Пришла домой после посещения церкви температура. Плохое состояние после посещения церкви

Некоторые люди трактуют совершенно обыденные события со слишком мистической стороны. Например, одержимость бесами долгое время считалась причиной того, почему в церкви становится плохо. Да и сейчас некоторые люди верят в подобные вещи. Однако, причиной такого недомогания могут стать самые простые вещи.

Что значит, если в церкви становится плохо?

Для начала давайте вспомним стандартную обстановку этого места. Полумрак, горящие свечи, множество людей, духота – все это присуще церкви особенно в дни различных религиозных праздников. Все перечисленные факторы могут вызвать головокружение, тошноту, обморок и даже эпилептический припадок. Именно они зачастую являются ответом на вопрос, почему некоторым людям становится плохо в . А никак не одержимость демонами или темными силами.

Почему после церкви становится плохо?

Причиной снижения давления, а также головокружения или тошноты после посещения собора может стать запах ладана. Именно он часто вызывает описанное состояние.

Также, человек, отстоявший службу, может почувствовать себя не совсем здоровым из-за банальной усталости или низкого уровня сахара в крови. Как правило, религиозные мероприятия очень продолжительны, а если речь идет о православном празднике, то служба и вовсе длиться несколько часов, которые прихожане проводят стоя в помещении. Усталость и недостаток сахара, вот причина, почему после посещения церкви становится плохо.

Особенно часто такое состояние наблюдается у пожилых людей и у тех, кто страдает от различных заболеваний. Именно они после службы могут начать жаловаться на , невозможность нормально дышать, или на слабость. Таким прихожанам надо оказать первую медицинскую помощь, например, дать нашатырь, сделать горячий сладкий чай. Это поможет снять спазм с сосудов.

Здравствуйте! Прошу прощения, что многа букафф.

Недавно (месяца два-три) начала ходить в церковь, и стали происходить неприятные вещи. Начиная, наверное, с моего попустительства, как элементарное опаздывание, но и не зависящие от меня вещи происходили: падала на ровном месте так, что повреждала обе ноги; я не скандальный человек в отношениях и даже "дипломат", но ровно тогда, когда я выходила из дому с намерением пойти в церковь, то звонил муж, и на пустом месте с первого слова мы начинали ругаться, да так, как никогда ещё не ругались... У меня просто внутри всё разрывалось и сил не было, на столько тяжёлые ссоры. И он именно звонил ровно перед моим выходом, хотя в это время обычно никогда не звонит, т.к. трудится в поте лица). Каждый раз, когда я заранее планировала, куда пойти, осведомлялась по поводу адреса церкви и т.п. и засыпала с этой мыслью или же молилась на ночь/с утра, всегда у меня был ужасным следующий день, помимо всех неприятностей в быту, я просто с батюшкой поговорить не могла по всяким причинам его занятости или что-то ещё сделать, чего хотелось бы. И так было не раз, а точнее каждый раз. Но, вот, после того, как я выходила из церкви или приезжала домой, он разговаривал как ни в чём не бывало, был рад и ласковбольше, чем обычно. Единственный раз у меня было всё хорошо, когда я спонтанно зашла в церковь по пути, даже батюшку доброго нашла)))
Но я не останавливаюсь на достигнутом), продолжаю вопреки всему туда стремиться.

Так вот, такой вопрос, а с чем это может быть связано? Только лично со мной, с моими искушениями? Я же и за него молюсь и заказываю записочки, и за здравие ставлю. Почему происходят эти ожесточённые ссоры?

Происходили некоторые странные факты в нашей жизни, я всегда думала, что человеческие недостатки списывать на что-то другое - это минимум не уважение себя и погружение в иллюзии, а ещё это прямой путь в дурку))). Поделилась как-то с подругой, она твёрдо была уверена, что это порча или отворот. Я как-то в это не поверила, но теперь не знаю, как к этому относиться. Сейчас на столько это стало актуально - бегать по магам и строить соперникам козни. И была в жизни беспринципная женщина, которая хотела заполучить мужа любой ценой из-за квартиры и денег, делала всё возможное и невозможное во всех сферах, но женился он на мне. Я ей сильно перешла дорогу.
И эти неприятности и ссоры заставили меня по-другому посмотреть на слова подруги, я же пытаюсь очиститься и его очистить, а что-то против этого, и всячески сопротивляется.

Почему-то эту тему стараются обойти стороной, и христианская церковь, и сами христиане. Однако, на мой взгляд, такие вещи нельзя игнорировать. Ибо вся эта эпоп ея с ежевоскресным посещением храмов есть не что иное, как мазохизм. Издевательство как над собой, так и над своими детьми. Почему?
Обратите внимание при наборе в яндексе на статистику запросов «плохо в церкви» и того же словосочетания «плохо в» в поиске яндекса, по всплывающим подсказкам становится ясно видно что плохо людям бывает только «в церкви» , или «в жару» . И как-то странно, что людей, пользующихся поиском в яндексе, как-то совсем не волнует отчего бывает «плохо в цирке» , «плохо в метро» или «плохо на рынке» … А вопрошают именно почему «плохо в церкви» . Видимо, у многих людей имеются определённые сомнения и подозрения.


Теперь посмотрим, что выдаст нам «гугл» в поиске. На первом месте вываливается словосочетание «плохо в церкви» (чем выше позиция, тем чаще запрос по конкретной фразе). И тут тоже комментарии излишни.


Далее предлагаю пробежать по просторам интернета, обойти десятки форумов и других тематических сайтов, где общаются разные люди, и посмотреть есть ли там что-нибудь интересное по обозначенному вопросу.

Black Cat:
Может кто-нибудь мне объяснит, почему мне стало плохо в церкви? Этим летом я отдыхала на Кипре, а там, как известно, есть старинный монастырь Киккос, где хранится чудодейственная икона Богоматери, да и вообще этот монастырь, по-моему, 3-й по важности места христианства… Так вот, как только я вошла внутрь к алтарю, к иконам со всей туристической группой, мне вдруг стало так плохо… Словами не передать… Что-то шло изнутри, голова стала кружиться от запаха ладана… Я даже так и не смогла подойти к иконам ближе, чем на 3 метра… Дослушав экскурсию, я поскорей вышла из монастыря, и на улице кое-как пришла в себя… Раньше мне никогда не становилось плохо в церквях… От чего это вообще происходит? Крестик нательный я ношу, но и магией время от времени занимаюсь…
Вода:
Тот же самый вопрос… только мне с самого детства очень плохо становится, когда захожу в русскую православную церковь. В католические и протестантские костёлы и соборы захожу спокойно, и даже получаю некое умиротворение. А вот в православных становится очень плохо — вплоть до потери сознания… последние пару лет обхожу их стороной.
Фалекто:
У меня тоже самое. Такая странная реакция только на православную церковь. Такое ощущение, что даже свод церкви на меня «давит».
Фиалка:
Интересный факт… я думала, что такое только у меня. Ездила как-то в Иерусалим «По Христианским Местам», так вот так же в одном из мест мне стало натурально плохо. А когда ездила по могилам местных святых (не христианских), очень даже нормально было и даже в некоторых местах чувствовала «коридор» вверх…

Светлана:
У меня в церкви закладывает уши и кружится голова. Причём не каждый раз, и не постоянно, но иногда, особенно когда читают деяния апостолов или во время евхаристического канона. А когда я прикладывалась к чудотворной иконе Пресвятой Богородицы у меня всё лицо и уши потом горели и плакала целый день без причины. Как это можно объяснить? Священник говорит просто: «Благодать Божия тебя коснулась». Что происходит, почему от чудотворных икон такая сильная энергетика, что не все люди выдерживают. Я наблюдала за этим, некоторым становилось плохо, падали в обморок, покидали церковь, а как выйдешь из церкви — сразу всё прекращается. Мне тоже стало нехорошо, но я решила, чтобы не произошло — из церкви не выйду, и потихоньку отпустило, но зато рыдала как дурочка весь день.

shameless:
Не так давно… я ходила в церковь, на какой-то там праздник, толком и не помню. Повела меня подруга, я б сама не пошла… так вот… как только я начала подходить к церкви, то у меня начала кружиться голова, потекли слёзы из глаз и началась небольшая паника… всё таки меня подруга сумела туда затащить, там я себя тоже вела не очень адекватно… после этого мне в течение недели было не очень хорошо. Я как-то смотрела передачку, что вроде это плохо… что это вроде какого-то беса в тебя вселяется… Так вот… мне несколько раз снилось, что в меня реально кто-то вселяется плохой, типа злого духа… и я его очень хорошо чувствую… я уже и боюсь прям… Что это может быть?

