Эйдетика как метод развития памяти в современной школе. Приемы эйдетики в учебной деятельности дошкольников

Дети воспринимают и запоминают информацию через мир образов. В первом случае основой для запоминания стал яркий образ, а во втором - навязанная взрослым информация. Первые 5-7 лет правое полушарие, ответственное за воображение, развивается у человека быстрее чем левое, ответственное за логическое и аналитическое мышление. Вот почему яркие образы такие важные в жизни детей.

Как помочь ребенку запоминать необходимую информацию и вовремя вспоминать ее? Как пробуждать интерес, побуждать дошкольников к речевой активности , дарить ощущение успеха?

На эти вопросы отвечает эйдетика. Что же это значит?

Эйдетика - это не только развитие внимания, воображения, памяти, различных видов мышления, но и способ подачи учебного материала . Она привлекает все анализаторы ребенка: позволяет не только увидеть, но и потрогать, услышать, попробовать, понюхать; подает новое через хорошо знакомые детям образы.

В эйдетике утверждается, что не бывает плохой памяти, а мы просто часто не умеем ею пользоваться. А причина этого - недостаточно развитое ассоциативное мышление.

Метод эйдетики построен на простых принципах :

Воображение + положительные эмоции = усвоенная информация.

Радостная, веселая атмосфера.

Мобильность и доступность игрового материала.

Разделение информации, в соответствии с особенностями каждого ребенка.

Правила использования эйдетики:

1. Каждая игра - это комплекс задач, которые ребенок выполняет с помощью картинок, игрушек, тактильных карточек, кубиков, кирпичиков и тому подобное.

2. Задачи даются ребенку в разных формах: в виде моделей, схем, плоскостного рисунка, письменных и устных инструкций.

3. Задачи размещены в порядке нарастания сложности, т. е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.

4. Большинство игр не исчерпывается предложенными образцами, а позволяют детям составлять новые варианты заданий, заниматься творческой деятельностью.

5. Игры не совместимы с принуждением, создают атмосферу свободного и радостного творчества.

Игры следует повторять, ведь это - необходимое условие развивающего эффекта.

«Эйдетика» предлагает строить работу с детьми на основе:

Свободных ассоциаций, связанных с предметными образами;

Цветовых ассоциаций;

ассоциаций, связанных с геометрическими формами;

Тактильных ассоциаций;

Предметных ассоциаций;

Звуковых ассоциаций;

Вкусовых ассоциаций;

Обонятельных ассоциаций;

Графических ассоциаций;

Главный вопрос во время тренировки ассоциативного мышления звучит так: «О чем ты подумал?»

Игры со свободными ассоциациями связаны с предметными образами. Из самого названия «свободные ассоциации следует, что во время занятий нельзя использовать никаких предметных изображений. Ведь у маленьких детей еще не достаточно сформированы представления об окружающем мире, мало жизненного опыта, чтобы строить ассоциативные связи самостоятельно. Поэтому на первом этапе работы малышу нужна помощь взрослого. Начинать надо так:

Воспитатель:

У меня есть цыпленок. О чем вы подумали?

Дети:

Я подумал про арбуз, потому что цыплята любит кушать семечки арбуза.

Я подумала о солнышке, потому что оно желтое, как цыплята.

На этом этапе занятий главное, чтобы дети учились обосновывать свой ассоциативный выбор.

Цветовые ассоциации . Для этого вида работы нужны карточки с нарисованными пятнами различных цветов, но не цветные изображения предметов или явлений.

Воспитатель дает ребенку или же показывает всей группе картинку с пятном определенного цвета. Задача каждого - выбрать среди картинок разных предметов именно то, изображение которой у него ассоциируется с заданным цветом. Ребенок обязательно должен обосновать ответ.

Например:

Вот красный цвет. О чем вы подумали?

Дети.

Я подумал про машину, потому что она должна останавливаться на красный свет.

Я подумал о помидоре, потому что он, когда созреет, становится красного цвета.

Я подумала о зайчике; он грыз красное яблоко.

Можно изменить ход игры: наоборот, предлагайте ряд предметных изображений и записывайте: «О каком цвете вы подумали? Почему?»

Ассоциации, связанные с геометрическими фигурами . Для этого вида работы вам понадобятся картинки с изображениями геометрических фигур и различных предметов.

Вопросы задавайте аналогично: «У меня есть круг. О каких предметах вы подумали?»

Тактильные ассоциации . Для этого вида работы нужно иметь набор тактильных картинок, которые предложил профессор, доктор педагогических наук Игорь Матюгин. Основная идея этих карт заключается в том, что каждая из них имеет свою фактуру: мех, наждачная бумага, фланель, веревка, палочки, капельки воска, велюр...

К коллекции можно добавить карточку с пуговицами, гречкой, кусками проволоки, с дерматиновым покрытием.

Принципы работы остаются такими же, как и в предыдущих видах работы: «О чем ты подумал, прикоснувшись к этой картинка?» (я подумал про зайчика, потому что он пушистый.....)

Предметные ассоциации . Этот вид ассоциации предусматривает установление связей предметов или между собой, или с их признаками. Для использования этого приема вам нужно иметь набор разных предметов: ниточку, палочку, трубочку, бумажку, кусок ткани, шишку, каштан, камушек, ракушку, монетку, пуговицу.

