Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Как достичь цветовой гармонии? Цветовые гармонии в живописи

  • Глава 06. Двенадцатичастный цветовой круг
  • Глава 07. Семь типов цветовых контрастов
  • Глава 08. Контраст по цвету
  • Глава 09. Контраст светлого и темного
  • Глава 10. Контраст холодного и теплого
  • Глава 11. Контраст дополнительных цветов
  • Глава 12. Симультанный контраст
  • Глава 13. Контраст по насыщенности
  • Глава 14. Контраст по площади цветовых пятен
  • Глава 15. Смешение цветов
  • Глава 16.
  • Глава 17. Цветовые созвучия
  • Глава 18. Форма и цвет
  • Глава 19. Пространственное воздействие цвета
  • Глава 20. Теория цветовых впечатлений
  • Глава 21. Теория цветовой выразительности
  • Глава 22. Композиция
  • Послесловие
  • Цветовая гармония

    Когда люди говорят о цветовой гармонии, они оценивают впечатления от взаимодействия двух или более цветов. Живопись и наблюдения над субъективными цветовыми предпочтениями различных людей говорят о неоднозначных представлениях о гармонии и дисгармонии.

    Для большинства цветовые сочетания, называемые в просторечии «гармоничными», обычно состоят из близких по своему характеру цветов или же различных цветов близких по светлоте. В основном эти сочетания не обладают сильной контрастностью. Как правило, оценка гармонии или диссонанса вызвана ощущением приятного-неприятного или привлекательного-непривлекательного. Подобные суждения построены на личном мнении и не носят объективного характера.

    Понятие цветовой гармонии должно быть изъято из области субъективных чувств и перенесено в область объективных закономерностей.

    Гармония - это равновесие, симметрия сил.

    Изучение физиологической стороны цветового видения приближает нас к решению этой проблемы. Так, если некоторое время смотреть на зеленый квадрат, а потом закрыть глаза, то в глазах у нас возникнет красный квадрат. И наоборот, наблюдая красный квадрат, мы получим его «обратку» - зеленый. Эти опыты можно производить со всеми цветами, и они подтверждают, что цветовой образ, возникающий в глазах, всегда основан на цвете, дополнительном к реально увиденному. Глаза требуют или порождают дополнительные цвета. И это есть естественная потребность достичь равновесия. Это явление можно назвать последовательным контрастом.

    Другой опыт состоит в том, что на цветной квадрат мы накладываем близкий по светлоте серый квадрат меньшего размера. На желтом этот серый квадрат покажется нам светло-фиолетовым, на оранжевом - голубовато-серым, на красном - зеленовато-серым, на зеленом - красновато-серым, на синем - оранжево-серым и на фиолетовом - желтовато-серым (рис. 31-36). Каждый цвет заставляет серый принять его дополнительный оттенок. Чистые цвета также имеют тенденцию окрашивать другие хроматические цвета в свой дополнительный цвет. Это явление называется симультанным контрастом.

    Последовательный и симультанный контрасты указывают на то, что глаз получает удовлетворение и ощущение равновесия только на основе закона о дополнительных цветах. Рассмотрим это еще и с другой стороны.

    Физик Румфорд первым опубликовал в 1797 году в Никольсон-журнале свою гипотезу о том, что цвета являются гармоничными в том случае, если их смесь дает белый цвет. Как физик он исходил из изучения спектральных цветов. В разделе, посвященном физике цвета, уже говорилось, что если изъять какой-либо спектральный цвет, предположим, красный, из цветового спектра, а остальные окрашенные световые лучи - желтый, оранжевый, фиолетовый, синий и зеленый - собрать с помощью линзы вместе, то сумма этих остаточных цветов будет зеленой, то есть мы получим цвет дополнительный к изъятому. По законам физики цвет, смешанный со своим дополнительным цветом, образует общую сумму всех цветов, то есть белый, а пигментная же смесь даст в этом случае серо-черный цвет.

    Физиологу Эвальду Герингу принадлежит следующее замечание: «Среднему или нейтральному серому цвету соответствует то состояние оптической субстанции, в котором диссимиляция - расход сил, затраченных на восприятие цвета, и ассимиляция - их восстановление - уравновешены. Это значит, что средний серый цвет создает в глазах состояние равновесия».

    Геринг доказал, что глазу и мозгу требуется средний серый, иначе, при его отсутствии, они теряют спокойствие. Если мы видим белый квадрат на черном фоне, а затем посмотрим в другую сторону, то в виде остаточного изображения увидим черный квадрат. Если мы будем смотреть на черный квадрат на белом фоне, то остаточным изображением окажется белый. Мы наблюдаем в глазах стремление к восстановлению состояния равновесия. Но если мы будем смотреть на средне-серый квадрат на средне-сером фоне, то в глазах не появится никакого остаточного изображения, отличающегося от средне-серого цвета. Это означает, что средне-серый цвет соответствует состоянию равновесия, необходимому нашему зрению.

