Апостольское преемство и законное рукоположение в христианстве. Апостольская преемственность русской православной старообрядческой церкви

Сохранила ли апостольское преемство Римо-Католическая церковь?

Διαφύλαξε η Παπική εκκλησία τον ἀποστολικὸ διάδοχο;

Проблема изменения апостольского установления о форме совершения рукоположении в Римо-Католической церкви

Будучи убеждены в этом и проникая в глубины божественного ведения, мы должны в порядке совершать все, что Господь повелел совершать в определенные времена. Он повелел, чтобы жертвы и священные действия совершались не случайно и не без порядка, но в определенные времена и часы.

Свмч. Климент, папа Римский.

С редневековая миниатюра, изображающее рукоположение во епископы папой Римским

Н а протяжении уже длительного времени после начала ведения Богословского диалога Православной Церковью с Римо-Католической никогда не поднимался вопрос о действительности и законности рукоположений в Римо- Католической церкви. В официальных документах, как например последний документ , принятый РПЦ на Архиерейском соборе 2000г. «Об отношении к инославию». Относительно Римо-Католической церкви в нем говорится следующее: «Диалог с Римско-Католической Церковью строился и должен строиться в будущем с учетом того основополагающего факта, что она является Церковью, в которой сохраняется апостольское преемство рукоположени й ». То есть признание сохранности в Римо-Католической церкви апостольского преемства рукоположений , по крайней мере для РПЦ становится не только «очевидным фактом», но уже и «основополагающего факта». Хотя таких высказываний мы не найдем в Российской Церкви в XIX столетии. Нужно сказать, что такая официальная фиксация данного мнения в важном документе РПЦ явилась неслучайно. Как это ни ст р анным покажется, но принятое в документ е РПЦ решение о Римо-Католической церкви является откровенным озвучиванием и узаконением Бламандского документа (1993), принятого Смешанной Богословской Комиссией при подписании его далеко не всеми представителями от поместных Православных Церквей. В этом документе (пар. 13) признается сохранение апостольского преемства обеими церквами, запрещается всякое перекрещивание, взаимное обращение ради спасения. Все эти пункты, высказанные в Баламандском документе, имели своей целью создать «новую экклезиологию» (пар. 30) , в духе которой должно быть воспитано новое поколение священнослужителей . То что данные высказывания и решения противоречат учению Древней Церкви, а значит Православной Церкви, мы это увидим далее. Мы лишь упомянем о том, что такое внесение экклезиологического новшества в официальный документ РПЦ является грубым нарушением положения РПЦ, высказанного в том же самом документе о том, что «4.3. Представители Русской Православной Церкви ведут диалоги с инославными на основе верности апостольскому и святоотеческому Преданию Православной Церкви, учению Вселенских и Поместных Соборов. При этом исключаются всякие догматические уступки и компромиссы в вере. Никакие документы и материалы богословских диалогов и переговоров не имеют обязательной силы для Православных Церквей до окончательного утверждения их всей Православной Полнотой ». (Диалог с инославием)

В опрос о сохранении Римо-Католической церковью апостольского преемства рукоположений, как восходящего непосредственно к Апостолам, на наш взгляд сегодня требует тщательного научно-богословского пересмотра. Причины для такого пересмотры мы представляем ниже.

Церковь Христова, обладая полнотой божественного откровения, являясь истинным Богочеловеческим телом, в различные исторические моменты своего земного бытия раскрывала догматические вероучительные истины, донося их до сознания человека, как необходимые и спасительные. В ходе тяжелой и многовековой борьбы с еретическими отклонениями в вере, Церковь Христова через своих богоносных и богопросвещенных отцов отстаивала и свою идентичность, отмежевываясь от тех групп, которые искажали богооткровенное христианское учение, заменяя его философскими интерпретациями небогопросвещенного ума. Святые Отцы Церкви вполне ясно засвидетельствовали то, что понятие Церковь и Истина неразрывны. Как невозможно существование Церкви без истины, так иИстины не может быть вне Церкви.

В священных канонах Церковь Христова определила и то где, когда и при каких условиях сохраняется апостольское преемство рукоположений.

В священных канонах и писаниях авторитетных Святых Отцов Церкви указывается на то, что в случае отпадения в ересь епископа, а вместе с ним и даже целой организации прежде бывшей Церковью или, вернее сказать, частью Церкви, теряется действительность рукоположения. Свт. Василий Великий так говорит об этом: «Ибо хотя начало отступления произошло через раскол (речь идет о кафарах и о приеме их в церковь при свмч. Киприане Карфагенском (3 в.) – примеч. наше), но отступившие от церкви уже не имели на себе благодати Святаго Духа. Ибо оскудело преподаяние благодати, потому что пресеклось законное преемство ». Далее свт. Василий описывает случае принятия раскольников не через крещение, а через миропомазание или даже в сущем сане («бывших в их обществе, мы прияли на кафедру епископскую» - свт. Василий упоминает о своём поступке в отношении этих же раскольников вопреки церковной акривии). Последнее отступление свт. Василий обосновывает правилом«держаться обычая» в отношении раскольников, которое предполагает некое снисхождение ради того, чтобы «не воспятити спасаемых строгостью отлагательств а».

Н еобходимость священства как благодатного богоустановленного институтадля «домостроительства тайн Божиих» и «рождения чад Божиих» невозможно опровергать, поскольку это является установлением изначальным, с момента основания Церкви Христовой в день Святой Пятидесятницы.

В данном случае мы не ставим перед собой задачи раскрывать на основанииСвященного Писания богоустановленность священства, которое по учению Апостольской Православной Церкви имеет апостольское происхождение и начало, и является наиважнейшим признаком Церкви.

В упомянутом правиле свт. Василия Великого говорится о том насколько власть епископа, как преемника Апостолов, имеет значение для Церкви. Епископ, как преемник Апостолов по власти, наследует эту власть только от епископа , законно сохранившего эту власть. Если епископ теряет эту власть, в результате отпадения в раскол или ересь, то он не в состоянии эту власть передать другим. С отпадением в ересь или раскол епископ теряет наследство, «соучастником которого он стал через хиротонию, наравне со всеми прочими православными епископами».

Учение об апостольском преемстве (ἀποστολικὸς διάδοχος, apostolorum successor ) как фундаментальном принципе и признаке Церкви и действительности священства мы находим у многих древних писателях Церкви: свмч. Климента Римского , Егезиппа, свмч. Иринея, Тертуллиана. Кроме того о епископе, как пр е емнике апостолов мы находим указание в таком наиважнейшем памятнике церковной письменности и истории как Апостольские постановления (не позже IIIв.).

Однако, еще раз подчеркнем: для христианского сознания характерна важная мысль, непреложность которой была всегда и для всех очевидной – вне Церкви не существует апостольского преемства . Вне Церкви, ее спасительных границ находятся расколы и ереси. И поэтому всякая сохранившееся форма священства является лишь безблагодатной формой, лишеной спасительной силы. Всякий епископ, находящийся там не является таковым по божественному праву.

Богословский диалог с инославным, а по сути с еретическим миром пошел по линии икономии, принимая в инославии то, что сохраняло неизменной форму таинств. В качестве чего-то неопровержимого и очевидногоговорилось о сохранении апостольского преемства в Римо-Католической церкви. И в качестве довода или аргумента в пользу высказываемого взгляда приводилось то, что Римо-Католическая церковь рассматривает священство как таинство.

Однако православная сторона, как бы закрывая глаза на святоотеческое учение о неприемлемости священства еретиков, а Римо-Католичская церковь является именно таковой – ересью, принимала священство Римо-Католической церкви. С XIX в Русской Православной Церкви, скорее всего под воздействием влияния инославного мира и давления чиновников, римо-католическое духовенство в случае перехода в Православную Церковь принималось «в сущем сане». Однако почему то никогда не ставился вопрос, который в Древней Церкви был принципиальным, о сохранности формальной стороны совершения таинства рукоположения.

В Древней Церкви рукоположение епископа и священника имела свои узаконенные формы. И первым условием для совершения рукоположения епископа являлось обязательное участие в рукоположение во епископытрех или двух епископов. Это правило письменно зафиксировано в 1 правиле святых Апостолов :

Епископа да поставляют два или три епископа

Е пископская хиротония, совершается святейшим патриархом Алексием II с митрополитами и епископами РПЦ

Это правило имеет огромное значение, поскольку в епископской хиротонии, в образе и форме совершения епископского рукоположения внешним образом раскрывается соборность как принцип устройства и существования Церкви. Кроме того, как подчеркивает епископ Никодим (Милош), «так должно быть потому, что все епископы по своей духовной власти равны между собою, как были равны между собою по власти Апостолы, преемниками которых являются епископы».

На соборное рукоположение во епископы указывают и Апостольское постановления:

А рукополагаться повелеваем епископу от трех или, по крайней мере, от двух епископов; поставляться же вамодним епископом не позволяем, ибо свидетельство двоих или троих тверже несомненно.

Там же мы находим описания совершения самого епископского рукоположения:

Первый говорю я, Петр. В епископа рукополагать, как мы в предыдущем все мы вместе постановили, того, кто беспорочен во всем, избран народом как наилучший. Когда его наименуют и одобрят, то народ, собравшись в день Господень (т.е. в воскресный день) с пресвитерством и присутствующими епископами пусть дас т согласие. Старейший же пусть спросит пресвитерство и народ, тот ли это, кого просят они в начальники... Когда настанет молчание, один из первых епископов, есте с другими двумя, став подле жертвенника, между тем как прочие епископы и пресвитеры молятся тайно, а диаконы держат над головою рукополагаемого раскрытие божественные Евангелия, пусть говорит Богу: «Сый Владыко Господи Боже Вседержителю... (далее следует текст молитвы рукоположения)... По окончании этого моления прочие священники говорят: «Аминь», а с ними и весь народ. После молитвы один из епископов пусть дает в руки рукоположенного Жертву...».

