Коммунистической партии. Конституция закрепляла новые формы "непосредственной демократии": всенародное обсуждение и референдум; новые гражданские права: право на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательств, на честь и достоинство и на критику государственных и общественных организаций и т.д. Впервые были закреплены права на охрану здоровья, жилище, на пользование достижениями культуры, свободу творчества. В апреле 1978 г. был опубликован проект Конституции РСФСР, вскоре утвержденный Верховным Советом РСФСР. В 1976 г. принято постановление "О подготовке и издании Свода законов СССР". В декабре 1977 г. Президиум Верховного Совета СССР издал постановление об организации работы по приведению законодательства Союза ССР в соответствие с Конституцией.

Конституция СССР 1977 г. создала некоторые необходимые предпосылки для совершенствования хода общественного развития страны. Но реализовать заложенные конституцией возможности не удалось. На рубеже 70-80-х годов в обществе продолжались застойные процессы, множились нерешенные проблемы и трудности. Существенно ослабла система экономических инструментов власти и управления, образовался механизм торможения социально-экономического развития.


Конституция закрепила СССР как союзное, федеративное государство. За каждой союзной республикой сохранялось право свободного выхода из СССР. Таким образом, и в конце 70-х годов государство продолжало линию на "строительство наций" и их огосударствление.

Вместе с тем, с 1966 г. (и до 1989 г.) в официальном языке имелось понятие "советский народ". Суть его была в том, что на стадии "развитого социализма" возникла эта новая историческая общность, имеющая ряд характерных признаков. Критики этой концепции усматривают в ней замысел советского государства путем ассимиляции ликвидировать этническое многообразие общества, заменив народы неким безнациональным homo sovieticus (но это уже что-то очень утопическое). Ни в каких документах советского государства таких программных положений нет.

Если же судить по реальной практике государства, то, согласно принятым в этнографии критериям, национальная политика в СССР на ассимиляцию направлена не была. Так, четыре переписи населения (с 1959 по 1989 г.) показали небольшое, но постоянно снижение доли русских в населении СССР (с 54,6 до 50,8%). Численность же малых народов, которые первыми исчезают при ассимиляции, регулярно росла (даже столь малочисленных народов, которые по западным меркам теоретически не могут уцелеть и не раствориться - тофаларов, орочей, юкагиров и др.).

С иных позиций критиковали понятие "советский народ" те, кто отрицал возникновение общности советских людей и считал народы и этносы СССР конгломератом, не связанным в одно целое. Это - схоластические утверждения, преследующие чисто идеологические цели. Советский народ сложился как продукт длительного развития единого государства (до СССР - Российской империи). Граждане этого государства разных национальностей воспринимали СССР как отечество, и проявляли лояльность к символам этого государства. Согласно всем современным представлениям о государстве и нации, советский народ был нормальной полиэтнической нацией, не менее реальной, чем американская, бразильская или индийская нации.

Тем более важно, что, признав свершившимся становление советской нации (народа), последняя Конституция СССР подтвердила федерализм национально-государственных образований, отказавшись от перехода к территориальному федерализму. В Комментариях к конституции прямо указывалось, что "в состав СССР входят не географические или административные единицы, а национальные государства".

Видимо, возможность перейти к территориальному федерализму, который укрепил бы СССР как единое государство, реально существовала лишь в 1945-53 гг., но необходимость этого шага на фоне победных настроений не осознавалась. Во времена Хрущева и Брежнева республиканские элиты настолько окрепли, что центр уже был неспособен посягнуть на их власть и интересы. Негласно, под лозунги интернационализма, проводилась "коренизация" нового типа - вытеснение русских кадров и обеспечение преимуществ не всех нерусских народов, а лишь статусных наций". Это в полной мере выявилось в ходе перестройки.

Конституция 1977 года (как и конституции любого тоталитарного государства) может быть названа таковой лишь условно. Современная концепция конституции и конституционности государства опирается на соотношение права и закона и схематично может быть представлена следующим образом. Государство связано правом. Поэтому все принимаемые им законы, включая конституцию, должны гарантировать основные (естественные) права личности, а также механизмы волеизъявления народа. Государство и гражданин, с точки зрения права — формально равные субъекты общественных отношений. Поэтому конституция правового государства связывает власть независимым от нее ограничителем: неотъемлемыми правами и свободами личности.

