Финансово-кредитная поддержка малого бизнеса. Финансово-кредитная поддержка малого и среднего предпринимательства как основной фактор реализации политики импортозамещения

  • Дудин Михаил Николаевич - доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории «Стратегическое управление развитием национальной экономики» Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации;
  • Фролова Евгения Евгеньевна - Заслуженный юрист Российской Федерации, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой гражданского права и процесса и международного частного права Российского университета дружбы народов

Аннотация:

В настоящей статье авторами рассмотрены меры финансово-кредитной поддержки малого и среднего предпринимательства и определены перспективы их развития в условиях реализации политики импортозамещения, проведен анализ статистических данных о динамике кредитования малых и средних предприятий, выделены проблемы и определены приоритетные направления, предусмотренные Правительством Российской Федерации в рамках осуществления поддержки. В заключении авторы делают вывод о том, что в настоящее время в России созданная система государственной поддержки малого и среднего предпринимательства требует дальнейшего своего совершенствования.

Ключевые слова:

малые предприятия, средние предприятия, кредитование, финансовая поддержка, малое предпринимательство, среднее предпринимательство, импортозамещение, Россия, РФ.

Актуальность вопроса осуществления поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сегодняшних условиях не только не снижается, а напротив, повышается, а практика реализации проводимой государством политики в этой сфере, представляя порою фрагментарные, не всегда связанные в единую систему меры, а также недостаточно развитая финансовая поддержка со стороны государства через социальные структуры, требуют все большего пристального внимания. Эти факторы - не исключение – показывают тесную связь правовых проблем с финансово-экономическими, необходимость выработки продуманных действенных правовых механизмов, доказывающих свою эффективность.

2015 г. поставил перед государством и обществом новые задачи: необходимость реформирования экономики, где малому и среднему бизнесу отведена роль драйвера социально-экономического роста. Для эффективной реализации программ импортозамещения в экономических преобразованиях отводится важнейшая роль развитию малого и среднего предпринимательства .

Основные векторы работы были заданы в Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина, а затем обозначены в Антикризисном плане Правительства Российской Федерации и решениях Государственного совета. Ход реализации вырабатываемых мер, векторы дальнейшей поддержки – это предмет дальнейшего обсуждения.

С учетом текущей экономической ситуации проблемы, связанные c недостатком долгосрочных инвестиционных ресурсов, их высокой стоимостью, жесткими требованиями к заемщикам, выходят на первый план для малого и среднего предпринимательства. Большинство предпринимателей нередко отпугивают большие проценты и небольшие сроки, на которые выдается кредит. В свою очередь банки, предоставляя такие кредиты малому бизнесу, рискуют, поскольку последние нередко «прогорают».

Совокупный объем кредитов, выданных малым и средним предприятиям за 2015 год, составил 5,5 трлн. рублей, что на 28,3% меньше итогов 2014 года. Это наихудший результат за последние 5 лет последний раз меньший объем кредитов банки выдали представителями малого и среднего предпринимательства только в 2010 году – 4,7 трлн. рублей. Основное сокращение объемов выдачи кредитов малым и средним предприятиям пришлось на 1-е полугодие 2015 года (рис. 1) – участники рынка отреагировали на макроэкономическую нестабильность, обвал национальной валюты и резкое повышение ключевой ставки в конце 2014 года.

Рис. 1. Динамика изменения объемов кредитования предприятий малого и среднего предпринимательства в РФ в 2013-2015 гг.

Во 2-м полугодии 2015г. рынок кредитования малого и среднего предпринимательства показал некоторое оживление (что отражено в росте объемов выдаваемых кредитов по сравнению с 1-м полугодием), связанное с адаптацией участников к новым условиям, а также уменьшением стоимости кредитов вслед за ключевой ставкой (рис. 2).


Рис. 2. Динамика изменения стоимости кредитов предприятий малого и среднего предпринимательства в РФ в 2015 г.

В 2015 году доля просроченной задолженности в кредитном портфеле наиболее активно росла в сегменте малого и среднего предпринимательства. По итогам 2015 года доля просрочки в портфеле кредитов МСБ достигла рекордного значения 13,8% (максимум за все время наблюдений), прибавив 6,1 п. п. (рис. 3).


Рис. 3. Динамика изменения доли просроченной задолженности в кредитном портфеле малого и среднего предпринимательства в 2014-2015 гг., %

Малое и среднее предпринимательство больше всего представлено торговлей, производством товаров народного потребления, продукцией сельского хозяйства. До сегодняшнего момента вся политика в отношении малого и среднего предпринимательства сводилась к финансовой поддержке и его задаче заместить импорт на внутреннем рынке, то есть импортозамещению в чистом виде .

В экспорт развитых стран малые и средние предприятия делают существенных вклад: по данным ОЭСР, на их долю в общем объеме экспорта, приходится 25-35%. В некоторых развивающихся странах этот вклад достигает 40 % (Корея). В Китае он составляет до 50% . В то же время действующих предприятий – экспортеров из числа малого и среднего бизнеса в России крайне мало для того, чтобы оказать значимое влияние на развитие экспортного потенциала страны. Многие поставки осуществляются на разовой основе или сравнительно небольшими партиями. По экспертным оценкам, достаточно высоким экспортным потенциалом обладает около 30 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства .

Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства оказывается по следующим основным направлениям:

А) на федеральном уровне:

  • программа поддержки льготного кредитования и предоставления гарантий, реализуемая ГК «Внешэкономбанк»;
  • национальная система гарантийных организаций, ядром которой является Агентство кредитных гарантий;
  • программы, реализуемые международными институтами развития;

б) на региональном и муниципальном уровне:

  • региональные гарантийные фонды;
  • микрофинансовые организации;
  • сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы.

Программа поддержки малого и среднего предпринимательства реализуется ГК «Внешэкономбанк» через свою дочернюю организацию АО «МСП Банк» c 2007 г. и осуществляется по двухуровневой системе: АО «МСП Банк» предоставляет средства банкам для целей финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства, которые, в свою очередь, осуществляют отбор проектов и их финансирование на установленных АО «МСП Банк» условиях .

С 1 июля 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» , который закладывает основы для проведения в России сделок неипотечной секьюритизации (привлечения финансирования путем выпуска ценных бумаг, обеспеченных активами, генерирующими стабильные денежные потоки).

Учитывая стратегическую важность задачи развития рынка микрофинансирования, а также в целях увеличения доступности финансирования для этого сегмента рынка необходимо разработать порядок взаимодействия между банками, микрофинансовыми организациями и Агентством кредитных гарантий.

Рассматривается два варианта секьюритизации – секьюритизация банковских кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства и секьюритизация микрозаймов, выданных микрофинансовыми организациями субъектам малого и среднего предпринимательства.

По мнению Банка России, основой для секьюритизации должен стать проработанный механизм, включающий в себя стандарты для проведения сделок и требования к базовым активам (в том числе базовые требования к андеррайтингу, базовые требования к продукту, базовые условия договоров).

В настоящее время саморегулируемая организация «Национальная Фондовая Ассоциация» при участии Банка России, банковских ассоциаций и Минэкономразвития России разрабатывает стандарты требований к сделкам по секьюритизации c учетом международного опыта (отдельно для кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства и для микрозаймов микрофинансовых организаций).

