Перспективное планирование по театрализованной деятельности с детьми во второй младшей группе. Не матушкин голосок! Ведущий: Покатился колобок дальше, только заяц его и видел

Для развития личности дошкольника важнейшей задачей для педагогов является развитие речи ребенка. Речевое развитие детей в отечественной психолого-педагогической науке рассматривается как процесс усвоения ими общественно-исторического опыта, как важный показатель общего развития дошкольника.

В «Концепции дошкольного воспитания» отмечено, что дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи, и если возрастной уровень овладения родным языком не достигнут, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Неслучайно современные программы воспитания и развития дошкольников рассматривают развитие речи в качестве одной из основных задач дошкольного образования. Для нашего ДОУ задача развития речи детей имеет особую актуальность, поскольку в нем воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), с отставанием в развитии речи.

Одним из методических принципов развития речи дошкольников является принцип коммуникативно-деятельностного подхода. Для данного принципа первостепенное значение имеет организация содержательной и востребованной детьми деятельности. Такой деятельностью является игра. Разновидностью игр являются театрализованные игры, которые чаще всего строятся на основе прочитанных детям произведений художественной литературы, которая служит для них источником заимствования «наилучших форм языка» (К.Д. Ушинский).

Основная идея для разработки технологии развития речи детей 3-4 лет в театрализованных играх заключалась в том, что этот вид деятельности является средством и решающим условием развития ребенка. Каждый вид детской деятельности оказывает влияние на разные стороны развития психики и личности ребенка. Чтобы целенаправленно содействовать усвоению детьми форм речи, важно вовлечь их в деятельность, полноценную в речевом и социально-нравственном отношении, в деятельность, которая поставит ребенка в позицию активного субъекта речевого общения. Такой деятельностью для дошкольников является театрализованная игровая деятельность.

Организация театрализованных игр детей - это и реализация принципов «ФГОС дошкольного образования» и активный способ управления процессом речевого развития детей. Дети как в процессе подготовки к театрализованным играм, так и в их процессе вовлекаются в реальное и ролевое общение. В этих играх происходит плавное дозированное и вместе с тем стремительное накопление речевого и коммуникативного опыта.

Мы полагали, что технология развития речи детей посредством организации театрализованных игр будет эффективной, если:

Обогащать данный вид игр содержанием, значимым для развития и усвоения различных форм речи;

Включать приемы театрализации в содержание непосредственно-образовательной деятельности;

Создавать материальные и педагогические условия для развития театрализованных игр детей, обеспечивая игровое пространство и время для их совместной с воспитателем и самостоятельной театрализованной деятельности;

Планомерно осуществлять руководство развитием театрализованной деятельности детей в соответствии с календарно-тематическим планированием.

Технология для дошкольников 3-4 лет с ОВЗ была составлена с учетом возрастных и специфических особенностей детей данной категории и достижений теории и практики развития речи дошкольников. Технологию характеризует сочетание различных технологий, их адаптация к особенностям данных дошкольников. Технология включала четыре модуля.

1. Целевой модуль включал цель и задачи технологии.

Цель технологии: развитие речи детей 3-4 лет с ОВЗ средствами театрализованных игр.

Задачи, конкретизирующие данную цель, предполагали: развивать все компоненты речи дошкольников 3-4 лет; формировать интерес к художественной литературе и театрализованной деятельности; развивать игровое творчество детей.

2. Содержательный модуль игровой технологии , направленной на развитие речи у детей 4-го года жизни, определялся с учетом единства речи, социально одобряемых форм поведения и сопряженных с ними игровых умений. Содержательный модуль включал 3 блока.

Первый блок состоял из комплекса задач, предполагающих усвоение детьми всех компонентов речи:

1) формирование активности детей в речевом общении;

2) формирование умений детей поддерживать диалог, умений вступать в общение разными способами;

3) развивать предпосылки связной монологической речи;

4) воспитывать культуру речи (грамматическую и орфоэпическую грамотность, правила вежливого общения).

5) развивать интонационную выразительность речи.

Второй блок содержал материал, связанный с развитием у детей восприятия художественной литературы и понимания художественного слова:

1) воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.

2) повторять за воспитателем или договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы.

3) развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.

5) формировать интерес к книгам.

Третий блок включал задачи развития у детей игровых умений, связанных с театрализованной игровой деятельностью:

1) развивать интерес к театрализованной игре, стремление импровизировать несложные сюжеты песен, сказок;

2) развивать умение следить за развитием действия в кукольных и игровых спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей;

3) знакомить детей с приемами вождения настольных кукол;

4) имитировать движения, мимику, интонацию изображаемых героев на основе образца педагога;

5) воспитывать бережное отношение к атрибутам кукольного театра.

3. Процессуально-деятельностный модуль. В число участников образовательного процесса были включены: дети, воспитатели, специалисты, родители. Средствами технологии, прежде всего, служили театрализованная деятельность детей, художественная литература и предметно-игровая среда. Кроме того, действенным средствами были совместная игровая деятельность и активизирующее общение воспитателя с детьми.

Формы работы с детьми: театрализованные игры (игры-инсценировки, как импровизация по мотивам литературного произведения) и режиссерские игры, как разновидность театрализованных игр. Для театрализаций дошкольников использовали фольклорные произведения, стихотворения и короткие рассказы, с близкими детям темами: «Этот пальчик - дедушка», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок» и др.

Создание предметно-развивающей игровой среды предполагало оформление театрализованного уголка в группах, уголков ряженья, наличие различных видов настольного театра, масок, элементов костюмов и т.д.

Личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка предполагало: совместные театрализованные игры воспитателя с детьми; этюды и имитационные игры; самостоятельные театрализованные игры детей.

Методы приобщения детей к театрализованной деятельности: показ настольного театра и беседы после показа; просмотры спектаклей в детском саду с приглашением актеров городских театров; совместные ролевые диалоги; разыгрывание литературных текстов, упражнения в грамматической и орфоэпической грамотности и интонационной выразительности и т.д.

Для реализации принципа единства педагогов (воспитателей, специалистов) и родителей проводилась работа по совершенствованию уровня педагогического мастерства и знаний педагогов и расширения педагогического кругозора родителей в вопросах развития речи детей средствами театрализованных игр.

Последовательность реализации технологии. Этапы развития речи средствами театрализованных игр определялись в соответствии с логикой развития речи (от восприятия - к заимствованию речевых форм - и затем к самостоятельному их использованию). Они предусматривали постепенный переход: от просмотра театрализованной постановки к самостоятельным театрализациям; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из 3-5 детей; от имитации действий персонажей к передаче их речевых реплик.

На первом этапе предполагалось, прежде всего, формировать интерес к театрализованным играм, к детским литературным произведениям через организацию с систематического чтения и просмотров небольших кукольных и игровых спектаклей, которые показывали воспитатели младших групп, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. Это способствовало, кроме того, обогащению впечатлений и обогащению игрового опыта детей.

Целенаправленное формирование впечатлений (жизненного и игрового опыта) детей осуществлялось не только через показ театрализованных представлений, но и с использованием ролевых диалогов игрушек (этюды). Для этого были задействованы любые куклы или образные игрушки. Специфика игр-диалогов состояла в том, что в них закладывается определенное содержание, соответствующее тематическому плану.

Ведущий способ реализации этапа - показ спектаклей при помощи различных видов кукольного театра, игровых спектаклей, подготовленных взрослыми, школьниками или старшими дошкольниками. Для показа использовали уже знакомые детям произведения: «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Кот, петух и лиса» и т.д.

Второй этап технологии предусматривал совместный показ настольного театра воспитателя с ребенком, игры-инсценировки, чтение стихов и потешек по ролям, совместные игровые диалоги с использованием игрушки. Для этого использовали знакомые сказки, стихи, потешки и этюды. Совместные показы проводились в индивидуальной деятельности с детьми, а также небольшими группками.

На третьем этапе продолжали проведение совместных игр-инсценировок воспитателя с детьми. Но после кратких и лаконичных произведений для разыгрывания с детьми брали произведения более сложные по речевому оформлению.

Все произведения подбирали в соответствии с возрастными возможностями детей и программными требованиями: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Теремок» («Рукавичка», Сутеев В. «Под грибом»,) «Заюшкина избушка» («Кот, петух и лиса»), «Три медведя».

В совместных показах настольного театра и в играх-инсценировках, требующих от детей более сложных реплик, воспитатели побуждали детей произносить реплики, используя прием отраженной речи .

4. Диагностико-результативный модуль технологии включал мониторинг для определения эффективности технологии. Мониторинг выступал средством сбора информации, которая соотносилась с разработанными критериями и показателями, и в случае отклонений от заданных результатов своевременно вводились необходимые коррективы.

Апробация инновационной технологии развития речи детей 3-4 лет средствами театрализованных игр показала достижение детьми 3-4 лет более высоких уровней развития их речи и игровой деятельности, а также повышение качества педагогического процесса, направленного на развитие речи детей и развитие игровой деятельности: повышение уровней профессиональной компетенции педагогов и улучшение предметно-развивающей среды. Достигнутые результаты доказали эффективность разработанной технологии развития речи у детей младшего дошкольного возраста.