Раздел первый - Шестая статья закрепляла руководящую и направляющую роль КПСС в советском обществе, объявляя ее ядром политической системы. Основу экономической системы СССР составляла социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности. Социальную основу СССР составлял, как отмечалось в этом разделе, союз рабочих, крестьян и интеллигенции. Закреплялись основные принципы внешней политики.

Раздел второй — «Государство и личность» — содержал перечень прав и обязанностей граждан. К числу их прав и свобод относились: равенство вне зависимости от пола, происхождения, социального, национального и имущественного положения, а также «все социально-экономические, политические и личные права и свободы». Расширен был по сравнению с предыдущей Конституцией и перечень обязанностей (включавший теперь уважение национального достоинства, прав и законных интересов других лиц, заботу о воспитании детей, оказание детьми помощи родителям, сбережение природы, заботу о сохранении исторических памятников и культурных ценностей, содействие развитию дружбы и сотрудничества с другими народами).

Третий раздел закреплял традиционное национально-государственное устройство СССР.

Четвертый раздел определял систему и принципы формирования и деятельности Советов народных депутатов. Новым в сравнении с Конституцией 1936 г. было предоставление права выдвижения кандидатов в депутаты общественным организациям.

Пятый раздел утверждал высшие органы государственной власти и управления СССР. Статья 125 предусматривала создание из числа народных депутатов постоянных комиссий для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Верховного Совета.

Шестой раздел подтверждал традиционные права союзных республик. Их круг по сравнению с 1936 г. не изменился.

Седьмой раздел определял условия деятельности правосудия, арбитража и прокурорского надзора. Срок полномочий прокуроров всех уровней ограничивался пятью годами. Предусматривалось избрание народных судей путем всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет, а народных заседателей — на собраниях граждан по месту их работы или жительства открытым голосованием на два с половиной года.

Раздел восьмой подтверждал прежние герб, флаг, гимн и столицу СССР.

Девятый раздел подтверждал прежний порядок изменения Конституции СССР.

В тоталитарном (и любом ином внеправовом) государстве законы могут либо прямо отражать неограниченную власть правителя (в каком бы качестве он ни выступал) над жизнью и смертью своих подданных, либо служить своего рода идеологическим прикрытием такой власти. В последнем случае, а именно этот вариант характерен для советских конституций, текст Основного закона не отражает реальных отношений человека с государством, народа с властью и т.п., а конструирует некую витрину, прикрывающую реальные действия властей и позволяющую творить произвол, формально не входя в противоречие с конституцией.

Текст этой конституции советского периода, как это было показано в анализе, менялся по мере упрочения и стабилизации режима. Происходящие изменения определялись не реальными переменами в отношениях личности и государства, а политическими и идеологическими факторами.

Устаревшие детали идеологической доктрины (типа “диктатура пролетариата”, “мировая революция”, “пролетарский интернационализм” и т.п.) уступили место новым (“общенародное государство”, “развитое социалистическое общество” и т.п.), и это побуждало менять не только отдельные положения, но и общую юридическую конструкцию конституции.

Однако ее функциональная роль — маскировка реального механизма власти — сохранялось в неизменном виде. Декоративный характер советской конституции предопределял и ненужность какого-либо органа, контролирующего соответствие принимаемых законов действующей конституции. Не могло быть и речи о прямом действии конституции. Этот вопрос не рассматривался даже теоретически. Но поскольку конституция была лишь завесой, витриной, декорумом реальной власти, то последнюю с полным основанием можно назвать теневой.

На самом деле не советы всех уровней, официально учрежденные конституцией, осуществляли государственную власть. Они были лишь придатком разветвленной, всепроникающей и жестко централизованной структуры аппарата КПСС.

Стоит отметить и некоторые недостатки Конституции: Конституция должна не только определять экономическую и политическую систему (государственный строй), но и дать правовые основы, четко сформулированные положения закона, исполнение которых может быть подвергнуто объективной проверке. Между тем большинство статей Конституции записаны в виде деклараций, а не конкретных правовых норм.