Воспитатель берет нитку: говорит: «Длинное и гибкое». О чем вы подумали? Или вы держите монетку и говорите: «Круглое и железное». О чем вы подумали? (банка, ее закрывают крышкой..)

Игры по методу частичного показа . Для этой игры изготовлен домик с окошком (размер окошка соответствует размеру картинки). В окошке есть ставни.

Звуковые ассоциации . В эйдетике применяются аудио записи различных звуков и шумов. Можно создать целую коллекцию звуков, распределив по разным группам: бытовые шумы, звуки природы, музыкальные звуки, звуки улицы и тому подобное. Еще есть второй способ использования звуков.

Нужно сделать мешочки и положить в них различные предметы, порождающих звуки. Например: в один мешочек положите бумагу, в другой-монеты, в другие - коробочку с пластмассовыми шариками, камешками, фасолью и тому подобное. Ставим перед ребенком на наборном полотне ряд предметных картинок (книга, лук, еж, листок) и с помощью звукового мешочка с целлофановой бумагой предлагаем выбранный звук, после чего спрашиваем: «О чем ты подумал, услышав этот звук?»(я подумал о книге, потому что когда ее листают, страницы шуршат). Не стоит отгадывать, что находится в мешочках, важно создавать ассоциативные образы звуков. Кроме того, нужно подготовить стакан с водой, трубочку, дудочку, свисток, музыкальный молоток. Предлагайте звук, например, звон монеток спросите: «О чем вы подумали, услышав этот звук?» Старайтесь прятать за ладонью эти источники звуков, которые не можно положить в мешочек: ножницы, дудочку, стакан с водой...

Вкусовые ассоциации . Пожалуй, не найдется ни одного воспитателя, который бы не играл с детьми в игру «Отгадай на вкус». Но эйдетика не предусматривает угадывать. Вопрос будет такой же, как раньше: «О чем вы подумали?» Для детей старшего возраста можно использовать комбинации сладкое и горячее, соленое и холодное. По желанию можно дать еще тактильно-вкусовые ощущения: хрустящий, сочный, твердый, жидкий и т. п.

Обонятельные ассоциации . Обонятельный анализатор - это, пожалуй, самый маленький из всех названных. Поэтому привлекая его к работе с малышами, нужно быть особенно осторожным, поскольку способность воспринимать различные ароматы еще не достаточно изучена. Можно использовать обонятельные коробочки с разными ароматами: духов, мятным ароматом, ароматов трав, специй.

Для развития ассоциативного мышления используют друдлы -это загадка - головоломка; рисунок, о котором невозможно четко сказать, что это такое. Так круг дети могут превратить в солнышко, цветочек, яблоко, очки. Друдлы понадобятся на любом занятии.

Например: помогут вспомнить животных, овощи, фрукты, транспорт, растения и т.д. Когда показываете друдл, поворачивайте его под разными углами, чтобы дети увидели как можно больше ракурсов этого изображения, чтобы использовать больше резервов выбранного друдла. Использование друдлов способствует развитию ассоциативного и дивергентного мышления, памяти, учит находить нестандартные подходы к разнообразным задачам.

Работу с друдлами стоит начать со второго полугодия младшей группы. На начальных этапах этой работы применяют предметные изображения, которые легко ассоциируются с предложенным друдлом. На этом этапе используют друдлы и параллельно к ним картинки с изображением радуги, скакалки, ведра с ручкой, платочка, что схожие по форме с этими друдлами. Когда дети начинают легко подбирать картинки к друдлам, работу усложняют. В практической работе используют дудлы отдельно или включают их в игры. Например, предлагают составить рассказ по серии друдлов, которые дети подбирают самостоятельно и выкладывают их в определенной последовательности, а затем придумывают по ним рассказ.

Использование этих и других приемов эйдетики в ежедневной работе является чрезвычайно эффективным, к тому же, интересным способом саморазвития и формирования мышления, памяти, речи, креативности у дошкольников.

Дорогие мои читатели, здравствуйте! Люблю подкидывать вам всякие неизвестные новинки и вместе разбираться в современных методах обучения. Эйдетика для детей. Знаете, что такое? Вот и я толком не знаю! А что нам мешает разобраться? Может это как раз именно то, чего так не хватало для будущих эйнштейнов?!

План урока:

Мыслим образно, запоминаем и развиваем воображение

В общем-то, сам заголовок – это и есть основа методики для детей дошкольного возраста и школьников с целью тренировки их основных , и воображения.

Такая техника позволяет подготовить будущих первоклассников к трудным школьным перегрузкам, когда придётся осваивать гигабайты информации, прикладывая при этом творческую изюминку, и помогает учащимся справляться с учебными программами.

Для общего развития.

Эйдетика, кому больше нравится – эйдетизм, несёт в своём значении основное греческое слово «эйдос» — «образ». Появилась она в самом начале двадцатых годов прошлого столетия, благодаря учёному из Сербии Виктору Урбанчичу. Считается, что именно он открыл феномен особой памяти через зрительные образы, позволяющие спустя время воспроизводить увиденное до мельчайших деталей.