Чебанская Ольга Николаевна:
В церковь наша семья попала год назад, после смерти моего отца. После отпевания разговорились со священником о часто болеющем ребенке, получили добрый совет причастить его и пришли в храм. И вот, когда священник читал молитву перед исповедью, наш 10-летний сын закатил глаза и упал. Людей было не очень много, да и не волновался он чрезмерно, так что духота и эмоции здесь ни при чём. Вывели его из церкви — пришёл в себя, зашли обратно — снова плохо. Так и бегали до причастия туда-сюда. Сразу после причастия всё прекратилось, самочувствие замечательное.

Белочка:
Не могу долго находиться в церкви, становиться плохо. Тошнит, голова кружится, начинает болеть. Так было всегда, сколько себя помню. Кто-нибудь может мне объяснить, почему так происходит???



Прими мужество от Господа и не бойся хвастуна, которого обессилил Христос и который теперь лишен сил и своей былой энергии. Он только возбуждает мечтания и страхи, только произносит дерзкие и наглые слова. Прими свыше благодать, чтобы его попирать, и да будет крепость в твоих членах. И говори: «Прекрати, враг, воевать против меня, ибо отец мой бдит ради меня и мои недостатки носит на себе. Ради меня злостраждет и постится. Даже если упаду семьдесят раз по семь, все равно ты будешь побежден».

Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся во время посещения; прилепись к Нему и не отступай, дабы возвеличиться тебе напоследок.

Все, что ни приключится тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив, ибо золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу,- в горниле уничижения.

Будем помнить, братья и сестры, что Иуда перед Тайной вечерей решил Христа предать, а после Христа распяли.

Не на Фавор только охотно иди во след Господа, но и на Голгофу, т. е. не тогда только, когда чувствуешь внутрь себя Божественный свет и духовные утешения и радости, но и когда нападают омрачения, скорби, туги и горечи, которые приходится иной раз вкушать душе от демонских искушений, внутренних и внешних. Пусть даже охлаждение это будет сопровождаемо таким омрачением и смущением, что ты не будешь знать, что тебе делать и куда обратиться, не бойся и при этом; но стой твердо в своем чине, держись на кресте сем благопокорно, далеко отревая от себя всякое земное утешение, которое вздумает предлагать мир или плоть, по наущениям врага. Старайся также скрывать сию немощь свою от всякого лица и не говори о ней никому, кроме духовного отца своего, не жалуясь, однако ж, на посланную тебе тяготу, а скорее ищи научения, как на будущее время избегать ее, а эту благодушно перенесть, пока Богу угодно будет держать тебя в ней.

Молитвы же твои, причащение и другие духовные упражнения, продолжая совершать, как обычно, совершай не для получения сладостей духовных, не для того, чтоб быть сняту с настоящего креста, но для того, чтоб дарована была тебе сила благодушно пребывать на нем во славу распеншагося за нас Христа Господа и всегда жить и действовать так, как сие Ему благоугодно. Если иной раз и не можешь ты в этом состоянии молиться и в благих пребывать помышлениях, как обычно бывало, по причине великого омрачения и смущения ума, делай все сие как можешь, только без лености и поблажки себе; и то, чего не можешь ты явить в совершенстве делом, будет принято явленным в совершенстве по желанию твоему, исканию и усилию. Пребудь в сем желании, искании и усилии и увидишь дивные плоды того – воодушевление и силу, кои преисполнят душу твою. Прп. Никодим Святогорец. Невидимая бран ь

В духовной брани побеждает тот, в ком есть решимость не поддаваться никогда отчаянию от безконечных падений и поражений. Монах Семион Афонский.

Куда уходит благодать?-> . О духовной сухости и трех периодах духовной жизни

Одна из лучших книг о поиске и стяжании благодати это книга о прп.Силуане Афонском читать

- Добрый день, отец Андрей.

Батюшка, вразумите, не знаю что делать. У меня муж по выходным дням пьет пиво, раньше я как-то более менее спокойно к этому относилась (побурчу для порядка, чтоб не расслаблялся), а так чтоб мы ругались или скандалили, никогда. Летом я стала стараться причащаться каждый месяц, поначалу было все нормально, но последний раз это какой-то ужас. Иду после причастия, думаю: все, не буду обращать внимания, не буду ругаться, прихожу домой - только его увижу, в меня как будто кто вселяется. Я начинаю кричать, плакать, оскорблять его, хотя умом понимаю, что это ни к чему, он меня не обижает, не оскорбляет, получается, что это я зачинщик всему? И это все после причастия. Начинаю думать, что может быть это я плохо подготовилась, хотя я всегда стараюсь. Хожу после этого как в воду опущенная, мысли плохие в голову лезут, может мне нельзя так часто причащаться? Муж говорит: ты заметила, что мы с тобой стали ругаться? Что мне делать, батюшка? Помогите. Спаси Вас Господь!

Вас так искушает бес, и этим не только ваши отношения рушит, но и Вас обкрадывает после причастия. Хорошо подготовились, а враг нашего спасения так и действует, а Вы будьте готовы и не поддавайтесь. Быть доброй и внимательной с терпением - вот что делать. Причастия не оставляйте. Помоги и благослови Господь!

Афонские преподобные, кроме присномолитвенности, исполнения келейных правил по силе и ожидания ежеминутных искушений, имели смирение и самоукорение. Смирение их со стояло в том, что они считали себя хуже всех и хуже всей твари, а самоукорение в том, что во всяком неприятном и прискорбном случае возлагали вину на себя, а не на других, что не умели они поступить как следует, и от того выходила неприятность и скорбь, или попущалось искушение за их грехи, или к испытанию их смирения и терпения и любви к Богу; так рассуждая, они не позволяли себе кого-либо судить, кольми паче уничижать и презирать (2, ч. 3, с. 60).

- Здравствуйте, о. Андрей!

1. В воскресение причастилась, после чего на душе была радость, мир и спокойствие. После причастий подобное состояние было, но не так здорово (воцерковляюсь 1,5 года, причащаюсь постами). И с понедельника просто как гром среди ясного неба - на работе злая, гневливая, обижалась, почем зря. Сама не пойму, откуда все это... Коллеги в понедельник и вчера были просто в удивлении. Да, есть кое-какие проблемы... Но все это можно и нужно было сдержать, перебороть. Причем все понимала, что нельзя, нужно остановиться и все равно отвечала грубо, состояние было как-будто меня обидели и оставили. В общем. давно такого не припомню. Вечером плакала, молилась о прощении. На исповеди все расскажу, но осадок остается и, видимо, пройдет не скоро. Коллеги знают, что я верующая - вот и опозорила свою веру... Небось подумают: "Мда, а еще верует.." Очень стыдно... Скажите батюшка - что это? Может, причастие во грех? Может, моя вера - лицемерие?

2. Завтра будет праздничная служба, да еще в храме, в который хожу (и люблю) - это престольный праздник. У меня женские немощи. Можно прийти на службу, ни к чему не прикасаясь и не подходя на помазание?

Извините за эмоциональность. Спасибо!

1. Нет, причастие не во грех, а это враг так обкрадывает человека раздражением. Хорошо помолился - жди искушений. Бесы мстят, но если будете заранее готовиться к искушению и запоминать, как они и на чем Вас подловили, научитесь сопротивляться и станете более духовно опытной, а враг потерпит поражение.

Бесы имеют правило нападать по очереди - то раздражением, то блудными помыслами, разжжением. Так что падение для смирения полезно, но на будущее запоминайте и старайтесь не поддаваться. Духовная жизнь - труд, и даже правильнее брань с бесами. Просто не будет, но и сложно тоже - мы же не подвижники. Правил своих из-за этого не оставляйтесь и обязательно причащайтесь - пройдет, но со временем. Может и сонливость нападать и бессилие, но не обращайте внимание, а знайте свое дело.

2. Да, конечно, можно. Помоги Христос!

Раздражение после причастия

- Батюшка, благословите!

