Технологическая карта проекта производства работ. Общие положения проектирования технологических карт

Проект производства работ (ППР) - это документ, необходимый для правильной организации и производства строительно-монтажных работ.

ППР призван обеспечить выполнение работ с надлежащим качеством (с учетом существующих допусков), в установленные сроки, с минимальными затратами труда и машинного времени, а также с обеспечением безопасности производства работ (охрана труда, пожарная и экологическая безопасность).

Правильно разработанный ППР позволит не только получить допуск на производство работ, но и существенно сэкономить затраты, связанные с подбором требуемых машин и механизмов, технологической оснастки (опалубки, лесов и пр.), методами и технологией производства работ.

НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗРАБОТКИ ППР (ПРОЕКТА ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ):

п. 5.6 СП 48.13330.2011 "Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004" - Условия выполнения в процессе строительства требований законодательства об охране труда, окружающей среды и населения, а также возможность выполнения всех видов контроля, необходимого для оценки соответствия выполняемых работ требованиям проектной, нормативной документации и (или) условиям договора, устанавливаются проектами организации строительства и организационно-технологической документацией.

п. 5.9 СП 48.13330.2011 "Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004" - Лицу, осуществляющему строительство, следует проверить наличие в применяемой им организационно-технологической документации указаний о проведении строительного контроля.

п. 6.2.10 СП 48.13330.2011 "Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004" - Внутриплощадочные подготовительные работы должны быть выполнены до начала строительно-монтажных работ в соответствии с проектом производства работ.

МДС 12-40.2008 "Рекомендации по составлению проекта производства работ на монтаж строительных лесов" - Проекты производства работ на монтаж лесов входят в состав основных организационно-технологических документов на строительство и являются востребованными местными органами государственного надзора при подготовке разрешительных документов на строительные работы.

п. 1.23. ПОТ РМ-012-2000 "Межотраслевые правила по охране труда при работе на высоте" - Выполнение строительно-монтажных работ, работ на воздушных линиях электропередачи и др. осуществляется по проектам производства работ или по технологическим картам, которые содержат технические решения и основные организационные мероприятия по обеспечению безопасного производства работ и санитарно-гигиеническому обслуживанию работников.

п. 4.18. СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования" - Организации, разрабатывающие и утверждающие проекты организации строительства (ПОС), проекты производства работ (ППР), должны предусматривать в них решения по безопасности труда, по составу и содержанию соответствующие требованиям, изложенным в приложении Ж СНиП 12-03-2001.

Осуществление работ без ПОС и ППР, содержащих указанные решения, не допускается.

п. 3.2. СНиП 12-04-2002 "Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство" - При строительстве объектов должны быть приняты меры по предупреждению воздействия на работников опасных и вредных производственных факторов. При их наличии безопасность труда должна обеспечиваться на основе решений, содержащихся в организационно-технологической документации (ПОС, ППР и др.), по составу и содержанию соответствующих требованиям СНиП 12-03.

п. 1.4. ВСН 41-85(р) "Инструкция по разработке проектов организации и проектов производства работ по капитальному ремонту жилых зданий" - Осуществление капитального ремонта без ут­вержденных проекта организации капитального ремонта и проекта производства работ запрещается.

п. 1.2. СНиП III-10-75 "Правила производства и приемки работ. Благоустройство территории" - Работы по благоустройству территорий должны выполняться в соответствии с рабочими чертежами при соблюдении технологических требований, предусмотренных правилами настоящей главы и проектами производства работ.

п. 3.3. СНиП 3.04.01-87 "Изоляционные и отделочные покрытия" - Отделочные работы должны выполняться в соответствии с проектом производства работ (ППР) на возведение зданий и сооружений. До начала отделочных работ должны быть произведены следующие работы:.

п. 3.51. СНиП 3.04.01-87 "Изоляционные и отделочные покрытия" - Облицовку поверхностей необходимо выполнять согласно ППР в соответствии с проектом. Соединение поля облицовки с основанием должно осуществляться.

п. 11.2. СП 45.13330.2012 "Земляные сооружения, основания и фундаменты. Актуализированная редакция СНиП 3.02.01-87" - Работы по устройству оснований и фундаментов без ППР не допускаются, кроме сооружений 4-го уровня ответственности по назначению.

п. 15.1.2 СП 50-102-2003 "Проектирование и устройство свайных фундаментов" - Работы по устройству свайных фундаментов должны производиться по проекту производства работ (ППР), разработку которого выполняет подрядная организация на основании проекта организации строительства. ППР согласовывается с проектной организацией, разработавшей проект свайных фундаментов.

