Народное движение при александре 2 кратко. Общественное движение при александре ii - презентация

В 60-х годах XIX века формируется новое течение революционного движения под названием народники. В нее входят передовая молодежь и представители разночинской интеллигенции. Им была присуща вера в самобытное развитие России, поскольку она ближайшая, по их мнению, к социалистическому обществу. Основу нового общества они видели в сельской общине.

Известны три этапа народнического движения:
1. (1859-1861 гг.) - Проходил под лозунгом "хождения в народ";
2. (1870-е годы) - пропагандистская работа среди населения, массовое "хождение в народ" (с 1874 г.)
3. (1880-е годы) - политическая борьба с элементами террора.

В рамках народнического движения существовали два основных течения - умеренное (либеральное ) и радикальное (революционное ). Представители умеренного течения стремились к ненасильственным социальным, политическим и экономическим преобразованиям. Представители радикального течения, считавшие себя последователями Чернышевского , стремились к быстрому насильственному свержению существовавшего режима и немедленному осуществлению идеалов социализма .

Общие принципы:

1) Вера в народ. Она была характерна для сознания образованных слоев русского общества. Народ рассматривался как носитель некоего идеала. Но идеал воспринимался по-разному.

Консервативно настроенные монархисты видели в народе носителя религиозной идеи.

Леворадикальная интеллигенция видела в народе носителя идеи социальной справедливости.

Эта убежденность являлась результатом отрыва от народа, смутного сознания того, что собой являет действительно крестьянство.

2) Для народников было характерно крайне отрицательное отношение к развитию капитализма в России. Они считали капитализм строем плохим, а в России еще и искусственным. Они полагали, что капитализм в России насаждается исключительно сверху государством, не имеет никаких корней.

3) Для народников было характерно приоритетное внимание к проблемам социального характера. Они казались более существенными, чем проблемы политического характера. Проблемы политические казались производными, вторичными от социальных.

4) Для народников был характерен исторический индивидуализм. Они считали, что при надлежащей энергии можно повернуть ход общественного развития.

Наиболее крупной революционной организацией этого периода являлась «Земля и воля» (1861 - 1864). В 1879 г. с связи с усилением радикального крыла организации, требовавшего насильственных методов борьбы с царским режимом, «Земля и воля» распалась на две организации – «Народную волю», ставшую на путь террора и прямого захвата власти, и «Чёрный передел», сохранивший прежние методы революционной пропаганды.

После убийства Александра 2 в 1881г. членами организации «Народная воля» (В.Фигнер, С.Перовская, А.Ульянов, И.И. Гриневицкий).

После убийства народовольцами Александра II (1881), организация была разгромлена полицией, и к концу 1880-х гг. прекратила свою деятельность. В начале 1880-х гг. распался «Чёрный передел».

В общественном движении России в период реформ спорили, боролись за влияние те же течения, которые оформились в 30-50-е гг. XIX в. - накануне реформ. Отмена крепостного права, учреждение земского самоуправления, введение гласного, бессословного судопроизводства - эти и другии перемены,осуществленные властями создали новую общественную реальность. Из ответов на вызовы времени складывались идеология и деятельность консерваторов, либералов, революционеров 60-90-х гг.
Консервативное течение. Консерваторы, растерявшиеся было в первые годы правления Александра II (1855-1881), довольно быстро восстановили свое влияние при дворе. Этому способствовали польское восстание 1863г., «нечаевщина», террор «Народной воли». Убийство Александра II 1 марта 1881 г. превратило консервативные умонастроения в официальную идеологию правления Александра III (1881 -1894). Наиболее крупными представителями русского консерватизма были журналист М. Н. Катков и обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев. Излюбленной идеей консерваторов было признание самодержавия исконной формой российской государственности. Они отвергали реформы, резко критиковали парламентские институты, осуждали либералов за готовность «учиться у Европы». Следовало, как говорилось в написанном Победоносцевым манифесте в связи с коронацией Александра III, «утверждать и охранять самодержавную власть для блага народного от всяких на нее поползновений».
Либеральное течение. Либеральное движение в пореформенной России не стало серьезной силой. Тому были свои причины. «Великие реформы» были начаты и проведены под влиянием тех идей, которые либералы отстаивали с 40-х гг. (освобождение крестьян, гласный и бессословный суд, свобода книгопечатания и др.). Критиковать правительство или требовать от него немедленного принятия конституции и представительного правления они и не хотели, и не могли. Положение изменилось лишь в 70-е гг., когда активизировалось земское движение. Земские деятели предлагали царю расширить права местного самоуправления, дать основные гражданские права, сделать «силу мнения» реальной опорой «силы власти». Крупнейшими представителями русского либерализма были К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, С. А. Муромцев, и др. События 1 марта 1881 г. были восприняты либералами как трагедия. Их влияние на Александра III и власть было маленьким.Либерализм долгие годы не участвовал в политике.
Радикальное течение. В 60-х - начале 80-х гг. оно было представлено движением народников. Основой идеологии народничества была теория «общинного социализма», основанной на трудах А. И. Герцена: русская крестьянская община с ее коллективным землепользованием и самоуправлением есть зародыш социализма; Россия имеет уникальный шанс перейти к социализму, минуя капитализм, и тем самым показать человечеству путь в новый - справедливый и цивилизованный - мир.
В 60-е гг. XIX в. определились различия в решении вопроса о том, как идти к социализму. Сам Герцен, не отрицая революции как «последнего довода угнетенных», предпочитал реформы, проводимые властью под давлением прогрессивного общественного мнения. Н. Г. Чернышевский считал единственно возможным революционный путь к социализму, но утверждал, что для революции должны сложиться определенные политические и экономические условия. Н. А. Ишутин, С. Г. Нечаев призывали к немедленному революционному бунту, уверяя, что для революционера нравственно все, «что способствует революции».
В начале 70-х гг. народническое движение вступило в новый этап. Сформировались три основных идейных течения - пропагандистское, бунтарское и заговорщическое.
Идеологом пропагандистского направления был П. Л. Лавров. М. А. Бакунин, вождь бунтарского направления, разделяя представления Лаврова о роли революционной интеллигенции в развязывании революции, определял ее предназначение иначе. Революцию не нужно готовить, бунтарский инстинкт органически свойствен народу: молодежь должна идти в деревню, чтобы «звать к топору».
Идеолог заговорщического направления П. Н. Ткачев не разделял увлечений своих сподвижников: не следует ждать, пока народ созреет к революции, и не нужно «бунтовать» деревню. Российская монархия, по его убеждению, висит в воздухе, не имеет прочных социальных корней, общество ее ненавидит и осуждает. Задача революционеров в том, чтобы создать конспиративную организацию, готовую к перевороту и захвату власти.
В 1874 г. началось массовое движение, в котором приняли участие тысячи молодых людей, - «хождение в народ». Они пытались поднять деревню на бунт, но их попытка провалилась.В 1876 г. была создана организация «Земля и воля». Ее члены осуществляли террористические акты против власти.Летом 1879г. «Земля и воля» раскололась на две организации - «Черный передел» (Г. В. Плеханов и др, и «Народную волю» (А. И. Желябов, А. Д. Михайлов, С. Л. Перовская и др)
. 1 марта 1881 г. Александр был убит членами народной воли на престол вошел александр 3 . Террор, не смог помочь народовольцам добиться своей цели
В »). Формой преодоления народничества стал марксизм. Его первым идеологом в России был Г. В. Плеханов, создавший в Женеве марксистскую груйпу «Освобождение труда» (1883).

