Основные принципы и направления государственной научной политики. Научно-техническая политика государства

Государственная научно-техническая политика

научный технический политика государственный

Важнейшим фактором экономического роста является научно-технический прогресс. Однако развитие науки, использование ее достижений не может быть обеспечено рыночным механизмом. Здесь необходима всесторонняя государственная поддержка, ибо исследования, продиктованные сугубо коммерческими интересами отдельных частных предприятий, редко соответствуют общенациональным экономическим интересам, да и ведутся в более узких областях. К тому же частные фирмы, предприятия не всегда располагают достаточным капиталом для проведения НИОКР.

Меры государства в сфере НИОКР выступают как государственная научно-техническая политика. Она представляет совокупность принципов и методов, направленных на формирование и развитие научно-технического потенциала страны для достижения стратегических целей общества.

Целями научно-технической политики являются: государственная поддержка национальной науки; стимулирование развития ее приоритетных направлений, имеющих общенациональное значение; обеспечение условий для внедрения и эффективного использования научных достижений в сфере производства.

Конечной целью научно-технической политики является обеспечение экономического роста, конкурентоспособности страны на мировом рынке, решение социальных проблем, обеспечение экономической безопасности.

Степень и формы государственного вмешательства в развитие науки, прикладного ее использования зависят от многих факторов: стадии экономического развития; социально-экономических внутренних и внешних условий экономической политики, проводимой правительством в целом.

Отдельные проявления государственного регулирования научно-технического развития наблюдались еще в XIX веке, когда правительства развитых стран законодательно защищали свою науку, помогали университетам в проведении научных исследований, заботились о росте научных кадров. В современных условиях, когда углубляется международное разделение труда, происходит интернационализация хозяйственной жизни и в то же время - усиление конкурентной борьбы между странами, проблема развития национального научно-технического потенциала выходит на первый план. И государственная поддержка в сфере НИОКР становится одним из решающих факторов его развития. По мнению американских экспертов, без соответствующей государственной поддержки научной сферы накануне XXI века экономическая безопасность страны может подвергнуться серьезным испытаниям в таких областях, как вычислительная техника особо высокой мощности, биотехнология и генная инженерия, новые виды вооружений и т.д.

В рамках интеграционных союзов начинает разрабатываться межгосударственная научно-техническая политика. Характерной является политика ЕС в области фундаментальных исследований, прикладных разработок, в частности технической стандартизации, технологий, информации и т.д.

Государственная научно-техническая политика может выступать как:

  • - активная, умеренная или пассивная;
  • - сдержанная, дающая простор рыночным процессам;
  • - протекционистская по отношению к отечественному научному комплексу или предельно открытая для зарубежной науки и техники;
  • - с опорой на собственный научный потенциал или на заимствование иностранных идей и технологий;
  • - высокоселективная или фронтальная, всеохватывающая;
  • - с выраженным приоритетом фундаментальных и стратегических прикладных исследований или с приоритетом прикладных НИОКР и внедренческих работ.

Реальная государственная научно-техническая политика сочетает указанные альтернативные формы в зависимости от фактически складывающейся ситуации, состояния экономики и активности научного сообщества. Типичным примером служит научно-техническая политика японского государства. Япония, как известно, после второй мировой войны была имитатором зарубежных изобретений. В начале 70-х годов она решает изменить свою прежнюю стратегию и перейти от политики импорта научно-технических знаний и технологий к развитию собственных НИОКР. Причем государство сосредоточивает внимание на фундаментальных исследованиях, так как эта область заметно отстает от развития прикладной науки.

В большинстве развитых стран государственная научно-техническая политика закреплена законодательно. В США она осуществляется на основе «Закона о национальной политике в области науки и техники, об организациях и приоритетах», принятого в 1976 г. В законе закреплен примерный перечень приоритетных целей, реализация которых должна способствовать прогрессу науки и техники. При осуществлении научно-технической политики федеральное правительство должно сохранять элементы централизованного планирования.

