Жилища разных народов мира. История жилища человека

Дом народов севера на "Бит Жизни!"

Северные народы, "Бит Жизни!", - Мираслава Крылова.

Какие ассоциации приходят к вам в голову при слове «дом»? Безусловно у каждого они свои. Для кого то «дом» это понятие социальное, неразрывно связанное с семьей, родителями. Но в большинстве случаев когда мы слышим слово «дом» мы представляем себе некое строение, привязанное к тем или иным образам, вынесенных из детства или из дальнейшего жизненного опыта. И для каждого человека он свой. Для кого-то это комната в общей квартире, для кого-то квартира в большом доме, или отдельное строение каменное или деревянное. Не будем углубляется дальше в психологию понятия, это тема для другой статьи и другой рубрики.

В данном конкретном случае речь пойдет о национальных домах народов севера России. Надо сказать, что они не только радикально отличаются от традиционного понятия «дом», но и несут множество национальных, характерных именно этим народам, элементов местного колорита, особенностей природы, культуры, а самое главное вынужденной необходимости и отсутствия многих традиционных средств при строительстве домов.

Чум – жилище северных оленеводов

Чум представляет собой универсальное жилище кочевых народов Севера, занимающихся оленеводством – ненцев, хантов, коми и энцев. Любопытно, но вопреки часто встречающему мнению и словам небезызвестной песни «Чукча в чуме ждет рассвета», чукчи в чумах никогда не жили и не живут – на самом деле их жилища называются ярангами. Возможно, путаница возникла из-за созвучности слов «чум» и «чукча». А возможно, что эти два несколько похожие между собой строения просто путают и называют не своими именами.

Что же касается чума, то по сути это переносная палатка, которая имеет конусообразную форму и отлично приспособлена к условиям тундры. Снег легко скатывается с крутой поверхности чума, поэтому при переезде на новое место чум можно разобрать, не прилагая лишних усилий для очистки строения от снега. Кроме того, форма конуса делает чум устойчивым к сильным ветрам и метелям.

Летом чум накрывается корой, берестой или мешковиной, а вход завешивается грубой тканью (например, той же мешковиной). Зимой для обустройства чума используют шкуры лосей, оленей, изюбров, сшитых в одно полотнище, а вход завешивают отдельной шкурой. В центре чума располагается печь, служащая источником тепла и приспособленная для приготовления пищи. Жар от печи поднимается вверх и не позволяет осадкам попадать внутрь чума – они просто испаряются под действием высокой температуры. А для того, чтобы ветер не проникал в чум, к его основанию с наружной стороны подгребают снег.

Как правило, чум оленеводов состоит из нескольких покрытий и 20-40 шестов, которые при переездах укладывают на специальные нарты. Размеры чума непосредственным образом зависят от длины шестов и их количества: чем больше будет шестов и чем длиннее они будут, тем вместительнее получится жилище.

С давних времен установка чума считалась делом всей семьи, в котором принимали участие даже дети. После того, как чум полностью установлен, женщины застилают его внутри циновками и мягкими оленьими шкурами. У самого основания шестов принято класть малицы (верхняя одежда народов Севера из оленьих шкур с мехом внутрь) и другие мягкие вещи. Также оленеводы возят с собой подушки, перины и теплые спальные мешки из овчины. На ночь хозяйка расстилает постель, а днем прячет спальные принадлежности подальше от посторонних глаз.

Яранга – национальное жилище народов Чукотки

Как мы уже говорили, яранга имеет некоторое сходство с чумом и представляет собой переносное жилище кочевых коряков, чукчей, юкагиров и эвенков. Яранга обладает круглым планом и вертикальным деревянным каркасом, который сооружен из шестов и увенчан коническим куполом. Снаружи шесты покрыты моржовыми, оленьими или китовыми шкурами.

Яранга состоит из 2-х половин: полога и чоттагина. Полог имеет вид теплого шатра, сшитого из шкур, отапливаемого и освещаемого при помощи жировой лампы (например, полоски меха, опущенной в жир и пропитанной им). Полог является спальным помещением. Чоттагин – отдельное помещение, внешний вид которого несколько напоминает сени. Это самая холодная часть жилища. Обычно в чоттагине хранятся ящики с одеждой, выделанные шкуры, бочки с квашениями и другие вещи.

В наше время яранга является многовековым символом народов Чукотки, который используют при проведении многих зимних и летних праздников. Причем яранги устанавливаются не только на площадях, но и в клубных фойе. В таких ярангах женщины готовят традиционные блюда народов Севера – чай, оленину и угощают ими гостей. Более того, в форме яранги сегодня на Чукотке строят парники, теплицы и некоторые другие сооружения. Например, в центре Анадыря можно увидеть ярангу – овощную палатку, выполненную из прозрачного пластика. Также яранга присутствует на многих чукотских картинах, гравировках, значках, эмблемах и даже гербах.

Иглу – эскимосское жилище из снега и льда

Соседи чукчей – эскимосы жили куда беднее и яранги у них появились значительно позже. Изначально же бедные эскимосы зимовали в самых настоящих «ледяных избушках», которые назывались иглу и представляли собой жилище, построенное из снежных или ледяных блоков. Такие куполообразные постройки существуют и сегодня: обычно они имеют высоту порядка 2 м и диаметр около 3-4 м. Если снег неглубокий, то вход в иглу обустраивается в стене, к которой пристраивается дополнительный коридор из ледяных (снежных) блоков. При глубоком снеге вход в жилище находится прямо в полу, а снаружи к нему проложен коридор. Очень важно, чтобы вход в дом находился ниже уровня пола, так как это обеспечивает приток кислорода и отток более тяжелого углекислого газа, а также позволяет сохранить в помещении тепло.

Свет в иглу поступает прямо через ледяные стены, хотя в некоторых случаях в снежных домах делают ледяные окна. Внутреннее помещение, как правило, застилают шкурами, а иногда покрывают ими еще и стены – полностью или частично. Для обогрева и дополнительного освещения иглу используют плошки-жирники. Интересным является тот факт, что при нагревании воздуха внутренние поверхности стен иглу оплавляются, но не тают благодаря тому, что снег быстро выводит избыточное тепло за пределы дома, и за счет этого в помещении поддерживается комфортная для человека температура. Более того, снежные стены способны впитывать лишнюю влагу, поэтому в иглу всегда сухо.

