Главное правило создания дизайна интерьера. Баланс в интерьере помещений: основные принципы сбалансированного дизайна

В сфере дизайна интерьера масштаб означает размер предмета по отношению к размерам всего остального в комнате, включая другие предметы, людей и площадь, на которой все это расположено. Пропорциональность означает соотношение предметов или их частей, основанное на размере. Правильный масштаб достигается в том случае, когда все предметы пропорционально соответствуют друг другу и всему остальному в комнате. Принципы масштаба и пропорциональности относятся ко всем предметам в комнате, начиная с архитектурных элементов, таких как окна, двери и лепные украшения, и заканчивая мебелью, цветовой гаммой, оформлением окон, аксессуарами и даже узорами на тканях. Все эти элементы должны соответствовать размерам комнаты и быть пропорциональными по отношению к другим предметам.

Обставляя мебелью небольшое пространство, всегда учитывайте соотношение размеров выбранных вами предметов к размеру комнаты (масштаб) и друг к другу (пропорциональность). Например, большое пианино не подойдет по масштабу маленькой гостиной, а кресло с откидывающейся спинкой может оказаться чересчур большим по сравнению с другими предметами мебели, визуально уменьшит все вокруг, и остальные предметы покажутся незначительными на его фоне. Изящный же кофейный столик будет выглядеть блекло на фо-не чересчур большого грубого дивана.

Как правило, можно без труда увидеть, является ли определенный элемент слишком маленьким или слишком большим для какой-либо площади, но, конечно, для достижения идеальной пропорциональности требуется практика.

Развивайте свои способности, читая книги и журналы по дизайну интерьера. Изучайте фо-тографии комнат, интерьеры которых создавали профессионалы, и старайтесь понять, почему они так удачно выглядят. Одним словом, тренируйтесь. И вскоре вы станете необычайно проницательными.

Правило 2. Определите линии

Линии определяют пространство. Плоские поверхности, такие как стены, полы и потолки, представляют собой двумерное пространство, образованное пересекающимися линиями.

Добавляя плоским поверхностям глубину или объем, мы создаем трехмерное пространство, которое сразу же воспринимаем, заходя в комнату. Однако линии играют и более важную роль, чем определение пространства, - они обладают различными свойствами.

Вертикальные линии подразумевают сил и гордость, и выделение вертикалей в комнате создает строгую обстановку. Например, классическая колонна всегда кажется величественной. Вертикальные линии также добавляют высоту и компенсируют горизонтальные лини большинства предметов мебели.

Горизонтальные линии , например кровати и столы различного размера, шкафчики и другая встроенная мебель, выражают расслабленность и уверенность.

Диагональные лини и, такие как двускатна крыша или перила лестниц, подразумевают движение, развитие и привлекают к себе внимание.

Кривые линии — круглый столик или ручки удобного мягкого стула — означают свобод мягкость и чувственность.

Создавая дизайн для небольшого пространства, ищите способы объединения различны линий. Архитектурная форма большинства комнат прямолинейна, поэтому большая часть мебели является такой же. Чтобы смягчить резкость прямоугольников и квадратов и сделать комнату более яркой и интересной, добавьте несколько кривых или диагональных линий на окнах, мебели, лепных украшениях или аксессуарах. Если вам требуется, чтобы комната казалась более высокой, добавьте вертикальных линий, если более широкой — горизонтальных.

Правило 3. Создайте баланс

Другим важным понятием в дизайне являете баланс. Баланс означает равновесие предметов в комнате. Удачно сбалансированная комнат предполагает тщательное расположение предметов в зависимости от их визуального веса. Если баланс достигнут, отношения между предметами будут казаться естественными, результатом чего станет красивая картинка под названием визуальное равновесие. Для комнаты будет характерно чувство тишины и покоя.

Две картины в рамах, повешенные рядов порадуют глаз, если они будут приблизительно одного размера, в то же время сочетание двух картин разного размера будет выглядеть неудачно. Это же касается мебели, независимо с того, больших она размеров или маленьких; в сбалансированной комнате предметы мебели будут расставлены равномерно, а не собраны в какой-то одной ее части.

Существуют два вида баланса — симметричный и асимметричный .

Симметрия — это одинаковое расположение предметов по обеим сторонам от предполагаемой или существующей линии симметрии, так называемый «зеркальный» подход. По своей природе он является формальным. Представьте себе, что по обе стороны от камина расположены стулья и подсвечники. Чтобы симметрия радовала глаз, стулья и подсвечники в идеале должны быть идентичными или, по крайней мере, одинакового веса и размера. Если они будут отличаться, то это может раздражать.

При асимметричном балансе для достижения чувства равновесия используют различные предметы одинакового визуального веса. Представьте себе несколько длинных, узких подсвечников на одной стороне каминной полки и низкую, широкую вазу — на другой. Если правильно определить масштаб, то эта компоновка будет сбалансирована. Асимметрия может быть так же приятна взору, как и симметрия. Поскольку же она является неформальной, то зача-стую даже более подходит непринужденной атмосфере современных жилых пространств.

Правило 4. Помните о гармонии и ритме

Эти два принципа относятся в основном к узорам. Гармония появляется тогда, когда элементы сочетаются между собой и создают приятную для глаз связь. Она достигается в том случае, когда все элементы соотносятся друг с другом, то есть когда все они сочетаются по цветовой схеме и дизайнерскому мотиву.

Следовать принципу гармонии — не значит использовать один цвет и один узор, подобное повторение кажется скучным и безжизненным. Но для создания гармонии в декоре комнаты эти элементы должны сочетаться определенным образом, например, быть близкими или же, наоборот, контрастными. Можно сочетать несколько узоров или рисунков; попробуйте смешать, например, цветочные узоры, полосы и клетку при условии, что они сочетаются по масштабу, мотиву или цветовой гамме.

Ритмом в декоре часто называют определенную последовательность или нехватку какого-либо элемента, в результате чего создается стимулирующий дизайн. Это достигается путем повторения линий, формы, цвета, узора или текстуры. Если гармония соединяет комнату воедино, то ритм проводит взгляд по кругу: по цветам, текстурам и формам, которые плавно переходят от одной части пространства к другой. Цветовая гамма может не меняться, но акцент на определенном цвете в одной части комнаты и его приглушение в другой части создаст ритм и «оживит» жилое пространство.

