Братия киево-печерской лавры ко дню петра и павла собрала досье на наместника. Архимандрит Пимен, начальник паломнического отдела Киево-Печерской Лавры: «Наш самолет спасли преподобные Печерские

Архимандрит Антоний, который служит в Лавре уже 30 лет - о радости каждый день, благодати

Отец Антоний: "Меня спросили: "Вы знакомый митрополита?" - "Я знакомый Бога".

Откровения монаха Киево-Печерской лавры: "Мне было явление, что Лавра откроется" Ярослава Корнеева //smm.ollcdn.net/img/article/7626/35_main.1477059980.jpg //smm.ollcdn.net/img/article/7626/35_tn.1477059980.jpg 2016-10-22T05:48:00+03:00 Воскресная школа Архимандрит Антоний, который служит в Лавре уже 30 лет - о радости каждый день, благодати

"Сегодня" продолжает публикации откровений монахов Киево-Печерской лавры, и в этот раз нам удалось пообщаться с уникальным человеком, старожилом Лавры, который предсказал ее открытие и служит здесь почти 30 лет. Архимандрит Антоний, певчий братского лаврского хора, рассказал нам, как открывали Лавру и как Господь может в любую минуту спасти человека.

— Отец Антоний, на ваш взгляд, в какое время года Лавра самая красивая?

— У меня Лавра всегда красивая. В духовном смысле красив даже каждый день, который приближает нас к спасению. А если мирскими глазами смотреть, то, думаю, летом все же Лавра самая красивая — все цветет, радуется, веселится и благодарит Бога. Весной она расцветает, как сама молодость, а осенью замирает. Но я в любое время года стараюсь радоваться. Говорю братии: "За все слава Богу. Каждый день, каждое время года всегда красиво, купола блестят золотом, ведутся богослужения. Приходят люди и радуются! Не это ли повод для радости?"

— Расскажите, как вы оказались в Лавре?

— Я работал в , служил в армии, в звании сержанта, квартиру получил, стал на ноги. Но душа в храм просилась. Потому и оказался я во Владимирском соборе, стал служить, был там диаконом восемь лет, после оказался в Лавре. В роду один из моих предков был пономарем, 40 лет в церкви прослужил. Мама и папа нам прививали такую любовь. Хотя папа и коммунистом был, но иконы в нашем доме свято хранились. Родители нас всему учили: как молиться, как жить по законам Божьим. Тетя Ирина, папина сестра, привила мне любовь к Богу, хотя сама она безграмотная была.

— Сколько лет вы уже в монашествующих?

— С 1988 года. Здесь я первый монах. Когда пришел в Лавру в 1988 году, здесь музей был. Кого тут только не было! Например, в том корпусе, где сейчас митрополия — был детский сад, младшая группа. Потому мы, монахи, жили, где могли. Бывало в теплое время года даже на улице, на лавочках или в коридорах. Нас тогда мало было, всего пятеро. Вообще поначалу мы служить сюда ходили, а на ночь шли к себе в квартиры, так как ночевать негде было. Потом нам отдали 52-й корпус, 2-й этаж. Тогда мы уже потихоньку стали обживаться. С одной стороны жили мы, с другой — новые послушники.

— Почему решили пойти именно в Лавру? Это понимание пришло в молитвах? Снах?

— Мне явление было, что Лавра откроется, когда каштаны зацветут. Я пошел в монастырь Покровский и сказал матушкам, что откроют Лавру перед тысячелетием Крещения Руси. Причем даже указал, что не с центрального входа (Верхняя Лавра. — Авт.), а от тех врат, что ведут в нижнюю Лавру. Первым сказал об этом матушкам Покровского монастыря: "Когда каштаны зацветут, тогда Лавру откроют", они поразились. Но так и случилось. 16 июня было первое богослужение, а 24-го или 25-го мы стали служить ежедневные службы преподобным Печерским в Дальних пещерах. Я тогда еще диаконом служил. Помню, прицепил лампаду возле одной из икон, засветил ее вечером, а утром на богослужение пришел — лампада горит. Благодать такая была тогда! Миряне много жертвовали. До сих пор помню, мы тогда одних свечек продали на 369 рублей — сумма очень большая по тем временам. Прихожане помогали нам убирать территорию, деревья старые и кусты в порядок приводить. Второй духовный подъем помню в начале 90-х, когда нам передали Храм Воздвижения Животворящего Креста. Как раз перед праздником Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Такой праздник для нас был! Все мы словно на крыльях летали! Сейчас молодежь приходит, не знает о той бедности, которую мы пережили, а мы помним, что такое нищета, бедность, как приносили вещи со вшами и клопами. Монеты бросали настолько стертые, что не видно было ни даты, ни надписи. О таком говорят: "На тебе Боже, что мне негоже". Но больше хорошего было, конечно!

— Говорят, лаврским монахам сами преподобные отцы Печерские помогают?

— Печерским отцам всегда акафист читаю, и они всегда помогают: и Господь, и Матерь Божия, и все святые. Я всех послушников учу читать акафисты, знать их наизусть, особенно акафист Преподобного Антония, ... В сложные моменты все бросаются к Богу. Когда есть здоровье, то люди думают, что Бога нет. Другое дело, когда человек обездвижен или забыт другими — лежит, никому не нужен. Вот тогда уже и иконы ставят, и молитвы вспоминают, если есть что вспомнить, цепляются, как за последнюю надежду. А ведь Бога чтить надо смолоду, тогда Господь будет твоим помощником и покровителем. Хотя Господь всегда нас, грешных, ждет. И в любую минуту может проявить Свою милость. Помню, перед своей поездкой в Иерусалим владыка меня благословил поехать в военный госпиталь, к человеку, который в аварию попал. Ситуация очень глупая получилась. Они с братом, военные при должностях, машинах, "игрались" наперегонки на Житомирской трассе. И доигрались, что оказались в кювете. Брат этого Олега умер на месте, а у Олега был раздроблен позвоночник. Владыка сказал, что у него ноги отказали, а я когда в госпиталь пришел — тот уже в коме был. Возле него его отец как раз сидел, генерал. Глянул на меня так и спрашивает: "Чей вы знакомый? Митрополита?". Я отвечаю: "Я знакомый Господа Бога". Тот долго на меня смотрел, но разрешил провести соборование. Пособоровал больного и уже собрался на выход — вдруг тот глаза открыл! такое было! Оказалось, в то же время владыка за него в Иерусалиме тоже молился.

Читайте самые важные и интересные новости на наших страницах

Последний Настоятель Киево-Печерской Лавры Схиархимандрит Антоний (в монашестве Климент, в миру Константин Матвеевич Жеретиенко) родился в 1870 году. Точное место его рождения, а также имена родителей неизвестны. Также от нас скрыта его жизнь до поступления в Киево-Печерскую Лавру. Единственное, что известно из его мирской жизни - это то, что в монастырь он поступил из военных писарей. Высшего образования, судя по всему, он не имел. Был болезненным и несколько застенчивым. Однако по свидетельству лично его знавших людей обладал гибкостью ума и сообразительностью. Благодаря своему послушанию - он был управляющим митрополичьих домов в Киеве - Константин, принявший к этому времени постриг в мантию с именем Климент, был вынужден общаться с разнообразными людьми, которые жили в этих домах. Это общение оставило свой след, он научился общаться с людьми, приобрёл жизненный опыт, который ему в будущем очень пригодился. Был экономом Лавры - в его ведении находились кроме самой Лавры все предприятия: кирпичный завод, мельницы, сенокосы, рыбные угодья, леса, хутора, пасеки, а также всё движимое имущество, кроме церковного.

Наместником Киево-Печерской Лавры архимандрит Климент стал в самый разгар смут и гонений против Св. Церкви – в конце 1917 года. Решение об этом было принято на Соборе братии Лавры. Однако последующие события гражданской войны и многочисленных переворотов в Киеве, убийство большевиками Священномученика митр. Владимира (Богоявленского) Киевского отодвинули это событие на задний план, и потому архимандрит Климент послушание Наместника Киево-Печерской Лавры долгое время исполнял без утверждения со стороны Св. Синода. Лишь 3 июня 1921 года он был официально утверждён в своей должности.

Наместник - первая особа после настоятеля. В его руках была сосредоточена вся исполнительная власть по управлению Лаврой. Ему пришлось принять управление древнейшей святыней Руси в самое тяжёлое время, когда большевики заняли Киев, и в Лаврской типографии разместился один из революционных штабов. Как и многих в то время, его часто вызывали в ЧК, и подолгу там «беседовали» с ним...

Ему, несущему ответственность за всю Лавру, часто приходилось искать выход из трудных ситуаций, которые постоянно появлялись на его пути. Жизнь его в это трудное время была полна волнений и невзгод, но несмотря на трудности, батюшка находил время на службу, молитву, пост, которые очень любил.

С 1922 по 1925 годы он исполнял обязанности Настоятеля Киево-Печерской Лавры. В 1925 году за противостояние «Живой Церкви» отец Климент был арестован и сослан в Харьков, который был в то время столицей советской Украины. В 1925-1927 годах он служил в храмах Харьковской епархии.

В 1927 году после выхода печально известной Декларации митр. Сергия (Страгородского), архимандрит Климент вместе с наместником Лавры архимандритом Макарием (Величко), игуменом Евстратием (Грумковым), а также четырьмя монахами, отошёл от митр. Сергия, организовав катакомбную общину ИПЦ и начав тайные богослужения на квартирах. Они написали митр.Сергию о своём отходе от него и были им за это «запрещены в священнослужении». С начала 1928 года они были под омофором епископа Дмитрия (Любимова), а осенью при посредничестве иосифлянского игумена Клавдия (Савинского), проживавшего в Петрограде на подворье Киево-Печерской Лавры, перешли к катакомбному епископу Павлу (Кратирову), назначенному митр. Иосифом (Петровых) Петроградским представителем Истинно-Православной Церкви (ИПЦ) на Украине. В Харьков к отцу Клименту ездили за Святыми Дарами даже из Киева, так как считали, «что в сергиевских храмах таинства принимать нельзя».

