Когда правильно идти на кладбище после пасхи. Когда ходят на кладбище в Троицу — в субботу или в воскресенье? Ходят ли на кладбища в Пасху

Пасха – это самый главный праздник в году.

Церковь, учитывая психологию людей, разделяет дни празднования и дни печали. То радостное ликование, которое Церковь сообщает верующим на Пасху, отделяется от настроения грусти, которое сопровождает поминовение усопших. Поэтому в день Пасхи не полагается ездить на кладбище и не совершать панихиды. Если кто–то умрет, а смерть на Пасху традиционно считается знаком милости Божией, то отпевание совершается по пасхальному чину, включающему в себя множество пасхальных песнопений. Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день – Радоницу (от слова радость – ведь праздник Пасхи продолжается) и этот праздник совершается во вторник после пасхальной недели. В этот день служится заупокойная служба и верующие посещают кладбище – помолиться об усопших, чтобы пасхальная радость передалась и им.
ЭТО ВАЖНО!

Посещать кладбища на Пасху стали только в советское время, когда храмы были закрыты. Люди, испытывающие потребность собраться, разделить радость, не могли пойти в храмы, которые были закрыты, и шли на кладбище на Пасху вместо того, чтобы пойти через неделю. Кладбище как бы заменило посещение храма. А сейчас, когда храмы открыты, поэтому эта традиция советского времени не может быть оправдана, нужно восстановить церковную традицию: быть в храме в день Пасхи и встретить радостный праздник, а на Радоницу отправиться на кладбище. Нужно помнить, что традиция оставлять еду, пасхальные яйца на могилах – это язычество, которое возродилось в Советском Союзе, когда государство преследовало правую веру. Когда преследуют веру – возникают тяжелые суеверия. Душам наших усопших близких нужна молитва. Неприемлем с церковной точки зрения обряд, когда на могиле ставят водку и черный хлеб, а рядом – фотографию усопшего: это, говоря современным языком – новодел, т.к., например, фотография появилась немногим более ста лет назад: значит, и традиция эта новая. Что касается поминовения усопших спиртным: любая пьянка недопустима. В священном Писании разрешается употребление вина: «Вино веселит сердце человека»(Псалтирь 103:15), Но предостерегает от излишества: «Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд» (Еф. 5:18). Можно выпить, но нельзя напиваться. И снова повторю, усопшим нужна наша усердная молитва, наше чистое сердце и трезвенный ум, милостыня, подаваемая за них, но никак не водка. Как поминают усопших в Дни Пасхи Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких. К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай сопровождать эти посещения могил своих родных диким пьяным разгулом. Но даже те, кто и не справляют на могилах своих близких языческих пьянственных тризн, столь оскорбительных для всякого христианского чувства, часто не знают, когда в Пасхальные дни можно и нужно поминать усопших. Первое поминовение усопших совершается на второй седмице, после Фомина воскресенья, во вторник. Основание для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением, а с другой – разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей. Как правильно поминать усопших Молитва за усопших – это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной. По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике – все это дань традициям, пусть и благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего – долг всякого православного христианина. Но особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви. Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именами усопших сродников для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами). После Литургии нужно отслужить панихиду. Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой. Очень полезно жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших. Как вести себя на кладбище Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Более краткий чин, который может совершить и мирянин, приведен в “Полном православном молитвослове для мирян” и в брошюре “Как вести себя на кладбище”, выпущенных нашим издательством). Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного. Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм – этим оскорбляется память мертвого. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба “для усопшего” является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях. Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

Каждый год в день Воскресения Христова тысячи людей отправляются на кладбище, чтобы прибрать могилы и помянуть своих умерших родственников. Разбираемся в причинах такого тяготения к могилам в первый день Пасхи, а не на Радоницу , когда поминовение усопших положено по церковному уставу.

Традиция почитать могилы предков восходит к глубокой древности. Филолог Михаил Гаспаров в книге «Капитолийская волчица» рассказывает о том, что римляне хоронили своих усопших родственников за городом по обочинам больших дорог, считалось, что прохожий должен остановиться возле могилы и прочитать назидательную эпитафию, многие из которых начинались словами: «Остановись, прохожий». Считалось, что чем больше прохожих прочтут эпитафию и вспомнят об усопшем, тем счастливее будет его загробная судьба.