Номинация: Детский сад младшая группа Развивающие игры Театрализованные
Название: Театрализованные игры детей 3-4 лет как средство развития их речи


Должность: заведующий
Место работы: МАДОУ ДС города Нижневартовска №66 «Забавушка»
Месторасположение: Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Нижневартовск

Введение.

В центре внимания педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, находятся задачи по созданию необходимых условий для обучения и воспитания; освоение детьми системы знаний и приёмов самостоятельной деятельности; реализация государственного стандарта дошкольного образования.

Усвоение ребёнком знаний и умений, развитие его способностей осуществляется только в активной деятельности.

Важнейшей деятельностью ребёнка дошкольного возраста является игра. В игре развивается мышление, речь, воображение, память, усваиваются правила общественного поведения и воспитываются соответствующие навыки.

Одной из форм организации педагогического процесса – является театральная игра.

Через различные формы театральной игры, дети совершенствуют нравственно-коммуникативные качества, творческие способности, психические процессы.

При решении этих педагогических задач, немаловажную роль играет согласование элементов театрализации с планом воспитательно-образовательной работы. В зависимости от календарного планирования, можно подбирать игровой и сценический материал. Так, с детьми младшего дошкольного возраста по теме «Осень, Осень в гости просим!», можно разыграть с помощью картонажного театра русскую народную сказку «Репка». В средней группе по теме «Как звери в лесу зимуют» - инсценировку по русской народной сказке «Зимовье зверей». В старшей группе по теме «Осенний лес» можно предложить детям мини-инсценировку «Загадки Лесовичка», с использованием кукол-перчаток: мишка, зайчик, лиса. В подготовительной группе по теме «Масленица» на занятие-игре «Весна-красна» с народными играми и хороводами.

В конце учебного года, подводя итоги обучения и качества знаний детей, можно провести диагностику уровня эмоциональной сферы ребёнка и творческого проявления. Степень проявления эмоциональных и творческих способностей детей оценивается показателями: высокий уровень, средний, низкий. Динамика изменения уровня этих показателей позволяет сделать вывод о целесообразности использования в процессе воспитательно-образовательной работы методов и приёмов театральных игр.

Практика воспитательной работы и ежегодный сравнительный анализ качества знаний и показателей творческого проявления детей показывают: театральные формы дают импульс к развитию познавательных способностей; активизирует мыслительные процессы; пробуждают творческую инициативу, воображение, фантазию.

Театральная игра, соответствуя возрасту ребёнка, способна гармонизировать его облик. Речевые упражнения, этюды, театрализованный рассказ, занятие-игра, сказочная викторина, инсценировка сказки – все эти формы театрализации развивают психические процессы, совершенствуют нравственно-коммуникативные качества личности, пробуждают стремление к творчеству.

Театральная игра способствует:

1. Развитию речи детей.

2. Развитию нравственно- коммуникативных качеств личности.

3. Развитию двигательных качеств и умений.

4. Развитию творческого воображения и фантазии.

5. Развитию познавательных способностей.

Разновидностями театральных игр являются:

1. Игры с элементами театрализации.

2. Занятие-игра.

3. Театрализованный рассказ.

4. Викторина-развлечение.

5. Спектакль-игра.

Важнейшими условиями в осуществлении игровых форм работы, являются:

1. Использование речевых упражнений.

2. Выбор упражнений или заданий в зависимости от индивидуальности детей.

3. Обеспечение психологического комфорта на занятиях и вне занятий.

4. Побуждение детей активно участвовать в театральной игре, упражнении, этюде.

Остановимся на методике театральных игр и условиях их осуществления.

I. Игры с элементами театрализации.

Игры с элементами театрализации включают в себя: речевые упражнения; этюды на выражение основных эмоций; этюды на воспроизведение основных черт характера; игры на развитие внимания и памяти; этюды на выразительность жестов; ролевые игры.

1. Речевые упражнения влияют на эмоционально-личностную

сферу ребёнка; развивают чистоту произношения; совершенствуют интонационную окраску речи; развивают умение пользоваться выразительными средствами голоса. Для выполнения этих упражнений необходимо предварительное разучивание текстов. Упражнение может быть коллективным или индивидуальным. Важно, чтобы дети делали это осмысленно, эмоционально, с интересом. Тексты должны соответствовать возрастным особенностям детей.

Например, такие: «Эхо», «Едем, едем на тележке», «Чистоговорки»- развивают выразительность речи, память, воображение.

2. Этюды на выражение основных эмоций развивают нравственно-коммуникативные качества личности; способствуют пониманию эмоционального состояния другого человека и умению адекватно выразить своё. Содержание этюдов не читается детям.

Эмоциональный пересказ предложенной ситуации является условием для создания множества игровых вариантов на заданную тему. Этюды должны быть коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию.

Так, в этюде «Лисичка подслушивает», дети через определённую позу и мимику учатся передавать эмоциональное состояние персонажа.

3. В этюдах на воспроизведение черт характера дети учатся понимать, какое поведение какой черте характера соответствует.

Акцент делается на модель положительного поведения.

Так, в эпизодах «Жадный пёс», «Страшный зверь» через мимику, жест, позу дети передают отдельные черты характера (жадность, замкнутость, трусость, смелость).

4. Игры на развитие внимания и памяти развивают умение быстро сосредоточиться; активизируют память и наблюдательность. В этих играх дети выполняют различные движения по сигналу, повторяют заданные движения и упражнения.

Так, в игре «Волшебный круг» дети выполняют различные движения по сигналу и развивают внимание; в игре «Заводные игрушки» через перевоплощения играющие развивают моторно-слуховую память.

5. Целью этюдов на выразительность жестов является развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук и адекватное использование жеста. Содержание этюдов активизирует выразительность движений, творческое воображение.

В игре «Снежки» дети через воображаемое зимнее развлечение осваивают выразительность движений; в «Дружной семье» через пантомимику развивается точность и выразительность передаваемых действий: рисование кистью, вязание, шитьё, лепка и т. д..

6. Ролевые игры с использованием элементов костюмов, реквизита, масок и кукол развивают творческое воображение, фантазию, коммуникативность. Дети вместе с педагогом мастерят маски, реквизит, элементы костюмов и декораций. В процессе подготовки могут участвовать родители.

В игре «Организуем всеобщий театр» дети вместе с педагогом мастерят кукол из бумажных пакетов, стаканчиков и разыгрывают бытовые и сказочные сюжеты. Развиваются коллективные взаимоотношения, творческое воображение, фантазия.

II . Занятие-игра.

Эта форма организации педагогической работы может включать в себя: этюды, фрагменты сказок, игры с элементами театрализации.

На занятии в импровизированной форме исполняются фрагменты сказки. Такая методика ведения занятия помогает увлекательно решать программные задачи; положительно влияет на формирование эмоционально-нравственной среды ребёнка. На комплексном занятии-игре по русской народной сказке «Маша и медведь», дети выполняют задания педагога по развитию связной речи, развивают математические способности, память, внимание.

III . Театрализованный рассказ.

Приёмы и методы театрализованного рассказа можно использовать и во время занятия и вне его. Во время чтения или рассказывания литературного произведения, педагог сам «играет» персонажей, использует интонационную, эмоциональную окраску речи. Через выразительное чтение, разыгрывание эпизодов; через иллюстративный материал, дети погружаются в атмосферу литературного произведения. Все задачи, которые входят в программное содержание занятия, можно решать с помощью выразительных игровых театральных средств. Примером такой театрализованной формы может быть занятие по ознакомлению с художественной литературой: русская народная сказка «Хаврошечка».

IV . Викторина – развлечение.

Театрализованная форма литературной викторины-развлечения способствует расширению кругозора детей; активизирует эмоциональный и творческий потенциал. Проводится работа по изготовлению костюмов и реквизита. Готовится музыкальное оформление, записывается фонограмма, разучиваются тексты, проводятся репетиции отрывков из литературных произведений.

Сценический вариант занятия-игры по произведениям А.С.Пушкина «Лукоморье» ведёт детей в сказочное путешествие. В этой викторине дети участвуют в коротких инсценировках, отвечают на вопросы, отгадывают загадки. Дошкольники с интересом и удовольствием участвуют в познавательной театральной игре.

V . Спектакль-игра.

Эта форма работы требует длительной и тщательной подготовки: пишется специальная инсценировка с учётом возрастных индивидуальных особенностей детей. В игровой форме проводятся репетиции. Готовятся декорации и костюмы, выпускается афиша и театральные программки.

Спектакль-игра, поставленный по русской народной сказке «Репка», способствует раскрытию творческого потенциала детей, эмоционально обогащает исполнителей и зрителей спектакля.

Таким образом, дети через различные формы театральной игры развивают нравственно-коммуникативные качества, творческие способности, психические процессы.

Практический материал.

Речевые игры и упражнения .

1. «Смешные стихи» (для детей 3-4 лет).

Цель: Развивать чистоту произношения. Обращать внимание на интонационную выразительность речи.

Ход: Дети вместе с педагогом произносят стихи. Постепенно, от упражнения к упражнению, дети приобретают навык интонационной выразительности.

«На болоте стоит пень,

Шевелиться ему лень.

Шея не ворочается.

А посмеяться хочется!»

« -Был сапожник? - Был!

Шил сапожник? – Шил!

Для кого сапожки?