    Процессы, идущие в зрительном восприятии, вызывают соответствующие психические ощущения. В этом случае гармония в нашем зрительном аппарате свидетельствует о психофизическом состоянии равновесия, в котором диссимиляция и ассимиляция зрительной субстанции одинаковы. Нейтральный серый соответствует этому состоянию. Я могу получить один и тот же серый цвет из черного и белого или из двух дополнительных цветов в том случае, если в их состав входят три основных цвета - желтый, красный и синий в надлежащей пропорции. В частности, каждая пара дополнительных цветов включает в себя все три основных цвета:

    • красный - зеленый = красный - (желтый и синий);
    • синий - оранжевый = синий - (желтый и красный);
    • желтый - фиолетовый = желтый - (красный и синий).

    Таким образом, можно сказать, что если группа из двух или более цветов содержит желтый, красный и синий в соответствующих пропорциях, то смесь этих цветов будет серой.

    Желтый, красный и синий представляют собой общую цветовую суммарность. Глазу для его удовлетворения требуется эта общая цветовая связка, и только в этом случае восприятие цвета достигает гармоничного равновесия.

    Два или более цвета являются гармоничными, если их смесь представляет собой нейтральный серый цвет.

    Все другие цветовые сочетания, которые не дают нам серого цвета, по своему характеру становятся экспрессивными или дисгармоничными. В живописи существует много произведений с односторонне-экспрессивной интонацией, причем их цветовая композиция, сточки зрения вышеизложенного, не является гармоничной.

    Эти произведения действуют раздражающе и слишком возбуждающе своим подчеркнуто настойчивым использованием какого-то одного преобладающего цвета. Нет необходимости утверждать, что цветовые композиции должны быть обязательно гармоничными, и когда Сёра говорит, что искусство - это гармония, то он путает художественные средства и цели искусства.

    Легко заметить, что большое значение имеет не только расположение цветов относительно друг друга, но и их количественное соотношение, как и степень их чистоты и светлоты.

    Основной принцип гармонии исходит из обусловленного физиологией закона дополнительных цветов. В своем труде о цвете Гёте писал о гармонии и целостности так: «Когда глаз созерцает цвет, он сразу приходит в активное состояние и по своей природе неизбежно и бессознательно тотчас же создает другой цвет, который в соединении с данным цветом заключает в себе весь цветовой круг. Каждый отдельный цвет благодаря специфике восприятия заставляет глаз стремиться к всеобщности. И затем, для того чтобы добиться этого, глаз, в целях самоудовлетворения, ищет рядом с каждым цветом какое-либо бесцветно-пустое пространство, на которое он мог бы продуцировать недостающий цвет. В этом проявляется основное правило цветовой гармонии».

    Вопросов цветовой гармонии касался также и теоретик цвета Вильгельм Оствальд. В своей книге об основах цвета он писал: «Опыт учит, что некоторые сочетания некоторых цветов приятны, другие неприятны или не вызывают эмоций. Возникает вопрос, что определяет это впечатление? На это можно ответить, что приятны те цвета, между которыми существует закономерная связь, то есть порядок. Сочетания цветов, впечатление от которых нам приятно, мы называем гармоничными. Так что основной закон можно бы было сформулировать так: Гармония = Порядок.

    Для того чтобы определить все возможные гармоничные сочетания, необходимо подыскать систему порядка, предусматривающую все их варианты. Чем этот порядок проще, тем более очевидной или само собой разумеющейся будет гармония. Мы нашли две системы, способные обеспечить этот порядок: цветовые круги, соединяющие цвета, равной степени насыщенности, - и треугольники для цветов, представляющих смеси того или иного цвета с белым или черным. Цветовые круги позволяют определить гармоничные сочетания различных цветов, треугольники - цветотональную гармонию».

    Когда Оствальд утверждает, что «...цвета, впечатление от которых нам приятно, мы называем гармоничными», то он высказывает чисто свое субъективное представление о гармонии. Но понятие цветовой гармонии должно быть перемещено из области субъективного отношения в область объективных законов.

    Когда Оствальд говорит: «Гармония = Порядок», предлагая в качестве системы порядка цветовые круги для различных цветов одинаковой насыщенности и цветотональные треугольники, он не учитывает физиологических законов остаточного изображения и симультанности.

    Чрезвычайно важной основой любой эстетической теории цвета является цветовой круг, поскольку он дает систему расположения цветов. Так как художник-колорист работает с цветовыми пигментами, то и цветовой порядок круга должен быть построен согласно законам пигментных цветовых смесей. Это значит, что диаметрально противоположные цвета должны быть дополнительными, то есть дающими при смешивании серый цвет. Так, в моем цветовом круге синий цвет стоит против оранжевого, и смесь этих цветов дает нам серый цвет.

    В то время как в цветовом круге Оствальда синий цвет расположен против желтого, и их пигментная смесь дает зеленый. Это основное различие в построении означает, что цветовой круг Оствальда не может быть использован ни в живописи, ни в прикладных искусствах.

    Определением гармонии закладывается фундамент гармоничной цветовой композиции. Для последней весьма важно количественное отношение цветов. На основании светлоты основных цветов Гёте вывел следующую формулу их количественного соотношения:

    • желтый: красный: синий = 3: 6: 8

    Можно сделать общее заключение, что все пары дополнительных цветов, все сочетания трех цветов в двенадцатичастном цветовом круге, которые связаны друг с другом через равносторонние или равнобедренные треугольники, квадраты и прямоугольники, являются гармоничными.

