Магия. Говорение на языках

Вначале было слово…, и потом, тоже было слово, и далее, и даже сейчас, если слова нет, значит, не существует такого понятия, никто не думает о нем, никто не может его использовать. Такова суть слова, и язык магии , в этом отношении, лучшее подтверждение правил. Когда-то давно, когда люди только осваивали возможность передачи информации словами, у магии не было собственного языка, и, прежде всего, потому, что первые знания важно было сохранить, распространить, а не спрятать. Язык магии появился намного позднее.

Был этап, когда развитие магического языка шло по правилам, которые распространяются вообще на все языки мира - включение новых слов, с соответствие, с увеличением понятийного аппарата и заимствований, расширение словоформ и прочее. Позднее, этот процесс замедлился. На современном же этапе, в магическом языке, если и есть какие-то изменения, то они касаются только того уровня, который имеет широкое распространение. Это, прежде всего, любительская деятельность, единичные случаи использования магии в домашних целях, Интернет и так далее. Профессиональная магия, и белая, и черная предпочитают использовать языки старинные, а то и вовсе, древние.

Что же следует знать, о языке магии? Прежде всего, язык магии наполнен энергией, причем, наполненность эта на несколько порядков выше, нежели чем у других слов. Поэтому, книги, содержащие готовые формулы заклинаний и других магических действий, так же как и собственные записи, не следует держать на виду. Даже случайное произнесение формулы, может иметь неприятные последствия.

Те, кто был свидетелем работы магов, наверняка обратил внимание, что слова, словосочетания, предложения весьма трудны и для произнесения, и для запоминания. Во-первых, в целях безопасности, а во-вторых, скрытая суть магического языка - призвать энергию, расположить составляющие в определенном порядке и запустить в работу магическую конструкцию. Здесь вообще ошибаться нельзя, ибо эффект непредсказуем.

Кроме того, следует избегать использования слов из магического лексикона в обыденной жизни, причина та же самая, свободная магическая энергия, пусть даже и в малых количествах постоянно присутствует в пространстве, она притягивается к словам, пусть даже и случайно произнесенным, как металлическая стружка к магниту. Произвольное, неупорядоченное сочетание может сработать совершенно случайно, непредсказуемым образом. Особенно значимы и опасны в этом отношении конечные слова магических конструкций, которые являются пусковыми и работают как детонатор, это же относится и к именам собственным. Именование ангелов, архангелов, духов и различных сил, буквально, пробуждают их к действию.

Как поймать силу планет
В этой главе мы будем рассматривать хитрые способы, с помощью которых маги приспосабливали планетарную и ангельскую энергии для использования ее в талисманах. Мы также рассмотрим, как подготовить талисман в правильное время, как выбрать правильную форму, чтобы привлечь нужную планетарную энергию.

Магические языки
Магический язык, используемый для нанесения надписей на талисман, должен быть тайным и загадочным для непосвященных; он выглядит непонятным, однако даже после перевода текстов, написанных на таких языках, очень редко мы получаем какую-либо информацию. Обычно намерение талисмана или цель создания талисмана включает в себя только то, что написано. Человек со стороны поспорит, что бессмысленно писать что-либо на непонятном языке, тогда как намного эффективней делать это на современном языке.

Есть несколько причин, по которым мы используем магические языки для создания талисманов. Самая очевидная причина состоит в том, что очень важно закодировать цель создания талисмана. Вся магия действует через скрытую игру в мозгу мага. Сложные мыслительные структуры строятся на астральном уровне, который по своей природе должен доминировать; однако он строится мыслью и, значит, может быть ею и разрушен. Если вы расскажете кому-нибудь о цели вашего ритуала, ваша мыслительная структура будет во власти этого человека. Если он будет высмеивать ваше намерение, ваше субъективное мнение может быть поколеблено. Также очевидно, что из-за насмешки этого человека ваша мыслительная структура может разрушиться на глазах.

Именно по этой причине среди магов царит полная секретность. Это особенно относится к талисманам, принадлежащим к физическим предметам, которые посторонний человек может найти, потрогать, изучить и даже разрушить своей неосознанной силой.
Знаю по собственному опыту, что даже те, кто просит вас создать им талисман, могут бессознательно пытаться его разрушить. Многие люди обращаются к тем, кто обладает магической силой, от отчаяния, потому что они не могут контролировать свою жизнь и бессознательно ставят преграду против всего хорошего, что может с ними произойти. Если они знают цель талисмана, их собственная отрицательная сила может помешать ему работать на них. Кодирование не дает им возможности точно узнать, как будет выражена цель талисмана, и предотвратит их от вмешательства в его работу.

Другая причина использования магического языка кроется в том, что он обладает врожденной магической силой. Полагают, что алфавит, созданный специально с магической или религиозной целью, несет в себе особое изменение. Именно по этой причине многие ортодоксальные евреи были против того, чтобы иврит стал государственным языком Израиля. Они опасались, что язык священных текстов будет загрязнен при его использовании в повседневной жизни.
И менее очевидная причина использования магических языков заключается в том, что буквы вызывают силу в мозгу тех, кто ими владеет. Это происходит потому, что в мозгу все спутывается из-за того, что он видит, он понимает, что буквы обладают невероятной силой и тем самым бессознательно дает доступ к еще большему объему магической энергии. Это особенно верно говоря об энохийском языке, который был разработан в елизаветинскую эпоху магом доктором Джоном Ди после ряда встреч с ангелами.
Энохийский был таким языком, который не все могли полностью понять. Как таковые, когда эти фрагменты используются на талисманах или произносятся вслух, они обладают сильным магическим эффектом. К сожалению, многие люди неблагоразумно использовали эту систему, и сила, которую они вызвали, вывела их из равновесия, что является одной из причин почему я не рекомендую новичкам ее использовать.

Легче понять и применять алфавит «Прохождения через реку», Тебан и селестинский. Проще всего использовать Тебан, так как существует прямой перевод с английского на Тебан. «Прохождение через реку» и селестинский взяты из иврита. Слова, основанные на иврите, пишутся справа налево. Хотя их не нужно переводить на иврит (если вы не специалист), придется использовать подстановку букв, так как несколько букв отсутствуют как в селестинском, так и в «Прохождении через реку».

Самый простой способ разобраться с этим, это написать желание сначала на английском:
J ask the angel Raphael to heal my cat.
Затем удалить все буквы «е», заменить «с» на «к», затем заменить все буквы «у» на «i»:
J ask ih angl Raphal to hal mi hat.
Следующим шагом транслитерируйте буквы на их эквиваленты на иврите. Буква t может быть заменена на Тау или Тет, а буква s на Самех или Шин. Буква f быть заменена на s или ph (Пе). Комбинация букв будет изменена по вашему желанию: gh может быть заменено на Гимель, dh на Далет, kh на Каф, аа на Айн, sh на Шин, th на Тау. Гласная а может быть представлена Алеф, i Йод, и о u буквой Bay. Теперь наш пример будет выглядеть так:
Йод, Алеф, Самех, Каф, Тау, Алеф, Нун, Гимель, Ламед, Реш, Алеф, Пе, Алеф, Ламед, Мем, Йод, Каф, Алеф, и Тау.
Теперь напишите их в обратном порядке:
Тау, Алеф, Каф, Йод, Мем, Ламед, Алеф, Хе, Bay, Тау, Ламед, Алеф, Пе, Алеф, Реш, Ламед, Гимель, Нун, Алеф, Тау, Каф, Самех, Алеф, и Йод.
И наконец, замените буквы соответствующим алфавитом (в данном примере селестинским) и в результате получаем следующее.

Как я уже говорил в предыдущей главе, один из подходов к первоязыку – восприятие его во временном контексте: это язык, который исторически является максимально близким к появлению Homo sapiens . Другой подход – считать первичный язык близким к некоему изначальному «идеалу». Этот второй вариант можно считать платоническим. Он предполагает, что где‑то вне всех наших конкретных языков существует протоязык. Согласно философии Платона, этот идеал, или «форма» языка, проявляется во всех существующих языках, оставаясь достижимым, однако, лишь для рационального мышления и логики. Такую точку зрения на язык разделяют многие, если не все, лингвисты. Поддерживая теорию Ноама Хомского , они полагают, что в фундаменте всех человеческих языков лежит «универсальная грамматика». Эта грамматика не похожа на ту, которую мы учим в школе и которая гласит, что, например, «множественное число образуется добавлением – s ». Универсальная грамматика – это, скорее, набор «переключателей» в нашем сознании, которые мы приводим в ту или иную позицию, когда учим родной язык. Например, один из этих переключателей таков: «Помечается ли в моем родном языке множественное число существительных?» Для английского языка ответ на этот вопрос – «да». Для мандаринского диалекта китайского языка – «нет» . Но сам переключатель есть в каждом языке, и он находится в определенном положении. Так, не существует языков, в которых бы прошедшее время глаголов отражалось на форме существительных, но нет и причины, по которой бы этого не могло быть вовсе. Такие правила языка, предположительно идущие от универсальной грамматики, называют лингвистическими универсалиями. Существование лингвистических универсалий – доказательство того, что все языки имеют схожую базовую грамматику, даже если ее проявления в реальности сильно разнятся.