После Урбанчича эйдетическими способностями человека заинтересовались немцы – Эрик Йенш и его марбургская школа психологии. Не обошли вниманием эйдетику и советские психологи, правда, с 1936-го в СССР в силу разных причин на эти исследования был наложен запрет. Вернулся интерес в советские 90-е, когда открылась первая школа эйдетики.

Научный эйдетизм обычному обывателю известен как фотографическая память. Учёные считают, что она у детей заложена природой и развита хорошо сама по себе. Дети отлично запоминают через образы и в большинстве случаев представляют предмет, который уже «ушёл» из поля их зрения. Это и лежит в основе упражнений эйдетики, позволяющих применять образную память для запоминания сухой информации.

Склонность к эйдетизму обуславливается рядом факторов. Это может быть и генетика, и особенное мозговое развитие. На способности запоминать образами влияет род деятельности человека, и среди творцов эйдетиков гораздо больше, чем среди технарей.

Исследования учёных подтвердили, что задатки эйдетизма есть у всех, только вот в процессе развития они приглушаются. К сожалению, как отмечают психологи, год за годом мы утрачиваем эту «детскую» способность, и во взрослом возрасте людей, умеющих детально воспроизвести зрительные, звуковые либо тактильные образы становится значительно меньше.

Зачем же терять такой дар природы, когда можно его развивать и направлять во благо?

Инструментарий для фотографической памяти

Как мы уже поняли, начинать тренировать образную память можно с детсадовской скамьи, чтобы в школьном возрасте «фотографировать» мудрёные физико-математические формулы да тексты на иностранных языках. Делать это можно несколькими способами.

Зрительная прорисовка

Этот метод хорош для запоминания цифровых и буквенных обозначений – как раз для высшей математики, что начинается уже с начальной школы! Его изюминка состоит в том, что к контурам любого символа добавляются детали и одним движением мозговой извилины с маленькой долей фантазии сухой знак превращается в предмет.

Вот попробуйте, какие «рога и копыта» у вас получатся из цифр от 0 до 9.

  • У меня нолик – это зеркало.
  • Из единицы вышла ёлка.
  • Из двойки – всеми любимый лебедь.
  • Тройка превращается в змею.
  • Четвёрка стала парусником.
  • Пятёрка – морским коньком.
  • Из шестёрки я сделала весёлого кита.
  • Семёрка – это бумеранг.
  • Восьмёрка похожа на снеговика.
  • А девятка – это воздушный шарик.

А можно представить цифры так, как на картинке.

Рисуя такие заколдованные цифры и буквы, дети потом их видят в окружающих предметах.

Мысленная прорисовка

Она служит для запоминания томов Пушкина и ему подобных любителей писать многостраничные поэмы, которые потом дети в школьном возрасте учат. Заключается этот метод в предварительном погружении в атмосферу стиха. Возьмём, для примера, того же Александра Сергеевича и представим дуб, русалку, ходящего по ювелирному украшению кота, богатырей и создадим ассоциативный ряд.

Запоминание точной информации

Этот метод развития эйдетической памяти разделён на приёмы.

Мнемоника

Такая специальная техника, что даёт возможность запоминать незапоминающееся через изменение вида информации. Яркий пример мнемоники – возможность выучить цвета радуги через всем известную поговорку: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

Или ещё можно с нашей школьной скамьи вспомнить про Ивана, Родившего Девчонку, Велевшего Тащить Пелёнку, – это была подсказка для тех, кому не давались названия и .

Цепная реакция

Это построение ассоциативных цепочек, когда из одного образа выплывает другой, помогая воспроизвести правильную последовательность.

Вот, например, родителям задание: запомните 12 слов

Огурец-лодка-комар-конверт-трубочка-гусеница-книга-рис-фонтан-машина-фара-медведь.

Для этого придётся составить свой видеофильм. Вот я разрезаю огурец, сделав из него лодку, в которую попадает комар. Комар прячется в конверт, который уносится ветром, на пути сворачиваясь трубочкой в виде гусеницы. Она приземляется в книгу, на страницах там много слов «рис». Рисинки высыпаются из книги, как фонтан и попадают в проезжающую машину, разбивая ей фары. Один осколок от фары очень похож на медведя. Вот такой у меня фильм:

Акровербальная техника

Такие приёмы, которые преобразуют материал в интересные стишки и песенки, позволяющие легче запоминать. Акровербальные преобразования особенно популярны при изучении детьми в школьном возрасте иностранных языков, когда не даются для запоминания чужестранные слова. Для других случаев есть тоже такие приёмчики хорошие. Ну вот, например, с детьми дошкольного возраста учим дни недели:

или вот зашифрованное:

Для школьного возраста тоже есть запоминалочки. Вот для географии:

и для английского пример:

От теории к практике

Как это выглядит в теории и что такое эйдетика, мы теперь знаем. В дополнение к ранее указанным упражнениям на развитие памяти и мышления вот вам на тренировку ещё ряд. Если вовлечётесь в процесс развития образной памяти, можно взять их за основу, придумав что-то своё новенькое. К слову, развивать эйдетическую память можно уже с 3-4 летнего возраста.

Сочиняем

Даём несколько карточек, их запоминаем и сочиняем сказки и небылицы, чтобы в определённой последовательности встречались заданные предметы.

Усложняемся, подобрав заранее тему для фантазии, например, школа, отпуск, спорт и так далее.