Батюшка, скрываясь от властей, проживал в Харькове на разных квартирах. В 1932-1933 годах по адресу: ул.Чистоклетовская 11, а потом на ул.Мануиловской 42. Как он сам пишет в анкете: «Настоятель Лавры, без места в подчинении митр.Петру».

Прошедших в 1931 году массовых арестов последователей ИПЦ (или «иосифлян» - как их еще называли по имени митр. Иосифа Петроградского) отцу Клименту удалось избежать чудесным образом. Когда батюшку пришли арестовывать, то у него из-за давней болезни горлом пошла кровь - он был болен туберкулёзом. Увидев это, чекисты махнули на него рукой, мол, сам помрёт, и ушли. А он вскоре после этого скрылся и до 1941 года находился на нелегальном положении.

С началом войны в 1941 году, он вернулся в Киев и хотел возглавить Киево-Печерскую Лавру. Но так как он не признавал власти местных архиереев, то разошёлся с братией, которая избрала настоятелем архимандрита Валерия. И в данном случае отец Климент оказался также твёрдым и не пошёл на соглашение. Он организовал в черте Киева, в селе Мышеловка, небольшую общину и совершал там богослужения. После возврата в 1943 году советской власти он из Киева переезжает в Харьков, где проживал тайно во флигеле у своих духовных чад.
В годы войны архимандрит Климент принял постриг в великую схиму с именем Антоний – в честь Св. Преп. Антония Киево-Печерского, основоположника монашества на Руси. Бытовала версия, что постриг о. Климент принимал из рук схиархиепископа Антония (кн. Абашидзе,+1943), проживавшего в Киеве в затворе. Однако эта версия не нашла пока достаточного подтверждения. Поэтому где и от кого им был принят постриг – нам неизвестно. Как бесценное свидетельство приводим воспоминания о старце Антонии катакомбной инокини А.:

«Я принадлежала к общине отца Серафима (Загоровского). Община была большая - одних монашествующих было человек 35, а мирян великое множество.

В 1943 году отец Серафим выехал из Харькова вместе с отступавшей немецкой армией, и мы остались одни. Через некоторое время монахини Мелетия, Нектария, Алипия и Иоасафа, привели меня к архимандриту Клименту, который во время войны принял схиму с именем Антоний, но кто его постригал я не знаю. Он приходил к отцу Серафиму и они друг у друга исповедовались. Это было в 1944 году, война еще продолжалась, и поэтому, как и все люди, батюшка жил очень скромно в маленьком домике на Холодной Горе. У него была маленькая комнатка с печкой, которую он топил дровами. По дому он ходил в подряснике, иногда выходил в сад гулять. У себя в комнатке он служил литургию, и люди тайно по договорённости приходили к нему на службу. Чтобы было меньше заметно соседям ходили по 5-7 человек. На следующую неделю приходили другие люди. Когда замечали служку, то переставали ходить, чтобы не привлекать внимания. Со своими духовными нуждами получалось приходить где-то один раз в месяц. Очень многих он тайно постригал в монашество, в том числе и меня.
Жил батюшка у благочестивых православных христиан со своей келейницей схимонахиней Михаилой, умерла она 3 апреля 1969 года и похоронена рядом с ним. Хозяин дома Михаил Григорьевич Пономаренко, поздравляя с днём ангела, имел обычай говорить: «Даруй тебе Господи смерть с покаянием». После его смерти в 1964 году его жена Лукия приняла постриг с тем же именем, умерла она 8 января 1971 года.

Я сама жила в то время в селе за 20 км от города и пешком ходила на службу в Харьков. Придя в очередной раз к отцу Антонию, чтобы навестить его, я обнаружила, что он умер прямо перед моим приходом. Мать Михаила ещё никому не успела сообщить об этом, и вот я всю ночь ходила, всем сообщая: «Батюшка умер, приходите прощаться». После смерти батюшки мы читали Евангелие и пели панихиды, а отпевал его заочно иерей Владимир Веселовский из Киева (†1.01.1974). Батюшку облачили в схиму, также положили всё необходимое при погребении священства, и на санях повезли на кладбище.
Схиархимандрит Антоний почил о Бозе 18 декабря 1950 года и похоронен в Харькове на Залютинском кладбище, где его останки покоятся до сего дня.

Батюшка был очень строгим, был случай, что его попросили помолиться за коммуниста, на что он ответил: «Не могу за него молиться, так как он не принёс покаяния перед людьми». Но эту строгость он совмещал с добротой, и всегда духовно и материально помогал людям разрешить появившиеся проблемы и нужды. И даже после смерти он не оставлял своих духовных чад без помощи.

Так вскоре после смерти батюшки у схимонахини Михаилы стали часы, и как не старались их починить, никто ничего не смог сделать. А средств на покупку новых не было. Тогда матушка пошла на могилку к батюшке и попросила его, чтобы часы пошли. Придя домой, она увидела, что часы сами пошли и с тех пор они в ремонте не нуждались».

По воспоминаниям ныне живущей монахини Маргариты, которую в 1942 году постригал отец Серафим (Загоровский), отец Антоний как и старец Серафим, всё время поминали митрополита Петра (Полянского) Крутицкого.

Настоятель Киево-Печерской Лавры архим. Климент (Жеретиенко) и её Наместник архим. Макарий (Величко)
во время пребывания в Харьковской ссылке, в связи с неприятием Декларации митр.Сергия (Страгородского).

Как уже упоминалось выше, ближайшим сподвижником Схиархимандрита Антония в бытность его Наместником и Настоятелем Киево-Печерской Лавры был Архимандрит Макарий (в миру Величко Марк Онисимович).

Отец Макарий родился в 1866 г. в с. Колесники Волынской губернии. Был послушником (с 1891), затем монахом (с 1899), иеродиаконом (с 1918), иеромонахом (1919) и архимандритом (с 1922) Киево-Печерской Лавры. В 1917-1924 гг. член Лаврского Собора, в 1923-1924 гг. Наместник Лавры.

За сопротивление обновленчеству вместе с архим. Климентом (Жеретиенко) архим. Макарий арестован 28.10.1924 г. и выслан в Харьков (с 17.11.1925). Декларацию митр. Сергия (Страгородского) не принял. Поддерживал митр. Иосифа (Петровых) Петроградского и принадлежал к Истинно-Православной Церкви (ИПЦ), сергиансую церковь не признавал. Служил тайно по домам катакомбных истинно-православных христиан. Арестован 17.01.1931 (16.01.1930-?) по делу Харьковского "филиала" ИПЦ. По пост. КО ГПУ от 2.01.1932 г. приговорён к 5 годам лагерей. По пост. КО ГПУ от 22.04.1933 г. освобождён досрочно с лишением права проживания в 12 населенных пунктах и прикреплением на оставшийся срок. Вернувшись из ссылки, поселился в г. Остер Черниговской области, поддерживая тесные связи с катакомбными подвижниками ИПЦ на Черниговщине – Священномучеником Дамаскиным (Цедриком), Епископом Нежинским, игуменом Алипием (Яковенко), игум. Лаврентием (Проскурой) и др. В 1937 г. арестован за принадлежность к ИПЦ. Погиб в заключении в нач. 1940-х гг.

16:04, 12 липня 2014

1064 0

WebRep currentVote noRating noWeight

Для братии Киево-Печерской лавры день Петра и Павла праздник особенный. В день святых первоверховных апостолов именины у наместника обители. В день небесных покровителей митрополита Павла насельники лавры вспомнили яркие моменты из жизни обители, рассказали истории, связанные с наместником и поздравили владыку с днем тезоименитства. "УНИАН-Религии" присоединяется к поздравлениям и желает наместнику Киево-Печерской лавры митрополиту Павлу многая и благая лета!

Архимандрит Антоний, благочинный Киево-Печерской лавры

"НА СВОИ ИМЕНИНЫ ВЛАДЫКА ОБЫЧНО НИКОГО НЕ ПРИГЛАШАЕТ"

С владыкой Павлом я познакомился на Волыни в 1991 году, когда он служил на приходе. Я тогда еще не был монахом – играл в духовом оркестре и ездил на похороны. Старшие друзья-музыканты отправляли меня вперед, посмотреть кто будет совершать таинство отпевания. Если Монах, как мы звали тогда владыку Павла, то оставались в автобусе. Потому что его строгости боялись все. Он мог накричать, рассказать нам, как правильно. В тот раз я посмотрел, вернулся и говорю: «Будет отпевать Монах…» Все: «Эх! Ну значит все, сидим в автобусе…» Это было мое первое знакомство с будущим наместником лавры.

Еще одно знакомство было, когда мы впервые ставили в городе вертеп, и Монах пригласил нас к себе в храм. На приходе его любили и уважали. Люди ценили его советы, труд, проповеди. Он все доступно рассказывал и умел создать хорошую атмосферу. Я увидел это, стал приходить в храм. И он меня заприметил. У владыки Павла есть дар видеть способности людей и умение дать им толчок для развития. Он пригласил помогать ему на богослужениях. Так мы пошли по жизни вместе.

Будущий наместник вставал тогда в полчетвертого утра, замешивал тесто на хлеб, смотрел за хозяйством, вычитывал молитвенные правила и уже в полседьмого был на службе в храме.