    Связь всех этих фигур в двенадцатичастном цветовом круге иллюстрирует рисунок 2. Желто-красно-синий образуют здесь основное гармоничное трезвучие. Если эти цвета в системе двенадцатичастного цветового круга соединить между собой, то мы получим равносторонний треугольник. В этом трезвучии каждый цвет представлен с предельной силой и интенсивностью, причем каждый из них выступает здесь в своих типично родовых качествах, то есть желтый действует на зрителя как желтый, красный - как красный и синий - как синий. Глаз не требует добавочных дополнительных цветов, а их смесь дает темный черно-серый цвет.

    Желтый, красно-фиолетовый и сине-фиолетовый цвета объединяет фигура равнобедренного треугольника. Гармоничное созвучие желтого, красно-оранжевого, фиолетового и сине-зеленого объединены квадратом. Прямоугольник же дает сгармонизованное сочетание желто-оранжевого, красно-фиолетового, сине-фиолетового и желто-зеленого.

    Связка геометрических фигур, состоящая из равностороннего и равнобедренного треугольника, квадрата и прямоугольника, может быть размещена в любой точке цветового круга. Эти фигуры можно вращать в пределах круга, заменяя, таким образом, треугольник, состоящий из желтого, красного и синего, треугольником, объединяющим желто-оранжевый, красно-фиолетовый и сине-зеленый или красно-оранжевый, сине-фиолето вый и желто-зеленый.

    Тот же опыт можно провести и с другими геометрическими фигурами. Дальнейшее развитие этой темы можно будет найти в разделе, посвященном гармонии цветовых созвучий.

    Всем привет! В этой статье мы постараемся максимально осветить тему цветоподбора. В качестве теории предлагаем ознакомиться с переводом статьи с блога Adobe о цветовых гармониях, автор Tony Harmer. А для отработки на практике у нас есть видео урок: как подбирать цвета в Adobe Illustrator. Речь в уроке пойдёт о панели Color Guide, видео вы найдёте в конце этого поста.

    Цветовые гармонии

    Цветовые гармонии представляют собой комбинацию или сочетание цветов, которые радуют глаз. Мы постоянно используем цветовые гармонии: когда выбираем одежду, когда украшаем наши дома или рабочие места, и когда мы, как дизайнеры, хотим передать какой-либо смысл или настроение.

    Цветовой круг

    Цветовой круг - это инструмент, который позволяет дизайнеру подбирать сочетающиеся цвета, составлять палитры. Иоганн фон Гете назвал это «Теория цветов», но здесь нет настоящей теории. За время существования цветового круга было разработано множество теорий и представлений о цвете. Но именно цветовой круг довольно удобно использовать на практике при цветоподборе. Именно поэтому он будет отправной точкой для нашей работы.

    В Adobe Illustrator встроено двадцать три цветовых гармонии, все они доступны в панеле Color Guide (Shift+F3) и инструменте Recolor Artwork (Edit > Edit Colors > Recolor Artwork) . Поэтому в этом посте мы рассмотрим именно их.

    Особенности цветового круга в Adobe Illustrator

    Технически цветовой круг в Adobe Illustrator имеет больше сходства с колесом LAB, но наглядно оно ближе к модели RYB, которая имеет больше общего с традиционной художественной моделью.

    У цветового круга RGB красный находится на нуле градусов. При этом Циан (Cyan) - на противоположной стороне, то есть 180 градусов. Именно так и выглядит цветовой круг в Adobe Illustrator.

    При этом невооружённым глазом видно, что на этом цветовом круге противоположный красному - это зелёный, а голубой цвет находится рядом немного в стороне. Но если вы возьмете красный цвет и повернёте его на 180 градусов, используя ползунки в диалоговом окне Recolor Artwork, вы получите именно Циан (Cyan)! Это всего лишь особенность работы Adobe Illustrator в отличии, например, от того же Photoshop.

    Сочетания цветов, цветовые гармонии

    Здесь мы покажем вам все цветовые гармонии на примере сочетаний цветов, где красный будет выступать в качестве базового.

    Комплиментарные цвета (Complementary)

    Комплиментарные цвета - здесь всё довольно просто, они расположены напротив друг друга на цветовом круге.

    В Adobe Illustrator есть 4 вариации для комплиментарной гармонии. Они уже не такие строгие по сравнению с классическими комплиментарными цветами, то есть допускаются небольшие отклонения от противоположного расположения цветов.

    Аналоговые цвета (Analogous)

    Аналоговая гармония генерирует четыре дополнительных цвета с оттенками, расположенными на расстоянии 15 и 30 градусов по часовой стрелке и против часовой стрелке от исходного цвета. Яркость и насыщенность у цветов меняется. Есть вариация аналоговой гармонии с 5 цветами.

    Монохроматические цвета (Monochromatic)

    Эта гармония генерирует вариации насыщенности и яркости. Их представлено три: Monochromatic, Monochromatic 2 и Shades.