Предполагалось, что пилотная секьюритизация банковских кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства будет закончена до осени 2015 г., микрозаймов микрофинансовых организаций – до весны 2016 года. Банком России может быть рассмотрен вопрос об использовании облигаций, обеспеченных гарантиями Агентства кредитных гарантий, в качестве обеспечения по операциям рефинансирования Банка России.

При наличии указанных методик (стандартов) взаимодействие Агентства кредитных гарантий c микрофинансовыми организациями предполагается выстраивать следующим образом:

  • участие Агентства кредитных гарантий в секьюритизации портфелей микрозаймов (кредитов) путем предоставления гарантии Агентства кредитных гарантий по старшим траншам облигационного выпуска. В случае c микрофинансовыми организациями более приемлемой моделью секьюритизации является выпуск облигаций, обеспеченных правами по микрозаймам, непосредственно c баланса оригинатора либо проведение мультиоригинаторных сделок в том числе c участием государственных микрофинансовых организаций. Единственной микрофинансовой организации сложно сгенерировать пул объемом 3 млрд. рублей, достаточный для проведения классической секьюритизации c участием специализированного финансового общества. Для секьюритизации банковских кредитов возможны различные варианты, так как проблема объемов пула активов для них стоит менее остро. Рассматривается вопрос учета гарантий Агентства кредитных гарантий по облигациям старшего транша в целях рефинансирования Банком России;
  • предоставление Агентством кредитных гарантий микрофинансовым организациям по кредитным линиям банков. Гарантия может обеспечивать до 50% суммы кредита банка. Анализ кредитоспособности микрофинансовых организаций будет проводиться Агентством кредитных гарантий в порядке верификации соответствия микрофинансовой организации разработанным стандартам и верификации действий банка в рамках стандарта;
  • предоставление Агентством кредитных гарантий по микрозаймам, выдаваемым микрофинансовым организациям. При такой форме взаимодействия принципалами по гарантиям Агентства кредитных гарантий выступают субъекты малого и среднего предпринимательства, а бенефициаром – микрофинансовая организация. Гарантия может обеспечивать до 50% суммы займа. Порядок оценки кредитоспособности принципала (заемщика микрофинансовой организации) планируется производить на основе критериев выдаваемых займов и требований к заемщикам, которые необходимо разработать в рамках решения задачи по секьюритизации портфелей микрофинансовых организаций.

Необходимо также предусмотреть активную роль Агентства кредитных гарантий в секьюритизации не только портфелей микрофинансовых организаций, но и банков – партнеров Агентства кредитных гарантий.

В настоящее время Банк России рассматривает вопрос рефинансирования АО «МСП Банк» под залог требований к микрофинансовым организациям. Механизм реализуется во исполнение подпункта «б» пункта 7 поручения Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2014 г. № ИШ - П13-8997 по итогам ежегодного доклада Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Титова Б.Ю.

Одновременно Агентство кредитных гарантий совместно c Минэкономразвития России и Банком России запускает Программу стимулирования кредитования малого и среднего предпринимательства, которая позволит увеличить объемы кредитования малого и среднего предпринимательства приоритетных сегментов c сохранением процентной ставки по кредитам на уровне, обеспечивающем финансирование инвестиционных проектов (10,75%), путем реализации специализированного механизма предоставления Банком России кредитов банкам - партнерам Агентства кредитных гарантий, обеспеченных гарантиями Агентства кредитных гарантий, для целей рефинансирования кредитов, предоставляемых субъектам малого и среднего предпринимательства в приоритетных отраслях экономики.

В рамках Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. № 98-р , проведена реализация ряда мероприятий, направленных на расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к заемному финансированию, в числе которых:

  • подготовка предложений о создании агентства «плохих долгов» в целях выкупа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проблемных активов кредитных организаций, долгов организаций (пункт 5 Плана);
  • создание условий для использования при реализации отдельных мероприятий ключевой ставки Банка России в качестве базового индикатора при расчете параметров субсидирования процентной ставки по кредитам и осуществления иных мер экономической политики (пункт 10 Плана);
  • корректировка механизма предоставления из федерального бюджета субсидий на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях на пополнение оборотных средств и (или) на финансирование текущей производственной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей (пункт 38 Плана);
  • осуществление имущественного взноса в уставный капитал АО «Росагролизинг» в 2015 г. для реализации программы льготного лизинга современной высокопроизводительной сельскохозяйственной техники российского производства и поддержки экспорта (пункт 45 Плана).

Однако, учитывая действие внешних ограничительных политических и экономических санкций и сложившуюся экономическую конъюнктуру, данные инициативы представляются не вполне достаточными.

Необходимо повысить целостность и прозрачность системы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства.

Антикризисный план 2016 года направлен на снижение налоговой нагрузки на бизнес, развитие патентной системы, имущественную поддержку. Ряд важных для бизнеса мер, таких, например, как увеличение доли малого бизнеса в госзакупках, юридическая защита малого бизнеса, заявлены в плане работы Корпорации МСП на 2016 год. Многое зависит от того, как будут реализованы эти меры. В текущей ситуации не стоит быть слишком консервативными, нужно использовать все эффективные инструменты поддержки бизнеса. В кризис нужно расширять гарантийные механизмы на сферу торговли и услуг. Европейский и американский опыт показывает, что расширение гарантийных программ и программ поддержки, а не их фокусировка на отдельных отраслях, способствуют стабилизации экономики .

В настоящий момент в связи c действиями кризисных явлений участие малых предприятий в реализации государственного и муниципального заказа сопряжено со сложностями пополнения оборотного капитала, необходимого для исполнения контрактов (закупка сырья, обеспечение исполнения контрактов, прочие накладные расходы).

Целесообразно повысить эффективность использования выделенных финансовых ресурсов, а именно – рассмотреть возможность:

  • расширения линейки финансовых продуктов региональных микрофинансовых организаций и повышения максимального размера микрозайма субъектам малого и среднего предпринимательства до 3 млн. рублей;
  • расширения финансовых продуктов региональных гарантийных организаций в части предоставления поручительств по договорам финансовой аренды (лизинга) и договорам факторинга;
  • снижения требований к потенциальным заемщикам и кредитному портфелю региональных микрофинансовых организаций.

Таким образом, в настоящее время в России созданная система государственной поддержки малого и среднего предпринимательства требует дальнейшего своего совершенствования. К числу основных задач государственного института развития малого и среднего предпринимательства целесообразно отнести создание единого центра финансово-кредитной поддержки малого и среднего предпринимательства. В течение последних лет создано значительное количество институтов, призванных оказывать поддержку бизнесу. Это организации федерального, регионального и муниципального уровней: технопарки, бизнес-инкубаторы, микрофинансовые организации, центры субконтрактации. Большинство из этих институтов работают, реализуя государственные программы, используя средства бюджетов различных уровней. Вместе с тем, мониторинг ситуации в регионах свидетельствует о том, что качество работы данных институтов неоднородно, как и неравномерна в целом реализация мер на региональном уровне. Очень актуально и своевременно создание на базе МСП Банка и Агентства кредитных гарантий единого государственного института развития МСП с наделением его функций центра финансово-кредитной поддержки, обеспечения встраивания малого бизнеса в производственные цепочки крупных государственных компаний, координации деятельности организаций инфраструктуры поддержки бизнеса, реализации проектов по популяризации предпринимательства .