Основным пороком Проекта является вопиющее и ничем не прикрытое противоречие между ст. 1 и 2 и ст. 6. ст. 1 и 2 декларируют СССР как общенародное государство, в котором народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР. В то же время ст. 6 ядром политической системы объявляет КПСС. Более того, вторая часть ст. 6 прямо устанавливает, что все важнейшие государственные вопросы решают не Советы, а КПСС (практически — высшее руководство КПСС).

По существу в Конституции ничего нового нет.

После принятия Конституции СССР 1977 г. в апреле-мае 1978 г. приняты новые основные законы союзных и автономных республик. Конституция РСФСР была принята 12 апреля 1978 г.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

КОНСТИТУЦИЯ

(ОСНОВНОЙ ЗАКОН)

(с изм. и доп., внесенными Законами СССР

от 24.06.1981 - Ведомости ВС СССР, 1981, N 26, ст. 838;

от 01.12.1988 - Ведомости ВС СССР, 1988, N 49, ст. 727;

от 20.12.1989 - Ведомости СНД и ВС СССР, 1989, N 28, ст. 538;

от 20.12.1989 - Ведомости СНД и ВС СССР, 1989, N 28, ст. 540;

от 23.12.1989 - Ведомости СНД и ВС СССР, 1989, N 29, ст. 574;

от 14.03.1990 - Ведомости СНД и ВС СССР, 1990, N 12, ст. 189)

Великая Октябрьская социалистическая революция, совершенная рабочими и крестьянами России под руководством Коммунистической партии во главе с В.И. Лениным, свергла власть капиталистов и помещиков, разбила оковы угнетения, установила диктатуру пролетариата и создала Советское государство - государство нового типа, основное орудие защиты революционных завоеваний, строительства социализма и коммунизма. Начался всемирно - исторический поворот человечества от капитализма к социализму.

Одержав победу в гражданской войне, отразив империалистическую интервенцию, Советская власть осуществила глубочайшие социально - экономические преобразования, навсегда покончила с эксплуатацией человека человеком, с классовыми антагонизмами и национальной враждой. Объединение советских республик в Союз ССР преумножило силы и возможности народов страны в строительстве социализма. Утвердились общественная собственность на средства производства, подлинная демократия для трудящихся масс. Впервые в истории человечества было создано социалистическое общество.

Ярким проявлением силы социализма стал немеркнущий подвиг советского народа, его Вооруженных Сил, одержавших историческую победу в Великой Отечественной войне. Эта победа укрепила авторитет и международные позиции СССР, открыла новые благоприятные возможности для роста сил социализма, национального освобождения, демократии и мира во всем мире.

Продолжая свою созидательную деятельность, трудящиеся Советского Союза обеспечили быстрое и всестороннее развитие страны, совершенствование социалистического строя. Упрочились союз рабочего класса, колхозного крестьянства и народной интеллигенции, дружба наций и народностей СССР. Сложилось социально - политическое и идейное единство советского общества, ведущей силой которого выступает рабочий класс. Выполнив задачи диктатуры пролетариата, Советское государство стало общенародным.

В СССР построено развитое социалистическое общество. На этом этапе, когда социализм развивается на своей собственной основе, все полнее раскрываются созидательные силы нового строя, преимущества социалистического образа жизни, трудящиеся все шире пользуются плодами великих революционных завоеваний.

Это - общество зрелых социалистических общественных отношений, в котором на основе сближения всех классов и социальных слоев, юридического и фактического равенства всех наций и народностей, их братского сотрудничества сложилась новая историческая общность людей - советский народ.

Это - общество подлинной демократии, политическая система которого обеспечивает эффективное управление всеми общественными делами, все более активное участие трудящихся в государственной жизни, сочетание реальных прав и свобод граждан с их обязанностями и ответственностью перед обществом.

Развитое социалистическое общество - закономерный этап на пути к коммунизму.

Высшая цель Советского государства - построение бесклассового коммунистического общества, в котором получит развитие общественное коммунистическое самоуправление. Главные задачи социалистического общенародного государства: создание материально - технической базы коммунизма, совершенствование социалистических общественных отношений и их преобразование в коммунистические, воспитание человека коммунистического общества, повышение материального и культурного уровня жизни трудящихся, обеспечение безопасности страны, содействие укреплению мира и развитию международного сотрудничества.