    Триадные цвета (Triadic)

    В триадной гармонии цвета расположены с шагом в 120 градусов по цветовому кругу. Как и в предыдущих случаях есть вариации с дополнительными цветами и изменениями оттенков и насыщенности.

    Квадратная и прямоугольная схема (Tetrads)

    Тетрады чаще всего называют квадратными или прямоугольными цветовыми сочетаниями. Вы также можете усмотреть ромб в положении цветов на круге. Оригинальный Tetrad генерирует три дополнительных цвета с шагом в 90 градусов. Но есть, конечно же, и вариации.

    Составные цвета (Compounds, secondary)

    Составными цветами называют те, которые можно получить при смешивании основных (красный, жёлтый и синий). Гармония Compounds работает по похожему принципу, давая составные цвета, сочетающиеся с базовым.

    Контрастные цвета (High Contrast)

    High Contrast - это по сути триадные гармонии, которые включают в себе правила некоторых других цветовых сочетаний.

    Пентаграмма (Pentagram)

    И завершим мы гармонией Pentagram. Это пять цветов с шагом в 72 градуса на цветовом круге. Насыщенность и яркость у цветов также меняются.

    На этом можно и закончить наше путешествие в мир гармоничных цветов. Но мы не хотим, чтобы вы ограничивались этими правилами. Правила придумывают люди, а им свойственно ошибаться. Именно поэтому правила можно и даже нужно нарушать. Гармонии Adobe Illustrator могут стать для вас отправной точкой, а дальше ждут удивительные открытия и творческие эксперименты. Любую гармонию можно редактировать через Recolor Artwork. Так что удачных вам цветовых сочетаний и плодотворного творчества!

    Как подбирать цвета в Adobe Illustrator

    В этом видео уроке вы можете поближе познакомиться с панелью Color Guide (гид по цветам). Мы разберём, как с помощью панели Color Guide подбирать цветовые сочетания, опираясь на гармонии. Также вас ждёт обзор профессионального монитора для дизайнеров BenQ PD2700Q.

    Ещё одно видео по цветоподбору. В этот раз рассматриваем такой инструмент, как Recolor Artwork. Благодаря Recolor Artwork можно подбирать цвета в Adobe Illustrator прямо на цветовом круге, перекрашивать иллюстрацию, настраивать яркость и насыщенность. В дополнение обзор профессионального 4K монитора BenQ PD2700U.

    И ещё одно видео на закуску. Полезные скрипты для работы с цветом в Adobe Illustrator.

    Хотите больше практики?

    Дорогие друзья,

    при работе с цветом цель художника, дизайнера заключается в создании цветовой гармонии .

    Цветовая гармония – это согласованность между собой цветов в результате найденной пропорциональности их площадей и форм, равновесия и созвучия, основанного на нахождении неповторимого оттенка каждого цвета. Эта гармония должна вызывать в человеке определенные положительные чувства и ощущения.

    По характеру психофизиологического восприятия принято подразделять гармонические сочетания на пять цветовых групп: однотональные гармонические сочетания цветов, гармонические сочетания родственных цветов, гармонические сочетания контрастных цветов, гармонические сочетания родственно-контрастных цветов и гармонические сочетания «Триада».

    1. Монохромные гармонические сочетания построены на основе одного цвета. Они создаются путем комбинирования выбранного цвета с его светлыми и темными оттенками, полученными путем добавления белого и черного цветов. В результате можно добиться, с одной стороны, сильного тонального контраста, а с другой – тонких цветовых отношений. Общий цветовой тон придает однотональным сочетаниям спокойный уравновешенный характер.

    Монохромная гармония

    В зависимости от поставленных задач цветовая гармония может быть организована в разных светлотных диапазонах. Например, использование полного светлотного диапазона выражает покой, стабильность. Подбор цветов, отделенных друг от друга разными интервалами способствует проявлению активности, напряженности цвета. Для выражения динамичного контраста выбирают два цвета с небольшим тональным интервалом между ними и третий – с бо́́льшим интервалом. Равномерное соотношение площадей, занятых в сочетаемых цветах, утверждает статику, неравномерное – динамику.

    Монохромная гармония в природе

    1. Гармонические сочетания родственных цветов достигаются благодаря использованию трех цветов, находящихся рядом в цветовом круге. Благодаря близости расположения, такие цвета легко сочетаются. У этой гармонии может быть много глубины, ей присуще богатое своеобразие и элегантный вид. Гармония родственных цветов основывается на подобии цветовых тонов (или на легком их противопоставлении по цветовому тону) и вызывает ощущение уравновешенности и спокойствия.

    Гармония родственных цветов

    Введение в сочетания родственных цветов незначительного количества белого или черного цвета приводит к гармонии, усиливает эмоциональную выразительность композиции. Гармониям родственных цветов присущ активный светлотный контраст, способствующий выразительности тональных сочетаний. Например, равнонасыщенные три цветовых тона одинаковой светлоты не образуют тонких цветовых сочетаний. Как только к двум из трех сочетаемых цветов добавить черный или белый цвет, цветовые сочетания приобретают согласованность.