Ищем, что пропало

Выкладываем карточки картинкой вверх для запоминания, а затем просим ребёнка отвернуться, и шкодим: убираем одну-две карточки. Их-то и нужно вспомнить.

Исследуем

Для этого берём интересный предмет и начинаем его исследовать, давая как можно больше его признаков, начиная с формы, цвета, материала, декора, повреждений, недостатков и прочих.

Отгадываем

Загадайте предмет, который есть в поле зрения. При помощи наводящих вопросов ребёнок должен вывести сам себя на отгадку. Не забывайте меняться ролями!

Слушаем

Если в доме есть разные музыкальные инструменты либо пищалки-жужжалки, издающие звуки, соберите их в кучу, познакомьте ребёнка с их звучаниями, чтобы он запомнил, что чем «говорит», и начинайте отгадывать.

Нюхаем

По коробочкам разложите всякие ароматные вкусняшки – травки, кофе, чеснок, лук, фрукты. Познакомьтесь с источниками запахов поближе. А теперь спрячьте всё, завяжите ребёнку глаза. Будем играть в «нюхача».

Вот так в несложных играх можно тренировать эйдетические способности. Попробуйте, уверена, что вам и детям понравится!

А на видео мальчик Соловей Лёня. По его собственному признанию, он очень любит баловаться и все ломать) А еще он умудрился запомнить целых 50 карточек! Не верите? Смотрите сами! Эйдетика в действии.

До новых полезных и интересных встреч!

Эйдетика – что это? Эйдетика для детей. Упражнения для развития

Эйдетика – что это? Эйдетика для детей. Упражнения для развития

Октябрь 11, 2015

Мы живем в информационном обществе, – ежедневно каждый из нас окунается в поток информации. Этот поток льется на каждого из нас отовсюду: из телевизора, интернета, книг, электронной почты, газет, журналов, рекламных щитов и пр.

Он настолько велик, что несколько лет назад в психологии появились термины “информационный стресс” и “информационная перегрузка”. Усвоить всю “входящую” информацию невозможно, да и ненужно. А вот научиться грамотно с ней работать может стать весьма полезным умением в современных реалиях, а именно, – быстро анализировать, отфильтровывать ненужное, прочно усваивать важное. Оно необходимо взрослым и, конечно, особенно детям.

Учебные программы изменились. Современные ученики за время обучения в школе должны усвоить объем знаний в несколько раз больший, чем ученики, допустим, еще 30 лет назад. Чтобы успешно справляться с такой нагрузкой уровень когнитивных (познавательных) и творческих способностей должен быть достаточно высоким.

Существуют современные методики, помогающие детям развивать мышление, речь, память, воображение. В этой статье мы поговорим об одной из них – эйдетике.

В переводе с греческого “эйдос” означает “образ”. Эйдетика – это методика обучения, которая развивает способность мыслить образами, учит методам запоминания информации , способствует развитию воображения .

Термины “эйдетизм” и “эйдетика” были введены в науку сербским ученым Виктором Урбанчичем в 1907 г. Дальнейшее развитие и оформление в качестве методики эйдетика получила в 1920-х как результат исследований немецкого ученого Эрика Йенша и его единомышленников.

В России изучением и практическим использованием эйдетики занимались отечественные ученые-психологи – Павел Петрович Блонский, Лев Семенович Выготский и Александр Романович Лурия. Но, из-за полемики в научной среде по поводу некоторых положений, исследования были заморожены вплоть до современности.

Однако, уже с конца 1990-х годов интерес к методике вновь возвращается – в 1989 г. в России открывается первая школа эйдетики для детей и взрослых . Ее основатель – Матюгин Игорь Юрьевич. Здесь учатся работать с информацией, запоминать по специальной методике большие объемы текста, развивают память , образное мышление и воображение.

И, наконец, на сегодняшний день эйдетика получила вполне официальное признание – в мире успешно работают около 5000 инструкторов-преподавателей.

Эйдетика – методы

Мы расскажем о наиболее эффективных и популярных инструментах для занятий с детьми.

  1. Метод зрительной прорисовки. Хорошо работает при изучении цифр и букв. Он заключается в том, что контур знака дополняется деталями и, таким образом, он превращается в какой-то предмет. Например, из цифры 6 можно нарисовать навесной замок, из 7 – кочергу, а из 8 – очки. Рисуя, ребенок развивает память и прочно запоминает написание цифр или букв, а когда он встречает в своем окружении предмет, вспоминает “зашифрованный” в нем знак.
  2. Метод мысленной прорисовки. С его помощью детям легче запоминать тексты и стихотворения. Перед тем как заучивать строки, детей нужно “погрузить” в атмосферу, описанную в них. Возьмем, например, известный отрывок из поэмы “Руслан и Людмила” А.С.Пушкина о лукоморье. Попросите детей представить морской берег, почувствовать запах морской воды, услышать шум прибоя. Затем дети представляют, что у берега растет огромный многолетний дуб, опоясанный тяжелой золотой цепью, а по цепи неспешно ходит кот.
  3. Метод запоминания точной информации. Он включает в себя мнемонику, запоминание с опорой на ассоциации, цепной метод и акровербальную технику.