1

Петров С.М. 1

1 Самарский филиал Московского городского педагогического университета, Самара

Существующая система общеэкономического и банковского статистического учета не дает четкого и полного представления о динамике развития рынка малого предпринимательства, объемах его финансовой поддержки, в том числе и кредитной. Все это создает трудности для выработки адекватных управленческих решений и является отчасти одной из причин, отрицательно влияющих на оценку объективного состояния данного сегмента экономики. Поэтому для решения проблем, стоящих перед малым и средним бизнесом, необходимы соответствующие изменения, как в банковской отчетности, так и в системе статистического учета. Статья посвящена проблемам финансово-кредитной поддержки малого и среднего бизнеса в регионе и отражает один из важнейших факторов в современных условиях рыночных отношений, как потребность малых предприятий в банковском финансировании. О недостаточности объемов кредитных вливаний в этот сегмент экономики свидетельствует и место, занимаемое Россией по уровню кредитования малого бизнеса, которая находится по этому показателю во второй сотне в мире. В статье раскрываются проблемы формирования механизма финансово-кредитной поддержки малого и среднего бизнеса, создание положительного имиджа предпринимателей, бюджетные инвестиции в сфере малого и среднего предпринимательства. Рассматриваются проблемы государственной программы финансово-кредитной поддержки малого и среднего предпринимательства в рамках федеральных программ. Выявлены причины, влияющие на ограниченное развитие рынка кредитных услуг малого и среднего предпринимательства, проблемы формирования механизма развития малого и среднего бизнеса.

малый и средний бизнес

финансово-кредитная поддержка

организационно-правовая форма

саморегулирование

1. Аганбегян А.Г. Экономика России на распутье. Выбор посткризисного пространства. – М.: Апрель, 2010.

2. Агеев С.В. Экономическая стабильность и контрольные механизмы ее регулирования в регионе. – М.: Академия ХХI, 2008.

3. Гарина Е.И. Основы предпринимательской деятельности / Е.И. Гарина, О.В. Медведева, Е.В. Шпилевская. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010.

4. Агеев С.В. Развитие малого предпринимательства как фактор модернизации и инновационного развития страны // Экономика строительства. – 2011. – № 2. – С. 9–12.

5. Гасанов, Н. Поддержка малого предпринимательства в регионе // Экономика. – 2010. – № 2. – С. 74–78.

6. Алклычев А.М. Малый и средний бизнес в строительстве: есть ли перспективы // Эко. – 2009. – № 4. – С. 107–113.

Потребность малых предприятий в банковском финансировании удовлетворяется все еще не в полной мере. О недостаточности объемов кредитных вливаний в этот сегмент экономики свидетельствует и место, занимаемое Россией по уровню кредитования малого бизнеса. По экспертным оценкам, наша страна находится по этому показателю во второй сотне в мире.

С целью повышения уровня правовой защиты субъектов малого и среднего предпринимательства, сокращения и предупреждения нарушений действующего законодательства со стороны предпринимателей и контролирующих органов при проведении мероприятий по государственному контролю в Самарском регионе запущен проект «Неотложная правовая помощь малому предпринимательству Самарской области».

Рассматривая многие причины, влияющие на ограниченное развитие рынка кредитных услуг, в качестве основных банки отмечают высокий уровень риска и отсутствие залогового имущества. По данным исследований, проведенных Ассоциацией российских банков, почти 40% кредитных организаций считали основным препятствием в кредитовании малого бизнеса отсутствие надежных заемщиков. Как уже отмечалось, в первую очередь, это вызвано недостаточностью либо отсутствием залогового обеспечения и поручителей у потенциальных заемщиков, что вполне объяснимо, так как для создания весомых, основных, быстрореализуемых фондов необходимо 10-15 лет работы. Для того чтобы иметь платежеспособных поручителей, необходимо создать положительный имидж компаний, для чего также необходимо хотя бы 5-7 лет работы.

Немаловажным фактором, который сдерживает предоставление кредитов малым и средним предприятиям, является низкая финансовая грамотность представителей этого бизнеса, так как в данных фирмах из-за их малочисленности отсутствуют экономисты, а сами руководители во многих случаях не являются специалистами данных отраслей и не проходят курсы переподготовки по финансово-экономическим направлениям. Необходимо отметить, что в регионах центры по повышению квалификации экономистов из-за их невостребовонности практически отсутствуют, в связи с чем следует активизировать их работу.

Также улучшению кредитования не способствует непрозрачность бюджета, которая еще больше выросла с увеличением страховых взносов до 34% в 2011 г., в 2012 г. - 30% и некачественное ведение отчетности из-за желания скрыть получаемую прибыль. Данные факторы отрицательно влияют на формирование имиджа, заведомо создают мнение о них как о неблагоприятных партнерах. Негативное влияние на расширение кредитования малого и среднего бизнеса также оказывает размер процентной ставки, предлагаемой банками малому бизнесу, которая постоянно возрастает, что объясняется ростом ставки рефинансирования ЦБ России. По мнению представителей малого бизнеса, ставка кредитования была бы более приемлема, если бы она превышала ставку рефинансирования на два - три пункта.

Определенные надежды представители малого и среднего бизнеса связывают с получением финансовых средств, выделяемых для поддержания малого и среднего предпринимательства в рамках федеральных программ. В настоящее время государственная программа финансовой поддержки малого бизнеса реализуется через двухуровневую процедуру, включающую в себя Российский банк развития и региональные банки. Первый уполномочен представлять ресурсы региональным банкам, которые, в свою очередь, кредитуют субъекты малого и среднего предпринимательства. Однако требования, предъявляемые к банкам, достаточно жесткие, отсекающие от участия в программе малые и средние банки. Большинство банков, работающих с малым бизнесом, не удовлетворяют критерию величины собственного капитала.

В целях развития малого предпринимательства многие банки предоставляют такой продукт, как «Кредит на развитие индивидуального предпринимательства». Параметры и порядок представления данного продукта показан в табл. 1.

Таблица 1

Кредит на развитие индивидуального предпринимательства

Индивидуальный предприниматель

Целевое назначение кредита

Пополнение оборотных средств

Валюта кредита

Российские рубли

Размер и срок кредита без залога имущества

от 50 00 до 150 000/6-12 месяцев

Размер и срок кредита с залогом имущества

от 50 000 до 500 000/6-18 месяцев

Комиссия за предоставление кредита

130 долл. США

Обеспечение при кредитовании на сумму до 150 000 руб.

Поручительство супруга(и) ИП

Обеспечение при кредитовании на сумму до 500 000 руб.