Любопытно и то, что, несмотря на всю простоту постройки, на самом деле построить иглу своими руками не так-то просто. Примером тому служат первые полярники-путешественники, которые долго не могли постигнуть тайну строительства иглу, в то время как местные жители возводили подобное строение всего за 1-2 часа. А все потому, что иглу строят из плит особой формы, причем разные части дома строят из разных плит. Иглу имеет форму раковины улитки и постепенно сужается к своду, а плиты укладываются по специальной методике, которую северяне оттачивали годами. Для большей устойчивости иглу с внешней стороны поливают водой.

1 слайд

2 слайд

Дом - начало начал, в нем мы рождаемся и проходим свой жизненный путь. Родное жилище дает чувство уюта и тепла, защищает от непогоды и бед. Именно через него раскрываются характер народа, его культура и особенности быта. Внешний вид жилища, строительные материалы и способ постройки зависят от окружающей среды, климатических условий, обычаев, религии и от рода занятий людей, его создающих. Но из чего бы ни строилось жилье и как бы оно ни выглядело, у всех народов его считают центром, вокруг которого расположен весь остальной мир. Познакомимся с жилищами разных народов, населяющих нашу планету.

3 слайд

Изба - традиционное жилище русских. Раньше избу ставили из сосновых или еловых бревен. Кровли крыли серебристым осиновым лемехом. Четырехстенный сруб, или клеть, был основой любой деревянной постройки. Он представлял собой ряды положенных друг на друга бревен. Дом был без фундамента: неоднократно перебранные и хорошо просушенные клети ставили прямо на землю, а с углов к ним приваливали валуны. Пазы прокладывали мхом, так что сырости в доме не ощущалось. Верх имел форму высокой двускатной крыши, шатра, луковки, бочки или куба - все это и сейчас используют в поволжских и северных деревнях. В избе обязательно устраивали красный угол, где находились божница и стол (почетное место для старших, особенно для гостей), бабий угол, или кут, мужской угол, или коник, и закут - за печью. Печи отводили центральное место во всем пространстве жилища. В ней поддерживали живой огонь, здесь готовили еду и спали. Над входом, под потолком, между двумя смежными стенами и печью настилали полати. На них спали, хранили домашнюю утварь.

4 слайд

Иглу - жилище эскимосов, построенное из глыб снега, который благодаря своей пористой структуре является хорошим теплоизолятором. Для строительства такого дома подходит лишь тот снег, на котором остается четкий отпечаток ноги человека. Большими ножами в толще снежного покрова вырезают блоки разных размеров и укладывают их по спирали. Постройке придают купольный характер, благодаря чему она сохраняет тепло в помещении. Входят в иглу через отверстие в полу, к которому ведет коридор, прорытый в снегу ниже уровня пола. Если снег неглубок, лаз делают в стене, а перед ним выстраивают коридор из снежных плит. Таким образом, холодные ветры не проникают внутрь жилища, тепло не выходит наружу, а постепенное обледенение поверхности делает постройку весьма прочной. Внутри иглу-полусферы подвешивают полог из оленьих шкур, отделяющий жилую часть от снеговых стен и потолка. Эскимосы сооружают иглу на два-три человека за полчаса. Жилище эскимосов Аляски. Разрез.

5 слайд

Сакля (груз. сахли - «дом») - жилище кавказских горцев, которое часто строят прямо на скалах. Чтобы защитить такой дом от ветра, для постройки выбирают подветренную сторону горного склона. Саклю делают из камня или глины. Крыша ее плоская; при террасообразном расположении строений на горном склоне крыша нижнего дома может служить двором для верхнего. В каждой сакле прорезают одно или два маленьких окна и одну или две двери. Внутри комнат устраивают небольшой камин с трубой из глины. Снаружи дома, возле дверей находится своего рода галерея с каминами, полами, покрытыми глиной и устланными коврами. Здесь летом женщины готовят еду.

6 слайд

Дома на сваях строят в жарких сырых местах. Такие дома встречаются в Африке, Индонезии, Океании. Двух- или трехметровые сваи, на которые водружают дома, обеспечивают помещению прохладу и сухость даже в сезон дождей или во время шторма. Стены делают из плетеных бамбуковых матов. Окон как правило не бывает, свет проникает сквозь щели в стенах или через дверь. Крышу настилают из пальмовых веток. Во внутренние помещения обычно ведут ступени, украшенные резьбой. Так же декорированы и дверные проемы.

7 слайд

Вигвамы строят североамериканские индейцы. В землю втыкают длинные жерди, верхушки которых связывают. Сооружение сверху покрывают ветками, корой деревьев, тростником. А если на каркас натягивают шкуру бизона или оленя, то жилище называют типи. В вершине конуса оставляют дымовое отверстие, прикрываемое двумя специальными лопастями. Встречаются и куполообразные вигвамы, когда врытые в землю стволы деревьев сгибают в свод. Остов также покрывают ветками, корой, циновками.

8 слайд

Жилища на деревьях в Индонезии сооружают подобно сторожевым выш-кам - на шести- или семиметровой высоте над землей. Постройку возводят на заранее подготовленной привязанной к ветвям площадке из жердей. Балансирующее на ветвях сооружение нельзя перегружать, но оно должно выдержать большую двускатную крышу, венчающую постройку. У такого дома устраивают два пола: нижний, из саговой коры, на котором расположен очаг для приготовления пищи, и верхний - настил из досок пальмы, на котором спят. В целях обеспечения безопасности жильцов такие дома строят на деревьях, растущих у водоема. Попадают в хижину по длинным лестницам, связанным из жердей.

9 слайд

Фелидж - шатер, служащий жилищем бедуинам - представителям кочевого народа туареги (необитаемые районы пустыни Сахары). Шатер состоит из покрывала, сотканного из верблюжьей или козьей шерсти, и шестов, подпирающих сооружение. Такое жилище успешно противостоит воздействию иссушающих ветров и песка. Даже такие ветры, как жгучий самум или сирокко, не страшны кочевникам, укрывшимся в шатрах. Каждое жилище поделено на части. Левая его половина предназначена для женщин и отделяется пологом. О богатстве бедуина судят по числу шестов в шатре, которое порой достигает восемнадцати.