Мнемоника – это приемы запоминания сложной информации путем смены ее вида. Хорошим примером приема мнемоники может быть всем известная фраза «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». В это предложении первая буква каждого слова обозначает цвет спектра в порядке их расположения в радуге.

Цепной метод – заключается в построении цепных ассоциативных связей, то есть таких, когда одна ассоциация вытекает из другой и тем самым помогает воспроизводить информацию в правильной последовательности. Подбор ассоциаций можно сделать занимательной игрой.

Акровербальная техника (“акро” в переводе с греческого – “край”, “вербо” – слово) основана на преобразовании материала, который нужно запомнить, в интересные тексты, стихи, песни и пр. Например, неправильные глаголы английского языка легче усвоить в стихотворной форме:

Глянь, рогатку Баламут

В свой кармашек put-put-put (положить)

И begin-began-begun (начинать)

Хулиганить хулиган!

Техника превращает запоминание в непроизвольный процесс. Вместо утомительной и скучной зубрежки дети заняты веселой игрой.

Этими методами желательно пользоваться не только педагогам и воспитателям, но и родителям в ходе ежедневных совместных игр и общения. На их основе можно придумать хорошие и интересные задания, направленные на развитие у детей памяти, образного мышления, речи, фантазии, зрительной памяти.

Эйдетика для детей – упражнения

Заниматься с ребенком, используя эйдетические упражнения можно с 3-4х лет. Важно, чтобы ребенок сам проявлял интерес к занятиям – тогда и наука пойдет впрок. Важнейшее условие – это желание ребенка и его радостное настроение во время обучения. Никогда не заставляйте кроху заниматься против его воли.

Приведем несколько упражнений, которые наверняка понравятся детям, а родители смогут придумать что-то свое на их основе.

Задания с карточками.

Сочини свою сказку

Дайте ребенку 5-7 картинок и попросите составить сказку (рассказ), чтобы в ней встречались изображенные предметы. Усложнить задание можно тем, что сказка должна быть на определенную тему, например, Новый год, лето, приключения на море и т.п.

Что исчезло

Разложите на столе перед ребенком карточки, внимательно рассмотрите с ним рисунки. Затем попросите малыша отвернуться, а Вы тем временем уберите одну карточку со стола и измените расположение остальных. Когда ребенок повернется, ему предстоит узнать, какая карточка исчезла.

  1. Игры на развитие зрительного восприятия

Исследователи

Рассмотрите с ребенком какой-нибудь предмет, например чашку. Но смотреть нужно как исследователи, то есть, проговаривая как можно больше внешних характеристик: цвет, форму, материал, рисунок, надписи, повреждения и так далее.

Сыщик

Загадайте какой-нибудь предмет, который находится в вашем с малышом поле зрения. Пусть ребенок попробует отгадать, задавая наводящие вопросы. Чтобы ребенок лучше понял правила игры, можно поменяться с ним ролями: пусть сначала он сам загадает предмет, а Вы будете задавать вопросы.

  1. Игры на развитие слухового восприятия

Что так звучит

Покажите крохе по очереди предметы и музыкальные инструменты, которые могут издавать звуки и спрячьте их в коробку. Потом издайте звук одним из предметов и попросите малыша назвать, какой предмет так звучит.

Звуки вокруг нас

Сядьте удобнее, закройте глаза и 10-15 минут слушайте с малышом все звуки вокруг вас.

Кто в домике живет

Возьмите коробку – это будет домик. Положите в нее животных или карточки с их изображениями. Попросите малыша сказать, кто в домике живет. При этом Вам нужно издавать звукоподражательные звуки животных: мяу, гав, му-му и так далее.

  1. Игры, развивающие восприятие запахов

Угадай аромат

Разложите по спичечным коробочкам пахнущие специи, травы, кофе, продукты. Попросите малыша по запаху угадать, что в коробочке. Можно разнообразить задание – сделать по 2 коробочки с одинаковым содержимым и дать задание по запаху найти коробочки с одинаковым наполнением, не открывая их.

В дополнение можно попросить ребенка описать запах или, если задание окажется сложным, расскажите ему сами. Например, запах чеснока – резкий и острый, а запах лимона – свежий и бодрящий.

  1. Упражнение на все виды восприятия

Выложите перед малышом три карточки с предметами. Назовите их вместе с ним и опишите их характеристики относительно всех анализаторов: зрительного (как выглядит), слухового (какие звуки издает), тактильного (какой на ощупь), вкусового (какой на вкус), кинестетического (как двигается).

Таким образом, малыш запоминает образ предмета. Переверните карточки картинками вниз и попросите кроху вспомнить, что, где нарисовано.

    1. Развитие памяти у детей

Запомни слова

Выберите ряд слов для запоминания и попросите ребенка сочинить из них рассказ так, чтобы слова в нем стояли в предложенном порядке. Рассказ может быть нелогичным и фантастическим: здесь важно дать полную свободу фантазии.

Запомни движение

Дети обычно очень любят танцевать, поэтому они с радостью будут разучивать с Вами новые движения и связки. Для лучшего запоминания к ним можно придумать ассоциации или связать с какими-нибудь историями.

Эйдетика для детей, может стать отличной основой и прекрасной подготовкой к школе и взрослой жизни, подумайте об этом.