Поручительство супруга(и) ИП

Залог имущества (допускается залог имущества третьих лиц):

    Недвижимость

    Личное имущество

    Товар в обороте (до 75% в общей структуре залога)

    Транспорт

    Оборудование

    Векселя Банка

    Гарантийный депозит

Процентная ставка

от 15% годовых

Форма предоставления кредита

Единоразовая выдача

Погашение

Аннуитеты-ежемесячно в соответствии с графиком, формируемым в автоматизированном режиме

Наличие (открытие) расчетного счета

Необходимо

В то же время следует подчеркнуть, что именно местные банки являются «локомотивом» в кредитовании малого и среднего бизнеса, основу их клиентской базы составляют предприятия малых форм. Эти банки имеют преимущества при оценке потенциального ссудозаемщика, поскольку все деловые отношения по движению денежных средств, контакты претендента на получение кредита и вся другая деловая информация являются для данных банков практически общедоступными. Поэтому назрела необходимость изменить существующие подходы к небольшим банкам и пересмотреть требования допуска таких банков к системе рефинансирования через Российский банк развития, опираясь главным образом на их финансовую устойчивость.

Непосредственно Поволжский банк Сбербанка России предлагает финансовую поддержку для развития малого и среднего предпринимательства кредиты на пополнение оборотных средств, на приобретение, капитальный (текущий) ремонт объектов недвижимости, выкуп земельных участков под объектами недвижимости, используемыми в хозяйственной деятельности, а также на приобретение транспортных средств и оборудования для целей производства или оказания услуг. Основные условия кредитования представлены в табл. 2.

Таблица 2

Основные условия кредитования

Кредиты на пополнение оборотных средств

Кредиты на приобретение объектов недвижимости, капитальный (текущий) ремонт, выкуп земельных участков, приобретение транспортных средств, оборудования

Предприниматель без образования юридического лица или малое предприятие с объемом годовой выручки не более 50 млн руб. с учетом НДС

Опыт работы

Не менее 6 месяцев

Сумма кредита

Не ограничена

Не более 30% от объема годовой выручки

Срок кредита

Обеспечение

Не менее 25% суммы кредита (с учетом процентов) обеспечивается залогом имущества; кроме того, предоставляются личные поручительства владельцев малых предприятий или членов семьи предпринимателя на всю сумму кредита

Погашение

Ежемесячно, равными долями

Ежемесячно, равными долями (возможно предоставление отсрочки погашения основаного долга на срок до 6 месяцев)

Для сельхозпроизводителей график погашения может быть установлен с учетом сезонного характера деятельности

Сроки рассмотрения

Не более 8 дней (при наличии полного пакета документов)

Как следствие, в условиях возрастающих рисков, только государство может обеспечить необходимые предпосылки для наращивания объемов кредитования малого и среднего бизнеса, приняв на себя часть риска путем предоставления гарантий по исполнению ссудозаемщиками своих обязательств. Вместе с тем успешное решение проблем малого бизнеса может обеспечить только объединение усилий государства, банковского сектора и, главная составляющая, - представителей малого предпринимательства, но при одном условии, что они будут вести бизнес в рамках Российского законодательства.

В дальнейшем перспективы развития сектора малого и среднего бизнеса будут определяться готовностью банков так выстраивать свои взаимоотношения с малым бизнесом, чтобы не только сохранить клиентов среди предпринимателей данной категории, но и дать им надежду на их дальнейшее развитие.

Сегодня особую остроту приобрела проблема невозврата кредитов, в том числе для малого и среднего бизнеса.

Данный вопрос частично можно решить через реструктуризацию имеющихся задолженностей. С этой целью необходимо провести тщательный анализ кредитной истории, оценить состояние дел на предприятии, наличие договоров и их исполнение, движение денежных потоков. И только после этого возможно предоставить отсрочку в погашении долга. Конечно, это требует определенных усилий со стороны кредитных организаций. Надо признать, что ряд банков уже работают в этом направлении и имеют соответствующие программы реструктуризации, предусматривающие увеличение погашения основного долга, пересмотр графика платежей по ссудам и процентам по ним. В конечном счете, от этого выиграет и кредитная организация, поскольку стабильная клиентская база - во многом залог успеха банковского бизнеса. Следует отметить, что от степени развития малого бизнеса могут напрямую зависеть глобальные экономические показатели в масштабах государства, регионов и муниципальных образований, а, следовательно, поддерживать предпринимателей финансами в банковском секторе жизненно необходимо. В настоящее время основной акцент должен быть сделан на обеспечение занятости населения. Применительно к малому и среднему бизнесу это означает, в первую очередь, повышение доступности кредитных ресурсов, базирующихся на взаимном доверии между банковским сектором и предпринимательством и активной поддержке со стороны государства.

Как отметил президент РФ Д.А. Медведев в одном из своих выступлений, «Основной причиной медленного роста малого бизнеса продолжает оставаться чрезвычайный административный прессинг, давление, которое сегодня существует на всех стадиях малого предпринимательства».

В последние годы принят ряд решений по резкому ограничению возможностей проверок деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. В соответствии с внесенными в законодательство поправками, в настоящее время органы надзора могут проводить проверки предпринимательской сферы малого бизнеса не чаще одного раза в три года. За разрешением проводить внеплановую проверку полиция должна сначала обратиться в прокуратуру. Подключить малые предприятия к энерго-, газо- и водоснабжению стало проще и дешевле. Все чаще такие предприятия привлекают к выполнению государственных заказов, активизируется борьба с рейдерством. После длительной дискуссии отменили норму об обязательном применении кассовых аппаратов для предприятий, уплачивающих единый налог на вменяемый доход.

Значительные шаги предприняты в расширении поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. Торгово-промышленные палаты стали больше внимания уделять работе предприятий малого и среднего бизнеса, создаются объединения предпринимателей, центры и агентства по развитию различных форм предпринимательства, региональные фонды поддержки малого и среднего бизнеса, фонды содействию кредитованию, правовые центры, муниципальные и региональные технопарки, бизнес-инкубаторы, агентства по содействию внешнеэкономических связей. Во многих регионах налажено информирование, консультирование и обучение субъектов малого бизнеса, реализуютсяпроекты развития межрегиональныхи международных связей, проводятся деловые миссии малых предприятий среди регионов.

Пока значительная часть бюджетных инвестиций в сфере малого и среднего бизнеса до предпринимателей не доходит. Даже нынешние крупномасштабные вливания в эту сферу не могут компенсировать издержки, связанные с неблагоприятным предпринимательским и инвестиционным климатом в России.

Серьезной проблемой малого и среднего предпринимательства в строительстве является значительное административное давление. Очень часто органы государственной власти, местного самоуправления и контроля издают нормативно-правовые акты, которые вступают в противоречие с федеральными, в частности, и в сфере строительства. Много проблем возникает в сфере разрешительных и регистрационных полномочий. У представителей малого бизнеса выработалось какое-то особое отношение к саморегулируемым организациям. Они не могут выполнить требования по обеспечению организации специалистами, внести в компенсационный фонд один миллион рублей, застраховаться на 700 тыс. рублей.

Как справедливо отмечают эксперты, все это способствует появлению региональных саморегулируемых организаций-монополистов.