10 слайд

Японский дом в Стране восходящего солнца испокон веку строят из трех основных материалов: бамбука, циновки и бумаги. Такое жилище наиболее безопасно во время частых землетрясений в Японии. Стены не выполняют функцию опоры, поэтому их можно раздвигать или даже снимать, они служат одновременно и окном (сёдзи). В теплый сезон стены представляют собой решетчатую конструкцию, оклеенную полупрозрачной бумагой, пропускающей свет. А в холодное время года их покрывают деревянными панелями. Внутренние стены (фусимы) также являют собой передвижные щиты в виде рамы, обтянутые бумагой или шелком и помогающие разбить большое помещение на несколько маленьких комнат. Обязательным элементом интерьера является небольшая ниша (токонома), где находится свиток со стихами или живописью и икебана. Пол застилают циновками (татами), по которым ходят без обуви. Черепичная или тростниковая крыша имеет большие навесы, которые предохраняют бумажные стены дома от дождя и палящего солнца.

11 слайд

Юрты - особенный тип жилища, которым пользуются кочевые народы (монголы, казахи, калмыки, буряты, киргизы). Круглое, без углов и прямых стен, переносное строение, прекрасно приспособлено к образу жизни этих народов. Юрта защищает от степного климата - сильных ветров и перепадов температур. Деревянный каркас собирают в течение нескольких часов, его удобно перевозить. Летом юрту ставят прямо на землю, а зимой - на деревянную платформу. Выбрав место для стоянки, в первую очередь кладут камни под будущий очаг, а затем устанавливают юрту согласно заведенному порядку - входом на юг (у некоторых народов - на восток). Войлоком обтягивают остов снаружи, из него же делают дверь. Войлочные покрытия дают прохладу летом и сохраняют тепло очага зимой. Сверху юрту перевязывают ремнями или веревками, а некоторые народы - красочными поясами. Пол устилают шкурами животных, а стены внутри - тканью. Свет проникает через дымовое отверстие вверху. Поскольку окон в жилище не предусмотрено, для того чтобы узнать о том, что происходит за пределами дома, нужно внимательно прислушиваться к звукам снаружи.

12 слайд

Яранга – жилище чукчей. Стойбища кочевых чукчей насчитывали до 10 яранг и были вытянуты с запада на восток. Первой с запада ставили ярангу главы стойбища. Яранга - шатер в виде усеченного конуса высотой в центре от 3,5 до 4,7 метра и диаметром от 5,7 до 7–8 метров. Деревянный остов покрывали шкурами оленей, сшитыми обычно в два полотнища ремнями, концы ремней в нижней части привязывали к нартам или тяжелым камням для неподвижность. Очаг находился в центре яранги, под дымовым отверстием. Напротив входа, у задней стенки яранги, устанавливали спальное помещение (полог) из шкур в виде параллелепипеда. Средний размер полога - 1,5 метра в высоту, 2,5 метра в ширину и около 4 метров в длину. Пол застилали циновками, поверх них - толстыми шкурами. Постельное изголовье - два продолговатых мешка, набитых обрезками шкур, - находилось у выхода. Зимой, в периоды частых перекочевок, полог делали из самых толстых шкур мехом внутрь. Укрывались одеялом, сшитым из нескольких оленьих шкур. Для освещения жилищ береговые чукчи применяли китовый и тюлений жир, тундровые - вытопленный из раздробленных оленьих костей жир, горевший без запаха и копоти в каменных лампах-жирниках. За пологом, у задней стенки шатра, хранили вещи; у боковых, с двух сторон от очага, - продукты.

Человек во все времена стремился к теплу и уюту, к внутреннему покою. Даже самые заядлые авантюристы, которых всегда манят горизонты, рано или поздно возвращаются к домашнему очагу. Люди разных национальностей и вероисповеданий всегда создавали себе жилище с учетом той красоты и удобства, которые они могли себе представить, находясь в определенных природных условиях. Удивительные формы строений, материалы, из которых выстраивалось жилище и внутреннее убранство могут рассказать многое о его владельцах.

Жилище человека является чистым отражением природы. Изначально форма дома появляется из органического чувства. Она обладает внутренней необходимостью, словно птичьи гнезда, пчелиный улей или раковина моллюска. Каждая черта форм существования и обычаев, семейной и брачной жизни, кроме того, племенного распорядка – все это находит отражение в главных помещениях и плане дома – в горнице, сенях, атриуме, мегароне, кеменатэ, дворе, гинекее.

БОРДЕЙ


Бордей – традиционная полуземлянка в Румынии и Молдавии, крытая толстым слоем соломы или тростника. Подобное жилище спасало от значительных перепадов температуры в течение суток, а также от сильного ветра. На глиняном полу был очаг, однако топился бордей по-чёрному: дым выходил через маленькую дверь. Это один из древнейших типов жилья в этой части Европы.

АИЛ " ДЕРЕВЯННАЯ ЮРТА "


Аил («деревянная юрта») – традиционное жилище теленгитов, народа Южного Алтая. Бревенчатое шестиугольное строение с земляным полом и высокой крышей, покрытой берестой или корой лиственницы. Посередине земляного пола находится очаг.

БАЛАГАН


Балагáн – зимнее жилище якутов. На бревенчатом каркасе укреплялись наклонные стены из тонких жердей, обмазанных глиной. Низкая пологая крыша покрывалась корой и землёй. В маленькие окна вставлялись куски льда. Вход ориентирован на восток и прикрыт навесом. С западной стороны к балагану пристраивали хлев для скота.

ВАЛКАРАН


Валкаран («дом из челюстей кита» по-чукотски) – жилище у народов побережья Берингова моря (эскимосов, алеутов и чукчей). Полуземлянка с каркасом из крупных костей кита, покрытая землёй и дёрном. Имела два входа: летний – через отверстие в кровле, зимний – через длинный полуподземный коридор.

ВИГВАМ


Вигвам – общее название жилища лесных индейцев Северной Америки. Чаще всего это шалаш куполообразной формы с отверстием для выхода дыма. Каркас вигвама делался из изогнутых тонких стволов и накрывался корой, циновками из тростника, шкурами или кусками ткани. Снаружи покрытие дополнительно прижималось жердями. Вигвамы могут быть как круглыми в плане, так и вытянутыми и иметь несколько дымовых отверстий (такие конструкции называются «длинными домами»). Вигвамами часто ошибочно называют конусообразные жилища индейцев Великих равнин – «типи». Жилище не было предназначено для переноса, однако, при необходимости, легко собиралось и возводилось потом на новом месте.