«Ритм является эффективным дизайнерским приемом для небольших жилых пространств, — говорит Патрисия Гейлор из «Little Falls» (штат Нью-Джерси). — Чтобы маленькая комната казалась больше, в ней не должно быть визуального беспорядка. Взгляд должен путешествовать в пространстве, нигде не задерживаясь и ни на что не отвлекаясь. Предметы, отвлекающие взгляд, останавливают ход зрения, прерывая изначальную реакцию на комнату».

«Это может показаться немного странным, — предупреждает Патрисия, — но это правда. Когда взгляд может беспрепятственно перемещаться по пространству, вы испытываете своего рода визуальное спокойствие».

Что может отвлечь взгляд от его спокойного путешествия по комнате? «Использование чересчур многих цветов, — считает Гейлор, — или узоры, которые создают резкий контраст. Даже использование светлого и темного дерева в одной комнате, скорее всего, будет неудачным; предметы из дерева должны быть строго одного тона. Чересчур большие предметы мебели, которые выбивают комнату из масштаба, также отвлекают взгляд.

Дизайн интерьера (interior design) – область знаний, объектом которой является интерьер жилого или коммерческого пространства. Дизайн интерьера преследует главную цель: создать условия, обеспечивающие удобное и приятное с эстетической точки зрения взаимодействие человека и окружающей его среды. Поэтому оформленное дизайнером пространство будет не только красивым, но и функциональным. В такой квартире, комнате или коммерческом помещении процессы труда и отдыха оптимизируются, облегчается навигация по пространству.

Как осуществляется дизайн интерьера?

Квалифицированный дизайнер полностью руководит оформлением пространства – от разработки перепланировки до выбора подходящих сочетаний материалов, вариантов мебели, осветительных приборов. Дизайнеру нужно будет разбираться и с системами коммуникаций, проходящими внутри помещения, поэтому важным будет и наличие знаний в технической сфере. Только в таком случае интерьер станет практичным.

Заказывают дизайн интерьеров как у специалистов, работающих самостоятельно, так и в дизайн-студиях. При выборе максимальное внимание стоит обращать на портфолио дизайнера. Проверьте наличие фото готовых объектов, а не фотореалистичных изображений, выполненных на компьютере. Это станет главной гарантией того, что дизайнер способен создать не фантастический проект, оторванный от действительности, а реальный интерьер.

Дополнительный критерий качества работы – разноплановость объектов в портфолио: отдельная комната или целая квартира, ресторан или офисное помещение. Это говорит о достаточном объеме профессиональных знаний: ведь интерьер коммерческих помещений разрабатывается с учетом важных требований в технической сфере.

Если вы хотите сэкономить, заказывая интерьерный дизайн дома – подойдет вариант с обращением к индивидуальным специалистам, которые трудятся сами на себя (фрилансерам). Сотрудничество с дизайн-студиями – надежное решение, которое потребует серьезных вложений. Стоит учесть, что дизайн интерьера Москва предложит по ценам выше, чем провинция.

Профессиональное сотрудничество осуществляется в несколько этапов:

  • предварительное обсуждение предстоящей работы с заказчиком для выяснения его требований и пожеланий;
  • составление концепции, в которой будет выдержан интерьер;
  • реализация концепции, которая включает авторский надзор за ремонтными работами, выбор материалов и определение подходящих отделочных технологий.

Важный принцип, без которого невозможен профессиональный дизайн интерьера – это тесное взаимодействие с клиентом на всех этапах сотрудничества. В противном случае процесс превращается в персональную самореализацию дизайнера, и теряет свою главную цель – создание комфортного взаимодействия среды и ее обитателей (заказчика).

Интерьер: стилистическое оформление

Интерьер и дизайн неразрывно связаны с понятием стиля. Стиль – это совокупность определенных внешних признаков, которые объединяются общей идеей. Актуальный дизайн предполагает использование стилей, появившихся на рубеже XIX-XX вв. и позже. Остальные стили, которые существовали раньше, используются реже. Они называются историческими.

Какой современный стиль стоит использовать, чтобы пространство выглядело актуальными и модными?

Конструктивизм стоит использовать в случае, если ваши предпочтения склоняются к геометрическим формам, лаконичности и сдержанной колористической гамме. В рамках стиля рекомендуем использовать модульную или каркасную мебель, имеющую сложную конструкцию. Квартира или коммерческое помещение изобилуют решетчатыми формами, делением на клетки. Этот стиль – недорогой и функциональный.

Стиль авангард будет по достоинству оценен любителями нетривиальных сочетаний. Стоит экспериментировать не только с цветами, но и формами. Этот стиль – символичный и контрастный. Дизайн интерьера выполняется в чистых цветах – к примеру, белом, красном, желтом, зеленом, которые могут сочетаться в одной комнате.

Комната или квартира, оформление которой выдержано в стиле ар-деко, выглядит экзотично и роскошно. В рамках этого стиля используются дорогие отделочные материалы природного происхождения. В цветовую гамму стиля ар-деко входят оттенки золотого, коричневого, бежевого, а также золотой и черный. Интерьер в этом стиле допускает и яркие тона, но в качестве дополнительных акцентов. В рамках стиля стоит использовать предметы с абстрактными или этническими мотивами.

Минимализм подразумевает светлый интерьер, заполненный только необходимыми предметами. Этот стиль – простой, уютный и мягкий. Используются природные цвета, а наличие контрастов в границах стиля недопустимо. Интерьер в стиле минимализм понравится поклонникам сдержанного и комфортного оформления.

Хай-тек – стиль высоких технологий и больших городов. Такой стиль невозможно представить без использования стекла и металла, замысловатых систем освещения. Интерьер подразумевает, что текстиля и декора используется минимальное количество. Преобладающие цвета – белый, серый и черный, сдержанность которых разнообразят пара ярких дополнительных акцентов.

Эклетика – сочетание в одной пространстве двух и больше стилей, имеющих определенные общие черты. К примеру, стиль эко и минимализм, стиль ампир и классический стиль. Интерьер выглядит целостным за счет использования общих цветов, текстур материала.