Подробное решение параграф § 19–20 по истории для учащихся 9 класса, авторов Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А. 2016

Вопрос ко II пункту. Вспомните, когда и для чего был создан институт мировых посредников.

Данный институт был создан в ходе крестьянской реформы 1861 года. Мировые посредники избирались из наиболее уважаемых помещиков для помощи помещикам и крестьянам в составлении уставных грамот. Как правило, в конфликтах принимали сторону помещиков.

Вопрос для работы с текстом параграфа №1. Кто такие разночинцы? Как формирование этого слоя интеллигенции повлияло на развитие общественного движения в 1860-1870-е гг.?

Разночинцы – это получившие образование и вышедшие из прежней социальной среды люди, обычно были мелкими служащими государственного аппарата, во второй половине XIX века составляли основную часть интеллигенции. Это были люди, привыкшие добиваться всего только своим умом. Кроме того, они часто считали, что не имеют перспектив на официальной государственной службе без связей семьи. Потому именно из разночинцев происходила основная масса общественных деятелй и особенно революционеров пореформенной России.

Вопрос для работы с текстом параграфа №2. Какие идеи отстаивали представители консервативного направления общественной мысли? Интересы какого сословия они прежде всего представляли?

Консерваторы отстаивали старые порядки и интересы дворянства как правившего при этих старых порядках сословия. Их идеи не сильно изменились со времён Николая I:

Поддержка самодержавия и других устоев государственного строя;

Укрепление религиозности;

Поддержание институтов общины;

Отстаивание патриархального образа жизни;

Пропаганда традиционных ценностей;

Панславизм – стремление объединить всех славян под властью русского царя.

Вопрос для работы с текстом параграфа №3. Назовите главное отличие радикального направления от консервативного и либерального.

Главным отличием была готовность радикалов к насилию. Вначале они призывали к восстанию, а потом перешли к индивидуальному террору.

Вопрос для работы с текстом параграфа №4. Чем занималась организация «Земля и воля» в 1860-е гг.?

Данная организация печатала и распространяла призыва к крестьянскому восстанию за изменение правительственных условий отмены крепостного права.

Вопрос для работы с текстом параграфа №5. К какой цели стремились народники? На какой основе выделились три направления в народничестве? Что они собой представляли?

Народники стремились к построению социализма на основе крестьянской общины, минуя стадию капитализма.

Бунтарское направление составляли последователи М.А. Бакунина. Они стремились поднять крестьянское восстание, считая, что оно уже назрело и будучи убеждены, что если раздать крестьянам всю землю и освободить от гнёта государственной машины, они построят социализм сами.

Пропагандистское направление считало, что перед восстание следует вести долгую подготовительную работу – пропаганду, чтобы сблизить позицию крестьян (основной массы предполагаемого восстания) и интеллигенции (его лидеров). Идейным вдохновителем направления был П.Л. Лавров.

П.Н. Ткачёв был идеологом заговорщического направления. Его последователи считали восстание широких народных масс нереальным и стремились захватить власть путём заговора – хорошо организованных действий относительно небольшой группы революционеров, в результате чего смогли бы провести нужные реформы сверху.

Вопрос для работы с текстом параграфа №6. Что таксе «хождение в народ»? К чему стремились его участники?

«Хождение в народ» – это попытка революционеров поднять крестьян на восстание с помощью пропаганды в их среде. То есть его участники действительно приходили из городов в деревни и призывали там к восстанию: в ходе первого хождения агитировали первых встречных, в ходе второго – предварительно завоёвывали авторитет в народной среде в качестве врачей, учителей и т.д.

Вопрос для работы с текстом параграфа №7. Какие меры предпринял М. Т. Лорис-Меликов для нормализации обстановки в стране? В чём заключалась суть его проекта?

Лорис-Меликов применил испытанный веками метод кнута и пряника. С одной стороны, он выступал за смягчение цензуры и политики властей по отношению к земствам и обществу в целом. Также он предложил создать подготовительные комиссии для разработки законов из представителей как чиновничества, так и земств и ввести представителей земств и городских дум в Государственный совет. Таким образом, разработка дальнейших реформ должна была стать всесословной и в определённой степени всенародной. С другой стороны, Лорис-Меликов улучшил работу полиции, сделав её более профессиональной, а борьбу с террористами – более точечной и адресной.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №1. Чем организация «Земля и воля», действовавшая в 1860-е гг., отличалась от организации «Земля и воля», существовавшей в 1870-е гг.?

Организация 1860-х призывала к крестьянскому восстанию, её деятельность ограничивалась выпуском прокламаций. Организация 1870-х годов не надеялась на восстание, но стремилась разрушить существовавший государственный строй, убив наиболее видных представителей власти, включая императора. В 1870-е главной тактикой организации стал индивидуальный террор.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №2. Почему участники «хождения в народ» не смогли добиться своих целей?

Крестьяне не были готовы к восстанию. Они дорожили своим имуществом и не хотели его потерять. Кроме того, они верили в доброго царя и не думали восставать против него. В довершении ко всему, они не доверяли чужим из города – и даже учителя с фельдшерами, которых уважали, всё равно оставались чужими.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №3. Какой тактики придерживалась «Народная воля»? Дайте морально-этическую оценку деятельности народовольцев в конце 1870-х гг.

