Социальное предпринимательство в Подмосковье: направления, задачи и меры господдержки. Какие существуют государственные программы субсидирования сельского хозяйства

Что можно отнести к первоочередным проблемам малого и среднего бизнеса в подверженной кризисным явлениям экономике?

Инвестирование в малый бизнес затруднено: структуры, имеющие средства, скорее, станут их вкладывать в лидеров рынка. Поэтому основной источник стартового капитала для малого и среднего бизнеса - самофинансирование.

Кредиты малодоступны: у начинающих бизнесменов, как правило, отсутствует имущество, которым можно эти кредиты обеспечить. Банки скорее будут кредитовать крупные предприятия, так как это сопряжено с меньшим риском. К тому же из-за высокой ставки рефинансирования 9,75%, ставки по кредитам очень высокие и порой достигают 25-27% (Российская Федерация).

Затруднены лизинг или приобретение дорогого оборудования в кредит: слишком высокие взносы.

Условия инфляции: поскольку, в отличие от крупных предприятий, они имеют лишь ограниченные возможности перекладывать рост своих издержек на потребителей.

Но наряду с большим количеством проблем у малого бизнеса есть и свои преимущества. Это прежде всего гибкость приспособления к рыночной конъюнктуре - намного более гибкая, чем у крупных предприятий, реакция на быстро меняющийся спрос: умение «уловить» возникающую потребность и отреагировать немедленной мобилизацией своих ресурсов и возможностей. Среднее и особенно малое предприятие не связано производственной программой, разработанной на перспективу; не отягощено финансовыми обязательствами перед акционерами, ожидающими дивидендов от вложенного капитала; ему проще перестроить свою рыночную стратегию, как только найдена новая «ниша». Перед малым бизнесом вряд ли встанет проблема организованного противодействия наемных работников, отстаивающих с помощью профсоюза свои рабочие места или уровень заработной платы. Упрощенный менеджмент создает малому бизнесу определенное преимущество, проявляющееся в гибком, быстром приспособлении к меняющимся требованиям и условиям, что особенно важно в неустойчивой, переходной ситуации.

Несмотря на все преимущества, малый бизнес вряд ли сможет развиваться так же эффективно в экономике, которая подвержена кризисным явления, без поддержки государства. А так как малые предприятия обеспечивают необходимую мобильность в условиях рынка, создают глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без чего невозможна их высокая эффективность, «принимают на себя» решение многих социальных и экономических проблем, то одной из первоочередных задач государства на пути вывода экономики их кризиса является поддержание и субсидирование предприятий малого и среднего бизнеса. Жук А. Государственная поддержка предприятий малого и среднего бизнеса в условиях кризиса //Мировое и национальное хозяйство. - 2009. - № 10-11.

Комплекс мер по стимулированию и поддержке малого и среднего бизнеса в России

В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого и среднего бизнеса в интересах национальных экономик. При этом задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним фирмам финансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу любой ценой. Государство призвано в первую очередь создать такой правовой и экономический климат, который позволит малому и среднему бизнесу не только удержаться на плаву, но и расти, набирать силу. Жук А. Государственная поддержка предприятий малого и среднего бизнеса в условиях кризиса //Мировое и национальное хозяйство. - 2009. - № 10-11.

В развитии малого предпринимательства в России за последние 1-2 года наметились негативные тенденции, выразившиеся в первую очередь в существенном замедлении темпов роста их числа. Отсутствие государственной поддержки и досконально проработанной правовой базы только усугубило положение малых предприятий во время мирового экономического криза.

6 апреля 2009 года Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин выступил в Государственной Думе с отчетом Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности за 2008 год, а также отметил некоторые приоритетные направления по развитию экономики в условиях мирового экономического кризиса.

Какие же меры были и будут приняты по регулированию функционирования малого и среднего бизнеса?

Будет сокращен перечень товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации.

По наиболее распространенным видам деятельности вместо разрешительного устанавливается уведомительный порядок начала нового дела.

Субъекты Федерации получили право устанавливать дифференцированную ставку налога на малый бизнес с 15 до 5 процентов.

В 2008 году были также снижены налоги на инвестиции предприятий в НИОКР, на технологическое обновление производства.

Установление льготных ставок налога на прибыль малых предприятий в третий и четвертый года работы с момента их регистрации

Введение четкой инфраструктуры патентования и защиты изобретений для поддержки наукоемких предприятий малого и среднего бизнеса инновационной направленности.