Владыка очень любит животных, дает им интересные прозвища. Помню на Волыни была у него любимая корова – Марисабель. Назвал он ее в честь героини популярного тогда сериала "Богатые тоже плачут". Настолько у нее была удивительная натура: умела рогом открывать калитку, нюхала розы… Она была очень умной, но могла и учудить. Как-то нам привезли целый воз дынь. Она увидела, оценила, и… взяла самую нижнюю. Дыни собирали по всей дороге. А она одарила взглядом, взмахнула хвостом и ушла. Когда владыку забрали в лавру и он уже уезжал, Марисабель это поняла и заплакала, из ее глаз катились большие слезы…

Перед тем, как владыка узнал, что его переводят в лавру, он сказал, что хочет меня рекомендовать в священники, чтобы я ему помогал. Я тогда очень не хотел идти в монахи. Но мне запомнились его слова: «Этим Великим постом, на Лазареву субботу, я тебя постригу». И вот прошли месяц-полтора, нас переводят в Киев, в лавру, и в Великий Понедельник я принимаю постриг. Лазарева Суббота была накануне. Владыка говорит: «Ну вот… На один день ошибся». Да, тогда он сказал пророческие для меня слова: я никогда не думал, что это когда-нибудь будет в моей жизни.

Владыка Павел очень почитает своих небесных покровителей Петра и Павла. На свои именины обычно никого не приглашает. Говорит: «Друзей не зовут - сами придут». На праздник Петра и Павла в лавре всегда очень много гостей. Приезжают епископы, с которыми владыка учился в семинарии. Дарят иконы, цветы. Подарки он передает в храмы.

Владыку радует, когда у близких все хорошо, когда рождаются дети или кто-то собирается жениться. Он до сих пор помнит имена своих прихожан с Волыни. Молится за живых и умерших.

Митрополит Павел любит шутить, ценит добродушие. Он не бывает за столом один, у него всегда гости. Владыка одинаково относится к людям разных кругов. Для него нет разницы, кто перед ним – мы все одинаковы перед Богом. Главное, чтобы человек был хороший.

Владыка любит и умеет готовить. В командировках он варит борщ. Сам составляет меню в лавре. Очень любит домашний хлеб. Родные об этом знают и когда едут в лавру, всегда привозят.

Наместник человек искренний, ничего в себе не таит, выскажет - и забыл. Те, кто его не знает, могут и обидеться.

Братия владыку знает хорошо и уважает, он прекрасно сумел нас всех объединить. Для нас большой болью были его последние болезни – мы все усердно молились, чтобы он поскорее выздоровел. На нем лежит большая ответственность. От лица всей братии пожелаю митрополиту Павлу здоровья, чтобы он еще много лет был наместником лавры.

Архимардрит Иеремия, блюститель Ближних пещер Киево-Печерской лавры

"БРАТИЯ ВЕРНУЛА СВОИ КОРПУСА, ТОЛЬКО БЛАГОДАРЯ СМЕЛОСТИ НАМЕСТНИКА"

В Киево-Печерской лавре я 26 лет. Как-то меня очень звали перейти в один из монастырей и я уж чуть было не согласился. Но в то время к нам как раз пришел владыка Павел. Он узнал об этом и говорит мне: “Куда ты пойдешь? Здесь же лавра!” И я остался. За эти вовремя сказанные простые слова, я ему благодарен на всю жизнь. Дай ему Бог много лет и еще два раза по стольку!

Укаждого из нас свои недостатки, они есть даже у святых. Но о владыке Павле скажу только хорошее: знаю его как молитвенника и простого труженика. До его прихода за один только год у нас поменялось три наместника. Лавру нужно было восстанавливать. Мы вместе делали любую работу. Владыка Павел – трудяга. Погрузочные работы, покраска... Он закатывал рукава и становился рядом.

Братия вернула территорию Нижней лавры, только благодаря смелости наместника. До этого у нас ничего не получалось, а он не побоялся никого. “Откуда пришли – туда и идите”, - говорил он арендаторам, когда мы возвращали свои корпуса. И сегодня скажу: без владыки Павла такого рассвета лавра бы не достигла.

Архимандрит Дамиан, руководитель орготдела Киево-Печерской лавры

"ДЛЯ МЕНЯ ПАМЯТНО, КАК ВЛАДЫКА ВЫБРАЛ ДЛЯ МЕНЯ МОНАШЕСКОЕ ИМЯ"

Десять лет я был на послушании у Блаженнейшего митрополита Владимира, нес обязанности иподьякона и референта, поэтому владыку Павла знаю давно. Он личность яркая и многогранная. За время его наместничества был собран лаврский костяк. Всех нас ему удалость соединить в одну дружную семью - а все мы со своим характером. Живем мирно и не ссоримся.

Когда владыку Павла перевели в лавру, ныне покойный епископ Волынский и Ровенский Варлаам, который его постригал, написал ему в письме: “Отец Павел, если бы мне здесь хотя бы пять человек таких, как вы, я бы такой порядок навел!”

Для меня очень памятен момент, как владыка Павел выбрал для меня монашеское имя - преподобного Дамиана Целебника. По традиции, до пострига я об этом не знал. Как потом мне рассказали, его отговаривали, мол не подходит мне это имя. Тогда владыка предложил, чтобы перед постригом я сам вытянул жребий – свое имя в монашестве. Он написал на трех листках имена преподобных: Никона, Даниила и Даминана Печерских. Согласно лаврской традиции, братию постригают, нарекая именами преподобных отцов.

Мы пришли в Ближние пещеры, положили имена на гроб преподобного Антония, отслужили молебен. И владыка сказал: “Вытягивай!” Я вынул одно из имен и владыка показал его отцу Иеремие, блюстителю Ближних Пещер. Когда во время пострига объявили мое имя - меня назвали в честь преподобного Дамиана! Это было имя, которое вытянул я сам, и которое изначально выбрал для меня владыка.

Подобных примеров могу привести много. Все они говорят о том, что наместник водим Духом Святым. В его жизни бывают ситуации, когда все складывается против него, но владыка молится, полагается на промысел Божий – и все происходит так, как угодно Богу, а не так, как хочется людям.

Владыка очень много помогает нуждающимся, никому об этом не объявляя. Из тех, кто нему обращается за помощью, многих он видит впервые, но никому не отказывает.

Совет, который он дает многим - и братии, и прихожанам: не забывать молиться Божией Матери, ведь Киево-Печерская лавра - Ее дом. “Какие бы у вас ни были проблемы – молитесь Божией Матери, Она никогда не оставит”, - говорит владыка.

Архимандрит Поликарп, уставщик Киево-Печерской лавры

"Я СЕЙЧАС, НАВЕРНОЕ, УДИВЛЮ, ЗНАЮ ВЛАДЫКУ КАК ЧЕЛОВЕКА МЯГКОГО И ДАЖЕ КРОТКОГО"

Здесь я один из немногих монахов, который может сказать: владыка Павел при мне в лавру пришел. Скажу, что меня в нем удивляет.

Митрополит Владимир был священноархимандритом Киево-Печерской лавры с 1992 года. Владыку Павла поставили наместником в 1994 году. Напрямую с Блаженнейшим братия общалась редко. Но душевный и духовный настрой митрополита Владимира передавался братии монастыря.

Владыка Павел был преданным послушником почившего Предстоятеля. При Блаженнейшем владыка Павел, можно сказать, был за келейника - он очень много ездил с ним в командировки. Бывало, если три месяца за год мы его видели в лавре – это было даже хорошо. При этом во всем был полный порядок и велись работы по восстановлению обители. Мы все выполняли наставления наместника по совести.

Одно время у владыки Павла были поездка за поездкой, некогда было и отдохнуть. И вот как-то он вернулся с очередной командировки прямо на богослужение, заходит в алтарь садится, и, видно, сил хватает только спросить: «Как тут?» Говорю: «Все хорошо, владыка». Он услышал – успокоился, но был очень уставший, и чуть не уснул. И сейчас, я смотрю как проходит его день, получается, что наибольший послушник из нас – владыка Павел.

За эти годы в лавре мы с братией так сжились, что я желаю, чтобы не только в монастырях, но и в семьях, в обществе, в государстве - везде были такие теплые и добрые взаимоотношения. У нас все живут и выполняют послушания по совести, нас никто не контролирует.

За эти годы было, временами, между нами и непонимание. Потом вечером думаю: ну кто я такой, что высказываю что-то самому наместнику. И иду извиняться. А у него – ни тучки злопамятства. «Бог простит», - говорит, и будто ничего и не было. Многие думают, что он гневливый, гордый, со всеми ссорится. Я сейчас, наверное, удивлю, такое скажу - знаю владыку давно как человека мягкого и даже кроткого.

Когда его обвиняют, что у него много денег и имущества, я представляю себе те финансы, которые нужны на содержание лавры. И сколько лавра помогает другим монастырям – в Украине и за границей. А сколько владыка Павел помогает людям…

Ну и в конце, расскажу о его хобби. Под Киевом он завел «небольшое» хозяйство, для души… где-то тысячу голов. И какой бы уставший он не был, какой бы высокий у него не был сахар – а вы знаете, у него диабет – быстро меняется подрясник и он едет на ферму. В этом деле он тоже большой специалист.

Иеромонах Иларион, руководитель информационного отдела лавры

"ВЛАДЫКА ПОРАЖАЕТ СВОЕЙ ГЛУБОКОЙ ВЕРОЙ И СИЛЬНОЙ МОЛИТВОЙ"

До того, как я стал насельником лавры, четыре года был иподьяконом у владыки Павла. Еще во времена моей учебы в Почаевской духовной семинарии, наместник приезжал к нам в лавру с Блаженнейшим. Владыка Павел попросил меня прочесть молитвы и спросил, что я планирую. Я сказал, что собираюсь поступать в Киевскую академию. Он говорит: «Как поступишь, заходи ко мне». Я к нему пришел 1 сентября и он взял меня иподьяконом. До этого мы виделись всего один раз.