Обычаю почитания усопших первые христиане в буквальном смысле слова обязаны своим выживанием. Римская империя не позволяла создавать общественных организаций или групп за исключением погребальных коллегий, члены которых заботились о достойном захоронении друг друга. Вот последователи новой религии и стали собираться в катакомбах, где до сих пор можно найти христианские символы. Некоторые исследователи даже относят к ним знаменитую латинскую надпись:

SATOR
AREPO
TENET
OPERA
ROTAS

При пересечении слово «tenet» дает изображение креста. Впрочем, вернемся к нашим гробам. Почти одновременно с почитанием усопших в Церкви идет и традиция осуждения трапез на могилах как остатков языческих суеверий.

Блаженный Августин в своей «Исповеди» рассказывает о том, как его мать – блаженная Моника, благочестивая христианка — перестала ходить на кладбища с приношениями:

«Однажды, по заведенному в Африке порядку, она принесла к могилам святых кашу, хлеб и чистое вино. Привратник не принял их. Узнав, что это запрет епископа, она приняла его распоряжение так послушно и почтительно, что я сам удивился, как легко она стала осуждать собственный обычай, а не рассуждать о его запрете. Узнав, что славный проповедник и страж благочестия запретил этот обычай даже тем, кто трезвенно справлял его, — не надо давать пьяницам случая напиваться до бесчувствия, — кроме того, эти своеобразные поминки очень напоминали языческое суеверие, — мать моя очень охотно отказалась от него: она выучилась приносить к могилам мучеников вместо корзины, полной земных плодов, сердце, полное чистых обетов, и оделять бедных в меру своих средств. Там причащались Тела Господня; подражая ведь страстям Господа, принесли себя в жертву и получили венец мученики ».

Как видим, традиция посещения могил в определенные дни имеет давнюю историю, и Церковь с самого начала следила за тем, чтобы поминовение усопших не превращалось в свинство . Если открыть тексты древнерусских проповедников, то они удивительно похожи на объявления с просьбой не мусорить на могилах, которые можно увидеть при входе на кладбища уже и в наше время.

С глубокой же древности Церковь боролась с излишним почитанием христианами усопших. Историк Василий Болотов рассказывает о карфагенском епископе Цецилиане, который упрекал богатую благочестивую вдову Люциллу за то, «что она, по своему обычаю, прежде принятия святых Тайн, целовала кость какого-то сомнительного мученика».

Этот эпизод почти вплотную подводит нас к проблеме посещения на Пасху кладбища вместо храма. Цецилиан угрожал отлучить вдову от Церкви за то, что она предпочитает общение с мертвым общению со Христом, и это замечание касается и тех, кто радость Светлого Христова Воскресения разделяет с покойными, а не с живыми людьми.

Впрочем, не будем увлекаться морализаторством и вновь обратимся к историческим примерам. В записях Киево-Печерской лавры XV века, которые вошли в позднейшие редакции Печерского патерика есть рассказ о том, как усопшие отвечали на пасхальное приветствие:

«В 6971 (1463) году в Печерском монастыре свершилось такое знамение. При князе Семёне Александровиче и при брате его князе Михаиле, при архимандрите печерском Николе за пещерой присматривал некто Дионисий, по прозвищу Щепа. Пришел он в Великий день в пещеру покадить тела усопших, и когда дошел до места, которое называется Община, то, покадив, сказал: «Отцы и братья, Христос воскрес! сегодня Великий день». И прогремело в ответ как гром мощный: «Воистину воскрес Христос »».

Этот отрывок иногда используют в качестве аргумента в защиту посещения кладбищ на Пасху. Однако в этой истории есть несколько существенных уточнений.

Во-первых, в Киево-Печерской лавре до сих пор есть небольшие храмы в пещерах, где погребены преподобные отцы. Разумеется, там совершается богослужение и на Светлой седмице, но никто не рассматривает усыпальницы святых мощей как аналог кладбища. Во-вторых, преподобный Дионисий не совершал никакого заупокойного поминовения, а просто пришел покадить почивших иноков и поздравить их с праздником Пасхи, поскольку христиане верят в то, что их Бог «не Бог мертвых, но Бог живых». В третьих, инок не устраивал в усыпальнице никаких трапез, не ставил на могилы стаканчик водки с черным хлебом и не крошил туда яичко. Иными словами, в его действиях не было ничего из того, что устраивают некоторые наши сограждане на могилах близких на Пасху.