В заключение отмечается, что существующая система общеэкономического и банковского статистического учета не дает четкого и полного представления о динамике развития рынка малого предпринимательства, объемах его финансовой поддержки, в том числе и кредитной. Все это создает трудности для выработки адекватных управленческих решений и является отчасти одной из причин, отрицательно влияющих на оценку объективного состояния данного сегмента экономики. Поэтому для решения проблем, стоящих перед малым и средним бизнесом, необходимо внести соответствующие изменения, как в банковскую отчетность, так и в систему статистического учета.

В сложившейся ситуации при формировании политики в отношении малого и среднего бизнеса требуется учитывать то, что бездумное копирование зарубежного опыта ведет к растранжириванию бюджетных средств.

Условия развития российского малого и среднего бизнеса станут существенно лучше, чем в настоящее время, если будет обеспечена реальная защита прав собственности, повысится эффективность судебной и правоохранительной систем, возникнут действенные механизмы контроля общества за деятельностью чиновников.

Формируя благоприятную среду деятельности малых и средних предприятий, важно обеспечить каждому субъекту возможность эффективного развития, тогда меры поддержки малого и среднего предпринимательства окажутся более эффективными.

Рецензенты:

    Ермолаев Е.Е., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Экономика и управление в городском хозяйстве» ФГБОУВПО «Самарский государственный архитектурно-строительный университет», г. Самара;

    Плеханов А.Г., д.э.н., профессор кафедры «Экономика и менеджмент в строительстве» ФГБОУВПО «Самарский государственный архитектурно-строительный университет», г. Самара.

Работа поступила в редакцию 15.05.2012.

Библиографическая ссылка

Петров С.М. ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕГИОНЕ // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 6-3. – С. 748-752;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=30115 (дата обращения: 31.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Финансовую политику поддержки малого бизнеса на федеральном уровне осуществляет Федеральный фонд поддержки малого бизнеса путем реализации за счет бюджетных и внебюджетных источников Федеральной программы государственной поддержки малого бизнеса.

На региональном и муниципальном уровнях данную функцию выполняют региональные и муниципальные фонды поддержки малого бизнеса на основе соответствующих региональных и муниципальных программ.

Главной целью финансовой политики государства в отношении малого бизнеса является устранение неблагоприятного положения малых предприятий на рынке кредитных и инвестиционных ресурсов в силу их недостаточной финансовой устойчивости и залогоспособности, а также целевое финансирование отдельных высокоэффективных программ и проектов, позволяющих раскрыть внутренний потенциал малых предприятий, обеспечить их поступательное развитие и повышение конкурентоспособности.

При разработке основных направлений кредитно-финансовой и инвестиционной поддержки малого бизнеса в 2000 г. были выделены различные формы финансирования лизинга и схемы проведения лизинговых операций, системы самофинансирования малого бизнеса (кредитные союзы, общества взаимного страхования) и микрокредитование.

Возможности малого бизнеса получить банковский кредит ограничены в силу более жестких требований банков к малому бизнесу по предоставлению гарантий возврата кредита ввиду отсутствия у последних достаточно длительной кредитной истории и повышенных рисков. Банковский сектор в большей мере ориентирован на обслуживание крупного бизнеса, что существенно повышает издержки кредитования малого бизнеса и приводит к повышению ставок по кредитам.

В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации в рамках Федеральной программы ведется работа по формированию группы банков, финансовых компаний, инвестиционных фондов, в том числе с государственным участием, которые будут работать с субъектами малого бизнеса, а также по созданию условий для удешевления кредитных ресурсов, направленных на кредитование малого бизнеса, вовлечения средств частных инвесторов в развитие малого бизнеса.

Банк России рассматривает вопрос о создании небанковских кредитных организаций, которые будут осуществлять депозитно-кредитные операции , специализироваться на обслуживании (кредитовании) отдельных видов деятельности, в том числе на кредитовании субъектов малого бизнеса.

Создание общих благоприятных условий кредитования и оздоровление финансового рынка России в целом не исключает необходимости сохранения специальных механизмов финансовой поддержки малого бизнеса через систему фондов поддержки малого бизнеса. Такая система хорошо зарекомендовала себя за рубежом.

Проблема нехватки у малых предприятий высокотехнологичных основных фондов может быть решена на основе лизинга оборудования, с помощью которого малые предприятия, не имея достаточных средств и не прибегая к привлечению кредитов, могут использовать в производстве новое прогрессивное оборудование и технологии.

Несмотря на относительно малый объем государственных средств, вложенных в создание и развитие региональных лизинговых компаний, развитие лизинговых операций, ориентированных на малый бизнес, приносит положительные результаты.

Мониторинг деятельности 9 региональных лизинговых компаний ( по данным ФФПМП), работающих с малыми предприятиями, показал, что средний процент лизингополучателей - субъектов малого бизнеса - от общего количества клиентов составляет 61,5%, при этом из общего количества заключенных договоров на автотранспорт приходится 28,2%, на торговое оборудование - 27%, компьютерную и другую оргтехнику - 8,6%, на производственное оборудование - всего 4,5%, сельскохозяйственное оборудование - 1,3%.

На примере деятельности лизинговой компании "Кубаньлизингмаш" Краснодарского края можно констатировать, что ею было проведено 10 лизинговых операций на сумму 4 млн. р. Внедрение оборудования, поставляемого по лизингу, позволило в 1,5 раза увеличить объем производства лизингополучателями, дополнительно внести в бюджеты всех уровней около 1 млн. р.

Эффективная работа лизинговых компаний дает возможность не только своевременно и в полном объеме получать лизинговые платежи и комиссионное вознаграждение, но и отчислять суммы налогов в бюджеты, превышающие объемы средств, первоначально выделенных на их финансовую поддержку.

Лизинговые компании в настоящее время испытывают значительные трудности в привлечении дополнительных оборотных средств. Существуют проблемы, вытекающие из общей неразвитости рынка: финансовая маломощность предприятий, отсутствие традиций цивилизованного поведения лизингополучателей, неполнота правовой базы, неясность налоговых правил, недоработка механизма возврата имущества, отсутствие развитого рынка подержанного оборудования.

Мероприятия по государственной поддержке лизинговых компаний, ориентированных на обслуживание субъектов малого бизнеса, будут продолжены в 2004 г. и в последующие годы. В частности, предлагается оказать финансовую поддержку ряду лизинговых компаний, отобранных на конкурсной основе, а также устранить несоответствия статей Гражданского кодекса Российской Федерации и федерального закона "О лизинге".

Одним из наиболее распространенных в мировой практике инструментов финансирования малого бизнеса является венчурное инвестирование . Инвестиции венчурного капитала сопряжены с длительными сроками вложений, относительно повышенными рисками, но обеспечивают более высокую доходность в случае успешного развития получателей инвестиций. Эти средства вкладываются, в основном, в уставный капитал вновь созданных малых и средних предприятий, ориентированных, как правило, на развитие новых технологий или создание новых наукоемких продуктов.

Для становления малых предприятий и деятельности бизнесменов без образования юридического лица большое значение имеет возможность быстрого доступа к кредитным ресурсам в относительно малых суммах, используемым в качестве оборотных средств, - микрофинансирование . По решению Ресурсного центра малого бизнеса, объем рынка микрофинансирования в России составляет около 7 млрд. дол.