    Гармония родственных цветов в природе

    1. Гармонические сочетания контрастных цветов создаются посредством использования двух цветов, которые расположены друг напротив друга в цветовом круге. Этот прием обычно применяется для создания акцентов, так сочетания этих пар цветов обладают наибольшей цветовой контрастностью, вызывающей активное звучание, напряженность и динамичность композиции. Это позволяет одному цвету дополнять другой таким образом, что один из них привлекает внимание, а другой является фоном.

    Гармония контрастных цветов

    Приступая к созданию контрастных гармонических сочетаний, сначала выбирают исходный цвет, затем определяют соответствующий ему контрастный цвет. Создавая гармонию контрастных цветов, можно добавить к каждому из сочетаемых цветов ахроматические цвета.

    Гармония контрастных цветов. Квадрат

    «Квадрат» – разновидность гармонических сочетаний контрастных цветов из четырёх цветов, равноудаленных друг от друга.

    Гармония контрастных цветов. Тетрада

    «Тетрада» – разновидность гармонических сочетаний контрастных цветов из четырёх цветов, в которой по две пары цветов, расположенных напротив друг друга.

    Гармония контрастных цветов в природе

    1. Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов – наиболее распространенный вид цветовых гармоний, образующий равнобедренный треугольник в цветовом круге. Здесь гармония достигается через использование какого-либо цвета и цветов, смежных с его дополнительным. Такие цвета более мягкие, нежели сочетание просто двух дополнительных цветов.

    Гармония родственно-контрастных цветов

    Характерной особенностью составления гармонических сочетаний родственно-контрастных цветов является присутствие в сочетаниях одинакового количества главного и контрастирующего цветов.

    Гармония родственно-контрастных цветов в природе

    1. 5. Гармонические сочетания «Триада» – сочетание трёх цветов, равноудаленных друг от друга и образующих равносторонний треугольник в цветовом круге. Данная схема популярна среди художников, потому что она предполагает сильный визуальный контраст, сохраняя при этом баланс и цветовую насыщенность. Такая композиция выглядит достаточно живой даже при использовании бледных и ненасыщенных цветов.

    Гармонические сочетания «Триада» демонстрируют очень отчетливые и сильные цветовые комбинации, являясь, однако, самой сложной с точки зрения правильного создания. Чтобы добиться гармоничности в триаде, один цвет берут за главный, а два других используют для акцентов.

    Триада в природе

    Однако следует помнить, что в создании цветовой гармонии большое значение имеют не только сами цвета, но и конфигурация пятен, размер площадей сопоставляемых цветовых тонов. Между различными цветами любой композиции существует очевидная взаимосвязь, каждый цвет уравновешивает или выявляет другой, а два цвета вместе влияют на третий. Изменение одного цвета приводит к разрушению колористической, цветовой гармонии художественного произведения и вызывает необходимость изменять все остальные цвета.

    Как известно, все цвета которые мы видим, можно разделить на ахроматические (белый, черный, оттенки серого - цветовых волн нет, есть лишь освещение.) и хроматические (цвета спектра, цветовые волны, которые воспринимает наш глаз). Цветовые волны плавно переходят друг в друга, создавая цветовой континуум - неперывное плавное изменение цвета.

    Эти два направления не существуют отдельно, хроматические цвета (весь континуум) смешиваются с ахроматическими, что дает всю гамму оттенков , которые видит наш глаз. Наиболее удачно вся гамма представлена в трехмерном "Дереве" Манселла.

    Примеси разных ахроматических цветов формируют разные тоновые направления.

    Если смешать чистый цвет с белым, получатся светлые цвета, с черным - темные .

    Если говорить о цвете как о цветовых волнах, то серый цвет - это смешение цвета с его противоположностью (т.е. например, оранжевого с синим), две волны "гасят" друг друга и насыщенность цвета теряется. Поэтому мягкие цвета (смешанные с серым пигментом, с противоположной волной, на самом деле) смотрятся "сложными, нюансными". Итак, смесь с серым дает "мягкие цвета".

    Если говорить о художественной цветовой гармонии, то не все хроматические цвета континуума хорошо смотрятся друг с другом, они сочетаются с определенной ритмичностью. Цвета с золотистым подтоном считаются теплыми , цвета с синим - холодными . Существуют и нейтральные по температурной характеристике цвета, находящиеся в континууме между двумя оттенками.

    Итого, мы имеем 6 характеристик цвета, 3 пары дихотомий .
    Дихотомия - это шкала. Это не столько выбор или - или, сколько нахождение на этой шкале. Например, оба цвета могут быть теплыми, но один - ярко выраженным теплым, а другой - ближе к нейтральным.