Церковь говорит о нежелательности посещения кладбищ на Пасху не потому, что имеет что-то против наших усопших родственников, а потому, что церковный устав предоставляет множество других дней для посещения кладбищ и заупокойных молитв.

Знаток церковного устава, священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, в своей книге о православном обряде погребения так пишет об особенностях Пасхи и Светлой седмицы: «В этот день, как и во всю светлую седмицу, нет места для рыданий о своем убожестве, для плача о грехах, для страха смерти ».

Напомним, что на пасхальном богослужении читается знаменитое слово святителя Иоанна Златоуста, где в частности говорится о том, что Христос упразднил «смерти жало». Посещать в этот день кладбище, значит, не верить в Воскресение Христово .

Митрополит Сурожский Антоний (Блум) однажды заметил, что «кладбище – это не место, где складывают трупы, а место, где ждут Воскресения ». Для покаяния у христиан было 6 недель Великого поста и Страстная седмица, так что человек должен радоваться после такого сложного пути.

Конечно, если человек после пасхальной службы и разговения решит все-таки пойти на кладбище, прибрать могилку и спеть тропарь «Христос воскресе из мертвых», он не согрешит, но ведь большинство людей отправляются на кладбище вместо посещения храма.

У того же святого Афанасия (Сахарова) есть прекрасные слова о том, что Церковь не забывает об усопших и в день святой Пасхи: «О смерти и о мертвых, правда, часто вспоминается в сей нареченный и святый день… праздников праздник и торжество из торжеств, гораздо чаще, чем в другие, меньшие праздники. Но в Пасху - это победное воспоминание о попрании смерти смертию Христовою, это радостнейшее и утешительнейшее исповедание веры в то, что дарована жизнь и сущим во гробех). Понятно поэтому, что на Пасхе не может, не должно быть и речи о поминальных молениях, о каком-либо гласном поминовении не только усопших, но и живых ».

Я лично знаю людей, которые ходят на Пасху на могилу своего отца и мужа только для того, чтобы вылить туда стакан водки, поскольку «покойный очень любил выпить». Делать так – значит, перестать быть христианином, превратившись в странного последователя культа активных мертвых, которые после смерти продолжают есть, пить или «носить штаны».

Андрей ЗАЙЦЕВ, фото: Екатерина СТЕПАНОВА, Сергей ШУЛЯК
Журнал «Нескучный сад»

Проводы, Гробки, а по-церковному – Радоница – это специально отведенные в православном календаре дни, чтобы побывать в месте, где покоятся уже ушедшие родные и близкие люди, чтобы разделить с ними радость Светлого Христова Воскресенья.

Существуют различные названия этого дня - Проводы, Гробки, Дарное воскресенье, Опроводы, Поминальное воскресенье, Томино воскресенье, Хомино воскресенье, Красная горка.

Поминальных дней в году много, но только Радоница несет в своей сути радостное событие, означает празднование Пасхи со всеми атрибутами (крашенками и куличами), приносимыми на кладбище, – таким образом как бы происходит единение церкви небесной и земной, ведь у Бога нет мертвых, для него все живы.

Глава Информационного управления Киевской Патриархии Евстратий Зоря рассказал "Обозревателю" , когда нужно ходить на кладбище поминать усопших и как правильно это делать, а также чего делать не стоит.

История и значение

Мы, празднуя Воскресение Христово, празднуем победу жизни над смертью. И в самом песнопении, которое называется "Тропарем" Пасхи, то есть короткое песнопение, в котором рассказывается сущность того, что мы празднуем, говорится: "Христос воскрес из мертвых, смертью смерть преодолел и тем, что в гробах, жизни даровал". То есть это есть радость воскресения не только Иисуса Христа, но радость воскресения для всех людей.

Апостол Павел говорит, что как в Адаме все умирают, так в Христе все воскреснут. И это не зависит от состояния человека, верит он или не верит, святым он умер или грешником. Так же как через грехопадение Адама смерть пришла ко всем людям, и умирают и праведники, и грешники, и старые и молодые. И так будет вплоть до второго пришествия Христового. Так вот мы, вспоминая Воскресение Христово, очевидно, вспоминаем и об умерших, и об их воскресении. И выполняем то, что для них наиболее необходимо, это есть молитва. И в сам Великий пост мы уделяем особенное внимание молитве за умерших.

И в связи с Великим постом есть особенные субботы, так называемые родительские, в которые мы вспоминаем всех от возраста умерших. По церковному календарю поминание умерших после Пасхи завершается во вторник второй недели.