Внесены в Государственную Думу законопроекты, направленные на совершенствование антимонопольного регулирования.

Распространение на малые предприятия, образованные в результате разделения предприятий-монополистов, при условии их приватизации, льгот по налогообложению, установленных для вновь созданных малых предприятий.

Предоставление государственных гарантий предприятиям и организациям для участия в международных тендерах, связанных с проектированием, строительством и поставками машин и оборудования для промышленных объектов за рубежом; пополнение оборотных средств предприятий-экспортеров с использованием механизма учета и переучета векселей через систему учетных банков с участием Центрального банка Российской Федерации.

Введение преференций для малого и среднего бизнеса при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд.

В январе 2009 года вступил в силу Закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

За малыми предприятиями был закреплен более четкий экономический и юридический статус. Критерии отнесения предприятий к малому бизнесу теперь стали зависеть от численности персонала компании (не более 15 человек) и ее годовой выручки (прибыль не должна превышать 400 млн. рублей). Вступление в силу данных положений планировалось в 2010 году.

С 1 июля 2009 года количество проверок в сфере малого предпринимательства существенно сократилось в связи со вступлением в действие закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Проверки малых предприятий начали проводиться не чаще одного раза в три года. Однако внеплановые проверки бизнеса полностью не были запрещены. Также остался прежним и перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации Дзись-Войнаровский, Н. Малое скрытное дело. - Slon.ru, 24 августа 2009 года..

В 2009 году был разработан ряд законопроектов с целью уменьшения контроля за малым предпринимательством со стороны налоговых и правоохранительных служб; организованы общественные советы по защите прав малых предпринимателей. Появился закон «Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного государственного и муниципального имущества», согласно которому предприятия получили право выкупать арендуемые помещения.

Обязательную сертификацию предприятий было разрешено заменять декларацией соответствия. Это было сделано для сокращения издержек предпринимателей на процедуры подтверждения безопасности товаров и услуг.

В течение 2009 года велась подготовка к кардинальным и давно ожидаемым переменам в строительной отрасли. С 1 января 2010 года лицензирование строительной деятельности заменялось саморегулированием, и строительные организации, занимающиеся производством изложенных в государственном Перечне работ Приказ Минрегионразвития РФ № 274 от 9 декабря 2008 года «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства,которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства», были обязаны вступить в саморегулируемые организации (СРО). Предполагалось, что членские взносы СРО образуют спецфонд, из которого, в случае строительного брака, будут покрыты расходы на реконструкцию. Предполагалось, что размер взносов составит от 300 тыс. до 1 млн рублей плюс ежегодные взносы 100-200 тыс. рублей плюс возмещение расходов спецфонда в случае их появления. Требование и правила перехода отрасли на саморегулирование вызвали у строителей и наблюдателей много вопросов и ожидание монополизации строительного рынка. Однако с помощью ФАС удалось вдвое сократить список подпадающих под необходимость получения допуска СРО работ в Перечне - большинство их выполняли в строительстве именно малые предприятия, для которых требуемые суммы за членство в СРО были неподъемны. Егоршева, Н. Вышел СРОк. «Российская газета» № 5211 (132) (18 июня 2010 года)

Экономическая поддержка

В рамках антикризисных мер в 2009 году был снижен налог на прибыль - до 20 %. Малые предприятия получили ряд дополнительных налоговых льгот по амортизации оборудования. Кроме того, от налогообложения были освобождены ввозимое технологическое оборудование, которое не производится в России, а также средства, предназначенные для обучения персонала.

Финансовая поддержка малого бизнеса со стороны государства включала в себя субсидирование и помощь в получении кредита. Антикризисные меры правительства России на 2009 год по субсидированию малых предприятий включали выделение средств для начинающих предпринимателей (до 300 тыс. руб.), для занятых в приоритетных областях (до 5 млн руб.), для осуществления конкретных инновационных проектов (до 2,5 млн руб.), для молодежных проектов (до 1 млн руб.). По действующей на тот момент программе микрофинансирования стало возможным получение кредита в размере до 350 тыс. руб. по так называемой упрощенной схеме, то есть без залога и поручительства.

Приоритетными сферами деятельности для получения господдержки малого предпринимательства стали жилищно-коммунальное хозяйство, производство и инновации, бытовые услуги и ремесленничество, молодежное предпринимательство и услуги для малообеспеченных слоев населения. Для этих направлений были установлены дополнительные компенсации: 75 % ставки рефинансирования при условии, что срок кредита превышает 3 года; 50 %, если срок составляет 2-3 года; 30 % при сроке 1-2 года.