То есть процедура епископского поставления состояла из выборов епископа народом, троекратного испрашивания старейшим из епископов о правильности сделанного выбора данного кандидата во епископа, исповедание веры избранным епископом, само рукоположение,которое совершают трое епископов с возложением на голову рукополагаемого Евангелия. Все это совершалось вечером. Согласно тем же Апостольским постановлениям утром рукоположенный епископ произносил после рукоположение поучение, а затем участвовал в Божественной литургии.

По правилам Православной Церкви, которые удерживают обычай Древней Церкви, рукоположение епископа совершается за Божественной литургией двумя и более епископами, а молитву над рукополагаемым читает старший епископ, митрополит или патриарх. При этом за божественной литургией может быть совершена хиротония лишь одного епископа, священника и дьякона.

Свт. Симеон митрополит Солунский в своём известном труде «Разговор и о святых священнодействиях и таинствах церковных» дает интересные и подробные сведения о рукоположении патриарха Константинопольского из не епископов. То есть он описывает само рукоположение первосвятителя Великой Церкви по древнему обычаю , совершаемо му епископом Ираклийским. О том, что это рукоположение совершается собором епископов , он пишет следующее: «Потом рукополагаемый преклоняет колена и полагает лице и голову на божественной трапезе; и рукополагающий возлагает на нее руку, и прочие также прикасаются (к ней)». Кроме того свт. Симеон упоминает, что первенствующий епископ совершает троекратное крестное знамение над рукопологаемым.

При хиротонии епархиального епископа свт. Симеон Солунский называет участвующих при рукоположении епископов«сорукополагающимис первым епископом» (ὡς συγχειροτονούντων τῷ πρῴτῳ ).

Новообрядец . Но если и права ваша именуемая церковь, когда была без епископа от Никона до Амвросия, то неправа теперешняя ваша белокриницкая иерархия, потому что не имеет преемственной хиротонии. Митрополит Амвросий, от которого она ведет свое начало, до обращения к вам, как вы сами признаете, был еретиком второго чина. А на таких еретиках апостольское преемство рукоположения прекращается, и потому ваша иерархия незаконная, самозваная.

Известно, что Христос Господь, основав на земле Свою святую церковь, установил и даровал ей в руководство священноначалие, состоящее из трех чинов: епископа, священника и диакона. А чтобы эти чины иерархии не были самозванцы, но избранные и посланные на сие великое и святое служение, Христос установил хиротонию, или рукоположение, посредством которого производятся вышеназванные чины иерархии, и которое имеют право совершать одни только епископы. Для ясности и удобопонятности преемство хиротонии можно уподобить преемству рода человеческого, то есть, как все люди происходят от одного Адама по рождению, так и все священники и епископы происходят от одного Христа по рукоположению. И как каждый из нас мог бы провести свою родословную непрерывно до Адама, если бы имелись точные списки родословий, так и каждый епископ может провести свою родословную рукоположения непрерывно до Христа.

Теперь потрудитесь указать преемство хиротонии вашей иерархии чрез одних только православных епископов непрерывно от Христа до митрополита Амвросия.

Старообрядец . Вы прежде сами исполните это предложение, а потом уже можете требовать и от нас. Укажите сперва сами преемство рукоположения иерархии вашей церкви чрез одних только православных епископов от Христа до наших дней, тогда и мы сделаем это.

Новообрядец . Нам нет надобности доказывать преемство рукоположения своей иерархии, потому что всем известно, что оно идет непрерывно от самого Христа, чрез одних только православных епископов.

Старообрядец . Не знаю, кому это известно. Но история свидетельствует как раз противное, - то именно, что нельзя провести преемства рукоположения ваших епископов чрез одних только православных епископов непрерывно до Христа, а придется неизбежно проводить и чрез еретиков.

Новообрядец . Чем же вы это докажете?

Старообрядец . Есть книга: «Исторический список епископов и потом патриархов святой и великой церкви Христовой, находящейся в Константинополе, от 36 года по рож. Христовом по 1834 г.». В ней проведен непрерывный преемственный ряд иерархов константинопольской церкви от самого апостола Андрея Первозванного. И вот в ряду преемников сего апостола оказывается очень много еретиков патриархов константинопольской церкви, от которой и русская получила свою хиротонию и иерархию. Так с 355 по 359 год константинопольским патриархом был еретик Македонии (духоборец); с 360 по 371 г. арианин Евдоксий; с 371 по 379 арианами рукоположенный арианин Димофил. Таким образом, целых двадцать лет константинопольский престол занимали преемственно еретики. Затем, с 428 по 431 г. Несторий еретик; с 449 по 458 г. Анатолий, рукоположенный еретиком Диоскором (деян. всел. соб. т. 7, стр. 113); с 491 г. Флавита еретик; с 639 по 641 г. Пирр еретик (монофелит); с 641 по 655 г. Павел еретик; с 655 по 667 г. Петр еретик (см. год 678); с 667 по 669 г. Фома, рукоположенный еретиками; с 669 по 674 г. Константин, тоже рукоположенный еретиками (деян. всел. соб. т. 7, стр. 119); с 711 по 714 г. Иоанн еретик (монофелит); с 730 по 754 г. Анастасий еретик (иконоборец); с 766 по 780 г. Никита, тоже иконоборец; с 815 по 821 г. Феодот иконоборец; с 821 по 832 г. Антоний иконоборец; с 832 по 842 г. Иоанн 7-й, тоже иконоборец; и многие другие.



Из этого простого перечня константинопольских патриархов видно, что очень многие из них были еретики и рукоположенные еретиками. И эти еретики иерархи константинопольской церкви иногда преемственно по нескольку лет занимали престол этой церкви, как видно кроме указанного перечня еще из деяний седьмого вселенского собора, где, между прочим, находим следующее. Когда обсуждался вопрос, должно ли принимать посвященных еретиками в их санах, то председатель собора Святейший патриарх Тарасий сказал: очень многие из собравшихся на святый шестый собор были, конечно, хиротонисаны Сергием, Пирром, Павлом и Петром, учителями ереси монофелитской, так как они преемственно занимали константинопольскую кафедру, и после Петра, который занимал константинопльскую кафедру последним из них, до шестого собора прошло не более пятнадцати лет. И самые архиереи Фома, Иоанн и Константин, бывшие (на константинопольской кафедре) в вышепоказанный промежуток времени, были рукоположены вышепоименованными еретиками и однако ж это не было поставлено им в вину. Пятьдесят лет продолжалась там эта ересь. Но отцы шестого собора анафематствовали (только) этих четырех, хотя и были сами ими рукоположены. Святой собор сказал: Это очевидно (деян. всел. соб. т. 7, стр. 119). Из этого видно, что от Сергия еретика, патриарха константинопольского до Фомы, в течение пятидесяти семи лет константинопольский престол занимали преемственно еретики и рукоположенные еретиками. А от этого престола в 988 году при князе Владимире русская церковь получила свое начало: получила крещение, хиротонию и иерархию.

Итак, если на еретичествующих епископах прекращается хиротония, то она прекратилась еще задолго до крещения Руси, и посему сама древняя русская церковь получила и имела хиротонию пресекшуюся, незаконную, самозваную, и ваша новообрядческая церковь имеет теперь такую же хиротонию, а не Христову. Это ваше учение, а не наше, и вот оно куда вас приводит: вы обязаны согласно своему учению, что на еретиках хиротония прекращается, признать, что и древняя православная церковь и ваша, новообрядческая, не получали и не имеют законного беспрерывного преемства хиротонии, а имеют пресекшееся, или, отказавшись от этого своего мнения, признать, согласно учению и практике древней православной церкви, что и на еретичествующих иерархах апостольское преемство хиротонии отнюдь не прекращается и не прерывается, и в таком случае признать, что и старообрядческая церковь имеет непресекшуюся хиротонию, хотя и проходившую некоторое время чрез еретичествующих иерархов.

Новообрядец . Да что вы мне морочите голову?! Ну, положим, в константинопольской церкви, в некоторые времена, епископы преемственно были еретики по нескольку лет. История действительно это доказывает, и я против очевидности спорить не буду. Но в те же самые времена в других местах вселенской церкви, как, например, в александрийской, иерусалимской, римской и других, было очень много православных епископов. А у вас нигде не было таковых в течение ста восьмидесяти лет. Значит там было непрерывное преемство хиротонии, а у вас нет. И потому теперешняя ваша белокриницкая иерархия не получила и не имеет такой преемственности.

Старообрядец . Благодарю вас. Вот вы и сами согласились, что нельзя и не можете провести преемства своей хиротонии непрерывно до Христа чрез одних только православных епископов. А от нас требуете.

Новообрядец . Как так я согласился?

Старообрядец . А так: вы знаете, что наша древняя русская православная церковь и ваша новообрядческая получили начало своей иерархии и рукоположения от константинопольских патриархов.

Новообрядец . Очень хорошо знаю.

Старообрядец . А по ним-то вы и отказываетесь провести непрерывный ряд преемства рукоположения чрез одних только православных епископов, и потому бросились в разные стороны: в Александрию, Иерусалим, Рим и проч. Если бы вы имели возможность провести этот ряд хиротонии чрез константинополькую церковь, то зачем бы вам указывать на Александрию, Рим и проч. А указав на эти церкви, вы сознались и подтвердили, что в константинопольской не было непрерывного ряда православных епископов.