Для соседской кошки!»

«- Кошка, как тебя зовут?

Стережёшь ты мышку тут?

Мяу! Хочешь молока?

А в товарищи щенка?

2. «Эхо» (для детей 4-5 лет).

Цель: Менять интонационную окраску при чтении текста.

Ход: «Мы бродили тёмным бором,

Мы спросили дружно хором:

Дома ль бабушка Яга?

Лес ответил нам:

Текст повторяется, заменяется лишь наречие- как спросили? –

«Дружно; тихо; грозно; трусливо; смело…»

3. «Едем, едем на тележке» (для детей 5-6 лет).

Цель: Развивать чистоту произношения, чувство ритма, выразительность.

Ход: «Едем, едем на тележке,

Собирать в лесу орешки,

Скрип, скрип, скрип,

Скрип, скрип, скрип.

Листья шуршат - ш-ш-ш,

Птички свистят – фить-пирью, фить-пирью,

Белка на ветке

Орешки всё грызёт - цок, цок, цок, цок,

Рыжая лисичка зайчишку стережёт, (пауза)

Долго-долго ехали,

Наконец, приехали!»

Цель: Развивать умение пользоваться выразительными средствами голоса.

Ход: «Пригрело солнце (поют высокий звук у-у-у)

С пригорка побежал весёлый ручеёк (болтают языком, подражая весёлому «бульканью»).

До краёв наполнил большую глубокую лужу

(«бульканье» низкими звуками).

Перелился через край («бульканье» волной: вверх-вниз).

Выбрались из-под коры жучки (ж-ж-ж)

И букашки (з-з-з)

Расправили крылышки (крш-крш- с повышением)

И полетели куда-то (тр-тр-тр – шёпотом).

Вот и пришла весна!»

5. Скороговорки. Чистоговорки.

Цель: Совершенствовать чистоту произношения.

Ход: «Горячи кирпичи!

Соскачи-ка с печи,

Испеки-ка в печи,

Из муки калачи!»

«Тары- бары, растабары,

У Варвары куры стары!»

«Сеня вёз воз сена»

«Палкой Саша шишки сшиб».

«Орёл на горе, перо на орле».

«Жужжит над жимолостью жук,

Зелёный на жуке кожух»

Этюды на выражение основных эмоций.

1. «Лисичка подслушивает» (для детей 3-4 лет).

Цель: Развивать способность понимать эмоциональное состояние и адекватно выражать своё (внимание, интерес, сосредоточенность).

Ход: Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик и петушок. Подслушивает. Голова наклонена в сторону – слушает, рот полуоткрыт. Нога выставлена вперёд, корпус слегка наклонён вперёд.

2. «Вкусные конфеты» (для детей 4-5 лет).

Цель: Передавать внутреннее состояние через мимику (удовольствие, радость).

Ход: У девочки в руках воображаемая коробка с конфетами.

Она протягивает её по очереди детям. Они берут конфету, благодарят, разворачивают бумажку и угощаются. По лицам видно, что угощение вкусное.

3. «Прогулка» (для детей 5-6 лет).

Цель: Закрепление воспроизведения различных эмоций (радость, удовольствие, удивление).

Ход: Летний день. Дети гуляют. Пошёл дождь. Дети бегут домой. Прибежали вовремя, начинается гроза. Гроза прошла, дождь перестал. Дети снова вышли на улицу и стали бегать по лужам.

4. «Битва» (для детей 6-7 лет).

Цель: Закрепление воспроизведения различных эмоций (радость, гордость, страх). Развитие творческого воображения.

Ход: Один ребёнок изображает Ивана-царевича, второй-

Змея - Горыныча(голова и кисти рук- это головы Змея). Идёт сражение. Иван- царевич одерживаетпобеду Змей – повержен.


Этюды на воспроизведение черт характера.

1. «Старичок» (для детей 3-4 лет).

Цель: Через мимику, жесты передавать черты характера (весёлый, добрый, смешной, озорной).

Ход: Прочесть детям стихотворение Д. Хармса «Весёлый старичок». Дети имитируют состояния и действия, о которых говориться в стихотворении.

«Жил на свете старичок

Маленького роста,

И смеялся старичок

Чрезвычайно просто:

Ха-ха-ха, да хе-хе-хе,

Хи-хи-хи, да бух-бух!

Бу-бу-бу, да бе-бе-бе,

Динь-динь-динь,

Да трюх-трюх!

Раз, увидев паучка,

Страшно испугался

Но, схватившись за бока,

Громко рассмеялся:

Хи-хи-хи, да ха-ха-ха,

Хо-хо-хо, да гуль-гуль!

Ги-ги-ги, да га-га-га,

Го-го-го, да буль-буль!

А увидев стрекозу,

Страшно рассердился,

Но от смеха на траву

Так и повалился:

Гы-гы-гы, да гу-гу-гу,

Го-го-го, да бах-бах,

Ой, ребята! Не могу!

Ой, ребята! Ах, ах!

2. «Жадный пёс» (для детей 4-5 лет).

Цель: Через мимику и жесты передавать черты характера (жадность).

Ход: Педагог читает стихотворение В. Квитко.

«Жадный пёс дрова принёс,

Воды наносил, тесто замесил,

Пирогов напёк, спрятал в уголок,

И съел сам – гам, гам, гам!»

Дети имитируют состояние и действия, о которых говориться в стихотворении.

3. «Страшный зверь» (для детей 5-6 лет).

Цель: Через пантомиму передавать черты характера и поведения персонажей (смелый, трусливый, глупый, осторожный).

Ход: Педагог читает стихотворение В. Семерина «Страшный зверь». Дети, получившие роли, действуют по тексту.

«Прямо в комнатную дверь,

Проникает хищный зверь!

У него торчат клыки

И усы топорщатся-

У него горят зрачки-

Испугаться хочется!

Может это львица?

Может выть волчица?

Глупый мальчик крикнул:

Храбрый мальчик крикнул:

4. «Волшебное колечко» (для детей 6-7 лет).

Цель: Через пантомиму передавать черты характера (добрый, злой, справедливый). Развивать творческое воображение.

Ход: Злой волшебник, с помощью заколдованного колечка,

Превращает хорошего мальчика в плохого. Мальчик всех обижает, дразнит, всё ломает. Наконец, устав, он засыпает. Добрый волшебник предлагает спасти мальчика, снять кольцо. Все дети тихо подходят и снимают колечко.

Мальчик просыпается. Он снова ласковый, просит у всех прощения. Всем весело.


Игры на развитие внимания.

1. «Будь внимателен!» (для детей 3-4 лет).

Цель: Стимулировать внимание; быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

Ход: Дети шагают под весёлую музыку. Затем, на слово «Зайчики», дети изображают зайчиков (прыгают), на слово «Лошадки» - лошадок (ударяя ногой об пол), на слово «Раки» - пятятся, «Аист» - стоят на одной ноге, «Птицы» - бегут, раскинув руки.

2. «Волшебный круг» (для детей 4-5 лет).

Цель: Выполнять внимательно движения по сигналу.

Ход: Играющие стоят по кругу. По сигналу колокольчика дети по очереди делают следующие движения: один приседает и встаёт, другой хлопает в ладоши, третий - приседает и встаёт и т. д.

3. «Слушай хлопки» (для детей 4-5 лет).

Цель: Развивать активное внимание.

Ход: Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопает в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопает два раза - принять позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

4. «Молчанка» (для детей 6-7 лет).

Цель: Развивать внимание и умение быстро сосредотачиваться.

Ход: Водящий:

Тише, мыши,

Кот на крыше,

А котята ещё выше!

Раз, два, три, четыре, пять,-

С этих пор пора молчать!

Играющие замолкают. Водящий следит, кто заговорит или рассмеётся. Этот ребёнок платит фант. Когда фантов наберётся 5-6, их разыгрывают. Каждый владелец исполняет художественный номер.


Игры на развитие памяти.

1. «Запомни своё место» (для детей 3-4 лет).

Ход: Дети стоят или в разных углах комнаты.

Каждый должен запомнить своё место.

Звучит весёлая музыка, все «превращаются в птичек и двигаются по комнате. Музыка заканчивается. Все должны вернуться на свои места.

2. «Заводные игрушки» (для детей 4-5 лет).

Цель: Развивать моторно-слуховую память.

Ход: В магазине заводных игрушек стоят игрушки: куклы, зайчики, медведи, лягушки, птички, бабочки. Звучит музыка: «у игрушек включается завод».

Дети двигаются по комнате. Музыка замолкает, дети возвращаются на свои места.

3. «Художник» (для детей 5-6 лет).

Цель: Развивать внимание и память.

Ход: Ребёнок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет «рисовать», потом отворачивается, даёт его словесный портрет.

4. «В магазине зеркал» (для детей 6-7 лет).

Цель: Развивать наблюдательность и память.

Ход: В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошёл человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки и стала вертеть головой. Обезьянки ответили ей тем же.

Она топнула ногой – и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала обезьянка, все повторяли в точности её движения.

Этюды на выразительность жестов.

1. «Тише» (для детей 3-4 лет).

Цель: Развивать выразительное движение рук и адекватно использовать жест.

Ход: Мышата переходят дорогу, на которой спит котёнок.

Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!»