п. 3.3. СП 70.13330.2012 "Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87" - Работы следует выполнять в соответствии с проектом производства работ (ППР), в котором наряду с общими требованиями должны быть предусмотрены: последовательность установки конструкций; мероприятия, обеспечивающие требуемую точность установки; пространственную неизменяемость конструкций в процессе их укрупнительной сборки и установки в проектное положение; устойчивость конструкций и частей здания (сооружения) в процессе возведения; степень укрупнения конструкций и безопасные условия труда.

п. 4.1.1. СП 70.13330.2012 "Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87" - Монтаж стальных конструкций должен осуществляться в соответствии с утвержденным проектом производства работ, разработанным с учетом специфики сооружения.

п. 5.1 СП 78.13330.2012 "Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85" - Организация дорожно-строительных работ должна соответствовать требованиям СП 48.13330, требованиям соответствующих разделов проекта, проекта организации строительства (ПОС) и проекта производства работ (ППР).

НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗРАБОТКИ ППРк (ПРОЕКТА ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ КРАНАМИ):

п. 101. Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения” - Выполнение строительно-монтажных работ, погрузочно-разгрузочных работ над действующими коммуникациями, проезжей частью улиц или в стесненных условиях на ОПО с применением ПС должно осуществляться в соответствии с ППР, разработанным эксплуатирующей или специализированной организацией, в соответствии с требованиями пунктов 159-167 настоящих ФНП.

Ответственность за качество и соответствие требованиям промышленной безопасности ППР несет его разработчик.

Эксплуатация ПС с отступлениями от требований ППР не допускается. Внесение изменений в ППР осуществляется разработчиком ППР.

п. 102. Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения” - Погрузочно-разгрузочные работы и складирование грузов с применением ПС на базах, складах, открытых площадках в случаях, кроме случаев, указанных в пункте 101 настоящих ФНП, должны выполняться по ТК, разработанным в соответствии с требованиями пунктов 159-167 настоящих ФНП.

Ответственность за качество и соответствие требованиям промышленной безопасности ТК несет ее разработчик.

Эксплуатация ПС с отступлениями от требований ТК не допускается. Внесение изменений в ТК осуществляется разработчиком ТК.

п. 104. Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения” - Устройство рельсового пути для установки ПС должно производиться согласно проекту, разработанному с учетом требований руководства (инструкции) по эксплуатации ПС и пунктов 202-218 настоящих ФНП.

НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗРАБОТКИ ТК (ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ):

Технологическая карта (ТК) - относится к организационно-технологической документации (наряду с ППР, ППРк), в которой содержатся решения по организации строительного производства и технологии строительно-монтажных работ.

Технологическая карта составляется для использования:

В составе проекта производства работ (ППР) - на возведение здания, сооружения или его части;

На выполнение отдельных видов работ - геодезических, земляных, каменных, монтажных, бетонных, кровельных, отделочных, санитарно-технических и прочих работ;

На работы подготовительного периода.

п. 6.1 СП 48.13330.2011 "Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004" - Строительные работы должны выполняться лицом, осуществляющим строительство, в соответствии с действующим законодательством, проектной, рабочей и организационно-технологической документацией.

п. 5.11.7. СП 70.13330.2012 "Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87" - Выдерживание бетона осуществляют по специально разработанным технологическим картам в ППР, в которых должны быть приведены:

Способ и температурно-влажностный режим выдерживания бетона;

Данные о материале опалубки с учетом требуемых теплоизоляционных показателей;

Данные о пароизоляционном и теплоизоляционном укрытии открытых поверхностей;

Схема размещения точек, в которых следует измерять температуру бетона и наименование приборов для их измерения;

Нормированные величины прочности бетона;

Сроки и порядок распалубки и загружения конструкций.

    технологические и

    организационные вопросы строительного производства.

    «Карты трудовых процессов» решают: организационные вопросы (организация рабочего места для звена рабочих).

2. Тех. Карты классифицируются как:

    «Типовые тех.карты» (без привязки к типу здания и к местным условиям);

    «Типовые тех.карты» с привязкой к конкретному типу зданий (без привязки к местным условиям);

    «Рабочие тех.карты» (с привязкой к конкретному зданию - проектируемому объекту, следовательно, и к местным условиям);

    «Индивидуальная тех.карты» (разрабатывается на новые технологии или на процессы, выполняемые в опасных и сложных условиях);

    «Индивидуальная тех.карты, повторно применяемые».

Внимание! В состав ППР (в состав Дипломного проекта) входят «Рабочие тех.карты».