Поздравляю Вас с Праздником! Любви Вам и терпения! Сегодня мы с мужем с Божьей помощью причастились. Так хорошо стало, но минут через 20 после причастия у меня был очень сильный приступ раздражения, очень тяжело было совладать с собой, пару раз шикнула на мужа ни за что. Потом помолившись и пересилив себя вроде успокоилась. Первый раз так было. Как-то даже расстроилась. Может быть, стоит покаяться не дожидаясь следующего причастия? Спаси Вас Господь!

Спасибо большое, и Вас с Праздником! Можно покаяться, а это так враг хотел Вас обокрасть, но не совсем у него вышло. Спаси и сохрани Господь!

Я хожу в церковь нерегулярно на воскресную литургию, когда позволяет время. Заметила, что после этого часто ссорюсь с домашними. Это что, бесовские происки за то, что сходила в храм?

Да. Вы там денежку (благодать) получили, вот они и хотят Вас обокрасть.

Сильные искушения после причастия

- Уважаемый батюшка, простите за беспокойство.

У нас с женой такая беда: стараемся бороться с грехами добродетелями, читаем утренние, вечерние молитвы, исповедуемся и причащаемся. Но часто бывает, особенно у жены, сразу после посещения храма впадаем в грехи. Жена гордится и злится, а я гневаюсь сильно, даже поднимал руку на жену. У меня гнев не сразу обостряется после причащения, а жена просто превращается в подобие змеи, ну а потом и я тоже становлюсь зверем. Но самое интересное, что если мы не ходим на исповедь и причащение, то гораздо меньше грешим и имеем духовное единство, жена становиться послушной и доброй. Помогите нам, пожалуйста, разобраться с этим.

Это враг обкрадывает Вас раздражением. Нужно это пережить, а страсти победить, чтобы дальше развиваться в духовной жизни. Помоги Господь!

У святых отцов мы читаем, что сатана главной задачей своей ставит отвергнуть людей от Бога. Если человек живет сам по себе, вне Церкви, то лукавый еще и постарается так устроить, чтобы у человека все в жизни было благополучно. А стоит человеку начать ходить в храм, тут же начнутся испытания. Это многократно проверенный факт. Как победить эти искушения? Не обращать на них внимания. Ходить в храм, жить по-христиански. И скоро эти искушения стихнут, сатана отступит. Но до времени. Чтобы после нового нашего духовного рывка, после выхода на «новую высоту» вновь напасть на нас с более изощренными и тонкими искушениями.


Если вы, дорогой читатель, начнете регулярно ходить в храм, – как мы и призываем, вы, несомненно, столкнетесь с искушениями. Дети могут заболеть, у них после церкви может подняться температура. Или появятся головные боли. Или ребенок упадет на ровном месте и, как только дети это могут, непременно головой на камни.

Но уверяю вас: Господь не допустит произойти чему-то страшному. Это типичные «страхования». Лукавый пытается нас напугать, заставить перестать ходить в храм. Не уступим ему. И искушения пройдут.

Часто после усердной молитвы бесы нападают на нас с большой силой, как бы желая отомстить нам. Мало того, они даже после Приобщения с величайшим ожесточением стараются вселить в нас нечистые мысли и пожелания, с тем, чтобы отомстить нам за сопротивление и победу над ними, и с тем, чтобы уменьшить в нас веру, стараясь как бы доказать, что нет нам никакой пользы от Святого Причащения, и наоборот, еще хуже бывает борение. Но не должно унывать от этого, понимая коварство врага побеждать его верой и упорством в борьбе с ним.

Свщмч. Серафим (Звездинский), еп. Дмитровский (1883ок. 1937).


Последовавшее с тобою искушение после причастия Святых Тайн произошло не оттого, что ты, как пишешь, без усердия ходила в церковь и в келье молилась без внимания, а оттого, что без смирения приготовлялась, а если бы при­ступала, как мытарь, со смирением и помнила, что приняла Самого Господа внутрь себя, смирившего Себя нас ради, то вся бы гордость попрана была и в прах обратилась и не могла бы подвигнуться от одного слова, сказанного сест­рою, не думала бы о том, что кто на тебя смотрит. Сам Владыка удостоил посетить дом души твоей, а Ему пред­стоят Небесные Силы, но что делать! когда не могла тогда употребить в пользу того случая, то теперь укори себя, смири, приноси покаяние, и получишь милость Божию, а впредь старайся помнить свою немощь и худость и не подвигаться от слова, а чрез оное исцелять себя от гор­дости

(преп. Макарий).


Человек после причастия должен хранить святыню. Разумно удерживать уста и избегать празднословия. Должно удалятся от всего суетного, страстного и вообще духовно неполезного. Нужно быть особенно внимательным к себе, потому что враг старается в такой день обязательно ввести человека в искушение. Если причастие было в будний день, то необходимо выполнять свои обязанности. Ничто не препятствует труду.

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря

«… БЛАГОДАТЬ ВСЕГДА ПРЕДШЕСТВУЕТ ИСКУШЕНИЯМ КАК НЕКОЕ ИЗВЕЩЕНИЕ ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ»

Делание заключается не в том, чтобы попробовать и отступить. Делание заключается в том, чтобы выйти на единоборство, победить, потерпеть поражение, приобрести, потерять, упасть, встать, все преодолеть и продолжать подвиг и брань до последнего издыхания.

И чтобы никогда не впадать в самонадеянность, пока душа не выйдет из тела. Но когда она восходит на небо, должна ожидать, что на следующий день сойдет в ад. Не говорю уже о том, что нисхождение может произойти в то же самое мгновение. Поэтому человек не должен удивляться изменениям, но должен иметь в виду, что ему свойственно и то, и другое.

Знай, что благодать всегда предшествует искушениям как некое извещение для приготовления. И когда видишь благодать, сразу настораживайся и говори: «Пришло объявление войны! Смотри, брение, откуда даст сигнал к битве злобный». Часто он приходит быстро, и часто - через два или три дня. Во всяком случае, он придет, и пусть твердыми будут укрепления: исповедь каждый вечер, послушание старцу, смирение и любовь ко всем. И так облегчишь скорбь.

Теперь, если приходит благодать прежде очищения и тому подобное, - прошу внимания и ясности ума.

Благодать разделяется на три чина: очистительная, просвещающая и совершенная. И житие - на три: по естеству, выше естества, противно естеству. По этим трем чинам человек восходит и нисходит. И великих дара, которые получает человек, три: созерцание, любовь, бесстрастие.

Итак: деланию содействует благодать очистительная, которая помогает в очищении. И всякого, кто покаялся, именно благодать побудила к покаянию. И все, что человек делает, - это дело благодати, даже если этого и не знает тот, кто ее имеет. Однако она его воспитывает и его наставляет. И соответственно преуспеянию, которое принимает, он восходит, или нисходит, или остается в том же состоянии. Если у него есть ревность и самоотречение, тогда он восходит к созерцанию, за которым следует просвещение божественного познания и отчасти бесстрастие. Если охладеет ревность, усердие - уменьшается и действие благодати.

Относительно молящегося со знанием, о котором ты говоришь, - это тот, кто знает, о чем молится и чего просит у Бога. Молящийся со знанием не многословит, не просит излишнего, а знает место, способ и время и просит подходящего и полезного для своей души. Он умно общается со Христом. Он обнимает Его, и удерживает, и говорит: «Не отпущу Тебя вовек».

Итак, молящийся просит оставления грехов, просит милости Господней. Если он просит и великих дарований прежде времени, Господь этого ему не дает. Ибо Бог дает их по чину. И если ты, прося, надоедаешь Ему, Он позволяет духу прелести изображать благодать и прельщать тебя, показывая тебе одно под видом другого. Поэтому неполезно просить превосходящих меру дарований. Но если ты и будешь услышан прежде очищения, не достигнув соответствующего чина, они превратятся в змей и будут тебя жалить. Ты же имей искреннее покаяние, оказывай всем послушание, и благодать придет сама, без твоих прошений.

Человек, как лепечущий младенец, просит у Бога Его святой воли. Бог как Преблагий Отец дает ему благодать, но дает ему и искушения. Если он безропотно терпит искушения, получает прибавление благодати. Насколько большую он получает благодать, настолько большее и прибавление искушений.

Бесы, приближаясь, чтобы начать битву, не идут туда, где ты их спокойно победишь, а проверяют, где твое слабое место. Там, где ты их совсем не ожидаешь, они пробивают стены крепости. И когда они найдут душу немощной и слабое место, всегда там побеждают человека и делают его виновным.