Выразительные движения: шея вытянута вперёд, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови «идут вверх».

2. «Игра в снежки» (для детей 4-5 лет).

Ход: Этюд сопровождается весёлой музыкой. Зима. Дети играют в снежки. Выразительные движения: нагнуться, схватить двумя руками снег, слепить снежок, бросить снежок резкими, короткими движениями.

3. «Игра с камушками» (для детей 5-6 лет).

Цель: Развивать выразительность движений, творческое воображение.

Ход: Дети гуляют по берегу моря, нагибаясь за камушками.

Входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду двумя руками. Затем, садятся на песок и играют с камушками: то подбрасывая вверх, то кидая в море. Звучит лёгкая музыка.

4. «Дружная семья» (для детей 6-7 лет).

Цель: Развивать выразительность движений, творческое воображение.

Ход: Дети сидят на стульях по кругу. Каждый занят делом: один лепит, другой вколачивает в дощечку гвоздь, кто-то рисует кистью, кто-то шьёт, вяжет. Дети исполняют пантомиму с воображаемыми предметами, стремясь точнее передавать действия.


Ролевые игры с использованием элементов костюмов, реквизита, масок и кукол.

1. «Играем в сказку» (для детей 3-4 лет).

Ход: Педагог выступает в роли сказочницы. Дети, используя маски, реквизит, разыгрывают известную им сказку. («Репка», «Теремок» и др..)

2. «Угадай ситуацию» (для детей 4-5 лет).

Цель: Развивать творческое воображение и фантазию.

Ход: Дети по очереди с использованием реквизита и элементов костюма «создают ситуацию». Остальные - угадывают:

1) «Таня собирает грибы в лесу».

Девочка изображает грибника, в руках – корзиночка и посох, на голове – косынка.

2) «Олег плавает под водой».

Мальчик, в маске для подводного плавания, в резиновой шапочке изображает ныряльщика.

3) «Катя попала под дождь».

Девочка в плаще с зонтиком прыгает через лужи, ёжится от холодных капель.

3. «Жмурки» (для детей 5-6 лет).

Цель: Развивать коммуникативность, творческое воображение, фантазию.

Ход: Все дети вместе с воспитателем готовят маски мышек и кошки. У маски кошки глаза не вырезаются. Дети садятся в кружок. «Кошка»- в центре. Кошка: «Мышка, мышка, поищи!» Одна мышка исполняет просьбу. Кошка в маске с нарисованными глазами не видит - кто. Она должна угадать, чей был голос. Если не может, пусть потрогает одежду мышки. Когда угадает, выбирается новая мышка.

Игра продолжается.

4. «Организуем всеобщий театр.» (для детей 6-7 лет).

Цель: Развивать творческое взаимодействие, воображение, фантазию.

Ход: Все дети вместе с воспитателем мастерят кукол из перчаток, бумажных пакетов. Затем, разыгрывают бытовые или сказочные сюжеты.

Литература

1. Буренина А.И. От игры до спектакля. Методическое пособие. СПб, 1996.

2. Генов Г.В. Театр для малышей. М., «Просвещение», 1968.

3. Гурин Ю.В., Монина Г.Б. Игры для детей от трех до семи. СПб, «Речь», 2008.

2. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Екатеринбург, У-Фактория, 2004.

4. Орлова Ф.М. Нам весело. М., «Просвещение», 1993.

5. Уликова Н.А. Словом душа растёт». СПб, «Старт», 1999.

6. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., «Просвещение», 1999.

7. Уроки театра на уроках в школе НИИ АПН СССР. М., «Педагогические мастерские по художественному воспитанию», 1990.

8. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. М., Генезис, 2006.

Детство - особый период жизни, который нужно прожить радостно и ярко, интересно и содержательно. Задача педагога – создать для этого все условия. Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать прочные основы его творческой деятельности. В этом может помочь театрализованная деятельность, воспитательные возможности которой трудно переоценить. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы помогают им учиться думать, анализировать, обобщать.

С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи: работая над выразительностью реплик персонажей и собственных высказываний, ребенок активизирует свой словарь, совершенствует звуковую культуру речи, ее интонационный строй.

Исполняемая ребенком роль ставит его перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться – совершенствуется диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность является источником развития чувств и эмоций, учит распознавать эмоциональное состояние по мимике, жесту, интонации.

В своей работе мы используем различные виды театра: настольный, кукольный, пальчиковый, фланелеграф. При показе спектаклей важно, чтобы взрослый исполнял роль с интонационной выразительностью. С этой точки зрения удобно работать со сказкой: сначала ее читают целиком, затем обыгрывают фрагменты, одновременно ведется поиск выразительных интонаций и движений.

Важно, чтобы соблюдался принцип «от простого к сложному» ; многократно повторялся один и тот же содержательный момент, одни и те же игры на разных занятиях. При этом целесообразно использовать игры – разминки («Птички в саду» и др.) , упражнения («Как воет ветер?» и др.) , этюды («Березки» , «Зайцы» ,» Котята») , игры – импровизации, пальчиковую гимнастику, инсценировки («За рулем» , «Едем на экскурсию» ,) , игры – хороводы, спектакли («Теремок» , «Репка» …)

Роль одного персонажа поочередно исполняют, все дети. Если постоянно чередовать чтение текста, обыгрывание эпизодов, проведение этюдов и упражнений то игра для детей будет интересна долгое время.

Для накопления театральных впечатлений, создания у малышей мотивации к театрализованной деятельности следует приглашать детей из старших групп с постановочными спектаклями. Узнав о том, что им предстоит выступать перед младшими, старшие дошкольники начинают относиться к предстоящему показу более ответственно. Малыши в свою очередь, воспринимают старших детей как настоящих артистов. Чем лучше играют дети, тем внимательнее смотрят маленькие зрители.

Таким образом, дети начинают приобщаться к миру театра. Необходимо уже в этом возрасте дать элементарные сведения, которые помогут разобраться в этом волшебном мире, поверить в себя, свои силы, научиться общаться друг с другом и узнать об окружающем мире как можно больше.

ИГРА - ДРАМАТИЗАЦИЯ ПО РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКЕ «ТЕРЕМОК»

(вторая младшая группа)

ЦЕЛЬ: Учить детей внимательно слушать сказку, понимать ее содержание, развивать речь. Развивать умение повторять присказки, производить действия в соответствии с текстом. Вызывать эмоциональную отзывчивость на художественное слово.

МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: теремок, маски животных (зайца, лисы, лягушки, волка, медведя) , кукольные игрушки (мышка, медведь) , 4 резиновые игрушки (петух, лиса, заяц, волк) , иллюстрации четырех разноцветных лягушек (зеленой, красной, синей, желтой) , изображения теремка, будки, многоэтажного дома.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель. Ребята, сегодня вы не просто дети, а зрители. Я приглашаю вас в театр. Проходите, занимайте свои места, готовьтесь смотреть спектакль. Но театр у нас не простой, а волшебный, поэтому мы будем не только смотреть, но и участвовать в спектакле.

Этюд «Березки» Для начала представьте, ребята, что мы превратились в белоствольные березки из сказочного леса. Березки расправили свои нежные листочки, протянули тонкие веточки к солнышку и ощутили на них приятное тепло. Улыбнулись березки солнышку. Вдруг, налетел шаловливый ветерок и предложил березкам поиграть с ним. Удивились они и согласились. Закачали своими тонкими веточками, сначала тихонько, потом все сильнее и сильнее. Каждый листочек-пальчик поздоровался со своим соседом. Но шалун – ветер принес с собой тучку, которая закрыла солнышко. Огорчились березки, обняли себя листочками, чтобы согреться. Тут и дождик закапал – вымокли березки до последнего листочка. Повисли их ветви как плети. Подняли они глаза к небу, чтобы увидеть солнышко, и быстро опустили их вниз: дождинки капали им прямо на глаза. Испугался ветер, что березки заболеют, и разогнал тучи. Выглянуло солнышко, березки радостно вздохнули и весело заморгали карими глазками.

Молодцы! Теперь вы готовы смотреть спектакль. Садитесь.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАЧИНАЕТСЯ! (включается музыка)

Ребята, смотрите, какой у нас интересный домик появился (открывается теремок)

Кто там живет? Пойду – ка, я посмотрю. (подходит к домику, стучится, из него выходит Марья- сказочница с корзинкой в руках)

Марья: Здравствуйте, ребята! Я Марья – сказочница, хожу по свету, собираю интересные сказки. А вот одну сказку забыла. Никак не могу вспомнить. Про теремок, знаете? Поможете мне? (достает из корзинки куклу-мышку)

Слушайте сказку!



Вот по полю, полю, мышка бежит
Увидала теремок и говорит:

«Кто-кто в теремочке живет,
Кто-кто в невысоком живет?»
Никто ей не ответил.
И стала она в нем жить.

Воспитатель: Марья-сказочница, а мы с ребятами умеем мышку показывать. Покажите, ребята! Как она пищит? (дети с помощью пальцев рук изображают мышонка. Для этого средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный палец и мизинец согнуты дугой и прижаты к среднему и безымянному пальцам. При затруднении можно помогать свободной рукой)

У вас получились забавные мышата.

Стоит в поле теремок, теремок.
Он не низок не высок, не высок.
Вот по полю, полю… -Кто бежит, ребята?
Дети: Лягушка!