Гранж считается пересмотром классического дизайна интерьера в сторону упрощения. Оформленное в стиле гранж пространство несет отпечаток времени, выглядит незамысловато и шикарно одновременно. Интерьер, выполненный в этом городском стиле, допускает использование многочисленного декора.

Неоклассика также базируется на важных принципах классического оформления. В отличие от стиля гранж, дизайн не выглядит искусственно состаренным за счет применения современных отделочных материалов, новейших технологий. Интерьер в неоклассическом стиле содержит и отголоски стиля минимализм.

Средиземноморский стиль – это разновидность деревенского стиля кантри, имитирующего оформление пространства загородных домов разных стран. То есть средиземноморский стиль имитирует атмосферу жилищ, расположенных в соответствующем природном поясе. Этот стиль – гармоничное сочетание атмосферы городских и деревенских домов. Цветовая гамма – в двух вариантах: сочетание голубого, белого, зеленого, лимонного или натуральных оттенков желтого, коричневого, зеленого. Простой текстиль, грубоватая отделка стен и потолков, обилие керамики и дерева – по этим признакам узнаваем интерьер в средиземноморском стиле.

Еще одной разновидностью кантри считается стиль прованс . Пастельные цвета, много природного декора, текстиль с цветочными мотивами, светлая мебель – признаки, по которым определяется интерьер в стиле прованс.

Скандинавский стиль – это светлый интерьер с оригинальными деталями, практичный и комфортный. Много систем хранения, осветительных приборов, открытость ко всему новому – признаки, по которым узнают скандинавский стиль.

Шебби-шик напоминает стиль прованс, но подразумевает использование максимального количества состаренных элементов: мебели с блошиных рынков, винтажных деталей. Интерьер шебби-шик – декоративный, приветствующий использование хэнд-мэйда.

Современный стиль или контемпорари в широком смысле – любой интерьер, который нельзя отнести ни к одному из описанных выше стилей. В целом для стиля контемпорари характерны новейшие отделочные материалы, модульная мебель, широкая цветовая гамма и использование деталей, соответствующих увлечениям хозяев квартиры или комнаты.

Экологический или эко-стиль – это интерьер, при нахождении в котором появляется ощущения, сходные с пребыванием на природе. Используются только натуральные материалы и естественные цвета: оттенки зеленого, коричневого, голубого. Интерьер в этом стиле становится эстетичным за счет материалов интересной текстуры.

Лофт основывается на контрасте старых и новых элементов. База стиля лофт – это кирпичная кладка на стенах, коммуникации напоказ, бетонные поверхности. В рамках стиля лофт мебель может быть как антикварной, так и ультрасовременной. Этот стиль приветствует наличие сложных систем освещения. Интерьер в стиле лофт – брутальный и экстравагантный.

Дизайн кухни

Квартира без кухни – это нонсенс. Кухня – еще и наиболее сложное с точки зрения функциональности пространство, поэтому к оформлению этой комнаты чаще всего привлекают дизайнеров мебели.

Дизайн интерьера кухни основывается на грамотном построении «рабочего треугольника», который составляют три точки – мойка, плита и холодильник. Оптимальный вариант – обустроить комнату так, чтобы периметр «рабочего треугольника» не превышал 4,5 м. Максимальный показатель для кухни составляет 6,5 м.

Обратите внимание, что «рабочий треугольник» на кухне лучше располагать таким образом, чтобы траектория движения в соседнюю комнату, в прихожую или на балкон не проходила внутри его.

Лучшее решение для расположения мебели на кухне с точки зрения последовательности проходящих в ней процессов: холодильник – рабочая поверхность – мойка – рабочая поверхность – плита – рабочая поверхность. В таком случае на кухне хозяйке нужно будет преодолевать минимальные расстояния и она меньше устает. Интерьер получается компактным и удобным.

Такая комната как кухня не терпит обилия декора, который быстро загрязняется. На кухне делайте выбор в пользу практичных материалов, легких в уходе и устойчивых к негативным внешним факторам. Для полов на кухне вместо ламината используйте кафель, а вместо обычных обоев – стеновые панели или моющуюся краску. Стандартные текстильные шторы на кухне замените римскими шторами или жалюзи, которые вписываются в стиль комнаты.

Не забудьте, что такая комната как кухня требует тщательно продуманного освещения. Точечные светильники над комплектом мебели для кухни обязательны. Локальное освещение лучше предусмотреть и над столом на кухне, если обеденная зона располагается в этой комнате, а не в гостиной.

Если кухня имеет достаточные размеры, то эту комнату стоит оборудовать кухонным «островом». Такой интерьер кухни будет выглядеть модно. А островное расположение мебели на кухне еще и удобное, так как помогает сократить периметр «рабочего треугольника».

Дизайн прихожей

Создавая дизайн интерьера прихожей, учитывайте минимально необходимый набор мебели для этой комнаты: ключница, вешалка или шкаф для верхней одежды, полки для обуви и сумок, банкетка или пуфик. Не лишним в прихожей будет и зеркало.

Квартира большинства людей – пространство небольшое. Поэтому и такая комната как прихожая оказывается миниатюрной, способной вместить только необходимое. Дизайн прихожей по сравнению с оформлением остальной части квартиры лучше сделать более сдержанным и лаконичным. Эта комната – переход от улицы к жилью и наоборот. Поэтому дизайн интерьера прихожей является компромиссным между радикально отличающимися пространствами.

Не забывайте, что в прихожей периодически будут оказываться грязная обувь, мокрая верхняя одежда. Выбирайте отделку прихожей, которую легко очищать.

Если размеры прихожей – больше среднего, то в этой комнате обустраивается мини-гардеробная или зону отдыха. Прихожая с естественным освещением – большая редкость, поэтому для дизайна интерьера стоит использовать локальные осветительные приборы: встроенные в мебель или настенные.

Такая комната как прихожая не должна быть полностью утилитарной. Стоит использовать интересный декор, чтобы создать нужное настроение перед входом в жилое пространство. В комнате нелишним будет несколько фото в рамках, оригинальная ключница и корзинка для зонтов или газет.

Дизайн детской комнаты

Оформление детской комнаты должно соответствовать возрасту и полу живущего в ней ребенка. Если в детской комнате обитают несколько детей – рассмотрите варианты дизайна в стиле унисекс.