3. Основной принцип проектирования тех. Карт.

Тех. карты проектируются по принципу вариантного проектирования: рассматривают возможные варианты ТСП и определяют оптимальный вариант на основании сравнения ТЭП (технико-экономических показателей).

При разработке раздела дипломного проекта по технологии возведения объекта значительное внимание уделяется составлению технологических карт по основным комплексным процессам (разработка грунта, монтаж строительных конструкций, возведение бетонных и железобетонных конструкций, устройство кровель и т.п.). В проектных решениях должны быть предусмотрены наиболее прогрессивные методы выполнения рассматриваемых строительных процессов с максимально возможной и экономически целесообразной степенью комплексной механизации. Проектируемые методы производства работ должны учитывать основные решения по охране труда, техники безопасности, промышленной санитарии и пожарной профилактике, обеспечения качества.

В составе дипломного проекта разрабатывается 1−2 технологические карты. При выборе тематики технологических карт, принимаемых к проектированию, следует ориентироваться на технологии:

1) строительных работ максимальных (значительных) объемов;

2) ответственных работ, например монтаж несущих элементов каркаса здания;

3) работ, выполняемых в сложных условиях, например в стесненных условиях строительной площадки;

4) работ, выполняемых в экстремальных условиях, например, в зимний период;

5) выполнения работ по новым технологиям;

6) строительства с использованием новых материалов, машин, механизмов или технологической оснастки.

В дипломном проекте разрабатывается технологическая карта одного из следующих строительно-монтажных процессов:

    производство земляных работ;

    устройство свайных фундаментов;

    монтаж и устройство монолитных фундаментов;

    монтаж конструкций после укрупнительной сборки на стройплощадке;

    монтаж конструкций с транспортных средств;

    производство монтажных работ в зимнее время;

    возведение монолитного железобетонного каркаса;

    производство каменных работ;

    производство кровельных работ;

    производство отделочных работ и т.д.

В пояснительной записке приводится описание технологии производства работ, организации труда, расчет и обоснование выбора строительных машин, механизмов, ручного инструмента и приспособлений для выполнения работ, калькуляция трудовых затрат, расчет состава комплексной бригады и перечень мероприятий по охране труда.

Технологические карты в дипломном проекте должны разрабатываться по принципу вариантного проектирования, что предполагает:

Изучение всех существующих технологий конкретных строительных процессов;

Выбор из них оптимального варианта технологии выполнения работ в заданных условиях;

Обоснование принятого варианта выполнения работ технико-экономическими показателями.

Проектированию технологических карт предшествуют расчеты по определению:

1) объемов работ;

2) расхода используемых материалов;

3) количественного и квалифицированного состава рабочих в специализированных звеньях, в бригаде;

4) рабочих параметров ведущих строительных машин (возможны расчеты по определению количества ведущих строительных машин в комплектах механизации).

Основные технологические расчеты технологической карты сведены в калькуляцию и включают в себя следующие параметры:

1) нормируемая и планируемая трудоемкости выполнения отдельных строительных операций и процесса в целом;

2) расчетная и принятая продолжительности выполнения работ в зависимости от проектируемой сменности и количества занятых рабочих;

3) нормативная и планируемая выработка на одного рабочего (на одну машину);

4) производительность проектируемого процесса;

На основании калькуляции проектируется график производства работ.

Технологическая карта оформляется на листе формата А1. Блок-схема размещения разделов технологической карты представлена на рис. 2.1.

1, 2, 3 – основные схемы производства работ (в плане) на основные строительные процессы при занятости различных строительных машин или комплектов строительной техники. Количество схем производства работ в плане определяется количеством основных операций, входящих в строительный процесс. На месте схем производства работ (в плане) могут быть размещены схемы организации рабочих мест;

4 – технические характеристики строительных машин, применение которых обосновано предварительными расчетами;

5 – калькуляция (технические расчеты технологической карты);

6 – график производства работ (основных и вспомогательных);

7 – технические указания (ТУ) на производство основных и вспомогательных работ;

8 – указания по технике безопасности (ТБ) при производстве строительных работ (СНиП 12–03–2001 «Техника безопасности в строительстве»);

9 – допустимые отклонения (допуски), регламентируемые положениями «Схемы операционного контроля качества» (сб. СНиП часть III);

10 – расход используемых материалов (сб. «Нормативные показатели расхода материалов НПРМ);

11 – ведомость занятых рабочих при производстве основных и вспомогательных работ;

12 – технико-экономические показатели (ТЭП);

13 – нормокомплект;

14 – схемы производства основных работ в разрезе (фрагменты разреза);

15 – схемы технологической оснастки и технических средств;

16 – схемы, дополняющие информацию по технологическим и организационным решениям процесса. К ним могут быть отнесены, например, следующие схемы: выноса и закрепления разбивочных осей; правил складирования материалов и конструкций; временной выверки и временного крепления конструкций при монтаже; монтажные схемы, определяющие очередность монтажа конструкций; схемы способов уплотнения бетонной смеси; перевязки швов каменной кладки и др.