Вы сами уподобили преемство хиротонии преемству рода человеческого, то есть, как от Адама все люди происходят по рождению, так и от Христа все священники и епископы происходят по рукоположению, а миряне по крещению. Как всякий человек мог бы провести свое родословие непрерывно до Адама, если бы у него были точные списки его предков, так всякий епископ может провести родословную своего рукоположения непрерывно до Христа. Но, скажите: может ли хотя один человек провести свое родословие до Адама чрез одних только законнорожденных?

Новообрядец . Разумеется, никто не может, потому что у каждого человека в числе предков, без сомнения, есть много незаконнорожденных. Даже родословие самого Господа нашего Иисуса Христа прошло очень много незаконных рождений.

Старообрядец . Справедливо. Теперь спрашивается: незаконным рождением прекращается ли преемство рода человеческого, так что у кого были предки незаконнорожденные, тот не есть человек?

Новообрядец . Конечно, не прекращается.

Старообрядец . Вот так же не прекращается и преемство рукоположения, проходя чрез еретиков второго или третьего чина. Но если бы нашелся такой умник, который бы стал утверждать, что незаконным рождением преемство рода человеческого прекращается, то мы ему предложили бы провести преемство своего рода чрез одни только законные браки и законные рождения: иначе он сам себя должен считать нечеловеком. А он, вместо этого, сказал бы: «хотя мои предки были незаконнорожденные, происходили от незаконных сожительств, но в то время, в других местах были законные браки и законнорожденные». - Что вы скажете на это? Разве это оправдание, а не обвинение ответившему так? Ему на это, конечно, заметили бы: нам нет дела до того, что в других местах и другие люди, от которых ты не произошел, были законнорожденные. Ты покажи, что твои предки таковы. Тогда только ответ твой будет правилен и ты оправдаешь себя. Точно так же и ваше положение. Вы утверждаете, что на еретиках второго чина преемство рукоположения прекращается. А потому от вас и требуется провести преемство хиротонии архиереев своей церкви только чрез православных епископов непрерывно до Христа, и именно чрез тех, от которых они имеют рукоположение, то есть чрез константинопольских патриархов. А вы, вместо этого, указываете, что в Александрии, Риме и т. дал. были православные епископы в то время, когда в константинопольской церкви были еретичествующие. А потому мы вам ответим так, как и упомянутому субъекту: что из того, если были православные епископы, от которых ваши архиереи не получили рукоположения? Вы укажите, что ваших архиереев все предки по рукоположению быти таковы. А этого-то вы и не указываете, ибо и указать не можете, а от нас требуете и нас укоряете. У нас указываете сучок в глазу, а у себя бревна не чувствуете.

Чтобы видеть, что дело обстоит именно так, а также для полного понятия об апостольском преемстве в церкви, необходимо заметить, что преемство это бывает двух видов: одно по рукоположению, другое по вере. Преемство рукоположения имеют и еретичествующие епископы и священники, а преемство веры имеют одни только православные. Это определяет и объясняет святый Григорий Богослов в похвальном слове св. Афанасию Великому, говоря: Возводится он на престол Марка (евангелиста) преемником его первоседательства, а не менее и благочестия, ибо хотя далек от него в первом, однако же близок в последнем. А в том, собственно, и надобно поставлять преемство. Ибо единомыслие (в вере) делает единопрестольными, разномыслие же - разнопрестольными, и одно преемство бывает только по имени, а другое - в самой вещи (творен, его, ч. 2, стр. 182). А ваши епископы и священники имеют преемство только по рукоположению, но не по вере. Они содержат такое учение и предания, каких не содержала вся православная церковь до Никона, а потому и не могут провести преемства своего рукоположения непрерывно до Христа не только чрез православных епископов, но и чрез единомысленных себе. Преемство их, в этом случае, можно провести от настоящего времени только до Никона, а дальше и нельзя. В самом деле, кто из бывших до Никона вполне православных епископов содержал то, что они содержат? Кто, например, молился триперстно и проклинал не молящихся так? Ясно, что у ваших архиереев апостольское преемство только по имени, не в самой вещи.

Новообрядец . Неправда, - мы можем перечислить тех, кои от апостолов поставлены епископами в церквах и преемников их даже до нас, по свидетельству святаго Иринея лионскаго[кн. 3, гл. 4].

Старообрядец . А что же вы не дочитываете дальше: которые ничего не учили и не знали такого, что эти (еретики) бредят.

Но, можете ли вы перечислить ряд епископов, непрерывно, до апостолов, которые бы учили тому, чему ваши архиереи теперь учат и содержали бы то, что они содержат? Дальше Никона и его сообщников вы не можете указать таких епископов. А потому и приведенное вами из святаго Иринея вас не оправдывает, а лишь обвиняет. К преемству ваших архиереев как раз подходит следующее изречение святаго Афанасия Великаго: Кто не осудит легкомыслия Акакия и Евдоксия (епископов), которые из усердия и расположения к арианам жертвуют честию отцев своих, (бывших на первом вселенском соборе), или какое обеспечение тому, что сделано ими, если нарушается сделанное отцами? Или почему именуют их отцами, а себя их преемниками, если сами порицают решение их? (твор. его, част. 3, стр. 121).

Новообрядец . А об апостольском преемстве своего общества вы что скажете?

Старообрядец . А то, что оно у нас было всегда и постоянно, ни на минуту не прекращаясь и в период небытия епископов от Никона до митрополита Амвросия. Известно, что священники у нас в то время были непрерывно. А апостольское преемство веры и рукоположения имеют не одни только епископы, но и священники. В книге «О вере» читаем: Яко всяк епископ своя имеет наместники, их же сам посвяти. Мнози от епископ благодать сию рукоположением блаженнаго Петра прияша, и суть его наместницы, и койждо презвитер наместником есть того апостола, от него же благословение священства прият[гл. 20, л. 182 об.]. В «Кормчей» говорится: И Давыд рече: иереи твои облекутся в правду, и во отец твоих место быша сынове твои, и поставиши их князи по всей земли. Во Авраамова убо чада место апостолы постави, во апостол же место святыя отцы, архиепископы и иереи[глав. 57, л. 595]. В книге «Сын церковный» говорится: Велик убо есть чин священнический: то бо есть апостольское наследствие. Таким образом, старообрядческая церковь, и в период небытия в ней епископов, содержа православную веру и имея священников, имела и наместников, или преемников апостольских, и, значит, всегда имела и имеет апостольское преемство не только по имени, но и в самой вещи, не только по рукоположению, но и по вере. А ваша церковь такого преемства не имеет.

Вообще необходимо заметить, что относительно преемства рукоположения должно исследовать так, как наставляют святые отцы, то есть хотя бы священнослужитель был рукоположен и еретиком, но сам не еретик, то должен быть принят в своем сане (см. выше). Поступая так, старообрядческая церковь и иерархия совершенно правы. А обвиняющие их, по пословице, плюют на солнце, оплевывая лишь себя.

И, действительно, вы хотели, например, доказать, будто старообрядческая церковь не имеет непрерывного преемства от апостолов, а на деле оказывается, что она имеет, а ваша именуемаая православная церковь не имеет такого преемства, особенно преемства веры, потому что содержит много заблуждений. Не может она доказать непрерывность своего преемства и по рукоположению, потому что в силу своей люциферианской ереси отрицает рукоположение на еретичествующих епископах, а чрез одних только православных провести такого преемства нет возможности. В виду этого, вам следовало бы не изощряться над изобретением пустых обвинений старообрядческой церкви, а обратить внимание на действительные погрешности и заблуждения своей церкви, им же несть числа.

Новообрядец . Об этом поговорим в другое время. А теперь пора кончить беседу. Только на прощанье я вам скажу откровенно, что как вы ни защищайте себя, как ни обвиняйте нас, но мы вас победим. У нас теперь есть великая сила - миссионеры, которые вас непременно одолеют, если не словами, то делами, то есть взведут на вас какое-нибудь тяжкое обвинение, предадут суду, посадят в острог или сошлют в ссылку, а то и в каторгу, если не примешь православия. Они так многих ваших братий ухлопали.

Старообрядец . Вот как! Вы хвалитесь, что ваши миссионеры могут делать зло. Но зло могут делать и змеи, а бесы еще больше. Напрасно поэтому и застращиваете. Ни обещания ваши, ни угрозы не могут поколебать верующей души. Есть обещания и угрозы несравненно сильнее и поразительнее ваших. Побеждаяи наследить вся, - глаголет Господь, - и буду ему Бог, и той будет Мне в сына. Страшливым же часть им в езере, горящем огнем и жупелом, еже есть смерть вторая (апокалипс. гл. 21, стр. 7-8).

Собеседники разошлись,

беседа кончилась.

4.8 (96.67%) 18 votes

По случаю знаменательного события – – предлагаем нашим читателям авторское исследование полной непрерывной цепочки рукоположений нашей Церкви – от св. апостола Андрея Первозванного до нынешнего митрополита Корнилия Московского и всея Руси.

При всей очевидности этой последовательности данный материал является первым последовательным описанием апостольской преемственности РПСЦ. Благодарим нашего читателя и автора Сергея Обихода за проделанную работу и материал, предоставленный для первой публикации на нашем сайте.

Ранее Сергей Обиход делился с нами своей , которую мы также настоятельно рекомендуем к прочтению: в первую очередь для того, чтобы лучше понимать суть нашего Православного учения.

Слово автора

Со времени присоединения к древлеправославию митрополита Босно-Сараевского Амвросия прошло уже более 170 лет. Но вопрос об апостольской преемственности иерархии РПСЦ до сих пор подчас вызывает споры и разногласия.