Продумывая дизайн интерьера детской комнаты, стоит учитывать, что кровать должна располагаться не дальше чем в 70 см от окна. Естественное освещение в детской комнате играет важную роль в развитии ребенка. Выбирайте для детской комнаты светлые оттенки: по мнению психологов, использовать темные тона не стоит во избежание их негативного влияния на психоэмоциональное состояние ребенка.

Если делать ремонт в детской комнате каждые три-четыре года не планируется, то лучше интерьер сделать нейтральным. База в бежевых, серых, белых цветовых оттенках позволяет по мере необходимости легко подбирать мебель, не чрезмерно заботясь о выборе подходящих сочетаний. Ведь интерьер детской комнаты должен меняться по мере взросления ребенка.

Создавая дизайн интерьера детской комнаты, разделите ее как минимум на три функциональных зоны: отдыха, игр и учебы. В определенной зоне детской комнаты располагается соответствующая мебель: к примеру, кровать, спортивный уголок, стол.

Интерьер детской комнаты должен быть не только стильным, но и безопасным. Поэтому, приобретая отделочные материалы для детской комнаты, стоит использовать только их экологически чистые разновидности. Если решение с просьбой показать сертификаты качества не кажется рациональным, то приобретайте товар известных производителей. Шанс того, что они будут рисковать деловой репутацией ради небольшой выгоды – минимален. В результате «экологически чистый» дизайн интерьера детской гарантирован.

Дизайн балкона

Такая комната как балкон нередко забывается в процессе оформления жилого пространства. В результате квартира приобретает интерьер, выдержанный в определенном стиле, а балкон остается «чистым листом» или превращается в склад ненужных вещей.

Если такая комната как балкон характеризуется достаточными размерами, то здесь можно организовать зону отдыха. Для реализации этого решения потребуется набор мебели: стол и несколько стульев. Если балкон не застекленный, то выбор стоит сделать в пользу садового комплекта. Такой мебели для балкона не страшны перепады влажности, температуры, прямые солнечные лучи.

Если балкон прилегает к жилой комнате, то их стоит объединить в общее пространство. Но современный дизайн интерьера с глобальной перепланировкой балкона, подразумевающий снос стены – не лучшее решение. Согласовать объединение комнаты с балконом в государственных инстанциях самостоятельно – практически нереально. Компромиссное решение – дизайн интерьера, подразумевающий организацию на месте подоконника оконного профиля наличие стеллажа, мини-столика или барной стойки.

Если квартира – средних или небольших размеров, то на балконе при условии его достаточного утепления стоит организовать рабочую зону. В результате такого решения получится комната с высокой степенью естественного освещения, что важно для оптимального прохождения трудового или учебного процессов. Согласно действующему законодательству, на балкон централизованное отопление проводить нельзя. Поэтому, пока квартира находится на стадии ремонта – включите в современный дизайн интерьера балкона кондиционер, теплые полы или дополнительную розетку для обогревателя. Неплохой вариант – игровая комната для детей.

Дизайн интерьера ванной комнаты

Планируя интерьер ванны, первостепенное внимание обратите на ее габариты. Если ванна небольших размеров – используйте светлые оттенки и избегайте контрастных цветов. Для экономии пространства в ванне используйте стиральную машинку с горизонтальной загрузкой, душ вместо ванны, уменьшенный рукомойник.

Оттенки синего и зеленого для ванны – устаревшее решение дизайна интерьера. Обратите внимание на черный, белый, коричневый цвета.

Облицовка стен ванны плиткой – не единственный вариант оформления пространства этой комнаты. Интересное решение для ванны – использовать водостойкую краску или обои, стеновые панели. Также стены ванны облицовываются плиткой частично – к примеру, вокруг умывальника.

Ванна – комната, где проводят минимум времени. Если вся квартира выдержана в сдержанном оформлении, то стоит попробовать яркий дизайн ванны. Тогда такая комната как ванна станет главным акцентом в жилом пространстве. Но нужно следовать принципу: квартира сочетается по стилю с ванной, даже если их дизайн интерьера контрастирует.

Современный интерьер ванны должен включать систему хранения: этому виду мебели нередко не уделяют должного внимания. В итоге квартира заполняется вещами, которые лучше скрывать: чистящими средствами, инструментами для уборки. Дизайн интерьера ванны предполагает достаточное освещение, в том числе и локальное: эта комната чаще других становится женским будуаром.

Дизайн интерьера гостиной

Интерьер гостиной – лучше пространство для реализации инновационных решений и нестандартных вариантов оформления. Дизайн призван создать атмосферу, располагающую к дружескому общению и способную стать поводом для нее. Любая квартира без уютной гостиной или зоны приема гостей становится неудобным пространством. В результате эту роль на себя принимает другая комната.

Современный интерьер гостиной или гостевой зоны обязательно включает в себя место для сидения (кресла, стулья, диваны) и размещения еды, напитков, к примеру, журнальный столик. Интерьер гостиной больше других комнат подходит для размещения телевизора, аудиосистемы.

Здесь будет уместен необычный декор крупных размеров (вазы, панно, картины), цветки и сложные системы освещения. Интерьер гостиной располагает к размещению предметов коллекционирования и вещей, связанных с хобби хозяев. Классический вариант декора, который идеально примет гостиная – камин, настоящий или его имитация.

Сайт дизайна интерьеров предложит много фото, где гостиная совмещается с другими функциональными зонами – приема пищи, кабинетом, гостевой спальней. Если гостиная обладает небольшой площадью, то ее габариты увеличиваются за счет соединения с кухонной зоной. Еще один распространенный путь – объединить гостиную с застекленным балконом или лоджией.

Частый случай: гостиная выполняет функцию объединения остальных комнат. Тогда главным принципом становится соблюдение открытости ее планировки. Гостиная плавно переходит в прихожую или коридор, и их разделение в виде двери отсутствует.

Дизайн интерьера спальной комнаты

Интерьер спальной комнаты включает такие виды мебели как кровать, прикроватные тумбочки, шкаф для вещей. Дополнительными элементами становятся туалетный столик с пуфом, банкетка, система хранения для мелких предметов. Если габариты спальни – больше среднего, то здесь дополнительно обустраивается рабочий кабинет или детскую зону.