Народная воля обратилась к тактике индивидуального террора. При этом гибло много посторонних людей – солдат охраны, придворных, порой и просто прохожих. Достигать своих целей убийствами даже представителей государственной власти, на мой взгляд, недопустимо, тем более аморально было невнимание к случайным жертвам.

Но главное, все эти смерти изначально были бессмысленными. Государственный строй, как правило, построен так, чтобы выжить даже в случае гибели значительной части своих представителей. Такие ситуации были возможны, к примеру, во время войн, а именно войны во многом выковывали существовавшую систему власти. На место убитых чиновников неизбежно приходили другие. Императорское фамильное древо, в отличие от эпохи дворцовых переворотов, было разветвлённым, потому оставалось мало надежды вызвать серьёзный кризис власти.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №4. Выделите главные идеи проекта Лорис-Меликова. Определите значение проекта.

Реализация проекта постепенно меняла отношение в обществе к революционерам и официальным властям, потому могла сделать террористов изгоями. Кроме того, проект готовил почву для продолжения реформ, что в перспективе могло привести к преобразованию государственного строя и экономического положения большей части населения. Это в свою очередь при самом удачном стечении обстоятельств могло предотвратить возникновение революционной ситуации в начале ХХ века.

Основными идеями проекта были:

Ослабление цензуры;

Более лояльная по отношению к земствам и широким слоям населения политика на местах;

Создание подготовительных комиссии из представителей как чиновничества, так и земств;

Введение в Государственный совет представителей земств и городских дум;

Повышение эффективности работы полиции.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №5. Среди либеральных деятелей 1860-1870-х гг. были те, кто, начав работать в земствах, вскоре разочаровался в реформах и примкнул к радикальному лагерю, и те, кто продолжал работу, несмотря на препятствия. Предположите, чем руководствовались первые и вторые. Чью позицию вы считаете более верной? Объясните почему.

Те, кто обратились к радикальному направлению устали от рутины и ощущения безрезультатности своих действий. Они видели, что малые дела, которые они совершали, не вели к большим переменам. К примеру, все их благие начинания могли быть уничтожены одним росчерком пера губернатора. Я могу их понять, однако не принять их позицию. Потому что радикализм в условиях того времени также не привёл к переменам, потому что радикалы потерпели поражение, зато лишал их возможности делать те малые добрые дела, с которых они начинали.

Те, кто продолжал работать в земствах и подобных органах либо надеялись, что «капля камень точит», либо переставали задумываться об общероссийских вопросах и сосредотачивались на текущих делах, на том, чтобы в конкретных вопросах быть полезными людям. Эта позиция кажется более привлекательной, потому что в конечном счёте она приносила больше пользы конкретным людям.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №6. Подготовьте сообщение о том, как участники «Народной воли» организовывали покушения на императора. Дайте оценку их деятельности. Могут ли политические убийства привести к положительным результатам? Поясните своё мнение.

На императора за короткое время было организовано несколько покушений. Началось всё с выстрелов одиночки Дмитрия Каракозова из револьвера. Но постепенно задумки становились всё более масштабными, включая взрыв императорского поезда. По сравнению с ними действительно удавшееся покушение прошло по относительно скромному плану.

В декабре 1880 года Юрием Богдановичем и Анной Якимовой была арендована под именем супругов Кобозевых сырная лавка в подвале дома № 8 по Малой Садовой улице. Из неё стали делать подкоп под улицей, по которой проходил маршрут императорского картежа. В подкоп предполагалось заложить мину. Выкопанную землю прятали в кадки, прикрывая буквально парой слоёв сырных голов.

Полицейские проверяли сырную лавку, один из них даже подходил к кадке и ворошил сырные головы. Это и некоторые другие факты вызвали к жизни сегодня спорную версию, будто в полиции знали о готовившимся покушении, но не стали его предотвращать. Об этом свидетельствует и то, что всех участников терракта взяли сразу после него будто по заранее заготовленным спискам. Якобы некоторые охранители-консерваторы хотели силами террористов убрать неугодного императора, считая, что его сын развяжет им руки и позволит по-настоящему взяться за революционеров. При Александре III народовольческие организации действительно были довольно быстро разгромлены.

27 февраля (11 марта) 1881 года полиция арестовала руководителя группы Андрея Желябова – если среди правоохранителей и были заинтересованные в смерти императора, круг таких лиц бы явно узким. Руководство покушением взяла на себя Софья Перовская (гражданская жена Желябова).

В день покушения император поехал другой дорогой, потому использовали запасной план – расставили вдоль маршрута следования бомбистов.

Первая бомба, брошенная Николаем Рысаковым убила несокльких человек охраны, повредила экипаж, но не задела императора. Александр II несмотря на все уговоры не стал сразу ехать во дворец, а вышел из экипажа спросил что-то у бомбиста и хотел, видимо, ободрить и раненных черкесов из эскорта. Тогда стоявший неподалёку Игнатий Гриневицкий бросил вторую бомбу, которая нанесла императору смертельную рану. Сегодня Гриневицкого как и всех посторонних сразу бы отвели на расстояния от оцепленного места первого взрыва, но тогда таких инструкций у охраны не было.

Политические убийства обычно не дают результатов. Бывают исключения. К примеру, устранения Адольфа Гитлера году в 1932 могло бы предотвратить приход нацистов к власти и, возможно, – Вторую мировую войну. Потому убийство всегда аморально, но в политике нужно оценивать также эффективность дела.

Убийство Александра II желаемого революционерами результата не принесло и не могло принести. У императоры были сыновья, а также братья и племянники, порядок престолонаследия которых был заранее определён. В такой ситуации смерть монарха не может вызвать династического кризиса, а значит и кризиса власти. Действия террористов были изначально бессмысленны и хотя бы поэтому предосудительны.

НАЦИОНАЛЬНАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА II. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС В ЕВРОПЕ И В РОССИИ

(Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности)

Вопрос к IV пункту. Вспомните, когда и при каких обстоятельствах началась Кавказская война.

Кавказская война началась в 1817 году с распространением на этих землях религиозного течения мюридизма, причём местные проповедники особенный упор делали на войну с неверными (то есть с православными русскими властями). Под влиянием этой пропаганды население поднималось на борьбу часто стихийно, только в 1829 году был образован имамат.

Вопрос к VII пункту. Вспомните, кто такие старообрядцы.