14 марта исполняется 20 лет со дня принятия закона "Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР".

Статья 6-я Конституции была изложена в следующей редакции: "Коммунистическая партия Советского Союза, другие политические партии, а также профсоюзные, молодежные, иные общественные организации и массовые движения через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов, и в других формах участвуют в выработке политики Советского государства, в управлении государственными и общественными делами".

Вместо обычного для советской системы "коллегиального главы государства" - Президиума ВС СССР, был учрежден пост Президента СССР с большими полномочиями. Он был и Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами СССР, назначал и смещал военное командование. Президент представлял ВС СССР, а затем Съезду народных депутатов на утверждение и освобождение от должности председателя правительства СССР, Верховного суда, Генерального прокурора, председателя Высшего арбитражного суда СССР и персональный состав Комитета конституционного надзора СССР.

Президент имел право объявить мобилизацию, состояние войны, военное или чрезвычайное положение в отдельных районах страны, ввести временное президентское правление. Он возглавлял Совет безопасности СССР, члены которого назначались по согласованию с ВС СССР. Поначалу был создан и Президентский совет, который был упразднен в ноябре 1990 года ввиду неработоспособности.

Президент СССР возглавлял Совет Федерации, в который входили вице-президент СССР и президенты республик. Решения этого Совета принимались большинством не менее двух третей голосов.

Хотя по Конституции Президент должен был избираться всенародным голосованием, но в первый раз "в порядке исключения" он был избран народными депутатами СССР.

20 марта 1991 года был принят закон, по которому упразднялся Совет Министров СССР и создавалось правительство нового типа - Кабинет Министров СССР при Президенте, с более низким статусом и более узкими функциями, нежели традиционный Совмин.

Отмена 6-й статьи Конституции СССР фактически санкционировала создание других политических партий . К этому времени их было в стране немало. Видное место среди них занимали партии демократической ориентации - Крестьянская, Аграрная, Народная, Демократическая партии России. Они выступали за создание правового государства, проведение экономических и политических реформ.

В октябре 1990 года был принят закон СССР "Об общественных объединениях", признавший наличие в стране многопартийности.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Конституция 1977 года состояла из преамбулы (введения), 9-ти разделов, 21 главы, 174 статей.

В преамбуле в обобщенном виде был оценен исторический путь, пройденный советским обществом за 60 лет после победы Октябрьской революции, дана характеристика советского общества как "развитого социалистического общества, как закономерного этапа на пути к коммунизму".

7 октября 1977 года Верховным советом СССР принята новая Конституция СССР, заменяющая Конституцию 1936 г. Целью Советского государства провозглашалось «построение бесклассового коммунистического общества, в котором получит развитие общественное коммунистическое самоуправление». Устанавливалось, что «основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности», т.е., по сути, в стране сохранялась государственная собственность. Никто не вправе использовать социалистическую собственность в целях личной наживы и в других корыстных целях.

Конституция 1977 г. не изменила политическую организацию общества. Верховный Совет СССР объявлялся высшим органом государственной власти СССР – представительный законодательный орган власти. Он избирался сроком на 4 года путем всеобщего, равного и прямого избирательного права. Депутатом мог быть избран гражданин СССР не моложе 23 лет. Депутаты собирались дважды в год на сессии Верховного Совета.

· избрание Президиума Верховного Совета СССР,

· образование Правительства СССР,

· избрание Верховного суда СССР,

· назначение Генерального прокурора СССР.

· назначение следственных и ревизионных комиссий по любому вопросу.

Он состоял из двух равноправных палат – Совета Союза и Совета Национальностей.

Совет Союза избирался по норме: один депутат от 300 тыс. человек населения.

В Совет Национальностей избирались по 32 депутата от каждой союзной республики, по 11 депутатов от каждой а.р., по 5 депутатов от каждой национальной области и по 1 депутату от каждого национального округа. Обе палаты обладали правом законодательной инициативы, их сессии проходили одновременно. Верховный Совет избирал Президиум, который работал между сессиями и обладал широкими полномочиями. Президиум Верховного Совета издавал указы, обязательные к исполнению. Эти указы утверждались на очередной сессии Верховного Совета и становились законами.