Марья: Правильно!

Воспитатель: Только она не бежит, а …скачет (подсказывают ребята) . Давайте покажем, как скачет лягушка и квакает. (дети садятся на корточки и подскакивают с кваканьем)

Лучше всех получилась лягушка у Маши. Будешь лягушкой (одеть маску)

Подходи к теремку, узнай, кто там живет?

Ребенок: Терем, теремок, кто в тереме живет?

Мышка: Я, мышка-норушка! А ты кто?

Ребенок: А я – лягушка-квакушка.

Мышка: Иди ко мне жить (дети садятся на лавочку возле теремка)

Марья: Лягушка прыгнула в теремок. И стали они жить вдвоем.

Воспитатель: Ребята, а какого цвета бывают лягушки? (ответы детей)

Лягушки бывают разных, ярких цветов: и красные, и желтые, и даже синие, но у нас живут зеленые лягушки.

Марья: Ой, совсем меня запутали!

(достает изображения разных по цвету лягушек, показывает детям)

Помогите мне, ребята, покажите, какая лягушка приходила к теремку? (ответы детей)

Стоит в поле теремок, теремок.
Он не низок не высок, не высок.
Вот по полю, полю… -Кто бежит,
Дети: Зайчик!

Марья: Правильно, зайчик – побегайчик.

Воспитатель: А почему его так зовут? (он быстро бегает)

Какого цвета зайчик? Почему?

Алина правильно ответила на вопрос. Будешь зайчиком. (одеть маску зайца)

Скачи, зайчик, к домику. Узнай, кто там живет?

Зайчик: Терем, теремок, кто в тереме живет?

Мышка: Я –мышка-норушка.

Лягушка: Я- лягушка-квакушка. А ты кто?

Все звери: Иди к нам жить.

Марья: Заяц – скок в теремок! Стали они жить втроем (ребенок садится на лавочку возле домика)

Стоит в поле теремок, теремок.
Он не низок не высок, не высок.

Дети: Лиса.

Воспитатель: Как ее называют в нашей сказке? (лисичка-сестричка)

Какая она? Опишите (рыжая, пушистая, у нее длинный хвост, хитрая)

Давайте покажем, как лиса ходит. (дети идут по кругу за воспитателем, имитируя мягкую походку лисы, затем садятся на места)

Самой лучшей лисой была Женя (одеть маску) Садись, Женя, к теремку на лавочку.

Марья: И стали они жить вчетвером.

Стоит в поле теремок, теремок.

Он не низок не высок, не высок.

Вот по полю, полю… -Кто бежит?

Дети: Волчок – серый бочок.

Воспитатель: Давайте, ребята, покажем злого волка (дети рычат, показывают когти)

Марья: Ой, а мы боимся злого волка. Давайте, зверята, покажем как нам страшно (дети у домика обхватывают себя или друг друга руками, дрожат)

Воспитатель: А в нашей сказке волк добрый. Его называют волчок – серый бочок, он есть никого не собирается, а хочет вместе с другими зверями жить. Волком будет Даня (одеть маску)

Марья: Иди к нам жить!

Волк влез в теремок, и стали они жить впятером. Весело зверям, песни поют, пряники жуют. Вдруг идет мимо…кто? (медведь косолапый) Увидел медведь теремок, услышал песни, остановился и заревел во всю мочь.

Воспитатель: Давайте покажем, как ходит и ревет медведь. Всех страшней ревел Миша. Ты будешь медведем (одеть маску) Ну, подходи, медведь, к теремку. Спроси страшным голосом.

Медведь: Терем, теремок. Кто в тереме живет?

Мышка: Я –мышка-норушка.
Лягушка: Я- лягушка-квакушка.
Зайчик: А я зайчик - побегайчик.
Лисичка: Я – лисичка-сестричка.

Волк: Я волчок – серый бочок, а ты кто?

Медведь: А я медведь косолапый.

Все: Иди к нам жить. (ребенок садится на лавочку, Марья – сказочница достает куклу-медведя и досказывает сказку)

Марья: Вот и полез медведь в теремок (лезет в окошко) , лез, лез, никак не мог влезть и уселся – ТРАХ!!! Раздавил теремок. Затрещал теремок, упал на бок и развалился

(воспитатели аккуратно роняют домик)

Еле-еле успели из него выскочить все звери: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок- серый бочок, (дети разбегаются в разные стороны) И принялись они дом новый строить, чтобы всем места хватило: бревна носить, доски пилить.

Воспитатель: Ребята, а какие инструменты нужны для строительства?

Дети: Называют и показывают инструменты:

Молоток – тук-тук-тук (кулачками)

Топор - ух-ух-ух (резкие наклоны вниз)

Пила – вжик-вжик-вжик (пилящие движения руками)

Марья: Молодцы! (достает из корзинки ножницы, иголки) А вот эти инструменты нужны?

Дети: Нет

Марья: показывает картинку с изображением разных построек: будки, теремка, многоэтажного дома. Какой же домик у зверей получился

Дети отвечают и поясняют свой ответ

Марья: Понравилась вам сказка? А вы были внимательны? Сейчас узнаю! Закройте глазки (выставляет на стол четыре игрушки: петуха, лису, зайца, волка) Какой зверь не приходил к теремку?

Дети отвечают и поясняют свой ответ.

Марья: Правильно, молодцы. Петушок из другой сказки

Воспитатель: Ну что же, ребята, сказку мы рассказали. Спектакль окончен.

(включается музыка) Давайте похлопаем, как в настоящем театре.

Марья: А я с вами прощаюсь, До свидания.

Особенности педагогического руководства театрализованной игрой во второй младшей группе согласно ФГОС

Особенность игровой деятельности детей 3-4 лет состоит в том, что в ней выделяется роль и игровые действия, которые наполняются предметным содержанием. Ребенок использует предметы-заместители, речь его становится более развитой, он с удовольствием повторяет новые слова, услышанные от взрослых. Для детей второй младшей группы характерно принятие действий взрослых в качестве образца. Именно через роль в театрализованной игре ребенок усваивает нормы поведения, принятые в мире взрослых. Для того чтобы ролевое поведение детей обогащалось, надо давать примеры ролевой игры. Это достигается как при проигрывании ролей детьми, так и при выступлении театра взрослых. Основу для пополнения художественных впечатлений составляет также чтение детской литературы.
Малыши в этом возрасте любят, когда им читают сказки. Несмешное выразительное чтение сказки взрослым доставляет дошкольникам массу удовольствий, заставляет работать воображение. Дети представляют себе героев, их действия, способны понять взаимоотношения персонажей. Необходимо читать сказки по несколько раз для того, чтобы дети постепенно усваивали сначала общую канву сюжета, потом более ясно им виделись детали эпизодов, затем четче обозначились особенности характера героев. В ходе основательного знакомства со сказкой выразительное чтение нужно сочетать с обыгрыванием отдельных эпизодов. Реплики, отдельные диалоги, импровизированные движения - все это может стать хорошей тренировочной базой для развития игровых умений.
Дети второй младшей группы способны показать в настольном театре небольшой сюжет. Это могут быть знакомые потешки, песенки, прибаутки. Для развития театрально-игровой деятельности взрослый должен предоставить довольно обширный материал, чтобы дети могли использовать в своих играх все новые и новые | сюжеты. В самостоятельной игре дети часто с интересом играют в концерт. Они берут своих любимых кукол, сажают на стульчики зрителей-игрушек и начинают выступать: читают за кукол стихи, поют песенки, управляют пляшущими куклами. Это развивает творческие качества детей, способствует развитию воображения, образного мышления. В 3-4 года дети могут сами обустроить место для игры и оснастить ее необходимыми атрибутами. Взрослый помогает детям советом, подсказывает, где найти необходимый материал. Малыши охотно используют в игре элементы костюмов, имеющиеся в игровой комнате.
Накоплению театральных впечатлений способствуют инсценировки, показанные взрослыми или старшими детьми. Большое значение для старших дошкольников имеет участие в спектаклях для малышей. Старшие дети начинают относиться к предстоящему показу более ответственно: внимательно осматривают костюмы, примеряют их, старательно репетируют. После просмотра спектакля проводится беседа, в которой в общих чертах воспитатель узнает мнение малышей: понравилось ли выступление, о чем был сюжет и т. д. После некоторого времени (через 2-3 дня) воспитатель в свободном общении с детьми может повторить беседу по просмотренному сюжету, где более подробно расспросит ребят, 1 предложит им самим сыграть.
Уже в этом возрасте дети получают элементарные сведения, которые помогут разобраться в волшебном мире театра. Малыши узнают о том, что в театре есть сцена, на ней выступают артисты, в зрительном зале места для зрителей, которые должны вести себя по правилам.
Воспитателю надо помнить о том, что внимание детей в основном непроизвольно в этом возрасте, они могут сосредоточенно заниматься даже самым интересным делом не более 15 минут, поэтому следует правильно рассчитывать возможности детей в управлении собственной активностью.
Театрализованные игры способствуют речевому развитию малышей. Во время совместных игр со взрослым ребенок слышит много новых слов, ему становятся понятными более сложные фразы, выражения, игровые ситуации. Играя с игрушкой, ребенок придумывает и проговаривает ситуацию игры, употребляет новые слова. Взрослому необходимо вызывать в ребенке желание отражать впечатления, полученные во время совместных со взрослым игр, в самостоятельной игре. Надо знать, что, чем ярче показанное представление, тем больше вероятности того, что ребенок будет отображать его в своих играх.