Когда нужно ходить на кладбище

Во вторник второй недели, то есть через неделю после Пасхи во вторник наступает так называемая Радоница.

Но по многолетней традиции и в связи с практической необходимостью, поминовение на практике совершается начиная с субботы первой недели, особенно, если говорить о таких крупных городах как Киев, где много кладбищ и на разных кладбищах могут быть похоронены умершие.

Это можно найти и в средствах массовой информации - указывается, что на таких-то кладбищах поминовение совершается в субботу, на таких-то в воскресенье, на таких-то в понедельник, то есть распределяется по кладбищам.

Там, где есть одно кладбище в небольших городах, в селах - там обычно делают это в воскресенье, потому что это выходной нерабочий день и люди могут свободно приехать к могилам своих родных и близких, и совершить поминовение.

Поэтому, в принципе, идти на кладбище можно в любой из этих дней, начиная с субботы, потому что суббота – это общий на протяжении всего года день поминовения всех усопших, с субботы и вплоть до вторника включительно мы приходим на проводы на могилы своих усопших и совершаем там молитву. Или сами молимся за их упокой, или по возможности приглашаем священнослужителей, которые в это время находятся на кладбище, и таким образом совершаем их поминовение.

Также это возможность оценить состояние могилы, приготовиться, убрать ее, и раздать милостыню, потому что традиционным в связи с поминовением умерших является раздача милостыни нуждающимся - деньгами, также продуктами, в частности те же паски и крашенки. Они либо остаются на могиле, а потом те, кто нуждаются, ходят и собирают эти вещи, или же их подают сидящим у входа на кладбище просящим.

И это также очень древний обычай, и церковь всегда учила, что милостыня в память об умерших так же необходима, как и молитва за них.

Принять бездомного, накормить голодного, одеть нагого - значит приблизиться к Господу. Поэтому нельзя прогонять людей, собирающих по кладбищу только что оставленную снедь.

Чего не нужно делать

Не нужно превращать поминовение умерших на повод к пьянству или на какую-то маевку.

Это не должен быть просто повод для того, чтобы выпить спиртного и по сути уже и забыть о том, для чего собрались. И поэтому поминальную трапезу лучше сделать не на могиле, а дома после посещения могил умерших.

Если это практически неудобно и невозможно, то можно поминать и у могил, но без употребления крепких спиртных напитков. И это должно быть более символично, то есть не нужно туда заготавливать как на выезд на природу много блюд для того, чтобы там есть, пить и так далее.

В некоторых селах, кстати, есть очень интересная традиция, где поминовение является общим, то есть люди расходятся по могилам, поминают своих умерших, а потом выходят с кладбища и у кладбища раскладывают, кто что принес, и совместно это потребляют, как когда-то в древности первые христиане.

Все это зависит от региональных традиций. Потому что, например, в России есть обычай, с которым церковь долго борется, но побороть его не может. Многие на Пасху не в церковь идут, а идут на могилы. На Пасху идут на могилы, на гробы, чего собственно не нужно делать, потому что даже если человек умрет в этот день, на Пасху, то и похорон не совершается. Похорон уже совершается в понедельник, или в последующие дни, потому что это праздник над праздниками, и торжество над торжествами. Это особый день, который нужно провести в духовном и телесном соответствии с радостью этого торжества.

Поверья на Радоницу

Вспоминая в "поминальной" недели умерших предков, не годится их называть покойниками, потому что в эти дни "они все слышат, которая о них речь говорится". Лучше их называть родственниками, свояками и знакомыми.

За неделю до Проводов люди идут на кладбище упорядочивать могилы, сеять цветы, сажать калину и другие деревья.

В Поминальное воскресенье нельзя копать огород. Все посеянное и посаженное в Пасхальную неделю плохо будет всходить и родить.

Бедняки, которые собирают пасхальные яйца, пасхи и конфеты на могилах, должны прочитать молитву за покойника, иначе он будет приходить к ним в снах.

Около могилы надо прочитать "Отче наш", можно трижды поцеловать крест или памятник. Когда уходите с кладбища, обратитесь к покойникам мысленно: "Нам пусть здоровится, а вам легко лежится", "Вам Царства Божьего, а нам - к вам не спешить".

В поминальное воскресенье на кладбище встречается энергия живых и мертвых. В поминальное воскресенье покойники при входе на кладбище встречают своих родственников.