Кроме субсидирования, государство осуществляло и компенсацию процентных ставок по кредитам, которые предприниматели получали в коммерческих банках. С этой целью были созданы специальные фонды поддержки малого бизнеса, взявшие на себя поручительства по кредитам в размере до 50 % от суммы обязательств заемщика. Для приоритетных направлений малого предпринимательства Фонд содействия кредитованию предоставлял поручительства до 70 % от кредитной суммы. Гарантируемая фондом сумма ссуды для малых предпринимателей - 70 млн. руб. Каньшина, Б. Кредиты для малого бизнеса: где искать поддержки предприятиям сегодня? - РБК.Кредит, 16 июня 2009.

Положение в сфере малого бизнеса, которое сложилось в настоящее время в нашей стране, свидетельствует о том, что дальнейшее его развитие без активного положительного вмешательства государства может привести к свертыванию (преимущественно через большую тенезацию) данного сектора экономики с соответствующим усилением социального напряжения и обострением экономических проблем. Жук А. Государственная поддержка предприятий малого и среднего бизнеса в условиях кризиса //Мировое и национальное хозяйство. - 2009. - № 10-11.

Несмотря на то, что антикризисная политика по отношению к предприятиям малого и среднего бизнеса немного различается, в зависимости от развития экономики, основной акцент в антикризисной политике делается не на прямой госзаказ, а на восстановление деловой активности через субсидирование процентных ставок, развитие лизинга, поддержку потребительского кредитования. Именно такие механизмы уже используются на рынках сельхозтехники, легковых автомобилей, авиационных перевозок. В результате должна получиться реальная, а не искусственная структура внутреннего спроса, который станет эффективной основой для посткризисного восстановления и последующего развития экономики. Правительство пытается не только поддержать внутренний спрос, но за счет реализации масштабных проектов создать инфраструктурный задел на будущее.

Среди возможных мер поддержки малого бизнеса - льготная аренда, пониженные тарифы на подключение к коммунальным сетям, квоты на государственные закупки для малых и средних предприятий.

Установление преференции при выкупе арендуемого недвижимого имущества, снижение платы за присоединение к электросетям, увеличение бюджетных субсидий малому бизнесу.

К сожалению, российское правительство, несмотря на все те преимущества и ту роль в формировании конкурентной среды и улучшения функционирования всей экономической системы, все еще не уделяет развитию малого бизнеса достаточно внимания, в отличие от правительств стран с развитой экономикой. Жук А. Государственная поддержка предприятий малого и среднего бизнеса в условиях кризиса //Мировое и национальное хозяйство. - 2009. - № 10-11.

Основными пунктами государственной поддержки в России являются:

Создание системы развития малого бизнеса;

Создание условий для оптимального развития бизнеса на всей территории страны;

Разработка мероприятий по созданию рабочих мест субъектами бизнеса;

Поддержка конкуренции, стимулирование инвестиционной деятельности;

Социализация бизнеса, вовлечение в бизнес различных слоёв населения;

Поощрение и помощь инициативным предпринимателям с помощью государственного кредитования и налоговых компромиссов;

Разработка и совершенствование правового законодательства в сфере бизнеса.

Систему государственной поддержки в России составляют:

Юридические аспекты, административные, нормативные документы, содействующие правомерному развитию бизнеса;

Аппарат государственного правления, представляющие собой институциональные структуры, ответственные за правильное функционирование предпринимательства;

Создание государственных фондов;

Формирование специализированных финансовых организаций.

Второстепенные методы со временем начинаю превосходствовать над прямыми. К ним относят в первую очередь:

Налоговые компромиссы (частичное или полное );

Ускоренные способы расчёта амортизации;

Помощь в научно-исследовательской деятельности и в подготовке молодых специалистов.

Предприятия могут использовать финансирование в таких целях:

Развитие нового дела;

Освоение новых технологий и выпуск новых видов продукции;

Расширение успешного бизнеса;

Программы обучения кадров и совершенствование информационных ресурсов;

Освоение новых рынков сбыта.

Выделим главные задачи государственного финансирования:

Привлечение коммерческих банков к предоставлению кредитов и займов для перспективных субъектов бизнеса;

Контроль над процессом предоставления займов банками;

Содействие увеличению капитала, которые сможет использоваться с помощью развития добросовестной конкуренции на рынке предоставления кредитных услуг субъектам бизнеса;

Способствование привлечению акционерного капитала предприятиям малого бизнеса.