Особенности педагогического руководства театрализованной игрой в средней группе

В 4-5 лет сюжетно-ролевая игра занимает ведущее место в жизни детей. Ребенок среднего дошкольного возраста при грамотном педагогическом руководстве вполне овладевает умениями строить замысел, воплощать свои планы в игре, при помощи взрослого и самостоятельно распределять роли, выполнять игровые правила. В этом возрасте детям интересны выступления театра взрослых. Спектакли в исполнении педагогов дарят детям мир волшебных превращений, яркий и незабываемый, так как только взрослые могут достичь подлинно художественного исполнения, а значит, взволновать детские души, донести до каждого зрителя нравственную идею постановки. Дети очень живо реагируют на сюжетные повороты событий, на игру педагогов-актеров, им становятся понятными особенности характеров героев, они любят театр, им доставляет удовольствие смотреть сказку.
В этом возрасте расширяются рамки знаний о театре как культурном учреждении. Дети знают, что такое внешний вид театра, каково назначение театральных помещений, осведомлены об основных театральных профессиях. Дети с удовольствием участвуют в подготовке к предстоящему спектаклю: старательно рисуют приглашения, участвуют в коллективном оформлении афиши, посильно готовят все необходимое для театрализованной игры (атрибуты, элементы декораций, костюмы) под руководством чуткого взрослого.
Для полноценного развития театрально-игровой деятельности детей необходимо обогащать их представления: обсуждать прочитанные книги, проводить интересные беседы по просмотренным спектаклям, насыщать свободную деятельность детей художественными впечатлениями. Беря в работу какой-либо сюжет, воспитатель должен заинтересовать им ребенка, дать ему возможность путем свободного следования по тексту раскрыть уровень его понимания. Затем, постепенно углубляя представления, вовлекать в игру по ролевому обозначению присущих данному персонажу свойств характера, особенностей поведения, манер, жестов, интонации голоса. При условии систематических занятий театрализованной игрой у детей средней группы появляется возрастающий устойчивый интерес к перевоплощению. Этому способствуют приобретенные |ребенком навыки и умения: воспринимать художественный образ, видеть его развитие, взаимодействовать с другими детьми. Дети в этом возрасте любят играть главные роли. Для того чтобы не возникало споров, следует определенным образом выстраивать работу мил сюжетом. Можно выбрать несколько исполнителей одной роли, которые будут играть по ходу сказки. Так, может быть два колобка, две мышки - этот прием очень удобен для длинных сказок. Короткие сюжеты могут обыгрываться по несколько раз для того, чтобы все дети переиграли его, причем в разных ролях. Разумеется, это делается на протяжении определенного времени.
Большое место в театрализованной игре детей среднего дошкольного возраста имеет музыка. Музыкальные образы несут в себе определенный ритм, ладовую окраску, что воздействует на ребенка, направляет его чувства, мысли, побуждает к соответствующим движениям. Педагог должен в своей работе идти не только от драматического образа, но и от музыкального: снежинки могут двигаться стремительно или плавно, колобок бежать, подпрыгивая или катиться ровно - все это подскажет музыка. Кроме того, это поможет развивать музыкальные способности детей. Музыкальность - это качество, которое необходимо ребенку, так как оно дает малышу возможность правильно слышать высоту звучания интонации, чувствовать ее ритмические особенности, понимать общее настроение игровой ситуации. Все это необходимо ребенку для освоения художественного образа.
В начале года педагог берет для совместных игр с детьми более простые игры и сюжеты, к концу года они усложняются. Но, главное, усложняется ролевое поведение ребенка в игре, оно становится более продолжительным, выразительным, осознанным. Дети сознательно пользуются атрибутами, уделяют достаточное время для их обдумывания и создания. Педагог должен отслеживать количество и качество проигрываемых ролей ребенком, поощрять каждое выступление в роли, анализировать игру. Следует привле¬кать к игре детей, которые пока пассивно участвуют в игровой ситуации, использовать малейшее их желание, стремление к общему действию. Для раскрепощения детей чаще применять общие игры, в которых нет индивидуальных ролей или они очень малы. Это даст ребенку возможность, с одной стороны, ощутить себя в роли и с другой - не находиться в стрессовой ситуации. В работе следует использовать достаточное количество игр-импровизаций для того, чтобы не шаблонизировать сознание детей, а стимулировать, развивать творческие проявления дошкольников. Творчество в игре; у детей проявляется и в оформлении места для игры, и в придумы¬вании и воплощении ролей, и в общем участии в игровой ситуации, где каждый ребенок мыслит и действует по-своему.

ольга малюжанцева
Картотека театрализованных игр для детей 3–7 лет

Театрализованные игры для детей 2 младшей группы .

Пантомима «Утренний туалет»

Цель : развивать воображение, выразительность жестов.

Воспитатель говорит, дети выполняют

Представьте себе, что вы лежите в постели. Но нужно вставать, потянулись, зевнули, почесали затылок. Как не хочется вставать! Но - подъем!

Идемте в ванну. Чистите зубы, умываетесь, причесываетесь, надеваете одежду. Идите завтракать. Фу, опять каша! Но есть надо. Едите

без удовольствия, но вам дают конфету. Ура! Вы разворачиваете ее и кладете за щеку . Да, а фантик где? Правильно, бросаете его в ведро. И бегом на улицу!

Игра – стихи.

Цель : учить детей Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения по тексту :

Кот играет на баяне,

Киска - та на барабане,

Ну, а Зайка на трубе

Поиграть спешит тебе.

Если станешь помогать,

Будем вместе мы играть. (Л. П. Савина.)

Игра – стихи. Цель : учить детей тексту :

Дружный круг.

Если вместе соберемся,

Если за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся,

Хлоп-хлоп!

Прыг-прыг!

Шлеп-шлеп!

Прогуляемся, пройдемся, Как лисички (мышки, солдаты) .

Игра – стихи.

Цель : учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест. \Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения по тексту :

Кошки-мышки

Эта ручка - Мышка,

Эта ручка - Кошка,

В кошки-мышки поиграть

Можем мы немножко.

Мышка лапками скребет,

Мышка корочку грызет.

Кошка это слышит

И крадется к Мыши.

Мышка, цапнув Кошку,

Убегает в норку.

Кошка все сидит и ждет :

«Что же Мышка не идет?»

Игра – стихи.

Цель : учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест. \Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения по тексту :

Туча по небу плывет,

И грозу с собой несет.

Ба-ба-бах! Гроза идет!

Ба-ба-бах! Слышны удары!

Ба-ба-бах! Грохочет гром!

Ба-ба-бах! Нам страшно стало!

Мы скорей все в дом идем

И грозу мы переждем.

Показался солнца лучик,

Солнце вышло из-за тучи.

Можно прыгать и смеяться

Тучи черной не бояться!

Летел мотылек, порхал мотылек!

Присел отдохнуть на грустный цветок.

(Задумчивый, веселый, увядший, сердитый)

Игра с воображаемым объектом : «Кошка выпускает когти»

Цель

Постепенное выпрямление и сгибание пальцев и кистей рук. Руки согнуть в локтях, ладони вниз, кисти сжать в кулачки и отогнуть вверх. Постепенно с усилием выпрямлять все пальцы вверх и разводить их до предела в стороны («кошка выпускает когти» ). Затем без остановки согнуть кисти вниз, одновременно сжимая пальцы в кулачок («кошка спрятала когти» , и, наконец, вернуться в исходное положение. Движение повторяется несколько раз безостановочно и плавно, но с большим напряжением. Позднее в упражнение следует включить движение всей руки - то сгибая ее в локтях и приводя кисть к плечам, то выпрямляя всю руку («кошка загребает лапками» ).

«Вкусные конфеты»

Цель : формировать навыки работы с воображаемыми предметами;

У девочки в руках воображаемая коробка конфет. Она протягивает ее по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и берут конфету в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное.

Мимика : жевательные движения, улыбка.

Расслабление

«Мельница»

Свободное круговое движение рук, описывающих большие круги вперед и вверх. Движение маховое : после быстрого, энергичного толчка руки и плечи освобождаются от всякого напряжения, описав круг, свободно падают. Движение выполняется непрерывно, несколько раз подряд, в довольно быстром темпе (руки летают, как «не свои» ). Необходимо следить, чтобы в плечах не возникло зажимов, при которых сразу нарушается правильное круговое движение и появляется угловатость.

«Великаны и гномы»

Игры – стихи : «Самолёт»

Цель : учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.

Поиграем в самолет? (Да.)

Вы все - крылья, я - пилот.

Получили инструктаж -

Начинаем пилотаж. (Строятся друг за другом.)

В снег летаем и пургу, (У-у-у-у)

Видим чьи-то берега. (А-а-а-а)

Ры-ры-ры - рычит мотор,

Мы летаем выше гор.

Вот снижаемся мы все

К нашей взлетной полосе!

Что ж - закончен наш полет.

До свиданья, самолет.