В спальне лучше использовать мягкую цветовую гамму, способствующую расслаблению и полноценному отдыху. Поэтому яркие тона лучше использовать локально, в качестве дополнительных акцентов.

Важную роль в создании уютной атмосферы спальной играют текстильные элементы: шторы, покрывала, постельное белье, чехлы для мебели. Вариант с использованием одного и тоже текстиля для всех поверхностей – не лучшее решение. Вы сомневаетесь в собственных способностях по сочетанию орнаментов? Для поверхности, имеющей максимальную площадь, к примеру, шторы или покрывала, выберите запоминающийся разноцветный орнамент. Остальной текстиль лучше сделать однотонным, сочетающимся по гамме с основным.

Чтобы получить гармоничный дизайн, возможен и противоположный вариант действий. Для шторы или покрывала выбирается однотонный текстиль, а остальные мелкие элементы выдерживают в подходящих ярких оттенках или узорах.

Позаботьтесь о том, чтобы в спальне были плотные шторы, при помощи которых можно регулировать поток естественного освещения. Это поможет полноценно отдохнуть в дневное время.

Если жилое пространство – небольших размеров, то его интерьер лучше выдержать в светлой цветовой гамме. Наличие большого количества отражающих поверхностей (стекла, металла, зеркал) визуально увеличивает площадь. Уместным будет оформление в стиле хай-тек, минимализм, контемпорари, скандинавском.

Каждый квадратный сантиметр стоит использовать рационально. Поэтому количество декора лучше уменьшить, оставив только тот, который несет функциональную нагрузку: к примеру, устойчивые вазы, часы, ключницы. Сэкономить место помогут и раздвижные двери вместо стандартных распашных.

Обратите внимание на мебель-трансформеры: диван-кровать, журнальный столик, раскладывающийся до размеров обеденного, компактное рабочее места, закрепляющееся на стене. Важный принцип, которому стоит следовать, если предстоит оформить такой объект как малогабаритная квартира – наличие персонального места для каждого проживающего в ней человека, будь то уголок для чтения или туалетный столик.

Стоит использовать мебель, размеры которой пропорциональны габаритам помещения. «Правильный» интерьер предполагает отказ от любых массивных предметов, выглядящих громоздкими. К примеру, вместо монолитного дивана используются легкие модели на ножках.

Маленькое жилье следует выдержать в едином стиле: тогда пространство будет восприниматься целостным и визуально большим. Всю поверхность пола облицовывайте единой отделкой. Аналогичному принципу нужно следовать со стенами. К примеру, окрасьте все стены в белый цвет. Отсутствие визуальных границ между отличающимися участками пола или стен способствует визуальному увеличению пространства.

Идеальное решение – это тщательная перепланировка, позволяющая увеличить жилые зоны за счет тех, которые используются реже. К примеру, востребованные варианты – объединение кухни с комнатой и коридором в студийное пространство, увеличение площади санузла за счет части коридора. Внесенные изменения нужно согласовывать в государственных органах.

Студийная квартира: особенности дизайна

Студия, оформленная в одном историческом стилей, будет смотреться нелепо, поэтому стоит выбирать демократичное стилистическое направление: скандинавский, эко-стиль, контемпорари, эклектику. Лофт неплохо выглядит в студии большой площади.

Классическое решение интерьера – студия в светлых оттенках, которые подчеркивают открытость ее пространства и не препятствуют свободному распространению солнечных лучей. Подойдут и мягкие цветовые сочетания, подразумевающие плавное перетекание одного цвета в другой. Дизайн интерьера студийного жилья приобретает необходимую глубину за счет ярких акцентов и аксессуаров.

Студийная квартира имеет четыре минимально необходимых функциональных зоны: приготовления пищи, отдыха, приема гостей и рабочую. Интерьер при необходимости включает детскую и обеденную зону.

Для зонирования студии используются мобильные перегородки, стеллажи, ширмы. Среди дополнительных решений для зонирования – выделение зон отличающейся отделкой, мебельные элементы с высокой спинкой.

Вариант освещения, который станет и дополнительным способом зонирования – свисающие с потолка светильники, к примеру, надо обеденной зоной или барной стойкой.

Студийная квартира при достаточной высоте потолков и недостатке площади зонируется на двух уровнях. К примеру, второй этаж используется для размещения кабинета или спальни.

Интерьер студии подразумевает свободное передвижение. Проследите, чтобы на кратчайшем пути из одной зоны в другую не встречалось препятствий.

Обычная квартира после перепланировки может стать студией. Подобное оформление актуально для миниатюрных помещений. Но снос стен не стоит осуществлять самостоятельно. В ряде случаев, связанных со сносом несущих стен, существует риск нарушить целостность здания.

Дизайн офиса

Оформить офисное помещение – задача, которая часто возникает перед дизайнерами. Частый случай – офис выполняет функцию размещения сотрудников и места приема посетителей одновременно. Поэтому его профессиональное и качественное обустройство положительно отражается на имидже компании.

Существует три разновидности организации офисного пространства. Подходящий тип выбирается, исходя из специфики деятельности компании.

Закрытый тип характерен для государственных учреждений и предполагает наличие длинного коридора и нескольких кабинетов с дверями.

Открытый тип подразумевает общую площадь, разделенную на рабочие зоны невысокими перегородками. Это позволяет сэкономить место.

Смешанный тип – частый случай, главный принцип которого заключается в сочетании в рамках одного офиса открытого места и закрытого, к примеру, кабинета руководителя или комнаты переговоров.

Главный принцип – грамотное зонирование офиса на рабочие места и места общего пользования. Располагать в кабинете предметы, доступ к которым необходим многим сотрудникам (стеллаж с документами, сейф) стоит ближе к двери, а столы со стульями – дальше.

Размещая рабочие места в офисе, следите за тем, чтобы сотрудники не оказывались спиной к заходящим в комнату посетителям. Согласно законам эргономики, на одного офисного сотрудника должно приходиться не менье 1,5 кв. м. площади. Если подразумевается общение с клиентом – то показатель нужно увеличить в 1,5 – 2 раза. Оптимальная площадь на одного человека – около 4 кв. м. Но реализовать эту рекомендацию получается в редких случаях, когда офис имеет размеры, значительно превышающие среднестатистические.