Я определяю такой подход к языку именно как платонический, поскольку Платон утверждал, что для каждой вещи, существующей в нашем мире, есть идеальная форма, пребывающая в мире идеальном. К примеру (по ряду причин этот пример приводится многими), у нас имеется такая вещь, как кресло. Более того, в наше время можно найти всевозможные виды кресел: складные, шезлонги, мягкие с откидными спинками, бескаркасные. Однако все их мы называем креслами, признавая, что они обладают качеством «кресловости». Но где, спросил бы Платон, находится эта «кресловость»? Он предполагает, что она имеет первоисточник в мире форм, где существует форма кресла, отражением которой являются все кресла нашего мира. Существуют также, что гораздо важнее, идеальные формы красоты, истины, добра и т. д. Вот почему мы можем понять, что тот или иной поступок является добрым, не будучи способными дать определение добра или перечислить все возможные добрые поступки. Согласно Платону, мы рождаемся с пониманием этих форм, памятью, даваемой нам до рождения, а наше столкновение с не столь идеальными версиями форм в физическом мире пробуждает эту память. Мы можем прийти к пониманию форм и посредством чистого рационализма. Ближе всего к миру форм стоит математика. В частности, для Платона и других греческих философов примером идеала в реальности была геометрия. Например, мы можем определить правила для идеального треугольника, которые будут работать в реальности достаточно хорошо для того, чтобы предсказать форму актуализированного треугольника – скажем, нарисованного на песке. Но мы также понимаем, что наши идеальные правила, будучи примененными к реальным треугольникам, никогда не находят совершенного воплощения. С точки зрения Платона, треугольник, нарисованный нами на песке, как бы мы ни старались, никогда не будет равен идеальному треугольнику с суммой углов в 180 градусов . Язык, в платоническом понимании, – это репрезентация в реальности идеала, который никогда не получает полного воплощения. Примечательно, что большинство ученых игнорирует теории Платона как устаревшие или ошибочные, но лингвистика их принимает. Или, точнее, лингвисты, сами того не осознавая, вновь пришли к идеям Платона. С магической точки зрения данная параллель с Платоном интересна потому, что многие магические течения обязаны своим развитием неоплатоникам. Неоплатоники полагали, что материальный мир – это результат прогрессивной последовательности манифестаций, происходящих из одного источника, обычно определяемого как Благо или Единое. Эта идеальная форма ведет к Разуму, который, в свою очередь, дает возможность проявиться Душе, а та – Природе . Неоплатоники проповедовали форму магии, именуемую теургией, или «божественным деянием». Она предполагала обратное восхождение по цепи манифестаций при помощи символических аналогов – прямо к высшему началу. Таким образом, неоплатонизм оказал серьезное влияние на развитие каббалы, лежащей в основе большинства западных церемониальных магических школ.

Если мы хотим использовать неоплатоническое понимание реальности, чтобы достичь Единого – или Блага – посредством языка, то нам необходимо отыскать первоначальный язык. В предыдущей главе уже говорилось, что можно сделать это посредством либо откровения, либо реконструкции. Реконструкция в настоящий момент – тупиковый путь. Мы не можем реконструировать настолько древний язык: наш максимум – десять тысяч лет назад, тогда как история человечества, вероятно, насчитывает двести тысяч лет! Откровение же приводит нас к языкам типа енохианского, которые могут быть полезны в качестве магических, но не соответствуют первому человеческому языку. Так что наше стремление найти первую, идеальную форму языка наталкивается на необходимость изменить свое понимание первоязыка: этот изначальный язык будет не первым по времени появления, а ближайшим к идеальной форме. Попытки отыскать такой язык были более успешными, чем исторически ориентированные, если, конечно, верить имеющимся данным.

«Варварские» слова

Довольно легко найти примеры слов, которые, предположительно, более тесно связаны с исходной реальностью, чем наши повседневные языки. Многие из них – например, абракадабра – стали известны как магические слова, другие просто ставят в затруднительное положение ученых. Некоторые из этих слов являются очевидной транслитерацией ивритских, иногда искаженных вследствие ошибок при переписывании. Но значительная их часть не имеет отношения к ивриту, равно как и к любому другому языку. Например, в одном классическом заклинании маг обращается к магической лампе со словами: иеу, иа, ио, иа, иоу . Хотя иа может быть транслитерацией Иах , еврейского имени Бога, а иоу – транслитерацией Яхве , об этом трудно судить с уверенностью, и подобные выводы остаются лишь предположительными. Вероятнее всего, эти «варварские» слова не имеют значения как такового. Определение варварские в словосочетании варварские слова на самом деле означает «иностранные» с точки зрения носителей латинского и греческого языков. Такие слова считались исполненными силы лишь потому, что происходили из других языков и изначально казались непривычными и странными. Это и делало их заметными и «таинственными». В некоторых заклинаниях маги якобы даже говорят на персидском, хотя в действительности повторяют бессмысленные (с нашей точки зрения) наборы слогов.

Один из самых известных примеров заклинания, содержащего «варварские» слова силы, – это «обращение к богу», более известное как ритуал Нерожденного. Этот ритуал направлен на инвокацию бога «без начала» или «без головы» (акефалос ) с целью изгнания из человека некоего духа . Он используется в магии, ориентированной на традицию «Золотой Зари», как инвокация широкого назначения. Однако Кроули модифицировал его в Liber Samekh, чтобы применять для инвокации Святого Ангела‑Хранителя. В этой модификации он дает толкование множеству пассажей из «варварских» слов, приписывая им значения, основанные на буквенном и звуковом символизме. Например, он определяет Ар как «О дышащее, струящееся Солнце», поскольку еврейская буква Алеф связана с воздухом, а буква Реш – с солнцем. В других случаях он опирается на прямой перевод: так, греческое слово iskhure , которое означает «могущественный, сильный», Кроули просто заменяет английской фразой: «Слушай меня, Могущественный и Нерожденный!» Нет сомнений, что изначально эти слова не имели такого значения (конечно, за исключением слова iskhure ). Ар могло быть именем египетского или персидского божества или какого‑то духа, а могло вообще не иметь конкретного значения. Когда Кроули вносил свои изменения, он придавал форму бесформенным словам силы, и зачастую эта форма была непосредственно связана с его собственным направлением в магии. В этом нет ничего плохого, и многие люди считают Liber Samekh полезной книгой. Но с нашей стороны не мешало бы помнить о том, что придание каббалистического значения именам – это не исконная практика, а нововведение.

Среди ученых, изучающих «варварские» слова, распространено мнение, что это просто уловка, призванная приводить в замешательство клиентов мага. Однако есть определенные текстуальные доказательства того, что употребляющие их люди все же приписывают им определенные значения. Часто «варварские» слова называют «истинными именами». Представление о длинных цепочках гласных или бессмысленных наборах слогов как об «истинных именах» указывает на то, что «варварские» слова были не просто «по‑иностранному» звучащими фразами, но попытками постигнуть нечто изначальное – первоязык истинных имен.

Термин «варварские», описывающий эти слова, – намек на их изначальное предназначение. Они должны были быть непонятными, загадочными словами силы. Загадочность могла решить две задачи: во‑первых, окружить мага аурой таинственности в глазах клиентов; во‑вторых – и это наиболее важно, – поразить разум самого мага непонятными для него словами. Если вы когда‑нибудь слушали длинный разговор на неизвестном вам языке, то, вероятно, замечали, что пытаетесь сосредоточиться на элементах, которые можете понять: мимике, интонациях и т. п. Точно так же благодаря семантическому сдвигу при использовании «варварских» слов в инвокации мы получаем возможность обратиться к смыслам иного порядка. Слова, со всем своим содержанием, «кричат» громче, чем другие, более тонкие средства передачи смысла. «Бессмысленность» помогает пробиться сквозь «вопли» слов.

Глоссолалия

Один из способов добиться такой «бессмысленности» – проверенный временем метод глоссолалии, иногда называемый в христианской традиции «говорением на языках». Некоторые исследователи (в том числе и я) предполагают, что длинные цепочки гласных и псевдогреческие заклинания на самом деле были попытками записать глоссолалические высказывания. Одним из самых ранних доказательств того, что глоссолалия использовалась в религиозной и магической практике, является бормотание пифии, дельфийской жрицы, в ее предсказаниях. Бормотание пифии переводилось жрецами на «осмысленный» греческий, причем в стихотворной форме. Перевод бессмыслицы на язык смысла иллюстрирует потребность в промежуточном варианте между языком бога и языком жрецов. В христианской практике тоже бывали попытки «переводов» глоссолалии, трактовавших ее как сообщения и предсказания.