ИГЛУ


Поистине потрясающее изобретение. Придумали его эскимосы Аляски. Сами понимаете, на Аляске со стройматериалами не все хорошо, но люди всегда использовали то, что есть под руками и в большом количестве. А на Аляске всегда под руками лед. Вот поэтому эскимосы и стали строить себе купольные дома из ледяных плит. Внутри все устилалось шкурами для тепла. Эта идея очень понравилась жителям Финляндии – стране северной, где тоже снега предостаточно. Там существуют рестораны, построенные по принципу иглу и даже проводятся соревнования, участники которых на скорость из ледяных блоков собирают иглу.

КАЖУН


Кáжун – традиционное для Истрии (полуостров в Адриатическом море, в северной части Хорватии) каменное строение. Кажун цилиндрической формы с конической крышей. Без окон. Постройка велась методом сухой кладки (без использования связывающего раствора). Из­начально служил жилищем, но впоследствии стал играть роль хозяйственной постройки.

МИНКА


Минка – традиционное жилище японских крестьян, ремесленников и торговцев. Минка строилась из легкодоступных материалов: бамбука, глины, травы и соломы. Вместо внутренних стен использовались скользящие перегородки или ширмы. Это позволяло обитателям дома по своему усмотрению менять расположение комнат. Крыши делались очень высокими, чтобы снег и дождь сразу скатывались, и солома не успевала намокнуть.
Так как многие японцы простого происхождения занимались выращиванием шелкопряда, при постройке жилища учитывалось, что основное место в помещении выделялось для шелкопрядения.

КЛОЧАН


Клочан – куполообразная каменная хижина, распространённая на юго-западе Ирландии. Очень толстые, до полутора метров, стены выкладывались «насухо», без связующего раствора. Оставлялись узкие щели-окна, вход и дымоход. Такие незамысловатые хижины строили для себя монахи, ведущие аскетичный образ жизни, поэтому внутри не приходится ожидать особого комфорта.

ПАЛЬЯСО


Пальясо – вид жилища в Галисии (северо-запад Пиренейского полуострова). По кругу диаметром 10-20 метров выкладывали каменную стену, оставляя проёмы для входной двери и маленьких окон. Поверх на деревянном каркасе ставили конусообразную крышу из соломы. Иногда в больших пальясо устраивались две комнаты: одна – жилая, вторая – для скота. В качестве жилья пальясо использовались в Галисии до 1970-х годов.

ИКУКВАНЕ


Икукване – большой куполообразный тростниковый дом зулусов (Южная Африка). Строили его из длинных тонких прутьев, высокой травы, тростника. Всё это переплеталось и укреплялось верёвками. Вход в хижину закрывался специальным щитом. Путешественники считают, что Икукване идеально вписывается в окружающий пейзаж.

РОНДАВЕЛЬ


Рондавéль – круглый дом народов бáнту (юг Африка). Стены складывались из камня. Цементирующий состав состоял из песка, земли и навоза. Крыша – шесты из веток, к которым травянистыми канатами привязывались пучки тростника.



КУРЕНЬ


Курéнь (от слова «куриться», что значит «дымиться») - жилище казаков, «вольных войск» Русского царства в низовьях Днепра, Дона, Яика, Волги. Первые казачьи поселения возникали в плавнях (речных камышовых зарослях). Дома стояли на сваях, стены делались из плетней, заполненных землёй и обмазанных глиной, крыша была камышовая с отверстием для выхода дыма. Особенности этих первых казачьих жилищ прослеживаются и в современных куренях.

САКЛЯ


Каменное жилище кавказских горцев. Строится из глины и керамического кирпича, крыша плоская, узкие окна, похожие на бойницы. Это было и жилище и своего рода крепость. Оно могло быть и многоэтажным, а могло строиться из глины и не иметь окон. Земляной пол и очаг посередине – вот скромное убранство такого дома.

ПУЭБЛИТО


Пуэблито - небольшой дом-крепость на северо-западе американского штата Нью-Мексико. 300 лет назад их построили, как предполагается, племена навахо и пуэбло, которые оборонялись от испанцев, а также от племён юта и команчи. Стены выложены из валунов и булыжников и скреплены глиной. Внутренние помещения также покрыты глиняной обмазкой. Потолки сделаны из сосновых или можжевеловых балок, поверх которых уложены прутья. Пуэблито располагались на высоких местах в пределах видимости друг друга, чтобы обеспечить возможность дальней связи.

ТРУЛЛО


Трýлло – оригинальный дом с конической крышей в итальянской области Апулия. Стены трулло очень толстые, поэтому в жаркую погоду там прохладно, а зимой - не так холодно. Трулло двухъярусный, на второй этаж поднимались по приставной лестнице. Нередко у трулло было несколько крыш-конусов, под каждой из которых – отдельная комната.


Итальянское жилище, причисленное в наше время к разряду памятников. Дом примечателен тем, что возводился по методу «сухой кладки», то есть просто из камней. Это делалось не случайно. Такая постройка была не слишком надежной. Если вытаскивался один камень, она могла полностью развалиться. И все потому, что в определенных местностях дома строились незаконно и при любых претензиях со стороны властей, могли легко ликвидироваться.

ЛЕПА - ЛЕПА


Лепа-лепа – лодка-дом баджао, народа Юго-Восточной Азии. Баджао, «морские цыгане», как их называют, всю свою жизнь проводят в лодках в «Коралловом треугольнике» Тихого океана – между Борнео, Филиппинами и Соломоновыми островами. В одной части лодки они готовят пищу и хранят снасти, а в другой спят. На сушу они выбираются только для того, чтобы продать рыбу, купить рис, воду и рыболовные снасти, а также похоронить умерших.

ТИПИ


Жилища коренных жителей Америки. Это строение было переносным и возводилось из жердей, которые покрывались сверху оленьими шкурами. В центре располагался очаг, вокруг которого сосредотачивались спальные места. В крыше обязательно оставлялось отверстие для дыма. Трудно поверить, но и сейчас люди, поддерживающие традиции коренного населения Америки и по сей день живут в таких шалашах.

ДЯОЛОУ


Дяолоу – укреплённый многоэтажный дом в провинции Гуандун на юге Китая. Первые дяолоу были построены ещё при династии Мин, когда в Южном Китае орудовали шайки разбойников. В более поздние и относительно безопасные времена такие дома-крепости строили, просто следуя традиции.