У меня, как у духовного сына РПСЦ, каноничность хиротонии митрополита Амвросия и его преемников не вызывает сомнений. Но однажды я задался вопросом – кто сохранял эту самую преемственность в течение последних полутора веков? Кто эти герои веры, совершавшие свой пастырский подвиг во времена гонений?

Попытки найти в книгах или в интернете подробную информацию о преемственности, своеобразную цепочку рукоположений ни к чему не привели. Собирая информацию из разных источников, я решил составить цепь преемственности епископов РПСЦ, которая через митрополита Амвросия Белокриницкого восходит к св. Иоанну Златоусту, св. Григорию Богослову и св. апостолу Андрею.

Изначально я делал этот список для себя. Надеюсь, что мой скромный труд будет полезен и другим.

Все данные взяты из открытых источников, в том числе с сайтов:

  • https://ru.wikipedia.org
  • https://en.wikipedia.org
  • http://semeyskie.ru
  • http://ruvera.ru
  • https://www.patriarchate.org
  • http://www.pravenc.ru
  • https://drevo-info.ru
  • https://calendar.drevle.com

Вопросы, пожелания и предложения можно отправлять сюда: [email protected]

Сергей Обиход

Аналогичный опыт визуализации древа рукоположений, выполненный казаками Рогожской станицы и студентами МСДУ

Апостольское преемство – непрерывная преемственность епископских рукоположений, восходящая к апостолам Исуса Христа. По учению православной Церкви, через рукоположения передаётся благодать Духа Святого, полученная апостолами.

Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого (Деяния апостолов 8:17).

Апостолами Христовыми, по свидетельству Нового Завета, были совершены первые хиротонии.

Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали (Деян. 14:23).

По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через моё рукоположение (2Тим. 1:6).

Также они указали своим ученикам совершать рукоположения по их примеру.

Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал (Тит. 1:5).

Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым (1Тим. 5:22).

Исчисление апостольского преемства епископа конкретной церкви имело значение начиная с древности. Так, Ириней Лионский (II век) писал:

«Все, желающие видеть истину, могут во всякой церкви узнать предание апостолов, открытое во всём мире; и мы можем перечислить епископов, поставленных апостолами в церквах, и преемников их до нас…» (Против ересей III, 3).

В своём сочинении Ириней Лионский перечисляет всю цепочку преемственности римских епископов от апостолов Петра и Павла до современного ему Элевтерия.

Обличая еретиков, Тертуллиан (III век) писал:

«Пусть покажут основания своих церквей, раскроют череду своих епископов, идущую от начала через преемство, и так, чтобы первый имел наставником и предшественником своим кого-либо из апостолов, либо мужей апостольских (но такого, который пребывал с апостолами постоянно). Ибо апостольские церкви таким именно образом доказывают своё положение» («О прескрипции еретиков»).

В X веке восточные славяне получили церковную иерархию от Константинопольского патриархата. Была образована Киевская митрополия. От Крещения Руси (988) до 1448 года Русская Православная Церковь входила в состав Константинопольского Патриархата.

В 1439 году на Ферраро-Флорентийском соборе была заключена уния: высшая иерархия Константинопольской Церкви признала над собой главенство Римского папы. В связи с отпадением Константинопольского патриарха в унию, в 1448 году рязанский епископ Иона был “наречен во митрополиты” не Константинопольской патриархией, а собором русских епископов, что канонически поставило русскую иерархию вне унии.

В 1589 году во время поставления первого русского патриарха Иова Константинопольский патриарх Иеремия II отметил значение Москвы как хранительницы православия, тем самым признав действия русских иерархов в отношении унии законными. Московская патриаршая кафедра, не являясь апостольской по происхождению, сохранила апостольскую иерархическую преемственность и апостольское наследие.

В 1652 году московский патриарший престол занял Никон, патриаршество которого было катастрофическим для Русской Церкви. С 1653 году патриарх Никон начал проводить церковную реформу, направленную на изменение существовавшей тогда в Русской Церкви обрядовой традиции в целях её унификации с современной греческой. Резкость, категоричность и жестокость проводимой реформы вызвали раскол Русской церкви.

Суть реформ Никона была в следующем:

– Пытаясь унифицировать древнерусские (древнегреческие) обряды с новогреческими, введенными Восточными патриархами после Флорентийского собора, патриарх Никон отказался от части апостольского наследия, бережно хранимого древней Русской Церковью в течение столетий.

– После Московского собора 1654 года патриарх Никон начал репрессии против русского духовенства, включая высших иерархов Церкви, выступивших против отказа от древних традиций и обрядов (епископ Павел Коломенский заявлял на соборе: “С тех пор, как мы приняли христианство, с тех пор как мы унаследовали веру от наших отцов и дедов, которые отличались строгим соблюдением наших русских обрядов и стойкостью в этой (православной русской) нашей вере, и мы так же упорно держались того же самого и теперь новой веры не примем”).

После событий XVII века иерархическая преемственность Русской Православной Церкви сохранилась, но была сильно деформирована. Анафемы спорного собора 1666-1667 гг. поставили вне церковного закона часть русского духовенства и их прихожан, придерживающихся старых обрядов и традиций.

Русская Церковь никогда не имела большого количества епископов, самое большее – в ней бывало 15 святителей , при Никоне же количество их было меньше. Из них только епископ Павел Коломенский дерзновенно и смело выступил с обличениями Никона, за что и был предан мученической смерти. Остальные же иерархи, боясь участи Павла, вынуждены были молчать. Известно лишь о трех архиереях, что они служили по старым книгам: это Макарий митрополит Новгородский, Маркелл архиепископ Вологодский и Александр епископ Вятский. Но первые два скончались еще до собора 1667 г., на котором была проклята вся древнерусская благочестивая Церковь, а последний подчинился “страха ради” этому собору. Таким образом, старообрядческая Церковь осталась без единомысленных себе епископов, с одними лишь священниками и диаконами.

Священники, не подчинившиеся Никону и другим архиереям, изменившим, по их мнению, св. Церкви, поступили совершенно законно и канонично. Они вправе были без отступивших епископов и даже вопреки их воле совершать богослужения и таинства церковные. Павел Коломенский не смог поставить себе преемника, а священники не имеют права совершать какое бы то ни было рукоположение. Это право епископа. Старые священники умирали. Старообрядцы вынуждены были искать священников в новообрядческой Церкви – древние Вселенские и поместные соборы постановили: принимать рукоположенных в ереси духовных лиц, если они откажутся от своих заблуждений, в их духовном сане (См. 8 правило Первого Вселенского собора; 69 и 99 правила Карфагенского собора; 1 правило св. Василия Великого; Деяния Седьмого Вселенского собора).

Старообрядческая Церковь во времена гонений могла потерять не только епископов, как в XVII веке, но и священство как таковое. В 1832 году в Москве на Рогожском Кладбище состоялся старообрядческий Собор, где обсуждался вопрос о восстановлении иерархии во всей полноте. Нижегородец Афоний Козьмич Кочуев предложил обратиться на Восток для разыскания епископа и устройства архиерейской кафедры за рубежом России. Далее история возникновения Белокриницкой иерархии известна – на Восток были посланы Петр Васильевич Великодворский (инок Павел) и инок Алимпий, встретившие в Константинополе митрополита Амвросия в 1846 году. Старообрядческие посланники рассказали митрополиту Амвросию об истории своей церкви и её положении, убедив его возглавить русских старообрядцев.

16 апреля 1846 года митрополит Амвросий подписал документ о том, что он «по чистой совести за благо изволил поступить в староверческую религию в сущем звании митрополита» и обязуется «по прибытии в Белокриницкий монастырь, учиня церковное присоединение согласно правил святых отец, неотлагательно поставить там в наместники себе другого архиерея, как дозволено всевысочайшим указом». В свою очередь, представители старообрядцев обязались «содержать его высокопреосвященство господина митрополита Амвросия на всем монастырском иждивении во всяком спокойствии и удовлетворении во всю его жизнь».

28 октября 1846 года митрополит Амвросий (Амирей Паппа-Георгополи) был торжественно присоединён к древлеправославию вторым чином (чрез миропомазание) священноиноком Иеронимом в Белокриницком монастыре, на основании 8-го правила Первого Вселенского Собора.

Таким образом, современная иерархия Русской Православной старообрядческой Церкви ведет своё начало с 1846 года, когда с принятием епископа была восстановлена апостольская преемственность и трёхчинная церковная иерархия. Большинство архиереев Русской Православной старообрядческой Церкви в своем рукоположении восходят к митрополиту Амвросию, хиротонисанному в 1835 году патриархом Константинопольским Григорием VI, и все они без исключения имеют апостольское преемство.

Апостольское преемство РПсЦ


Корнилий (Титов) митрополит Московский и всея Руси

18 октября 2005 года епископ Корнилий (Титов) был избран митрополитом Московским и всея Руси на Освященном соборе. 23 октября 2005 года в Покровском кафедральном соборе на Рогожском кладбище Москвы состоялся чин настолования, который совершили архиепископ Костромской и Ярославский Иоанн (Витушкин) Саватий (Козко) , епископ Донской и Кавказский Зoсима (Еремеев) , епископ Кишинёвский и всея Молдавии Евмений (Михеев) , епископ Дальневосточный Герман (Савельев) , более 50 священников и 7 диаконов.

