Методическая разработка по художественной литературе на тему: Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с художественной литературой. Виды чтения: что это, зачем и для кого

Чтение с точки зрения мыслительных процессов протекает на разных уровнях: от умения понять содержание приблизительно до творческого прочтения, при котором читающий не только воссоздает ход мыслей автора, но и сравнивает, синтезирует прочитанное, принимает или отвергает основную мысль, организует свою мысль или встает на новую точку зрения.

Как уже отмечалось, чтение не является одинаково протекающей деятельностью ни по результатам, ни по процессам протекания, и в каждом конкретном случае оно выступает в одном из своих конкретных проявлений- видов , характеризующихся «специфическим сочетанием приемов смысловой и перцептивной переработки материала». Различают около 50 структур- видов - чтения, однако целью обучения в школах разного типа являются 3 вида чтения: изучающее, поисковое и ознакомительное (на нем мы впоследствии остановимся более подробно). Просмотровое чтение, несмотря на то, что ранее оно входило в школьный курс, на данный момент развития методики не входит в целевые установки школьных программ, так как просмотр во многом дублирует процесс ознакомления , а установка на селективный отбор информации и способы ее переработки связаны с профессиональной деятельностью людей, хорошо владеющих языком и своей специальностью (Троянская Е.С.,1982). Тем не менее мы коснемся данного вида чтения ввиду того, что умения связанные с обучением просмотровому чтению могут быть полезны при профессиональной дальнейшей деятельности.

Основные виды чтения до сих пор встречающиеся в отечественных и зарубежных работах приведены в таблице 1. В таблицу не включены такие названия, как домашнее/классное чтение, чтение со словарем/без словаря, подготовленное (с предварительно снятыми трудностями)/неподготовленное и др., поскольку все эти названия не означают новый вид чтения, они лишь указывают на место проведения и форму организации работы над чтением.

Чтение вслух и про себя относят то к видам, то к двум сторонам одного и того же вида чтения. Несмотря на наличие общих черт, между ними имеются серьезные отличия, что делает необходимым специальное обучение двум сторонам прочтения. Хотя чаще всего читают про себя, чтение вслух нередко выступает как фонетическое упражнение, способ совершенствования произносительных навыков, как косвенный показатель сформированности говорения.

Таблица 1

Оппозиции «аналитическое – синтетическое» чтение в известной мере условны, так как в смысловом восприятии, «аналитико-синтетическом» по своей природе, разделить эти операции не всегда возможно. Их соотношение может меняться в пределах чтения не только одного текста, но и даже абзаца. Также можно оговориться, то выделение видов чтения носит сравнительно условный характер в том смысле, что один и тот же вид, форма прочтения или мыслительная операция сравнительно редко сохраняется на протяжении всего источника .

Упомянутые ранее 4 вида чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое и просмотровое), как показывают многие исследования, позволяют обеспечить решение практически всех задач, связанных с обучением чтению на иностранном языке в средней школе. Остановимся на них подробнее.

Изучающее чтение . Результатом этого вида чтения является полное (степень полноты-100%) и точное понимание всех основных (к ним относятся факты, непонимание которых влечет за собой потерю нити повествования, логики рассуждения/аргументации автора.) и второстепенных фактов, содержащихся в тексте. Так читаются тексты, чаще их отдельные части, информация которых особенно важна или вызывает познавательный интерес у учащихся, поэтому они стремятся не только максимально точно ее понять, но и критически осмыслить. Как правило, предполагается ее дальнейшее использование, поэтому уже в процессе чтения у читающего действует установка на ее длительное запоминании. Все это приводит к тому, что изучающее чтение протекает медленно, сопровождается остановками, перечитыванием отдельных мест, полным проговариванием текста во внутренней речи, часто переводом (если не как способом понимания, то как способом самоконтроля), иногда письменными заметками.

Изучающее чтение целесообразно проводить на текстах, обладающих познавательной ценностью и информативной значимостью, достаточно трудных в языковом отношении .

Поисковое чтение . Оно направлено на нахождение в тексте конкретной, нужной для читающего информации - определений, выводов, формулировок, фактических данных, сведений страноведческого характера и т.д. Факт нахождения информации в данном тексте может быть известен читающему из других источников. Часть текста, которая являлась объектом поиска, как правило, подвергается изучающему чтению, предшествующий же ей материал читающий лишь бегло просматривает - весь текст целиком или только те его разделы, в которых он предполагает возможность наличия интересующих его сведений. Этот просмотр, однако, совершенно другую задачу, нежели тот, к которому читающий прибегает при просмотровом чтении. В данном случае читающий не ставит себе целью составить общее представление о содержании текста, а лишь оценивает тематику просматриваемых частей с точки зрения того, может ли в них находиться искомая информация. Этот вид чтения наиболее отчетливо выделяется при поиске слова в словаре или каких-либо сведений в справочнике, энциклопедии.