Ты просишь благодати у Бога? Вместо благодати Он попускает тебе искушение. Не выносишь брани, падаешь? Тебе не дается прибавление благодати. Снова просишь? Снова искушение. Снова поражение? Снова лишение - и так до конца дней. И ты должен выйти победителем. Стой против искушения насмерть. Упади без сил в битве, взывая в изнеможении: «Не отпущу Тебя, сладчайший Иисусе! И не оставлю Тебя! Неразлучным с Тобой пребуду вовек и ради любви Твоей умру на поприще». И внезапно Он предстает на поприще и взывает сквозь бурю: «Я здесь! Препояшь, как муж, чресла свои и следуй за Мной!» Ты же весь - свет и радость: «Увы мне, окаянному! Увы мне, лукавому и непотребному! Слухом уха слышах Тя первее, ныне же око мое виде Тя; темже укорих себе сам… и мню себе землю и пепел».

Тогда ты исполняешься божественной любовью. И душа твоя горит, как у Клеопы. И в час искушения ты больше не оставишь покрывало и не убежишь нагим, а терпеливо будешь переносить скорби, размышляя: как миновало одно искушение и другое, так минует и это.

Однако когда унываешь, и ропщешь, и не терпишь искушений, тогда, вместо того чтобы побеждать, ты должен постоянно каяться: о дневных согрешениях, о ночном нерадении. И вместо того чтобы получать благодать на благодать, ты увеличиваешь свои скорби.

Поэтому не страшись, не бойся искушений. И если много раз упадешь - встань. Не теряй своего хладнокровия. Не отчаивайся. Это тучи, которые пройдут.

И когда с помощью благодати, которая очищает тебя от всех страстей, ты пройдешь все то, что есть «делание», тогда твой ум будет вкушать просвещение и двигаться к созерцанию.

И первым является созерцание всего существующего: как все–все Бог сотворил для человека, и еще самих ангелов для служения ему. Какое достоинство, какое величие, какое великое предназначение имеет человек - это дуновение Божие! Не прожить здесь немногие дни своего изгнания, а жить вечно со своим Создателем. Видеть божественных ангелов, слушать их неизреченное пение. Какая радость! Какое величие! Лишь только эта наша жизнь достигает конца и закрываются эти очи, сразу открываются другие и начинается новая жизнь. Воистину радость, которая уже не имеет конца.

Думая об этом, ум погружается в мир и крайнюю тишину, которая распространяется по всему телу, и он совершенно забывает, что находится в этой жизни.

Такие созерцания сменяются одно другим. Человек не мечтает в своем уме, но таким бывает состояние - действие благодати, которая приносит помышления, и ум размышляет в созерцании. Человек их не создает - они сами приходят и восхищают ум в созерцание. И тогда ум расширяется и становится другим. Человек просвещается. Все для него открыто. Он наполняется премудростью и, как сын, обладает тем, что принадлежит его Отцу. Он знает, что он - ничто, брение, но и сын Царя. Ничего не имеет, но всем обладает. Он наполняется богословием. Он возглашает ненасытно, с полным сознанием исповедуя, что существо его - ничто. Происхождение его - брение. А его жизненная сила? Дуновение Божие - его душа. Душа возлетает прямо на небо! «Я дуновение, дыхание Божие! Все разрушилось, осталось в земле, из которой было взято! Я сын вечного Царя! Я бог по благодати! Я бессмертен и вечен! Я через одно мгновение - рядом с моим Небесным Отцом!»

Таково поистине предназначение человека; для ЭТОГО он был создан и должен прийти туда, откуда произошел. Таковы созерцания, о которых размышляет человек духовный. И ожидает часа, когда оставит землю и душа возлетит на небеса.

Итак, дерзай, чадо мое, и с этой надеждой терпи всякую боль и скорбь, поскольку вскоре мы удостоимся всего этого для всех нас - равное. Все мы - чада Божии. К Нему взываем день и ночь и к сладкой нашей Мамочке, Владычице всяческих, Которая никогда не оставляет молящегося Ей.

  • КАК МОЖНО ЛЮБИТЬ ОСКОРБЛЯЮЩИХ

Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня (Ин. 14, 21)

Четвертая заповедь данная Богом гласит: Промни день сий Божий, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни (вол твой, ни осел твой, ни всякий) скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его (Исх. 20, 8-11).

Таким образом, четвертой заповедью Господь повелевает седьмой день посвящать на служение Господу, на святые и угодные Ему дела. В ветхом Завете праздновался седьмой день недели - суббота (что по древнееврейски значит - покой) в воспоминание о завершении творения Господом Богом мира. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал (Быт. 2,2).

В Новом же Завете, со времен свв. Апостолов, стал праздноваться первый день недели - воскресный, в воспоминания Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Спаситель в Своей Плоти и Крови явил Пасху Нового Завета и сам стал Новой Пасхой. И это окончательное и полное ее совершение означало одновременно и завершение истории ветхозаветной Моисеевой пасхи, ее замену Пасхой Христовой: «Пасха наша, Христос, заклан за нас (1 Кор.)

Необходимо сознавать, что каждый воскресный день является малой Пасхой, и сердце христианина должно призывать его в храм, чтобы, радуясь вместе с господом Иисусом Христом, праздновать несравненный день освобождения от смерти. Малой Пасхой для православного христианина является и День Ангела (Именины). Под именем седьмого дня нужно подразумевать не только день воскресный, но и другие праздники, установленные Церковью.

Большинство из нас являются вольными или невольными нарушителями четвертой заповеди. Богом сказано: чти праздник, а мы работаем, сказано: шесть дней трудись, а мы, иной раз, бездельничаем - значит, нарушаем всю ту же четвертую заповедь.

У нас, православных христиан, праздник начинается с вечера, когда служится всенощная. Поэтому придаваться в это время развлечениям или труду - значит глумиться над праздником. Но не всякий работающий в праздник согрешает против четвертой заповеди. Если христианин в праздничный день потратит время на святые и Богу угодные дела, то это ему не вменится в грех. Например, если родственник или близкий человек находится в праздник на больничной койке в тяжелом состоянии и свидание с ним принесет ему радость и прилив сил, то необходимо пожертвовать посещением храма, даже если и наметил причаститься. Правда, можно пойти на раннюю службу в 6 часов утра, а затем заняться и другим богоугодным делом, которые не упраздняют, а, наоборот, поддерживают праздничное настроение православных людей.

Итак, в воскресенье и праздник православный христианин должен высвободиться от дел мира сего, связанных с личной материальной выгодой, напряженным попечением о своих житейских делах. Об этом прекрасно поется в Херувимской песне: «Всякое ныне житейское отложим попечение». Этот день надо целиком посвятить Богу, служению ближнему, своему духовному восхождению.

Как же быть современной женщине, занятой на работе в течение всей седмицы? К субботе-воскресению накапливаются домашние дела, физическая усталость, и порой душа разрывается: и в храм хочется, и дом запускать нельзя.

Воскресный день, часто единственная возможность восстановить физическое самочувствие. Правда, не всегда оное восстанавливается путем долгоспания и долголежания на диване перед телевизором. Часто восстановлению сил способствует именно духовное бодрствование: молитва за литургией, чтение Священного писания, посещение больных, и прочее. Надо помнить, что жена является сонаследницей мужу в благодатной жизни (См. 1 Пет. 8,7) и, как равноправный член Церкви, нуждается в посещении храма, чтении литературы и.т.д. В свете этого в православной семье должен решаться вопрос о распределении домашних обязанностей и разумном приспосабливании ведения хозяйства к конкретным обстоятельствам жизни.

Нельзя также забывать, что есть бесчисленное множество будничных незаметных дел, которые необходимо исполнять по послушанию. Когда душа мечется между желанием пойти в храм или исполнить послушание. В этом случае вспомним слова усмиряющие дух: «Послушание паче поста и молитвы». Евгений Трубецкой замечательно об этом сказал: «Создавая относительные ценности, человек, сам того не замечая, делает нечто другое, неизмеримо более важное: он определяет себя самого, выковывает свой человеческий образ, который либо перейдет в вечную жизнь, либо станет добычей второй смерти. Создание собственного своего образа по образу и подобию Божьему и есть то подлинное, субстанциональное итворческое дело, к которому и призван человек. Относительные ценности служат лишь средством для этого творчества, но сами по себе не выражают его сущности.