Андриан (Четвергов) митрополит Московский и всея Руси

7 мая 2005 года митрополит Московский и всея Руси Андриан (Четвергов) Силуян (Килин) , епископ Дальневосточний Герман (Савельев) Евмений (Михеев) рукоположили Корнилия (Константина Ивановича Титова)

Алимпий (Гусев) митрополит Московский и всея Руси

29 апреля 2001 года митрополит Московский и всея Руси Алимпий (Гусев) , епископ Ярославский и Костромской Иоанн (Витушкин) , епископ Новосибирский и всея Сибири Силуян (Килин) , епископ Киевский и всея Украины Саватий (Козко) и епископ Кишинёвский и всея Молдавии Зосима (Еремеев) рукоположили Андриана (Александра Геннадьевича Четвергова) в сан епископа на Казанско-Вятскую кафедру.

5 января 1986 года епископ Донской и Кавказский Анастасий (Кононов) и епископ Киевско-Винницкий Евтихий (Кузьмин) рукоположили Алимпия (Александра Капитоновича Гусева) во епископа Клинцовского и Ржевского.

27 мая 1973 году архиепископ Московский и всея Руси Никодим (Латышев) рукоположил Анастасия (Антония Фёдоровича Кононова) во епископа Донского и Кавказского.

3 октября 1961 года архиепископ Московский и всея Руси Иосиф (Моржаков) , епископ Киевско-Винницкий Иринарх (Вологжанин) и епископ Волжско-Донской и Кавказский Александр (Чунин) рукоположили Никодима (Никиту Тимофеевича Латышева) во епископы на Кишинёвскую кафедру.

9 сентября 1945 года архиепископ Московский и всея Руси Иринарх (Парфенов) и епископ Костромской и Ярославский Геронтий (Лакомкин) рукоположили Иосифа (Ивана Михайловича Моржакова) во епископа Кишинёвского и Одесского, а также временно Черновицкого и Измаильского.


Старообрядческое духовенство на Рогожском. Нижний ряд слева направо: еп. Иосиф (Моржаков), еп. Геронтий (Лакомкин), еп. Флавиан (Слесарев), будущий архиепископ Московский, еп. Вениамин (Агальцов). В верхнем ряду слева направо: о.Петр Селин, о.Евграф (служил на Рогожском, а потом в Киеве), клирошанин (бас) левого клироса Покровского храма, о.Петр Михеев, благочинный Московской области (дед еп. Евмения Кишиневского и всея Молдовы), Кирилл Александрович Абрикосов (ответственный секретарь архиепископии), о.Василий Королев. Фото сделано около 1951 года – незадолго до смерти еп. Геронтия.

Канонизирован для общецерковного почитания в октябре 2012 года на Освященном Соборе Русской Православной Старообрядческой Церкви. Память свт. Геронтия 27 мая (ст. ст.).

23 декабря 1928 г. архиепископ Московский и всея Руси Мелетий (Картушин) единолично рукоположил Иринарха (Ивана Васильевича Парфенова) во епископа на Самарско-Уфимскую кафедру.

7 декабря 1908 года архиепископ Московский и всея Руси Иоанн (Картушин) в сослужении епископа Рязанского и Егорьевского Александра (Богатенко) рукоположил Мелетия (Михаила Поликарповича Картушина) во епископа на Саратовскую и Астраханскую кафедру.

9 августа 1898 года епископ Уральский Арсений (Швецов) и другие старообрядческие архиереи рукоположили Иоанна (Иустина Авксентьевича Картушина) в епископа на Донскую епархию.

В 2011 году, Арсений Уральский прославлен в лике святых Русской Православной старообрядческой Церковью. Память свт. Арсения 10 сентября (ст. ст.).

24 октября 1897 года епископ Нижегородский Кирил (Мухин) и епископ Казанский Иоасаф (Зеленкин) рукоположили Арсения (Онисима Васильевича Швецова) в сан епископа Уральско-Оренбургского с Азиатскою стороною.

24 ноября 1876 года архиепископ Московский Антоний (Шутов) в сослужении епископа Уральского Виктора (Лютикова) и епископа Новозыбковского Селивестра (Малышева) рукоположил Кирила (Григория Никитича Мухина) во епископа Нижегородского. Фактически начало Белокриницкой иерархии в России было положено епископом Антонием (Шутовым) .

3 февраля 1853 года митрополит Белокриницкий Кирил (Тимофеев) рукоположил Антония (Андрея Иларионовича Шутова) во архиепископа Владимирского.

6 января 1847 года митрополит Белокриницкий Амвросий единолично рукоположил в епископа Майносского Кирила (Киприана Тимофеева) .

В 1996 г. на первом Всемирном старообрядческом соборе в Белой Кринице митрополит Амвросий был причтен к лику святых. Празднование ему установлено 30 октября (ст. ст.).

В 1835 г. патриарх Константинопольский Григорий VI (Георгий Фуртуниадис) (9 октября 1835 - 3 марта 1840) в сослужении архиереев - Ефесского Хрисанфа , Анкирского Герасима , Софийского Паисия и Ираклийского Дионисия – рукоположил Амвросия (Амирея Паппа-Георгополи) в епископа на Боснийскую кафедру.

24 сентября 1825 г. патриарх Константинопольский Хрисанф Манолеа (21 июля 1824 - 8 октября 1826) рукоположил Григория (Георгия Фуртуниадиса) в епископа на кафедру Пелагонии.

Константинопольские патриархи до Хрисанфа:

Каллиник IV (1801-1806, 1808-1809)

Григорий V Этномартирас (Георгий Ангелопулос) (1797-1798, 1806-1808, 1818-1821) – убит турками.

Неофит VII (1789-1794, 1798-1801)

Каллиник III (1757)

Неофит VI (1734-1740, 1743-1744)

Паисий II (1726-1732, 1740-1743, 1744-1748)

Иеремия III (1716-1726, 1732-1733)

Кирил IV (711-1713)

Каллиник II Акарнанский (1693, 1694-1702)

Иаков (1679-1682, 1685-1686, 1687-1688)

Герасим II (1673-1674)

Дионисий IV Муселимис (1671-1673, 1676-1679, 1682-1684, 1686-1687, 1693-1694)

Дионисий III (Бардалис) (1662-1665)

Парфений IV (1657-1659, 1665-1667, 1671, 1675-1676, 1684-1685)

Паисий I (1652-1653, 1654-1655)

Кирил III (1652, 1654)

Иоанникий II (1646-1648, 1651-1652, 1653-1654, 1655-1656)

Парфений II Новый (1644-1646, 1648-1651)

Парфений I Герон (1639-1644)

Неофит III (1636-1637)

Афанасий III Пателларий (25 февраля 1634 - начало апреля 1634) – участник книжной справы, предпринятой патриархом Московским Никоном в 1653 году.

Кирил II Контари (1633, 1635-1636, 1638-1639)

Кирил I Лукарис (1620-1623, 1623-1633, 1633-1634, 1634-1635, 1637-1638) – убит турками.

Рафаил II (март 1603 - до октября 1607) – сторонник унии с Римско-Католической церковью.

Неофит II (1602-1603, 1607-1612)

Мелетий I Пига (1597-1598) – местоблюститель. Противник унии с Римско-Католической церковью.

Феофан I (1596) – местоблюститель

Матфей II (1596, 1598-1602, 1603)

Иеремия II (Транос) (5 мая 1572 - 29 ноября 1579, 1580-1584, 1587-1595). Учредил патриаршество Русской церкви в 1589 году.

Митрофан III (Мануил Михаил) (январь 1565 - 4 мая 1572, 1579-1580) – сторонник унии с Римско-Католической церковью.

Феолипт I (1513-1522)

Пахомий I (1503-1504, 1504-1513)

Иоаким I (1498-1502, 1504)

Максим IV Манассис (1491-1497)

Нифонт II (1486-1488, 1497-1498, 1502)

Константинопольский собор (1484) с участием патриарха Константинопольского, представителей Антиохийского, Иерусалимского и Александрийского патриархов (18 епископов). Собор созван для решения вопроса о чиноприёме принятия в Православие униатов, бывших сторонников Флорентийской унии. Флорентийский собор был объявлен неканоничным, а заключенная на нем уния – недействительной.

Рафаил I Трибал (начало 1475 - начало 1476)

Дионисий I Мудрый (1466-1471, 1489-1491)

Симеон I Трапезундский (1466, 1471-1474, 1481-1486). Константинопольский собор (1472) аннулировал Флорентийскую унию.

Марк II Ксилокарав (1466)

Иоасаф I Кокка (начало 1465 - начало 1466)

Софроний I Сиропул (1463-1464)

Исидор II Ксанфопул (1456 - 1462) – противник унии с Римско-Католической церковью. Вместе с Геннадием Схоларием участвовал в Ферраро-Флорентийском соборе и был одним из подписавших протест против унии.

В 1459 году соборным решением митр. Иона закрепил новый порядок избрания первосвятителей-митрополитов Руси - Собором русских епископов с согласия московского князя.

Геннадий II Схоларий (Георгий Куртесий) (6 января 1454 - май 1456, 1458, 1462-1463) – противник унии с Римско-Католической церковью. Ученик св. Марка Эфесского. Первый патриарх после прекращения существования Византийской империи.

Взятие Константинополя турками-османами под предводительством Мехмеда II (1453).

Афанасий II (1450-1453).

Константинопольский собор (1450): присутствовали Патриархи Филофей Александрийский, Дорофей Антиохийский и Феофан Иерусалимский, митр. Марк Эфесский, византийское духовенство. Собор осудил и аннулировал Флорентийскую унию, лишил сана патр. Григория III и возвел на кафедру Афанасия II.

Григорий III Мамма (Милиссин Стратигопул) (1443-1450) – сторонник унии с Римско-Католической церковью.

15 декабря 1448 года на Соборе русских епископов в Москве Иона избран митрополитом Киевским и всея Руси. Начало автокефалии Русской церкви.