    Общепризнанные характеристики цвета это:
    Светлота: светлый (с белой примесью) или темный (с черной примесью).
    Яркость (насыщенность): яркий (почти без примесей, насыщенный пигмент) или мягкий (маловыраженный пигмент, приближенность к серому, серая примесь)
    Цветовой тон (место цвета в континууме). Сюда относится как раз деление цветов на теплые (с золотистым подтоном) или холодные (с синим подтоном)

    Любой цвет описывается всеми тремя характеристиками, однако, выражены они с разной интенсивностью . Это и обеспечивает разнообразие оттенков. Та характеристика, которая выражена больше всего, сильнее всего влияет на восприятие цвета, остальные характеристики вносят коррективы. Если сочетать все цветовые характеристики, получится 48 вариантов - 48 переходящих друг в друга колоритов . Как они переходят друг в друга я вам уже рассказывала. Это абсолютно уникальная авторская разработка, так что, думаю, вопросы, по какой системе я работаю, отпадут - я работаю по СВОЕЙ системе "Color Harmony",построенной целиком и полностью на теории цвета, засчет чего она точнее большинства других цветовых теорий, если не всех.

    На эти ячейки с размытыми границами можно разделить все цвета континуума. Однако, в практическом использовании 48 палитр - это много, слишком много цветов будет повторяться. Поэтому лучше всего сократить количество палитр до 12. почему до 12? сейчас объясню. Как я сказала, больше всего на восприятие цвета и его сочетаемость с другими влияет ведущая характеристика, самая ярковыраженная. Значит, у нас есть 6 направлений - яркие колориты, мягкие, светлые, темные, теплые, холодные. У ярких цветов в первую очередь видно чистоту цвета, у мягких - серую примесь или "сложность" цвета, у темных - глубину, темноту, у светлых - разбеленность, воздушность, у теплых - золото, теплоту, у холодных - льдистость, синеву.

    Сравните холодный мягкий колорит и мягкий холодный. В первом случае в глаза бросается синева, холод. во втором - сложность, серая примесь.


    Нам важна также и температурная характеристика - поскольку именно при несовпадении температурного подтона кожа оптически реагирует неприятными эффектами (пожелтением, бледностью, покраснением, цветными тенями) - это оптика. Волны накладываются друг на друга и дают неестественный цвет.

    Поэтому те направления, где температурная характеристика не первая, стоит разделить еще на две подгруппы.

    Получаются яркий теплый, яркий холодный, мягкий теплый, мягкий холодный, светлый теплый, светлый холодный, темный теплый, темный холодный.

    В случае с колоритами, где температураня характеристика ведущая, важна яркость - чистые цвета или сложные. Поэтому они разделяются таким образом: теплый яркий и теплый мягкий, холодный яркий и холодный мягкий.

    Получается 12 колоритов, и упрощенно цветовой глобус будет выглядеть так:

    Некоторые системы колоритов используют старые "сезонные" названия колоритов, что ни на что не влияет кроме терминологии.

    Каждый человек попадает в один колорит из 12, но с определенными поправками и индивидуальными переходами. Все цвета внешности человека обладают одинаковым набором характеристик , не бывает такого, что кожа холодная, а глаза, теплые, все раскрашено из одной палитры, а то бы цвета вашей внешности не были гармоничны. Это закон природы=)


    Все цвета внутри основного колорита человеку подходят, и в дополнение к ним подходят некоторые цвета соседних колоритов, которые просто добавляются в индивидуальную палитру. У разных людей эти "добавки" отличаются.

    И представляю сами 12 колоритов, которые вам, в принципе, уже знакомы.

    Я буду называть их по характеристикам, хотя сезонные названия пока пусть остаются для соотнесения терминологии=)

    И маленький бонус - палитры теперь имеют координаты Pantone (Картинки в крупном разрешении можно будет скачать с гугл диска https://drive.google.com/file/d/0B2SlBFbzV-EYOHZYSFlRa19YY1E/edit?usp=sharing , перепост картинок в других местах приветствуется, но только в случае ссылки на нас=)), кроме того, я несколько дополнила некоторые палитры. Цвета pantone очень часто у меня запрашивают. Хотя в бытовом использовании клиентам легче использовать классические 12 tone типа таких.

    И.. представляю 12 колоритов.Каждый из них вызывает некоторые ассциации, я их тоже приведу, но только этими ассоциациями колорит не ограничивается - они лишь дадут прочувствовать "дух" цветов, составляющих палитру. Но в любом частном случае цвета могут нести разные ассоциации(!) в зависимости от их использования. Но я надеюсь, мне удасться показать все колориты с их лучшей стороны=) После названия каждой палитры будут ссылки на мой pinterest, куда я постепенно будут собирать цвета и ассоциации, это поможет вам представить цвета "в действии".

    Яркий холодный колорит. ("Яркая зима") "Impressive" palette - "впечатляющая" .

    Ведущая характеристика - яркость, дополнительная - нейтрально - холодный. Может быть как относительно светлым, так и относительно темным.Часто контрастный по светлоте. Цвета чистые, либо без явных примесей,либо с голубоватой примесью.

    Общее впечатление от палитры - яркость, броскость, хотя при этом проблеживается и некоторая сдержанность, обусловленная синим подтоном.

    Палитра напоминает зимний пейзаж в светлый день своими цветовыми контрастами чистых цветов, белого, черного, красного и холодного зеленого, либо тропические острова с яркими птицами, цветами, бирюзовой водой, синим небом и изумрудной зеленью.