С октября 1983 г. в Швейцарии действует федеральный закон о развитии научных исследований. Его положения распространяются на научно-исследовательские учреждения, которые для своих работ используют средства федерального казначейства. Это, в частности, национальный фонд содействия развитию научных исследований, естественнонаучно-техническое общество, общество гуманитарных наук, академия медицинских наук.

Во Франции в соответствии с законом от 23 декабря 1985 г. научные исследования и технологическое развитие признаются общенациональными приоритетами. В законе предусмотрено первоочередное предоставление государственных ассигнований для продвижения работ в области фундаментальных исследований, содействия научным разработкам на предприятиях, передачи технологий малым и средним предприятиям.

В России подобные законы отсутствуют. Российским законодателям предстоит разработать и принять законы о науке и государственной научно-технической политике. Они должны стать основой, определяющей юридические нормы, касающиеся субъектов научной деятельности, определения приоритетов в распределении ресурсов с помощью федеральных, отраслевых, региональных программ как инструментов использования ресурсов в сфере НИОКР.

Реализация государственной научно-технической политики осуществляется посредством финансирования НИОКР, финансирования и совершенствования системы среднего и высшего образования, осуществления ряда организационно-институциональных мер.

Возрастание роли фундаментальной науки, необходимость финансирования долгосрочных исследований ведут к увеличению государственных расходов на научно-исследовательские разработки в развитых странах. Доля расходов на НИОКР сейчас составляет от 2 до 4% к ВВП. В России в 1995 г. эта цифра составляла 0,4% к ВНП.

Структура государственных расходов на НИОКР различна. Выделяется финансирование гражданских НИОКР, военных. Государственное финансирование военно-космических программ преобладает в США и Англии (соответственно 59 и 49% от общей суммы финансирования). В Японии и Германии основная доля финансирования идет на гражданские НИОКР (3 и 10%).

В настоящее время в связи с хроническим дефицитом государственных бюджетов правительства ведущих стран Запада принимают меры по стимулированию научно-исследовательских разработок непосредственно фирмами. Компаниям США предоставлена «скидка» на прирост расходов на НИОКР. Она вычитается из начисленной суммы налога на прибыль и составляет 20% от суммы прироста расходов на НИОКР в отчетном году.

Во Франции предприятия получили право на снижение суммы налога на акционерные общества в размере до 50% объема увеличения расходов на НИОКР по сравнению с предыдущим годом в пределах 5 млн. франков.

Особое внимание уделяется проведению научно-исследовательских работ в малых предприятиях. На законодательной основе осуществляется отчисление из бюджетных средств министерств и ведомств малым предприятиям. В США эти отчисления составляют 1%. В целом 5% федеральных средств на инновационную деятельность приходится на малые предприятия. За счет них покрывается 1/3 расходов малых предприятий на НИОКР. За счет средств государственного бюджета частично существуют центры поддержки малого бизнеса. Кроме того, малые предприятия включаются в число субподрядчиков при контрактной системе проведения НИОКР.

Государственной поддержкой пользуются и технопарковые структуры (технополисы, технопарки, технологические и инновационные центры), которые являются своеобразными инкубаторами малого бизнеса на региональном уровне.

Развитие научной сферы невозможно без высококвалифицированных кадров. Поэтому нацеленность на повышение интеллектуального уровня всей науки и подготовку специалистов высшей квалификации реализуется через бюджетное финансирование в большинстве развитых стран.

В 80-х годах по расходам на душу населения в сфере образования первое место в мире занимала Швеция, второе - Норвегия. Доля расходов на образование в Швеции составляла 13,5% государственного бюджета, или 8% ВВП, в Норвегии чуть более 8%.

В странах Северной Европы, за исключением Финляндии, все вузы являются государственными и финансируются из бюджета.

В федеральном бюджете США по статье «образование, профтехподготовка, занятость, социальные услуги» 1/3 расходов приходится на финансирование высшего образования.