Комфортный для сотрудников вариант, позволяющий в полной мере сосредоточиться – расставлять мебель так, чтобы спинка стула находилась близко к стенке или мобильной перегородке. Ходящие за спиной посетители или другие сотрудники будут отвлекать от рабочего процесса.

Идеальное решение – предусмотреть в офисе две зоны отдыха: для посетителей и сотрудников. В зоне для посетителей располагается журнальный столик, пару удобных стульев или кресел. Нелишним будет разместить здесь кулер с водой, разложить свежие журналы или корпоративные рекламные проспекты.

Оформлять офисное помещение стоит в стилистическом направлении, которое напоминает о роде ее деятельности. К примеру, в туристическом агентстве размещаются карты, сувениры из дальних стран, экзотические цветки. В компании, которая занимается продажей автомобилей, описанный дизайн будет неуместен.

Один из главных принципов – это достаточное освещение офисного помещения. Недостаток света негативно отражается на работоспособности сотрудников и производит подавляющее впечатление на посетителей. Цветовой дизайн офиса, ставший традиционным – это светлые оттенки с включением брендовой колористической гаммы. Белый и черный – не лучший выбор с точки зрения практичности, особенно, если офис характеризуется высокой проходимости. Любые загрязнения на черном или белом фоне выделяются резче.

Отдельно нужно сосредоточить внимание на офисной мебели. Рекомендуется выбирать модели, специально предназначенные для офисов. Это поможет создать необходимую деловую атмосферу.

Практичный офис невозможно представить без достаточного количества систем хранения. Выделять для них отдельный стеллаж или шкаф имеет смысл при необходимости общего доступа. В остальных случаях имеет смысл использовать пространство под или над рабочим столом.

Универсальный декор для офиса – это цветки средних и крупных размеров. Остальной декор необходимо применять дозировано и только в рамках выбранной концепции.

К атегория: Интерьер

Основные принципы дизайна интерьера

Если вы знакомы с основными принципами дизайна интерьера, то вам под силу преобразить любое пространство. Вы сможете реорганизовать комнаты таким образом, чтобы предметы были связаны воедино и гармонировали между собой. Такого эффекта легко добиться в собственном доме, если есть достаточное количество базовых знаний по организации интерьеров. Практика и эксперименты – правильный путь к красивой обстановке.

Баланс
В дизайне баланс помогает достичь чувства равновесия. Баланс предусмотрен не только для формы и размера предметов, но и для их цвета, образа, структуры.

Существует 3 вида баланса:

Симметричный (формальный). Такой вид баланса делит пространство на равные части симметричные друг другу. Например, два стула по обе стороны от журнального столика. Симметричного баланса довольно легко достигнуть, поскольку его элементы как бы отражают друг друга. Главное, чтобы интерьер не становился монотонным и скучным.

Асимметричный (неофициальный). Линии, цвета, формы и размеры элементов интерьера уравновешены между собой, но без точного дублирования. Этот вид баланса более сложный и интересный. К примеру, диван с одной стороны комнаты может быть дополнен (уравновешен) двумя стульями с другой стороны.

Радиальный. Радиальный баланс достигнут, когда есть центр – главный элемент, остальные предметы располагаются вокруг него. Ярким примером может послужить обеденный стол со стульями в середине комнаты.

Ритм
Как и в музыке, ритм существует и в дизайне. Он необходим, чтобы пробудить
визуальный интерес. Ритм в дизайне интерьеров проявляется в использовании какого-либо цвета или формы в различных интервалах. Например, можно использовать один и тот же цвет в подушках дивана, на шторах и на коврике. Эти повторения объединяют пространство в единое целое и создают специфический ритм.

Гармония
Гармония проявляется, когда все элементы и предметы интерьера гармонично “действуют” вместе. Ритм создает эффект волнения интерьера, а гармония – эффект спокойствия и умиротворенности. Гармонии можно добиться выдерживая в одной цветовой гамме предметы разных форм и размеров.

Акцент
Когда в комнате нет акцента (самого главного элемента, который выделяется, бросается в глаза), то интерьер становится скучным. Рассмотрим на примере камина. Мало того, что сам этот элемент интересный, красивый и даже отдает специфической важностью, но и большинство предметов интерьера будут как бы “обращены” к нему. Этот прием просто невозможно не заметить. Акцент в интерьере можно сделать путем группировок мебели или выделением необычного или большого элемента.

Пропорция и масштаб
Пропорция – это соразмерность, соотношение частей между собой. Масштаб - соотношение размера одной величины к размеру другой или к пространству в целом. Например, если предметами интерьера больших размеров набить комнату, то любой дизайнер скажет, что они вне масштаба. Некоторые пропорциональные отношения более распространены, чем другие. Еще древние греки придумали Золотое Сечение – гармоничное деление. Золотое Сечение стремилось привести пространство к общей формуле: отношение меньшей части интерьера к большей его части должно быть таким же, как отношение большей части ко всему пространству.



- Основные принципы дизайна интерьера

Принципы дизайна интерьера — баланс, ритм, акцент, пропорция, масштаб, единство, гармония и разнообразие .
Очевидно, что существует взаимосвязь между всеми принципами, применяемыми в проектах.

Принцип дизайна интерьера — баланс

Баланс является визуальным и физическим чувством равновесия, создаваемым в помещении.
Он дает ощущение стабильности или постоянства, и помогает людям чувствовать уют, когда они рассматривают помещение.
Самым распространенным видом баланса, применяемым в дизайне, является симметричный баланс.
По обе стороны какой-то центральной точки размещают идентичные предметы, почти как в зеркальном отражении.
Поскольку этот вид баланса имеет достаточно стабильный и формальный характер, иногда он вызывает скуку и не воодушевляет.
В случае асимметричного баланса по обе стороны центральной точки используют разные предметы, но они имеют такие размеры, и расположены таким образом, чтобы создавать визуальное ощущение, что их вес одинаков.
Этот вид баланса воспринимается как более неформальный, и, зачастую, более комфортный, но для его создания требуется навык и внимание. В наших проектах мы должны уделять большое внимание балансу, и необходимо принимать осознанные решения, чтобы усилить чувство равновесия в наших помещениях.