Кредитных источников для развития малого предпринимательства в России слишком мало. Эта ситуация сложилась благодаря инфляции и некоторым проблемам в банковской деятельности. В связи с этим банки выдают только краткосрочные кредиты с большими процентами, а это никак не удовлетворяет нынешних бизнесменов.

Основные пути совершенствования государственной политики поддержки малого бизнеса

Многолетние развития рыночных реформ в России не включали в себя развитие малого предпринимательства. И поэтому не занимает надлежащего места в экономике государства. Доля малых предприятий в общем объеме в России гораздо ниже, чем в высокоразвитых странах. Лидирует в этом аспекте США, Япония, Италия, Франция, Германия. Опыт этих стран говорит о том, что при создании определённых условий играют важную роль в развитии экономики страны. В последние годы Россия постепенно разрабатывает концепции для улучшения ситуации, связанной с развитием бизнеса.

Основными целыми новых концепций являются:

Помощь и поддержка в проведении новаторских мероприятий в освоении новых видов продукции;

Создание более благоприятных условий, которые позволят стремительно развиваться бизнесу;

Создание комплекса мер безопасности.

Первая цель заключается в том, что государство должно поощрять инициативных бизнесменов, которые хотят добиться успехов, сделать полезный вклад в страны. Вторая цель состоит в обеспечении всеми необходимыми ресурсами, кадрами, капиталом, информацией, создании честной конкуренции. Третья цель несёт в себе защитную функцию от факторов внешнего воздействия.

Государственная поддержка бизнеса отражена во всевозможных законах, которые прописывают все важные моменты для развития и усовершенствования процесса создания малых предприятий. В начале 2000-х годов начали создаваться развития бизнеса, маркетинговые центры, исследовательские институты. Все эти структуры, значительно улучшили положение вещей. Эта инфраструктура доводит государственную поддержку до адресата.

Необходимо разработать систему финансирования и страхования бизнеса. Эти аспекты трансформировались по мере своего развития. Бюджетное финансирование проводилось только для тех бизнес-проектов, которые имели федеральное значение. Чтобы оптимизировать доступность банковских услуг, нужно разработать механизмы, которые повысят заинтересованность банков.

Что касается страхования, то их дороговизна не даёт возможности пользоваться этими услугами всем предприятиям. А отсутствие защиты бизнеса отталкивает кредиторов и инвесторов.

Существует два вида страховых услуг, играющих важную роль в финансовом регулировании:

Страхование того имущество, которое участвует в производственном процессе;

Страхование всевозможных хозяйственных рисков.

Также существенное влияние на имеет лизинг. Он имеет перспективы при организации бизнеса и не возникает необходимость в разовых инвестициях. Для начинающих бизнесменом, которые стоят на пороге открытия своего бизнеса и испытывают недостаток основных фондов, лизинг выступает наиболее удобной формой кредитования. Не стоит также забывать о франчайзинге, который предоставляет возможность получить технологии для успешного видения дела.

Можно сказать, что в России лизин и могут стать важнейшим инструментом, который позволит создать благоприятную среду для успешного видения бизнеса.

Немало важным шагом на пути к усовершенствованию государственной поддержки бизнеса стала разработка Концепции поддержки и развития бизнеса в России. Этот документ отражает все возможные способы улучшения климата для открытия новых предприятий и включает в себя меры по урегулированию всех спорных вопросов и защищенности бизнеса.

Мировой опыт государственной поддержки бизнеса

По данным исследования в США на долю малого бизнеса приходится половина крупных изобретений, удельный вес успешных малых предпринимательств очень велик. Это обусловлено тем, что государство проводит правильную политику поддержки бизнеса. Вкладываются средства, стимулируются инновационные процессы. Проводятся государственные заказы на конкурсной основе, которые привлекают перспективных молодых бизнесменов, способных осуществить прорыв в сфере бизнеса. Создаётся инфраструктура, обеспечивающая продвижение инновационных проектов на всех стадиях процесса. Правовое законодательство практически исключило риски для предпринимателей и позволяет уверено себя чувствовать новичкам бизнеса.