Просмотровое чтение . Задачей этого вида чтения является получение самого общего представления об информации, содержащейся в тексте. Читающий может преследовать различную степень детализации этого представления - от определения только темы текста, сферы человеческой деятельности, к которой он относится, до более детального установления круга затрагиваемых вопросов и даже круга характера сообщаемых сведений. Этот вид чтения используется при первичном ознакомлении с текстом для определения того, есть ли в нем необходимая/интересующая информация, на основе чего принимается решение читать ее или нет, а также для осветления в памяти ранее прочитанного. Этот вид чтения требует наличия у читающего довольно значительного объема языкового материала, поэтому в школе обучали лишь отдельным его приемам, обеспечивающим определение темы текста.

В отношении просмотрового и поискового чтения трудно говорить о каких-либо нормативах степени полноты и точности понимания текста. Об их результативности судят на основании выполнения поставленной задачи. Следует, однако, отметить, что в данных видах чтения особое понимание приобретает правильность понимания тех элементов текста – фраз, предложений, слов – которые читающий действительно прочитывает; их неточное понимание ведет либо к неверному решению задач, либо значительно замедляет их решение (читающему приходится возвращаться, увеличивать количество элементов, которые он «выхватывает» из текста).

Ознакомительное чтение . Результатом данного вида чтения является понимание основного содержания текста, основной линии доказательств, аргументации автора. Степень полноты понимания определяется в пределах 70-75% всех фактов текста, включая все основные, при этом понимание основной информации – точное, второстепенной – правильное, неискаженное. Обычно читающий довольствуется пониманием примерно 70% информации, и этот показатель принимается за норму, причем не потому, что чтец не может достичь полного и точного понимания, а потому, что оно в данном случае ему просто не требуется.

Ознакомительное чтение – это не небрежное, неточное чтение, как иногда его истолковывают, это как бы чтение «для себя», без какой-либо предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации. Последняя лишь «принимается к сведению», и даже если читающий запоминает ее, то это запоминание носит непроизвольный характер, чаще всего под влиянием возникшего интереса. Поскольку у читающего отсутствует установка на запоминание, то, как следствие, некоторые второстепенные факты, несущественные для основной линии развития текста, могут оказаться «непонятыми». За этим термином скрываются различные случаи, это могут быть: а) детали, которые читающий понял в процессе восприятия, но, оценив их, тут же забыл; б) детали, которые читающий по той или иной причине просто опустил, но прочитал; в) детали, которые он действительно не понял или понял «приблизительно» (часто из-за незнания соответствующего слова), но, отнеся их к второстепенным, неважным, не задержался на них, а продолжал читать дальше.

Для ознакомительного чтения рекомендуются довольно длинные тексты, легкие в языковом отношении, с незначительным количеством избыточной информации. Следует также отметить, что к ознакомительному чтению относят домашнее и индивидуальное чтение.

1. Условия , определяющие успешность обучения:

· проведение в режиме дефицита времени (темп быстрый);

· организация как одноразового чтения про себя;

· проверка понимания основной информации;

· исключение перевода на родной язык, так как «перевод противоречит природе ознакомительного чтения» (Фоломкина С.К., 1987).

2. Умения

· прогнозировать содержание по заголовку/вступлению, зрительной наглядности;

· определять главную мысль;

· отделять основную информацию от второстепенной, фактическую от гипотетической;

· использовать сноски (ключевые слова, реалии и др.) как опоры для понимания;

· устанавливать логическую /хронологическую связь фактов и событий;

· обобщать данные, изложенные в тексте; делать выводы из прочитанного;

· выписывать из текста наиболее значимую информацию с целью использования ее в других видах деятельности (в проектной работе, в коммуникативной игре и т.д.);

· классифицировать/группировать информацию по определенному признаку;

· оценивать новизну, важность, достоверность изложенных в тексте фактов и др.

3. Упражнения для обучения ознакомительному чтению:

· прочитайте план/утверждение, определите, соответствует ли он/оно последовательности изложенных в тексте фактов;

· расположите вопросы (заголовки), данные в ключе, в последовательности, соответствующей содержанию текста;

· выберите правильный ответ из 3-4 вариантов (multiple choice);

· найдите в тексте ответ на вопрос, поставленный в заголовке;

· составьте план текста;

· найдите основную мысль в начале, середине и конце текста;

· подчеркните в каждом абзаце одно-два предложения, которые можно было бы опустить как несущественные;

· просмотрите текст и озаглавьте его;

· перечислите факты, которые вы хотели бы запомнить;

· составьте аннотацию/краткий реферат прочитанного;

· передайте содержание текста в устной/письменной форме;

· составьте выводы на основе прочитанного;

· назовите наиболее интересные вопросы/данные, содержащиеся в тексте. Укажите, где можно использовать эти сведения;

· укажите, какая из двух аннотаций передает содержание точнее;

· прочитайте текст и составьте на основе содержания схему (диаграмму, анкету и др.);

· на основе содержания прочитанного текста дорисуйте карту/схему;

· выскажите свое мнение о возможности использования информации, содержащейся в тексте, в вашей будущей профессии и др.