Лингвистический анализ глоссолалии показывает, что она не содержит ни лексической, ни грамматической информации. Язык, чтобы быть языком, должен иметь синтаксис (способы объединения слов в предложения), семантику (конкретные значения отдельных слов) и прагматику (способы использования слов в контексте и изменения их значений в зависимости от контекста). Если один из этих трех элементов отсутствует, мы говорим, что перед нами не язык (хотя данное утверждение не означает отсутствия информации в такого рода высказывании). Например, крики большинства животных обладают семантическим содержанием («еда здесь» или «опасность»), но им недостает синтаксиса, или грамматики. Собака может своим лаем сказать «опасность!», но не способна сообщить, что «опасность будет завтра». Получается, что в криках животных присутствует семантическое значение. Глоссолалия не язык, но она несет прагматическое значение. Прагматика в лингвистике – это изучение того, как язык взаимодействует с ситуативным контекстом. Например, фраза «Не могли бы вы передать соль?» в буквальном (семантическом) значении – это вопрос о вашей способности переместить солонку. Но из контекста ситуации мы на прагматическом уровне знаем, что если вы задаете человеку такой вопрос, то просто вежливо просите его передать соль.

Переводы глоссолалии, по крайней мере согласно одному исследованию , весьма противоречивы. Легко интерпретировать эти переводы как преднамеренный обман в религиозной практике. В качестве подтверждения такого объяснения выдвигают отсутствие в «оригинале» смысла, но, как показывает мой опыт, глоссолалия несет определенный смысл. Хотя эти звуки могут и не быть языком, они сопровождаются интонацией, жестами и имеют прагматическую направленность. Выявление в глоссолалии такого рода смысла не вполне корректно считать переводом. Точнее будет сказать, что человек конструирует значение, основываясь на прагматическом содержании и собственной интуиции и проницательности. Нахождение смысла не обязательно является обманом, а его создание во многом похоже на перевод с одного языка на другой. По сути, «перевод» фрагмента глоссолалии, то есть основанное на услышанных звуках конструирование смысла, – это то, что мы делаем, когда извлекаем смысл из чужого или даже из родного языка. В настоящем языке у нас больше информационных каналов (синтаксический, семантический и прагматический), тогда как в глоссолалии – только один канал, соответственно, большую часть значения мы должны реконструировать самостоятельно. Но в обоих случаях смысл конструируется в сознании на основе вербальных сигналов, а не передается с помощью языка самого по себе. Значение существует только в сознании.

Интересно отметить, что к числу скептиков относятся не только те, кто полагает, что глоссолалия бессмысленна. Некоторые христианские церкви пошли еще дальше и объявили «говорение на языках» делом рук сатаны. А на так называемом междисциплинарном религиозном веб‑сайте приводится одно из самых смехотворных заключений: «Было выяснено, что „говорение на языках“, практиковавшееся в различных христианских церквях и отдельными христианами, идентично языку заклинаний вудуистов, практикующих на самых темных континентах этого мира » (курсив оригинала). Хотя вуду – это синкретическая религия, созданная в Северной Америке на основе верований африканских племен и христианства, мне было бы очень любопытно узнать, какой же континент наш автор считает «светлым». А если серьезно, ясно, что глоссолалия оказывает мощное воздействие на людей. Тот факт, что критики часто подвергают нападкам ее использование в других религиях (а таковых множество), по моему мнению, доказывает, что эта практика вновь и вновь открывалась «страждущими спасения» всех мастей.

Большинство людей, использующих глоссолалию в христианском или ином контексте, применяют ее для молитв в одиночестве или в узком кругу. Кому‑то может показаться странным соотнесение слова «молитва» с данным действом, поскольку молитва подразумевает донесение некой мысли до божества, а глоссолалия не содержит ни лексической, ни грамматической информации. Глоссолалия передает чисто прагматическое содержание, то есть информацию об эмоциональном состоянии человека и ситуативном контексте. Это способ молиться без умствований и рационального мышления. Ведь многие христиане заявляют, что вообще не могут эффективно молиться в традиционной манере, пока не начинают молиться «на языках», то есть посредством глоссолалии. Какую ценность для молящегося имеет молитва без содержания (или «значения» в традиционном смысле, то есть без информации, которую можно расшифровать точно)? Эффект прагматического, но лишенного семантики общения выявить нетрудно, поскольку существует множество подобного рода высказываний, которые люди ежедневно используют для достижения определенных целей.

Эти коммуникации, в которых отсутствует семантика, иногда называют фатическими или пресимволическими. В их число входят этикетные выражения, такие как «Доброе утро» и «Как дела?», а также банальности вроде возгласа «Осторожнее!», когда кто‑нибудь спотыкается. В них важно не семантическое содержание, которое может быть нулевым, но прагматическая и эмоциональная составляющие. Например, выражение «Доброе утро!» на самом деле означает: «Я вижу вас, знаю, какое сейчас время дня, и отношусь к вам дружелюбно». Вопрос «Как дела?», если, конечно, он не произнесен с особой интонацией, подразумевающей, что ответ должен быть буквальным, обычно означает: «Я вижу вас и настроен по отношению к вам дружелюбно». Возглас «Осторожнее!», прозвучавший после того, как кто‑то споткнулся или ушибся, явно не может быть предостережением от подобных действий в будущем, зато у него есть прагматическое содержание: «Ваша боль и ваше смущение вызывают у меня сочувствие, если бы я мог, то предотвратил бы это». С. И. Хаякава, который занимается философией языка, по поводу ритуальных высказываний, почти не имеющих семантического содержания для аудитории (такова, например, латинская месса или санскритские мантры), пишет следующее: «Какую пользу приносят нам ритуальные высказывания? Они подтверждают социальную сплоченность » (курсив оригинала). Казалось бы, молитва «на языках», совершаемая в уединении, противоречит мысли Хаякавы о том, что предназначение ритуального языка заключается в создании общности. Если, конечно, не принимать во внимание связь, которую человек устанавливает между самим собой и божественным началом во время молитвы. Одно из преимуществ глоссолалии в создании такой общности, как указывает Хаякава, состоит в том, что пресимволический язык имеет эмоциональное, а не интеллектуальное содержание. Это способ передачи эмоций без необходимости их анализировать или пояснять.

Христиане – не единственные, кто пытался установить связь с Богом при помощи глоссолалии. Тунгусские шаманы порой невнятно бормочут во время ритуалов, заявляя, что это другой язык, на котором говорит их удха , дух‑помощник. Иногда они утверждают, что говорят по‑китайски или по‑монгольски, – в этом случае связь устанавливается не просто с удха, а с его родиной .

Техники глоссолалии

Что происходит, когда мы «говорим на языках»? Единственный способ это узнать – попробовать. Техник существует множество, и, хотя глоссолалия применяется в разных культурах, легче всего получить инструкции у представителей нашей культуры, которые используют «говорение на языках» наиболее часто, – у христиан‑пятидесятников. Прежде чем углубиться в предлагаемую ими методику глоссолалии, я бы хотел обсудить некоторые деликатные вопросы, возникающие в связи с заимствованием христианской техники для описания практики, которую многие христиане могут осуждать (а именно – магии).

Заимствование любой культурной практики, особенно связанной с религиозными убеждениями, – довольно щекотливое дело. Так, некоторые коренные американцы недовольны тем, что белые люди заимствуют их традиции, не понимая их в полной мере или не имея должного посвящения. Точно так же и кого‑то из христиан может оскорбить использование глоссолалии вне религиозного христианского контекста. Христиане‑пятидесятники воспринимают «говорение на языках» как подтверждение божественной благодати и как дар Святого Духа, одной их трех ипостасей Господа. Если это делает некрещеный человек (такой как я), они могут счесть это насмешкой или даже сатанинским искушением. Однако глоссолалия встречается по всему миру и в самых разных культурных контекстах. Она относится к числу повсеместно распространенных духовных техник. Следовательно, у нас есть полное моральное право использовать ее по своему выбору – при условии, что мы не будем делать этого в контексте христианского «говорения на языках». Моральная проблема возникает, когда мы получаем инструкцию по применению данной техники у тех, кто воспринимает ее не как технику, а как сакральную практику.

Изучение техники без вторжения на собственно духовную территорию может кого‑то успокоить, а кого‑то, наоборот, взбесить. Кто‑то спросит: зачем утруждать себя, успокаивая христиан? Для оккультного сообщества, как я заметил, характерно недоверчивое или неприязненное отношение к христианству и христианам. Я категорически не согласен с подобным подходом, отчасти потому, что не воспитывался в христианских традициях и не имею личностной привязки к религии, а отчасти по другим, более рациональным причинам. С уважением относиться к кому‑либо, даже не будучи уверенным в том, что уважение будет взаимным, – значит вести себя по‑настоящему вежливо. Человека, который уважает только себе подобных или себя самого, нельзя считать вежливым, – он страдает нарциссизмом. Безусловно, есть христиане, не одобряющие магию, язычество и многие другие вещи, но есть и такие, которые никого не осуждают. Я даже знаю некоторых христиан, практикующих магию! Немедленно заклеймить кого‑то и исключить из своего социального круга – все равно что унизить самого себя. Стало быть, я приложу все усилия к тому, чтобы описывать христианскую технику глоссолалии без какого‑либо пренебрежения.