Только в 1998-2000 гг. началась реализация нескольких программ микрофинансирования на общую сумму около 100 млн. дол. на региональном уровне при содействии ФФПМП и ряда зарубежных и международных организаций.

Состояние программ микрокредитования ( по данным ФФПМП) на январь 2001 г. было следующим:

  • среднемесячная процентная ставка по микрокредитам - 6% в месяц;
  • средний размер займа - 12,5 тыс. р.;
  • средний объем займов на одного клиента - 20 тыс. р.;
  • средний процент возврата займа - 95%;
  • распределение займов: торговля - 55%, оказание бытовых услуг - 24%, сельское хозяйство - 11%;
  • % всех займов предоставляются начинающим предпринимателям.

Осуществление программ микрокредитования в регионах выявило, что эта услуга востребована не только бизнесменами с незначительными доходами, но и субъектами малого бизнеса, заинтересованными в оперативном доступе к финансовым ресурсам. Показательно, что услуги микрокредитования активно востребованы в районных центрах и муниципальных образованиях.

В Свердловской области выдачу микрокредитов ведут 16 муниципальных фондов. С июля 1998 г. по февраль 2000 г. эти фонды предоставили 1388 займо15 млн. р. Ставка кредита составляет 8-9% в месяц. Срок возврата - 3 месяца. Для получения кредита не требуется залог. Возвратность кредитов - 98%.

В Смоленской области кооператив финансовой помощи "Содействие" выдал за 8 меся2000 г. 1321 микрозайм на сумму 18,6 млн. р., коэффициент оборачиваемости ресурсов в микрокредитовании составил 5,3.

Несмотря на расширение такого вида финансовой поддержки, как микрофинансирование, коммерческие банки практически не развивают программы микрофинансирования, в связи с чем большая часть рынка этого рода услуг действует на "неформальной" основе в рамках теневого оборота. Соответственно прибыль , получаемая по ссудам и микрокредитам, не учитывается в официальном обороте и не облагается налогом.

С учетом значительного спроса на данные услуги и высокой эффективности микрокредитования в среднесрочной перспективе эти программы будут развиваться, в том числе через небанковские кредитные организации и общества взаимного кредитования.

Значительным инвестиционным резервом для малого бизнеса является внебанковский рынок капитала, в том числе система обществ взаимного кредитования (кредитных кооперативов и союзов), являющихся достаточно эффективным механизмом вовлечения свободных средств граждан в развитие малого бизнеса.

В Волгоградской области кредитные потребительские кооперативы и сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы действуют с 1994 г. За это время выдано займов на сумму 33,2 млн. р. В 1999 г. акции 55 кредитных кооперативов составили 8,2 млн. р., выдано займов н3 млн. р., в том числе крестьянским (фермерским) хозяйствам - 8,2 млн. р., бизнесменам 7,2 млн. р., гражданам - 6,9 млн. р.

Для оказания финансовой помощи индивидуальным бизнесменам при Республиканском фонде поддержки малых предприятий Чувашской Республики в октябре 1998 г. образован потребительский кооператив финансовой взаимопомощи предпринимателей "Союз". За время деятельности кооператива заключено 76 договоров на сумму 3,62 млн. р.

На территории Хабаровского края действует 9 кредитных союзов. Кредитный потребительский союз "Первый Дальневосточный" в г. Комсомольске-на-Амуре, созданный в 1995 г., с числом пайщиков 1100 человек выдал 8630 займов на сумму 34,6 млн. р. Займы выдавались за счет сформированного фонда финансовой взаимопомощи, который состоит из личных сбережений пайщиков.

В настоящее время в России работают более 700 обществ взаимного кредитования. Право их создания определено гражданским законодательством, но для более целенаправленного использования этого механизма необходимо совершенствовать нормативную правовую базу и организовать методическое сопровождение деятельности обществ взаимного кредитования.

Одной из перспективных ресурсосберегающих форм привлечения средств является франчайзинг . Роль его в развитии малого бизнеса постоянно возрастает, т.к. он позволяет бизнесмену начать собственное дело, пользуясь чужим опытом, знаниями и поддержкой.

Развитие государственной финансовой поддержки малого бизнеса должно способствовать созданию базы для рациональной структуры как регионального хозяйства, так и экономики России в целом. Достижение этой цели связано с разработкой специальных механизмов финансово-кредитной поддержки малого бизнеса и решением комплекса взаимосвязанных вопросов, включающих развитие системы гарантий и внедрение компенсации части процентных ставок по кредитам коммерческих банков, налоговые льготы, совершенствование законодательства, информационную поддержку, подготовку кадров, формирование соответствующей инфраструктуры финансовых институтов поддержки малого бизнеса, эффективную координацию действий в этой области федерального центра, субъектов Федерации и органов местной власти.

Государственно-кредитная поддержка малого бизнеса должна осуществляться по двум основным направлениям:

  • оказание субъектам малого бизнеса прямой финансовой помощи в виде субсидий, дотаций, кредитов, в том числе льготных и беззалоговых; гарантии по кредитам коммерческих банков; полная или частичная компенсация финансовым структурам недополученной прибыли или кредитование субъектов малого бизнеса по пониженной ставке, совместное финансирование за счет бюджета и кредитно-финансовых организаций. Такая финансовая помощь может являться безвозвратной, не оговоренной какими-либо предварительными условиями, как и предполагать использование средств строго по назначению при условии их возврата или компенсации;
  • косвенная финансовая поддержка малого бизнеса, нацеленная на поощрение, стимулирование инвестиционной активности малых предприятий. Соответствующие меры должны включать общегосударственные и региональные режимы налогообложения малого бизнеса, внедрение упрощенных схем взимания налогов, установление норм ускоренной амортизации оборудования, используемого малыми предприятиями, распространение системы лизинга и др.

Должен получить развитие механизм гарантий по инвестиционным кредитам малого бизнеса, включая предоставление государственных гарантий коммерческим банкам, принимающим участие в финансировании сферы малого бизнеса.

В России в условиях постоянного дефицита финансовых ресурсов для местной администрации крайне важно оценить, какие направления развития малого бизнеса действительно нуждаются в поддержке и льготах, а каким придется рассчитывать только на свои силы.

Чаще пытаются получить бюджетное финансирование малые предприятия с неудовлетворительным финансово-экономическим состоянием. Среди малых предприятий с плохим экономическим положением за бюджетной поддержкой обращалась треть, а среди тех, чье положение оценивалась как хорошее или удовлетворительное шестая часть малых предприятий.

Данная статистика свидетельствует о том, что последней надеждой экономически несостоятельных малых предприятий является поддержка государства. В целом в поддержке нуждаются как «слабые», так и «сильные» малые предприятия. Первых надо поддерживать, чтобы не пополнять ряды безработных, увеличивая социальную напряженность и трансфертную нагрузку на бюджет, во-вторых - чтобы наращивать потенциал малого бизнеса, создавая «точки роста». Кому помогать в первую очередь, сильным или слабым, следует решать исходя из специфики региона, отрасли, и, в немалой степени, из объема средств, выделенных на поддержку малых предприятий. Рынок должен определить неэффективные предприятия. Опыт зарубежных стран показывает, что создание тепличных условий для малого бизнеса может дать противоположные результаты.