Обучение изучающему чтению

1. Условия успешности обучения:

· медленный вид чтения про себя без ограничения времени;

· перечитывание с решением новых задач;

· перевод на родной язык всего текста или его фрагментов;

· чтение первоначально облегченных текстов, затем трудных (поучительных в смысле подхода к работе над незнакомым материалом);

· самостоятельное чтение, связанное с обращением к словарю.

2. Умения , лежащие в основе данного вида чтения:

· определять важность (значимость, достоверность) информации;

· полно и точно понимать содержание текста;

· делать перифраз/толкование трудных для понимания слов/предложений;

· раскрывать причинно-следственные связи;

· предвосхищать дальнейшее развитие событий/действий;

· составлять план, схемы, таблицы;

· ставить вопросы к основной и второстепенной информации;

· отделять объективную информацию от субъективной, т.е. факты от рассуждений;

· выявлять имплицитную информацию;

· понимать содержание, опираясь на фоновые знания/широкий контекст, на экстралингвистический аппарат текста и шрифтовые выделения;

· переводить текст полностью или выборочно (устно или письменно).

3. Упражнения для обучения изучающему чтению:

· распределите факты, содержащиеся в тексте, по степени важности;

· назовите данные, которые вы считаете особо важными. Обоснуйте свое решение;

· добавьте факты, не меняя структуру текста;

· найдите в тексте данные, которые можно использовать для выводов /аннотации;

· составьте аннотацию/реферат;

· поставьте вопросы к основной и детализирующей информации текста;

· напишите тезисы по содержанию прочитанного;

· составьте письменную оценку (рецензию);

· прочитайте сокращенный вариант текста, заполните пропуски недостающими словами (cloze test);

· переведите на родной язык указанные абзацы/части текста и др.

Обучение поисковому чтению

1. Условия , определяющие успешность обучения данному виду чтения:

· основная цель поиска - содержательная информация;

· проведение чтения в условиях дефицита времени (темп быстрый, очень быстрый);

· принятие решения о целевом использовании информации;

· знание структурно-композиционных особенностей текстов;

· использование экстралингвистических и когнитивных опор текста;

· начало обучения данному виду чтения связывается с уже изученными текстами, т.е. прочитанными с целью ознакомления или изучения;

· проведение чтения на больших по объему текстах в форме чтения про себя.

2. Умения , лежащие в основе данного вида чтения:

· определять тип/структурно-композиционные особенности текста (журнала, брошюры);

· выделять информацию, относящуюся к определенной теме/проблеме;

· находить нужные факты (данные, примеры, аргументы);

· подбирать и группировать информацию по определенным признакам;

· прогнозировать содержание целого текста на основе реалий, известных понятий, терминов, географических названий и имен собственных;

· ориентироваться в тексте путем выдвижения ряда гипотез;

· проводить беглый анализ предложений/абзацев;

· составлять рабочие материалы для использования их в ролевых играх/проектах и т.д.;

· находить абзацы/фрагменты текста, требующие подробного изучения.

3. Упражнения для обучения поисковому чтению:

· определите тему/проблему текста (статьи);

· прочитайте текст, определите, освещены ли в нем указанные вопросы;

· найдите в тексте основной довод в пользу заголовка;

· прочитайте два текста на одну тему, назовите расхождение в содержании (в количестве приведенных фактов, разнице оценок и т.д.);

· найдите на указанной странице характеристики действующих лиц, инструкцию, рецепт, рекомендации и т.д.;

· просмотрите аннотацию, определите, соответствует ли она содержанию текста;

· найдите абзацы, посвященные указанной теме;

· найдите в тексте ответы на вопросы (дающие основания для выводов);

· просмотрите рисунок, назовите абзац, который он иллюстрирует;

· разделите текст на части в соответствии с пунктами плана;

выразите свое мнение о содержании текста и соотнесите его со своим собственным опытом и др.

18.Психолингвистическая характеристика письма как вида речевой деятель­ности. Письмо – сложное речевое умение, позволяющее при помощи системы графических знаков обеспечивать общение людей (Г.В.Рогова). Это продуктивный вид деятельности, при котором человек записывает речь для передачи другим. Продуктом этой деятельности является речевое произведение или текст, предназначенный для прочтения. Письменная речь является одним из способов формирования и формулирования мысли. Внешне выраженная, как и устная, письменная речь вторична. Овладение письменной речью на иностранном языке долгие годы не являлась целью обучения в школе в силу доминирующего положения устной речи в программах и сложностью овладения данным умением (при ограниченном количестве часов) и соответственно не было отражено в отечественных УМК по иностранным языкам. Письмо выступало лишь как средство обучения другим видам речевой деятельности, позволяющее учащимся лучше усвоить программный языковой материал, а также как средство контроля сформированности речевых навыков и умений обучающихся. Между тем письменная форма общения в современном обществе выполняет важную коммуникативную функцию. Поэтому в настоящее время отношение к письму и обучению учащихся умениям выражать свои мысли в письменной форме резко изменилось. Письмо как цель обучения присутствует в программах для всех типов учебных учреждений, на всех этапах обучения иностранным языкам.
При реализации письма задействованы следующие анализаторы: двигательный (основной), зрительный, речемоторный, слуховой (второстепенные).
Психолингвистическая характеристика письма как вида речевой деятельности
Психологи отмечают, что общение – это многосторонний процесс, который может выступать как: 1) процесс взаимодействия индивидов; 2) информационный процесс; 3) отношение людей друг к другу; 4) процесс их взаимовлияния друг на друга; 5) процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга. В связи с этим выделяют функции общения:

  • информативная (получение и передача информации);
  • побудительная или регулятивная (процесс взаимовлияния индивидов);
  • эмоциональная
  • функция речевого этикета;
  • контактоустанавливающая;
  • конвенциональная (условная).

В психологической литературе речевая деятельность определяется как «реализация общественно-коммуникативной деятельности людей в процессе их вербального общения» (И.А.Зимняя).
Выделяют следующие виды речевой деятельности (РД): Аудирование, говорение (монологическая и диалогическая речь, чтение и письмо) В любой ситуации общения присутствует говорящий или пишущий, слушающий или читающий. Отсюда выделение основных видов РД: продуктивных (говорения и письма) и рецептивных (аудирования и чтения). Говорение и слушание составляют устные виды речевой деятельности, а письмо и чтение – письменные. Рогова Г.В. совершенно справедливо отмечает, что в реальном общении ни один из указанных видов РД не существует изолированно. Реальное общение – это взаимодействие партнеров. В процессе овладения иностранным языком принимают участие следующие анализаторы – слуховой, зрительный, речемоторный, двигательный. Письмо, как и говорение, характеризуется трехчастной структурой: побудительно-мотивационной, аналитико-синтетической и исполнительной. В побудительно-мотивационной части появляется мотив, который выступает в виде потребности, желания вступить в общение, что-то передать письменно, сообщить какую-либо информацию. У пишущего возникает замысел высказывания. В аналитико-синтетической части формируется само высказывание: происходит отбор слов, нужных для составления текста, распределение предметных признаков в группе предложений, выделение предиката или стержневой части в смысловой организации связей между предложениями. Исполнительная часть письменной речи как деятельности реализуется в фиксации продукта с помощью графических знаков – письменного текста.

19.Цели и содержание обучения письму. Виды письменных высказыва­ний.
В качестве конечных требований в области обучения письму выдвигается развитие у учащихся умений письменно выражать свои мысли. Базовый курс обучения ИЯ предполагает овладение письменной речью. достижения элементарной коммуникативной компетенции. Письменная коммуникативная компетенция, включающая овладение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения, ограничена в рамках Программы обучения иностранным языкам в средней школе до умений:

Графически правильного письма;
- письма как самостоятельного вида речевой деятельности (по окончании базового курса учащиеся должны уметь в рамках наиболее типичных ситуаций общения делать выписки из текста; составлять и записывать план прочитанного или прослушанного текста; написать короткое поздравление, выразить пожелание; заполнить формуляр; написать личное письмо (расспросить адресата о его жизни, делах, сообщить то же о себе, выразить благодарность, используя материал одной или нескольких тем, усвоенных в устной речи, употребляя формулы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка);

Письма как средства обучения другим видам речевой деятельности.

Задачи обучения письменной речи связаны с созданием условий для овладения содержанием обучения письменной речи, включают формирование у учащихся необходмых графических автоматизмов , речемыслительных навыков и умений формулировать мысль, расширение знаний и кругозора , овладение культурой и интеллектуальной готовностью создавать содержание письменного произведения речи, формирование аутентичных представлений о предметном содержании, речевом стиле и графической форме письменного текста .
Лингвистический компонент содержания обучения письму включает графику, орфографию, запись (списывние, репродукция, продукция), письменную речь в ограниченном объеме (анкета, формуляр, открытка, письмо).
Компенсационные умения
включают умения перефразировать высказывание, выразить сложную мысль простыми языковыми средствами, опираться на текст с целью поиска необходимой информации.

Обучение технике письма включает в себя овладение алфавитом, графикой, орфографией и пунктуацией.Письмо (техника письма) является средством обучения иноязычной речи, начальным этапом в развитии продуктивной письменной речи.

Продуктивная (экспрессивная) письменная речь в зависимости от назначения подразделяется на два уровня:учебную письменную речь и коммуникативную письменную речь (И.Л.Колесникова, О.А.Долгина).

Под учебной письменной речью понимается выполнение в письменной форме разнообразных языковых и условно-речевых упражнений, направленных на овладение продуктивными лексико-грамматическими навыками, а также речевыми умениями, включая умения коммуникативной письменной речи. Учебная письменная речь не только эффективное средство обучения, но и действенное средство контроля. Упражнениями самого высокого уровня в иерархии учебных письменных работ являются сочинение и подробное изложение. Они же – традиционное средство контроля сформированности продуктивных навыков и умений письма.