Формально исполнительная власть была представлена системой министерств и ведомств, возглавляемых Советом Министров СССР. Это был высший исполнительно-распорядительный орган СССР. Число союзных министерств и госкомитетов постоянно увеличивалось и достигло более 80.

Судебная власть оставалась в значительной зависимости от исполнительной. Министерство юстиции СССР, восстановленное в 1970 г. должно было руководить адвокатурой; в составе Минюста были управления общих судов, военных трибуналов. Высшим судебным органом был Верховный суд СССР. На него возлагался надзор за судебной деятельностью, он обладал правами суда первой инстанции и надзора дел в кассационном порядке. Высший надзор за соблюдением законов Конституция возлагала на Прокуратуру СССР.

О реальном функционировании государственного аппарата страны можно говорить с учетом особенностей политического устройства СССР. Статья 6 Конституции 1977 г. провозглашала, что КПСС является ядром политической системы – дублирование всей системы управления партийным аппаратом. Происходило своего рода срастание высших звеньев партийного и государственного аппаратов. Все руководители высшего партийного звена напрямую вмешивались в деятельность всех ветвей государственной власти. Секретари ЦК руководили отделами аппарата ЦК КПСС. Структура аппарата ЦК, по сути, дублировала органы исполнительной, законодательной и судебной властей, а также детально отражала систему союзных министерств и ведомств, управлявших промышленностью, сельским хозяйством, культурой и идеологией. Любое решение министерства и ведомства, которое затрагивало существенные стороны жизни страны, предварительно согласовывалось с соответствующими секторами и отделами аппарата ЦК, а при необходимости – с Секретариатом ЦК или Политбюро.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ »

ИНСТИТУТ ЮСТИЦИИ

Кафедра Конституционного и международного права.

Учебная дисциплина Конституционное право.

Реферат на тему:

«Конституция СССР 1977год»

Выполнила:

студентка 135 группы

Институт Юстиции

Дакирова Айм.

Саратов 2015год

Конституция СССР 1977 года - конституция СССР, действовавшая с 1977 по 1991 год. Принята Верховным Советом СССР 7 октября 1977 года. Эта конституция закрепляла однопартийную политическую систему (статья 6). Вошла в историю как «конституция развитого социализма.

История

Разработка новой конституции началась ещё в 1962 году, когда25 апрелятого года Верховный Совет СССР постановил выработать проект новой Конституции СССР и создал Конституционную комиссию в составе 97 человек. Председателем Конституционной комиссии был назначенН. С. Хрущёв.

15 июня1962 года на заседании Конституционной комиссии были обсуждены основные задачи по подготовке проекта новой Конституции и образовано 9 подкомиссий.

В августе1964 годаКонституционная комиссия завершила разработкупроекта Конституции СССРи пояснительной записки к нему. Этот проект состоял из 276 статей. Однако в дальнейшем он подвергся серьёзной переработке и в первоначальном виде утверждён не был.

19 декабря1966 годасогласно постановлению Верховного Совета, в состав Конституционной комиссии вошли 33 новых депутата взамен выбывших.

Рабочую группу по подготовке проекта Конституции возглавляли: с 1962 года Л. Ф. Ильичёв, с1968 года-А. Н. Яковлев, с1973 года-Б. Н. Пономарёв.

4-6 октября1977 годасостоялось слушание Конституции на заседаниях палат Верховного Совета.7 октябрясостоялось заключительное совместное заседание палат Верховного Совета СССР, где вначале по разделам, а затем в целом Конституция была принята. В тот же день Верховный Совет СССР раздельным голосованием по палатам принял Декларацию Верховного Совета СССР о принятии и объявлении Конституции (Основного Закона) СССР, Закон СССР об объявлении дня принятия Конституции (Основного Закона) СССР всенародным праздником и Закон СССР о порядке введения в действие Конституции (Основного Закона) СССР.