В Германии, например, огромный акцент, сделан на систему льготного кредитования. Там кредиты под видение бизнеса выдаются в размере 500 тыс.евро на срок до 20 лет, специфика погашения которых, просто восхищает. Ставки процентов погашения установлены для каждого года отдельно, это повышает возможность своевременного возврата кредита. Также существует очень успешное государственное страхование займов, это позволяет существенно снизить риски для бизнеса. Льготное и прямое бюджетное финансирование занимают не последнюю роль. Оно касается наиболее важных и приоритетных проектов для поддержания конкретной отрасли и государственной экономики в целом.

В Японии, помимо всех вышеперечисленных мер государственного регулирования, особое значение имеют информационно-консультационные отделы, созданные государством в помощь бизнесменам. Это существенно снижает риски провала и помогает выбрать правильный путь развития бизнеса.

Развитие бизнеса является основополагающим фактором развития экономики государства в целом. Поэтому создание благоприятных условий должно быть одним из основных направлений деятельности государства. Термин «государственная поддержка» должен быть не просто словосочетанием, а комплексом действенных мероприятий по повышению престижа видения бизнеса в России. Государству необходимо выделять средства и ресурсы для помощи бизнесменам, укреплять законодательную базу, работать с банковской сферой и усовершенствовать правовое и налоговое законодательство.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

В Московской области набирает обороты социально ориентированное предпринимательство. Владельцы малого и среднего бизнеса в данной сфере ориентированы в первую очередь на достижение общественно полезных целей. К социально значимым проектам можно отнести детские центры, предприятия, занимающиеся вопросами культурного наследия, и реабилитационные кабинеты. Одной из ключевых задач социального предпринимательства является создание возможностей для трудоустройства, повышения материального благосостояния и морального благополучия инвалидов. По оценкам экспертов, развитие социального предпринимательства сейчас является приоритетным направлением в работе властей Московской области..

Направления и задачи социального предпринимательства

Источник: Фотобанк Московской области , Семен Семенов В рамках социальных проектов люди с ограниченными возможностями здоровья оказываются вовлечены в активную деятельность и получают возможность работать. Существуют также проекты, направленные на социальное сопровождение нуждающихся в этом людей. Кроме того, в форме государственно-частного партнерства в регионе создают предприятия по разработке и производству медицинских услуг и технических средств реабилитации для инвалидов. Новые социальные проекты − социальный детский центр, предоставление услуг по уходу за пожилыми людьми, реабилитационный кабинет − позволяют повысить конкуренцию соцуслуг в Подмосковье.

Одна из основных задач социальных проектов − создавать рабочие места для людей с ограниченными возможностями здоровья. Так, жительница Истры Оксана Борисова открыла семейную свечную мастерскую Candlebar. Предприниматель приняла на работу 21 инвалида, среди которых есть люди с ментальными расстройствами, проблемами зрения и слуха, а также нарушениями опорно-двигательного аппарата. Работникам мастерской доставляют все необходимые материалы, и они трудятся дома. Ежемесячный заработок сотрудника мастерской с частичной занятостью составляет 20−25 тысяч рублей.

Меры господдержки


Источник: Фотобанк Московской области , Александр Кожохин Владельцы малого и среднего бизнеса в социальной сфере могут получить займы от Московского областного фонда микрофинансирования. С 2016 года фонд предоставляет займы до трех миллионов рублей на срок до трех лет. Для социальных предпринимателей годовая процентная ставка составляет от 8% до 10,4% в то время как для представителей других сфер бизнеса она колеблется от 10% до 13% годовых.

При аренде бизнесменами недвижимого имущества, принадлежащего области или муниципальным образованиям, с 2015 года действует понижающий коэффициент в размере 0,5. Он установлен для социально значимых видов деятельности, к которым относятся частные детские сады и образовательные центры, магазины шаговой доступности, пекарни и народно-художественные промыслы. По данным на 1 января 2017 года, в области насчитывается 431 малое и среднее предприятие, которое пользуется льготными условиями аренды. Наибольшее количество таких предприятий находится в Королеве, Дубне, Протвине, Люберцах, Подольске и Домодедове.

В прошлом году Минэкономразвития России на Всероссийском конкурсе программ социального развития регионов наградило правительство Московской области дипломом за лучшую региональную практику развития социального предпринимательства. Федеральное ведомство отметило поддержку региональных предприятий малого и среднего бизнеса: налоговые льготы, финансовую и имущественную помощь. Так, для индивидуальных предпринимателей в социальной сфере в 2015 году ввели «налоговые каникулы» сроком на два года по упрощенной и патентной системам налогообложения. По итогам Всероссийского конкурса, в 2016 году Подмосковье признано регионом, где меры господдержки в сфере соцпредпринимательства действуют наиболее эффективно.