Однако в качестве средства эти ценности необходимы. И пища, которой мы питаемся, и одежда, в которую мы облекаемся, и здоровье, которым мы наслаждаемся принадлежат к области благ относительных. И, тем не менее, если я не позабочусь о пище, одежде и здоровье моих ближних, я сам понесу безотносительную утрату. И поскольку относительные ценности служат средствами для осуществления любви, они приобретают высшее освящение, ибо они становятся способами явления безусловного и вечного в мире». Всякий разумный человек поступает в той или ситуации с рассуждением, руководствуясь, прежде всего, искренним чувством христианской совести и любви и особенностями той жизненной ситуации, в которой находится. Если хозяйка дома, забыв о семье, будет проводить все дни Страстной Седмицы в храме, то эта «забывчивость» не прибавит ей спасительной благодати по причине элементарного неисполнения ею приуготовительных к празднику домашних дел.

Поэтому совершенно необходимо планировать и разумно сочетать дела по дому с молитвой в храме. Однако следует учитывать и то, что человеку свойственно оправдывать свою неспособность или нежелание (лень) творить богоугодные дела. Причина всегда найдется: отсутствие времени, «плохое самочувствие», отсутствие настроения, обида, упадническое состояние духа и.т.д. Ссылаясь на подобные причины, некоторые люди годами не могут пойти в храм Божий, исповедаться и приобщиться Святых Христовых Таин.

С другой стороны, есть не так уж мало людей, которые под предлогом необходимости неукоснительно регулярного посещения храма сознательно или неосознанно отлынивают от домашних обязанностей. Для человека верующего не должно быть никаких предлогов, которые бы мешали ему спасаться в этом гибельном и греховном мире. Нам трудно исполнять церковные уставы не потому, что мы физически слабее своих предков, а в силу того, что ослаблено наше духовно-нравственное состояние, которое не способно поднять нас рутиной повседневной будничной жизни.

«Чадолюбивая матерь наша Святая Православная Церковь никого не принуждает к подвигам, превышающим силы, она приемлет всякую посильную жертву, она примет смиренный вздох о том, что не можем исполнить до точности ее спасительных уставов. Она отвергает только тех, которые упорно противятся ей и дерзают находить мудрость ее несовместимой с просвещением века». Жить в мире, но не подражать ему, выбирать «узкий путь и тесные врата» - признак благочестивого и спасительного делания. При этом непременно надо сохранять искреннее отношение к тому, что делаешь.

«Праздники - священные дни, в которые дух наш возвышается над земными попечениями, а душа и тело освобождается от ежедневных, утомительных забот и обязанностей. Они напоминают нам о высоком назначении человека стать наследником блаженной жизни, когда завершится назначенный нам Господом жизненный труд. Поэтому мы должны обязательно быть в храме на праздничном богослужении. Что делать в остальное время, когда закончится служба? Правила святых соборов об этом ничего не говорят. Христианская традиция предписывает благочестивый отдых. Это вполне соответствует смыслу и назначению праздника. Человек должен быть в светлом настроении. Совершенно ясно, что фарисейская строгость, запрещающая всякий труд и занятия, не совместима с духом христианской радости. Надо позаботиться лишь о том, чтобы эти занятия не утомляли нас и не пленяли. Мотивы этих занятий должны быть далеки от корыстолюбия. Словом, в праздники после возвращения из храма допускается легкий, приятный труд, уводящий нас от расслабляющей праздности, которая так часто приводит к унынию» - советует священник Афанасий Гумеров своим чадам.

Существующий принцип «отделения Церкви от государства, а школы от Церкви» ввел в жизнь граждан нашей страны духовную сумятицу, и государство как бы само ограничивает верующего в посещении храма. В нашей стране государством признаны только три церковных праздника: Рождество Христово, Пасха и Троица. Поэтому остальные великие праздники народ Божий проводит на своих рабочих местах. А ведь богатство и мощь государства зависит от духовного потенциала, духовной просвещенности и духовно-нравственной силы народа.

К сказанному выше можно добавить, что причинами для того, чтобы отложить посещение храма, является болезнь или особые жизненные обстоятельства. Церковь - спасительный корабль от житейских бурь в сравнении с утлой лодчонкой, на которой человек-одиночка пытается переплыть грохочущий океан.

Мы все хвалимся верой, но творим ли дела, соответствующие вере? Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь, и бесы веруют и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? (Иак. 2, 19-20). Поэтому верующие часто задают батюшке вопрос: насколько велик грех непосещения храма в Воскресенье или Великий праздник? Мы сами себя спасти не можем, нас спасает Господь Бог по Своей милости и человеколюбию; и в Евангелии говорится, что никто не свят, только один Бог, человеку необходимо подходить к своей жизни внимательно и ответственно. Для определения духовного состояния человека Бог и дал Заповеди Десятисловия (Ветхий Завет), Заповеди Блаженства (Новый Завет) и еще Бог дал человеческой душе совесть. Так вот, своевольное непосещение храма является грехом, таким же по тяжести, как и все остальные грехи.

Верующий человек тянется к благодати, как к дару Божьему, без которого нет нормального духовного самочувствия, и старается не огорчить Создателя своим греховным поведением. Поэтому, если мы будем находиться во Святой, Соборной, Апостольской Церкви Христовой и жить ее жизнью, которая есть Союз Любви, и в которой неизменно по обетованию Божьему пребывает Дух Святой, ниспосылая Свои благодатные дары в Таинствах Церкви, то избежим дьявольских сетей.

ОБЩИЕ ОБЫЧАИ ИЗ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ ДРЕВНИХ ХРИСТИАН

Древние христиане нам, далеко отставшим от них в благочестии, оставили достойный подражания пример проведения дней воскресных и праздничных. Они всемерно остерегались занятий, отвлекающих от служения Богу, и упражнялись в богоугодном и душеполезном. «Празднуем мы, но празднуем, как угодно Духу. А Ему угодно, чтобы мы говорили или делали что-либо подобающее. И праздновать - значит, у нас приобретать для души блага постоянные и вечные, а не преходящие и скорогибнущие, которые, по моему рассуждению, мало услаждают чувство, а более растлевают его и вредят ему», - пишет Григорий Богослов.

Во все без исключения дни воскресные и праздничные древние христиане особенно усердно посещали храмы Божии для участия в общественном богослужении. Считалось преступным встречать праздники дома и в состоянии сна. Всю ночь, предшествовавшую празднику, они в храме или в другом месте молитвы читали Священное Писание, пели псалмы, слушали назидательные поучения, встречая утро праздничного дня.

Климент Александрийский упоминает о бдениях в навечерии праздничных дней. Тертуллиан говорит о благочестивом, и в его время уже не новом, обычае христиан проводить ночь накануне праздников в церкви. В «Послании к жене» большим препятствием к вступлению в брак христианки с язычником он считает и то, что, в таком случае, христианка не может уже с прежним своим усердием ходить в церковь Божию на всенощное бдение при наступлении праздников: «Какой муж (идолопоклонник) согласится отпустить жену молиться с верными во время всенощных бдений? Допустит ли он, чтобы она проводила всю ночь в церкви в праздник Воскресения Христова?»

Святитель Григорий Нисский в «Слове на Пасху» описывает свое состояние: «Слух наш оглашался всю ночь словом Божиим, псалмами, пениями и песнями духовными, которые, втекая в душу радостным потоком, преисполняли нас благими надеждами; и сердце наше, приходя в восхищение от слышимого и видимого и возносясь чрез чувственное к духовному, предвкушало несказанное блаженство».

МНОГОЛЮДНОСТЬ БОГОСЛУЖЕНИИ

Сколь бы ни были продолжительны бдения, христиане не оставляли святых храмов до окончания Божественной службы. Иоанн Златоуст говорит: «Радуюсь, что вы так усердны к общей матери всех - Церкви, непрерывно стоите в продолжение всей всенощной службы… приносите Творцу немолчное славословие».