Чтобы уберечься от неприятностей, надо входить на кладбище через ворота. На входе трижды перекреститесь. Выходя сделайте то же, повернувшись лицом к могилам. Знак креста - это уважение к мертвым и в то же время оберег от нечистого. Дома свяченой водой трижды омойте руки и лицо.

В свяченой воде также споласкивают полотенце, которое стелили на могиле под пасху.

Если найдете на пороге или дворе венок или цветы с кладбища, рассыпанную землю, соль или крупу, выметите со двора до ближайшего перекрестка. Порчи вернутся к человеку, который хотел их на вас навести.

Если есть возможность беременным и детям до годика на кладбище лучше не ходить, так как у них слишком нежная и чувствительная аура, к тому же маленькие дети часто видят, то, что не дано видеть взрослым. При желании лучше сходите в церковь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Каждый год в день Воскресения Христова тысячи людей отправляются на кладбище, чтобы прибрать могилы и помянуть своих умерших родственников. Разбираемся в причинах такого тяготения к могилам в первый день , а не на , когда поминовение усопших положено по церковному уставу.

Традиция почитать могилы предков восходит к глубокой древности. Филолог Михаил Гаспаров в книге «Капитолийская волчица» рассказывает о том, что римляне хоронили своих усопших родственников за городом по обочинам больших дорог, считалось, что прохожий должен остановиться возле могилы и прочитать назидательную эпитафию, многие из которых начинались словами: «Остановись, прохожий ». Считалось, что чем больше прохожих прочтут эпитафию и вспомнят об усопшем, тем счастливее будет его загробная судьба.

Обычаю почитания усопших первые христиане в буквальном смысле слова обязаны своим выживанием. Римская империя не позволяла создавать общественных организаций или групп за исключением погребальных коллегий, члены которых заботились о достойном захоронении друг друга. Вот последователи новой религии и стали собираться в катакомбах, где до сих пор можно найти христианские символы.

Почти одновременно с почитанием усопших в Церкви идет и традиция осуждения трапез на могилах как остатков языческих суеверий.

Блаженный Августин в своей «Исповеди» рассказывает о том, как его мать – блаженная Моника, благочестивая христианка — перестала ходить на кладбища с приношениями:

«Однажды, по заведенному в Африке порядку, она принесла к могилам святых кашу, хлеб и чистое вино. Привратник не принял их. Узнав, что это запрет епископа, она приняла его распоряжение так послушно и почтительно, что я сам удивился, как легко она стала осуждать собственный обычай, а не рассуждать о его запрете. Узнав, что славный проповедник и страж благочестия запретил этот обычай даже тем, кто трезвенно справлял его, — не надо давать пьяницам случая напиваться до бесчувствия, — кроме того, эти своеобразные поминки очень напоминали языческое суеверие, — мать моя очень охотно отказалась от него: она выучилась приносить к могилам мучеников вместо корзины, полной земных плодов, сердце, полное чистых обетов, и оделять бедных в меру своих средств. Там причащались Тела Господня; подражая ведь страстям Господа, принесли себя в жертву и получили венец мученики».

Как видим, традиция посещения могил в определенные дни имеет давнюю историю, и Церковь с самого начала следила за тем, чтобы поминовение усопших не превращалось в свинство. Если открыть тексты древнерусских проповедников, то они удивительно похожи на объявления с просьбой не мусорить на могилах, которые можно увидеть при входе на кладбища уже и в наше время.

С глубокой же древности Церковь боролась с излишним почитанием христианами усопших. Историк Василий Болотов рассказывает о карфагенском епископе Цецилиане, который упрекал богатую благочестивую вдову Люциллу за то, «что она, по своему обычаю, прежде принятия святых Тайн, целовала кость какого-то сомнительного мученика ».

Этот эпизод почти вплотную подводит нас к проблеме посещения на Пасху кладбища вместо храма. Цецилиан угрожал отлучить вдову от Церкви за то, что она предпочитает общение с мертвым общению со Христом, и это замечание касается и тех, кто радость Светлого Христова Воскресения разделяет с покойными, а не с живыми людьми.

Впрочем, не будем увлекаться морализаторством и вновь обратимся к историческим примерам. В записях Киево-Печерской лавры XV века, которые вошли в позднейшие редакции Печерского патерика есть рассказ о том, как усопшие отвечали на пасхальное приветствие:

«В 6971 (1463) году в Печерском монастыре свершилось такое знамение. При князе Семёне Александровиче и при брате его князе Михаиле, при архимандрите печерском Николе за пещерой присматривал некто Дионисий, по прозвищу Щепа. Пришел он в Великий день в пещеру покадить тела усопших, и когда дошел до места, которое называется Община, то, покадив, сказал: «Отцы и братья, Христос воскрес! сегодня Великий день». И прогремело в ответ как гром мощный: «Воистину воскрес Христос»».