Интересен тот факт, что количество малых предприятий выросло в три раза за период 1991-1994гг., причем тогда система поддержки отсутствовала. Это свидетельствует о том, что система государственной поддержки малых предприятий в России обладает крайне низкой эффективностью. В настоящее время можно говорить об отдельных элементах государственной поддержки МП в России. К формам государственной поддержки относятся: - организационно-инфраструктурная;

  • - налогово-управленческая;
  • - имущественная;
  • - финансово-кредитная;

Самой обременительной для государства и одновременно привлекательной для бизнеса являться финансово-кредитная поддержка, включающая льготное кредитование, предоставление гарантий под кредиты коммерческих банков и др.

В российских условиях такой вид поддержки чреват злоупотреблениями, поэтому его использование должно быть строго регламентировано и открыто для общественности. [Приложение №5]

Сведение государственной поддержки только к прямой финансовой поддержке или налоговому стимулированию не столько развивает предпринимательскую инициативу, сколько содействует закреплению иждивенческих настроений. Задача государства состоит не в том, чтобы просто передать малым предприятиям финансовые, имущественные и иные ресурсы, не в том, чтобы поддержать их любой ценой, а в том, чтобы на основе правовой и экономической базы путем использования эффективных форм финансирования помочь им выживать, создавать возможности роста и саморазвития в условиях рынка. /30/

К поддержке со стороны государства у представителей малого бизнеса далеко не однородное отношение [Приложение №5 рисунок 2].

Как видно из представленного выше рисунка малому бизнесу сегодня надо помогать.

В этой связи, интересно посмотреть, на какой из уровней власти малый бизнес возлагает наибольшие надежды [Приложение №6 рисунок 3].

Таковыми оказались как раз муниципальные (местные власти): по мнению 43,10% субъектов малого бизнеса, именно власти муниципалитетов должны больше других уровней власти стимулировать и поддерживать развитие бизнеса. Это объясняет низкую оценку деятельности местных властей: от них ждут большего, но пока немного получают. На втором месте (28,70%), с небольшим отрывом от третьего власти региона. Затем идут федеральные власти (22,80%).

Эти результаты связаны с тем, что в своей повседневной деятельности, естественно, бизнес контактирует с чиновниками на местах, а не членами федерального правительства. При этом, даже если предприниматели взаимодействуют, например, с пожарной инспекцией или налоговыми органами (которые, вообще-то, относятся к федеральным службам), они во многих случаях воспринимают их как «местные», то есть, «не центральные».

Вложил свою лепту в поддержку развития малого предпринимательства «Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства. Этот фонд может использовать для кредитования предпринимательских проектов не только предусмотренных в бюджете средств, но и средств любых финансовых институтов, и в том числе частного капитала.

Помимо федерального фонда поддержки малого предпринимательства в стране создавалась и действует широкая сеть региональных (около 70) и муниципальных (около 120) фондов поддержки малого предпринимательства /42 /. Фонды имеют право предоставлять субъектам малого бизнеса разнообразные финансовые услуги: льготные кредиты, беспроцентные ссуды, краткосрочные займы, гарантии, финансовую помощь на безвозмездной основе /5/. Следовательно, фонды являются финансовыми посредниками не только между государством и малым бизнесом, но и между малым бизнесом и кредитными организациями.

Денежные ресурсы фондов не менее чем на 50% формируются за счет вложений региональных и муниципальных органов исполнительной власти (в частности, средства соответствующих бюджетов и выручка от приватизации государственного имущества), доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц и других поступлений. Доходы от собственной деятельности фонда не подлежат налогообложению и могут формироваться в результате следующих операций: выпуска и размещения ценных бумаг фондов; проведения конкурсов, аукционов, выставок и лотерей; получения процентов от льготных кредитов, выданных субъектам малого бизнеса; иных поступлений /30/.

Анализируя законодательство о фондах поддержки малого предпринимательства с точки зрения формирования активов и пассивов, а также способов получения доходов, они несут на себе отпечаток интересного сочетания, с одной стороны, банков и эмиссионных компаний, поскольку занимаются кредитованием и получают проценты по кредитам, выпуском и размещением ценных бумаг, проведением аукционов, лотерей, а с другой стороны благотворительных и бюджетных организаций (бюджетные средства, финансовая помощь на безвозмездной основе). Такого рода сочетание дает возможность привлекать ресурсы из разнообразных источников и направлять их в разных формах на поддержку малого бизнеса.

Деятельность непосредственно самих фондов осуществляется без получения лицензии на банковскую деятельность /7/. В этом - преимущество фондов, так как если бы они получали такую лицензию и превращались в банки, то не имели бы возможности эффективно выполнять другие ключевые функции по поддержке малого бизнеса (например, использование пожертвований и безвозмездное финансирование). Недостатком является ограничение их правоспособности: фонды не наделены правами, которые имеют банки в части привлечения для финансирования малых предприятий средств населения, предприятий и банков в виде депозитов, межбанковских кредитов и остатков на расчетных счетах.

Для формирования этой категории субъектов малого бизнеса необходимо появление институтов венчурного финансирования малых и средних предприятий, в которых государство возьмет на себя роль основного агента поддержки инноваций через системы бизнес-инкубаторов, предоставление бюджетных грантов на конкурсной основе, венчурное финансирование, облегчение доступа предприятий малого и среднего бизнеса к фондовому рынку. Предполагается также создать региональные фонды соинвестирования.

Государство поддерживает начинающих предпринимателей по двум направлениям: подпрограмма содействия малому предпринимательству и самозанятости безработных граждан (по линии Минздравсоцразвития) и программа субсидий-грантов на создание собственного бизнеса (по линии Минэкономразвития). В 2009 году по линии Минсоцздравразвития 127,6 тыс. человек организовали собственное дело, получив в виде годового пособия по безработице по 58,8 тыс. рублей (и при этом заплатив с этой «поддержки» 13% или 7,6 тыс.рублей налога (кстати, вот тоже «резерв» своеобразного «увеличения» оборотов сектора, а точнее - «сдерживания» его еще большего фактического падения). Что касается статистики профильного департамента МЭРа, то она не столь очевидна. Приказ министерства определяет порядок и условия предоставления грантов - не более 300 тыс. рублей на получателя. Уровень софинансирования из региональных бюджетов должен составлять от 50 до 80%. Общий объем финансирования, выделенного из федерального бюджета по линии Минэкономразвития в виде субсидий субъектам РФ на гранты для создания собственного дела, составил 1 653 722,37 руб. По официальным данным МЭРа, 8 тысяч начинающих должны были на эти гранты начать свой бизнес в 2009 году. Но сколько начало реально - открытых данных нет. По расчетам Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), таковых могло быть максимум 23,3 тыс., поскольку не все регионы выдавали гранты-субсидии в максимальном размере. Например, в Удмуртии нижняя граница «гранта» была установлена на уровне 100 тыс. рублей. Тем не менее, остановимся на официальной цифре в 8 тыс.