ХОГАН


Хóган – древнее жилище индейцев навахо, одного из самых многочисленных индейских народов Северной Америки. Каркас из жердей, поставленных под углом 45° к земле, переплетался ветками и густо обмазывался глиной. Нередко к этой простой конструкции пристраивалась «прихожая». Вход занавешивался одеялом. После того, как по территории навахо прошла первая железная дорога, конструкция хогана изменилась: индейцы нашли весьма удобным строить свои дома из шпал.

ЮРТА


Жилище для кочевников – монголов, казахов, киргизов. Чем удобно оно в условиях степей и пустынь? Собрать и разобрать такой дом – дело пары часов. Основа строится из жердей, сверху покрывается циновками. До сих пор пастухи пользуются такими строениями. Наверное, многолетний опыт подсказывает, что от добра добра не ищут.

СЛАВЯНСКАЯ ИЗБА


Бревенчатый дом, постройка славян. Изба собиралась из бревен (так называемый сруб), бревна укладывались по определенному принципу. В доме выкладывалась печь. Топилась изба по-черному. Трубу на крыше стали ставить позже, и тогда уже дым выводился из дома через нее. Срубы можно было разбирать, продавать и выкладывать вторично, возводя новый дом из старого сруба. До сих пор этот метод используется дачниками.

СЕВЕРОРУССКАЯ ИЗБА


Изба на Русском Севере строилась в два этажа. Верхний этаж - жилой, нижний («подклет») - хозяйственный. В подклете жили слуги, дети, дворовые работники, там же были помещения для скота и хранения припасов. Подклет строился с глухими стенами, без окон и две­рей. Наружная лестница вела сразу на второй этаж. Это спасало от заметания снегом: на Севере бывают сугробы по нескольку метров! К такой избе пристраивали крытый двор. Длинные холодные зимы вынуждали объединять жилые и хозяйственные постройки в единое целое.

ВАРДО


Вардо – цыганская кибитка, настоящий однокомнатный дом на колёсах. В нём есть дверь и окна, печь для приготовления пищи и обогрева, кровать, ящики для вещей. Сзади, под откидным бортом, – ящик для хранения кухонных принадлежностей. Снизу, между колёсами, – багаж, съёмные ступеньки и даже курятник! Вся повозка достаточно лёгкая, так что её могла везти одна лошадь. Вардо отделывался искусной резьбой и окрашивался яркими красками. Расцвет вардо пришёлся на конец XIX – начало XX века.

ЯОДУН


Яодун - дом-пещера Лёссового плато северных провинций Китая. Лёсс – мягкая, легко поддающаяся обработке порода. Местные жители это давно обнаружили и испокон веков выкапывали себе жилища прямо в склоне холма. Внутри такого дома комфортно при любой погоде.

ТРАДИЦИОННОЕ ЖИЛЬЁ НАРОДНОСТИ БОНГУ

ДЁРНОВЫЙ ДОМ


Дёрновый дом – традиционная постройка Исландии ещё со времён населяющих её викингов. Его конструкция определялась суровым климатом и дефицитом дерева. На месте будущего дома выкладывались большие плоские камни. На них ставился деревянный каркас, который обкладывался дёрном в несколько слоёв. В одной половине такого дома жили, в другой – содержали домашний скот.

Каким бы нелепым строение не казалось, это дом для того, кто его построил. В этих странных постройках жили люди: любили, создавали семью, страдали и умирали. Через дома этих людей текла жизнь, история со всеми ее особенностями, событиями и чудесами.

Жилой фонд современных русских селений складывался на протяжении длительного времени. В отдельных селах и деревнях еще встречаются жилища, построенные в конце и даже в середине XIX в.; сохранилось немало строений, возведенных в начале XX в. В целом же в большинстве русских селений дома, построенные до Великой Октябрьской революции, составляют сравнительно небольшой процент. Для того чтобы понять происходящие в настоящее время изменения в развитии традиционных форм жилища, а также процесс формирования новых особенностей жилищного строительства, необходимо дать представление об основных чертах русского сельского жилища, прослеживавшихся в XIX-начале XX в.

Характерные особенности традиционного русского жилища в различных районах страны

Разнообразная природа России, различные социальные, экономические и исторические условия способствовали созданию разных типов русского жилища, закрепляемых на той или иной территории определенной местной этнической традицией. Наряду с общими чертами, характерными для всех русских домов, в разных районах расселения русских имелись особенности, проявлявшиеся в положении дома по отношению к улице, в строительном материале, в покрытии, в высоте и внутренней планировке постройки, в формах застройки двора. Многие локальные особенности жилища сложились еще в феодальную эпоху и отражают культурные особенности определенных этнографических групп.

В середине XIX в. на огромной территории расселения русских выделялись крупные области, отличавшиеся особенностями сельских жилых построек. Существовали и более мелкие районы с менее значительным своеобразием жилища, а также зоны распространения смешанных форм жилища.

В северных селениях России - в Архангельской, Вологодской, Олонецкой, а также в северных уездах Тверской, Ярославской губерний--возводились большие срубные постройки, включавшие в одно целое жилые и хозяйственные помещения, поставленные узким торцовым фасадом перпендикулярно к улице. Характерной особенностью северного жилища была большая высота всей постройки. Пол жилых помещений из-за сурового северного климата приподнимали над землей на значительную высоту. Перерубы (балки) пола врубали в шестой-десятый венец в зависимости от толщины бревен. Пространство под полом называлось подклет, или подызбица; оно достигало значительной (1,5-3 м) высоты и использовалось для различных хозяйственных нужд: содержания птицы и молодняка скота, хранения овощей, продуктов, различной утвари. Нередко подклет делали жилым. Непосредственно к жилым помещениям примыкал двор, перекрытый той же крышей и составлявший единое целое с жильем («дом - двор»). В крытом дворе все хозяйственные помещения объединялись в одно целое под общей крышей и вплотную примыкали к жилью. Распространение крытого двора в северных и центральных нечерноземных губерниях России было обусловлено суровым климатом и длинными снежными зимами, вынуждавшими объединять жилые и хозяйственные постройки в одно целое.