Иерусалимский собор (1443): присутствовали Патриархи Иерусалимский Иоаким, Александрийский Филофей и Антиохийский Дорофей, митр. Кесарии Каппадокийской Арсений. Собор осудил заключённую в 1439 г. во Флоренции унию между Римско-Католической и Восточно-Православными церквями.

Митрофан II Митрофон (4/5 мая 1440 - 1 августа 1443) – сторонник унии с Римско-Католической церковью. Послание Московского князя Василия II Константинопольскому патриарху об отвержении унии (1441).

Флорентийская уния (1439)

Иосиф II (Шишман) (21 мая 1416- 10 июня 1439) – сторонник унии с Римско-Католической церковью. В 1437 году поставил на русскую митрополию Исидора (также сторонника унии).

Каллист II Ксанфопул (17 мая 1397 - август 1397). До поставления на кафедру был священноиноком на Афоне. Затем, оставив управление Константинопольской Церковью, святитель вновь удалился в безмолвие. Вместе со своим сподвижником, Игнатием Ксанфопулом, святой составил Сто глав об умной молитве, помещенные во второй части славянского издания Добротолюбия. По утверждению их современника, святителя Симеона Солунского, святые Каллист и Игнатий Ксанфопулы были удостоены Божественного осияния, как апостолы на Фаворской горе, и их лица “казались блистающими солнцевидно”.

Макарий (1376-1379, 1390-1391)

Филофей Коккин (1354-1355, 1364-1376) – в 1354 году утвердил перенос кафедры митрополитов из Киева во Владимир-на-Клязьме и поставил Алексия в митрополита Киевского и всея Руси с пребыванием в Москве. В 1375 года поставил болгарина Киприана в митрополита «Киевского, Русского и Литовского».

Иоанн XIV Калека (февраль 1334 - 2 февраля 1347). V Константинопольский собор (1341, 1344, 1347), утвердивший богословие исихазма св. Григория Паламы.

Исайя (11 ноября 1323 - 13 мая 1332) – противник унии с Римско-Католической церковью. В 1328 году патриарх Исайя посвятил митрополита Киевского и Всея Руси Феогноста. Взятие Никеи турками-османами (1331)

Св. Афанасий I (14 октября 1289 - 16 октября 1293, 1303-1309). Память 24 октября. Противник унии с Римской-Католической церковью

Св. Григорий II Кипрский (23 марта 1283 - июнь 1289). Память 4 марта. Противник унии с Римско-Католической церковью.

Константинопольский Собор (1283), отвергший Лионскую унию.

Иоанн XI Векк (2 июня 1275 - 26 декабря 1282) – сторонник унии с Римско-Католической церковью. Низложен имп. Андроником II.

Св. Иосиф I Галесиот (28 декабря 1266 - май 1275, 1282-1283). Память 30 октября. Противник унии с Римско-Католической церковью. Лионская уния (1274)

Мефодий II (1240 три месяца)

Досифей Иерусалимский (февраль 1189, 1189-1191)

Харитон Евгениот (между мартом и августом 1177-1178)

Михаил III Анхиальский (1170-1177)

Лука Хрисоверг (1157-1170)

Константин IV Хлиарин (ноябрь 1154 - конец мая 1157)

Михаил I Кируларий (25 марта 1043 - 2 ноября 1058). Великий раскол (1054) – отделение Римско-католической церкви на Западе с центром в Риме от Православия.

Сергий II Студит (999-1019)

Сисиний II (996-998)

В 991-996 гг. - престол вакантен.

Антоний III Студит (973-979)

Василий I Скамандрин (970-973)

Феофилакт (933-956)

Св. Никола I Мистик (901-907, 912-925). Память 16 мая. Миссонерская деятельность среди алан и хазар.

Св. Фотий (858-867, 877-886). Память 6 февраля. I Крещение Руси (867). IV Константинопольский собор (879-880): присутствовали представители всех Патриархов и папские легаты (Евгений, Пётр и Павел) - всего 383 епископа. Собор восстановил св. Фотия на престоле, запретил добавления к Никейскому Символу. В греческих православных церквях собор 879 года фактически почитается VIII Вселенским, каковым он де-факто был по своему составу и характеру принятых решений; формально имеет статус поместного.

Иоанн VII Грамматик (837-843) - иконоборец; изгнан с кафедры императрицей Феодорой.

Антоний I Кассимата (821-837) - иконоборец. Анафематствован на Константинопольском соборе 843 года. Хиротонии, совершённые Антонием, считаются в Православной церкви недействительными.

Феодот I Касситер (815-821) - иконоборец. 2-й иконоборческий собор (815).

Св. Никифор I (806-815) – защитник иконопочитания (память 2 июня); смещен с кафедры императором Львом Армянином.

Св. Тарасий (784-806) – противник иконоборчества. Память 25 февраля. VII Вселенский Собор (787)

Никита I (766-780) - иконоборец

Константин II (754-766) - смещен с кафедры императором Константином V; казнен иконоборцами в 768 г. На VII Вселенском соборе анафемствован как потворствовавший иконоборцам. 1-й иконоборческий собор (754).

Анастасий (730-753) – иконоборец; подписал эдикт против почитания икон.

Св. Герман I (715-730). Память 12 мая. Добровольно оставил кафедру из-за несогласия с иконоборчеством императора Льва III Исавра.

Иоанн VI (712-715)

Св. Кир (705-711). Память 8 января. Активно боролся с монофелитской ересью. В 711 году смещен новым императором Филиппиком Варданом и удален в константинопольский монастырь Хора.

Св. Каллиник (693-705). Память 5 сентября. Смещён с кафедры, ослеплён имп. Юстинианом Ринотметом и сослан в Рим.

Павел III (687-693). Трулльский (Пято-шестой) Собор (691-692)

Св. Георгий I Кипрский (679-686) – монофелит, воссоединился с православными на VI Вселенском Соборе. Память 18 августа. VI Вселенский Собор (680-681)

Петр (655-666) - монофелит (посмертно анафемствован VI Вселенским Собором).

Павел II (641-653) - монофелит (посмертно анафемствован VI Вселенским Собором).

Пирр (639-641, 654) - монофелит (посмертно анафемствован VI Вселенским Собором).

Сергий I (610-638) - монофелит (посмертно анафемствован VI Вселенским Собором).

Анфим I (535-536)

Св. Иоанн II Каппадокиец (518-520). Память 25 августа. Подтвердил постановление Халкидонского собора и предал анафеме распространителя евтихианской ереси (монофизитства) Севира Антиохийского. Преодолен церковный раскол с Римом (519).

Тимофей I (511-518)

Св. Македоний II (496-511). Память 25 апреля. Смещён с кафедры императором-монофизитом Анастасием I и отправлен в ссылку в Пафлагонию.

Евфимий (490-496). Смещён с кафедры императором-монофизитом Анастасием I и отправлен в ссылку в Пафлагонию.

Фравита (489-490)

Акакий (471-489). Энотикон имп. Зенона (482). Акакианская схизма (484 – 519).

Несторий (428-431) - осужден на III Вселенском Соборе (431)

Св. Иоанн I Златоуст (398-404). Память 27 января (перенесение мощей), 30 января (Соборе Вселенских учителей и святителей), 14 сентября (день преставления), 13 ноября.

II Вселенский Собор (381)

Св. Григорий Богослов (379-381) - память 25 января, 30 января. Возобновил Православие и цепь законных иерархов.

Максим I Киник (380-381)

Демофил (370-380) - арианин

Евагрий (370) - изгнан

Евдоксий Антиохийский (360-370) - арианин

Македоний I (342-3346, 351-360) - арианский архиепископ

Евсевий Никомедийский (конец 339 - конец 341) – арианский архиепископ

I Вселенский Собор (325)

Пров (293-306)

Руфин (284-293)

Дометий (272-284)

Тит (242-272)

Евгений I (237-242)

Кириллиан (Кириак) (217-230)

Филадельф (211-217)

Марк I (198-211)

Олимпиан (187-198)

Пертинакс (169-187)

Алимпий (166-169)

Лаврентий (154-166)

Евзой (148-154)

Афинодор (Афиноген) (144-148)

Св. Поликарп II (141-144)

Св. Феликс (136-141)

Елевферий (129-136)

Диоген (114-129)

Седекий (105-114)

Плутарх (89-105)

Поликарп I (71-89)

Материал по теме

Богатый фото репортаж о поставлении архиерея РПСЦ и зарисовка о современной жизни истинной Церкви.




Митрополит Корнилий на канале СПАС

Материал и красивые фотографиипо теме

Избранные материалы:

Подборка материалов по теме взаимоотношения религиозного и светского восприятия мира, в том числе рубрики « », « », материалы « » , информация , а также читателей сайта «Старообрядческая мысль».

Посетите раздел «Обычаи» нашего сайта. Вы найдёте в нём много интересного из незаслуженно позабытого. , ,

Живой и аргументированный рассказ о способах крещения, практикуемых в новообрядцами, и истинном крещении согласно канонам Церкви.

Краткая подборка объективной литературы о древлеправославии и истории Русской Церкви.

Какой крест считается каноничным, почему недопустимо ношение нательного креста с изображением распятия и прочих образков?

Эксклюзивные снимки запечатлевшие освящение Великой Богоявленской воды в Покровском кафедральном соборе РПСЦ в Рогожской Слободе.

  1. Прежде нежели продолжать разговор о Причастии, хотелось бы обсудить некоторые мысли об, так называемой, Апостольской преемственности.