Несмотря на предшествовавшие всенощные бдения, христиане текли в храм и в сами праздничные дни. Евангелист Лука в Деяниях святых апостолов замечает, что неотъемлемая принадлежность воскресного дня - общественное собрание, во время которого совершается таинство Евхаристии. Ориген в одной из бесед своих на пророка Исаию упоминает о множестве народа в храме в день воскресный, святые отцы четвертого века с восторгом говорят о стечении народа в храм в праздничные дни. Радость объяла святителя Григория Нисского, когда он вышел предложить народу поучение в праздник Богоявления и увидел столь великое стечение народа в церковь, что «многие, по его словам, не вмещаясь внутри храма, занимали все входы, подобно тому, как пчелы - одни трудятся внутри, а другие летают около улья». Вдохновение, при виде такого усердия пасомых, не оставляет пастыря в продолжение всей проповеди. Он обращается к ним: «Видя вас, во множестве собравшихся на праздник вместе со своими домашними и родными, припоминаю пророческое изречение, которое провозгласил Исаия, предвозвещая многочадие Церкви: «Кто это летит, как облака и как голуби - к голубятням своим?» (Ис. LX, 8), и еще: «Тесно для меня место; уступи мне, чтобы я мог жить» (Ис. XLIX, 20)

Иоанн Златоуст нередко упоминает в своих беседах о многочисленных собраниях христиан в храме в праздничные дни. «Вас должно хвалить, - говорил он антиохийцам, - за ревность, за то, что вы ни в один воскресный день не покидаете нас, но, оставляя все, приходите в церковь… как на крыльях, слетаетесь к слушанию слова о добродетели и ставите все ниже Божественных слов». В «Слове на Рождество Христово» Златоуст говорит: «Я весьма желал видеть сей день и притом так, чтобы он празднуем был всенародно, как теперь вижу… Ибо пространство храма сего почти тесно для столь многочисленного собрания… Родившийся днесь Спаситель обильно вознаградит вас за эту ревность».

В «Слове на Пасху» того же святителя читаем: «В продолжение семи дней мы собираемся и предлагаем вам духовную трапезу, услаждающую вас Божественными глаголами, дабы каждый день вас поучать и вооружать против дьявола». «Слово на Пятидесятницу» Иоанн Златоуст начинает так: «Опять праздник, опять торжество и опять многочадная и чадолюбивая Церковь украшается великим собранием чад… Многочисленность приходящих, - продолжает он, - есть одежда для Церкви, как и пророк сказал, обращаясь к Церкви: «Всеми ими ты облечешься, как убранством, и нарядишься ими, как невеста» (Ис. XLIX, 18). Как целомудренная и благородная жена в одежде, простирающейся до самых пят, кажется благообразнейшей и лучшей, так и Церковь, покрываясь ныне многочисленным вашим собранием, как длинной одеждой, является сегодня более веселой».

Встречая праздники в храме, проводя утро праздничное там же, древние христиане и оканчивали дни праздничные посещением храмов. С наступлением вечера они шли в храм для слушания назидательных поучений и, вероятно, для молитвы. Вечерние собрания христиан для слушания поучений в праздничные дни были также многочисленны, как собрания ко всенощным бдениям и к литургии.

Только какая-нибудь настоятельная нужда, например, болезнь или плен, удерживала некоторых дома. Но христиане не злоупотребляли этими обстоятельствами. Кто был болен, тот в праздничные дни молился дома в часы, назначенные для общественного богослужения и, таким образом, духом соединялся со своими собратьями. Молясь дома, больные однако же скорбели, что не могут пойти в храм. В житии преподобного Сампсона Странноприимца повествуется, что весьма больной царский советник очень переживал, что не может быть в церкви на праздник священномученика Мокия.

Еще большую скорбь чувствовали те, которых постигал тяжелый жребий плена. «Дорога, по которой я шел, - передавал свои чувства в праздник один юноша, находившийся в плену у язычника и потом чудесным образом возвращенный на родину, - пролегала мимо двора христианского, в котором была церковь. В тот час совершалась божественная литургия. Я слышал кондак, который пели святому Георгию: «Возделан от Бога показался еси…» и прочее, потому что был праздник памяти Георгия Победоносца. Пение это тронуло меня до слез».

В жизнеописании мученицы Сиры рассказывается случай, который ясно свидетельствует об одинаковом усердии древних христиан, живших как в спокойные времена, при православных правителях, так и в эпохи гонений, к бдениям в навечерии праздников. Сира заключена была в темницу за имя Христово и пребывала там в постоянной молитве. Настал праздник мучеников, пострадавших в Персии. Знает Сира, что все христиане по обычаю идут в храм, ведь сама прежде вместе с прочими участвовала во всенощном бдении; но знает также и то, что на сей раз она уже не будет там. Это повергло ее в новую скорбь. Приходит в эти минуты один боголюбец, просит стражей отпустить Сиру в церковь и дает обещание, что сам приведет ее назад в темницу с наступлением утренней зари. Дверь темницы отворена, Сира в церкви на всенощном бдении, а утром снова в темнице, но уже без печали.

Жестокие поступки язычников нисколько не ослабляли усердия христиан к священным собраниям в праздничные дни; они все равно собирались вместе, чтобы воздать хвалу Господу. «Нас гнали, - пишет священномученик Дионисий Александрийский, - но преследуемые и убиваемые, мы, однако же, праздновали и в то время. Всякое место нашей скорби было для нас местом и торжественного собрания, - селение ли то, пустыня, корабль, гостиница или темница». Так для древних христиан вожделенно было посещение праздничных служб.

ЗЕМНЫЕ ПОКЛОНЫ

Внешнее богопочтение в праздники, по словам мученика Иустина Философа, Тертуллиана, Евсевия Памфила и других, имело ту особенность, что, молясь в простые дни с коленопреклонением, - в дни воскресные и праздничные древние христиане «не преклоняли колен и не творили поклоны великие - до земли, но малые, преклоняя главу, пока рукой достигнут земли».

Обычай этот получил свое начало еще во времена апостольские, как говорил Ириней, мученик и епископ Лионский, в книге о Пасхе, где упоминает также и о Пятидесятнице, в продолжение которой колен не преклоняли, ибо дни ее равночестны воскресным дням. Мученик Иларий пишет: «Субботу суббот апостолы праздновали так, что в течение пятидесяти дней никто до земли не молился… также молиться постановлено и во дни Господни». Примеру апостолов следовали и более поздние христиане. Тертуллиан говорит: «Мы удерживаемся от коленопреклонений в день Воскресения Господня… также и в продолжение Пятидесятницы». И в другом месте: «Мы почитаем непозволительным молиться с преклонением колен в день Господень». Святитель Петр, архиепископ Александрийский, пишет: «Воскресный день проводим как день радости, ради Воскресшего… В этот день и колена мы не преклоняем». Это же свидетельствуют святители Епифаний Кипрский и Василий Великий.

Традиция эта имела глубокий внутренний смысл, особенное значение, одним древним писателем определяемое так: «Поскольку мы непрестанно должны памятовать о двух вещах: о нашем падении через грехи и о благодати Христовой, силой которой восстали от падения; то коленопреклонение в течение шести дней есть знамение падения нашего через грехи. А что мы не преклоняем колен в день воскресный, - этим знаменуем воскресение, через которое благодатью Христовой освободились мы и от грехов, и от умерщвленной с ними смерти». Василий Великий пишет: «Как совоскресшие со Христом и обязанные искать вышних, в воскресный день прямым положением тела во время молитвы напоминаем себе о дарованной нам благодати». Тертуллиан в обычае христиан молиться в праздничные дни, не преклоняя колен, видит выражение духовной радости: «Мы молимся стоя, когда воздерживаемся от обнаружения всякой печали и скорби».

Христианам воспрещалось преклонять колена в праздничных молитвах и Соборными постановлениями. На Первом Вселенском Соборе постановлено: «Так как некоторые в день Господень и во дни Пятидесятницы преклоняют колена, то, для соблюдения во всех епархиях согласия во всем, святой Собор определил стоя возносить (в эти дни) молитвы Богу». Такое же правило находится и в постановлениях Трулльского (Шестого Вселенского) Собора: «От Богоносных отцов наших канонически предано нам, не преклонять колен во дни воскресные, ради чести воскресения Христова. Чтобы не пребывать в неведении, как это соблюдать, мы явственно показываем верным: в субботу, по вечернем входе священнослужителей в алтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующего в воскресный день вечера, в который, по входе, в светильничное время, снова колени преклоняя, таким образом воссылаем молитвы ко Господу. Ибо, полагая ночь субботы предтечей воскресения Спасителя нашего, от нее духовно начинаем песни и праздник из тьмы во свет приводим. Так что с этого времени и ночь и день полностью торжествуем воскресение».