Старообрядцами называли тех православных, которые не приняли церковных реформ патриарха Никона середины XVII века.

Вопрос для работы с текстом параграфа №1. Что представлял собой национальный вопрос в Европе во второй половине XIX в.?

Национальным вопросом в Европе была борьба наций за самоопределение иногда с требованием освобождения от инородного владычества (в случае Венгрии, Ирландии, Сербии, Чехии, Бретани и др.), либо объединения нации в рамках единого государства (в случае Италии, Германии, Иберийского полуострова и т.д.).

Вопрос для работы с текстом параграфа №2. Каковы были цели Польского восстания 1863-1864 гг.? Удалось ли их достичь? Чем завершилось восстание?

Основные цели:

Восстановление независимой Речи Посполитой в границах 1772 года (цель поддерживалась и «белыми», и «красными»);

Освобождение крестьян с землёй без выкупа (поддерживалась только «красными»).

Независимости добиться не удалось, но крестьянская реформа была проведена почти на условиях повстанцев, правда, российским правительством. В результате восстания были ликвидированы остатки автономии польских земель, там стала проводиться активная политика русификации, впоследствии на них не распространили часть реформ Александра II.

Вопрос для работы с текстом параграфа №3. Для чего на кавказских приграничных землях были образованы казачьи войска?

Казачьи войска создавались как противовес местным горцам, опора центрального правительства. Кроме того, казаки были военным сословием, и правительство наверняка рассчитывало, что они будут первой линией обороны в случае нового восстания против России.

Вопрос для работы с текстом параграфа №4. Что такое западные губернии? Назовите их основные центры. Какие особенности имела политика правительства в этом регионе о 1860-1870-е гг.?

Западными губерниями называли земли бывшей Речи Посполитой, не вошедших в состав Царства Польского, сегодня это территории Литвы, Беларуси и Украины. Главными центрами там были Вильно (современный Вильнюс) и Киев. Там политика властей была направлена на русификацию простого народа и против помещиков-католиков. Потому после восстания 1863 года, которое распространилось и на эти земли, там были приняты сходные с собственно Польшей меры, в частности по пересмотру крестьянской реформы в пользу крестьян.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №1. Как восстание поляков в Российской империи повлияло на политику центральной власти на территории бывшего Царства Польского?

На этих землях началась активная русификация (была запрещена печать латинским алфавитом, правительство изменило программу преподавания во всех учебных заведениях и т. д.), также был предпринят ряд мер против католической церкви и католического дворянства.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №2. Подготовьте презентацию на тему «Национальности в России во второй половине XIX в.» с использованием фотографий XIX в.

Название: Национальности в России во второй половине XIX в.

Название: Русские

Изображение: русский крестьянин

Текст: Русские были титульной нацией, они составляли большинство населения империи и жили в большинстве губерний. Кроме того, именно во второй половине XIX века они расселялись на новые территории. Многие нерусские народности старались русифицировать.

Название: Народы дальнего севера и Дальнего востока

Изображение: северный охотник в зимнем наряде

Текст: Земли близ полярного круга мало интересовали империю из-за своего слишком сурового климата, а Дальний Восток до строительства Китайско-Восточной железной дороги был слишком труднодоступен. Потому народы в этих землях жили так же, как и за тысячи лет до этого.

Название: Малые народы внутренних районов

Изображение: изображение казанского татарина в национальном костюме

Текст: Многие нерусские народы Волги, Урала, Сибири и других районов находились под властью России с XVI-XVII веков. Ко второй половине XIX века они были встроены в систему империи и во многом ассимилированы, хотя наиболее крупные, такие как татары, сохранили национальную идентичность.

Название: Степные кочевники

Изображение: степной конный кочевник в национальном костюме.

Текст: В степях жили многочисленные кочевые народы. Многие из них были присоединены к России только в XIX веке. В большинстве своём они продолжали жить, как и столетия до этого. Но на их землях появлялось всё больше пришлых земледельцев из других губерний (в основном русских), которых намерено переселяло туда российское правительство.

Название: Западный край

Изображение: украинец в национальном костюме.

Текст: На землях современных Литвы, Беларуси и Украины проводилась политика русификации, их крестьяне считались русскими. Но при этом там формировалось собственное национальное самосознание, которые сыграет важную роль в ХХ веке.

Название: Поляки

Изображение: Ясногорский монастырь

Текст: Поляки сохраняли национальную идентичность и свою культуру, причём не только крестьянскую, но и элитарную. Они считались самым непокорным народом в империи, неисправимыми бунтарями. И оправдывали это звание, не только поднимая восстания. Добровольцы-поляки сражались на стороне турок в нескольких войнах против России: католики даже соглашались поддержать мусульман, лишь бы навредить русским.

Название: Народы Прибалтики

Изображение: латыш в национальном костюме

Текст: Веками в Прибалтике городское население и элиту составляли немцы. Они были носителями культуры. Но в XIX веке пробуждается собственно латышское и эстонское национальное самосознание, что в следующем столетии позволило этим народом образовать собственные государства.

Название: Немцы

Изображение: протестантская кирха

Текст: Среди немцев Российской империи были как жители Прибалтики, так и переселенцы из других княжеств Германии. Особенно много их приезжало в правление Екатерины II, потому что императрица создавала для этого нужные условия, рассчитывая заселить Причерноморские степи. Они служили империи, но в большинстве своём сохраняли свой язык и культуру, причём не народную, а элитарную, не уступавшую по развитости русской.

Название: Финны

Изображение: финн в национальном костюме

Текст: У финнов фактически существовало своё государство со всеми институтами, просто подчинённое России. Во время образования Великое княжество Финляндское скорее было осколком Швеции. Но на протяжении XIX века там пробуждалось национальное самосознание и княжество становилось финским.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №3. В чём состояла сложность при управлении кавказскими землями?

При управлении Северным Кавказом необходимо было учитывать религию и национальные особенности местного населения, правительство старалось не вмешиваться в обычаи и образ жизни горцев, требуя от них только лояльности. Призыву в армию они не подлежали, но служба рассматривалась как привелегия, которая предоставлялась избранным, причём служили кавказцы в особых боевых частях, где были выходцы только из этого региона (в качестве примера можно назвать лейб-гвардии Кавказско-горский полуэскадрон в составе Собственного Его Императорского Величества Конвоя, в Первую мировую войну прославилась Кавказская туземная конная дивизия, более известная как «Дикая дивизия»).