Коммуникативная письменная речь – это экспрессивный вид речевой деятельности, нацеленный на порождение речевого сообщения в письменной форме. Развитие умения выражать мысли в письменной форме происходит на базе и посредством учебной письменной речи, которая в свою очередь, опирается на технику письма, сформированные графические и орфографические навыки. Целью обучения коммуникативной письменной речи является развитие умений создавать различные типы или жанры письменных сообщений – текстов, которые могут понадобиться обучаемым в их учебной или профессиональной деятельности, а также в личных целях.

Е.Н.Соловова дает следующую классификацию типов текстов, написанию которых следует обучать на иностранном языке:

· заполнение анкет;

· написание различного рода писем и ответов на них;

· составление автобиографии/резюме;

· написание заявлений;

· написание рецензий;

· написание аннотаций;

· написание докладов;

· написание сочинений/эссе;

· написание поздравительных открыток;

· написание записок.

В данных типах текстов особое внимание уделяется содержанию сообщения и его структурной организации. Автор должен помнить о назначении данного письменного текста, учитывать характер читающей аудитории и соответственно выбирать языковые средства, выстраивать композицию.

Обучение техники письма.

Рассматривая обучение технике письма на иностранном языке, важно выделить основную цель , которая состоит в том, чтобы сформировать у учащихся орфографические и графические навыки. Овладевая этими навыками, учащиеся преодолевают ряд трудностей, которые связаны с усвоением особенностей звукобуквенных соответствий в изучаемом языке, а также с усвоением особенностей начертания графических знаков иностранного языка. Главное внимание при обучении технике письма уделяется нормативности и четкости написания букв в соответствии с современными требованиями. Ученики должны овладеть написанием всех букв латинского алфавита. Там, где возможно, при обучении и каллиграфии, и орфографии следует использовать игровые ситуации, конкурсы, загадки . Для обучения каллиграфии целесообразно использовать следующие задания: 1. Угадайте букву, которую учитель собирается написать на доске, по ее элементу. (Это могут быть такие элементы, как: с, О, \ , /, |. Так, полукруг с может быть элементом букв d, Оо, Сс, Qq, е, Gg. Угадывание, в сущности, здесь является перебором возможных вариантов, который сопровождается тренировкой в употреблении структуры It is... или Is it... ?2. Составьте из заданных элементов как можно больше иноязычных букв. Каждый элемент может использоваться несколько раз. Назовите составленные буквы. Например, из элементов \ , /, | можно получить буквы N, М, V, X, W, У.3. Найдите и назовите в цепочке букв все буквы изучаемого языка: Тт, Tt, Мм, Mm, Rr, Яя, Dd, Дд.4. Напишите каждую букву по образцу, данному в прописи (или: Обведите чернилами контуры букв).5. Напишите букву, продиктованную товарищем.6. Заполните пропуски в алфавите: с, d, е, f..., h, i... и т.д.7. Перепишите буквы в алфавитном порядке.8. Угадайте наполовину закрытое иноязычное слово по его верхней части. Назовите слово и допишите нижнюю часть каждой буквы.Необходимо отметить, что достижение этой цели сталкивается с рядом трудностей , так как некоторые буквы алфавита в иностранном и родном языках имеют разное написание для обозначения того или иного звука. Однако даже при достаточно прочных навыках написания букв и слов на родном языке при изучении иностранного наблюдаются следующие виды каллиграфических ошибок : – путаются элементы схожих букв латиницы: b и d, d и g; – путаются буквы родного и иностранного языка (например, пишется Я вместо R, д вместо d , и вместо i (Yes, I gug вместо Yes, I did.). Такие ошибки нередки при обучении с устным опережением , когда учащиеся пытаются фиксировать свои иноязычные высказывания кириллицей. При обучении графической системе следует уделять внимание буквам, которые отсутствуют в алфавите родного языка. Например, R, I, Q, J, L. Существует ряд упражнений, которые непосредственно направлены на формирование графических навыков. К таким упражнениям относят: упражнение на написание сначала отдельных простых, а затем сложных букв; упражнение на написание различных буквосочетаний, которые могут изображать один простой или сложный звук; упражнение на списывание слов, отдельных предложений, текста; упражнения на звукобуквенный анализ отдельных буквосочетаний, слов, предложений. Все письменные упражнения должны сопровождаться проговариванием. Создание у учащихся орфографических навыков является целью обучения письму . Необходимо отметить, что языковые лексические упражнения , которые выполняются в письменной форме, являются важным средством обучения правописанию слов , их элементов (приставка, корень, суффикс). К таким упражнениям следует отнести: упражнения на поэлементный анализ слов; упражнения на группировку слов по разным словообразовательным элементам. Выделяют также такие упражнения на усвоение орфографии : анализ в словах звуков и соответствующих им графических знаков с целью выделения орфографической трудности; списывание с подчеркиванием слов, включающих изучаемую орфографическую трудность; выборочное списывание слов, написание которых подчиняется усвоенным орфографическим закономерностям; списывание слов со вставкой пропущенных букв и последующей группировкой данных слов в соответствии с изучаемыми орфографическими закономерностями. Целесообразно использовать, например, следующие упражнения для обучения английской орфографии : 1. Напишите и назовите букву (буквы), передающую(ие) следующие звуки, - a, ai, ay [k] - k, с, ck 2. Укажите стрелками, как передается в орфографии каждое слово, данное в транскрипции. (Одно слово - лишнее, то есть не соответствует ни одной транскрипции). Назовите каждое слово дважды, указывая на его транскрипцию и орфографию. feel fall fail fell fill file 3. Найдите и назовите слово, не соответствующее транскрипции. - sell, sale, cell 4. Соотнесите знакомые слова с их частичной транскрипцией. Произнесите каждое слово и переведите его (Одна частичная транскрипция - лишняя). though through thought enough cough laugh [-ɒf] [-u:] [-əʊ] [-ʌf] [-əʊ t] [-ɑ:f] [-ɔ:t] В данном упражнении в отличие от упр. 2 транскрипция не может быть полной, так как тем самым подсказывалось бы решение задачи. Кроме того, упр. 2 построено в основном на незнакомой лексике, иллюстрирующей правила чтения, а упр. 4 включает знакомые слова, иллюстрирующие возможность различного прочтения одного и того же буквосочетания. 5. Назовите пропущенную букву, впишите ее и прочтите все слово. · m-ther, f-ther, s-n, da-ghter; Учащиеся легче всего запоминают написание грамматических форм и орфографию тех слов, которые можно подчинить правилам и закономерностям; а поскольку слова с этимологическим написанием должны просто запоминаться, большое значение при обучении орфографии приобретают приемы, развивающие зрительную память, например, списывание.