В последнее время формой государственной поддержки НИР в промышленно развитых странах является ряд организационных мер в отношении крупных корпораций, направленных на реализацию принципа «кооперация - на стадии НИОКР и внедрения идей и разработок в производство, конкуренция - при сбыте и гарантийном обслуживании потребителей продукции».

Фактически это означает выведение из-под действия антимонопольных законов объединений крупнейших корпораций. В США, например, в 1984 г. принят закон о сотрудничестве в национальных научных исследованиях. Цель его - устранить препятствия, которые антитрестовское законодательство чинит проведению совместных исследований, необходимых для поддержки конкурентоспособности американской промышленности. Тем самым сняты препятствия для формирования временных монополистических структур, в частности венчуров.

Примером подобного венчура может служить корпорация МСС (микроэлектронная и компьютерная технологическая корпорация), созданная 20 ведущими американскими корпорациями компьютерной и электронной промышленности для осуществления фундаментальных и прикладных научных исследований.

Подобные венчурные объединения создаются в странах Европы и Японии.

Таковы сущность и основные меры реализации государственной научно-технической политики.

Секция «Экономические науки»

Подсекция № 15

Иванова В. В.

Макеевский экономико-гуманитарный институт

Государственная научно-техническая политика

Научно-техническая политика как самостоятельное направление экономической политики государства появилось в 80-е годы 20 столетия, выделившись из промышленной политики. Термин «научно-техническая политика» широко используется в экономической литературе. Вместе с тем до сих пор отсутствует общепринятое определение данного понятия.

Научно-техническая политика представляет собой систему взаимосвязанных действий государственных органов и включает определение целей, выбор средств и методов их достижения, а также осуществление конкретных мероприятий (организационных, экономических, социальных и других) по реализации намеченных задач НТП. Например, С. А. Хейман считает, что научно-техническая политика заключается «в отборе и стимулировании именно тех направлений прогресса науки и техники, которые позволяют наиболее эффективно решать главные задачи экономической политики общества».

А Р. Ротуэлл включает в научно-техническую политику «финансирование фундаментальных исследований в университетах и правительственных лабораториях, техническое образование и создание систем коллективных промышленных исследований, патентную политику, учреждение центровпо передаче созданной на государственные средства патентоспособной технологии для коммерческого использования».

Обобщив различные мнения, можно сформулировать следующее определениенаучно-технической политики. Научно-техническая политика – совокупность исторически сложившихся принципов, методов и мероприятий экономического, правового и организационного характера, осуществляемых в целях стимулирования научных исследований и разработок и применения их результатов в экономических, политических и военных интересах как внутри страны, так и в отношениях с другими государствами.

Такой подход позволяет рассматривать научно-техническую политику какотносительно самостоятельное направление государственного управления развитием производительных сил, составной частью которых являются наука и техника. Вместе с тем, органически входя в структуру производительных сил, наука и техника в то же время неразрывно связана с другими элементами, что предопределяет «включенность» научно-технической политики в структуру общегосударственной политики.

На современном этапе НТР роль науки и техники в жизни общества неизменно возросла. Соответственно повышается вес и научно-технической политики в процессе разработки и проведения общегосударственной стратегии развития.

В 20 веке произошло обособление научно-исследовательской деятельности. Это было вызвано объективной необходимостью систематически осуществлять исследования и разработкипо самому широкому кругу проблем, областей знания, целенаправленно регулировать, а также наиболее эффективно стимулировать их результаты. Существует четкое разделение видов научной деятельности, которые в соответствии с задачами, целями, объектами и результатами, основными элементами структуры подразделяются на фундаментальные исследования, прикладные исследования, научные разработки.

Все виды научной деятельности, а также изобретательство и техническое новаторство требуют государственнойфинансовой поддержки. При этом необходимость такой поддержки определяется целым рядом факторов, значение которых варьируется от одной сферы деятельности к другой.