Организация социального производства − один из способов применения субсидий по программе самозанятости для открытия собственного дела. В 2017 году министерство соцразвития Московской области выделило на организацию самозанятости субсидии общей суммой 26 миллионов рублей.

Поощрение соцпроектов


С введением западных санкций для сельскохозяйственного производства появились дополнительные стимулы.

Правительство поставило цель заполнить торговые точки российскими продуктами, и сегодня аграриям предлагаются солидные программы поддержки.

В чем их суть и как воспользоваться государственной помощью фермеру?

Цели данных программ

Таковы реалии аграрного сектора экономики: без поддержки фермеру, да и крупным представителям сложно добиваться серьезных и стабильных результатов. Поэтому на правительственном уровне проводятся системные финансовые вливания – субсидирование отрасли по всем направлениям.

Сюда можно отнести:

Законодательная база

Основным регулятором агропромышленной отрасли является ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

Стратегия поддержки АПК России представлена Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования на 2013-2020 годы. Именно в ней собраны все государственные инициативы и планы на предстоящую семилетку. Документ включает подпрограммы по всем направлениям сельского хозяйства.

Изменения и дополнения в законодательную базу вносятся правительственными постановлениями и разъяснениями.

Приоритетные направления деятельности

Для эффективного развития аграрного сектора субсидии предназначаются по основным направлениям :

Ожидания от претворения задуманного масштабнее:

  • расширить сырьевой рынок;
  • увеличить зарплаты в отрасли;
  • создать новые рабочие места и сферы деятельности;
  • освоить заброшенные земли.

К 2020 году аграрная отрасль будет полностью обновлена и готова к самостоятельному поступательному развитию. Но все это только перспективы. Сейчас же отрасль переживает не лучшие времена.

По подсчетам аналитиков на полную замену импортной «мясо-молочки» потребуется 7 лет, для получения стабильно высоких урожаев растениеводческих культур нужно не менее 5 лет. На модернизацию требуются колоссальные усилия и затраты, которые должны подкрепляться системной помощью от государства.

Виды, условия и порядок участия в программах

Применявшиеся в истекшем году субсидионные меры поддержки перекочевали в год наступивший. Отметим, что еще по осени 2016 года в правительстве заговорили о кардинальных изменениях в госфинансировании сельского хозяйства.

Но, как часто случается на заре реформ, новое только намечается, а старое продолжает применяться.

Расскажем об общих видах действующих субсидий :

  • Гранты на развитие КФХ. Предоставляются на конкурсной основе целевым назначением на приобретение с\х угодий, разработку и подведение систем коммуникаций, строительство хозяйственных объектов. предполагает строгую отчетность получателя о целевом использовании средств.
  • Кредитные средства на возмещение процентных затрат. Предоставляются исключительно для модернизации хозяйства.
  • Субсидирование лизинга, взятого для приобретения сельскохозяйственного оборудования и техники.
  • Компенсация расходов на возведение объектов крестьянского хозяйства семьи.
  • Единовременная субсидия. Предоставляется на обустройство фермерского хозяйства: приобретение или строительство жилья, покупку грузопассажирского транспорта, проведение коммуникаций.

Фермер может претендовать на все виды помощи, но только при соответствии требованиям отбора. Заявления рассматриваются конкурсными комиссиями.

Условия предоставления :

  1. Профессиональные качества претендента. Опыт работы фермера должен составлять от 10 лет. Преимущество у работников с\х сферы с высшим образованием.
  2. Не менее 10 лет будущий фермер должен вести личное подсобное хозяйство.
  3. Необходимы рекомендательные письма от муниципалитетов или членство в кооперативах.
  4. На объект получения субсидий представляется бизнес-план.
  5. Если подается заявка на грант, потенциальный получатель обязан до 30% суммы гранта обеспечить собственными финансами или средствами производства. Зачтется поголовье скота, хозяйственные строения и другое имущество, применяемое в деятельности.
  6. Схемы сбыта продукции. Преимущество за претендентами уже действующих хозяйств с налаженными путями реализации произведенного. Подтверждается это контрактами с торговыми точками, закупочными линиями, другими документами.

При предоставлении субсидий, в особенности – грантов, учитывается социальная значимость проекта для региона. К примеру, создание фермером дополнительных рабочих мест, оборудование подъездных путей и т. д.