Структура Конституции

    Преамбула

Глава 1. Политическая система

Глава 2. Экономическая система

Глава 3. Социальное развитие и культура

Глава 4. Внешняя политика

Глава 5. Защита социалистического Отечества

    Раздел 2. Государство и личность

Глава 6. Гражданство СССР. Равноправие граждан

Глава 7. Основные права, свободы и обязанности граждан СССР

    Раздел 3. Национально-государственное устройство СССР:

Глава 8. СССР - союзное государство

Глава 9. Союзная Советская Социалистическая Республика

Глава 10. Автономная Советская Социалистическая Республика

Глава 11. Автономная область и автономный округ

    Раздел 4. Советы народных депутатов и порядок их избрания:

Глава 12. Система и принципы деятельности Советов народных депутатов

Глава 13. Избирательная система

Глава 14. Народный депутат

    Раздел 5. Высшие органы государственной власти и управления СССР:

Глава 15. Верховный Совет СССР

Глава 16. Совет Министров СССР

    Раздел 6. Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках:

Глава 17. Высшие органы государственной власти и управления союзной республики

Глава 18. Высшие органы государственной власти и управления автономной республики

Глава 19. Местные органы государственной власти и управления

    Раздел 7. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор:

Глава 20. Суд и арбитраж

Глава 21. Прокуратура

    Раздел 8. Герб, флаг, гимн и столица СССР

    Раздел 9. Действие конституции СССР и порядок её изменения

Преамбула

В преамбуле Конституции в общем виде был оценён исторический путь, пройденный советским обществом за 60 лет после Октябрьской революции. Была дана характеристика советского общества как «развитого социалистического общества, как закономерного этапа на пути к коммунизму». Также в преамбуле сказано, что Конституция сохраняет принципы предыдущих Конституций.

Текст преамбулы в Конституции 1977 года примерно в 20 раз больше, чем в Конституции РФ 1993 года.15 марта 1990 года из преамбулы было исключено упоминание о том, что в процессе развития общества возросла «руководящая роль Коммунистической партии - авангарда всего народа», что было связано с легализацией многопартийной системы и фактическим отказом страны от социалистического пути развития.

Политическая система

Первый раздел Конституции закреплял общие принципы социалистического строя и основные черты развитого социалистического общества.

Статья 1 обозначала, что СССР «есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны».

Статья 6 законодательно закрепляла руководящую и направляющую рольКПСС, являвшейся ядром политической системы СССР. Законодательно закреплялась важная роль в политической системе профсоюзов, комсомола и других массовых общественных организаций, что было значительным отличием от прежних Конституций: вКонституции 1936 годаВКП(б) была «руководящим ядром всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных» (ст. 126), а вКонституции 1924 годане упоминалась вовсе.

О возможности существования других партий в Конституции ничего не говорилось; Конституция признавала лишь право граждан «объединяться в общественные организации» (ст. 51).

В 1990 году были приняты значительные поправки в Конституцию 1977 года, в частности, вводится многопартийная политическая система. Вместе с тем новая редакция статьи 6 сохраняла упоминание о КПСС, что позволяет характеризовать установленный политический строй как систему с доминирующей партией

Экономическая система

В главе 2, Статья 10 зафиксировала, что основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства, существующая в двух формах: государственная(общенародная) и колхозно-кооперативная.

14 марта 1990 года статья 10 была изложена в новой редакции, в соответствии с которой основой экономической системы СССР были объявлены собственность советских граждан и государственная собственность.

Статья 16 закрепляла принцип государственного планирования экономики, вместе с тем предполагала сочетание централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, использование хозяйственного расчёта, прибыли, себестоимости и других экономических рычагов и стимулов.

Органы власти

В новой Конституции был введён новый Раздел IV - «Советы народных депутатови порядок их избрания», где была закреплена вся система Советов, увеличен срок полномочий Верховных Советов с 4 до 5 лет, местных Советов - с 2 до 2,5 лет. Впоследствии (в 1988 году) был установлен единый срок для всех Советов - 5 лет.

Закреплялся также уже существовавший в прежней Конституции принцип всеобщего, равного,прямого избирательного правапритайном голосовании. При этом, согласностатье 96, был снижен возраст пассивного избирательного права в Советы до 18 лет, в Верховный Совет СССР - до 21 года (ранее - 23 года).