Симметричный баланс — принцип дизайна


Ассиметричный баланс — принципы дизайна

Принцип дизайна интерьера — ритм

Следующий принцип дизайна интерьера , ритм , относится, скорее, не к статическим принципам, а к визуальному и физическому движению в проекте.
Первостепенная задача ритма в пространстве — заставить взгляд перемещаться по комнате и вызвать непрекращающийся эффект
Без ритма помещения становятся визуально инертными, и зритель воспринимает пространство как тоскливое и монотонное.
Чувство ритма часто достигается применением таких методов, как повторение рисунка, линий и прочих элементов.
Кроме повторения дизайнеры также используют градацию, т.е. постепенное изменение размера, расстояния или формы, чтобы визуально заинтересовать зрителя.
Этот принцип можно наблюдать на примере предметов мебели, таких, как вложенные столики или шкафы с прогрессивно увеличивающейся высотой. И, наконец, иногда используют метод перехода, который встречается во многих формах.
Переход — это создание связей между различающимися элементами, чтобы взгляд скользил от одного элемента к другому.

Принцип дизайна — ритм

Принцип дизайна интерьера — акцент

Акцент — это принцип дизайна , который создает в проекте привлекающую внимание точку фокуса, подчеркивает важность или выделяет какую-то вещь.

Другими словами, мы делаем акцент на чем-либо, чтобы привлечь внимание зрителя к определенному месту или элементу.
Важно проанализировать проект или помещение, чтобы определить, нужно ли делать акцент на определенном элементе, или он будет играть второстепенную роль.
При создании соответствующих точек фокуса комната становится более живой и вызывает интерес и воодушевление, но когда таких точек слишком много, зритель будет чувствовать замешательство и неудобство, а комната будет восприниматься хаотичной.
Акцент создается несколькими способами. Изменение или контраст цвета и текстуры является очень распространенным методом привлечения внимания и создания центральных точек. Увеличение размера предмета или использование в помещении элемента чрезмерного масштаба также привлечет внимание к этому месту.
Иногда роль таких акцентов могут играть архитектурные элементы, такие как камины или колонны, а также виды на близлежащие сады или удаленные горизонты из удачно размещенного окна.
Какой бы предмет ни был выбран в качестве акцента, важно, чтобы ясно видимая связь прослеживалась между элементами точек фокуса, а также между другими элементами и принципами, используемыми во всем проекте.

Принцип дизайна — акцент

Принцип дизайна интерьера — масштаб и пропорция

Масштаб и пропорция являются следующими двумя принципами дизайна, которые мы обсудим. Каждый из этих принципов рассматривает отношения между объектами и проектом, как единым целым.
Часто эти термины используют как взаимозаменяемые, но между ними существуют тонкие различия, которые нужно понимать, чтобы использовать каждый из принципов подобающим образом.
Масштаб обычно относится к связям между элементами, когда известен размер по крайней мере одного объекта.
Например, в детской комнате обычно размещают меньшие объекты и/или предметы мебели, чем в комнате, «масштабированной» для взрослого, но мы должны определить, что же значит «комната, масштабированная для взрослого», прежде чем мы сможем представить себе комнату меньшего масштаба.
Мы также используем идею масштаба, когда выполняем чертежи, которые являются уменьшенными изображениями проектируемого помещения.
Рисовать комнату в натуральную величину было бы непрактично, поэтому мы воспроизводим комнату при помощи чертежа, выполненного в меньшем масштабе.
Чаще всего такие чертежи выполняются в масштабе 1:50 (1/4″ к 1’0″) или 1:100 (1/8″ к 1’0″).
Для меньших помещений или более детализированных чертежей мы используем больший масштаб, чтобы передать информацию наиболее полно.

Масштаб 1:10 и 1:50


Масштаб 1:100 — принципы дизайна


Принцип дизайна интерьера — пропорция


Принцип дизайна интерьера — пропорция

С другой стороны, пропорция представляет собой визуальную связь, которая создается, даже когда размер одного или нескольких объектов неизвестен. Она показывает, как объекты «визуально взаимодействуют» друг с другом и помещением, где они находятся.
На протяжении столетий пропорция была предметом жарких дискуссий, и, поскольку не существует способа определить, являются ли пропорции того или иного проекта приемлемыми, чаще всего они вычисляются путем проб и ошибок при помощи опыта, позволяющего понимать отношения между объектами. Тем не менее, существуют некоторые общие принципы, основанные на математических формулах, созданных в Греции много столетий назад.
Хотя эти принципы не исключают риск, и не гарантируют, что у Вас все обязательно получится в любое время, они дают новичкам руководство в принятии предварительных решений. Золотая Середина, также известная, как Золотое Сечение, Золотое Отношение и Золотое Правило, дает возможность экспериментировать с пропорциями, которые были определены ведущими греческими инженерами и конструкторами как комфортные и эффективные.

Принцип дизайна интерьера — единство

Единство часто называют «Главным принципом дизайна», поскольку оно уделяет основное внимание общей совместимости всех и каждого решения, принятого в рамках любого проекта.
Под достижением единства помещения понимается то, что все элементы объединяются в согласованную структуру, в которой «ничего нельзя прибавить, убавить или изменить без нарушения цельности»
Каждое решение необходимо тщательно взвесить, и каждый элемент проекта должен иметь причину, по которой его следует в него включить.
Хотя дизайнер и уделяет внимание каждой детали дизайна, единство позволяет зрителю воспринимать помещение как нечто целостное, а не как собрание частей.
Элементы могут быть объединены благодаря сходству линий, очертаний, цвета, текстуры и масштаба.