Подготовка документов

В общих случаях это:

В зависимости от вида помощи могут понадобиться и другие документы.

Программа «Начинающий фермер»

Начинать всегда сложно, поэтому в 2019 году государство по-прежнему поддерживает вновь создаваемые хозяйства.

Размер и условия участия

Формат финансирования – грант на развитие или единовременная субсидия на бытовое обустройство.

В первом случае заявитель претендует на 1,5 млн рублей, во втором – до 300 тысяч.

Грант расходуется на покупку посадочных материалов, удобрений, кормов, расширение поголовья скота и птицы, земельных наделов и для других нужд с/х деятельности. Субсидия помогает начинающему предпринимателю создать достойные условия жизни.

Как оформить

Чтобы получить грантовую поддержку, нужно обратиться в Минсельхоз своего региона , собрать документы и защитить свой .

Пугаться не стоит: публичные слушания устраивать не будут. Под защитой понимается экспертная оценка бизнеса заявителя и его деловых качеств на основе предоставленного пакета.

Решение принимается за 15 дней после сдачи анкеты.

«Семейная животноводческая ферма»

Данная программа направлена на развитие социальной структуры села, увеличение поголовья скота, поддержку семейного аграрного бизнеса.

Семейным фермерское хозяйство считается, если все задействованные работники являются родственниками (не обязательно близкими).

Форма субсидии – грантовое финансирование.

Размер перечисления и условия предоставления

Под действие программы попадают фермеры, занятые разведением молочно-мясного скота.

Требования к претендентам:

  • численность работников – не менее трех человек;
  • перед подачей заявки ферма должна отработать год;
  • семья не получала ранее , создание и развитие крестьянских хозяйств.

Анкета участника конкурса направляется в сельскохозяйственное ведомство субъекта регистрации фермы.

Максимальный размер гранта равнозначен 60-процентным расходам хозяйства, отраженным в бизнес-плане и плане затрат. Максимум в денежном эквиваленте установлен для всех регионов страны – 10 млн рублей. Ферма должна подтвердить наличие 40% собственного обеспечения от суммы гранта. Не запрещается использовать кредит.

Распределение федеральных субсидий осуществляется регионами, которые получают транши из госбюджета. Кроме того, местные власти вправе предоставлять поддержку сельхозпроизводителям из местного бюджета.

Старая помощь по-новому принципу

В 2019 году на развитие агропромышленной отрасли правительство выделяет 300 млрд рублей.

Распределяться деньги будут по иной схеме.

Если раньше транши направлялись под конкретные программы, то в 2019 году в субъект переводится полная сумма на развитие с\х. Здесь страховые преференции, субсидирование кредитов, фермерских и крестьянских форм хозяйств, садоводства и племенного животноводства. Словом, всех представленных в конкретном субъекте направлений АПК.

Схема получила название «единой региональной субсидии» .

Предоставление кредитов

С 01.01.17 запущена программа льготного кредитования субъектов хозяйствования системы АПК. Займы на модернизацию и развитие хозяйств банки будут оформлять под 5% годовых.

В этой связи меняется адресат процентного субсидирования : теперь это кредитные учреждения. Государство возместит 100% ключевой ставки банкам, выдающим займы сельхозпроизводителям на льготных условиях.

Новые условия удобны, прежде всего, фермерам. Теперь не придется отвлекать существенные суммы из оборота для уплаты процентов, которые затем государство возмещало кредитополучателю через субсидию.

Банки для участия в программе утверждает Минсельхоз . Критерий – наличие собственных кредитных продуктов на привлекательных условиях для аграриев.

Требования к заемщикам вполне лояльны:

  • отсутствие действующих просрочек у претендента по другим кредитам;
  • стабильность в развитии хозяйства;
  • доходы, позволяющие производить текущие платежи.

Банк откажет однозначно фермерам, находящимся в банкротстве или реорганизации.

Существующие проблемы

Настораживает фактически полная передача распределения субсидирования в регионы. Ничего хорошего аграрному предпринимательству и производству в целом это не принесет.

Но главная проблема поддержки российских аграриев – это нестабильное финансирование. По сообщению Минфина, объем помощи сократится в 2017 году в 1,4 раза меньше, чем закладывалось изначально в паспорт Программы на 2013-2020 годы. Без должного финансового обеспечения громкие намерения Правительства по реформированию АПК скатятся до уровня прожектерства.