Этот отрывок иногда используют в качестве аргумента в защиту посещения кладбищ на Пасху. Однако в этой истории есть несколько существенных уточнений.

Во-первых, в Киево-Печерской лавре до сих пор есть небольшие храмы в пещерах, где погребены преподобные отцы. Разумеется, там совершается богослужение и на Светлой седмице, но никто не рассматривает усыпальницы святых мощей как аналог кладбища. Во-вторых, преподобный Дионисий не совершал никакого заупокойного поминовения, а просто пришел покадить почивших иноков и поздравить их с праздником Пасхи, поскольку христиане верят в то, что их Бог «не Бог мертвых, но Бог живых ». В третьих, инок не устраивал в усыпальнице никаких трапез, не ставил на могилы стаканчик водки с черным хлебом и не крошил туда яичко. Иными словами, в его действиях не было ничего из того, что устраивают некоторые наши сограждане на могилах близких на Пасху.

Церковь говорит о нежелательности посещения кладбищ на Пасху не потому, что имеет что-то против наших усопших родственников, а потому, что церковный устав предоставляет множество других дней для посещения кладбищ и заупокойных молитв.

Знаток церковного устава, священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, в своей книге о православном обряде погребения так пишет об особенностях Пасхи и Светлой седмицы:

«В этот день, как и во всю светлую седмицу, нет места для рыданий о своем убожестве, для плача о грехах, для страха смерти».

Напомним, что на пасхальном богослужении читается знаменитое слово святителя Иоанна Златоуста, где в частности говорится о том, что Христос упразднил «смерти жало».

Посещать в этот день кладбище, значит, не верить в Воскресение Христово.

Митрополит Сурожский Антоний (Блум) однажды заметил, что «кладбище – это не место, где складывают трупы, а место, где ждут Воскресения». Для покаяния у христиан было 6 недель Великого поста и Страстная седмица, так что человек должен радоваться после такого сложного пути.

Конечно, если человек после пасхальной службы и разговения решит все-таки пойти на кладбище, прибрать могилку и спеть тропарь «Христос воскресе из мертвых », он не согрешит, но ведь большинство людей отправляются на кладбище вместо посещения храма.

У того же святого Афанасия (Сахарова) есть прекрасные слова о том, что Церковь не забывает об усопших и в день святой Пасхи:

«О смерти и о мертвых, правда, часто вспоминается в сей нареченный и святый день… праздников праздник и торжество из торжеств, гораздо чаще, чем в другие, меньшие праздники. Но в Пасху - это победное воспоминание о попрании смерти смертию Христовою, это радостнейшее и утешительнейшее исповедание веры в то, что дарована жизнь и сущим во гробех). Понятно поэтому, что на Пасхе не может, не должно быть и речи о поминальных молениях, о каком-либо гласном поминовении не только усопших, но и живых».

Я лично знаю людей, которые ходят на Пасху на могилу своего отца и мужа только для того, чтобы вылить туда стакан водки, поскольку «покойный очень любил выпить ». Делать так – значит, перестать быть христианином, превратившись в странного последователя культа активных мертвых, которые после смерти продолжают есть, пить или «носить штаны».

Пасха – главный для православных христиан праздник – в 2019 году будет отмечаться 28 апреля. Накануне, в Страстную седмицу, верующие приводят в порядок свои дома и готовятся к встрече праздника.

Начиная со Страстной пятницы все работы по дому нужно прекратить, нельзя трудиться на приусадебном участке или даче, стирать, шить, вязать, вышивать, а также мыться, стричься и т. п.

В Страстную субботу не стоит поминать усопших, хотя посещать кладбища не запрещается. И вот наступает светлый день Пасхи, когда заканчивается Великий пост и многие запреты для верующих снимаются.

«Можно ли на Пасху поехать на кладбище?» – интересуются некоторые люди. Действительно, такая традиция появилась в советские годы, когда многие храмы были закрыты.

В те времена россияне были лишены духовного общения и отстранены от церкви. Тогда и сложился обычай посещать могилы родственников в этот день. Чтобы хоть как-то отметить праздник, люди посещали могилы своих родных и близких.