Виды чтения могут классифицироваться по различным признакам: по целевому назначению бывают: а) ознакомительное чтение. Оно позволяет получить об источнике информации общее впечатление или общее представление о тексте (по содержанию). Ознакомительное чтение предполагает прочитать титульный лист, оглавление (или содержание), аннотацию или предисловие к книге, для научных работников важно прочитать выводы, которые могут дать представление о новизне информации. Изучающее чтение предполагает детальное усвоение содержания книги или какой то ее части. В процессе изучающего чтения делаются разнообразные записи и выписки из текста. Этот вид чтения характерен для учебных целей, процесса обучения и накопления знаний.

Исследовательское чтение – это методическое чтение, подчиненное заранее установленной цели и задачам исследования. Следовательно, исследовательское чтение носит в большой степени избирательный характер, не всегда требует сплошного чтения всего текста, оно предполагает глубокое знание терминологии проблемы исследования, умения анализировать текст, синтезировать, критически оценивать текст с позиции его достоверности, аргументированности, соответствия требованиям логики и теории познания (нормативно-регулятивному знанию) (1).

Несколько другая классификация текстов по дидактическим целям, предложенная американским ученым Б. Блумом, который выделяет шесть видов (уровней) чтения текста:

а) воспроизводящий тип чтения (это уровень знакомства с текстом, опознания и пересказа соответствующей информации);

б) понимающее чтение, требующее понимания студентами или исследователями идей, принципов, теорий, фактов, изложенных в тексте. Проблема понимания является одним из самых сложных в работе с текстом;

в) примеряющее чтение, суть которого сводится к тому, что читающий может прогнозировать применение полученной информации на практике (в образовании, науке, производстве и т.д.);

г) аналитический тип чтения, требующий разложения текста на составные куски (части, абзацы), соответствующие основным мыслям (положениям) автора текста;

д) чтение для синтеза, названное Б. Блумом «просеивающее выращивание». Синтез прочитанного еще более сложный тип чтения, предполагающий создание нового текста – написания реферата, сочинения, обзора, курсовой работы, дипломной и т.д.;

е) критическое чтение текста, связанный с оценкой прочитанного. Оно предполагает: детальную критику оснований, сравнения и противопоставления по некоторым принципам, подробное указание логических противоречий и допущений, чувствительность к контексту и готовность к коррекции собственных выводов. Трудоемкость такого чтения состоит в том, что необходимо прочитать еще много других книг, статей, владеть так называемым методологическим знанием (6).

4. Какие приемы и методы осмысления и понимания, запоминания текста выделяют ученые – методисты?