Чем меня поражает владыка – своей глубокой верой и сильной молитвой. Мне не раз приходилось видеть то, как он совершает Божественную литургию, его внутренние переживания и сокровенное отношение к Богу. В наиболее отчетливые моменты осознания того, что Господь с тобой, это происходило в слезах.

Что удивительно, когда во время Херувимской песни владыка поминает живых и усопших, он не читает записок. Всех, за кого молится, он помнит по именам. У него очень хорошая память. Мне не один раз приходилось видеть, как владыка вынимает частички из просфоры и называет имена. Усопших больше, он поминает многих земляков с Волыни. Молиться за них уже давно стало неотъемлемой частью его души.

У владыки хорошее чувство юмора, он человек доброй души. За советом к нему приходят разные люди. Бывало, скажет: «У тебя точно все будет хорошо» – так потом и происходит. Будто перед ним открывается человеческая судьба. Потом люди вспоминают: «Вот вы, владыка так сказали, вы знаете, так все и было». Но всегда и всем он не говорит – только если точно знает. Я всегда удивлялся этому его дару.

Каждый священнослужитель – продолжатель дел апостолов. Владыка Павел носит имена великих апостолов Петра – это его имя до монашества, и Павла – в монашеском постриге. Ему присущи ревность и горячность духа апостола Петра, который первым исповедовал Христа как сына Божьего. Апостол Павел изначально не был учеником Спасителя. Но он потрудился больше всех апостолов. Если посмотреть на 20 лет служения владыки как наместника лавры, обитель преобразилась до неузнаваемости именно при нем.

Якщо ви знайшли помилку, видiлiть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter

В самом центре Киева находится большой монастырь - Святая Успенская Киево-Печерская Лавра. На склоне Днепра расположились красивые храмы, величественные постройки, прекрасные сады и дорожки, вымощенные старинным камнем. Но самое сердце монастыря кроется... под землей. Ведь недаром его называют Печерским, то есть, говоря современным языком, - пещерным. Внизу, под высокими днепровскими холмами скрывается лабиринт из узких (не разминуться и двум людям) коридоров. Зайти сюда может любой желающий. Правда, стоит прихватить с собою свечку, ведь там, внизу, очень темно, а местами царит абсолютный мрак.

Здесь, в пещерах, и хранится до сих пор самое главное сокровище Лавры. Только это не золотые монеты, не драгоценные камни и не дорогая церковная утварь. Это святые люди. Вдоль стен на протяжении всего подземного лабиринта покоятся мощи* киевских святых - от IX до XX века. Почти все они при жизни были связаны с Киево-Печерской Лаврой.

Но самые первые из них прославились еще до Крещения Руси...

Святые викинги

В самом центре древнего Киева шумит толпа. Воины, приближенные князя, простые горожане и, конечно, жрецы - служители древнерусских богов Перуна и Велеса. Люди обступили крепкий деревянный дом и гневно кричат что‑то хозяину, стоящему в дверях, но приблизиться не решаются. Слишком хорошо знают, на что он способен с мечом в руках.

Хозяин дома - Тур - сам родом из викингов, или, как их тогда называли, варягов - суровых воинов с холодных берегов Балтийского моря. С детства привыкшие сражаться, они не дорожили в бою собственной жизнью, наводя на врагов ужас своей отчаянностью. Вот и сейчас, как бы ни кипели гневом осаждающие, но подойти ко входу в дом все же никто не рискнул.

А причина их ярости в том, что княжеский дружинник и искусный воин пошел даже не против князя... Против богов!

«Аскольд и Дир собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян». Фрагмент Радзивиловской летописи.

Конечно, в последнее время среди жителей Киева стало появляться все больше христиан, даже бабушка нынешнего князя Владимира - княгиня Ольга, была христианкой. Да и брат князя Ярополк, говорят, симпатизировал христианам. Но теперь ослабевшая было языческая вера вновь набирает силу! Сам князь Владимир приложил к этому руку. По его приказу в центре города воздвигли идол верховного бога Перуна, а жрецы заговорили о старых традициях: пора по‑настоящему задобрить богов и принести им в жертву человека.

Летопись сохранила до наших дней рассказ о том событии: «И сказали старцы и бояре: "Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам"».

Жребий выпал сыну княжеского дружинника, варяга Тура. Все ждали, что он не станет противиться такому решению. Варяги ведь особо почитают языческих богов - воинственных и беспощадных.

Но услышав о том, что его сыну, Иоанну, выпал жребий, Тур лишь рассмеялся:
- Не боги это, а дерево. Нынче есть, а завтра сгниет. Есть лишь один Бог. Он сотворил небо и землю, звезды, луну и солнце. Человека тоже сотворил Он и предназначил ему жить на земле. А эти боги что сотворили? Они сами сотворены. Не дам сына моего бесам.

Вот это новость! Неужели бесстрашный воин-варяг - христианин? Конечно, он долгое время прожил в Византии, служил там в армии императора, где многие варяги принимали христианство... Но как‑то все же не верится. Хотя чего тут удивляться: ведь Тур принял новое, христианское имя - Феодор, да и сына крестил христианским именем Иоанн.

Толпа идет на штурм. Раз, другой... Но отец с мечом в руках не подпускает штурмующих к сыну. Кто тут рассказывал, будто христианство - вера слабаков? Феодор принял решение пожертвовать собой: либо защитить своего сына, либо погибнуть вместе с ним. И в честном бою его непросто было одолеть даже толпе.

Пришлось идти на хитрость... Дом Феодора стоял на столбах. Враги подрубили их, и дом обрушился, похоронив под собою двух варягов - отца и сына, ставших первыми христианскими мучениками Руси.

А где же был в то время киевский князь Владимир? Об этом ничего не известно. Но героическая смерть его верного воина, не отдавшего сына на растерзание жрецам, наверняка потрясла князя. Все чаще и чаще начал задумываться Владимир о выборе другой веры, об отказе от кровавых жертв. Однако прошло еще около десяти лет, прежде чем этот выбор был сделан. Князь Владимир сам принял крещение, а после собственноручно срубил идол Перуна, сбросив его в Днепр. На месте гибели Феодора и Иоанна в знак покаяния он построил первую в Киеве церковь, названную Десятинной...

В начале ХХ века в центре города проводились раскопки. Киев много раз разрушали, город горел - со времен князя Владимира почти ничего даже из каменных построек не сохранилось. Не стало и Десятинной церкви. А вот разрушенный фундамент того простого деревянного дома на столбах археологи нашли сохранившимся.

Может быть, совпадение, а может, и что‑то большее. Ведь и мощи его хозяев, святых викингов Феодора и Иоанна, тоже по сию пору покоятся в пещерах Киевской Лавры.

Антоний - отец русского монашества

Прошло еще несколько десятилетий. И вот - шумит Киев на берегу Днепра. Теперь он столица Руси, один из самых больших и могущественных городов Европы. Совсем немного времени прошло с того дня, когда князь Владимир срубил идол Перуна, но как много изменилось! Нет больше кровавых жертвоприношений, зато строятся первые христианские храмы. И вот удивительное дело: вслед за новой верой из Византии пришли и ученые люди, принесшие на Русь письменность, а следом архитекторы, иконописцы... Не только церковное искусство - даже простые ремесла и те стали развиваться куда быстрее.

Город изменился буквально на глазах. Все чаще в нем можно увидеть заморских гостей, приехавших посмотреть на новый Киев. Но вот среди толпы приезжих греков - монах-славянин. По всему видно - местный. Только сильно загорел на южном солнце.

И действительно, монах Антоний родился даже севернее Киева, в местечке Любеч. Свою первую пещеру Антипа (такое имя он получил при рождении) ископал совсем еще ребенком. Согласитесь: желание странное. Но не будем поспешны в своем удивлении. Многие талантливые люди в детстве и иности пробовали себя в роли взрослых. И всякий раз в подобных случаях мы имеем дело с людьми, у которых в груди горит особый огонь. Это огонь поиска. А загорелся Антипа так, потому что много путешествовал по южным странам. А потом, возвращаясь обратно, остановился в греческом монастыре на Афоне, принял там постриг и хотел уже остаться навсегда. Но опытный монах, его духовный наставник, велел Антонию вернуться на родину.

Игумен благословил Антония со словами: «Иди снова на Русь, и да будет на тебе благословение Святой Горы, ибо от тебя многие станут чернецами». Фрагмент Радзивиловской летописи.

На Афоне монахов и так немало, монашеская жизнь кипит. А вот на Руси монастырей еще почти нет. Там‑то и предстояло потрудиться Антонию.

В шумном Киеве он не остался, но и далеко отходить от столицы не стал. Антоний в поисках места жительства отправился в пригородные угодья. А куда бы пошли вы? Может быть, туда, где хоть что‑нибудь напоминало бы вам о родных местах? В Любече было озеро Берестово. Под Киевом рос такой же березовый лес над Днепром, и сельцо также называлось Берестово. На днепровском берегу Антоний отыскал пещеру. Эту пещеру вырыли варяги. Варяжские купцы в то время вели своеобразную торговлю. Впрочем, не только они одни. В больших укрепленных городах товары покупали, а маленькие, плохо защищенные просто грабили с тем, чтобы награбленное продать в другом городе. В пещерах же прятались от непогоды и скрывали там сокровища. Эти сокровища иногда находят и сегодня.