О государственной поддержке аграриям Карачаево-Черкесской республики рассказано в следующем видеосюжете:

В Московской области набирает обороты социально ориентированное предпринимательство. Владельцы малого и среднего бизнеса в данной сфере ориентированы в первую очередь на достижение общественно полезных целей. К социально значимым проектам можно отнести детские центры, предприятия, занимающиеся вопросами культурного наследия, и реабилитационные кабинеты. Одной из ключевых задач социального предпринимательства является создание возможностей для трудоустройства, повышения материального благосостояния и морального благополучия инвалидов. По оценкам экспертов, развитие социального предпринимательства сейчас является приоритетным направлением в работе властей Московской области. О том, как формируется эта сфера бизнеса в Подмосковье, читайте в материале портала mosreg.ru.

Направления и задачи социального предпринимательства

В рамках социальных проектов люди с ограниченными возможностями здоровья оказываются вовлечены в активную деятельность и получают возможность работать. Существуют также проекты, направленные на социальное сопровождение нуждающихся в этом людей. Кроме того, в форме государственно-частного партнерства в регионе создают предприятия по разработке и производству медицинских услуг и технических средств реабилитации для инвалидов. Новые социальные проекты − социальный детский центр, предоставление услуг по уходу за пожилыми людьми, реабилитационный кабинет − позволяют повысить конкуренцию соцуслуг в Подмосковье.

Одна из основных задач социальных проектов − создавать рабочие места для людей с ограниченными возможностями здоровья. Так, жительница Истры Оксана Борисова открыла семейную свечную мастерскую Candlebar. Предприниматель приняла на работу 21 инвалида, среди которых есть люди с ментальными расстройствами, проблемами зрения и слуха, а также нарушениями опорно-двигательного аппарата. Работникам мастерской доставляют все необходимые материалы, и они трудятся дома. Ежемесячный заработок сотрудника мастерской с частичной занятостью составляет 20−25 тысяч рублей.

Меры господдержки

Владельцы малого и среднего бизнеса в социальной сфере могут получить займы от Московского областного фонда микрофинансирования. С 2016 года фонд предоставляет займы до трех миллионов рублей на срок до трех лет. Для социальных предпринимателей годовая процентная ставка составляет от 8% до 10,4% в то время как для представителей других сфер бизнеса она колеблется от 10% до 13% годовых.

При аренде бизнесменами недвижимого имущества, принадлежащего области или муниципальным образованиям, с 2015 года действует понижающий коэффициент в размере 0,5. Он установлен для социально значимых видов деятельности, к которым относятся частные детские сады и образовательные центры, магазины шаговой доступности, пекарни и народно-художественные промыслы. По данным на 1 января 2017 года, в области насчитывается 431 малое и среднее предприятие, которое пользуется льготными условиями аренды. Наибольшее количество таких предприятий находится в Королеве, Дубне, Протвине, Люберцах, Подольске и Домодедове.

В прошлом году Минэкономразвития России на Всероссийском конкурсе программ социального развития регионов наградило правительство Московской области дипломом за лучшую региональную практику развития социального предпринимательства. Федеральное ведомство отметило поддержку региональных предприятий малого и среднего бизнеса: налоговые льготы, финансовую и имущественную помощь. Так, для индивидуальных предпринимателей в социальной сфере в 2015 году ввели «налоговые каникулы» сроком на два года по упрощенной и патентной системам налогообложения. По итогам Всероссийского конкурса, в 2016 году Подмосковье признано регионом, где меры господдержки в сфере соцпредпринимательства действуют наиболее эффективно.

Организация социального производства − один из способов применения субсидий по программе самозанятости для открытия собственного дела. В 2017 году министерство соцразвития Московской области выделило на организацию самозанятости субсидии общей суммой 26 миллионов рублей.

Поощрение соцпроектов

С 2013 года в Подмосковье при поддержке Минэкономразвития России проводится конкурс «Лучший социальный проект года Московской области». Мероприятие организовали с целью развития социального предпринимательства в регионе. Кроме того, экспертная группа конкурса выявляет наиболее действенные практики поощрения и поддержки соцпроектов.

В конкурсе участвуют социальные проекты в сфере культурно-просветительской деятельности, дошкольного и дополнительного образования детей , в области физкультуры и спорта для людей, нуждающихся в социальном сопровождении.

При рассмотрении представленных проектов конкурсное жюри учитывает их значимость для общества, инновации при осуществлении предпринимательской деятельности, потенциал развития, экономическую устойчивость проекта и достигнутые результаты.

Полина Зотова