В XXI веке поток информации настолько велик, что переработать и запомнить его может только человек, обладающий экстраординарными способностями. В этой связи, одна из наиболее ярких актуальных проблем современного образования – воздействие информационного стресса на здоровье детей.

Одним из ее решений может стать обучение детей умению грамотно обрабатывать информацию. И здесь не обойтись без развития памяти.

Память – один из самых основных процессов психики человека, та основа, на которой творит мозг, это возможности человека, его мышление.

Память - это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения, узнавания, воспроизведения.

В большинстве образовательных учреждениях методики занятий с детьми в основном опираются на логическое мышление и механическую память. В младших классах школы: таблица умножения, правила и пр. В средних и старших классах к этому добавляются даты, формулы, схемы, слова и фразы иностранного языка и большой объем информации, которую нужно запоминать и пересказывать. Возникает вопрос: Как это все запомнить?

Мы изучили различные методы запоминания и обработки информации и всерьез заинтересовались школой эйдетики.

Система эйдетики - память без границ. "Эйдос" в переводе с греческого - "образ". Эйдетизм - это способность очень ярко представлять себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия. Большинство людей умеют это делать. Когда они вспоминают какой-либо предмет, они как бы видят его, чувствуют, иногда даже ощущая цвет или запах. Способность мыслить образами изначально была присуща человеку, и только с развитием цивилизации он приучил себя запоминать не только картинку, образ, но и абстрактный символ в виде слова или цифры.

Немного истории этого направления

Эйдетика - разрабатывалась на протяжении 20–40-х гг. XX в. в Германии, в марбургской психологической школе Э. Йеншем и его единомышленниками (В. Йеншем, О. Кро, А. Рикелем, Г. Фишером и другими) теория, предметом изучения которой был эйдетизм - особый вид образной памяти человека.
В нашей стране в течение примерно десяти лет, с середины 20-х до середины 30-х гг., отечественные ученые (психологи, педологи, психиатры) с большим интересом и вниманием изучали эйдетические идеи марбургской психологической школы, критически их осмысливая, подвергая эмпирической и экспериментальной проверке. Наиболее крупными специалистами в вопросах эйдетики были П.П. Блонский, Л.С. Выготский и А.Р. Лурия. Однако затем в силу ряда обстоятельств (вырождение эйдетики в Германии в расистскую, ненаучную теорию, запрет в СССР в 1936 г. педологии, Великая Отечественная война) эйдетические исследования в нашей стране были полностью свернуты.
В настоящее время эйдетика может представлять научный интерес, а также иметь практическую значимость при описании и объяснении развития и функционирования эйдетизма как специфического вида памяти, познавательной способности и свойства личности.

Методы обучения, которые предлагает эйдетика, опираются на образное мышление ребенка, они соответствуют законам природы. Эйдетика, способствуя гармоничному развитию обоих полушарий, делает более гармоничным и самого ребенка. Он становится более работоспособным, лучше учится, его память и способность концентрировать внимание возрастают. Восприятие мира и окружающих у ребенка становится более позитивным, а психика устойчивее. Улучшаются взаимоотношения ребенка с окружающими.

Еще одно важное преимущество эйдетического обучения - ребенок учится радостно. Радость обучения, так же, как и радость труда, делает ребенка более здоровым. Объясняется это тем, что когда человек находится в состоянии радостного, позитивного напряжения, в его организме вырабатывается природный стимулятор эндорфин, который способствует повышению иммунитета и работоспособности.

Таким образом, в основу программы развития памяти мы взяли систему эйдетики и основные мнемонические техники: цепной метод, акровербальный метод и метод мест.

Рассмотрим их более подробно.

Цепной метод строится на цепных ассоциативных связях. Ассоциации играют важнейшую роль в любом процессе обучения. Одна вещь влечет за собой другую, так что ассоциации помогают различным образам упорядочивать все элементы поступающей информации. Сознательно придумывая какие-то ассоциации и отыскивая в заранее предусмотренных случаях, тем самым мы усиливаем контроль над записью информации в памяти, отчего шансы на воспоминание возрастают. Прочному сохранению материала в памяти помогает упорядоченная сеть ассоциаций. Поиск ассоциаций быстро превращается в увлекательную игру.

Акровербальный метод (“акро” - край, “вербо” - слово). Придумывание стишков, шуточных фраз, в которых зашифрована какая-либо информация.

Метод мест основан на зрительных ассоциациях: нужно ясно представить себе предмет, который предполагается запомнить, и объединить его образ с образом определенного места, который легко извлекается из памяти. Этот метод требует отказа от поиска логических ассоциаций – ведь сама система запоминания основана на ассоциациях, диктуемых последовательностью предметов и мест.

Данная программа направлена на различный возраст, она покажется интересной и окажется результативной, как для детей младшего школьного возраста, так и для старшеклассников. Различными будут лишь организационные моменты.

Занятия можно проводить как “в кругу”, так и за партами. Главная основа занятий – эмпатия, доверительное общение учеников с психологом, ведь им придется рассказывать свои ассоциации, делиться сокровенным.

Цель программы: развитие образной памяти (образ – идеальное отражение материального мира в сознании человека).