Принцип дизайна интерьера — Единство

Принцип дизайна интерьера — разнообразие

Разнообразие тесно связано с единством, и придает проекту необходимую ему разнородность, чтобы он не стал слишком приземленным и скучным.
Акценты, контрасты и точки фокуса — это примеры методов, которые придают проекту разнообразие и разрывают единство.
Они применяются теми, кто хочет, чтобы проект активно задействовал пространство физически и визуально. Например, один из подходов предлагает применить в комнате схему «белое на белом».
Это удачная схема, потому что в помещении будут использованы различные текстуры и размеры. Чтобы внести в помещение дополнительное разнообразие, можно добавить букет ярких цветов.
Поставленный на столик посреди моря белизны, он разорвет безмятежное течение пространства и позволит приковать внимание зрителя к конкретной точке комнаты. Этот взрыв цвета можно повторить в покрывале, перекинутом через стул в дальнем углу комнаты, затем еще раз, в маленьком произведении искусства на противоположной стене.
Это небольшое включение отличающихся цветов и текстур заставляет зрителя обводить комнату взглядом и испытывать визуальное возбуждение в белом единообразии.

Такой связующей нитью может служить стиль или исторический период, цветовая комбинация или общее «ощущение», привносимое в пространство каждым элементом.

Принцип дизайна интерьера — разнообразие

Принцип дизайна интерьера — гармония

Гармония — это последний принцип дизайна интерьера , который мы рас­смотрим. Он очень тесно связан с единством и разноо­бразием.
Гармония помогает дизайнерам связать един­ство и разнообразие таким образом, чтобы усилить замы­сел.
Создавая гармонию в пространстве, мы должны пони­мать, как единство поддерживает разнообразие, и как раз­нообразие усиливает единство. Поначалу это объяснение может сбить с толку, но основная идея — элементы, вклю­чаемые в проект для придания пространству разнообра­зия и единства, необходимо тщательным образом проду­мывать с точки зрения их отношения к целому.

Принцип дизайна интерьера — гармония

Дизайнер несет ответственность за то, чтобы тщательно обдумывать создаваемые им проекты.
Он должен осознанно принимать решения о каждом элементе и принципе и их взаимосвязи, чтобы создавать творческие, функциональные и целостные проекты для клиентов и себя самого.

Баланс - важнейший принцип дизайна. В интерьерах под балансом подразумевают равновесие элементов меблировки и декора в комнате, тщательное расположение предметов обстановки на основе так называемого "визуального веса". Если все продумано и достигнут идеальный баланс, то в помещение придет ощущение тишины и покоя.

Принципы формирования и коррекции визуальной массивности элементов дизайна

Что же формирует визуальный вес? Можно выделить три составляющих: размер, цвет и фактура. Чтобы лучше понять принципы влияния каждого параметра, обратимся к конкретным примерам.

1. Чем больше габариты предмета, тем при прочих равных условиях он кажется "тяжелее". Это очевидно, достаточно, скажем, представить диван и кресло одного дизайна. А вот два рядом поставленных кресла зрительно уравновесят вид дивана. В интерьере можно группировать несколько мелких предметов, чтобы сбалансировать визуальную тяжесть одного крупного. Пример - две повешенные рядом картины. Они будут радовать глаз, если окажутся приблизительного одного размера, и наоборот - вызовут визуальный диссонанс, если одна из картин будет значительно меньше другой. Зато две маленьких картины смогут уравновесить расположенную рядом большую.

2. Чем темнее предмет, тем он кажется массивнее такого же, но более светлого. Если для достижения баланса у вас нет возможности использовать, например, мебель разного цвета, то зрительно скомпенсировать массивность больших шкафов можно, расположив их на фоне светлых стен, а мелкие предметы мебели, наоборот, расставить на более темном фоне. Можно использовать и другие приемы коррекции массивности предметов: комбинированные мебельные фасады, контрастный декор на полках, использование зеркал. Но полное совпадение оттенков стены и мебели позволит замаскировать вес габаритных предметов, которые фактически сольются со стенами.

3. Фактурные и текстурные поверхности кажутся более массивными, чем гладкие. Например, рельефные панели на стенах увеличат "вес" соответствующей части комнаты. Точно так же массивнее выглядит узорный декор, чем однотонные поверхности с аналогичным цветом фона. такой прием часто используется в , чтобы подчеркнуть фокусные зоны комнат, притягивая к ним основное внимание.

Основные виды сбалансированных интерьеров

Выделяют три вида баланса, о чем мы рассказали уже в статье о способах . В интерьерном дизайне общий баланс задается и мебелью, и декором, и отделочными материалами, и даже способом зонирования помещений.

Симметричный баланс подразумевает своеобразную предполагаемую или реально существующую линию симметрии, на одном расстоянии от которой располагаются предметы - это так называемый «зеркальный» подход. Но этот подход, строго говоря, не совсем точен. Стоит представить себе, например, подсвечники, расположенные по обе стороны от камина. Ели при они значительно различаются визуально, то это, скорее всего, будет раздражать, а не вызывать чувство гармонии. Другими словами, подсвечники в идеале применяют идентичные. Чаще всего формируют симметричные интерьеры спален и гостиных.

Асимметричный баланс : звучит довольно странно, но он с успехом может вызывать такие же приятные ощущения, как и симметричный баланс, и даже придавать помещению некую непринужденность. Принцип дизайна прост: одинаковым у предметов (или их групп) будет не размер, а визуальный вес. Тогда такой вариант баланса создаст нужный эффект. Как пример можно использовать декор на каминной полке. При правильном масштабе два высоких узких подсвечника с легкостью уравновесит широкая, низкая ваза и подобный асимметричный баланс, бесспорно, будет радовать глаз. Практически всегда подобный вид баланса применяется в дизайне кухни, прихожей или детской комнаты.

Радиальная симметрия позволяет акцентировать внимание на определенном предмете, вокруг которого формируют отдельную зону комнату или даже весь интерьер помещения. Примером таких центров может быть обеденный стол, камин, журнальный столик. Впрочем, радиальную симметрию можно создать вокруг ковра в гостиной. Обычно используют радиальную симметрию в гостиной, библиотеке или столовой.

В интерьерах открытой планировки или достаточно просторных комнатах возможно создание комбинированного баланса , когда сочетают зоны с разными видами симметрии. При подобном способе придется не только уравновешивать элементы внутри каждой зоны, но и добиться гармоничного общего баланса.

Множество приемов зрительной сбалансированности интерьера позволяют создавать гармоничные сочетания элементов декора практически для любого набора мебели. Результатом станет спокойный уравновешенный интерьер, без которого невозможно ощущение уюта в доме.