Христианская техника достижения глоссолалии интересна смешением автоматизма (это нечто напоминающее приемы поэтов‑сюрреалистов начала ХХ века) и осознанного побуждения. Обвинения в фальсификации беспочвенны – здесь возникает вопрос, что именно фальсифицируется? Имитируется беглое воспроизведение звуков? Бегло воспроизводить звуки – значит бегло воспроизводить звуки. Некоторые люди, выражаясь словами одного знакомого христианина, «стартуют рывком», преднамеренно, сознательно воспроизводя беспорядочные сочетания слогов. Других охватывает какое‑то физическое ощущение. Один христианин описывал, как его нечто буквально «охватывает», и пояснил, что он чувствовал себя так, словно его завернули в покрывало перед тем, как он начал говорить. А иногда, рассказывал тот же человек, он чувствовал электрические покалывания на лице, губах, в горле и в области верхней челюсти. Такой телесный опыт очень интересен. Возможно, эти ощущения имеют что‑то общее со спонтанными экстатическими движениями, которые в йоге иногда называют крийя . Глоссолалия у христиан‑пятидесятников иногда сопровождается непроизвольными телодвижениями: вскакиванием, размахиванием руками, падениями (вспомните выражение «убитый в духе»). Важно отметить, что некоторые христиане молятся «на языках» спокойно, без всяких экстатических телодвижений. Представление о том, что люди непременно должны кататься по полу и вопить, – это во многом стереотип.

Ларри Кристенсон в своей книге о глоссолалии описывает, каким образом можно обрести дар «говорения на языках» в христианском контексте. Важно помнить, что для определенного типа христиан «говорение на языках» – это дар, а не просто техника, а значит, Бог наделяет говорящего благодатью. Соответственно, первый шаг – помолиться о получении дара, выразить горячее желание и готовность «говорить на языках». Кристенсон уделяет этому методу немало внимания и в конечном итоге утверждает, что в ходе молитвы необходимо на время замолчать с твердым намерением не говорить на каком‑либо из известных языков. В этот момент, имея четко сформулированное желание, молящийся открывает рот и начинает говорить громко и уверенно. Кристенсон отмечает, что новичок может начать с произнесения слогов, которые приходят ему в голову, а затем позволить потоку звуков полностью захватить его. Исследователь также говорит о том, что конечная цель – плавный поток слогов, «в котором слова диктуются не разумом, а духом» . Кристенсон обращается и к вопросу фальсификации, или имитации, «говорения на языках». Он предполагает, что тревоги по поводу фальсификации, по крайней мере отчасти, объясняются соблазном уйти от практики. И человек может их преодолеть ради обретения уверенности в том, что Бог желает, чтобы верующий проявил дар «говорения на языках», а потому готов этот дар ему ниспослать. Вероятно, такая уверенность необходима, чтобы снять вопрос о «слишком легкой», простой практике. Кристенсон отмечает, что мы часто представляем себе «говорение на языках» как нечто приходящее к верующему помимо его воли, хотя нередко человек сам просит об этом даре.

Метод «говорения на языках» в чем‑то схож с автоматизмом, практикуемым в художественном течении, известном как сюрреализм. Хотя слово сюрреалистический означает «фантастический», «причудливый», свою задачу сюрреализм видел в создании гармоничного искусства посредством непроизвольных движений. Так что термин относится скорее к методу, нежели к содержанию (хотя оно тоже может быть предметом рассмотрения). Сюрреалист берет необходимые художественные материалы и позволяет событиям развиваться, осознанно их не направляя. Так, например, художник может забрызгать холст краской, а потом подкорректировать брызги, создав из них образ. Или подержать холст над огнем, чтобы на нем появились пятна копоти, а затем, следуя образовавшимся линиям, создать образ. Писатели разработали метод свободного, или автоматического, письма, точнее, позаимствовали и видоизменили технику, применявшуюся в спиритуализме начала XX века. Этот метод заключается в быстром письме, которое не является результатом сознательной деятельности пишущего. Он по‑прежнему используется некоторыми педагогами, поскольку помогает ученикам преодолеть предубеждение против письма и неуверенность в себе. Однако сюрреалист применял технику для создания художественных произведений – и сюрреалистические тексты порой оказывались причудливыми и фантасмагорическими, а иногда – язвительными, остроумными или забавными.

Сюрреалистическая школа перформанса, когда поэт издает на сцене некие звуки, также имеет отношение к методам достижения глоссолалии. Эта школа поэзии, если ее можно так назвать, подразумевает нечленораздельное бормотание и издавание автором животных звуков. Конечно, такой перформанс никогда не был особенно популярным, отчасти потому, что во многом был чужд социуму и не имел корней в культурном контексте – в отличие от глоссолалии, действительно укорененной в той среде, где она используется. Метод такой спонтанной сюрреалистической композиции основан на предварительной подготовке сознания. Поэт очищает свой ум, внутренне пробуждает свои эмоции и физические потребности и «говорит» с их помощью, без использования языка. Обратите внимание, что данный метод – простое открывание рта, когда намерения что‑либо сказать на известном языке нет, а стремление говорить есть – это точная мирская копия «говорения на языках», как его описывает Кристенсон. Он утверждает, что слова идут не от разума, а от духа, а поэт считает, что его звуки исходят не от разума, а от эмоций или от тела. Интересно, кстати, что в обоих случаях создается дихотомия. Но если в христианстве это дуализм «разум – дух», то у сюрреалистов – «разум – тело». Создавая собственную космологию, маг может выбрать вариант с трехчастным делением (дух, разум и тело), сделав тем самым глоссолалию подходящим орудием для установления связи разума и с духом, и с телом.

Как из сюрреалистической, так и из христианской методики мы можем позаимствовать простые рекомендации для магического использования глоссолалии. Конечно, эти рекомендации несколько отличаются от христианского варианта «говорения на языках», поскольку я предлагаю для магического применения не «говорение на языках» как таковое, а глоссолалию, которая обладает теми же преимуществами, но может использоваться для решения более широкого круга задач. Процедуру можно разбить на три этапа.

Подготовка. Один из плюсов глоссолалии заключается в том, что она хотя и не требует обязательного погружения в глубокий транс, в то же время помогает в него войти. Так что подготовка очень проста: молитва или формулировка желания, несколько глубоких вдохов и самосозерцание.

Молчание. В течение какого‑то времени не говорите ничего и примите твердое решение, что вы не станете разговаривать на известном языке, а будете использовать первоязык своего тела или духа. Если вам удастся сделать молчание полным, то есть прекратить внутренний диалог с самим собой, то, возможно, глоссолалия придет быстрее. Но если это у вас не получится – не огорчайтесь, я по опыту знаю, что сама глоссолалия помогает остановить внутренний диалог.

Речь. В какой‑то момент из тишины начнут появляться звуки – откройте рот и позвольте им выйти, даже если вам кажется, что вы их просто придумали. Я заметил, что существует эффект «спускового крючка», когда всего несколько слогов порождают нечто большее и очень скоро из уст начинает литься длинный поток звуков. Говорите так, как если бы вы произносили реальные слова, с реальной интонацией и с реальными жестами и мимикой. С лингвистической точки зрения интересно еще и такое впечатление, когда кажется, будто поток звуков разбит на интонационные единицы, которые являются единицами информации в лингвистическом смысле. Это факт: бессмысленные звуки содержат информацию, которой сознание пытается придать форму, как оно делает это с нашими повседневными информативными высказываниями.

С этого момента события могут развиваться по‑разному. В заключение рассмотрим несколько вариантов применения глоссолалии в магии. В христианстве говорение на языках однозначно ориентировано на установление более близких отношений с Богом. Кристенсон пишет, что ее также можно использовать для молитвы в ситуациях, когда у вас не находится слов или вы не знаете, о чем молиться. В шаманских культурах глоссолалия часто применяется для установления связи с духами за счет «говорения на их языке». Очевидно, что одна из главных задач глоссолалии – укрепление отношений с Иным посредством отдаления себя от человеческого смысла. Говорящий на языках сам становится Иным, принимая бессмысленность своих высказываний. С магической точки зрения мы можем рассматривать такой вариант применения глоссолалии в первую очередь в связи с инвокацией.

Инвокация

Инвокация – это призыв в наше сознание некой внешней сущности, обычно ангела или божества. Она стала частью некоторых религий, включая харизматическое христианство, сантерию и другие. Инвокация также является важным элементом магической традиции, известной как теургия (в переводе с греческого «божественное деяние»). В западной церемониальной магии обычной является процедура, которая заключается в отождествлении себя с богом при помощи ряда заклинаний‑инвокаций. Эти заклинания ослабляют в человеке чувство «Я», или эго, и позволяют другому сознанию овладеть человеком или, как чаще говорят, «снизойти» на него. Благодаря этому шаманы могут, например, проходить сквозь огонь, переносить сильный мороз, исцелять больных и т. д. Христиане‑харизматы, «исполненные Святого Духа», пророчествуют, испытывают экстаз и также занимаются целительством. Овладение некоторыми качествами духовных существ позволяет магам творить чудеса, ассоциируемые с данными существами; кроме того, они переживают изменения в собственном сознании.