    Во-вторых, и это главное о чем я хотел бы сказать, что апостольская преемственность - это не преемство благодати и рукоположения, а преемство учения, догматики.
    Одним из первых об апостольской преемственности говорил Ириней. Но нужно учитывать тот историчесский контекст в котором жил Ириней. Его учение об апостольком приемстве - это попытка оградить ранюю Церковь от лжеучения гностиков. Как известно, что между гностиками и христианами в доникейский период возникало немало споров. Гностики утверждали, что они имеют некое тайное знание которое передавалось от одних до других и что именно это знание и является той спасительной истиной на которую претедует христианская, апостольская церковь. На этой почве и возникла необходимость защитить истинное апостольское учение, переданное им Иисусом от лжеучения гностиков. Нужно было лишь проследить и доказать, кто на самом деле принял знание и учение от Иисуса? Хотя современные историки не считают списки преемственности достоверными, но в ранней церкви они все-таки были. По этим спискам можно было действительно проследить цепочку предачи истинного христианского учения от апостолов к епископам и так далее. Но, опять же, возвращаясь к историческому конексту, нужно помнить, что речь идет о книгах Нового завета. Раняя церковь очень тщательно хранила и отделяла послания Павла, Петра, Иоанна от массы других посланий возникших в то время у тех же, гностиков. Поэтому предмет преемственности был будущий Новый завет. Задача была сохранить именно богодухновенные Писания.
    Первый Никейский собор на законодательном уровне из массы разных посланий канонизировал 27. То есть, учение, которое передавалось путем апостольской преемственности было завершено, утверждено и запечатано. Все остальные послания, даже если они были написаны достойными и святыми людьми, не могут считаться богодохновенными.
    Учение об апостольской преемственности было актуально, когда не был сформирован конон священных книг, когда невозможно было проверить какого-либо проповедника или епископа, сверив его проповедь с учением апостолов.
    Рукополагая пресвитеров или епсикопов, рукополагающий свидетельствовал всей церкви, что рукополагаемый правоверен и истинно учит апостольским преданиям.
    Но с утверждением канона Писаний и распостранением книг Нового Завета, такое удостоверение должно было утратить свое значение. Так как теперь любая община и любой человек мог удостовериться в истинности учения, просто прочитав Новый Завет.
    Учение об апостольской преемственности должно было исчезнуть как утратившее актуальность. Но такова сила традиции - оставлять все как есть "на всякий случай". (Использовал мысли П.Бигичева).
    Лучший ответ

    В Евангелии преемственность изображена в "Книге Родства" и в притче о Горчичном Зерне (они же образы Церкви, которую основал Христос). Протестанты делают грубейшую ошибку, считая, что Церковь возникает вокруг книги Нового Завета. Хотя по Евангелию все наоборот: Новый Завет - голос Церкви, который ей принадлежит. То есть Новый Завет воплощается из Церкви, становясь вторичным для Церкви (христианства) элементом. Первичный элемент - Сама Благодать, которую Бог обещал не отнимать от Своей Церкви, в отличии от Ветхозаветной. Библия изображает историю человечества как постепенное угасание благодати. Поэтому историческая новизна некоего предания всегда настораживает ("поклон" Лютеру и Кальвину). Пользоваться Книгой и находиться вне Церкви, означает украсть, и пользоваться документом с подписью против того, кто эту подпись сделал.

    добавлено: 21 авг 2014


    добавлено: 21 авг 2014


    А отрицать в преемстве "плоть" Иоанн запрещает. Он назвал бесплотную (абстрактно-духовную) преемственность учением духа антихриста. Слово пришло во плоти, и эта плоть - в Церкви.

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Click for original message
  2. У нас абсолютно противоположное подходы и понятия о преемственности. То, что ты говоришь что главное догматика и учение, а преемственность благодати и рукоположения не играет роли и есть заблуждение. Буква убивает, Дух животворит.
    Церковь живёт и жила Святым Духом. И именно Благодать Божья двигала жизнь внутри Церкви, её учение и проч. И до сих пор движет. Из Церкви родились Писания (Послания), а не в аудиториях научных собраний.
    При решении каких либо спорных вопросов отцы всегда разрешали спор оставляя решение Богу.
    А вот как они определяли, что это действие Святаго Духа? Вот вопрос?
  3. но
    ?
    так апостольское учение для Вас утратило актуальность или нет?
    что-то не пойму.
  4. Вы хотите разобраться или просто оправдываете протестантизм в том, что он утерял апостольскую преемственность, которую еще нужно доказать?
    Господь поставил апостолов, апостолы поставили архиереев и пресвитеров, архиереи продолжили ставить пресвитеров и священников. Эта связь с апостолами не прерывалась.
  5. Лучший ответ

    В Евангелии преемственность изображена в "Книге Родства" и в притче о Горчичном Зерне (они же образы Церкви, которую основал Христос). Протестанты делают грубейшую ошибку, считая, что Церковь возникает вокруг книги Нового Завета. Хотя по Евангелию все наоборот: Новый Завет - голос Церкви, который ей принадлежит. То есть Новый Завет воплощается из Церкви, становясь вторичным для Церкви (христианства) элементом. Первичный элемент - Сама Благодать, которую Бог обещал не отнимать от Своей Церкви, в отличии от Ветхозаветной. Библия изображает историю человечества как постепенное угасание благодати. Поэтому историческая новизна некоего предания всегда настораживает ("поклон" Лютеру и Кальвину). Пользоваться Книгой и находиться вне Церкви, означает украсть, и пользоваться документом с подписью против того, кто эту подпись сделал.
    Первична Церковь, а не Книга. Церковь написала Книгу. Церковь - Тело Христово, и Церковь не противопоставлена Христу. Церковь может существовать без Книги, потому что она всегда остается ее автором (как Исаия, Матфей и тд - Книга написана Церковью).

    Преемство включает в себя не только преемство учения, но и преемство опыта и благодати.

    Что касается преемства учения.
    Представьте себе, есть слово "грин". Одна Церковь говорит, что "грин" - это "зеленый", а другая "церковь" - орнжевый.
    Для уточнения, кто прав, а кто нет, уточняем, как слово "грин" переводилось ранее, и кто и когда додумался, что "грин" - это оранжевый.

    Наибольшее количество книг (в которых есть рассуждение "ствола" о содержании "корня") относятся к периоду, который называется "классическим".
    Уважаемый Поймен, объясните причину, почему Ваше учение отличается от мнения Иринея Лионского (я уж молчу об отцах конца 3 века и позже)? Или Вы считаете, что он, будучи учеником Прохора, хуже Вас понимает Книгу? И что его слова ситуативны?

    Если в православии все понятно: корень, ствол, крона, то в протестантстве изначально ствол отрицается. А в кроне мы видим только самопроизвольное и самосочиненное истолкование библейских идей, которые находятся в противоречии с теми толкованиями (и особенно опытми жизни), что было раньше: 10-15-18 веков назад. Почему?

    добавлено: 21 авг 2014

    Хочу уточнить понятие "авторства Библии".
    Это как Христос (Слово Божие): Он Сын Божий, Он - Сын Человеческий. От Богородицы Он унаследовал цвет волос, глаз, кожи и многое другое. Как Богородица дала Христу половину Его личности, так и Церковь - Книге.

    Церковь выше апостолов, как целое выше части. Отношение апостолов, написавших Книгу, к Церкви такое же, как отношение уст (губ и языка) ко всему Телу. Церковь Выше.

    Надеюсь, магистр богословия слышал об исагогике, археографии и критике библейского текста?
    А о преемстве без патристики-патрологии говорить глупо.

    добавлено: 21 авг 2014

    Пс: патрология-патристика отвечает на вопрос: "как истолковывали Библию в разные периоды времени, и чему Святой Дух учил людей" (это учение мы видим в практической плоскости - как молиться, поститься, рассуждать помыслы, бороться со страстями, прелестью, демонской ложью и тп). Так что оценить некую харизму просто, сравнив.
    А отрицать в преемстве "плоть" Иоанн запрещает. Он назвал бесплотную (абстрактно-духовную) преемственность учением духа антихриста. Слово пришло во плоти, и эта плоть - в Церкви.

  6. Прежде нежели продолжать разговор о Причастии, хотелось бы обсудить некоторые мысли об, так называемой, Апостольской преемственности.
    Почитал некоторых христианских историков и понял, что с апостольской преемственностью не все так просто и понятно как это кажется на первый взгляд.
    Во-первых, все существующие списки апостольской череды очень некорректны и спорны, поэтому апостольскую преемственность нужно ещё доказать.
    . (Использовал мысли П.Бигичева).

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Советую Вам использовать свои мысли!
    \\\\\\\\\\\\\\
    Доказывать апостольскую преемственность нет никакой необходимости! Церковь не юридический университет!
    Благодать Божия свидетельствует о том!!!

  7. На этот вопрос есть очень простой ответ - все решения руководство Церкви сверяло с учением Нового завета.
    добавлено: 22 авг 2014
    Интересно, как Вы проверите учение Сторожевой башни на наличие Благодати? Или, все-таки, будете открывать Новый Завет?
    Гностики были уверенны в наличии у них особой благодати, и противостоящие им апостолы аппелировали не к каким-то "духовным проявлениям или вещам", а к написанному на бумаге слову.
    Зачем ставить запятую там, где Бог поставил точку?
    добавлено: 22 авг 2014

Апостольская преемственность священства является одним из оснований для исторических церквей (православной и католической).