Крытые дворы на севере, так же как и жилые помещения, строились высокими и устраивались в два этажа. В нижнем этаже помещались хлевы для скота, а в верхнем этаже (повети) держали корм для скота, хозяйственный инвентарь, средства передвижения, разнообразные предметы домашнего обихода; там же строились небольшие неотапливаемые срубы - клети (горенки), в которых хранилось домашнее имущество семьи, а летом жили семейные пары. Снаружи к повети пристраивался наклонный бревенчатый настил - взъезд (ввоз). Крытый двор вплотную примыкал к задней стене дома, и вся постройка вытягивалась перпендикулярно улице, в одну линию, составляя «однорядную связь», или «однорядный тип застройки». В северных постройках встречался также тип «двухрядной» застройки, в котором дом и крытый двор ставились параллельно вплотную друг к другу. В Заонежье широко был распространен так называемый дом кошелем, в котором двор, пристроенный сбоку, был шире избы и покрывался одним из удлиненных скатов ее кровли. Встречалась и «глаголеобразная» застройка, когда к задней и боковой стенам дома, поставленного перпендикулярно улице, пристраивался двор, как бы охватывая дом с двух сторон.

На огромной территории, включавшей все северные, западные, восточные и среднерусские губернии Европейской части России, а также в русских селениях Сибири жилище покрывалось двухскатной крышей. Материал покрытия" крыши зависел от местных возможностей. В северных лесных губерниях избы крыли тесом, дранью, в начале XX в. также щепой.

Наиболее древней и характерной конструкцией двухскатной крыши, особенно долго сохранявшейся на севере, была самцовая (крыша порубом, зарубом, на быках, на самцах). В конструкции такой крыши немаловажное практическое назначение выполняли курицы - естественно загнутые корневища ели, поддерживающие потоки, или водопуски, т. е. водосточные желоба, в которые упирались концы тесин крыши. Важную конструктивную роль имели кронштейны (повалы, помочи, пропуски), устраиваемые из выпусков верхних бревен продольных стен и поддерживающие углы кровли, а также охлупенъ (гиелом) - массивное бревно, пригнетающее своей тяжестью тесины кровли. Все эти детали придавали своеобразную красоту и живописность крестьянской постройке, благодаря чему в ряде мест сооружение их вызывалось не только практическими, но и декоративными соображениями. В конце XIX-начале XX в. конструкция самцовой кровли заменяется стропильной.

На фасаде высоких рубленых изб в северных селениях прорубалось несколько окон; постройку оживляли крыльцо при входе в дом, балкон на рубленом фронтоне и галерея, нередко опоясывающая весь дом на уровне окон. Округлым концам куриц, потоков, повалов, охлупня при помощи ножа и топора придавали пластичные скульптурные формы животных, птиц и разнообразных геометрических фигур; особенно характерным было изображение конской головы.

Архитектурный облик северной избы необычайно красив и живописен. Плоские дощатые поверхности наличников окон, причелин (доски, которыми зашивались выступающие торцы слег кровли), подзоров (доски, идущие по карнизу), полотенец (доски, прикрывающие стык кровли), крылец, балконных] решеток украшались плоской геометрической резьбой (с невысоким рельефом) или прорезью. Затейливое чередование всевозможных вырезов с прямыми и циркульными линиями, ритмично следующими друг за другом, делало резные доски северных изб похожими то на кружево, то на концы полотенца, выполненного в русском народном стиле. Тесовые поверхности северной постройки нередко расписывались красками.

Значительно ниже и меньше по своим размерам строилось жилище в Верхнем и Среднем Поволжье, в Московской губ., южной части Новгородской, северных уездах Рязанской и Пензенской губерний, частично в Смоленской и Калужской губерниях. Для этих районов характерен срубный дом на среднем или низком подклете. В северной и центральной частях этой зоны перерубы пола врубались преимущественно в четвертый, шестой и даже седьмой венец; на юге Московской губ. и в Среднем Поволжье в жилище преобладал низкий подклет: перерубы для пола врубались во второй- четвертый венец. В некоторых домах Среднего Поволжья во второй половине XIX в. можно было встретить земляной пол, что, по всей вероятности, было следствием влияния жилищного строительства народов Поволжья, для которых в прошлом было характерно поземное жилище. В селениях Нижегородской губ. богатые крестьяне строили полудомки - деревянные дома на высоких кирпичных подклетах, которые использовались в качестве кладовой, магазина или мастерской.

В среднерусских селениях дома ставили преимущественно перпендикулярно к улице, на переднем фасаде прорубали два, три, а иногда и более окон. В качестве материала покрытия двухскатной крыши служили тес, дранка, солома. Непосредственно к дому, так же как и на Севере, пристраивался крытый двор, но он был ниже дома, состоял из одного этажа и не составлял с домом единого целого. В северных районах Верхнего Поволжья, особенно в Заволжье, строились и более высокие дворы, расположенные на одном уровне с домом.

В среднерусских деревцях дворы пристраивались сзади дома по типу однорядной застройки, в богатых хозяйствах нередко встречалась глаголеобразная застройка; особенно характерным для Верхнего и Среднего Поволжья был двухрядный тип застройки. В конце XIX в. двухрядный тип связи постепенно заменялся более рациональным однорядным. Это объяснялось неудобством и громоздкостью двухрядных дворов; из-за скопления влаги в месте соединения дома с хозяйственными постройками эти дворы были сырыми. В более южных районах, в Волго-Камском междуречье, в Среднем Поволжье, в Пензенской губ. был распространен так называемый «покоеобразный двор». Покоеобразная застройка представляет собой два параллельных ряда построек - дом, с пристроенными сзади него хозяйственными постройками, а напротив него ряд хозяйственных построек, которые в задней части двора загибались под прямым углом и смыкались с постройками первого ряда. В таком дворе имеется значительное открытое пространство; этот тип застройки относится к «открытому» или «полузакрытому» типу двора 1 .

Полузакрытые дворы составляют как бы переходную зону от крытого двора к открытому (значительная часть Московской, Владимирской, Рязанской, Нижегородской, Калужской губерний, Среднее Поволжье). К югу от этой зоны преобладал открытый двор.