Глоссолалия приносит конкретную пользу инвокации, поскольку помогает остановить внутренний диалог. Я понял, что эффект молчания полезен для большинства магических работ. Мы постоянно поддерживаем свою идентичность посредством внутреннего диалога. Останавливая его, человек позволяет заявлять о себе другим составляющим своей личности или даже приглашает в свое сознание внешние сущности. Прекратить внутренний диалог не так‑то просто, но, если вам это удалось, эффект будет обязательно. Во многих религиях, где применяется инвокация, активно используется и глоссолалия. Часто она приходит, когда верующий уже «оседлан», как говорят вудуисты. Но, как я подозреваю, иногда она используется и для вхождения в данное состояние. В какой‑то момент у человека появляется чувство, что он не контролирует поток речи, и с этого момента принятие внешнего сознания почти неизбежно.

Эвокация

Эвокация – вызов духа или духовной сущности во внешнее пространство. В западной магии это чаще всего треугольник, магическое зеркало или кристалл, хотя существуют и другие варианты. Вербальный элемент эвокации – заклинание, в котором маг перечисляет свои достижения, рассказывает мифологические истории, чтобы укрепить свой авторитет, и тем самым формирует ментальную связь с духом. Многие из таких заклинаний включают в себя длинные цепочки «варварских» слов, а Кроули заходит еще дальше, заменяя традиционные эвокации заклинаниями, составленными на енохианском наречии. Другие маги для установления своей власти используют ритуал Нерожденного, уже упоминавшийся в связи с инвокацией. Глоссолалию применяют немногие, хотя, если сравнивать ее с традиционными формулами, последние уступают ей по целому ряду параметров. Во‑первых, многие эвокации составлены в рамках иудео‑христианской традиции, и магам, которые не являются христианами, они не всегда подходят. Во‑вторых, традиционные эвокации основываются на прочном мифологическом фундаменте христианского Писания и апокрифов. Я очень сомневаюсь, что для тех, кто не занимался серьезным изучением Библии, такие эвокации имеют большую символическую ценность. В‑третьих, это длинные, монотонные и агрессивные тексты, в которых духа снова и снова увещевают прийти, а если он не дает о себе знать, то всю эвокацию повторяют с самого начала дословно. Дональд Майкл Крейг отмечает, что, в отличие от других типов повторения, направленных на достижение риторического или поэтического эффекта, такое повторение эвокации – это молчаливое допущение возможности ошибки . Хотя вполне вероятно, что того времени, что длится эвокация, духу не хватает, чтобы прибыть, а магу – чтобы его увидеть.

Преимущества глоссолалии перед традиционными формами эвокации столь же многообразны. Во‑первых, глоссолалическое говорение вводит говорящего в транс, в какой‑то степени уменьшая потребность в присутствии духовидца. Дело в том, что в традиционной эвокации для общения с духом часто привлекается духовидец, а маг проводит церемонию . Маг читает текст или произносит его по памяти и сосредоточивается на соответствующих символах, а духовидец впадает в транс. Однако благодаря глоссолалии необходимость в осознанных действиях мага отпадает, и он сам может погружаться в транс и выступать в качестве духовидца. Во‑вторых, глоссолалия, в отличие от обычной эвокации, не имеет структуры, предполагающей запланированное окончание. Напротив, глоссолалию можно произносить в течение длительного времени с большей легкостью, чем осмысленную речь, поскольку она воспроизводится на бессознательном уровне. В‑третьих, глоссолалия культурно нейтральна. Ее может использовать как христианский, так и языческий маг, и никому из них не придется поступаться своими убеждениями.

Мой собственный опыт использования глоссолалии вместо обычной эвокации говорит о том, что она дает свободу, которой нет в эвокационных техниках. Для подготовки не требуется заучивания и большой организационной работы. Кресло, кристалл, простой ритуал изгнания перед созданием круга и печать, нарисованная на листе бумаги, – вот и все, что необходимо для начала церемонии. И сама церемония становится короче. Я отмечаю гораздо более быструю реакцию духов и вижу более четкий ментальный образ каждого из них. Правда, бывает немного труднее вернуться к обычному языку, чтобы спросить духа о чем‑то после эвокации. Но для меня преимущества перевешивают этот недостаток, и в настоящее время я провожу большинство эвокаций при помощи глоссолалии. На глоссолалии можно было бы проводить всю эвокацию, но мне проще начинать с нормальной речи – как правило, с молитвы «отцу ворот» Янусу и короткого обращения к духам и ангелам, управляющим тем духом, которого я собираюсь вызвать. Такой подход несколько упрощает возврат к обычному языку после глоссолалии. Конечно, можно входить в глоссолалию и выходить из нее, как того требует ситуация, используя ее для углубления транса, а осознанное заклинание – для фокусировки ума. «Скольжение» на грани двух типов речи может быть очень эффективным.

Волшебство

Волшебство – это использование магии для непосредственного воздействия на мир. Например, создание и активация сигила для какой‑то цели – тип волшебства. Как я уже говорил, одна из самых сложных задач – поддерживать состояние «не нужно/не имеет значения», сохранять отрешенность от проблемы после окончания ритуала. Чтобы магия работала эффективно, сознание должно в какой‑то степени от нее отстраниться, по крайней мере после самого акта волшебства.

Глоссолалия полезна для волшебства остановкой внутреннего диалога. «Забыть» предназначение и цель заклинания – сложнейшая магическая задача, и лишь немногие могут предложить нам способы ее решения. Один из них – проводить ритуал изгнания всякий раз, когда возникает «запретная» мысль. Однако очень навязчивые мысли – о вещах, которых нам хочется, – возникают столь часто, что было бы непрактично останавливаться и проводить изгоняющий Малый ритуал Пентаграммы всякий раз, когда мы вспоминаем о цели. Кто‑то отвлекает себя другими приятными мыслями, но это работает лишь в том случае, если такие мысли более привлекательны, чем фантазия об исполнении вашего желания. Чтобы остановить разговор с самим собой, пробуждающий жажду результата, можно использовать глоссолалию – про себя или вслух.

Например, создав и активировав сигил для получения дополнительного дохода, я могу в течение дня поймать себя на следующих мыслях: «Будет здорово, когда я получу деньги! Только бы заклинание сработало!» Ни одна из этих мыслей не приносит пользы, поэтому можно заставить себя подавить их «ударом» глоссолалии. Если глоссолалия как техника для вас внове, то, скорее всего, вам придется делать это вслух, но со временем вы научитесь приглушать ее, чтобы не вызывать изумленных взглядов, находясь, например, в чикагском метро . Вы поймете, что это довольно сложно – вести два разных монолога одновременно, и глоссолалическое высказывание, являясь уникальным и необычным, вероятно, будет сильнее привлекать ваше внимание, нежели жажда результата. Можно продолжать глоссолалию до тех пор, пока вы не найдете более интересную тему для разговора с самим собой, а к тому времени жажда результата будет изгнана из вашего сознания – по крайней мере, до некоторых пор.

Другой вариант использования глоссолалии в магии – погружение в транс, или гнозис. Гнозис – это состояние сознания, в котором внутренний монолог прекращается. Многие маги считают данное состояние полезным для внушения, а также для дивинации. Человек часто выходит из гнозиса с прозрением, касающимся решения какой‑либо проблемы, а иногда и с пророчеством. Большинство техник достижения гнозиса предполагают либо убаюкивание сознания до состояния относительного покоя, либо моментальное шоковое погружение в тишину. Тормозящие методы основаны на гипнозе, медитации и медленных повторяющихся движениях. Возбуждающие техники включают в себя оргазм, сильную боль или быстрые танцы до изнеможения. Некоторые авторы описывают и третий метод, хемогнозис, требующий применения наркотиков. Глоссолалия может быть как возбуждающей, так и тормозящей, в зависимости от скорости, интенсивности, тона голоса и т. д. Во многом схожая с физическим движением (коим она, конечно, и является – двигаются губы, язык и диафрагма), глоссолалия в некоторых случаях проходит мягко, погружая сознание в состояние покоя, в других – интенсивно, посредством шока заставляя сознание замолчать. Более того, как и физическое движение, глоссолалия может начинаться медленно, а затем доходить до экстатического пика, или наоборот – в зависимости от желаемого эффекта. В отличие от оргазма, популярной, но очень ограниченной техники, и хемогнозиса, глоссолалию можно повторять через короткие промежутки времени, постепенно наращивая ее интенсивность. А затем – интернализировать желание при помощи сигилизации или какого‑то другого метода, чтобы достичь второго пика гнозиса с целью ввести желание еще глубже в сознание.

Я обнаружил, что следование одного гнозиса за другим или сочетание разных типов гнозиса может иметь эффект усиления. Например, достижение возбуждающего гнозиса прямо во время тормозящего повышает интенсивность первого. Погружаясь вскоре после одного гнозиса в следующий, вы можете очистить сознание от первоначального намерения, а предваряя интернализацию сигила – подготовить для нее почву. Некоторые описывают технику сигилизации как «сожги и забудь», но я бы поправил эту формулировку: «сожги и сожги, чтобы забыть». Глоссолалия – эффективный и гибкий инструмент, с помощью которого можно зажечь мягкий согревающий огонь или вызвать сильный грохочущий взрыв – все зависит от конкретного случая. Вы можете комбинировать глоссолалию с другими способами достижения гнозиса – например, с оргазмом или болью – или сопровождать ею самогипноз .