Рис. 4.1. Блок-схема размещения разделов технологической карты



Дополнительная информация по данной теме ЗДЕСЬ.

Проект производства работ (ППР, ППРк) - документация, в которой детально прорабатываются вопросы рациональной технологии и организации строительства конкретного объекта данной строительной площадки.

Проведение СМР без утвержденных ПОС и ППР российскими нормами запрещается, а все отклонения от ПОС и ППР должны согласовываться с организациями, разработавшими и утвердившими их.

Любое организованное строительство невозможно без строительной документации, включающей в себя, в частности, разработку таких документов, как ПОС (проект организации строительства) и ПОД (проект организации движения), ППР (проект производства работ), которые помогают обеспечить правильную организацию строительства зданий и сооружений и безопасность людей и автотранспорта при проведении строительных работ, а также влияет на повышение качества строительных работ.

В связи с возросшей сложностью строительно-монтажных работ возникла необходимость в тщательной проработке технических и технологических решений, принимаемых при производстве работ. Для решения всех этих вопросов необходима качественно разработанная технология производства работ, а именно ППР (проект производства работ). Проект производства работ – это основной документ с перечнем технологических правил, требований к охране труда и экологической безопасности, согласно которому организуются работы, определяются оптимальные сроки строительства, необходимые ресурсы, а также прорабатываются возможные риски.

В системе организационно-технологической подготовки строительных работ проект производства работ ППР является основным документом. Состав и содержание ППР должны соответствовать СНиП 12-01-2004 "Организация строительства" и СП 12-136-2002 (п. 4).

Проекты производства работ (ППР) на строительство новых, расширение и реконструкцию предприятий, зданий или сооружений разрабатываются генеральными подрядными строительно-монтажными организациями. На отдельные виды общестроительных, монтажных и специальных строительных работ проекты производства работ разрабатываются организациями, выполняющими эти работы. Проекты производства работ по заказу генеральной подрядной или субподрядной строительно-монтажной организации могут разрабатываться проектными, проектно-конструкторскими организациями, а также проектно-технологическими трестами (институтами): Оргтехстрой (Оргстрой).

Согласно действующей нормативной документации Проекты Производства Работ, в обязательном порядке изготавливается на грузоподъемные механизмы, а так же на виды работ, допускающих возникновение опасного производственного фактора.

МДС 81-33.2004 Перечень статей затрат накладных расходов в строительстве

III. Расходы на организацию работ на строительных площадках

8. Расходы по проектированию производства работ . По этой статье учитываются расходы на оплату труда (с отчислениями на ЕСН от расходов на оплату труда) работников проектно-сметных групп и групп проектирования производства работ и привязки типовых временных зданий и сооружений, находящихся при строительных трестах (фирмах) или непосредственно при строительных (специализированных) структурных подразделениях, прочие расходы по содержанию этих групп, оплата услуг проектных организаций и трестов по составлению проектов производства работ и оказанию технической помощи.

Согласно документам, утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10 мая 2007г. №317 - установка кранов и иных грузоподъемных машин, организация и выполнение строительных или монтажных работ с их применением регламентируются разработанным для этих целей проектами производства работ кранами (ППРк).

ППРк и технологические карты на строительно-монтажные и погрузочно-разгрузочные работы с использованием грузоподъемных машин должны разрабатываться специалистами, имеющими опыт работы в разработке проекта производства работ кранами (ппрк), в строительстве, а также прошедшими подготовку и аттестованными в области промышленной безопасности опасных производственных объектов в порядке, установленном органами Ростехнадзора. Проекты с применением грузоподъемных машин согласовываются с владельцами этих машин и, в соответствии с Федеральным Законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (№ 116-ФЗ), обязательно проходят экспертизу промышленной безопасности в специальных экспертных центрах.

Главными частями ПОС и ППР являются стройгенплан и календарный план, на основе которых составляются всевозможные ведомости, графики потребления различных ресурсов.

Проект производства работ состоит из трех документов - стройгенплан, календарный план производства работ и пояснительная записка.