    Яркий теплый колорит. ("Яркая весна"). Creative Palette - "Творческая" палитра.

    www.pinterest.com/shahrazade/ch-bright-a nd-warm/

    Ведущая характеристика - яркость. Дополнительная - нейтрально - теплый. Может быть как относительно светлым, так и относительно темным колоритом. Цвета чистые, либо без явных примесей, либо с яркой золотистой примесью.

    Палитра ассоциируется с миром Южной Азии, с яркими одеждами жителей этого региона, цветовыми всплесками в их манере сочетать цвета, с жизнерадостными красками тропической природы.

    Мягкий холодный колорит ("Мягкое лето") - Mysterious Palette - Загадочная палитра

    Ведущая характеристика - мягкость, дополнительная - нейтрально - холодный. Может быть как относительно светлым, так и относительно темным. Цвета смягченные, с серой примесью или серовато - синей.

    Палитра ассоциируется с сумерками, туманом, лесом перед дождем, создает впечатление тайны, недосказанности, загадки. Цвета очень сложные и нюансные.

    Мягкий теплый колорит ("Мягкая осень") - "Sensual Palette" - "Чувственная " палитра

    Ведущая характеристика - мягкость, дополнительная - нейтрально - теплый. Может быть как относительно светлым, так и довольно темным колоритом. Цвета смягченные, с сероватой примесью или со смягченной охристой.

    Палитра ассоциируется с земной чувственной женственностью, со временем перед закатом, когда солнце окрашивает все в мягкие золотистые тона, с дарами средиземноморской природы - зеленью и золотом полей, с виноградом, корицей, оливками, инжиром.

    Темный холодный колорит ("Темная зима") "Luxorious Palette" - "Шикарная" палитра

    Ведущая характеристика - темный, дополнительная- нейтрально - холодный. Может быть как довольно яркой, так и слегка смягченной. Цвета глубокие с черной примесью или с темно-синей.

    Ассоциируется с роскошью королевских дворов, с бархатом глубоких бордовых, пурпурных,сиреневых, синих оттенков, с рубинами, изумрудами, нефритом и малахитом, а также с темной ночью и глубиной темно-синего неба.

    Темный теплый колорит ("Темная Осень") - "Exotic Palette" - "Экзотическая" Палитра

    Ведущая характеристика - темный, дополнительная - нейтрально - теплый. Может быть как довольно мягкой, так и довольно яркой. Цвета глубокие, с черной или темной охристой примесью.

    Ассоциируется с красками Ближнего Востока - с богатой обстановкой Марокканских интерьеров, золотом естественных огней, теплом специй, чувственной сложностью цветов, богатыми красками южной природы.

    Светлый холодный колорит ("Светлое лето") - "Innocent Palette" ("Невинная" палитра)

    Ведущая характеристика - светлый, дополнительная - нейтрально - холодный. Может быть как довольно ярким, так и довольно мягким. Цвета светлые, пастельные, с белой или светло - голубой примесью.

    Палитра ассоциируется с нежностью, свежестью, детством, а также с отдыхом на море, со светло - бирюзовой водой, светлой зеленью, желтовато - белым песком, нежными цветами и беззаботностью.

    Светлый теплый колорит ("Светлая весна") - "Tender Palette" - "Нежная" палитра.

    Ведущая характеристика - светлый, дополнительная - нейтрально - теплый. Может быть как довольно яркой, так и довольно мягкой. Цвета светлые, жизнерадостные, с белой или светлой золотистой примесью.

    Палитра ассоциируется с юностью, радостью, цветением фруктовых деревьев, все цвета пронизаны нежным золотом и напоминают о возрождении природы.

    Теплый яркий колорит ("Теплая весна") - "Lively Palette" - "Жизнерадостная" палитра

    Ведущая характеристика - теплый, дополнительная - яркий. Может быть как довольно светлой, так и довольно темной. Цвета с явным ярким золотым подтоном.

    Палитра ассоциируется с лугом в разгар весны с многоцветьем ярких цветов- сиреневых, желтых, красных, фиолетовых, с золотым цветом солнца и синевой весеннего неба.

    Теплый мягкий колорит ("Теплая осень") - "Spicy palette" - "Палитра пряностей"
    http://www.pinterest.com/shahrazade/ch-warm-and-soft/

    Ведущая характеристика теплый, дополнительная- мягкий. Может быть как довольно светлой, так и довольно темной. Цвета с явным охристым подтоном.

    Палитра ассоциируется со специями - перцем, куркумой, говоздикой, шафраном, горчицей и с осенней природой, глубокой синевой воды и теплыми красками листвы.

    Холодный яркий колорит ("Холодная зима") - "Noble Palette", "Благородная" палитра

    Ведущая характеристика - холодный, дополнительная - яркий. Может быть как довольно темной, так и довольно светлой. Цвета с ярко- голубым подтоном.

    Палитра ассоциируется с миром Снежной Королевы - с льдистой роскошью, отстраненностью и некоторой драматичностью, это палитра драгоценных камней.

    Холодный мягкий колорит - ("холодное лето") - "Еlegant Palette" - "Элегантная" палитра.