Задачи:

  1. Формировать умение запоминать многозначные числа, имена, телефоны, даты, тексты по абзацам.
  2. Изучить основные мнемонические техники (цепной метод, акровербальный метод, метод мест).
  3. Развитие воображения, эмоциональной сферы.

Основные темы программы по развитию памяти с элементами эйдетики:

1.“Основные мнемонические техники”

2.“Цепной метод”

3.“Акровербальный метод”

4.“Метод мест”

5.“Запоминание телефонов”

6.“Запоминание исторических дат”

7.“Запоминание фамилий и имен”

8.“Запоминание цифровой информации”

9.“Запоминание текстовой информации”

10.“Техника запоминания стихотворений, художественных текстов”

Приведу пример занятия с элементами эйдетики, на котором раскрывается суть цепного метода.

Цель: научить запоминать текстовую информацию

  • научить запоминать текстовую информацию,
  • научить учитывать индивидуальные особенности.
  • Оборудование: релаксационная музыка, листочки, плакат с изображениями слов.

1. Организационный момент.

Ребята, я очень рада прийти в ваш класс, когда я вижу ваши глаза, я уверенна, что урок наш пройдет интересно!

2. Релаксационная пауза “Отображение”.

(Музыка.) Встаньте парами, и под плавную музыку мы будем двигаться, повернитесь друг к другу лицом, первый вариант ведущий, второй повторяет, а теперь наоборот!

3. Новое знание.

А умеете ли вы легко запоминать слова по порядку?

Давайте проверим!

Я диктую 10 слов, вы их запоминаете:

мандарин, лампочка, стул, снег, тополь, яхта, песок, медуза, водоросли, ковер.

А сейчас, поставьте цифру 1 и напишите по порядку эти слова.

Посмотрите (на доске) эти 10 слов и запомните их:

сирена, камин, турник, бутылка, джин, елка, магнитофон, плот, отопление, улыбка.

Поставьте цифру 2 и запишите, сколько вы запомнили. Посчитайте сколько слов под цифрой 1, а под цифрой 2, в каком случае слов больше? Если под цифрой один, значит у вас ведущий слуховой анализатор, т.е. ваши ушки лучше запоминают, чем глаза, поэтому получите мою памятку, она вам поможет лучше запоминать! А если больше слов под цифрой 2, значит у вас ведущий зрительный анализатор, т.е. ваши глаза лучше запоминают, чем уши, поэтому получите мою памятку, она вам поможет лучше запоминать!

Итак, прочтем вашу памятку:

Если у тебя хорошо развита зрительная память:

1. Помни о том, что тебе лучше всегда иметь перед глазами тот материал, с которым ты работаешь. Чем чаще ты его будешь видеть, тем быстрее и лучше запомнишь.

2. Во время решения задачи имей всегда перед глазами текст задачи или краткое условие.

3. При заучивании стихотворений и разных текстов читай материал сам и столько раз, сколько тебе необходимо, а не проси об этом кого-либо.

4. При заучивании правил составляй опорные таблицы к правилу, которыми можно было пользоваться дома и на уроках.

Если у тебя хорошо развита слуховая память:

1. При заучивании различных правил, стихотворений и других текстов вам будет легче запомнить, если кто-то станет читать вслух, а вы будете внимательно слушать.

3. После прочтения можно попробовать повторить вслух прочитанное.

4. Релаксация “Я самый хороший!”.

Выполним упражнение “Я самый хороший!”.

Итак, скажите шепотом “Я самый хороший!”, а теперь громче, еще громче!

Молодцы, вы действительно самые хорошие!

5. Новое знание.

А теперь интересно ли вам, как запоминать при помощи воображения слова по порядку?

Итак, запомним первые 10 слов по порядку!

(Играет музыка.) Послушайте мою историю и постарайтесь ее увидеть как мультик, визуализировать! Призовите на помощь воображение!

Итак, закройте глаза, представьте себе, мандарин - оранжевый, круглый, сладкий, шершавый, мы начинаем чистить его и внутри оказывается лампочка , мы разглядываем ее и вместо нитей накаливания видим стул , на негопадает снег , мы берем в руки снежинки, любуемся ими, подбрасываем вверх… и на голову нам падает тополиный пух, мы поднимаем голову и видим большой, могучий тополь, который растет ввысь и превращается в мачту яхты, яхта плывет по синему прекрасному морю и врезается в песок , села на мель, услышьте скрежет яхты о песок! На песке лежит медуза , греется на солнце, вокруг ее шеи как шарф обмотана водоросль, неожиданно количество водорослей увеличивается, они заполняют все пространство и сплетаются в причудливый ковер…

Итак, я читаю слова, а вы вспоминаете мою историю.

6. Проверка.

Запишите эти слова…

7. Домашнее задание.

Попросите дома родителей продиктовать вам 10 слов, а вы удивите их, запомнив все нашим секретным способом!

8. Подведение итогов.

Что вы запомните из сегодняшнего занятия? Будете ли вы пользоваться этими приемами!

Положите на левую руку то, что вы получили сегодня от занятия, а на правую – то, что вложили в него и аплодируйте себе!!!

Список литературы:

Андреев О.А., Хромов Л.Н. Доминанта 2000 года. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1997.

2. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Тренировка внимания. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1997.