Стройгенплан (строительный генеральный план) – второй по значимости документ ППР. Тщательная его подготовка позволяет снизить до разумных пределов издержки по организации строительной площадки и, одновременно, создать безопасные условия для производительной работы. Он устанавливает: границы строительной площадки, расположение постоянных, строящихся и временных зданий и сооружений, действующих, вновь прокладываемых и временных подземных, надземных и воздушных сетей и инженерных коммуникаций, постоянных и временных дорог, места установки строительных и грузоподъемных машин с указанием путей их перемещения, источники и средства энергоснабжения и водоснабжения строительной площадки, места складирования материалов и конструкций, площадки укрупнительной сборки и др. Проектируя стройгенплан, наши специалисты рассматривают различные варианты организации строительной площадки, из которых выбирается наиболее оптимальный.

Календарный план производства работ , безусловно, является ключевым документом ППР. От качества его разработки в значительной мере зависит успех реализации проекта. Календарный план представляет собой модель строительного производства, в которой устанавливают рациональную последовательность, очередность и сроки выполнения работ на объекте.

Пояснительная записка – важным элементом ППР является пояснительная записка. В ней дается характеристика условий и сложностей строительства, указываются мероприятия по охране труда, по защите окружающей среды, обосновываются размеры складских площадей, число и размеры вспомогательных временных сооружений и помещений, расчеты сетей временных инженерных коммуникаций, выбор машин и механизмов, т.е. обоснование всех решений, принятых в графической части. В пояснительной записке приводятся технико-экономические показатели строительства (в ПОС - по всему комплексу объектов, в ППР - одному конкретному объекту).

Иногда при больших объемах работ ППРы составляются не на объект, а на какой-либо вид работ, например, на земляные работы, на монтаж сборных железобетонных конструкций, на кровельные работы и т.д. Подобные проекты широко применялись при строительстве таких заводов как ВАЗ, КАМАЗ. Ранее такие документы обычно назывались проектами организации работ (ПОР), но в действующих нормах (СНиП 12-01-2004 взамен СНиП 3.01.01-85) они именуются также ППР с оговоркой, что это проекты производства конкретных работ.


Технологические вопросы ППР

В ППР должны содержаться технологические карты (схемы) на выполнение наиболее крупных, сложных или новых видов работ.

Технологическая карта (ТК) - это документ, в котором излагаются наиболее рациональные способы и последовательность выполнения рассматриваемого вида работ, организация труда, необходимые ресурсы, калькуляция трудовых затрат. Технологические карты обычно включают текстовой и графический материал, в том числе схемы рабочих мест с указанием фронта работ, границ участков, на которые делится объект (захватки, делянки), места расположения стационарных машин или пути движения и стоянки передвижных машин. Примерами работ, на которые необходимы технологические карты, могут быть земляные работы, выполняемые в больших объемах, в гидромелиоративном, гидротехническом, промышленном, иногда в жилищном (при больших подвалах) строительстве; бетонные работы - при бетонировании тела плотины, постаментов под оборудование, при сооружении стен в грунте, глубоких опор. Они необходимы при использовании бетононасосов, инъекционного оборудования и т.д. ТК могут быть трех видов:

  • типовыми без привязки к конкретным объектам
  • типовыми с привязкой к типовым объектам (в настоящее время их роль уменьшилась в связи с резким уменьшением применения типовых проектов)
  • индивидуальными с привязкой к конкретному проекту

ППР может так же содержать карты трудовых процессов (КТП). КТП имеет примерно те же цели, что и ТК, но по сравнению с ТК и КТП охватывают меньшее число операций и представляет средство более детальной проработки действий строителей. КТП включают три раздела:

  • общие сведения о данном виде работы
  • организация труда и рабочего места
  • приемы труда

Например, при возведении свайного фундамента карта трудового процесса может охватывать только забивку свай или только срезку голов этих свай, только монтаж оголовника (при безростверковом варианте) и т.д., в то время как ТК охватывала бы возведение всего свайного фундамента. Для выполнения какого-либо конструктивного элемента здания или сооружения обычно используется комплект карт трудовых процессов. КТП чаще всего делаются типовыми без привязки к конкретному объекту.