Хотя Антоний никого и не звал с собой, но люди приходили к нему сами. Когда их стало двенадцать, построили первую церковь. Потом создали монастырь. Правда, быть его настоятелем Антоний не захотел, попросил избрать кого‑то еще из братьев. А позже, когда монахов стало больше, попытался вновь уединиться. Ушел на соседний холм и выкопал новую пещеру. Да только и там вокруг него вновь стали селиться ученики...

Удивительно, но сегодня среди множества святых, чьи мощи покоятся в Лавре, нет ее основателя и отца всего отечественного монашества - Антония. Всю жизнь мечтавший об уединении, преподобный смог, наконец, получить его только после своей кончины. Чувствуя, что его час близок, Антоний собрал братьев, попрощался с ними и попросил не выставлять его мощи для поклонения. Потом зашел в свою келью - и земля осыпалась за ним, полностью завалив проход.

Хотя все приблизительно знают, где располагалась келья, но даже в наше время настырным археологам так и не удалось раскопать ее и потревожить святого основателя Лавры.

«И ведом стал всем великий Антоний и чтим всеми, и стала приходить к нему братия, и начал он принимать и постригать их».
Фрагмент Радзивиловской летописи.

Чудеса каждый день

Православная традиция называет чудеса преодолением законов бытия. В жизни Лавры такое происходило часто, да и сейчас случается то или иное чудо.

Например, во время строительства Успенского собора, когда мастера заканчивали внутренюю отделку храма, внезапно на горнем месте, где надится трон архиерея, чудесно изобразился лик Богородицы, из него вылетел голубь и летал «к образу Спасову» и к изображениям святых мучеников Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова и Феодора, частицы мощей которых были вручены строителям Матерью Божией во Влахерне и положены в основание храма. Белый голубь перелетал от одного образа к другому, садясь святым то на руку, то на главу, и, подлетев, наконец, к наместной иконе Богородицы, скрылся за этой иконой.

Многие чудеса неразрывно связаны с подвижниками обители. Так, в труде иеромонаха Афанасия Кальнофойского, изданном в 1638 году под названием «Тератургима», рассказано о 64 чудесах, бывших от мощей. Например: «Лета 1621 князь Павел Курцевич такой больной на глаза, что не только ничего не видел, но от тяжелой болезни еле ходить с поддержкой мог, пришел в Печерский монастырь... Увидела братия святой обители, как он страдает, пожалела его и сказала ему: «Господин Курцевич, эта святая Лавра является чудотворной, и многие из тех, кто с верой приходили сюда, молитвами преподобных отцов наших Антония и Феодосия получали исцеление. И ты тоже (хотя и не православной нашей, а латинской веры) попроси иерея, чтобы на утро отслужил в пещере преподобного Антония службу. Ты, послушав святую Литургию, от креста святого Марка пещерного, что на раке с мощами его лежит, водой святой глаза с верой промыв, исцеление по молитвам святого (а многих силою Христовою исцеляет), надеемся, получишь». Тот все исполнил, приложился к святым мощам и ушел. «И немедленно в то же время прекратилась его болезнь... И так с тех пор зрение вернулось к нему и он уздоровился».

Есть истории и весьма поучительные. Один из келейников католического епископа в 1628 году, будучи в пещерах, стал ругать святые мощи, таскал их за волосы и говорил: «Не эти святые, но Русь мертвые засушила тела, чтобы обманывать тех, кто приходит». Когда вышел из пещеры, сел на своего коня и поехал в путь вместе с господином своим епископом. И только вышли из монастыря - конь его пал с ним и поломал передние ноги, да так, что там и сдох. Сам же келейник весьма разбился. Потом еще много зла случилось с ним, пока вскоре, в том же году был убит».

Форпост Православия

Особые испытания предстояло пройти обители в XVII веке, когда она стала одним из немногих монастырей Украины, не перешедших под юрисдикцию униатов. Это было время жестокой борьбы за веру, и монахи вышли из этой борьбы победителями.

Первый раз вооруженные отряды сторонников унии подошли под стены обители в 1596 году. Король успел издать указ о переходе монастыря в руки униатов, и монахам осталось лишь покинуть родную обитель. Инокам во главе с архимандритом Никифором Туром пришлось даже осваивать азы военного дела и вместе с православными киевлянами в буквальном смысле отражать атаки неприятеля. Вторая попытка униатов овладеть монастырем в 1598 году была также безрезультатна. Монастырю удалось также отстоять силой свои обширные имения.

При архимандритах Елисее Плетенецком и Захарии Копыстенском в монастыре работала основанная в 1616 году типография. Вокруг нее объединялись известные писатели, ученые-богословы, художники, в частности Павел Беринда, Захария Копыстенский, Петр Могила, Иннокентий Гизель, Александр и Антоний Тарасевичи. Здесь вышли в свет роскошно оправленные и украшенные гравюрами жития святых, Евангелия, акафисты, Псалтыри, буквари, календари, произведения по истории Церкви. В 1631 году митрополит Петр Могила открыл здесь школу, которая впоследствии была соединена с братским училищем, что послужило началом Киево-Могилянской коллегии.

Женская Печерская обитель

Наверное, обыватель очень удивится, узнав, что Печерский монастырь когда‑то имел и женскую «часть». С начала XVII века письменные источники упоминают о существовании напротив Святых врат Лавры женского Вознесенского Киево-Печерского монастыря, чьей игуменьей стала в конце столетия принявшая монашество мать гетмана Украины Ивана Мазепы.

В 1711 году обитель упразднили, а ее инокинь присоединили к числу насельниц другого киевского женского монастыря, Флоровского. Существует мнение, будто закрытие Вознесенской обители было актом глумления российского царя Петра I над памятью Мазепы за переход последнего на сторону шведов в Северной войне.

Что общего между Киевом и Пизой?

Мало кто знает, что Большая Лаврская колокольня наклонена на 62 см в северо-восточном направлении. Огромную звонницу возвел в 1744 году архитектор Иоганн Шедель. Высотой 96 метров, она стала для своего времени самым грандиозным башенным сооружением не только Украины, но и всей Восточной Европы. После окончания строительства Шедель заявил: «Тебя, величавое творение, созданное моей энергией и воображением, торжественно встретят потомки!»

Наклон колокольни связан, по‑видимому, с тем, что стоит она вблизи оползневых склонов высокого правого берега Днепра. Однако, в отличие от знаменитой Пизанской башни, Большая Лаврская колокольня не «падает», т. е. наклон ее не увеличивается. Колокольня и сегодня, в век небоскребов и гигантомании, поражает своими размерами и гармонией пропорций.

Киево-Печерская Лавра много раз терпела различные напасти. Так, через полвека после кончины знаменитого Илии Муромца татаро-монголы вторглись в пределы русских земель. Князья, увлеченные борьбой друг с другом, не смогли им противостоять, и в 1240 году Киев и Лавра были разрушены.

Казалось, монастырю пришел конец, ведь храмы сожжены, а почти все монахи убиты. Но нет! Постепенно вновь возродилась здесь жизнь, вновь собрались рассеянные по земле братья, пришли и новые люди.

Были в истории Лавры времена расцвета, были времена упадка. Но даже в тяжкие годы здесь всегда находилось место монашескому подвигу, начало которому почти тысячу лет назад положил загоревший под южным солнцем монах по имени Антоний.

* Мощи - это тела праведных людей, которые после смерти часто остаются нетленными, то есть такими же, какими они были при жизни. Всего в пещерах Святой Успенской Киево-Печерской Лавры почивают мощи 123 святых.

Великие подвижники Лавры

Преподобный Дионисий Щепа

В истории монастыря сохранилось свидетельство об одном случае, который произошел в 1463 году. На праздник Пасхи, зайдя, как обычно, в пещеры, монах-смотритель вместе с двумя помощниками остановился в проходе и, отдавая дань уважения покоящимся тут останкам, громко произнес:
- Христос воскрес, святые отцы и братия!

В ответ на это приветствие стены пещер отозвались десятками голосов, которые громогласно, как один человек, воскликнули:
- Воистину воскрес Христос!

Глас повторился трижды. В пещерах в ту пору не было никого, поэтому смотрителю и его спутникам, находившимся в тот момент в ясном уме, стало очевидно, что произошло чудо. Монаха звали Дионисий по прозвищу Щепа.

Святой стал одним из последних иноков Печерской обители, кто окончил свой жизненный путь в подземелье. После Дионисия мы практически не знаем людей, которые подвизались бы в пещерах. О нем практически ничего не известно. Согласно преданиям Лавры, он был священником. Свое прозвище получил из‑за невероятной худобы. Земную жизнь Щепа окончил затворником в одной из подземных келий (в Дальних пещерах).

Святитель Павел (Конюскевич)

В Дальних пещерах покоится тело человека, который образом всей своей жизни доказал, что в годы самых жестоких испытаний Церковь никогда не пойдет на поводу у светских владык. Этот архиерей пострадал при императрице Екатерине II и является примером мужества и бескомпромиссности в минуты противостояния Царства Божьего и царства человеческого.

Уроженец Львовской земли, будущий пастырь начал свой духовный путь в Самборском училище, продолжил его в Киевской духовной академии. После ее окончания был оставлен преподавать пиитику. В 28 лет он принял в Киево-Печерской Лавре постриг с именем Павел. Замечательного ритора в 1744 году возвели в сан архимандрита и назначили настоятелем Юрьева монастыря в Великом Новгороде. В должности настоятеля Павел провел 15 лет, сделав многое для благоустройства обители.