Процессы восприятия, осмысления, понимания и запоминания являются весьма сложными. Они требуют не только знания специальных приемов, способов их осуществления или реализации, но и знания психологических познавательных процессов, в частности видов памяти, законов ее накопления. Известно, что психологи выделяют три вида памяти: оперативная, кратковременная и долговременная. В оперативной памяти, поступившая к нам информация хранит только некоторые доли секунды. За это время мозг человека оценивает значимость этой информации и решает два вопроса – стереть ее или же перевести в другой вид памяти. Для дальнейшей обработки информация поступает в кратковременную память, которая хранит ее от нескольких минут до нескольких часов (обычно психологи называют 3 часа). На этом этапе новая информация подвергается более тщательному осмыслению. После этого где-то в подсознании или на сознательном уровне "принимается решение" о необходимости заполнить или забыть воспринятую информацию. Та информация, которую нужно запомнить. "переводится" на хранение в долговременную память, где она может храниться даже на протяжении всей сознательной жизни человека. Однако процесс запоминания (или перевода информации в знание (долговременное) весьма сложен. Запоминание – это процесс памяти, в результате которого закрепляется новое знание путем связи, сопоставления между поступающими во время чтения данными (информацией) и уже имеющими знаниями, ранее приобретенными. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все то, что нами прочитывается. Здесь проявляется известный в психологии закон объема знаний: чем больше знаний по определенной теме, тем лучше запоминается новое (есть с чем устанавливать связь и сопоставление). По этой причине так трудно бывает "войти" в ранее неизвестную дисциплину или тему. Запоминание бывает произвольным и непроизвольным, механическим и осмысленным. Осмысленное запоминание более экономично, емко, продуктивно. По данным профессора Н.А. Рыбникова, оно в 20 раз выше механического. Произвольное запоминание – это особый вид психической деятельности, цель которой заключается в самом запоминании с помощью специальных мнемические средств и приемов. Среди них особое значение имеют: установка на запоминание (закон установки), повторение прочитанного (закон повторения). Некоторые ученые для гарантированного запоминания информации в долговременной памяти рекомендуют подвергать ее четырехкратной обработке (повторению): а) непосредственно после чтения; б) в течение трех часов после чтения; в) в течение трех суток после чтения; г) в течение 1-2-х месяцев. Правда, это зависит от того, хорошая у индивида память, средняя или же плохая. Из других законов накопления памяти человека необходимо знать – закон интереса, который гласит, что интересное легко запоминается, потому мы не тратим на это много усилий. Следует сказать о законе торможения, который читается так: всякое последующее запоминание тормозит предыдущее. Как свидетельствуют психологи наш организм имеет какой-то предел (порог), ограничивающий наши способности воспринимать, осмысливать и запоминать информацию. Это значит, что любая информация, чтобы ее запомнить, должна "отстоятся". Из этого следует, что информацию, поступившую от педагога или из книг можно усвоить только "порциями", растянутыми во времени. Поэтому учебный процесс в вузе длится пять или четыре года. Штурмовщина, зубрежка только перед экзаменом ничего не дает. Мозг, как известно, работает по принципу возбуждения и торможения. Перегрузка информацией мозга ведет к его торможению и мгновенному забыванию. Здесь действует так называемый принцип гомеостаза, т.е. стремление самоуправляемой системы (в данном случае мозга) к самосохранению. При восприятии и запоминании информации нужно знать две закономерности, установленные психологами. Первая – объем оперативного восприятия зависит не от количества информации, а от числа групповых блоков символов, или «кусков» информации, а они постоянны и равны 72. Вторая закономерность: при восприятии и запоминании, текста при чтении необходимо объединять считываемую информацию в крупные информативно-смысловые блоки (словосочетания, предложения, идеи), ибо наибольшее количество информации передается кодам идей или информационно-смысловых блоков. Это важно учитывать, особенно на этапе аналитического чтения.

Какие существуют приемы осмысления текста (и выделения информационно-смысловых блоков)? Психологи называют три таких приема: выделение смысловых опорных пунктов (или ключевых слов), антиципацию и реципацию. Под смысловыми опорными пунктами понимают вещи («куски» информации), которые мы выделяем в тексте для его лучшего понимания и запоминания. Опорные пункты помогают выделить ключевые слова, основные идеи (положения), значимые фразы, из которого вырисовывается сущность понимания текста.

Другой прием называется антиципацией , т.е. предугадывание дальнейшего пути развития основной идеи по нескольким ключевым фразам. Такое умение позволяет студенту уделять основное внимание не отдельным словам и предложением, а основной идеи текста, главному замыслу автора.

Третий прием называется реципация . Он предполагает периодические возвраты к отдельным фрагментам текста или к прочитанному в целом под влиянием новых данных, новых мыслей и ассоциаций. Этот прием характерен для понимания сложных текстов, когда процессы осмысления и восприятия прочитанного не сливаются воедино.

На следующем этапе обработки (восприятия и запоминания) текста на основе полученной информации выделяет смысл . Под смыслом понимают содержание языкового выражения, т.е. мысль, содержащуюся в словах. Последний этап обработки текста предполагает выделение значения из найденного смысла. Метод поэтапного осмысления текста включает следующие этапы (шаги): выделение опорных (ключевых слов текста). Ключевые слова, это те слова, которые обозначают предмет, состояние, действие и несут основную смысловую нагрузку. В качестве ключевых слов выступают имена существительные и прилагательные, глаголы. Второй этап: выделение смысловых рядов, представляющих собой пары слов, в состав которого входит ключевое слово и дополнительные или определяющие его слова. Они, как известно, бывают: именные смысловые ряды (кто действует), предикативные (глагольная форма) (что делается, происходит) и фактографические (статистические данные, научные факты, практические и т.д.). Следующий этап – определение доминанты , т.е. суть текста в целом или основного значения (4).