В состав проекта производства работ входит:

  • Календарный план производства работ;
  • Cтроительный генеральный план;
  • Графики поступления на объект строительных конструкций, изделий, материалов и оборудования;
  • Графики движения рабочих кадров по объекту;
  • Технологические карты;
  • Решения по производству геодезических работ;
  • Решения по технике безопасности;
  • Перечни технологического инвентаря и монтажной оснастки, а также схемы строповки грузов;
  • Пояснительная записка, содержащая:

Обоснование решений по производству работ, в том числе выполняемых в зимнее время;

Потребность в энергетических ресурсах и решения по ее покрытию;

Перечень мобильных (инвентарных) зданий и сооружений и устройств с расчетом потребности и обоснованием условий привязки их к участкам строительной площадки;

Мероприятия, направленные на обеспечение сохранности и исключение хищения материалов, изделий, конструкций и оборудования на строительной площадке, в зданиях и сооружениях;

Мероприятия по защите действующих зданий и сооружений от повреждений, а также природоохранные мероприятия.

Строительные генеральные планы

Строительный генеральный план (стройгенплан) - это, план участка строительства, на котором показано расположение строящихся объектов, расстановки монтажных м грузе подъемных механизмов, а также всех прочих объектов строительного хозяйства. К таковым относятся склады строительных материалов и конструкций, бетонные: и растворные узлы, временные дороги, временные помещения административного, санитарно-гигиенического, культурно-бытового назначения, сети временного водоснабжения, энергоснабжения, связи и т.д. В зависимости от охватываемой площади и степени детализации строительные генеральные планы могут быть объектным (в ППР) или общеплощадочным (в ПОС). При этом для крупных строек, особенно водохозяйственных, кроме стройгенпланов, в ПОС составляется ситуационный план, характеризующий строительно-хозяйственные условия района.

На ситуационном плане указываются, кроме места расположения строительства, существующие предприятия стройиндустрии - карьеры по добыче песка, гравия, заводы по изготовлению железобетонных, конструкций, кирпича, металлоконструкции; автомобильные и железные дороги; водные пути сообщения; линии электропередачи и проч. При строительстве оросительных и осушительных систем дополнительно указывается границы и площадь орошаемых и осушаемых систем территории с указанием очередности их ввода, границы строительных и эксплуатационных участков. При строительстве гидроузлов указываются границы отвода и затопления территорий, обводные каналы, мосты.

При проектировании организации строительства стремятся максимально использовать для нужд стройки существующие объекты хозяйственной деятельности - предприятия стройиндустрии, энергоснабжения, здания и т.д. Только при отсутствии таких объектов или недостаточной их мощности проектируются временные сооружения аналогичного назначения.

Общеплощадочиый стройгенплан охватывает только строительную площадку, но включает все ее объекты. Он состоит из графической части и пояснительной записки, где обосновываются решения графической части. Графическая часть обычно включает:

  • собственно план стройплощадки
  • эксплуатацию объектов плана (временных и постоянных)
  • условные обозначения
  • фрагменты плана (технологические схемы)
  • текнико-экономические показатели
  • примечания

Масштаб обще площадочного строительства обычно принимается равным 1:1000, 1:2000 или 1:5000.

Составление общеплощадочного стройгенплана обычно начинают с размещения дорог для внгутрипостроечного транспорта и параллельно с этим выбирают места для обще площадочных складов и механизированных установок. После этого размещаются все основные объекты строительного хозяйства. Последними, обычно проектируются временные сети водопровода, электроснабжения, теплоснабжения и др.

При проектировании объектов строительного хозяйства обычно руководствуются результатами расчета потребности в этих объектах и специальными правилами их размещения. Например, расстояния от бытовых помещений до пунктов питания не должно быть более 300...600 м (в зависимости от длительности перерыва), до санитарно-бытовых помещений - не более 200 м, до места производства работ - не менее 50 м. Противопожарные разрывы между временными помещениями должны быть 10..,20 м (в зависимости от степени огнестойкости), между складами - 10...40 м.

Расчеты потребности в различных ресурсах, объектах строительного хозяйства приводятся в пояснительной записке. Для общеплощадочного сгройгенпланл они обычно приближенны, т.е. основываются на укрупненных нормах на 1 млн. руб. СМР. На общеплощадочных стройгенпланах гидротехнических и водохозяйственных объектов обязательно показываются сооружения и устройства для обеспечения пропуска расходов воды в строительный период ("строительных расходов"), разбивка очередности работ по возведению узла или комплекса гидротехнических сооружений.

При одностадийном проектировании, связанном обычно с небольшими стройками, общеплощадочнный стройгенплан не составляется.