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №4. Чем окончилась Кавказская война?

Кавказская война закончилась замирением восставших районов. При этом правительство пошло на значительные уступки, не требуя от горцев почти ничего, кроме лояльности. Лидера восстания имама Шамиля и то не наказали. Он был возведён в потомственное дворянство и поселён с достойным содержанием в Калуге, позже в Киеве, несколько раз лично встречался с императором.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №5. Что такое Синодальный перевод Библии? Какое значение имел перевод Библии на общедоступный язык?

Синодальный переводом на современный в то время русский язык назывался тот, который был осуществлён под контролем Святейшего правительствующего синода.

Такой перевод сделал Библию доступной для понимания более широким кругом населения. Однако больших изменений в обществе он не вызвал, отчасти потому, что люди уже привыкли жить по предписаниям церкви и не были склонны их анализировать, сравнивая с текстом Священного писания, а отчасти потому, что в обществе распространялась секуляризация (отход от религиозных предписаний в сторону светсткого мировоззрения).

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №6. Привлекая дополнительную литературу и Интернет, соберите информацию об одном из исторических деятелей, упомянутых в параграфе.

Александр Игнаций Велёпольский родился в 1803 году. Велёпольские были магнатским родом. В XVII-XVIII веках именно такие роды правили Речью Посполитой, все их представители просто по положению семейства в обществе не могли не получить того или иного поста, а большинство за жизнь сменяло их множество. С присоединение к Российском империи их положение несколько изменилось, но всё равно в основном магнаты правили Царством Польским, тем более, что российские власти пытались здесь опираться на местных уроженцев. Потому отпрысков магнатских родов с детства готовили к государственной деятельности.

Александр Игнаций лишился отца в 12 лет, но это не сделало его обделённым сиротой – взаимовыручка существовала даже в родах средней шляхты, тем более – в магнатских. Юноша получил образование в университетах Варшавы, Парижа и Геттингена. Он поступил на службу Российской империи, но вряд ли даже знал русский язык – в дворянском обществе вполне хватало французского.

В 1830 году Велёпольский стал депутатом сейма Царства Польского, находился в лагере консерваторов. Польских консерваторов не стоит путать с русскими – первые стремились к поддержанию старых порядков Речи Посполитой, включая её независимость, и выступали резко против империи. Потому не удивительно, что Александр Игнаций поддержал восстание 1830 года. Однако в боях он не участвовал: по-европейски образованного и знавшего высший свет Велёпольского послали в Лондон за помощью повстанцам. Миссия закончилась безрезультатно, но продлилась все месяцы восстания.

Велёпольский не скрывал собственного участия в антирусской деятельности, даже опубликовал в 1831 году брошюру о своей миссии в Лондоне. Но формально он не выступал против Российской империи с оружием в руках, потому наказания не понёс и спокойно вернулся в имение, где занимался хозяйством и периодически публиковал статьи. Он всегда считал себя не подданным Российской империи, а гражданином Речи Посполитой, пусть и разделённой между другими государствами, потому, к примеру, живо отреагировал на восстание крестьян в Галиции (на территории Австрийской империи) в 1846 году, написав памфлет Lettre d’un gentilhomme polonais au prince de Metternich (Письмо польского дворянина князю Меттерниху).

В 1861 году Велёпольский был назначен председателем комиссии духовных дел и народного просвещения, вскоре посетил Петербург и смог добиться поддержки двора, в результате чего был назначен помощником наместника Константина Николаевича по гражданской части и вице-председателем государственного совета. Наместник Царства Польского брат императора Константин Николаевич до этого был морским офицером и многое сделал для реформирования флота после Крымской войны, будучи либералом больше Александра II активно участвовал в подготовке крестьянской реформы, но в польских делах разбирался мало, потому во многом полагался на своего помощника.

Велёпольский при поддержке Константина Николаевича проводил либеральные реформы. Заменил для временнообязанных крестьян барщину оброком, уравнял в правах евреев с другими народами, реформировал систему образования; именно он основал Варшавскую главную школу – первое высшее учебное заведение в Царстве Польском с 1830-х годов (вместо этого существовали 8-классные гимназии с частично ВУЗовской программой последних лет обучения).

Между тем на землях бывшей Речи Посполитой (не только в Царстве Польском) активно готовилось восстание. Радикальным революционерам (так называемым «красным») были невыгодны либеральные реформы – такие якобы полумеры могли удовлетворить большую часть населения и отвратить от идеи восстания. Велёпольский искал контакты с более умеренным крылом (так называемыми «белыми»), убеждая их отказаться от своих планов и принять участие в мирных реформах.

21 июня 1862 года было совершено покушение на Константина Николаевича, однако несмотря на выстрел из пистолета в упор, он был только легко ранен. 26 июля и 3 августа последовали покушения на Велёпольского, который тот благополучно пережил. В ответ власти не стали применять массовых репрессий, они с помощью агентурной работы составляли списки наиболее активных революционеров – те конспирировались гораздо хуже позднейших русских народовольцев. В начале 1863 года Велёпольский инициировал рекрутский набор, в списки которого включил выявленных людей.

Именно этот рекрутский набор и стал катализатором: члены тайных комитетов решили нанести удар, пока рекрутов не увели в Россию и подняли бунт. Велёпольский уехал за границу. Он был неугоден ни повстанцам, которые обвиняли его в сотрудничестве с Россией, ни императору, который уволил его со всех постов. Революционеры хотели полностью независимой республики вместо полумер в виде либеральных реформ, а Санкт-Петербург решил разговаривать с Польшей языком силы и не стал там проводить даже многие из реформ, осуществлённых в других губерниях империи. Сторонники постепенной либерализации без открытого сопротивления империи оказались ни одному из лагерей не нужны.

Из эмиграции Велёпольский так и не вернулся. Он жил в Дрездене, где и умер в 1877 году.

Рост народного недовольства и возникновение народничества. Реформы, проводимые в России с начала 1860-х годов, ускорили экономическое развитие страны, раскрепостили частную инициативу и оказали заметное влияние на общественную жизнь.

Политика государства была направлена на то, чтобы постепенно превратить Россию в современное, правовое государство с развитой экономикой. Однако политическое устройство государства оставалось неизменным. Любые посягательства на самодержавную власть государя беспощадно пресекались.