Эта заметка — небольшой фрагмент из лекций по методике, которые читали нам в МГЛУ.

Существуют различные классификации видов чтения. Здесь необходимо учитывать цель чтения и характер понимания .

Характер понимания включает в себя:

  • полноту понимания, то есть какой процент текста понят (количественная характеристика);
  • точность понимания, адекватность понимания замыслу автора (качественная характеристика);
  • глубину понимания, умение интерпретировать, высказывать свое отношение к тексту (качественная характеристика).

Классификация видов чтения (по С.К. Фоломкиной):

  • Изучающее чтение (study reading) - медленный вид чтения, целью которого является полное (100% информации) понимание содержания текста. Скорость не является существенным критерием, но желательно не меньше 50-60 слов в минуту.
  • Ознакомительное чтение (normal fast reading/average reading/survey reading). Это, например, чтение художественной литературы. Цель - ознакомление с основным содержанием текста, полнота понимания составляет около 75% (main ideas and supporting details). Быстрый вид чтения, скорость не менее 180-200 слов в минуту (для английского языка).
  • Просмотровое чтение (skimming). Цель - просмотр текста с целью определить, необходим ли он, определить, какие вопросы в нем поднимаются. Просматриваются заголовки, подзаголовки. Полнота понимания невелика, скорость около 500 слов в минуту.
  • Поисковое чтение (search reading). Цель - поиск информации о которой известно, что она в тексте есть. Скорость - более 300 слов в минуту.

Иногда также выделяют так называемое филологическое чтение (для студентов языковых вузов), то есть чтение с целью анализа филологических аспектов текста.

Существует также чтение вслух (oral reading/reading aloud) и чтение про себя (silent reading).
Целью чтения про себя является получение информации, внутреннее проговаривание при этом свернуто, скорость чтения более 180-200 слов в минуту. Это настоящее чтение как вид речевой деятельности.
Целью чтения вслух является передача информации, полученной из текста, внутреннее проговаривание при этом развернутое, скорость равна скорости говорения. Такое чтение не является видом речевой деятельности, это прием в обучении.

Умения, необходимые для развития чтения.

  • Умение перцептивной обработки (техника чтения). Техника чтения включает в себя такие аспекты, как свернутое внутреннее проговаривание, укрупнение единиц восприятия (eye span), контекстуальная догадка, вероятностное прогнозирование.
  • Понимание текста на уровне значения. Понимание фактов, которые содержатся в тексте, а именно умение выделить отдельные факты, события, мысли, умение сгруппировать и обобщить их.
  • Умения, связанные с пониманием текста на уровне смысла, когда информация не только перерабатывается, но и интерпретируется.

Упражнения для развития техники чтения.

  • Упражнения для развития гибкости узнавания и укрупнения единиц восприятия. Например, быстро выбрать в каждом ряду слово, рифмующееся с первым/слово, которое не подходит по значению к остальным/предложение, в котором говорится о... , и так далее.
  • Упражнения для свертывания внутреннего проговаривания (чтение текста с фиксированным временем).
  • Упражнения для развития догадки по контексту (типа определения контекстуальных значений одного и того же слова).
  • Упражнения, обучающие вероятностному прогнозированию (закончить предложение, расширить высказывание)

Порядок работы над текстом при ознакомительном и изучающем чтении.
1. Предтекстовые упражнения, которые снимают языковые трудности и обучают технике чтения.
2. Чтение текста.
3. Проверка понимания (вопросы, true/false statements, multiple choice).

Любое повторное чтение предполагает изменение задания.

Небольшое дополнение. Этого в лекции не было, но мне эта информация в свое время была полезной. Это список учебных пособий, которые можно использовать для развития навыков чтения. Список не исчерпывающий, это только то, с чем работала лично я.

Будьте внимательны, в обеих сериях ниже по 4 уровня:

В зависимости от целевой установки различают ознакомительное, изучающее, просмотровое и поисковое чтение. Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.

Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации.

При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию.

Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного языка. Объектом «изучения» при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой материал. Именно изучающее чтение учит бережному отношению к тексту.

Просмотровое чтение предполагает получения общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Это беглое, выборочное чтение, чтения текста по блокам для более подробного ознакомления с его «фокусирующими» деталями и частями. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или реферата.

Поисковое чтение ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель - быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний). Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации. Читающему известно из других источников, что такая информация содержится в данной книге, статье. Поэтому, исходя из типовой структуры данных текстов, он сразу же обращается к определенным частям или разделам, которые и подвергает поисковому чтению без детального анализа. При поисковом чтении извлечение смысловой информации не требует дискурсивных процессов и происходит автоматизировано. Такое чтение, как и просмотровое, предполагает наличие умения ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбрать из него необходимую информацию по определенной проблеме, выбрать и объединить информацию нескольких текстов по отдельным вопросам.