Объектные стройгенпланы разрабатываются обычно отдельно на каждый объект, показанный на общеплощадочном стройгенгглане. При этом такие стройгенплапы могут составляться раздельно на каждый этап работ - для подготовительного периода, для нулевого цикла, для возведения надземной части. Графическая часть объектного стройгенллана содержит те же элементы, что и оощеплощадочного, но все вопросы прорабатываются более детально. Масштаб обычно принимается 1:500, 1:100, 1:200. Размещение объектов строительного хозяйства производится, как и при составлении общеплощадочного стройгенплана, согласно расчетам и установившимся правилам. Однако в этом случае расчеты делаются не приближенно на 1 млн. руб., а на основе натуральных объемов работ, и норм расхода ресурсов на конкретного потребителя.

Составление объектного стройгенплана обычно начинают с выбора грузоподъемных (монтажных) машин и механизмов, рационального их размещения. На основании этого устанавливаются места складирования сборных конструкций, стройматериалов, размещаются внутриобъектные дороги. После этого размещаются все остальные элементы строительного хозяйства. Перечень, всех сведений, которые должен содержать объектный стройгенплан., приведен в СНиП 3.01.01-85.

Примерный порядок составления объектного стройгенплана

Графическую часть проектирования стройгенплана рекомендуется выполнять в пять этапов.

Первым этапом может быть нанесение строящегося объекта (головного сооружения) и существующих сооружений (существующие линии электропередачи, водопровода, канализации, теплоснабжения) в масштабе 1:500.

Вторым этапом может быть выбор мест стоянок и пути движения монтажного механизма. Такой выбор может согласовываться с техническими характеристиками монтажного механизма размерами и конфигурацией строящегося объекта. На строй генплане необходимо схематически показать монтажный механизм (на одной из стоянок), его рабочую зону. Рабочий зоной крана называется пространство, находящееся в пределах линии, описываемой крюком этого крана. Следует пунктиром показать монтажную зону. Монтажной зоной называется пространство, где возможно подаваемых краном грузов и конструкций при их монтаже. Монтажная зона определяется наружными контурами здания плюс 7 м при высоте здания до 20 м и 10 м – при высоте 20... 100 м. В монтажной зоне можно размещать только сам монтажный кран и выполнять раскладку монтируемых конструкций. Складировать материалы здесь нельзя.

Опасной зоной крана называется пространство в пределах возможного перемещения и следовательно падения грузов.

  • На строительной площадке должно бить, как минимум два въезда независимо от схемы движения транспорта и расположения мест складирования стройматериалов и конструкций.
  • Ширина временных дорог при двухстороннем движении должна быть б...8м, при одностороннем 3...4 м.
  • Трасса дороги должна располагаться поближе к рабочим зонам крана и намеченных его стоянках, но по возможности не попадать в его опасную зону, на стройгенплане, как отмечалось выше, следует заштриховать.
  • Радиус td width= Календарный план производства работTahomaзакругления внутриплощадочных дорог принимается в зависимости от вида транспортных средств и габаритов переносимых конструкцией в пределах 12...30 м. При диаметре 12 м ширина дорога в районе поворота не должна быть менее 5 м.
  • Дороги целесообразно делать кольцевыми, а при необходимости тупиков следует предусматривать площадки для разворота машин (не менее 12 м).
  • Минимальное расстояние между дорогой и забором 2.0 м, между дорогой и складской площадкой 0,5... 1 м, дорогой и подкрановыми путями (если применяются башенные или козловые краны) - 6,5...12,5 м.

Четвертым этапом на стройгенплане размещаются складские площади (открытые, навесы, закрытые). Если для разгрузки материалов и изделии не используется дополнительный кран, то все открытые склады должны размещаться в рабочей зоне основного (монтажного) крана, а полузакрытые (навесы) я и закрытые - у границы этой зоны.

Между дорогой и складами при одностороннем движении рекомендуется предусматривать площадки шириной не менее 3 м для стоянки транспорта под разгрузкой.

Пятым этапом размещаются временные административно-хозяйственные и санитарно-бытовые помещения. Их количество и размеры должны соответствовать результатам производственных расчетов.

Бытовые помещения желательно размещать вблизи входов на строительную площадку. Запрещается их располагать в опасной зоне кранов. Все временные помещения должны размещаться с соблюдением противопожарных разрывов - не менее 5 м.

Шестым этапам может быть размещение в плане сетей временных инженерных коммуникаций - водопровода, канализации, электроснабжения, теплоснабжения. В зависимости от назначения каждого временного помещения предусматривается подключение к нему тех или иных коммуникаций. Наружное освещение обычаю устраивается на деревянных опорах через 30-40м по периметру строительной площадки.

Строительная площадка ограждается по периметру временным или постоянным ограждением. Это ограждение должно быть удалено не менее, чем на 2м от временных здании, складов, проезжей части дороги.