Результаты фундаментальных исследований в наибольшей степени определяют научный прогресс , они открывают новые области для прикладных исследований, ОКР, технического новаторства, создают возможность для осуществления непрерывного процесса совершенствования производства. Фундаментальные исследования необходимо также рассматривать как составную часть расходов на образование, т.к. уровень и качество образования находятся в прямой зависимости от того, в каком состоянии в каждой конкретной стране находится сфера фундаментальных исследований. Фундаментальные исследования не могут представлять практического интереса для функционирующего капитала, т.к. вероятность получения положительного результата и сроки являются неопределенными, а сам результат не имеет коммерческого значения. Это выступает основным фактором необходимости государственного финансирования.

Проведение прикладных исследований представляет существенный интерес для функционирующего капитала. Результаты таких исследований уже могут иметь коммерческое применение. Прикладные исследования проводятся целенаправленно, сроки их выполнения могут быть определены заранее, и, следовательно, существует возможность оценить расходы и прогнозировать период окупаемости. Наряду с высокой степенью риска (существует большая неопределенность получения положительного результата; не всегда применение полученного результата на практике и использование в условиях конкретного производства приведет к росту эффективности) важным фактором, обусловливающим государственное финансирование и стимулирование прикладных исследований выступает абсолютная величина расходов. Прикладные исследования в некоторых областях требуют специально создаваемых полигонов, оборудованных дорогостоящей техникой, а также необходим определенный штат инженеров, техников и обслуживающего персонала. Все это может быть не под силу отдельному предприятию или даже объединению производителей одной отрасли. К тому же значение результатов этих исследований выходит за рамки чисто отраслевого применения. Кроме того, существует объективная необходимость ведения прикладных исследований опережающими темпами по сравнению с потребностями текущего периода.

Опытно-конструкторские разработки из всех видов научной деятельности представляют наибольший интерес для функционирующего капитала, т.к. эта деятельность направлена непосредственно на поиск методов, дающих оптимальные результаты от применения на практике, причем в условиях конкретного производственного процесса. Результаты ОКР имеют коммерческое значение, они могут быть реализованы, что привлекает частные предприятия и банковские организации. Научные разработки быстро окупаются. Сфера ОКР в наименьшей степени нуждается в привлечении государственного финансирования. Но необходимость государственного финансирования существует и в этой сфере. Далеко не все разработки осуществляются в интересах монополий и других частных предприятий. Это относится к разработкам в областях с высокой долей государственных предприятий в производстве продукции оказании услуг. Не все разработки гражданского назначения могут своевременно и в достаточном объеме финансироваться частными предприятиями. Государственное участие в финансировании требуется для поддержания уже начатых научных разработок в условиях спада производства, ухудшения конкурентоспособности предприятий.

Государственное стимулирование необходимо и в области технического новаторства. Освоение новой техники и применение новых технологий всегда связано для предприятия с новым риском и затратами. Роль государства возрастает и связи с необходимостью преодоления многочисленных негативных социально-экономических последствий внедрения новых технологий. К ним относятся: повышение уровня безработицы в тех отраслях, где активно проводится автоматизация и роботизация производственных процессов; изменение требований к уровню квалификации и подготовки кадров. Что выражается в увеличении спроса на управленческие и технические кадры и снижение потребности в неквалифицированных рабочих, экологические проблемы.

На выбор направлений государственного стимулирования в каждой конкретной области НТП влияют: положение ведущих национальных компаний на мировом рынке, их способность выделять достаточно средств дл я проведения НИОКР, задачи общей экономической политикой государства. Этими же факторами определяется выбор методов стимулирования НТП и доля участия государственного бюджета в финансировании НИОКР.

В развитых странах отсутствует какая-либо особая отдельная система государственных стимулов или специальный механизм НТП. Мероприятия государства, направленные на ускорение темпов НТП, «встроены» в сам рыночный механизм и систему товарно-денежных отношений.

Характерной чертой государственного стимулирования НТП в развитых странах в современных условиях становится расширение объема и характера налоговых и амортизационных льгот частным компаниям.