В 1758 году 53‑летнего отца Павла рукоположили в епископы, возвели в митрополиты и направили в Тобольск. Недовольный политикой Екатерины II, которая отнимала у Церкви земли, владыка написал в Синод резкое послание. С другой стороны, строгость митрополита, граничившая с жестокостью, вызвала на него поток жалоб. В итоге в 1767 году его вызвали в Синод для разбирательства. Имеются указания, что митрополит приговаривался к лишению архиерейского сана, но императрица не утвердила это постановление. Владыка сам попросился на покой в Киево-Печерскую Лавру. Здесь он прожил до своей смерти, последовавшей после длительной болезни 4 ноября 1770 года. Сначала его похоронили в склепе под Успенским собором, а в настоящее время мощи святителя находятся в Дальних пещерах.

Преподобный Геронтий-канонарх

Этот преподобный известен тем, что принял иночество еще в детском возрасте и всю жизнь пребывал в подвиге. Он жил в XIV веке и нес послушание канонарха (руководителя хора братии) Успенского собора.

Имя этого преподобного переводится как «престарелый» Неизвестно, настоящее ли это монашеское имя подвижника, или так прозвали его современники, однако житие отмечает, что святой имел необычайную мудрость и был не по годам умным и проницательным.

Скончался подвижник в возрасте 12 лет. Похоронен отрок Геронтий в Дальних пещерах. Его память совершается 1 апреля и 28 августа (по старому стилю).

Преподобный Лонгин-вратарь

Этот преподобный жил на рубеже XIII–XIV веков. Он был вратарем - сторожем-привратником обители. При жизни стяжал славу прозорливого, всем входящим в обитель указывал на их самые потаенные и тяжкие грехи.

Кроме этого, Лонгин был отличным знатоком человеческих душ и мог безошибочно узнать в любом человеке все его достоинства и пороки. К самому себе подвижник относился чрезвычайно строго, внимая каждому движению своего сердца, борясь с каждой страстью.
Дожил святой отец до глубокой старости. Его память празднуется 16 октября (по старому стилю). Мощи почивают в Дальних пещерах.

Преподобный Агафон-целебник

Почти каждое поколение лаврских иноков дарило обители целебников - людей, которые или еще в миру, или уже будучи в сане, хорошо овладели врачебными навыками и лечили братию. Они пользовались большим уважением, и это было закономерно, потому что в жестких условиях пещерного монастыря с его сыростью насельники болели часто. Врачи лечили и травами, и молитвой - последнее даже была важнее разных снадобий. Целителем был и святой отец Агафон.

Он жил на рубеже XIII–XIV веков. О нем мало что известно. История сохранила сведения о нем как об отзывчивом докторе. Будучи великим постником, святой сподобился дара молитвы, пророчества и исцеления больных возложением рук. За великое смирение старец сподобился узнать от Господа время своей кончины. Он умер в возрасте 40 лет. Его останки почивают в Дальних пещерах.

Канонизировали отца Агафона в 1643 году.

Двенадцать строителей Успенского собора

В Ближних пещерах почивают нетленные мощи двенадцати мастеров, построивших и украсивших первое здание Успенского собора. По преданию, мастера эти пришли из Константинополя, следуя чудесному повелению Богородицы, которая указала им идти на Русь и создать там грандиозный храм. Пречистая Дева при этом вручила мастерам мощи семи святых мучеников и огромную сумму золота на строительные расходы.

Первая группа мастеров состояла из четырех человек. Они возвели само здание. Спустя десять лет из Византии прибыли остальные. Вместе они и завершили отделочные работы. С ними трудился и лаврский инок Алипий, прославленный иконописец и мастер мозаики. Окончив украшение храма иконами и живописью, греки остались жить в Печерской Лавре. Приняв иноческое пострижение, они и скончались в обители в глубокой старости. Мощи их почивают в Ближних пещерах.

Преподобный Никола Святоша

В притворе Троицкой надвратной церкви можно увидеть небольшую дверь, которая ведет в тесную каморку. По преданию, здесь подвизался преподобный Никола, который основал этот храм и был стражником при святых вратах.

Преподобный родился около 1080 года и при рождении получил имя Святослав. В крещении его нарекли Панкратием. Он был правнуком Ярослава Мудрого и княжил в Луцке.

В ходе очередной междоусобицы князя лишили престола, но он не стал мстить обидчикам. А когда в 1107 году умерла его любимая жена Анна, он принял монашеский постриг в Киево-Печерской Лавре.

В монастыре первые три года Никола колол дрова, носил воду, а затем стал монастырским привратником. Никола много времени проводил за чтением книг, которые он приобретал на деньги, полученные от рукоделья и огородничества. В итоге после его смерти в монастыре осталась обширная библиотека. По поручению и на деньги Николы делались и переводы с греческих подлинников.

Его останки почивают в Ближних пещерах Лавры.

Преподобный Иоанн Многострадальный

Жизнь этого угодника - пример того, на какие страдания может пойти человек ради избавления от мучащей его страсти. Преподобный Иоанн почитается как помощник в борьбе с блудными похотями.

Плотские помыслы стали посещать Иоанна с юного возраста, но, желая остаться девственником, парень активно боролся с ними. Молодого человека бес блуда одолевал так сильно, что ни голод, ни жажда, ни тяжелые вериги не помогали. Лишь через 30 лет святой все же победил плотскую страсть, и цена победы была высокой. Иногда монаху хотелось покинуть затвор, тогда он решился на еще больший подвиг - выкопал яму и с наступлением Великого поста влез в нее и засыпал себя землей по плечи. В ночь Пасхи бес превратился в дракона и захватил голову преподобного в свою пасть. Тогда святой Иоанн воззвал из глубины сердца к Богу. Вдруг блеснула молния, и змей исчез. Свет Божественный осиял подвижника, и послышался Голос: «Иоанн! Вот тебе помощь. Отныне будь внимателен, чтобы страсть не вернулась снова». Святой поклонился и сказал: «Господи! Зачем Ты оставлял меня так долго мучиться?». Христос ответил: «Я дал тебе испытания по силам, чтобы ты был выжжен, как золото».

Скончался преподобный около 1160 года. Его мощи покоятся в Ближних пещерах.

Преподобный Марк Гробокопатель

В любом монастыре, особенно таком крупном, как Печерская обитель, в старину было особое послушание - копать ямы для погребения тел умерших иноков. На рубеже XI–XII веков эту работу выполнял преподобный Марк Пещерник. Его труд отличался тем, что погребения делались под землей, в условиях сырости и спертого воздуха.

Покойников он носил на своих плечах, помощи никогда не просил, он награды за труд отказывался, а если кому‑то и удавалось дать ему что‑нибудь в благодарность за копание могилы, то Марк эту вещь отдавал нищим.

Он всю иноческую жизнь носил тяжелый железный пояс. Мало пил, совсем почти не ел и не спал. За великое смирение Марк получил от Господа силу на такие чудеса, что и мертвые повиновались его словам. Это было подтверждено многими знамениями. Мощи отца Марка покоятся в Ближних пещерах.

Преподобный Прохор Лебедник

Свое прозвище этот подвижник получил из‑за того, что ел не обычный хлеб, а собирал лебеду, перетирал ее своими руками в муку и делал себе лепешки. В летнее время он заготовлял себе такой хлеб на весь год. Он не ел ничего, кроме просфоры, и не пил ничего, кроме воды.

Во время жизни святого (конец XI века) от постоянных войн начался голод на Руси. Прохор начал делать еще больше хлеба из лебеды и раздавать его неимущим. Люди, чтобы пропитаться во время голода, начали тоже делать аналогичные лепешки, но не могли есть из‑за горечи. Тогда все начали обращаться к святому, и он не отказывал никому. На вкус его выпечка казалась сладкой, как будто она была смешана с медом. Этот хлеб давался только с благословения святого, а если кто брал его тайно, то он становился черным и горьким. Позже, в результате междоусобиц князя Святополка с волынским князем Давидом Игоревичем в Киеве не стало карпатской соли. Блаженный Прохор, видя это, собрал пепел со всех келий и, помолившись, превратил пепел в чистую соль. Чем больше святой раздавал соли, тем больше ее становилось, так что соли стало достаточно не только для монастыря, но и для остальных людей.

Мощи святого почивают в Ближних пещерах.

Святитель Ефрем Переяславский

Грек по происхождению, до своего пострижения в монашество Ефрем был казначеем и заведовал хозяйством при дворе великого князя киевского Изяслава Ярославича, сына Ярослава Мудрого.

Тяготясь шумной и суетливой жизнью, он обратился к преподобному Антонию за благословением на иночество. Старец благословение дал, и Ефрем был пострижен игуменом Никоном. Разгневанный князь потребовал, чтобы его слуга вернулся домой, угрожая ему заключением в темницу и уничтожением монастырских пещер. Преподобный Антоний с братией вышел из монастыря и решил перейти в другое место. Однако Изяслав Ярославич внял уговорам великой княгини и снял опалу с монастыря.

Чтобы отвести тень от обители, Ефрем уехал в Константинополь и поселился там в одном из монастырей. Там он списал Студийский устав и переслал его в Киев. Получив устав, преподобный Феодосий ввел его в своем монастыре.

Когда в Переяславе устроили епископскую кафедру, архиереем решили сделать Ефрема. Так монах стал архиереем. Он украсил город церквами и гражданскими зданиями, возвел вокруг города каменные стены, устроил бесплатные больницы для бедных и странников.

Мощи его почивают в Ближних пещерах.

Преподобный Илия Муромец

Кто не знает легендарного богатыря, одержавшего множество побед над разбойничьими шайками, бродившими по Русской земле! Илья Муромец известен всем, а вот на вопрос, где похоронен славный воин, ответят не многие. Его останки, как это ни удивительно, нужно искать в Ближних пещерах.