3. Бьюзен Т. Суперпамять - Пер. с англ.; Худ. обл. М. В. Драко. – 2-е изд. – Мн.: ООО “Попурри”, 2001.

4. Бузан Т. Скоростная память. – Пер. с англ., 1998.

5. Хенкок Дж. Самоучитель по развитию памяти. // М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.

6. Матюгин И.Ю. Чекаберия Е.И. Запоминание цифр, телефонов, исторических дат.-М.: Эйдос, 1995.

7. Матюгин И.Ю. Чекаберия Е.И. Запоминание лиц и имен. -М.: Эйдос, 1994.

Эйдетика - способность запоминать яркие образы с возможностью их воспроизведения. В большей степени она развита у детей. Именно они способны четко представить какой-либо предмет, ощущая его перед собой.

Но последние данные показали, что благодаря развитию современных технологий, большинство детей перестали включать воображение и потеряли способность к образному мышлению. Сказки, которые требуют богатой фантазии для восприятия, заменили мультфильмами, учеба в школе сводится к заучиванию правил и формул, не давая возможности нестандартно мыслить. А ведь именно образное мышление помогает ребенку гармонично и разносторонне развиваться, концентрировать внимание и тренировать память.

Школа эйдетики разработала специальные методики, по которым можно развить образное мышление, фантазию, память и воображение у ребенка.

  • Запоминание слов. Предложите малышу несколько слов для запоминания, а потом попросите его составить из них необычный рассказ. При этом слова должны обязательно следовать в том порядке, в котором Вы ему их предложили. Рассказ может быть любым, главное, чтобы была проявлена нестандартность мышления.

Также можно попросить ребенка воспроизвести список вещей, которые он должен надеть на прогулку. Вещи должны следовать в том порядке, в котором малыш их надевает.

Попробуйте вместе с ребенком придумать короткий и несложный стишок. Проговаривая стих, он должен ясно представлять картинку. Еще лучше, если Вы попросите свое чадо нарисовать представляемую картину, используя яркие цвета. Не обязательно самостоятельно придумывать стих, тем более, это получается не у каждого. Можно взять любое четверостишие.

  • Запоминание движений. Для развития воображения, разучивайте с ребенком танцы и разнообразные движения. Их можно связывать с интересными историями из мультфильмов. Постепенно, ребенок сам начнет придумывать подобные истории и движения.
  • Запоминание образов и картинок. Научите малыша превращать свои мысли в рассказ. Для этого, Вам понадобятся карточки с изображениями домов, животных, природы, домашней утвари, растений и т.п. Пусть ребенок придумает рассказ к каждым 10 картинкам на разные темы.

Эйдетика поможет в дальнейшем быстрее выучить буквы, запоминать слоги, складывать слова и сочинять предложения. Поиграйте с малышом в ассоциации: называйте слова или словосочетания, а он пусть называет слова, с которыми у него они ассоциируются.

Метод ассоциативного рисунка. Известно, что дети лучше запоминают образы, а не слова. Поэтому, используйте этот метод для заучивания сложных стихотворений и слов, а также для изучения иностранного языка. Глядя на стихотворение, Ваш ребенок сможет мысленно представить стихотворение и запомнить последовательность слов.

  • Объемное восприятие. Можно долго пытаться знакомить малыша с понятием формы, показывая шарик, кубик и др. геометрические предметы, но это занятие покажется ему скучным и непонятным. Лучше всего, постараться подключить к запоминанию элементы игр и фантазию. С помощью игры можно гораздо быстрее добиться желаемых результатов.
  • Развивающие игры. Поставьте на стол несколько предметов, среди которых будут кубики, шары, книги, ручки, карандаши, игрушки и т.д. Попросите назвать ребенка каждую вещь и постараться запомнить их. После переставьте предметы местами и накройте платком. Малыш должен угадать, где какой предмет находится. Чтобы было легче запоминать, он может опять составить рассказ.

Эйдетика: книги

Чтобы правильно подобрать методику, можно прибегнуть к книгам, которые помогут развить память, мышление и фантазию.

  • «Как развить хорошую память?»

Главная изюминка книги - это запоминание сказок, стихов с помощью пиктограммы. В издании присутствуют веселые истории про животных и мультипликационных героев. Родителям эта книга подскажет, как правильно развивать детское воображение и память. Учителя смогут найти план приведения занятий в соответствие с учебным планом. Психологические игры позволят разгрузить напряженную обстановку.

  • «Как развивать внимание?»

Достоинством книги являются простые советы и доступность. Она написана в игровой манере и представляет собой систему упражнений, направленных на развитие памяти и внимания. Советы из этой книги помогут не только детям, но и взрослым. Вы научитесь запоминать только необходимое.

  • «Как запоминать слова?»

В книге представлены советы, которые помогут запоминать правильность написания слов. Авторы издания предлагают интересные приемы, основанные на фантазии и воображении, которые позволяют быстро запоминать слова. Способы позволят усвоить более 120 словарных слов и быстро научиться грамотному письму. В конце книги есть кроссворд.

  • «Как запоминать английские слова?»

В книге даются простые советы по запоминанию английских слов. С ее помощью Вы и Ваши дети сможете без труда выучить иностранный язык. Кроме оригинальных методов запоминания, книга содержит множество английских слов с подобранными к ним ассоциациями.