Для архитектурного облика среднерусских изб также характерно богатство и разнообразие украшений. Как и на севере, скульптурной резьбой обрабатывались округлые концы потоков, куриц, охлупня, но она не имела того причудливого художественного многообразия, как в северных избах, и встречалась реже. Своеобразным было украшение кровли крестьянской избы Ярославской, Костромской и отчасти Нижегородской губ. двумя скульптурными коньками, обращенными мордами в разные стороны. Фасады среднерусских изб украшались плоской трехгранно-выемчатой резьбой с узором из розеток или отдельных частей круга, которым обычно сопутствовали узоры из параллельно расположенных удлиненных желобков. Если на севере основное внимание уделялось украшению кровли, то в средней полосе прежде всего украшались окна. В районах, прилегающих к Волге (Ярославская, Костромская, Владимирская, Нижегородская, Казанская, Самарская, Симбирская губернии), во второй половине XIX в. широко распространилась более сложная резьба с высоким рельефом и выпуклым сочным узором рисунка (корабельная резь, глухая, или долотная резьба). В орнаменте рельефной резьбы преобладали растительные узоры, а также изображения животных и фантастических существ. Резные узоры концентрировались на фронтоне избы, ими украшались также ставни окон, торцы выступающих угловых бревен, ворота. В конце XIX - начале XX в. трудоемкая рельефная и плоская резьба были вытеснены более легкой по исполнению пропильной резьбой, распространившейся вместе с новым инструментом - лобзиком, позволяющим легко и быстро выпиливать разнообразные сквозные узоры. Мотивы орнамента пропильной резьбы были очень разнообразны.

На северо-востоке России, в Пермской и Вятской губерниях в жилище было много черт, сходных с севернорусскими и среднерусскими постройками, что объясняется как заселением этих районов выходцами из Новгородской земли и тесными связями северо-востока с Поволжьем и центральными губерниями в XIV-XVII вв., так и сходными условиями развития этих районов. Вместе с тем в северо-восточном жилище прослеживаются и некоторые специфические особенности. Рубленое жилище Вятско-Пермского края стояло преимущественно перпендикулярно к улице и покрывалось тесовой двухскатной, реже четырехскатной крышей (в более развитых по своему плану домах). В северо-западных уездах края строились более высокие и крупные по своим размерам дома на высоком подклете и перерубы пола врубали в седьмой венец; в южных районах края высота подполья понижалась и перерубы пола чаще врубали в четвертый- пятый венцы. Для жилища Вятской и Пермской губерний наиболее характерной была своеобразная покоеобразная застройка двора. Эти дворы были закрытыми, когда свободное пространство двора покрывалось односкатной крышей, полузакрытыми и открытыми. В некоторых районах Пермской губ. устраивали покоеобразный двор, называемый «на три коня», в котором дом, открытое пространство двора и следующий ряд дворовых построек перекрывали тремя двухскатными параллельными крышами. Внешние фасады северо-восточного жилища украшались сравнительно слабо.

В западных губерниях России - в Смоленской, Витебской, в южных уездах Псковской, в юго-западных уездах Новгородской губ.- срубные избы ставились на низкий (Смоленская,Витебская губ.) или средний (Псковская губ.) подклет и покрывались двухскатными соломенными, реже тесовыми кровлями. Отличительной особенностью внешнего вида западнорусской избы было наличие только одного окна на переднем фасаде дома, расположенного перпендикулярно к улице, и небогатое художественное оформление переднего фасада избы. Чаще встречались резные украшения в северо-западных районах (Псковская, северные уезды Новгородской губ.), где избы были выше и больше по своим размерам. В западных районах (Псковская и Витебская губернии) был распространен своеобразный тип трехрядной застройки усадьбы, который одновременно можно отнести к крытому и к открытому типу двора. В трехрядной застройке к глухой боковой стене дома вплотную примыкал крытый двор (подобно типу двухрядной связи), по другую же боковую сторону дома, на некотором расстоянии от него (6-8 м), строился ряд хозяйственных построек, параллельных дому. Открытое пространство между домом и надворными постройками огораживалось бревенчатым забором. В жилище западных губерний прослеживаются черты, сходные с жилищем белорусов и народов восточных районов Прибалтики (планизбы, наличие подвесного котла у печи, строительство сруба из брусьев, терминология и пр.), что было следствием древних исторических и этнокультурных связей населения этих районов с западными соседями. В течение почти четырех столетий (XIV-XVII вв.) Смоленские земли находились под властью Литвы, а затем Речи Посполитой.

Своеобразный тип русского жилища сложился в южных черноземных губерниях - Калужской, Орловской, Курской, Воронежской, Тамбовской, Тульской, в южных уездах Рязанской и Пензенской губерний. Здесь строились небольшие рубленые, нередко обмазанные снаружи глиной, а позднее саманные, тур лучные и кирпичные низкие избы без подклета с деревянным, а чаще глинобитным или земляным полом. Дома ставились длинной стороной вдоль улицы и покрывались четырехскатной соломенной крышей стропильной конструкции. Низкие южнорусские избы были менее живописны и беднее архитектурной отделкой. На переднем фасаде избы прорубалось одно или два окна. Для предохранения от летнего зноя и сильных степных ветров у окон почти всегда устраивались ставни. Кирпичные дома нередко украшались сложными яркими узорами из окрашенных в разные цвета кирпичей, а также рельефными узорами, выложенными из точеного кирпича.

В южных губерниях России был распространен открытый тип двора. Дворовые постройки были расположены за домом и составляли замкнутое, открытое в центре пространство. В Рязанской, Пензенской, Тульской, значительной части Орловской, Курской, Воронежской, а также в Смоленской губ. был распространен замкнутый «круглый» двор, который отличался от покоеобразного главным образом продольным положением дома к улице. В южной части степной зоны - в южных уездах Курской, Воронежской, частично Саратовской губ., а также в области Войска Донского, в Кубанской и Терской обл., в Ставропольской губ., у русских Средней Азии- был распространен открытый незамкнутый двор. Открытое пространство в этом дворе занимало значительную площадь, на которой без определенного порядка, не всегда примыкая друг к другу, отдельно от дома, располагались различные хозяйственные постройки. Все пространство двора обычно огораживалось изгородью. Характерные черты жилища - низкие поземные избы, свободная застройка жилых и хозяйственных построек, обилие соломы в качестве строительного материала и значительно меньшее значение дерева - возникли в условиях лесостепной и степной полосы с сухими почвами и сравнительно теплым климатом.