ОБ УКЛОНЕНИИ ОТ ВЕЧЕРНИХ ХРАМОВЫХ СОБРАНИЙ

Во времена Златоуста, если некоторые из христиан и уклонялись от вечерних собраний, то не столько по нерадению, сколько по предубеждению, что после обеда не следует быть в храме и слушать слово Божие. «Не все, вижу, пришли сюда, - говорил святитель. - Что же причиною? Что отогнало их от нашей трапезы? Вкусивший чувственной пищи, кажется, подумал, что после нее не должно идти к слушанию слова Божия. Но несправедливо так думать, потому что и Христос, насыщавший неоднократно народ в пустыне, не предлагал бы ему беседы после трапезы, если бы это было неприлично. Когда будешь ты убежден, что после пищи и пития необходимо идти в (церковное) собрание; тогда, конечно, невольно позаботишься о трезвости. Забота и мысль идти в церковь учат принимать пищу и питие с должной умеренностью».

Слова Иоанна Златоуста сильно подействовали на заблуждающихся, и с тех пор вечерние собрания для слушания поучений сделались многочисленнее. «Радуюсь и сорадуюсь всем вам, - говорил в следующий воскресный день святитель, - что недавний совет наш остающимся (дома) вы исполняете на деле. Ибо многие, думаю, из вкусивших пищу сегодня присутствуют здесь и наполняют это прекрасное собрание; думаю так потому, что зрелище у нас стало блистательнее и стечение слушателей многочисленнее. Не напрасно, кажется, мы недавно убеждали, что можно и после принятия пищи телесной участвовать в пище духовной. Ибо, скажите мне, возлюбленные, когда вы лучше поступили? Во время ли прошедшего собрания, когда после стола обратились ко сну, или ныне, когда после стола сошлись на слушание Божественных заповедей? Не пищу принимать стыдно, возлюбленные, но, приняв ее, оставаться дома и лишать себя священного торжества».

НАКАЗАНИЕ ЗА НЕРАДЕНИЕ

Святая Церковь всегда заботилась о поддержании в христианах благочестивого усердия к посещению храма Божия в праздничные дни. На Соборах своих она определяла строгие наказания тем, кто без уважительной причины оставит воскресное богослужение на три недели. На Соборе Трулльском постановлено: «Если епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея настоятельной нужды или препятствия, которым бы надолго устранен был от своей церкви, но пребывая во граде, в три воскресных дня… не придет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет удален от общения».

ПРИОБЩЕНИЕ СВЯТЫХ ТАЙН

Древние христиане каждое воскресенье и праздник приступали к принятию Святых Тайн. Нет сомнения, что приобщались они и в простые дни; кое-где даже ежедневно, как свидетельствуют святители Киприан, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Блаженный Августин и преподобный Иероним Блаженный; а в других церквах - только в среду и пятницу, как писал Василий Великий. В дни воскресные и праздничные к Божественной трапезе не приступали только оглашенные и кающиеся.

Обычай принимать в праздничные дни Святые Дары получил свое начало в самой глубокой древности. Упоминание о нем встречаем в книге Деяний апостольских: «В первый же день недели [в те времена первым днем недели считалось воскресенье], когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел… беседовал с ними… до полуночи» (Деян. XX, 7).

Священномученик Игнатий писал ефесеям: «Старайтесь чаще собираться для Божественного причащения и прославления Бога. Ибо от частых ваших собраний слабеют силы сатаны, и союзом вашей веры расторгается умышляемая им на вас пагуба».

Великого Таинства удостаивались не только присутствовавшие при Божественной литургии, но и не бывшие по какой-либо уважительной причине: больные, заключенные в темницы. К этим людям, по свидетельству мученика Иустина, Святые Дары посылали через дьяконов [Шестой Вселенский Собор отменил это правило, и впоследствии стали больным и заключенным передавать благословенные хлебы, выражая свою любовь и святую дружбу]. Во времена гонений пресвитеры порой тайно ходили в темницы в праздничные дни и приобщали находившихся там христиан.

ПОЖЕРТВОВАНИЯ

История сохранила еще один благочестивый обычай древних христиан, которым они исполняли заповедь Господню, данную еще древнему Израилю: «Три раза в году весь мужеский пол должен являться пред лице м Господа, Бога твоего, на место, которое изберет Он: в праздник опресноков, в праздник седмиц и в праздник кущей; и никто не должен являться пред лице Господа с пустыми руками, но каждый с даром в руке своей, смотря по благословению Господа, Бога твоего, какое Он дал тебе» (Втор. XVI, 16-17). Во все воскресные дни, во все праздники, также во дни памяти святых, древние христиане делали приношения в церковь. Они состояли, прежде всего, из вещей, необходимых при богослужении: хлеба и вина для Евхаристии, фимиама для каждения, елея для лампад. Все это приносили прямо в церковь. Другую часть пожертвования, состоявшую из денег, плодов и прочего, отсылали в дома епископа и пресвитеров, в пользу клира и на помощь нуждающимся.

Во втором веке о приношениях упоминают: мученик Иустин Философ и Тертуллиан, в третьем - священномученик Киприан, в четвертом - святитель Иоанн Златоуст и другие. Свято соблюдаем был этот обычай всеми христианами, так что когда одна богатая женщина не сделала в воскресный день пожертвования, то Киприан, обличая, отзывался о ее поступке как недостойном и странном. «Ты в довольстве и богата, - говорил он, - как же хочешь праздновать день Господень, совершенно не думая о приношении? Как приходишь в день Господень без жертвы? Как возьмешь часть из жертвы, которую принес бедный?»

Не позволялось делать приношений только тем, которые имели явную или тайную вражду на других, притесняли бедных; явным и соблазнительным грешникам. Таким образом, ранние христиане почитали священным долгом приносить пожертвования, не являться с пустыми руками в праздничные дни пред Господом Богом, за что получали великую награду. Священнослужители во время молитв своих в храме вспоминали о сделавших приношения и произносили их имена вслух, о чем свидетельствуют святители Киприан и Иоанн Златоуст, Иероним Блаженный. Постановления апостольские и Иоанн Златоуст упоминают еще, что епископ должен был называть бедным имя приносящего, чтобы и они молились за него.

ЗАПРЕТ НА ЗРЕЛИЩА

Христиане в древности не посещали театров, не участвовали и в других народных увеселениях, потому что одни служили выражением ложных языческих верований, другие были крайне жестоки и безнравственны. Хотя впоследствии народные увеселения утратили то и другое свойство и некоторые из множества новообращенных в четвертом веке не могли сразу отвыкнуть от привычек языческих, не воздерживались от посещения зрелищ, но эти нарушители христианских обычаев подвергались строгим обличениям пастырей Церкви, обличениям, к которым пастырская ревность иногда присоединяла угрозы строгого наказания.

Святитель Иоанн Златоуст, сильно обличив, по его словам, за посещение театров, произнес такую угрозу: «Пусть все виновные знают, что если они и после этого нашего увещания будут вести себя так же небрежно, то не потерпим более, но, на основании законов церковных, с великой строгостью научим их не делать таких поступков». А законы церковные предписывали отлучать от приобщения Святых Таин тех, которые в праздничные дни посещают театры. В другой беседе Иоанн Златоуст говорил: «Объявляю громогласно, что если кто после этого увещания и наставления пойдет к гибельной заразе театров, я не допущу его в храм».

Впрочем, отцы Церкви заботились даже, чтобы в праздничные дни были совершенно отменены зрелища и другие народные увеселения. Отцы Африканской церкви, бывшие на Поместном Карфагенском Соборе (418 г.), определили просить императора Гонория о воспрещении позорищных игр в день воскресный и в другие праздничные дни. Благочестивые христианские императоры, признававшие важность праздничных дней, исполняли желание пастырей Церкви. В кодексе Феодосия постановлено: «В праздники никто из судей не должен быть ни в театре, ни в цирке, ни на травле зверей… Никто в день солнца не должен давать зрелищ народу и, удаляясь от торжества Церкви, нарушать набожное благоговение».

Там же сказано: «В день воскресный, первый в седмице, и во дни Пасхи, Рождества Христова, Богоявления, Пятидесятницы во всех городах удалять от народа всякую забаву зрелищ и цирков и заботиться о том, чтобы все мысли христиан и верных были заняты делами богоугодными. Если же кто еще до сих пор увлекается или неразумием иудейского нечестия, или грубым заблуждением и безумием язычества, тому да будет известно, что есть особое время для молитвы и особое - для увеселения».