    Ведущая характеристика холодный, дополнительная - мягкий, может быть как довольно светлым, так и довольно темным. Цвета с мягким синим подтоном.

    Палитра ассоциируется с элегантностью, со сдержанными красками северного лета с синевой прохладной воды, синевато- зеленой летней листвой и оттенками ягод.

    Вся информация этой статьи - интеллектуальная собственность автора, поэтому перепост - только с указанием на источник.=)

    Path to Your Charm Project 2014 , Color Harmony 2014

    Ч то есть цвет? У этого понятия десятки сложных определений, но говоря простым языком, цвет - это ощущение, которое появляется у человека при попадании в его глаза световых лучей. Несложно догадаться, что ощущения у всех людей разные, поэтому и цвета мы воспринимаем индивидуально. Кто-то скажет, что желтый напоминает ему об июльском зное, а другой, напротив, ассоциирует этот цвет с грустью и тоской, вспомнив небезызвестную песню о «желтых тюльпанах».

    Каждый интерьер по-своему уникален, но в каждом должна быть гармония: не просто одной комнаты, а всего жилища в целом. Для ее создания в помещениях, расположенных с южной стороны, нужно использовать холодные оттенки:

    • фиолетовый - цвет идеализма, способствующий повышению самооценки;
    • голубой - успокаивающий, снимающий напряжение и излучающий нежность цвет беспечности, который идеально подходит для расслабления, но не для умственного и физического труда;
    • синий - символ постоянства, упорства, самоотверженности и строгости, помогающий достичь гармонии с самим собой и с окружающим миром;
    • зеленый - символизирующий процветание и новую, ничем не обремененную жизнь.

    Оставшимися в палитре радуги оттенками принято оформлять комнаты с северной (холодной) стороны:

    • красный - сильный доминант, символизирующий могущество, упрямство, целеустремленность и силу;
    • желтый - олицетворение ума, силы воли и уверенности в себе;
    • оранжевый - цвет теплоты, добра, блаженства и веселья, он держит в тонусе каждый день.

    Холодный к теплому, теплый к холодному - это неотъемлемое правило сочетания цветов в интерьере!

    У каждого из вышеперечисленных цветов в интерьере имеется широкая палитра оттенков, пользоваться которыми тоже нужно правильно, для чего существует особая наука - цветоведение.

    Немного о теории цвета

    Перед вами 12-частный цветовой круг, легший в основу данной науки и непосредственно гармонии цвета.

    Вы видите, что все имеющиеся в круге спектральные цвета отличаются чрезмерной яркостью, и для ее уменьшения в них добавляют ахроматические оттенки: белый и черный. В результате получаются сотни новых оттенков, в узком диапазоне которые можно представить на следующем рисунке:

    Это уже называется «цветовой круг Иттена». Как видите, каждый цвет имеет несколько оттенков, т.е. собственный спектр. И теперь мы подошли вплотную к вопросу о том, каким образом эти оттенки можно сочетать друг с другом.

    Монохромное (одноцветное) сочетание

    Из названия понятно, что монохромная гармония цвета достигается путем использования оттенков (в неограниченном количестве) только из одного спектра. Монохромный интерьер будет востребован всегда - это классический вариант оформления комнаты, который особо привлекателен людям, отдающим предпочтение одному цвету.

    Контрастное сочетание

    Заключается в компановке двух оттенков, расположенных строго напротив друг друга в цветовом круге. Используя принцип контрастирования, вы сделаете комнату по-настоящему яркой и запоминающейся, выделив наиболее ярким цветом в ней важнейшие функциональные зоны (на кухне - гарнитур или барную стойку, в ванной - сантехнические изделия, в спальне - кровать и мебель и т.д.). Добавьте необычные штучки для дома, и тогда интерьер помещения станет не только креативным, но и неповторимым.

    Классическое триадное сочетание

    Основывается на использовании трех оттенков, равно удаленных друг от друга по расстоянию в пределах цветового круга. Чтобы достичь гармоничности в триаде, необходимо взять один цвет за главный, и использовать его в большей части элементов домашнего интерьера (преимущественно - основных, играющих главенствующую роль), а с помощью остальных сделать несколько ярких акцентов.

    Аналоговое триадное сочетание

    Здесь уже используются три цвета, являющиеся «соседями» по цветовому кругу Иттена. Такое сочетание встречается повсюду в природе, поэтому смотрится исключительно гармонично. Кстати, в качестве одного из оттенков можно задействовать зеленые , неприхотливые в уходе.

    Тетрадное сочетание (тетрада)

    Использование 4-х цветов, равноудаленных друг от друга, либо двух пар цветов, расположенных напротив друг друга. Один оттенок делают доминантным, двумя другими его дополняют, а четвертым делают акценты.

    Акцент аналогия

    Это триадное сочетание, дополненное еще одним оттенком, расположенным напротив выбранной группы цветов. Получается довольно агрессивная палитра, работать с которой нужно очень аккуратно.

    На цветовые решения всегда была, есть и будет мода, как и на все в нашем мире. Ваш выбор: следовать ей или нет, но соблюдать гармонию в создании интерьера важно обязательно.