Несмотря на вынужденное осуществление ряда реформ в аграрной области, судо-производстве и местном управлении, Александр II болезненно воспринимал даже малейшие намеки на необходимость ограничения абсолютной власти монарха. И в правительстве, и среди мелкого и среднего чиновничества находилось немало людей, которые хотели сохранения жесткого административного контроля над всеми областями человеческой деятельности. Они нередко трактовали интересы государства в свою пользу.

Жесткая административная власть устраивала и значительную часть дворянства, поскольку по мере экономического развития страны оно теряло свои привилегии, раньше законодательно строго защищенные. Представители этих социальных групп тормозили проведение дальнейших преобразований. Архаичность, отсталость политической системы в России оставались мощным препятствием на пути ее дальнейшего развития. Народ и власть по-прежнему были далеки друг от друга.

С другой стороны, крестьянство выражало неудовлетворенность реформой 1861 года, и в первую очередь небольшим размером полученных земельных наделов. Недовольство крестьян разделялось народниками - революционно настроенными представителями общества, считавшими Великие реформы половинчатыми, мало учитывающими интересы народа.

Большинство народников происходило из разночинцев, т.е. это были выходцы из малообеспеченных семей священников, чиновников, мелких дворян, зарождающейся городской интеллигенции. Тайные союзы народников стали вырабатывать стратегию и тактику борьбы с существовавшим общественным строем.

Общая численность народников была небольшой: в период расцвета народничества, в 1870-е годы, их было около двух тысяч человек. Народникам было присуще решительное неприятие российских государственных порядков. Их целью было радикальное изменение существующего политического строя.

Идеология народничества. К началу 1870-х годов среди русских социалистов-народников существовали три наиболее популярные теории, пропагандируемые известными деятелями революционной среды - Михаилом Александровичем Бакуниным (1814 -1876), Петром Лавровичем Лавровым (1823-1900) и Петром Никитичем Ткачевым (1844-1886).

М. А. Бакунин в 1871 году основал свою революционную группу, став теоретиком анархизма (греческое слово anarchia значит «безвластие»). Он являлся проповедником теории разрушения государства, полностью отрицал возможности использования в «целях трудящихся» парламентаризма, свободы печати, избирательной процедуры. Не принимал он и теорию ведущей роли пролетариата в революции, возлагая надежды на крестьянство, ремесленников и люмпенов. В 1873 году за границей появилась самая известная работа Бакунина - книга «Государственность и анархия», где русский крестьянин назывался прирожденным социалистом, склонность которого к бунту не подлежала сомнению. Задача революционеров, по мнению Бакунина, состояла в том, чтобы «разжечь пожар» революции.

П. Л. Лавров считал, что в Западной Европе действительно существуют непримиримые классовые противоречия и что там исполнителем революционного переворота будет рабочий класс. В более же отсталых странах, таких, как Россия, социальную революцию предстоит осуществить крестьянству. Однако эту революцию надо готовить путем распространения научной социальной мысли в рядах интеллигенции и путем пропаганды социалистических идей в народе.

Свою собственную теорию революции разработал видный представитель революционного течения русской общественной мысли П. Н. Ткачев. Он полностью отвергал концепцию русской экономической самобытности, считал, что в пореформенной России капитализм медленно, но неуклонно утверждается. Однако «сидеть сложа руки революционеры не имеют права», общественный процесс необходимо ускорить, т.к. народ не способен на самостоятельное революционное творчество. В отличие от Лаврова, Ткачев утверждал, что не просвещение и революционная пропаганда создадут условия для революции, а сама революция явится мощным фактором революционного просвещения. Необходимо создать строго законспирированную организацию, захватить власть и использовать силу государства для подавления и уничтожения эксплуататоров, - считал Ткачев.

И Бакунин, и Лавров, и Ткачев развивали свои идеи и взгляды в далеком от России зарубежье. Их труды публиковались в эмигрантских газетах, в малотиражных книгах и брошюрах.

«Хождение в народ». Еще в 1861 году А. И. Герцен в основанном им журнале «Колокол» призвал революционеров идти в народ, вести там революционную пропаганду. На этом же настаивал и П. Л. Лавров, чьи идеи были чрезвычайно популярны среди народников в начале 1870-х годов. В 1874-1875 годах сотни молодых людей устремились в деревню. Началось «хождение в народ». Народники работали фельдшерами, землемерами, ветеринарами. При каждом удобном случае они вели беседы с крестьянами, разъясняя им, что, для того чтобы ликвидировать притеснения властей, добиться благополучия и достатка, им надо свергнуть существующий порядок вещей и устроить «народную республику». Народники призывали крестьян готовиться к восстанию.

Зачастую эти беседы заканчивались тем, что крестьяне или сдавали пропагандистов полиции, или сами с ними расправлялись. «Хождение в народ» продолжалось несколько лет и окончилось полным провалом.

Народнический террор. После неудачи «хождения в народ» руководители народничества решили, что необходимо развернуть террор (латинское слово terror означает «страх») против власти. Таким путем им хотелось пробудить у нее страх, растерянность. Они рассчитывали, что это ослабит государственный порядок и облегчит их главную задачу - свержение самодержавия.

В 1876 году возникла организация «Земля и воля». В ее программе уже было открыто записано, что нужны действия, направленные на дезорганизацию государства, уничтожение наиболее выдающихся лиц из правительства. Организация объединила около 200 человек, вынашивались планы различных террористических актов. Самым известным делом рук террористов стало убийство в 1878 году шефа полиции генерала Н. В. Мезенцева.

В среде народников не все одобряли террор. Некоторые, например Г. В. Плеханов, считали, что надо продолжать «политическую пропаганду». Они выступали против террора как единственного средства решения политических задач.

В 1879 году «Земля и воля» раскололась на две организации - «Народная воля» и «Черный передел».

Большая часть народников - «непримиримые» - объединились в «Народной воле», ставившей своей целью свергнуть монархию, обеспечить созыв Учредительного собрания, ликвидировать постоянную армию, ввести общинное самоуправление. Одним из основных средств борьбы они считали террор, а убийства представителей власти называли революционным правосудием. Вместе с тем народовольцы продолжали пропагандистскую работу среди рабочих, студенчества, в армии.

Главной мишенью народников стал император. Первое покушение на него организовали в апреле 1866 года, когда недоучившийся студент Д. Каракозов стрелял в Александра II. Затем были другие покушения. Пятая попытка, в 1880 году, гулким эхом отозвалась по всей России.