Накопленные в России статистические данные небольших банков, специализирующихся на выдаче кредитов малому бизнесу, говорят, что доля просроченной задолженности по этим кредитам не превышает 2%. Это объясняется тем, что диверсификация кредитного портфеля, осуществляемая при предоставлении кредитов субъектам малого бизнеса - это и есть снижение риска.

В 2009 году по инициативе предпринимателей принят Федеральный закон, освобождающий компании, применяющие единый налог на вмененный доход, от обязательного применения контрольно-кассовой техники. Для большинства предпринимателей закон стал «лакмусовой бумажкой» при оценке действий Правительства по поддержке именно микропредприятий. Только за полгода действия закона снято с учета 239 тыс. единиц контрольно-кассовой техники, что уже сохранило для предпринимателей более 7,0 млрд. рублей.

Уже подготовлен законопроект, снижающий с 5% до 2% требуемый от малых компаний для участия в конкурсе задаток.

В ноябре 2009 года Правительством был утвержден план проведения работ по реинженирингу контрольно-надзорных и разрешительных процедур в отраслях. По мере проведения данной работы готовятся системные изменения в законодательство по сокращению конкретных административных барьеров. Уже подготовлены предложения в области сельского хозяйства, образования, строительства, здравоохранения. Основные законы будут приняты уже в этом году.

Другое важное направление - регламентация взимания платы при предоставлении услуг. Перечень платных услуг должен быть исчерпывающим, понятным и публичным, а стоимость регламентирована нормативным актом органа, оказывающего услуги на основе принятой методики ее расчета. Эти нормы также нашли свое отражение в проекте федерального закона.

В 2009 году поправки в Налоговый кодекс позволили принять в 2/3 субъектах Российской Федерации решения о снижении ставки налога по упрощенной системе налогообложения с 15% до 5%. В сфере налогов основой задачей становится максимальное развитие системы патента, как наиболее простой и удобной для микропредприятий и индивидуальных предпринимателей системы налогообложения. Сейчас ее применяют всего 3,8 тысяч предпринимателей.

Правительством уже принят ряд решений, направленных на формирование налоговых стимулов для развития компаний, занятых в сфере высоких технологий и социальной сфере. Среди них: сохранение ставки страховых взносов на уровне 14% для инновационных компаний (IT наука, инжиниринг), освобождение предприятий, внедряющих новое энергоэффективное оборудование от налога на имущество сроком до 3 лет; освобождение коммерческих организаций, работающих в сфере образования и здравоохранения от уплаты налога на прибыль организации, как минимум, сроком на 8 лет. Для начинающих предпринимателей организуются различные курсы, где молодые бизнесмены могут получить необходимые знания для организации собственного бизнеса, а также принять участие в конкурсах, в результате которых они смогут получить денежные средства на развитие собственного дела. Малые предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, вместо перечисленных налогов, уплачивают единый налог по ставке 6% (при его расчете с суммы доходов) либо по ставке от 5 до 15% (при расчете налоговой базы по принципу «доходы минус расходы») (ст. 346.20 НК РФ в ред. 26.11.2008 № 224-ФЗ). При этом малые предприятия, выбравшие принцип исчисления единого налога «доходы минус расходы», вправе уменьшить налоговую базу в том числе и на свои затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, на приобретение нематериальных активов, на патентование, покупку исключительных прав на изобретения, промышленные образцы, торговые марки и т.д. (ст. 346.16 НК РФ).

За время действия Федерального закона, предоставившего преимущественное право выкупа арендуемых малым и средним бизнесом помещений, субъектами малого и среднего предпринимательства выкуплено помещений совокупной площадью 2 млн. м 2 на сумму более 28 млрд. руб. Учитывая заинтересованность предпринимателей, а также неснижающийся темп подачи заявлений на выкуп помещений, будет предложено продлить на три года действия данного Федерального закона.

В 2010 году расходы федерального бюджета на реализацию программы поддержки предпринимательства составят 24 млрд. рублей.

Основные меры поддержки показали хорошие результаты - это грантовая поддержка начинающих. В 2009 году более 8 600 компаний было поддержано грантами, обучено основам предпринимательства 25 000 человек. Выдано 11 000 поручительств, обеспечивших свыше 35 млрд. рублей кредитов. В рамках программы было создано 80 000 новых и сохранено около 300 000 рабочих мест.

В 2010 г. Особое внимание будет уделено малым инновационным предприятиям (МИП). Так, малым инновационным компаниям, создаваемым при вузах, будут предоставляться гранты - 500 тыс. руб. на одного получателя. Уже действующим МИПам будут выдаваться субсидии на компенсацию затрат по разработке новых продуктов, новых производственных процессов, на приобретение новых машин и оборудования с технологическими инновациями, приобретение новых технологий, в том числе прав на патенты, лицензии, использование изобретений промышленных образцов.

В число приоритетов включена поддержка экспортно ориентированных малых и средних предприятий, поскольку сейчас малые экспортеры получают минимальную помощь со стороны государства. Средства будут перечислены в те 10-15 регионов, которые реализуют программы поддержки малых и средних компаний, ориентированных на экспорт. Впервые на эти цели будет выделено 2 млрд. рублей в этом году.

Следующий блок поддержки - это развитие лизинга малых предприятий и специализированной инфраструктуры имущественной поддержки предприятий. В рамках лизинга. Предусматривается возмещение части затрат, связанных с уплатой процентов по договорам, оплаты первого взноса при заключении договора лизинга оборудования, а также предоставление целевых грантов начинающим предпринимателям - субсидия в размере не более 1 млн. руб. на уплату первого взноса при заключении договора.

Еще одно направление - предоставление широкого доступа населения к обучению основам предпринимательства. Приоритет будет отдан краткосрочным курсам (до 100 часов). Такое обучение позволяет сориентироваться людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации: безработные, военнослужащие, уволенные в запас.

Имущественная поддержка - планируется создание центров коммерциализации технологий, центров коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию, инжиниринговых центров, центров промышленного дизайна, центров субконтракции, а также бизнес-инкубаторов, промышленных парков и технопарков.

В последние пять лет произошли серьезные изменения в развитии отечественного малого и среднего бизнеса. Даже в кризисном 2009-м году наблюдался рост сектора - на 9,1%.

В 2010 году запланировано увеличение объемов средств федерального бюджета на оказание государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства по следующим направлениям: поддержка создания новых малых и средних инновационных компаний; реализация программ содействия развитию малого и среднего предпринимательства в моногородах; развитие малого и среднего предпринимательства в Северо-Кавказском федеральном округе.

Минэкономразвития России совместно с ТПП РФ и ОПОРОЙ РОССИИ, объединениями предпринимателей постоянно проводит мониторинг состояния МСП в регионах России, обеспечивая, таким образом, механизм обратной связи.

Результаты мониторинга помогают реально и оперативно оценивать действенность принимаемых государством мер поддержки, своевременно корректировать и адаптировать их в целях оперативной ликвидации возникающих рисков МСП.

Можно констатировать, что за последнее время достигнут значительный прогресс в совершенствовании системы государственной поддержки МСП. В первую очередь, это происходит благодаря активизации позиций Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, ОПОРЫ РОССИИ, организаций инфраструктуры поддержки МСП и объединений предпринимателей.