Игра – стихи : «Мишка»

Цель : учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.

Косолапые ноги,

Зиму спит в берлоге,

Догадайся и ответь,

Кто же это спит? (Медведь.)

Вот он Мишенька, медведь,

По лесу он ходит.

Находит в дуплах мед

И в рот себе кладет.

Облизывает лапу,

Сластена косолапый.

А пчелы налетают,

Медведя прогоняют.

А пчелы жалят Мишку :

«Не ешь наш мед, воришка!»

Бредет лесной дорогой

Медведь к себе в берлогу,

Ложится, засыпает

И пчёлок вспоминает…

«Король» (вариант народной игры)

Цель : Развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.

Ход игры : Выбирается с помощью считалки на роль короля ребенок. Остальные дети - работники распределяются на несколько групп (3 - 4) и договариваются, что они будут делать, на какую работу наниматься. Затем они группами подходят к королю.

Работники. Здравствуй, король!

Король. Здравствуйте!

Работники. Нужны вам работники?

Король. А что вы умеете делать?

Работники. А ты отгадай!

Дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют различные профессии : готовят еду, стирают белье, шьют одежду, вышивают, поливают растения и т. п. Король должен отгадать профессию работников. Если он сделает это правильно, то догоняет убегающих детей . Первый пойманный ребенок становится королем. Со временем игру можно усложнить введением новых персонажей (королева, министр, принцесса и т. п., а также придумать характеры действующих лиц (король - жадный, веселый, злой; королева - добрая, сварливая, легкомысленная).

«Муравьи»

Цель : Уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Двигаться в разных темпах. Тренировка внимания.

Ход игры : По хлопку педагога дети начинают хаотически двигаться по залу, не сталкиваясь с другими детьми и стараясь все время заполнять свободное пространство.

Театрализованные игры для детей старшей группы

«Паровозики»

Круговые движения плечами. Руки согнуты в локтях, пальцы собраны в кулачок. Непрерывное неторопливое круговое движение плечами вверх-назад - вниз-вперед. Локти от корпуса не отводятся. Амплитуда во всех направлениях должна быть максимальной. При отклонении плеч назад напряжение усиливается, локти сближаются, голова отклоняется назад. Упражнение выполняется несколько раз без остановки. Желательно, чтобы движение плеч начиналось вверх и назад, а не вперед т. е. расширяя, а не сужая грудную клетку.

«Великаны и гномы»

Положив руки на пояс, встать пяточками вместе, носочки отведя в стороны. Не спеша подняться на полупальцы, продолжая держать пятки вместе. После короткой паузы опуститься на всю ступню, не перенося тяжесть на пятки.

«Загадки без слов»

Цель : развивать выразительность мимики и жестов.

Воспитатель созывает детей :

Сяду рядышком на лавку,

С вами вместе посижу.

Загадаю вам загадки,

Кто смышленей - погляжу.

Воспитатель вместе с первой подгруппой детей садятся на модули и рассматривают иллюстрации к загадкам без слов. Дети выбирают картинки , которые могут загадать, не произнося ни слова. Вторая подгруппа в это время располагается в другой части зала.

Дети первой подгруппы без слов, с помощью мимики и жестов изображают, например : ветер, море, ручеек, чайник (если сложно, то : кошку, лающую собаку, мышь и т. д.) . Дети второй подгруппы отгадывают. Затем загадывает вторая подгруппа, а отгадывает - первая.

Проговаривание диалога с различными интонациями

Ребенок : Мед в лесу медведь нашел.

Медведь : Мало меду, много пчел!

Диалог проговаривается всеми детьми. Воспитатель помогает найти нужную интонацию.

Пантомима

Дети одной команды с помощью пантомимы показывают предмет (поезд, утюг, телефон, гриб, дерево, цветок, пчела, жук, заяц, собака, телевизор, кран, бабочка, книга). Дети другой команды угадывают.

Игра : «У зеркала» . Ролевая гимнастика у зеркала.

Цель : совершенствовать образные исполнительские умения. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа.

1) Нахмуриться, как :

а) король,

б) ребенок, у которого отняли игрушку,

в) человек, скрывающий улыбку.

2) Улыбнуться, как :

а) вежливый японец,

б) собака своему хозяину,

в) мать младенцу,

г) младенец матери,

д) кот на солнце.

3) Сесть, как :

а) пчела на цветок,

б) наказанный Буратино,

в) обиженная собака,

г) обезьяна, изображавшая вас,

д) наездник на лошади,

е) невеста на свадьбе.

Игра – стихи : «Звонкий день»

Цель : учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.

Взял Топтыгин контрабас :

«Ну-ка, все пускайтесь в пляс!

Не к чему ворчать и злиться,

Лучше будем веселиться!»

Тут и Волк на поляне

Заиграл на барабане :

«Веселитесь, так и быть!

Я не буду больше выть!»

Чудеса, чудеса! За роялем Лиса,

Лиса-пианистка - рыжая солистка!

Старик-барсук продул мундштук :

«До чего же у трубы

Превосходный звук!»

От такого звука убегает скука!

В барабаны стук да стук

Зайцы на лужайке,

Ёжик-дед и Ёжик - внук

Взяли балалайки….

Подхватили Белочки

Модные тарелочки.

Дзинь-дзинь! Трень-брень!

Очень звонкий день!

выразительности : «Цветочек»

Цель : научить детей владеть своим телом

Потянуться вверх, напрягая до кончиков пальцев весь корпус («цветочек встречает солнышко» ). Затем последовательно уронить кисти («спряталось солнышко, головка цветочка поникла» , согнуть руки в локтях («стебелек сломался» , освободив от напряжения мышцы спины, шеи и плеч, позволить корпусу, голове и рукам пассивно «упасть» вперед и слегка согнуть колени («завял цветочек» ).

Игра на развитие пластической выразительности : «Веревочки»

Цель : научить детей владеть своим телом , свободно и непринуждённо пользоваться движениями своих рук и ног. Формировать простейшие образно-выразительные умения.

Слегка наклониться вперед, подняв руки в стороны и затем уронив их. Повиснув, они пассивно покачиваются, пока не остановятся. Активно раскачивать руками после падения не следует. Можно подсказать игровой образ : ронять руки, как веревочки.

Игра на развитие пластической выразительности : «Пальма»

Цель : Напрягать и расслаблять попеременно мышцы рук в кистях, локтях и плечах.

Ход игры : «Выросла пальма большая-пребольшая» : правую руку вытянуть вверх, потянуться за рукой, посмотреть на руку.

«Завяли листочки» : уронить кисть. «Ветви» : уронить руку от локтя. «вся пальма» : уронить руку вниз. Упражнение повторить левой рукой.

Игра на развитие пластической выразительности : «Штанга»

Цель : Попеременное напряжение и расслабление мышц плечевого пояса и рук.

Ход игры : Ребенок поднимает «тяжелую штангу» . Потом бросает ее, отдыхает.

Игра на развитие пластической выразительности : «Самолёты и бабочки»

Цель : Учить детей владеть мышцами шеи и рук; ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке.

Ход игры : Дети двигаются врассыпную, как в упражнении «Муравьи» , по команде «самолеты» бегают стремительно, вытянув руки в стороны (мышцы рук, шеи и корпуса напряжены) ; по команде «бабочки» переходят на легкий бег, делая руками плавные взмахи, голова мягко поворачивается из стороны в сторону («бабочка ищет красивый цветок» , кисти, локти, плечи и шея не зажаты.

Упражнение можно делать под музыку, подобрав соответствующие произведения из репертуара по музыкальному воспитанию.

Игра на развитие пластической выразительности : «Кто на картинке

Цель : Развивать умение передавать образы живых существ с помощью пластических выразительных движений.

Ход игры : Дети разбирают карточки с изображением животных, птиц, насекомых и т. д. Затем по одному передают в пластике заданный образ, остальные отгадывают. На нескольких карточках изображения могут совпадать, что дает возможность сравнить несколько вариантов одного задания и отметить лучшее исполнение.

Театрализованные игры для детей подготовительной к школе группы

«Кругосветное путешествие»

Цель : Развивать умение оправдывать свое поведение, развивать веру и фантазию, расширять знания детей .

Ход игры : Детям предлагается отправиться в кругосветное путешествие. Они должны придумать, где проляжет их путь - по пустыне, по горной тропе, по болоту, через лес, джунгли, через океан на корабле - и соответственно изменять свое поведение.

«Больной зуб»

Ход игры : Детям предлагается представить, что у них очень болит зуб, и они начинают постанывать на звуке «м» . Губы слегка сомкнуты, все мышцы свободны. Звук монотонный, тянущийся.

«Театр пантомим »

Делятся на две команды. У ведущего в коробочке карточки с изображением кипящего чайника, мороженного, будильника, телефона и т. д. Поочередно от каждой команды подходит по одному игроку и вытягивают для себя задания.

Игрок должен изобразить то, что нарисовано, а команды отгадывают. Команда, которая первой назовет то, что показывает ребенок, получает фишку. К концу игры выявляется команда-победитель.

Игры на мышечное напряжение и расслабление :

«Кактус и ива»

Цель : Развивать умение владеть мышечным напряжением и расслаблением, ориентироваться в пространстве, координировать движения, останавливаться точно по сигналу педагога.