Этот принцип означает, что истинным епископом Церкви Иисуса Христа является только тот, кто может показать преемственность своего рукоположения напрямую от апостолов. На нем основаны принцип действенности таинств, верность учения Церкви, а также - духовная власть «связывать и разрешать». Принцип преемственности возникает в Церкви довольно рано - к нему апеллируют уже Ириней Лионский (II век) и Тертуллиан (III век). Позже этот подход закрепляется в канонических документах и становится принципом, по которому отличается истинная церковь от неистинной. И все же, есть основания полагать, что этот принцип не является единственно верным. Бог не обязан следовать тому, что установлено людьми.

Смысл священства

Священник - тот, кто стоит между Богом и человеком. Его задача - представлять людей перед Богом, с одной стороны, и - открывать Бога людям, с другой. Еще до заключения Завета с Израилем мы видим примеры священников: Мелхиседек, священник Бога Всевышнего (Бытие, 14 глава), Иофор, священник Мадиамский (Исход, 2 глава). Настоящая революция происходит в тот момент, когда Бог выводит народ из Египта. Бог обращается к народу Израильскому с такими словами:
…вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас [как бы] на орлиных крыльях, и принес вас к Себе; итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым. (Исх.19:4-6)

Другими словами, Бог вводит принцип, позже названный «принципом всеобщего священства»: каждый израильтянин призван предстоять перед Богом, а весь народ является священником для остальных народов земли. Весь народ призван, таким образом, быть ходатаем перед Богом за всю землю, за все остальные народы, а также - нести им знание об Истинном Боге. Таким образом утверждается и связывается воедино священническое и миссионерское призвание народа Божьего. Спустя много времени апостол Петр повторяет это утверждение уже по отношению к Церкви:
Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; [некогда] непомилованные, а ныне помилованы. (1Пет.2:9-10)

Итак, мы должны помнить, что народ Божий, как в Ветхом, так и в Новом заветах является священником перед Богом. На нас лежит ответственность за ходатайство перед Богом за всю землю, а также - миссия нести Евангелие другим людям. Но принцип всеобщего священства включает в себя и тот факт, что каждый христианин приходит к Богу напрямую, что нет нужды ни в каких посредниках между человеком и Богом. Это относится как к людям, так и к обрядам или материальным предметам. Бог призывает каждого из нас к личным отношениям с Ним, к прямому общению. Он хочет, чтобы мы говорили с Ним, Он хочет отвечать нам! И, если в Ветхом Завете для этого было необходимо совершить определенный обряд, принести жертву и т.д., то во времена Нового Завета основанием для нашей встречи с Богом является жертва Христа:
Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою… (Евр.10:19-20)

Но мы видим, что, как в Ветхом, так и в Новом заветах, Бог отделяет часть народа Божьего для особого служения перед Ним. В Ветхом Завете эти люди прямо названы священниками, в Новом используется несколько наименований: дьяконы, пресвитеры, епископы, а также - апостолы, пророки, евангелисты, пастыри и учители... И, когда обсуждается принцип преемственности, речь идет как раз об этих, особо отделенных, людях.

Аарон и Мелхиседек

Писание говорит нам о двух принципах, двух подходах к священническому служению. В послании к Евреям эти подходы названы «священство по чину Аарона» и «священство по чину Мелхиседека».
Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, - ибо с ним сопряжен закон народа, - то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться? (Евр.7:11)

Священство по принципу Аарона основано на наследственном принципе. Если мальчик является потомком Аарона, он автоматически становится священником. Конечно, происходит это в определенном возрасте, сопровождается определенным обрядом, в котором ему передается благодать священства, но он с самого начала считается призванным к этому служению. Такой порядок Бог установил в Ветхом Завете. И Бог действовал через этих священников даже тогда, когда они сами не были верны Богу! Хороший пример в этом отношении - это Илий, который воспитал пророка Самуила (1Цар.1-3 гл.), и Каиафа, который пророчествовал о Христе (Ин.11:49-52). Тем не менее, и в Ветхом Завете Бог действовал помимо Им Самим установленной иерархии! Пророк Самуил, не будучи не только из потомков Аарона, но и не из колена Левия, фактически, выполнял и священнические функции. Пророк Илия - тоже. Они брали на себя принесение жертв, хотя в Законе было прямо написано, что это - удел только сынов Аарона! Да и все пророки были теми, кто представлял народ перед Богом и нес народу знание о едином Боге. Т.е. они фактически несли священническое служение, если понимать его шире, чем только священнодействие в Храме.

Апостольская преемственность - это новозаветный аналог Ааронова священства. Хотя здесь уже нет наследственного священства, нет того автоматизма, который был в Ветхом Завете, но многие признаки остались теми же. Служение священника основано не на его личных отношениях с Богом, а на благодати священства, которая и передается через рукоположение. Благодаря этой благодати священник имеет право совершать Евхаристию, в которой происходит чудо присутствия Христа, эта благодать дает ему основание провозглашать отпущение грехов и т.д. При этом сам священник может в этот момент быть далеко не в лучших отношениях с Богом - Бог будет его судить за это, но это никак не уменьшает действенность таинств, совершаемых этим священником, поскольку эта действенность основана на верности Бога, а не личности человека. Возможно, так это и есть. Бог может действовать таким образом, хотя история Церкви полна примеров страшного отступничества иерархов. И лично мне трудно предположить, что и через таких людей действовала благодать священства. Ведь даже в Ветхом Завете мы имеем примеры того, как Бог отстранял от священства отступников и все их потомство (фактически, все священнические фамилии, за исключением сынов Садока: Иез.40:46; 44:10-16).
Но, как есть священники «по чину Аарона», так есть и священники «по чину Мелхиседека». Священство Мелхиседека не было основано на принципе преемственности, оно исходило от личного призыва Бога:
И это еще яснее видно [из того], что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной, Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей. Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. (Евр.7:15-17)
Как уже упоминалось, в Ветхом Завете такую роль выполняли пророки. В истории Церкви Нового Завета в роли таких «священников» выступали святые, старцы, мистики. Их служение не требовало официального признания и рукоположения, зачастую они сознательно его избегали. Тем не менее, их авторитет зачастую был выше, чем авторитет иерархии, поскольку действие Бога в их жизнях было связано и с их личными отношениями с Богом. Они действительно знали Бога лично, а потому могли дать людям гораздо более глубокое понимание путей Божьих, чем те, в ком действовала только внешняя благодать священства.

Священство Павла

В Новом Завете есть яркий пример такого рода служения: апостол Павел. Он не был в числе Двенадцати. Он вообще не был среди учеников Господа, когда Иисус был на земле. Апостолы, выбирая замену Иуде, дали очень четкие принципы апостольства:
Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас… (Деян.1:21-22)
Павел явно не соответствует этим требованиям! Когда Бог призывает его, то, по его собственным словам:
Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, - я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. (Гал.1:15-17)

Он не ищет того, чтобы его служение признали люди. Он ищет другого: понять, чего от него ждет Тот, Кто его призвал! Потом апостолы признают и его апостольство (не сразу), но для Павла оно было очевидно с самого начала. Он благовествует не потому, что получил на это санкцию от людей, а потому, что встретился с Христом и уже не может не благовествовать!
На этом же принципе основано священство и в евангельских церквях. Человек становится служителем, пастором, учителем потому, что он пережил Божий призыв к этому служению. Отзываясь верой на этот призыв, человек получает и благодать для совершения этого служения, и необходимые дары для его исполнения. В рукоположении Церковь свидетельствует, что действительно есть Божий призыв в жизни этого человека, а также - его готовность к исполнению данного служения. Вот пример из Нового Завета:
В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл. Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их. (Деян.13:1-3)

Павел (тогда еще Савл) и Варнава уже пережили призыв к миссионерскому служению какое-то время назад. Но вот, наконец, наступил момент, когда пришло соответствующе время, и Церковь подтверждает это призвание в рукоположении. Рукоположение не является исключительно человеческим признанием. Бог действует в рукоположении, актуализируя призвание, дары и таланты, необходимые для служения. Тем не менее, первичным является личное призвание. Опыт показывает, что, если человек встает на служение, не получив личный призыв от Господа, его служение не будет долгим.
Таким образом, служение в евангельских общинах основано «по чину Мелхиседека». Личное призвание от Господа, дары, благодаря которым человек исполняет свое служение, личные отношения с Богом, необходимые, чтобы нести людям знание Бога, а не просто знания о Нем - все это лежит в основе служения в евангельских церквях. Это - особенность евангельского движения, и нам нет необходимости искать свидетельства апостольской преемственности. Так же, как Павел не стремился к тому, чтобы его служение было непременно признано Двенадцатью.

Ранняя Церковь могла вмещать разнообразие даров и служений. Было апостольское ядро, но были и харизматические служители: пророки, евангелисты, учители. Единство Церкви обеспечивалось отнюдь не иерархичной структурой, которой еще не было, а действием Духа Святого среди учеников Христа. А потому Церковь смогла вместить и апостольство Павла, радикально отличавшееся как призывом, так и формой служения. И не только признать, но и поставить его на один уровень с Петром, о котором Сам Господь сказал: «На камне сем я создам Церковь Мою». Традиция, называя Петра и Павла вместе «верховными апостолами» тем самым свидетельствует о важности для Церкви как одного принципа священства, так и другого. И сочетание этих принципов как раз и давало Церкви ту полноту, которая позволяла ей «с великой силой свидетельствовать о воскресении Христа». Признание апостольства Павла другими апостолами свидетельствует об их мудрости, которой, к сожалению, недостает современным иерархам. Поскольку, отказывая евангельскому движению в принадлежности к Церкви, они ослабляют Церковь в целом. Петр, Иаков и Иоанн в свое время «подали Варнаве и Павлу руку общения», не требуя при этом, чтобы те изменились или приняли от них рукоположение. Смогут ли исторические церкви сделать это сегодня?