Церковь же на вопрос: «Разрешено ли в Пасху посетить кладбище?» отвечает отрицательно. Не только в этот день, но и в течение всей пасхальной недели (Светлой седмицы), когда мы отмечаем светлый и радостный праздник Воскресения Христова, не принято огорчаться и печалиться.

Напротив, следует радоваться, угощать друзей и родных, приглашать их к себе в гости. Одним словом, делать все, что приносит радость вам и другим людям.

Пасхальную неделю также называют Славная, Великая, Радостная, Красная, Великоденская. В эти дни богослужение в храмах совершается по особому чину с пасхальными песнопениями. Во многих церквях в Светлую седмицу всем желающим разрешается звонить в колокола.

Можно ли ездить на Пасху на кладбище?

Нет, в соответствии с издавна сложившимися традициями это не принято. На Пасху и в Светлую седмицу в православных церквях не ставят свечи за упокой усопших и не поминают почивших.

Людей, которые умирают в это время, отпевают особым способом. Православная церковь не рекомендует верующим посещать места захоронений усопших.

Ведь Пасха – это, прежде всего, радость о будущей жизни, спасении людей, торжество жизни над смертью. Так что в праздник Пасхи на кладбище не ездят.

Для этого существуют другие специальные дни или, как их принято называть, родительские субботы. Именно субботы, которые в Ветхом завете назывались днями покоя, а в Новом – днями прощения и отпущения грехов, наиболее подходят для молитв об упокоении умерших.

В родительские субботы принято поминать умерших близких, посещать кладбища и приводить в порядок могилы родственников, подавать милостыню и угощать нищих. Считается, что чем щедрее будет подаяние в церкви, тем лучше будет чувствовать себя душа усопшего на том свете.

Церковным православным календарем установлено несколько таких дней: это Троицкая родительская суббота, Дмитриевская суббота, Мясопустная суббота, Усекновение главы Иоанна Предтечи, дни поминовения усопших в Великий пост (вторая, третья и четвертая субботы от начала поста) и Радоница.

Также установлен День памяти погибших в Великой Отечественной войне, который имеет фиксированную дату – 9 мая, все остальные дни поминовения переходящие.

Когда можно съездить на кладбище после Пасхи?

День, когда нужно посещать могилы родственников и приводить их в порядок после Пасхи – это Радоница, второй вторник от Христова Воскресения, который в 2019 году выпадает на 7 мая.

Ее также называют Радуница, Навий день, Красная горка, Могилки, Радожное, Радунец, Радостное, Радушное воскресенье. В некоторых странах, например, в Беларуси и на Украине, это официальный выходной, установленный специально для поминовения умерших.

За несколько веков сложились традиции этой памятной даты, многие из которых соблюдаются поныне. Накануне Радоницы стоит посетить кладбище, чтобы сделать там уборку. В старину это было принято делать начиная с Навского четверга на пасхальной неделе.

На Радоницу в храмах совершается панихида, на которой священники возносят молитвы за умерших. Верующие вспоминают о том, как Христос сошел в ад и вывел оттуда уверовавших в него людей, избавив их от духовной смерти.

Как говорит церковь, в этот день не стоит предаваться глубокой скорби. Поминая усопших, верующие выражают веру в бессмертие души и всеобщее воскресение.

«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц – нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», – писал святитель Иоанн Златоуст.

Отправляясь на заупокойную литургию, люди готовят записки с именами усопших родственников или друзей. Эти листочки опускают в подготовленные урны или передают батюшке. Можно принести в качестве пожертвования для бедных продукты: хлеб, сладости, фрукты, овощи, а также муку для просфор, кагор для совершения литургии и др.

На Радоницу принято угощать друзей и знакомых, чтобы те тоже помянули покойных. Однако угощение должно носить лишь символический характер, ведь в этот день главное – молитва за ушедших в мир иной родных и за их будущее воскресение.

Обычай же оставлять на могилах продукты и спиртные напитки, устраивать там затсолья, является пережитком язычества, ведь души усопших не нуждаются в мирской пище. В православных семьях подобный обычай соблюдаться не должен.

Также на Радоницу нельзя ругаться, кричать, сквернословить и плохо отзываться об усопших.

Надеемся, что в этой статье вы найдете ответ на вопрос, ездят ли в Пасху на кладбище, и проведете этот день в соответствии с православными традициями.