Смысл

Глоссолалия как магическая техника заставляет задаться вопросом, что мы понимаем под «смыслом», и требует хотя бы краткого объяснения того, как он взаимодействует с информацией. Хотя, насколько я знаю, никто не вывел математического уравнения смысла , мы все‑таки можем сделать кое‑какие примерные и очень общие выводы, которые магу будет полезно знать. Помимо всего прочего, магия не наука. Если бы это было так, мы бы и называли ее «наукой».

Мы знаем, что для небольших сообщений, содержащих мало информации, действует правило: объем смысла увеличивается с увеличением объема информации. Например, слово the английском языке – служебная часть речи, определенный артикль) содержит мало информации и мало смысла. В слове banana (банан) – намного больше информации и намного больше смысла (оно обозначает конкретный вид фрукта). На основе этих данных мы можем решить, что смысл и информация – это одно и то же. Но на каком‑то этапе смысл начинает «отставать» от информации, а в определенный момент – уменьшаться по мере увеличения ее объема. Например, у двусмысленного высказывания одновременно существует два смысла, и невозможно определить, что же оно означает на самом деле. Слово unbuttonable означает «непристегиваемый» или «отстегиваемый»? Более того, когда количество информации резко возрастает, смысл почти совсем исчезает – взять хотя бы невероятный объем информации, доступной во всемирной глобальной сети Интернет. Подавляющая ее часть бессмысленна просто потому, что ее слишком много. Фактически «шум» – это когда информации слишком много для того, чтобы из него можно было извлечь смысл. Представьте себе переполненный ресторан, где множество людей говорят одновременно. Это информационно насыщенная среда, но в ней становится все труднее выстраивать смысл из хаоса.

Получается, что смысл с определенного момента идет на убыль, если подразумевать под смыслом то, что мы извлекаем из тела информации и решаем выделить, подчеркнуть. Бывает так, что один человек извлекает смысл там, где другой заметить его уже не способен. Вот почему маг может взглянуть на случайный расклад карт Таро и обнаружить в нем смысл, а христианин‑пятидесятник – послушать бессмысленную информацию, выдаваемую говорящим на языках, и свести ее, по меньшей мере, к одному значению. В примере с unbuttonable , выбирая одно из значений, мы сужаем слово до одного смысла, но исключать второе значение полностью у нас необходимости нет, в отличие от ситуации со словом inflammable , которое используется в значении «способный воспламениться». Приставка in‑ имеет, однако, два возможных значения: усиления и отрицания, – поэтому многие люди считали, что слово inflammable означает «неспособный воспламениться». Очень важно четко определить это различие! Кто‑то скажет, что настоящее значение – первое, но на самом деле слово имеет то значение, которое человек ему приписывает. Посылая сообщение, содержащее данное слово, я имею в виду «осторожно!», но вы можете решить, что оно означает «не беспокойтесь». Мы решили эту проблему, придумав новое слово – flammable («воспламеняемый»), которое уже никто не сможет неправильно интерпретировать.

Я уже говорил, что глоссолалия не лишена информации, – просто она содержит информацию прагматическую и эмоциональную, а не семантическую. Также она не лишена и смысла – напротив, в ней так много смыслов, что можно извлекать из глоссолалии разные, порой противоречащие друг другу сообщения. Многие ученые считают этот факт доказательством того, что глоссолалия «ничего не значит». Но на самом деле все как раз наоборот. Она значит так много, что из ее информационного потока можно извлекать многочисленные, абсолютно правильные смыслы. Она звучит для нас как ахинея, поскольку каждый богатый смыслом поток информации звучит как шум. (Не удивляйтесь: это и есть шум. Шум – просто нежелательная или не поддающаяся расшифровке информация.)

Если бы Вселенная могла с нами говорить, то это звучало бы как глоссолалия или шумы. Любое такое сообщение содержало бы больше смысла, чем мы способны расшифровать. И нам бы потребовалась сверхъестественная помощь, чтобы решить, какую часть этого смысла можно отбросить. Но, даже полагаясь на Божественную благодать или на свой высший гений, руководящий процессом «фильтрации», мы должны понимать, что другой человек может отбросить какое‑то другое значение. Я думаю, что если Вселенная на самом деле общается с нами (а я уверен, что она это делает), то ее сообщения содержат, по крайней мере в первоначальном виде, все возможные смыслы. На что это похоже? На что‑то, чем легко пренебречь как тарабарщиной, совпадением или шумами. Один из способов научиться расшифровывать такие шумы – принять участие в их передаче и время от времени позволять себе становиться устами для бессмыслицы.

На самом деле есть два переключателя: один для существительных, обозначающих людей, другой – для остальных существительных. В языках, где множественное число не маркируется для большинства существительных, существительные, обозначающие людей, имеют маркировку. Например, в мандаринском диалекте есть суффикс множественного числа – men , который присоединяется только к существительным, обозначающим людей. – Примеч. авт .

Для того чтобы обратить на себя внимание мужчины, увлечь его, очаровать и даже заставить влюбиться в себя, женщине совсем не обязательно что-либо говорить. Она может свести мужчину с ума, вообще не произнося ни слова!

У женщин существует бесчисленное множество приемов для того, чтобы искушать мужчин с помощью «языка тела». Что это такое? Так называются все движения, жесты, позы и мимика, которые в совокупности представляют собой «бессловесный» уровень общения. Все мы в той или иной степени обладаем способностью выражать свои эмоции с помощью языка телодвижений, а также можем воспринимать такие сигналы от других. Однако не мешает рассмотреть их более подробно с тем, чтобы довести искусство пользования «языком тела» до совершенства.

Мужчинам нравятся женщины, которые осознанно подают им искусные сигналы обольщения, так как их это чрезвычайно возбуждает. А те женщины, которые ничего подобного делать не умеют или не хотят, им неинтересны. Мужчины воспринимают их как особ пресных, скучных, неженственных. Если женщина не одержима желанием искушать, очаровывать, соблазнять, тогда и мужчина не получает никакого импульса, не происходит «короткого замыкания» эмоций.

Мужчины нередко говорят, что женщине совсем не обязательно блистать умом. Для того чтобы у мужчин перехватило дыхание при виде женщины, достаточно того, чтобы та, которая владеет «языком тела», просто прошла мимо…

ЗАПОМНИТЕ: для того чтобы сводить с умамужчин, слова не нужны, гораздо важнее «языктела».

«Походка свободная, от бедра…»

Итак, начнем с походки. Иногда на улице можно встретить женщин, которые двигаются так, что проходящие мужчины поневоле оборачиваются им вслед. Чтобы наглядно представить себе подобную походку, достаточно вспомнить знаменитое триумфальное дефиле Софи Лорен по улице в фильме «Брак по-итальянски». Как говорится, такую женщину мужчины не пропустят!

Будущие модели в школах манекенщиц учатся элегантной, ритмичной походке, при которой вся фигура смотрится намного более выигрышно, чем при обычной ходьбе. В чем секрет этой походки? Ноги при ней ставятся поочередно одна перед другой так, как будто женщина идет по узенькой половице. Необходимость соблюдать равновесие придает походке особую грацию, сообщает ей ритмичное волнообразное движение. Все линии фигуры при этом смотрятся великолепно: ноги кажутся длиннее, бедра изящнее и стройнее, а главное, появляется гибкость пантеры! Попробуйте так пройтись и убедитесь в этом сами! Походка «шаг манекенщицы» смотрится завораживающе еще и потому, что от женщины в этот момент исходит уверенность победительницы!

Кстати, у мужчин тоже существует сексапильный тип походки. Помните знаменитый фильм «Великолепная семерка»? От сногсшибательной походки Юла Бриннера сходили с ума многие женщины, а молодые мужчины даже копировали ее. Похожую ковбойскую походку можно наблюдать у героев-суперменов в многочисленных вестернах.

ЗАПОМНИТЕ: выработайте у себя сексапильнуюпоходку, от которой мужчины будут оборачиватьсявам вслед.

Жесты, которые сводят с ума

Невероятно возбуждающим некоторые мужчины считают момент, когда женщина кончиком языка проводит по своим губам. Делает ли она это быстрым или, наоборот, нарочито медленным движением – результат одинаковый. Вообще, все манипуляции с акцентированием губ и языка, такие, как нарочито-сексапильная манера есть мороженое или фрукты, являются хорошо известными способами обратить на себя внимание мужчины и возбудить его воображение. Манера слегка приоткрывать рот, немного выставляя губы вперед, характерна для многих сексапильных женщин. Этот прием нередко используется актрисами в соблазнительных сценах фильмов, а также на рекламных фотографиях в журналах.