Прообразом былинного персонажа часть исследователей считает исторического персонажа, силача по прозванию «Чобитько». Его языческого имени мы не знаем. По преданию, в юности, до принятия Крещения, будущий монах был тяжело болен. После чудесного исцеления молодой человек крестился с именем Илия.

В ходе одного из сражений богатырь получил многочисленные ранения. Понимая, что долго ему не протянуть, а от ран не оправиться, Илия принял постриг и вскоре отошел к Господу около 1188 года.

В 1988 году Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей, в результате которой было установлено, что это был мужчина, умерший в возрасте 40–55 лет и перенесший в юности паралич конечностей.

Преподобный Моисей Угрин

Этот святой был родом из Венгрии, отсюда - и его прозвище. В юности вместе со своим братом Георгием служил у князя Бориса, сына Владимира Великого. Когда князя вероломно убили в 1015 году на реке Альте, Моисей уцелел и скрывался у Предиславы, сестры Бориса. При взятии Киева в 1018 году польским князем Болеславом был взят в плен, отведен в Польшу и там продан в рабство.

Его хозяйка была женщиной страстной. Она, рано овдовев, не стала смиряться со своим положением, но, наоборот, начала искать мужскую ласку «на стороне». Объектом ее влечения стал Моисей. Но он не любил ее, а жить с женщиной ради удовлетворения ее желаний молодой человек не хотел. К тому же, его душа лежала к монашеству, и он решил во что бы то ни стало посвятить себя Богу и сохранить девственность.

В конечном итоге тайно принял монашеский постриг от проходящего афонского иеромонаха. Узнав об этом, женщина обратилась к королю. Король призвал их к себе, попытался уговорить Моисея вступить с ней в связь. Услышав отказ, правитель сказал вдове: «поступи с твоим рабом по своему желанию; чтобы и другие не осмеливались ослушаться своих господ». Она еще раз попыталась соблазнить Моисея и после отказа приказала его кастрировать. Сделано это было с особой жестокостью - всю оставшуюся жизнь святой ходил с клюкой, поскольку ниже пояса была незаживающая безобразная, постоянно болеющая рана.

Моисею удалось бежать от хозяйки. Он вернулся в Киев и поселился в Печерской обители. В монастыре он прославился как имеющий власть над плотскими страстями. Преподобный прожил в монастыре около десяти лет, скончался в 1043 году и был погребен в Ближних пещерах.

Преподобный Игнатий архимандрит

Этот преподобный отец был архимандритом обители и жил в XV веке. За святое свое житие получил дары чудотворения от Бога, исцелял больных своей молитвой. Больной выздоравливал после того, как вкушал просфору, освященную святым. Мощи Игнатия находятся в Дальних пещерах лавры. Местное почитание старца началось в конце XVII века при архимандрите Варлааме (Ясинском).

Кто похоронен в лаврских пещерах?

СПИСОК ПЕЧЕРСКИХ УГОДНИКОВ если проанализировать ряд изданий по истории Киево-Печерской Лавры можно приставить в таком виде:

I. Упоминаются во 2-й Кассиановской редакции «Патерика», подвизались и погребены в Лавре :

А) Феодосий игумен (мощи почивали в Дальних пещерах; в 1091 г. обретены и перенесены в престольный лаврский храм, где в 1240 г. укрыты под спудом);

Б) Остальные Святые этой группы почивают в Ближних пещерах:

2. Антоний (под спудом)

3. Варлаам игумен (ум.ок. 1065)

4. Никон игумен (ум.1088)

5. Нестор-Летописец (ум.ок. 1114)

6. Алипий иконописец (ум.ок. 1114)

7. Агапит врач (ум.ок. 1095)

8. Дамиан пресвитер, врач (ум.до 1074)

9. Онисифор пресвитер, прозорливый (ум.XII)

10. Иеремия прозорл. (ум.ок. 1070)

11. Матфей прозорл. (ум.ок. 1088)

12. Исаакий затворник (ум.кон. XI)

13. Лаврентий затв. (ум.XII)

14. Афанасий затв. (ум.ок. 1176)

15. Григорий чудотворец (ум.1093)

16. Моисей Угрин (т.е. Венгр; ум.XI)

17. Иоанн Многострадальный (ум.ок. 1160)

18. Пимен Многоболезненный (ум.1110)

19. Прохор Лебедник (ум.1107; прозвище получил за то, что раздавал бедным хлеб, который делал из лебеды и молитвой претворял его в сладкий)

20. Марк Пещерник-Гробокопатель (ум.XII)

21. Феофил слезоточивый (ум.XII)

22. Иоанн, брат Феофила (в рукописном «Патерике» не назван по имени; ум.XII)

23. Василий преподобномуч. (ум.1098)

24. Феодор преподобномуч. (ум.1098)

25. Евстратий преподобномуч. (ум.1097)

26. Кукша священномуч. (ум.XII)

27. Спиридон просфорник (ум. XII)

28. Никодим просфорник (ум. XII)

29. Пимен постник (ум. XII)

30. Никон Сухой (ум. нач. XII; тело иссохло от ран, полученных в половецком плену)

31. Николай Святоша (в миру номинальный князь Черниговский Святослав; ум. 1143)

32. Еразм (ум. XII)

33. Арефа (ум. XII)

34. Тит пресвитер (ум. XII)

35. Поликарп архимандрит (ум. 1182)

36. Ефрем, еп. Переяславский (ум. кон. XI)

37. Нифонт, еп. Новгородский (ум. 1156)

38. Симон, еп. Владимиро-Суздальский (ум. 1226)

39-50. 12 братий зодчих и иконописцев, строивших и украшавших престольный лаврский храм (в рукописном «Патерике» не указывается точное их число).

II. Не упоминаются во 2-й Кассиановской редакции, подвизались и погребены в Лавре:

БЛИЖНИЕ ПЕЩЕРЫ:

51. Авраамий трудолюбивый

52. Авраамий затв.

53. Алексий затв.

54. Анастасий диакон

55. Анатолий

56. Григорий иконописец

57. Елладий затв.

58. Илия Муромец (воин, прототип героя былин)

59. Исаия чудотворец

60. Иоанн постник

61. Лука эконом

62. Макарий

63. Нектарий

64. Онисим затв.

65. Онуфрий молчаливый

67. Сергий послушливый

68. Сильвестр

69. Сисой затв.

70. Феофан постник

71. Феофил затв.

72. Дионисий, архиеп. Суздальский (1385; постриженник Лавры; мощи либо скрыты, либо встревожены при вражеских нашествиях).

ДАЛЬНИЕ ПЕЩЕРЫ:

73. Агафон чудотворец

74. Ахила диакон

75. Аммон затв.

76. Анатолий затв.

77. Арсений трудолюбивый

78. Афанасий затв.

79. Вениамин

80. Геронтий канонарх

81. Григорий чудотворец

82. Дионисий затв.

83. Евфимий схимник

84. Владимир Свящснномученик, митрополит Киевский (ум. 1918; мощи почивали в Крестовоздвиженской церкви на Ближних пещерах, в 1992 г. обретены и перенесены в Дальние )

85. Захария постник

86. Зинон постник

87. Игнатий архимандрит (ум. XV)

88. Илларион схимник

89. Ипатий врач

90. Иосиф Многоболезненный

91. Кассиан затв.

92. Лаврентий затв.

93. Леонтий канонарх

94. Лонгин вратарь

95. Лукиан мученик (ум. XIII)

96. Макарий диакон

97. Мардарий затв.

100. Меркурий постник

101. Моисей чудотворец

102. Нестор Некнижный

103. Павел послушливый

104. Паисий

105. Памва затв.

106. Панкратий иеромонах

107. Пафнутий затв.

108. Пимен постник

109. Пиор затв.

110. Руф затв.

111. Силуан схимник

112. Сисой схимник

113. Софроний затв.

114. Тит воин (принял иночество)

115. Феодор молчаливый

116. Феодор, князь Острожский (принял иночество; ум. XV)

117. Филарет Святитель, митрополит Киевский (Амфитеатров; ум. 1857; мощи почивали в Крестовоздвиженской церкви на Ближних пещерах; в 1994 г. обретены и перенесены в Дальние).

ПРЕСТОЛЬНЫЙ УСПЕНСКИЙ СОБОР (под спудом):

118. Павел Святитель, митрополит Тобольский (ум.1770; выходец из Лавры, окончил в ней свои дни, находясь на покос)

119. Петр Могила Святитель, митрополит Киевский

IV. Не подвизались в Лавре, но погребены:

БЛИЖНИЕ ПЕЩЕРЫ:

120. Иоанн, Первомученик Русский, сын варяга Феодора (убит в 983 г. киевлянами-язычниками)

121. Иулиания, княжна Ольшанская (ум. не позднее 1540 г.; мощи почивали под спудом возле Успенского собора, обретены нетленными в нач. XVII в. и оставлены в указанном храме; при пожаре 1718г. обгорели и перенесены в Ближние пещеры)

123. Меркурий, еп. Смоленский

ДАЛЬНИЕ ПЕЩЕРЫ:

124. Евфросиния Полоцкая (преставилась в XII в. в Иерусалиме, откуда мощи были перенесены в Киев, в 1910г. - в г. Полоцк; в Лавре оставлен гроб Преподобной с частицей руки)

125. Феофил, архиеп. Новгородский (ум.1485 г.; страдая недугом, ехал к святыням лаврских пещер и преставился в виду Киева на левом берегу Днепра)

126. Младенец, убиенный Иродом за Христа (часть мощей принесена в Лавру в 1620 г. Иерусалимским патриархом Феофаном)

127. Климент, еп. Римский (глава принесена в 988 г. из Херсонеса Таврического в Киев и первоначально находилась в Десятинной церкви)

В ДРУГИХ МЕСТАХ похоронены, а потом перенесены в Лаврские пещеры:

128. Михаил, митрополит Киевский (современник Св. князя Владимира; мощи почивали в Десятинной церкви, откуда перенесены в Ближние пещеры; с 1730 г. - в Успенском соборе).