Это был взрыв в главной императорской резиденции в Петербурге - Зимнем дворце. По счастливой случайности никто из семьи императора не пострадал. Но погибло 13 солдат караула и 45 было ранено.

Цареубийство. Александр II был глубоко возмущен этим террористическим актом, совершенным в самой царской резиденции. Он решил навести в стране порядок и сосредоточить власть в руках доверенного человека. Выбор пал на графа Михаила Тариеловича Лорис-Меликова (1825-1888), прославившегося смелыми и решительными действиями в годы русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Граф получил большие полномочия. Он действовал не только при помощи репрессий, но и разумных уступок общественному мнению, разработав программу реформ. Было упразднено Третье отделение Императорской канцелярии и сняты с должностей высшие сановники империи, пользовавшиеся дурной репутацией в либеральных кругах. Лорис-Меликов выдвинул предложение привлечь к выработке новых законов выборных от народа.

Между тем народники продолжали вынашивать идею убийства царя. Руководители «Народной воли», студент А. И. Желябов и дочь генерала С. Л. Перовская, составили план покушения. Оно намечалось на 1 марта 1881 года. Накануне полиции удалось напасть на след заговорщиков и арестовать Желябова, но это не изменило планы террористов.

1 марта 1881 года на берегу Екатерининского канала в карету царя была брошена бомба, но он не пострадал. Следующим взрывом бомбы, которую швырнул второй злоумышленник, Александра II тяжело ранило. В тот же день он скончался.

На престол вступил его сын, ставший императором России Александром III. Вопросы и задания

  1. Охарактеризуйте взгляды и идеи народников. Каких крупных идеологов народничества вы знаете?
  2. Назовите народнические организации, возникшие в России в 1860-1880-е гг. Что сближало и что отличало их друг от друга?
  3. Раскройте содержание терминов, названий, понятий: радикалы, террор, «хождение в народ».
  4. Дайте оценку следующим фактам:
    • 1866 г. - выстрел Д. В. Каракозова в царя;
    • 1878 г. - В. И. Засулич стреляла в петербургского обер-полицмейстера Ф. Ф. Трепова;
    • 1878 г. - убийство шефа жандармов Н. В. Мезенцева;
    • 1879-1881 гг. - неоднократные покушения на Александра II; 1 марта 1881 г. - убийство Александра II.

    Выскажите свое отношение к политическому террору, взглядам, идеалам, поступкам народовольцев.

  5. Каковы итоги царствования Александра II? Каким остался в памяти народа этот царь-освободитель? Дайте политическую и нравственную оценку реформаторской деятельности Александра II.

Документы

Социальный состав и численность участников революционного движения в 1870-1879 гг.

  • Какие выводы можно сделать на основе этих данных? Чем объяснить преобладание студенчества среди участников революционного движения?

Из программы организации «Земля и воля»:

  • Задачи, на которые должно быть устремлено все внимание революционной партии:
  1. помочь организоваться революционным элементам в народе и слиться с существующими уже народными организациями революционного характера;
  2. ослабить, расшатать, то есть дезорганизовать, силу государства, без чего, по нашему мнению, не будет обеспечен успех никакого, даже самого широкого и хорошо задуманного, плана восстания.
  • К чему призывали народники? Каковы были, согласно их убеждениям, пути достижения поставленных целей?

Из воспоминаний известного общественного деятеля Б. Н. Чичерина о реакции населения на известие о покушении на императора 1 марта 1881 года:

Это известие всех страшно поразило, огорчило, ошеломило. Подробности о совершенном злодеянии исполнили всех ужасом. Во всех слоях народа грусть, страх и изумление овладели людьми. Где и чего тогда не говорили! По селам стали распространять слухи о том, что дворяне убили царя за лишение их крепостных людей. В городах - пугали смутами по деревням. Даже в войсках не было совершенно спокойно.

Целые два месяца Россия была в каком-то странном смущении и оцепенении; не только руки отпадали от всякого дела, но даже ум и чувства как будто омертвели.

Покойного государя любили, обожали освобожденные крестьяне и бывшие дворовые люди; душевно были к нему расположены и преданы в обществе все лично его знавшие и те, которые много слышали о его сердечной доброте, о его всегдашнем расположении ко всякому доброму делу.

Едва ли кто из русских самодержцев был вообще так любим, как Александр II. Всякий русский с чувством от души говорил: вечная тебе память!

  1. Как эти воспоминания характеризуют автора, его позиции, убеждения?
  2. Какое представление об атмосфере в обществе после убийства царя можно составить на основе этого документа? О чем говорят приведенные факты?
  3. Как объясняет Б. Н. Чичерин «оцепенение общества»? Чем, по мнению автора, Александр II заслужил любовь народа?

Либерализм в Российской империи зародился ещё в XVIII в. Но особую значимость и остроту он приобрёл при правления императора Александра II в 1860-1880 гг. после проведения так называемых либеральных реформ. Многие прогрессивные дворяне и либералы были недовольны половинчатостью крестьянской реформы и требовали от властей её продолжения. Кроме того, в России также возникло движение «земский конституционализм», основным требованием которого являлось предоставление гражданских прав. Обо всём этом более подробно вы узнаете из данного урока.

Слово «либерализм» появилось в Европе в XVIII в. Оно является производным от слова liberalis, что означает свободный. Вообще, либералы - это люди, главной целью политической борьбы которых является обеспечение прав и свобод человека.

В России первой половины XIX в. слово «либерал» было практически ругательным. Дело в том, что Николай I в начале своего правления был серьёзно напуган декабристами, а все революции в Европе в середине XIX в. проходили под лозунгами либерализма. Поэтому власти относились враждебно к либералам.

Крестьянская реформа 1861 г. своей половинчатостью вызвала недовольство не только у крестьян, но и у значительной части прогрессивно настроенных дворян. Многие дворяне стали обращаться к царю или выступать на местных губернских собраниях с просьбой об изменении порядка проведения реформы. Самой известной акцией такого плана стало выступление в декабре 1864 г. тверских дворян во главе с бывшим предводителем дворянства А.М. Унковским (Рис. 2). За это ему запретили заниматься крестьянскими вопросами, а также отстранили от должности. 112 тверских дворян представили императору Александру II документ, который назывался «Верноподданический адрес». Однако положения этого документа были почти что революционными. Дворяне сами настаивали на том, чтобы создать систему, абсолютно равную для всех сословий, отменить сословные привилегии дворянства, создать независимый суд и даже наделить крестьян землёй.