Торжество и веселье их никогда не обнаруживалось тем, что может оскорблять Бога и что недостойно добродетели. Даже в гражданские праздники, например, в честь императоров, христиане не позволяли себе ни одного из языческих удовольствий, хотя язычники объявляли их за это врагами империи и даже оскорбителями величества императоров.

Тертуллиан, защищая христиан, писал: «Христиане - враги государства, потому что воздают императорам почести не суетные, не ложные, не безрассудные, а, исповедуя истинную религию, празднуют их торжества по совести, а не с любострастием. Правду сказать, великое доказательство усердия: раскладывать огни и постели на площади, пиршествовать по улицам, обращать город в таверну (харчевню или трактир), разливать всюду вино, толпами бегать, производя оскорбления, бесстыдства и всякого рода бесчиния. Неужели радость народная должна обнаруживаться общим позором? Неужели то, что в другое время непристойно, делается пристойным во дни, посвященные государю? Соблюдающие законы из почтения к государю станут ли нарушать их под предлогом оказываемой ему почести? Разве бесчиние может называться благочинием? Разве случай к невоздержанию может считаться благоговейным праздником?»

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

По этому же благочестивому побуждению древние христиане щедро благотворили бедным. Евсевий повествует, как Константин Великий с наступлением утра Пасхи, «по подражанию благодеяниям Спасителя, простирал ко всем гражданам и черни благодетельную десницу и раздавал им всякого рода богатые подарки». Григорий Туринский пишет, что царь Гунтрам в продолжение первых трех дней Пасхи раздавал милостыню. Подражая императорам, и их подданные для благотворительности ближним преимущественно избирали праздничные дни.

Иоанн Златоуст говорит о воскресенье как о дне особенных благотворений, сравнительно с прочими днями недели, и объясняет, почему он более других располагает подавать милостыню: «В этот день прекращается всякая работа, душа от успокоения становится веселее, а что всего важнее, - в этот день мы получили бесчисленное множество благ. В этот день разрушена смерть, истреблено проклятие, уничтожен грех, сокрушены врата адовы, связан дьявол, прекращена долговременная брань, совершилось примирение Бога с человеками, род наш вошел в прежнее или гораздо лучшее состояние, и солнце увидело удивительное и чудное зрелище - человека, соделавшегося бессмертным».

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ

Немного сведений сохранила история о том, как древние христиане проводили праздничные дни дома, но и из них можно видеть, что семейную жизнь украшало благочестие. Все христианские семьи собирались дома со своими домашними, чтобы провести вместе немногие часы, которые оставались свободными после общественного богослужения и исполнения дел милосердия. Святитель Григорий Нисский в «Слове на Пасху» говорит: «Как новый, только что образовавшийся рой пчел, в первый раз вылетающий из пчельника на свет и воздух, весь вместе садится на одной ветви дерева, так и в настоящий праздник все члены семейства отовсюду собираются в свои дома». Радостны были эти домашние собрания.

Рабы еще сильнее чувствовали радость, потому что господа не только освобождали их в праздничные дни от работ, но и прощали им проступки, даже и важные. Григорий Нисский говорил о празднике Пасхи: «Если раб сделал много проступков, которых нельзя ни простить, ни извинить, - и тогда господин его из уважения ко дню, располагающему к радости и человеколюбию, приемлет отверженного и посрамленного».

ПРАЗДНИЧНАЯ ОДЕЖДА

Радость древних христиан обнаруживалась и во внешнем их поведении. Повседневные одежды, обыкновенно простые, заменялись более ценными и светлыми. Так изображает торжественность Пасхи святитель Григорий Нисский: «Земледелец, оставив плуг и заступ, украсился праздничной одеждой… бедный украсился, как богатый, богатый оделся лучше обыкновенного». Впрочем, и праздничные одежды христиан не были пышными; они были чисты, а иногда одеяния были знаменательны по какому-либо воспоминанию. Преподобный Антоний в торжественные дни Пасхи и Пятидесятницы облекался в дорогую для его сердца пальмовую одежду, доставшуюся ему после апостола Павла.

ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОСТА

В праздники все прекращали пост, но не позволяли себе излишества в употреблении пищи и пития, исходя из обыкновенного своего правила: не для того жить, чтобы есть; но для того есть, чтобы жить. На прекращение поста в праздничные дни мученик Иларий указывает как на обычай апостольский.

Тертуллиан пишет: «В день Господень мы почитаем неприличным поститься… с этой же свободой (от поста) мы радуемся с Пасхи до Пятидесятницы». Епифаний Кипрский также свидетельствует, что во дни Пятидесятницы поста не бывает. Амвросий Медиоланский осуждает манихеев за то, что они постятся в воскресенье: «Пост их в этот день показывает, что они не верят воскресению Христову». Блаженный Августин пишет: «Почитаем предосудительным делом поститься в воскресенье». Откладывали пост и те из подвижников, которые в постные дни иногда пребывали совсем без пищи. Епифаний свидетельствует, что истинные аскеты в дни воскресные и Пятидесятницы не постились. Кассиан говорит, что все восточные монахи пять дней в неделю непрестанно постятся, в воскресный же день и субботу пост откладывают.

О преподобной Мелании повествуется: «Святая Мелания стала приучать себя постепенно к посту все более и более строгому, сначала вкушала через день, потом через два, наконец, осталась без пищи всю неделю, кроме субботы и воскресенья».

В воскресные дни Святой Четыредесятницы (Великого поста) пост был ослабляем. «Как на больших дорогах, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - есть гостиницы, в которых утомившиеся путники могут отдохнуть и успокоиться от трудов, чтобы потом опять продолжать путь; как на море есть пристани, где мореходы, преодолев много волн и выдержав напоры ветров, могут несколько отдохнуть, чтобы потом опять начать плавание, - так и в настоящее время Святой Четыредесятницы вступившим на путь поста Господь даровал эти два дня (суббота и воскресенье), как бы гостиницы или пристани для краткого отдохновения, чтобы они, и тело успокоив несколько от трудов, и душу ободрив, опять, по прошествии двух дней, с усердием вступали на тот же путь и продолжали это прекрасное и спасительное путешествие».

Были, впрочем, праздники, в которые христиане соблюдали пост: Воздвижение Креста Господня и Усекновение главы Иоанна Предтечи.

Святая Церковь своими постановлениями утвердила обычай древних христиан прекращать пост в праздничные дни. Правила апостольские отлучением угрожают непокорным за пощение во дни воскресные. То же постановлено на Соборах: Гангрском и Трулльском. Правило Шестого Вселенского (Трулльского) Собора воспрещает поститься и в субботы Святой Четыредесятницы.

ТРАПЕЗА ДЛЯ ВСЕХ

Нет сомнения, что христиане в древности, как и ныне, имели обыкновение посещать дома своих близких и знакомых. Родственникам и друзьям приятно было разделить между собой радость праздников и вкусить вместе праздничную трапезу. В житии преподобного Феодора Сикеота упоминается о пиршестве, которое в доме родительницы его в Пасху устраивалось для родственников и соседей. Христианские дома в эти дни наполнялись бедными, сиротами, странниками. Их звала сюда христианская любовь, желающая напитать алчущих.

Благочестивый обычай устраивать для бедных трапезу в праздничные дни получил свое начало в самые первые времена христианства. Только тогда трапеза совершалась при храмах, на что указывают апостол Павел, Плиний, Тертуллиан, Минуций Феликс, и при гробах мучеников во дни празднования их памяти. Так было в течение первых трех веков

О преподобном Макарии Египетском повествуется, что он, по обычаю родителей своих, в праздник одного святого готовил у себя в доме обед, «не только для соседей, но и для нищих». Тертуллиан писал о вечерях любви: «Все, что происходит на наших вечерях, согласно с той верой, которую мы исповедуем. Нет на них ничего худого, ничего противного добрым нравам. Вечеря начинается молитвой к Богу; едят столько, сколько нужно для утоления голода; пьют, как пристойно людям, строго соблюдающим воздержание и трезвость; насыщаются так, что в ту же ночь могут возносить молитвы к Богу; беседуют, зная, что Господь слышит все… Вечеря оканчивается, как и началась».

В статье использовались материалы священника Виктора Грозовского