Ход игры : По любому сигналу, например хлопку, дети начинают хаотично двигаться по залу, как в упражнении «Муравьи» . По команде педагога «Кактус» дети останавливаются и принимают «позу кактуса» - ноги на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях, подняты над головой, ладони тыльной стороной повернуты друг к другу, пальцы растопырены, как колючки, все мышцы напряжены. По хлопку педагога хаотическое движение возобновляется, затем следует команда : «Ива» . Дети останавливаются и принимают позу «ивы» : слегка разведенные в стороны руки расслаблены в локтях и висят, как ветви ивы; голова висит, мышцы шеи расслаблены. Движение возобновляется, команды чередуются.

Игра на мышечное напряжение и расслабление :

«Насос и надувная кукла»

Цель : Умение напрягать и расслаблять мышцы, взаимодействовать с партнером, тренировать три вида выдыхания, артикулировать звуки «с» и «ш» ; действовать с воображаемым предметом.

Ход игры : Дети распределяются на пары. Один ребенок - надувная кукла, из которой выпущен воздух, он сидит на корточках, все мышцы расслаблены, руки и голова опущены; второй - «накачивает» воздух в куклу с помощью насоса; наклоняясь вперед, при каждом нажатии на «рычаг» , он выдыхает воздух со звуком «с-с-с-с» (второй вид выдыхания, при вдохе - выпрямляется. Кукла, «наполняясь воздухом» , медленно поднимается и выпрямляется, руки раскинуты вверх и немного в стороны. Затем куклу сдувают, вытаскивают пробку, воздух выходит со звуком «ш-ш-ш-ш» (первый вид выдыхания, ребенок опускается на корточки, вновь расслабляя все мышцы. Затем дети меняются ролями. Можно предложить надувать куклу быстро, подключая третий вид выдыхания : «С! С! С!»

Игра на мышечное напряжение и расслабление : «Буратино и Пьеро»

Цель : Развивать умение правильно напрягать и расслаблять мышцы.

Ход игры : Дети двигаются как в упражнении «Муравьи» , по команде «Буратино» останавливаются в позе : ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, раскрыты в сторону, кисти прямые, пальцы растопырены, все мышцы напряжены. Движение по залу возобновляется. По команде «Пьеро» - опять замирают, изображая грустного Пьеро : голова висит, шея расслаблена, руки болтаются внизу. В дальнейшем можно предложить детям двигаться, сохраняя образы деревянного крепкого Буратино и расслабленного, мягкого Пьеро.

Игра на мышечное напряжение и расслабление : «Гипнотизер»

Цель

Ход игры : Педагог превращается в гипнотизера и проводит в сеанс усыпления»; делая характерные плавные движения рунами, он говорит : «Спите, спите, спите. Ваши голова, руки, и ноги становятся тяжелыми, глаза закрываются, вы полностью расслабляетесь и слышите шум морских волн». Дети постепенно опускаются на ковер, ложатся и полностью расслабляются.

Можно использовать аудиокассету с музыкой для медитации и релаксации.

Игра на мышечное напряжение и расслабление : «Стряхнуть воду с платочков»

Цель : Обучение полному расслаблению мышц всего тела.

Руки согнуть в локтях, кисти свисают ладонью вниз. Движением предплечья несколько раз подряд сбросить их вниз пассивно. Перед этим движением полезно сжать кисти в кулаки, чтобы яснее почувствовать разницу в напряженном и расслабленном состоянии мышц.

Игра на мышечное напряжение и расслабление : «Цветок»

Цель : Обучение полному расслаблению мышц всего тела.

Теплый луч солнца упал на землю и согрел семечко. Из него проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем.

Выразительные движения : сесть на корточки, голову и руки опустить; поднять голову, распрямить корпус, руки поднять в стороны, затем вверх - цветок расцвел; голову слегка откинуть назад, медленно поворачивать ее вслед за солнцем.

Мимика : глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

Игра на мышечное напряжение и расслабление : «Маятник»

Цель : Обучение полному расслаблению мышц всего тела.

Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно. Руки опущены вниз и прижаты к корпусу. Тяжесть тела переносится медленно вперед на переднюю часть ступни и на пальцы; пятки от пола не отделяют; все тело слегка наклоняется вперед, корпус при этом не сгибается. Затем тяжесть тела так же переносится на пятки. Носки от пола не отделяются. Перенесение тяжести тела возможно и в другом варианте : с ноги на ногу из стороны в сторону. Движение осуществляется на расставленных ногах, рука правая и левая прижаты к корпусу. Раскачивание с ноги на ногу медленное, без отрыва от пола.

«День рождения»

Цель : Развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Ход игры : С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на «день рождения» . Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки.

С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они решили дарить.

«Превращение детей »

Цель : Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию

Ход игры : По команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, грибы, игрушки, бабочек, змей, лягушек, котят и т. д. Педагог может сам превратиться в злую волшебницу и превращать детей по своему желанию .

«Как живешь?»

Цель : Развивать быстроту реакции, координацию движений, умение владеть жестами.

Ход игры:

Педагог Дети

Как живешь? - Вот так! С настроением показать

большой палец.

А плывешь? - Вот так! Любым стилем.

Как бежишь? - Вот так! Согнув руки в локтях, притопнуть поочередно ногами.

Вдаль глядишь? - Вот так! Руки «козырьком» или «биноклем» к глазам.

Ждешь обед? - Вот так! Поза ожидания, подпереть щеку рукой.

Машешь вслед? - Вот так! Жест понятен.

Утром спишь? - Вот так! Ручки под щечку.

А шалишь? - Вот так! Надуть щечки и хлопнуть по ним кулачками.

(По Н. Пикулевой)

«Ежик»

Цель : Развитие координации движений, ловкости, чувства ритма.

Ход игры : Дети лежат на спине, руки вытянуты вдоль головы, носки ног вытянуты.

1. Ежик съежился, Согнуть ноги в коленях, прижать

свернулся, к животу, обхватить их руками,

нос в колени.

2. Развернулся. Вернуться в исх. п.

3. Потянулся. Поворот на живот через правое плечо.

4. Раз, два, три, четыре, пять. Поднять прямые руки и ноги вверх, потянуться за руками.

5. Ежик съежился опять. Поворот на спину через левое плечо, обхватить руками ноги,

согнутые в коленях, нос в колени.

«Марионетки»

Цель : Развивать умение владеть своим телом, ощущать импульс.

Ход игры : Дети стоят врассыпную в основной стойке. По хлопку педагога они должны импульсивно, очень резко принять какую-либо позу, по второму хлопку - быстро принять новую позу и т. д. В упражнении должны участвовать все части тела, менять положение в пространстве (лежа, сидя, стоя) .

«Угадай, что я делаю»

Цель : Оправдать заданную позу, развивать память, воображение.

Ход игры : Педагог предлагает детям принять определенную позу и оправдать ее.

1. Стоять с поднятой рукой. Возможные варианты ответов : кладу книгу на полку; достаю конфету из вазы в шкафчике; вешаю куртку; украшаю елку и т. п.

2. Стоять на коленях, руки и корпус устремлены вперед. Ищу под столом ложку; наблюдаю за гусеницей; кормлю котенка; натираю пол.

3. Сидеть на корточках. Смотрю на разбитую чашку; рисую мелом.

4. Наклониться вперед. Завязываю шнурки; поднимаю платок, срываю цветок.

«Кто во что одет?»

Цель : Развивать наблюдательность, произвольную зрительную память.

Ход игры : Водящий ребенок стоит в центре круга. Дети идут по кругу, взявшись за руки, и поют на мелодию русской народной песни «Как у наших у ворот» .

Для мальчиков :

В центр круга ты вставай и глаза не открывай. Поскорее дай ответ : Ваня наш во что одет?

Для девочек :

Ждем мы твоего ответа : Машенька во что одета?

Дети останавливаются, а водящий закрывает глаза и описывает детали, а также цвет одежды названного ребенка.

«Телепаты»

Цель : Учить удерживать внимание, чувствовать партнера.

Ход игры : Дети стоят врассыпную, перед ними водящий ребенок - «телепат» . Он должен, не используя слова и жесты, связаться только глазами с кем-либо из детей и поменяться с ним местами. Игру продолжает новый «телепат» . В дальнейшем можно предложить детям, меняясь местами, поздороваться или сказать друг другу что-нибудь приятное. Продолжая развивать игру, дети придумывают ситуации, когда нельзя шевелиться и разговаривать, но необходимо позвать к себе партнера или поменяться с ним местами. Например : «В разведке» , «На охоте» , «В царстве Кощея» и т. п.

«Воробьи – вороны»

Цель : Развивать внимание, выдержку, ловкость.

Ход игры : Дети распределяются на две команды : «Воробьи» и «Вороны» ; затем становятся в две шеренги спинами друг к другу. Та команда, которую называет ведущий, ловит; команда, которую не называют, - убегает в «домики» (на стулья или до определенной черты) . Ведущий говорит медленно : «Во - о-ро - о.» . В этот момент готовы убегать и ловить обе команды. Именно этот момент мобилизации важен в игре.

Более простой вариант : та команда, которую называет ведущий, хлопает в ладоши или начинает «летать» по залу врассыпную, а вторая команда остается на месте.