129. Владимир, Равноап. князь Киевский (глава обретена Св. Петром Могилой при раскопках руин Десятинной церкви; в конце 30-х гг. ХХ в. вывезена из Успенского собора на обследование в Ленинград и бесследно исчезла)

130. Стефан Архидиакон, Первомученик (указательный перст принесен в Лавру в нач. XVIII в. из Молдавского Нямецкого монастыря Романским архиеп. Пахомием, который жил в Печерской обители на покое)

На планах пещер XVII-XIX вв. и в ряде других документов упоминаются еще некоторые Печерские Святые.

Итак, 130 «божьих угодников» находятся в одном месте в Киево-Печерские Лавры.

Много это или мало?

Для УПЦ МП много! Для самого монастыря тоже много ибо все эти мощи и захоронения требуют непрерывного присмотра и ухода, но зато и привлекают в Лавру миллионы верующих и еще больше обычных туристов!

И если вы уважаемый читатель решитесь оставить свои мирские дела и на несколько часов посетить Киево -Печерскую Лавру то я очень настоятельно рекомендую ознакомится с содержанием вот этой книги: « Киево-Печерский патериик » вот ссылка сайт где его можно прочесть http://www.sedmitza.ru/lib/text/438020/, а вот ссылка на сайт

Знание этой важной информации о всех тех 130 лицах что перечислены выше поможет вам лучше понять всю притягательность и таинственность тех мест куда вы придёте!

В самих пещерах где хранятся МОЩИ «божьих угодников» кроме самих мощей имеются и другие объекты для поклонения, а так же по уверениям священнослужителей в пещерах случались и даже иногда и сейчас случаются «ЧУДЕСА» в верующими пришедшими на поклонения к святым местам.

Но сначала небольшой рассказ об уходе за МОЩАМИ и местами их захоронения. Это по сути эксклюзивная информация!

Когда Лавра была атеистическим музеем, то практически никакого особого ухода за пещерами не было (если сказать кратко, то просто поддерживали, что бы не завалились!), а вот с возрождением Лавры как действующего монастыря ситуация изменилась внешне в лучшую сторону.

Из среды монахов ЛАВРЫ для Ближних и Дальних пещер выделены две особые группы, на которых и возложено особое «ПОСЛУШАНИЕ», состоящее в ходе за МОЩАМИ, поддержанием в лаврских пещерах чистоты и общего порядка. Командуют двумя этими особыми группами монахов – 2 особых лаврских архимандрита.

УХОД за мощами

У 130 преподобных Печерских божьих угодников в настоящее время есть свой «гардероб» из нескольких парчовых покрывал и наличников (специальное покрывало для лица; в знак того, что монах удалился от этого мира и созерцает Небо ).

В обычные дни мощи накрывают зеленым покрывалом и наличником, в Великий пост переоблачают в черный цвет, а на Пасху - в красный.

В период Петрова поста, когда особо жарко, мощи преподобных выносят в спецпомещение (на третьем этаже над ближними пещерами. - Авт.), снимают все одежды и просушивают их в саду до вечера.

На ночь не оставляют, чтобы роса не намочила, а на следующий день одевают.

Все одежды подписаны, перепутать не получится. Мощи лежат на деревянных лотках, обернутых монашеской ситцевой тканью, а сами преподобные завернуты в ватники.

Кстати, до революции мощи были открытыми, а от капель масла или воска их берегли ватники.

Крышки над мощами поставили в советское время работники музея (в 20 гг. ХХ века)

Есть такое предание, что однажды к мощам подошел человек, сделал вид, что хочет поцеловать руку святого, а на самом деле решил ее укусить, в насмешку.

Грызнул - и застыл, не может оторваться.

Так и стоял, пока не попросил у преподобных прощения и не раскаялся. Вот после того случая и поставили крышки.

Мощи и теперь хранятся в ватниках, а над ними - красивое парчовое покрывало. Когда в 1988 году передали Лавру и ближние пещеры, оказалось, что на некоторых преподобных только нижние покрывала истлели, а мощи уже 900 лет лежат.

По рассказам монахов, когда МОЩИ переоблачают, такой чудный благовонный запах идет, и никакого тления - «просто чудо»!

Его кстати каждый может ощутить, если зайти в пещеры часиков в шесть утра, при условии, если вас туда в это время пустят".

Но это «первое чудо» но оно не главное, в общем перечне чудес Киево-Печерской лавры.

К примеру, есть ЧУДО: «МИРОТОЧИВЫЕ ГЛАВЫ»

Одно из самых ярких впечатлений в дальних пещерах - это 25 сосудов с древними черепами, называемыми "мироточивые главы".

"Известно только, что одна глава принадлежит епископу Клименту Римскому, пострадавшему за веру в Христа в период гонений в начале II века н. э., остальные имена неизвестны, в нашей Лавре она с 1200 года.

Главы хранятся здесь в стеклянных и серебряных сосудах, потому что обладают чудесным свойством - источать миро, которое потом используется для помазаний на богослужениях. Миро выпадает на главах подобно росе, а потом собирается на дне сосудов".

Наличие в Лавре МИРОТОЧИВЫХ ГЛАВ (ЧЕРЕПОВ) по мнению лаврских священнослужителей, есть отличные детекторы внутренней жизни монастыря.

Образно говоря, если в монастыре все хорошо - миро выделяется регулярно и понемногу.

Если беда какая - могут и вообще перестать мироточить, а если радость великая - наоборот, главы могут утопать в мире.

Но главы мироточили не все время.

Например, в ХІХ веке они 50 лет не мироточили, а потом снова нача ли.

В 1958 году, за три года до закрытия Лавры в советские времена, главы перестали мироточить.

Хотя справедливости ради надо сказать, что при СССР к главам относились достаточно бережно и, слава Богу, в антирелигиозном угаре не уничтожили. Просто «воспринимали» как музейные экспонаты.

И как доказательство "поповского обмана народа". Лично я еще помню, как в 1976 году на экскурсиях рассказывали, что монахи якобы обманывали народ и поливали главы специальным маслом, чтобы они заморочили.

Хотя, начиная с 80 г. прошлого века украинские ученые естественно с подачи всесильной Коммунистической партии Украины и пытались разобраться во многочисленных лаврских чудесах! Об этих «делах» я расскажу в следующей части!

Сами же монахи из числа приставленных к хранению МОЩЕЙ в пещерах рассказывали украинским журналистам, что один монах как-то решил проверить эту атеистическую теорию - налил масла на одну из глав.

После этого череп покрылся зеленым мхом. Оказалось, что главы ничего чужеродного не воспринимают.

Когда мы пришли сюда в июне 1988 года, стали молиться, службы проводить, главы стали сначала влажными, а потом стали выделять капельки мира.

Помню, одна глава просто плавала в мире - до половины сосуда натекло, а они ведь немаленькие - по два-три литра!

Нам тогда миро даже раздавали в бутылочках для богослужений и исцелений немощных.

Тогда наместник Лавры Ионафан (Елецких) отдал часть мира на исследование в Санкт-Петербургский институт биологии.

В результате выяснили, что вещество, выделяемое из глав, обладает удивительно большим количеством единиц живого белка, и аналогов этому веществу в мире нет!".

А пока для поддержания и интереса читателей к данной работе читателя я попробую выяснить правду о «МИРОТОЧАЩИХ ГЛАВАХ»!

И если в Санкт-Петербургский институт биологии исследовав образцы киевского «МИРО», заявили мол «аналогов этому веществу в мире нет » то и в Украине в декабре 1988 г. тоже провели анализ «МИРА» из МОЩЕЙ Киево-Печерской лавры. Проводили их три профессора Киевского медицинского института Хмельовский Ю.В., Бобрик И.И. и Концевич И.А.

И вот их заключение :

«Нами был проведен химический анализ образцов, взятых из чаш с мироточивыми головами №20,№9 и №4. Образцы было взято в присутствии зав. Отделом истории пещер Киев-Печерского государственного историко-культурного заповедника Колпаковой В.М.

Химический анализ образцов был выполнен в лаборатории кафедры биохимии КМИ, руководимой профессором Ю.В. Хмельовским.

Результаты анализа показали: все образцы есть высокоочищенными маслами, которые не имеют в себе примесей высших жирных кислот, что подтверждается отсутствием реакции этерификации и метилования.

Образцы хорошо растворялись в хлорофоруме и ацетоне, и практически не растворялись в воде и метаноле!

Низкая электропроводность образцов свидетельствовала об отсутствии ионизированной среды (воды и ионизированных частиц).

В образцах не выявлены неорганические фосфаты и ионы аммония, что свидетельствует об отсутствии процессов распада органических частиц (веществ) которые содержат азот и фосфаты.

Исследование содержимого белка (по Лоури) было проведено из водных вытяжек образцов.

Исследование установило, что образец №20 имеет 20 мг белка на 100 мг, образец №9- 15 мг, а образец №4- 73 мг.

Данный показатель ПРИСУЩ ТОЛЬКО ЖИВОМУ ОРГАНИЗМУ.

Что до химической природы выявленного в образцах белка, то для этого необходимо глубокое научное исследование.»

Хотя как я уже выше указывал в Украине власть предержащие начиная с 1930 г. стали предпринимать меры по привлечению украинских ученных к изучению «чудес» Киево-Печерской лавры. И в этом за 3-5 лет работы до Второй мировой войны и за примерно тот же период времени после войны начиная с 1985-1988 года была проделана очень интересная но мало кому известная научная работа.