Удачным способом привлечь к себе внимание является демонстрация запястья, например, кокетливо отставляя в сторону руку с бокалом вина, кусочком торта, чашечкой кофе и т. п. Ну а такой жест, как поглаживание пальцами предмета цилиндрической формы: карандаша, сигареты, авторучки и т. п. – в комментариях не нуждается…

Характерны для обольстительниц и действия, привлекающие внимание к волосам и шее. Когда женщина на глазах мужчины причесывает свои волосы, откинув их назад или набок, перебирает их пальцами, поправляет прическу – то такие жесты, естественно, не остаются без внимания и приковывают мужские взгляды. Ну а чтобы продемонстрировать свою нежную шею, женщины задумчиво поглаживают ее якобы бессознательным движением или просто заразительно смеются, откинув назад голову!

Теперь о мимике глаз. Практически любая женщина, даже недостаточно искушенная, владеет самой распространенной разновидностью взгляда, интригующего мужчин: она искоса, как бы невзначай, наблюдает за мужчиной, а как только он это заметит, сразу же отводит Глаза в сторону, делая вид, что ничего не происходит. Это и есть знаменитый взгляд «в угол, на нос, на предмет»! Такое общение «подглядывания» чрезвычайно интригует и волнует мужчин. Недаром на Востоке существует требование для женщин обязательно носить паранджу! Восточные мужчины, легко загорающиеся и темпераментные, знают, что с помощью одного только выразительного взгляда женщина способна губить мужские сердца!

ЗАПОМНИТЕ: возбуждающее «подглядывание» со стороны женщины производит па мужчину интригующее, завораживающее впечатление.

Поигрывание туфелькой

Когда на какое-то время короткие юбки вышли из моды, мужчины бурно протестовали. Что может быть приятнее для мужских глаз, нежели возможность беспрепятственно лицезреть множество стройных женских ножек, которые так украшают и весеннюю улицу, и офисное помещение!

Умение женщины красиво и грациозно сесть, так, чтобы стройность ног невозможно было не заметить, высоко ценится мужчинами. Впрочем, обворожительная женщина может соблазнительно продемонстрировать свои ноги не только в мини-юбке. Если даже на ней надета длинная юбка, узкая или широкая, то, садясь, она найдет способ непринужденно выставить ножку на всеобщее обозрение, открыв пикантный разрез или небрежно откинув подол. За эти опасные хитрости мужчины и обожают женщин! Каждого из них чрезвычайно возбуждает безмолвный посыл, сообщающий о том, что «объект» даме небезразличен и она намерена его очаровать!

Еще одной, довольно смелой позой, призывающей полюбоваться на женское тело, является следующая: женщина сидит, положив ногу на ногу, одновременно откинувшись на спинку стула и соединив руки за головой. Такая поза подчеркивает плечи, грудь и талию особенно выигрышно.

А вот если женщина села нога к ноге, да еще руки перед собой на груди скрестила, как бы закрылась, воздвигла барьер между собою и собеседником, то это плохой знак, его можно назвать «запрещающим». В этот момент она подает мужчине безмолвный сигнал, не разрешающий какие-либо попытки сближения. Так что ни в коем случае не садитесь таким образом в присутствии того, кому вы явно симпатизируете, милые дамы!

Ну и, наконец, поза, считающаяся одной из самых сексапильных: женщина, сидя нога на ногу, поигрывает наполовину скинутой туфелькой, то снимая, то надевая ее…

ЗАПОМНИТЕ: добивайтесь того, чтобы ваш арсенал искусительных жестов и поз был как можнобогаче!

Обольстительная замедленность движений

Давно замечено, что почти любое движение, совершаемое женщиной в нарочито замедленном темпе, производит возбуждающее впечатление. Представьте, насколько приковывает взгляд, когда женщина медленно кладет ногу на ногу, медленно закуривает, медленно поворачивает голову и т. п. Такая нарочитая замедленность подразумевает, что женщина мысленно собою любуется, и этот импульс сразу же передается мужчине, интригует его.

Не менее эффективным приемом привлечь к себе внимание является тот, когда женщина себя поглаживает, чувственно проводит руками по своему телу, подчеркивая грудь, талию, бедра. Например, медленным жестом поглаживает себя по ноге, поправляя колготки.

Почему самые большие знаменитости эстрады, кино и подиума пользуются таким успехом и становятся секс-символами, как вы думаете? Потому, что у самых блистательных из них вы обязательно увидите такое же самолюбование, которое поистине магнетически притягивает к себе взгляды! Женщины и девушки, желающие стать соблазнительными, могут копировать и перенимать приемы искусительниц, приводящие их к успеху. Для того чтобы выработать свой стиль обольщения, поначалу не лишним будет поучиться у тех женщин, которые овладели искусством соблазнения в совершенстве.

ЗАПОМНИТЕ: обольстительная замедленностьдвижений фиксирует мужское внимание, направленное на вас.

Голос, конечно, не относится к телодвижениям, но все-таки его звуки, тембр, интонации, с которыми произносятся те или иные слова, относятся к эмоционально-чувственным проявлениям, поэтому об этом тоже надо сказать несколько слов.

Женский голос всегда приятен для мужского уха, будь он тонким и нежным, вызывающим желание опекать и защищать его обладательницу, или глубоким, низким, волнующе-сексапильным, таким, например, как у Эдит Пиаф или Патрисии Каас. В романе Ремарка «Триумфальная арка» у главной героини как раз такой голос: глуховатый, вибрирующий, с эротической хрипотцой. Считается, что Ремарк придал героине тембр голоса, присущий Марлен Дитрих, с которой в то время его связывали любовные отношения.

Способность управлять своим голосом, придавать ему те или иные интонации, делать его окраску более выразительной, интимной – еще один немаловажный фактор сексапильности и притягательности. Бывают случаи, когда мужчина и женщина знакомятся благодаря телефонной ошибке лишь только потому, что на другой стороне провода они услышали приятный, интригующий голос!

А сколько может сказать женская улыбка в сочетании с произнесенной фразой и выразительным взглядом! Мужчины считают женщин загадочными существами, потому что те могут словами говорить: «Нет!», а глазами и улыбкой: «Да…».

Будьте искушенными соблазнительницами!

ЗАПОМНИТЕ: способность придавать своему голосу особую интимную выразительность делает вас женщиной, против которой невозможноустоять.

Сегодня открываю окно и в комнату залетают снежинки.
Я ловлю их на ладошку и улыбаюсь. А почему, собственно?
22 марта снег уже некстати, пора уже расстраиваться, что он снова посыпал.

Проверьте свои ощущения - почему мы почти всегда радуемся идущему снегу?

Всё потому, что

снегопад практически мгновенно - магически -меняет мир

Как в сказке, на наших глазах мир превращается из серого или зеленого в белый.

И с этого предисловия плавно и изящно перейдем к главному свойству Мага - одного из самых мощных, харизматичных и результативных Архетипов - его умению менять мир , преобразовывать его в Нечто Иное.

Причем трансформировать волшебным образом - так, что большинство окружающих не понимает - как Он это делает.
В Маге всегда присутствует недосказанность, ТАЙНА

Архетип Маг. Он же – Волшебник.

У мага есть древние «профессии» – шаман/колдун, целитель/знахарь, астролог/звездочет. Ученые, исследующие тайны мироздания, секрет долголетия и алхимики, пытающиеся превратить свинец в золото, тоже маги.

Он вызывает удивление и восхищение своей харизмой, умом и интуицией. Он привносит «волшебные изменения» повсюду. Он может сделать невозможное возможным.

Это просто Волшебник просто заставляет мечты сбываться , используя познанные им тайны фундаментальных законов Вселенной

Магнетизм этого архетипа используется для 2/3 детских сказок, легенд, “фэнтези”. Магическая компонента заставляет смотреть, слушать и читать эти произведения, затаив дыхание, и отчаянно надеяться, что нечто подобное может однажды произойти с вами. Придет Фея или Джин и разрулит все ваши проблемы, как старый сон. Ага, размечтались! Вы будете сидеть, а Волшебник за вас действовать.

Шутки шутками, а отметьте эту черту настоящего Мага. Это Архетип действия. Однако главная арена действий Мага почти всегда скрыта. Люди видят только внешние действия: прыжки с бубном, взмах волшебной палочки. Вся работа происходит внутри, «за кулисами». Вне зоны нашего контроля. Маг – это человек, который с легкостью управляет более сильными людьми, используя их желания и слабости, сильные стороны.

Этот Архетип умеет видеть истинную причину вещей и явлений. Настоящий Маг осознает себя посвященным в Тайны Мироздания

И стремится проникнуть туда глубже и глубже.

Базовые характеристики Мага (из книги М.Марк и Кэрол С.Пирсон “Герой и бунтарь”):
Желание: Познание фундаментальных законов Природы, Мира и Вселенной.
Цель: Помогать мечтам сбываться
Девиз: «Это возможно».
Страх: Непредвиденные негативные следствия и события
Стратегия: Развивать магические способности и применять их в жизни.
Ловушка: Превращение в манипулятора
Призвание: Озарения, экстрасенсорный опыт

Уровни личностного развития Мага:
Начальный: Отдельные магические моменты и опыт трансформации.
Основной: Переживание состояния магического потока – единства с миром и понимания Вселенной
Развитый: Чудеса, переход от способностей к их проявлению.
Тень: Манипуляция, колдовство, черная магия.