Резкий контраст низкому южнорусскому жилищу представляли жилые постройки зажиточного низового донского казачества.Уже в середине XIX в. здесь были распространены двухэтажные многокомнатные на высоком подклете дома. В конце XIX-начале XX в. там строили дома двух типов - «круглый дом» (в плане близкий к квадрату), многокомнатный под четырехскатной крышей, и «флигель» - дом прямоугольной формы под двухскатной крышей. Дома рубились из четырехгранных брусьев, обшивались снаружи тесом и покрывались железными или тесовыми крышами. Для казачьих домов было характерно большое число окон крупных размеров с филенчатыми ставнями и разнообразие архитектурных деталей. Открытые галереи, крыльца, балконы и террасы, украшенные ажурной пропильной резьбой, придавали постройкам специфически южный колорит. В тех же станицах большая часть иногороднего населения и беднейшие слои казачества жили в небольших продолговатых глинобитных и тур лучных домах под четырехскатными соломенными или Камышевыми крышами.

У кубанского и терского казачества и у крестьян Ставрополья в середине XIX в. преобладали постройки, напоминающие низкие украинские хаты - глинобитные и турлучные, побеленные снаружи, продолговатые в плане, без подклета, с глинобитным полом, под четырехскатной соломенной или Камышевой крышей. Подобный тип жилища, занесенный на Кубань в конце XVIII-начале XIX в. выходцами с Украины, оказал влияние на все народное строительство Кубани, Терека и Ставрополья. В конце XIX- начале XX в. в восточных и в меньшей степени в западных районах Кубани состоятельные казачьи хозяйства стали также строить «круглые», мно- гокомнатные дома, которые были немного ниже и меньше домов низового казачества. Распространение более совершенного типа жилища происходило как под воздействием развивавшегося капитализма, так и под непосредственным влиянием донских традиций, поскольку восточные районы Кубани были заселены в значительной степени донским казачеством. Жилище терского казачества развивалось под определенным влиянием соседних горских народов, например, в казачьих усадьбах возводились «горские сакли» -мазанки; в жилых помещениях бытовали ковры, войлоки и другие предметы горской домашней утвари.

Когда наши доисторические предки искали себе убежище, которое впоследствии стали называть домом, они использовали природные ресурсы вокруг себя, как средство для укрытия.

Древние люди жили в пещерах. Но человек – самое гениальное творение природы. И со времени он научился строить себе обители.

На протяжении веков людям приходилось жить под землей, на деревьях и под скалами. Со временем у человека стали развиваться навыки, он начал использовать при строительстве своего дома вспомогательные средства: дерево, металл, кирпич, камень, лед и шкуры животных.

В наши дни, в большинстве случаев, дома строят кирпичные и бетонные, за некоторым исключением, например, бытовки, быстровозводимые здания и деревянные навесы.

Однако есть в мире некоторые цивилизации, которые до сих пор живут в жилищах, используемых их предками сотни лет назад.

В этой статье рассказывается о некоторые наиболее необычных типах жилищ, которые человек называет домом, как и сотни лет назад (со времен их первой постройки).

Дома из бамбука

Бамбук – это быстро растущая, вечнозеленая трава, которая произрастает во многих местах по всему миру.

Бамбук использовался для строительства жилья еще тысячи лет назад. Это особо прочный материал, что делает его идеальным для постройки.

Конструкции современных домов из бамбука, основаны на древних технологиях, предназначены для быстрого возведения жилья в особенности в районах бедствий Юго-Восточной Азии.


Земляные дома, как следует из их названия, являются жилищами, построенными под землей, и, наряду с пещерами, вероятно, являются самым древним способом строительства на планете.

Многовековая идея подобного дизайна нашла признание во всем мире, и сегодня существует много построек, имеющих название эко-земляные жилища.

Дом из бруса


Срубы хорошо известны, и, как правило, используются в строительстве домов отдыха. Возведение бревенчатых домов корнями уходит на много лет назад, в те времена, когда человек смог впервые отрезать большие ветки деревьев. Но и сегодня такие дома очень популярны.

Бревенчатый дом нашел свое применение в горных и лесных массивах. Особенно были распространены такие дома в районах, населяемых поселенцами в новых землях, таких, как: Америка и Австралия. Сегодня они являются достопримечательностью европейских Альп и Скандинавии, здесь эти строения называют «шале».


На протяжении многих веков глинобитные дома использовались, как быстрый способ построения жилищ.

Эти типы жилья обычно встречаются в засушливых и жарких странах по всему миру, но более всего – на африканском континенте.

Для их постройки почва или глина смешиваются водой, иногда добавляется трава. Затем вылепленные квадраты высушиваются на солнце до необходимой жесткости. После этого они готовы к использованию так же, как и любой другой строительный кирпич.

Дома на деревьях

А вы думали, что такие дома строят только для детей?

Фактически, дом на дереве является вполне обычным явлением в районах джунглей по всему миру, где местность кишит змеями, опасными дикими животными и ползающими насекомыми.

Они также используются в качестве временного жилья в районах, где случаются наводнения и сильные муссонные дожди.

Дом-шатер


Шатры являются популярным средством убежища для любителей отдыха на свежем воздухе, а также регулярно используются для быстрого возведения.

Большие шатры, как правило, делались из шкур животных и использовались как обычные жилища у многих цивилизаций на протяжении веков. Наибольшее распространение получили среди кочевых народов.

Сегодня жилище в виде шатра используются, в основном, кочевые народы, такие, как: бедуинские племена Аравии и монгольские скотоводы, чей кров – юрты существуют уже на протяжении нескольких поколений.

Кабана (дом на пляже)


На рисунке кабана расположен на территории отеля в Эквадоре. Этот небольшой дом, который в настоящее время исполняет роль гостиничного номера, представляет собой бамбуковый каркас, увенчанный крышей из травы, и является типичным представителем местной индейской архитектуры Южной Америки.

Хижины Тода


Эти дома из бамбука и ротанга – родом из деревни, расположенной в Южной Индии, где местные жители проживают в таких домах уже более тысячи лет.

Полдюжины таких строений будет установлено в одном из сел, где каждое из строений используется для какой-то определенной цели, такой, как: проживание людей, нахождение животных, приготовление пищи и так далее.

Дома племени Тоба Батак


Это впечатляющие сооружения, построены по подобию лодки, является хижинами коренных жителей на острове Суматра.

Жилища называется jabu и используются рыболовными общинами на протяжении веков.