Расположение всех объектов строительного хозяйства должно обеспечивать наибольшее удобство производства работ и наименьшие материальные затраты. Протяженность коммуникаций, дорог, площадь складов, санитарно-бытовых и хозяйственно- административных помещений и сама площадь стройплощадки должны быть минимальными, но достаточно удовлетворять всем эксплуатационным требованиям.

Технико–экономические показатели стройгенплана и строительства в целом

По общеплощадочному и по объектному стройгенпланам определяются технико-экономические показатели. Они могут включать:

  • стоимость объектов строительного хозяйства в процентах к общей стоимости строительства
  • продолжительность работ по организации (развертыванию) строительства хозяйства
  • протяженность, и стоимость дорог, сетей коммуникаций на 1 га застройки
  • коэффициенты застройки, использования площади и т.д.

Коэффициент застройки определяется отношением площади застройки ко всей площади стройплощадки. Коэффициент использования площади - это отношение площади всех временных помещений, открытых складов, навесов, дорог, строящегося здания с монтажной зоной к общей площади стройплощадки.

В целом задача составителя стройгенплана состоит В обеспечении наибольших удобств для строителей при возможно меньших затратах на строительное хозяйство, возможно меньшем потреблении ресурсов.

Кроме показателей по стройгенплану, в общей пояснительной записке в ПОС и ППР должны приводиться показатели по строительным работам в целом. Они регламентируются СНиПом и для ПОС включают один обязательный показатель - общую продолжительность строительства, в том числе подготовительного периода, и два рекомендуемых - максимальную численность работающих и общие затраты труда, на выполнение СМР.

Для ППР установлены только рекомендуемые показатели: объемы и продолжительность СМР, их себестоимость по сравнению со сметной, уровень механизации и затраты труда на 1 м3 объема и 1 м2 площади здания, на единицу физических объемов работ или какой-либо другой удобный показатель производительности труда.

Справочная литература

  • СНиП 12-01-2004 «Организация строительства»;
  • СНИП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1.»;
  • СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2.»;
  • СНиП 3.02.01-87 «Земляные сооружения, основания и фундаменты»;
  • СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции»;
  • CНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;
  • ГОСТ 12.1.046-85 ССБТ «Строительство. Нормы освещенности стр. площадок»;
  • ГОСТ 12.4.059-89 «Строительство. Ограждения предохранительные инвентарные»;
  • ГОСТ 23407-78 «Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства СМР»;
  • МДС 12-46.2008 «Методические рекомендации по разработке и оформлению проекта организации строительства, проекта организации работ по сносу (демонтажу), проекта производства работ»;
  • МДС 12-81.2007 «Методические рекомендации по разработке и оформлению проекта организации строительства и проекта производства работ»;
  • Пособие к СНиП 1.04.03-85* «Пособие по определению продолжительности строительства»;
  • Пособие. «Разработка ПОС и ППР для промышленного строительства»;
  • Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87;
  • Расчетные показатели для определения продолжительности строительства;
  • Сборники ЕНиР по видам работ и укрупненные нормы трудозатрат на строительные работы;
  • СП 12-136-2002 «Безопасность труда в строительстве. Решения по охране труда…»;
  • СП 2.2.3.1384-03 «Гигиенические требования к организации строительного производства…»;
  • ПБ 03-428-02 «Правила безопасности при строительстве подземных сооружений.»;
  • ПБ 10-382-00 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.»;
  • СП 12-136-2002 «Решения по охране труда и промышленной безопасности в проектах организации строительства и проектаpbrх производства работ.»;
  • ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской федерации.»;
  • Письмо №10953-ИП/08 от 03.05.2011г. о расходах по разработке проектов производства работ ППР ;
  • ВСН 237-80 - Инструкция по разработке проектов производства работ на монтаж внутренних санитарно-технических устройств ;
  • Пособие по разработке проектов организации строительства и проектов производства работ для жилищно-гражданского строительства (к снип 3.01.01-85) ;
  • ВСН 193-81 Инструкция по разработке проектов производства работ по монтажу строительных конструкций
  • РД 153-34.0-20.608-2003 Методические указания проект производства работ для ремонта энергетического оборудования электростанций (требования к составу, содержанию и оформлению);
  • РД-11-06-2007 Методические рекомендации о порядке разработки проектов производства работ грузоподъемными машинами и технологических карт погрузочно-разгрузочных работ;
  • РД 102-011-89 ОХРАНА ТРУДА.Организационно-методические документы;
  • ВСН 41-85 Инструкция по разработке проектов организации и проектов производства работ по капитальному ремонту жилых зданий;