Где место Маг в мире архетипов?

Маг принадлежит к тройке могущественных Архетипов Действия :
Герой, Бунтарь и Маг , основная задача которых - Оставить след в Мире

Если вы принадлежите к этому Архетипу, то вашему успеху останется искренне позавидовать.

Маг - ключевой архетип сторителлинга, брендинга,копирайтинга, креатива, рекламы, и индивидуального личностного влияния. То, что Маг может делать в этих сферах похоже на создание магии в стиле “фэнтези”.

Предприниматели так или иначе Маги, они тоже меняют мир вокруг себя. Равно как и любые технологии духовной и физической трансформации. Все они подаются под соусом «магии изменений».

Выдающиеся политики тоже Маги. Великие сценаристы, режиссеры, актеры, художники, музыканты, писатели – Маги.

Все, чьи произведения или действия, переворачивают представления о мире. Писатель-Маг напишет так, что мы говорим: «Достучался до сердца », «Крылья выросли ». Более сдержанные могут сказать: «Давно так не удивлялся буквам ».

Художник-Маг напишет картину, над смыслом которой веками ломают голову искусствоведы, а простые смертные встают перед ней на колени.

Оперу сочиняют композиторы-Маги. Объединить Драму, Поэзию, Музыку в единое искусство может только Маг.

Что ими движет? Какое «топливо» Маги используют?

Настоящий Маг всегда пытается изменить себя в те моменты, когда натыкается на препятствия.

Только так он может изменить то, что его окружает. И он точно знает - в отличии от многих других людей - что все внешние изменения начинаются внутри . «Изнутри – наружу ». Он очень силен, и знает, что настоящий источник силы внутри.

Недаром многие Бренды, применяющие этот архетип, призывают (явно или намеком) войти в контакт с самим собой, улучшить себя, ибо магия изменений всегда идет от нас к окружающему миру.

Маг в маркетинге.

Магия очень хорошо продается. Иначе и быть не может, ведь

Магия в маркетинге - это технология превращения мечты в явь

К сожалению, расплодившиеся продавцы Волшебных таблеток, отлично научились играть на нашей детской вере в добрых волшебников.

Несмотря на то, что тройка наиболее часто используемых брендами архетипов: Герой, Бунтарь и Маг, с волшебством дело обстоит не так просто.

Казалось бы - беспроигрышная стратегия - хватай Мага и строй на нем свой Бренд.

Однако!
Давайте представим себе строительную компанию, логотипом которой является волшебная палочка, слоганом «Магия в наших руках! », а сотрудники сидят в халатах со звездами и в остроконечных шляпах. Представили?
А теперь вопрос: вы бы купили квартиру в построенном этой компанией доме?

А если бы у вас случилось судебное разбирательство? (На этом месте сделаем магическое действие: «Тьфу-тьфу », ведь все мы немного волшебники, только забываем об этом.)
Так вот - вы бы доверили защиту своих интересов адвокату, который встретил вас с шаманским бубном в руках? Почему?

А потому что не надо так грубо! Мы ведь можем и не поверить.

Грамотно Архетип Волшебника можно использовать в Брендах очень разных направлений.
Где?

Классический пример “магического маркетинга” Мастер Кард.
Имея эту «волшебную палочку» - то есть «волшебную карточку» - ты можешь всё!

Интернет – это одна из «волшебных» технологий и многие интернет-бренды активно используют Архетип Мага.

Еще? Разумеется, парфюм. Обоняние не подвластно нашему сознательному контролю. Классический пример Бренда-мага – мистический (не природный) аромат Шанель №5

Обычным продуктам так же по плечу использование этого архетипа. Главное, пообещать что-нибудь необыкновенное.
Например, Данон справился с задачей, пообещав «магическое долголетие».

Еще, еще и еще раз:

Трансформация – это основа Архетипа Мага

Подаваться она может разными способами. Главное, знать меру, чтобы вашему Бренду поверили.

Еще два слова. В период кризисов, войн, потрясений потребность людей в чудесах возрастает. И рынок не заставляет себя ждать. К вашим услугам пышно расцветают любые эзотерические сервисы и продукты, товары и услуги.

Бренды- Маги:


Мистер Мускул
Данон
Гербалайф
Мастер Кард

Знаменитые Маги:


Нострадамус
Джузеппе Калиостро
Сен-Жермен
Парацельс
Григорий Распутин
Георгий Гурджиев
Дэвид Копперфильд

Мои любимые персонажи-Маги:

Старик Хоттабыч,
Мери Поппинс,

Стелла из Волшебника Изумрудного города

Девизы Мага:

Волшебство рядом, и оно возможно
“Весь мир - в одной песчинке”
Что вверху, то и внизу. Что внутри, то и снаружи. ” Изумрудная скрижаль (Около 3000г. до н.э.)
«Изнутри – наружу»
«Если развивать что-то одно, то изменяется и все, что находится вокруг » (Пауло Коэльо “Алхимик”)
“Каждая ваша мысль – это реальная сила” Прентис Малфорд

Архетипичные символы Мага:

жезлы, волшебные палочки,
плащи и, конечно,
высокая остроконечная шляпа волшебника.

Также звезды, галактики, летающие тарелки, Вселенная.
хрустальные шары, блюдечко, свечи, зеркала.

В принципе Маги на то и Маги, что могут “назначить” волшебным любой предмет. Ну, например, пуговицы «На удачу », подкова «На счастье ».
Дальше пошли Маги-Шуты симоронисты, назначив волшебным действием: «Трусы на люстру – деньги в дом! » (Примечание: трусы должны быть красные).

А если серьезно, то одно из самых увлекательных занятий - изучение символики и геральдики.

Вот, например, герб Папы Римского украшают два перекрещенных ключа над решетчатыми вратами. Далеко не все знают - это древнейшая эмблема двуликого языческого бога Януса, которому известны тайны жизни и смерти, законы земли и неба.
Безусловно, когда в Ватикане выбирали герб, знали о его истинном магическом значении.

Язык Мага.

СЛОВО само по себе обладает особой магией

А, значит, это инструмент Магов.
Какие же слова-маячки выдают Магов? Ох, как непросто с этим Архетипом!
Наверняка, вы узнаете Мага, если он произнесет заклинание:
Крибле-крабле-бумс! “или “Крекс пекс фекс!

Так ведь не произнесет! Каждый Маг способен изобрести собственное заклинание. Которое для непосвященных и на заклинание-то будет непохоже.

Маги всегда изобретали и изъяснялись на собственных магических языках, использовали знаки и символы. На средневековых европейских зданиях сохранились символические послания могущественных Орденов, непонятные посторонним. Не хотели они посвящать посторонних в свои знания.

До нас дошло несколько таких древних языков. Латынь среди них самый «молодой».

К магическим языкам так же относятся:
- ведический язык, или санскрит,
- руны, или рунический язык
- язык каббалы.
Магические языки обладали невероятной силой.

Все эти языки - проводники в высший мир, где нет названий, где существует только Суть, Абсолют, Чистое знание, Единое поле.

Можно сказать, что Маг научился говорить на Языке Вселенной. И это не будет преувеличением

Современные Маги, конечно, не владеют древними языками. Но этот архетип прекрасно осознает силу Слова . Он знает, что Словом можно вылечить и Словом можно убить.

Но, пожалуй, Волшебника по каким-то особым словам и не вычислишь.
Вот немного слов-маячков мага: Мощь, мочь, могущество, сила, лицо, глаза, высота, власть, язык, слово, сон, смерть, жизнь, символ, значение, ключ, вселенная.

К счастью, окружающие очень часто говорят о Маге так: «Надо же, как это у него получается? Прямо мистика какая-то. Волшебник! »

Вас и ваши действия характеризуют такими словами: «магия, трансформация, изменение, преобразование, состояние, вера, эзотерика, сказка, мистика, волшебник, удивляет, поражает, изумляет »? Вы используете ритуалы в жизни и получаете результат?

Значит присутствует Маг-Волшебник в вашем Архетипе. И я повторю, что вас можно поздравить. Остается только добавить, что развитому Архетипу Маг не нужно никаких проверок и подтверждений, он без слов прекрасно знает, что он – Маг.

PS. Я с удивлением обнаружила, что я не рассказала не более четверти того, что собиралась рассказать об этом самом сильном Архетипе. Я не рассказала о том, как Вольф Мессинг прошел свозь нешуточную охрану к Иосифу Сталину. Я не рассказала об отличиях женщин-Магов Ведьмах - от слова «ведать». Не рассказала о том, что в детстве мы все были немножко Магами, и об этом можно вспомнить. Ну что ж, будет повод обратиться к Архетипу Маг еще раз.

PS. Статьи про Архетипы появляются один раз в месяц.

Другие архетипы:

Интересная информация? Отправьте друзям. Просто нажмите на кнопочки любимых соцсетей под статьей и магия сработает