Раздел V закреплял положения о высших государственных органах власти -Верховном Совете и Совете Министров СССР. В разделе VI были обозначены органы власти союзных и автономных республик, где высшими государственными органами власти являлись местные Верховные Советы и Советы Министров.

Государственное устройство

Раздел III определял национальное и государственное устройство Союза, а также, как и все предыдущие Конституции СССР, закреплял право республик Союза на свободный выходиз состава СССР. Данное положение сыграло заметную роль враспаде СССР в 1991 году.

Прекращение действия

8 декабря1991 годавВискуляхподБрестом(Республика Беларусь) президентами РСФСР иУкраиныБорисом Ельциным и Леонидом Кравчуком, а также председателем Верховного СоветаБелоруссииСтаниславом Шушкевичем было подписано «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств» (известное вСМИкакБеловежское соглашение). В документе, состоявшем из Преамбулы и 14 статей, констатировалось, что Союз ССР прекратил своё существование как субъектмеждународного праваи геополитической реальности. Однако, основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны договорились об образованииСодружества Независимых Государств.

12 декабрясоглашение было ратифицированоВерховным Советом РСФСР . Законность данной ратификации вызвало сомнение у некоторых членов российского парламента, так как по Конституции (Основному Закону) РСФСР 1978 годарассмотрение данного документа находилось в исключительном ведении Съезда народных депутатов РСФСР, поскольку он затрагивал государственное устройство республики как части Союза ССР и тем самым влек за собой изменения в российскую конституцию.

21 декабря1991 годана встрече глав республик вАлма-Ате(Казахстан) к СНГ присоединилось ещё 8 республик:Азербайджан,Армения,Казахстан,Киргизия,Молдавия,Таджикистан,Туркмения,Узбекистан, были подписаныАлма-Атинская декларацияи протокол к беловежскому соглашению о создании СНГ.

23 декабря Верховный Совет Казахской ССРратифицировал беловежское соглашение вместе с алма-атинским протоколом ] .

25 декабряМихаил Горбачёв объявил о прекращении своей деятельности на посту Президента СССР. В тот же день соглашение о создании СНГ было ратифицированоВерховным Советом Таджикистана.

26 декабря1991 годаСовет Республик Верховного Совета СССР(образованный Законом СССР от 05.09.1991 № 2392-1, но не предусмотренный Конституцией СССР) принял декларацию о прекращении существования СССР в связи с образованием СНГ.

В апреле 1992 года Съезд народных депутатов РСФСР трижды отказался ратифицировать беловежское соглашение и исключить из текста российской конституции упоминание о конституции и законах СССР, что впоследствии стало одной из причин противостояния Cъезда народных депутатов с президентом Ельциными в дальнейшем привело кразгону Съезда в октябре 1993 года. Конституция СССР и законы СССР продолжали упоминаться в статьях 4, 102 и 147 Конституции Российской Федерации - России (РСФСР) 1978 года вплоть до 25 декабря 1993 года, когда вступила в силу принятая всенародным голосованиемКонституция Российской Федерации, которая не содержала упоминания о Конституции и законах Союза ССР.

19 июня 1992 года президент Украины Леонид Кравчук подписал закон о полном исключении упоминаний об СССР (в том числе и о Конституции СССР) из конституции Украины1978 года.

Интересные факты

Принятие Брежневской Конституции в день 7 октября1977 года, который пришелся напятницу, лишило трудящихся СССР одноговыходного дняв течение трёх лет подряд -1977,1978и1979гг. До1976 годаДень Конституции СССР отмечался 5 декабря - в день принятияКонституции СССР 1936 года, и являлся нерабочим днём. С 1977 года, естественно, 5 декабря перестало быть днёмгосударственного праздникаи, будучи понедельником, стало рабочим днём. Вместо него Днём Конституции СССР, и следовательно, нерабочим днём, было объявлено 7 октября. Но в 1977 году 7 октября еще не успело стать выходным, а в1978и в 1979 году этот праздник пришелся на субботу и воскресенье. При этом трудовое законодательство СССР не предусматривало переносов выходных дней в случае совпадения выходного с праздничным днем на ближайший рабочий день. Таким образом, было отнято еще два выходных дня.