Рис. 2. А.М. Унковский - предводитель российского дворянства, общественный деятель ()

Александр II, который казался либеральным императором и сторонником прогресса, приказал репрессировать этих дворян. 13 человек были помещены на два года в Петропавловскую крепость, а Унковский был даже сослан в Вятку за свои радикальные идеи. Другие либералы, увидев подобную реакцию со стороны властей, побоялись открыто выступать против правительства даже с самыми благими намерениями. Они стали группироваться вокруг немногочисленных журналов, которые стали выходить в 1860-е гг.

Своеобразным центром политической борьбы и рупором либералов стал журнал «Вестник Европы» (Рис. 3). Издание с таким названием уже выходило в России с 1802 по 1830 гг., но было закрыто по требованию Николая I, боявшегося любых проявлений оппозиционности. «Вестник Европы» с 1866 г. выходил под редакцией известнейшего общественного деятеля и историка М.М. Стасюлевича (Рис. 4). Журнал публиковал острые политические материалы. Там выступали такие известные учёные, как И.М. Сеченов, К.А. Тимирязев; публиковались произведения Л.Н. Толстого, А.Н. Островского, И.А. Гончарова, а в 1880-е гг. даже произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина - одного из самых острых и едких сатириков.

Рис. 3. Журнал «Вестник Европы» ()

Рис. 4. М.М. Стасюлевич - редактор журнала «Вестник Европы» ()

Самым влиятельным изданием можно считать газету «Голос» (Рис. 5), которая выходила в России на протяжении двадцати лет и объединяла также сторонников либеральной идеи. Она ненадолго объединила даже славянофилов и западников - представителей двух противоположных течений, которые враждовали друг с другом ещё с 1830-х гг.

Одним из проводников либеральной идеи стал известный славянофил Ю.Ф. Самарин (Рис. 6). В 1870-е гг. московское земство пригласило его поучаствовать в разработке проекта налоговой реформы, в чём он активно принял участие. Согласно его проекту налоговыми, или податными, должны были стать все сословия Российской империи, то есть налоговое бремя ложилось не только на крестьян и мещан, но и на дворян и духовенство. Для Александра II всё это было слишком радикальным. Самарина не тронули только потому, что он уехал за рубеж и там вскоре скончался.

Рис. 6. Ю.Ф. Самарин - славянофил, проводник идей либерализма в России ()

Славянофилы продолжали считать Россию самобытной цивилизацией, но они видели, что те изменения, происходившие в стране, явно вели к лучшему её положению. С их точки зрения, возможно, России и следовало бы использовать опыт западных стран при условии, что он бы приводил к хорошим результатам.

В конце 1870-х гг. усилились либеральные настроения и среди земств. В либерализме возникло течение «земский конституционализм». Представители этого направления требовали от Александра II продолжения реформ. Они считали, что права земств, то есть органов местного самоуправления, стоит расширить. Основным их требованием было «увенчание здания земской реформы», под чем подразумевалось создание какого-то общегосударственного выборного органа (как бы венчающего здание региональных выборных органов - земских собраний). Сначала это должен был быть совещательный, но в перспективе (это понималось всеми, хотя и не всегда проговаривалось) - законодательный орган, то есть - орган парламентского типа, ограничивающего власть монарха. А это и есть конституционализм - отсюда и название движения. Земские конституционалисты требовали равного положения для всех сословий, а некоторые их представители - даже принятия Конституции Российской империи. Ключевым пунктом политической программы земских конституционалистов было требование о предоставлении гражданских свобод: слова, печати, собраний. Однако Александр II, несмотря на либеральный запал в начале его правления, был не готов пойти на столь серьёзные послабления. Этому весьма препятствовала и революционная деятельность, которая в это время велась в России.

Особенностью земских конституционалистов была надежда на сотрудничество с императором Александром II. В самом конце правления императора у них появилась некоторая надежда. Дело в том, что правой рукой Александра стал М.Т. Лорис-Меликов (Рис. 7), которого считали приверженцем идей либерализма. Но надежды либералов не оправдались и Конституция Лорис-Меликова так и не была принята в Российской империи.

Рис. 7. М.Т. Лорис-Меликов - российский государственный деятель, ближайший соратник Александра II ()

Либералы пытались убедить императора и его приближённых в том, что проще произвести в стране постепенные преобразования, чем дожидаться всплеска революционных настроений. Некоторые представители либеральных кругов даже вступали в контакт с народниками, убеждая их прекратить террористические акты, тем самым вынуждая власть к сотрудничеству. Но все усилия либералов оказались бесполезными.

Некоторые либералы хотели возрождения хотя бы Земского собора, через который можно было бы пытаться влиять на императора. Но такая мысль даже Александру II казалась уже слишком радикальной.

Таким образом, можно сказать, что либеральное движение 1860-х - 1870-х гг. в России не выполнило тех задач, которые оно перед собой ставило. В немалой степени неудачи русского либерализма были связаны с давлением на власть другого политического течения - консерватизма.

Домашнее задание

  1. Что такое либерализм? Как зародилось либеральное движение в России и что ему способствовало?
  2. Охарактеризуйте либералов-дворян с социально-политической точки зрения. Почему прогрессивные дворяне взяли за основу либеральное движение?
  3. Какие причины способствовали зарождению земского конституционализма и что он из себя представлял? Охарактеризуйте политическую программу земских конституционалистов.
  1. Интернет-сайт Sochineniye.ru ()
  2. Интернет-сайт Examen.ru ()
  3. Интернет-сайт School.xvatit.com ()
  4. Интернет-сайт Scepsis.net ()

Список литературы

  1. Лазукова Н.Н., Журавлева О.Н. История России. 8 класс. М.: «Вентана-Граф», 2013.
  2. Ляшенко Л.М. История России. 8 класс. М.: «Дрофа», 2012.
  3. Леонтович В.В. История либерализма в России (1762-1914). М.: Русский путь, 1995.
  4. Либерализм в России / РАН. Ин-т философии. Отв. ред.: В.Ф. Пустарнаков, И.Ф. Худушина. М., 1996.
  5. Татищев С.С. Император Александр II. Его жизнь и царствование. В 2 томах. М.: Чарли, 1996.