Такого рода льготы широко используются как для создания в целом благоприятной обстановки для инвестиционной активности корпораций, роста собственных источников их финансирования, так и для наращивания внутрифирменных расходов на НИОКР, стимулирования взаимодействия в сфере НИОКР при выполнении прикладных и фундаментальных исследований, а также для развития инновационного процесса – освоения достижений науки и внедрения их в производстве. При этом существует свой, заданный набор льгот и стимулов, их отличает целенаправленный характер и строго конкретная адресность льгот.

В государственной научно-технической политике в развитых странах четко прослеживается приоритетность отдельных отраслей и компаний, которая выражается в масштабах предоставляемых налоговых и амортизационных льгот, выдаче государственных субсидий и кредитов и прочих косвенных форм стимулирования.

Существуют следующие основные льготы и направления косвенного финансирования НТП в развитых странах. Налоговые льготы по инвестициям новые производственные фонды, которые чаще всего предоставляются в виде инвестиционных налоговых скидок. Амортизационное законодательство развитых стран предусматривает особо льготный порядок амортизации оборудования, применяемого в технически передовых отраслях, а также оборудования, используемого компаниями для НИОКР. В 80-е годы 20 века была введена специальная налоговая скидка, стимулирующая наращивание инициативы и усилий компаний в сфере НИОКР. Эта скидка представляет собой вычет из налога на прибыль компании определенной доли в процентах от суммыдополнительных расходов компании на НИОКР в сравнении с соответствующими среднегодовыми затратами за предшествующий или базисный период.

Для современного налогового инструментария стимулирования НТП в развитых странах есть характерные черты.

Система льгот «привязана» к единому, существующему во всех странах платежу компаний в госбюджет – налогу на прибыль корпораций.

Существует дифференциация льгот по отраслям, виду оборудования, виду деятельности, а также гибкость льгот по времени действия и целям введения исходя из национальных экономических и научно-технических задач.

Каждая льгота имеет четкий, целевой характер.

Во всех странах проводится официальный анализ и статистический учет налоговых льгот.

Вместе с тем налогово-амортизационные меры стимулирования НТП не влекут роста прямых государственных ассигнований, что особенно актуально в условиях дефицитности государственного бюджета.

Динамичность НТП в решающей степени зависит от научно-технического потенциала и определяющей его состояние и развитие политики государства. Под научно-техническим потенциалом понимают ресурсы и возможности, которыми страна располагает для развития научно-технической сферы, и достигнутый здесь уровень.

Масштабы и уровень научного потенциала характеризуется такими параметрами, как величина затрат на науку и их доля в ВВП, численность занятых в научной сфере и оснащенность их труда основными фондами, структура затрат и научных кадров по отраслям науки, стадиям научно-исследовательского цикла и видам научных учреждений, информационное обеспечение научной деятельности, количество открытий и изобретений, их значимость и эффективность. Основными параметрами, характеризующими технический потенциал, являются объемы производства и применения прогрессивной техники, уровень механизации, автоматизации, электрификации, химизации в народном хозяйстве, сроки внедрения научно-технических достижений и др.

В структуре научно-технического потенциала выделяются несколько подсистем: кадровая, материально-техническая, информационная, организационная.

В условиях рыночной экономики регулирование научно-технической сферы осуществляется на основе принципа сочетания самоорганизации с государственным управлением. Свободные производители за собственный счет организуют исследования и внедряют их результаты, отвечая за последствия. Научная и научно-техническая деятельность осуществляется в конкурентной среде и подчиняется действию закона спроса и предложения. Однако в ключевые области вмешивается государство. Главными задачами такого вмешательства в научно-технической сфере являются концентрация ресурсов на общественно значимых направлениях, обеспечение единства действий, социальная ориентация НТП, интеграция страны в мировые процессы. Цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации их достижений определяются научно-технической политикой, которая является важнейшей составной частью социально-экономической политики. В РФ принят Федеральный Закон "О науке и государственной научно-технической политике", в соответствии с которым в разработке научно-технической политики участвуют органы государственной власти, научные организации, представители широких кругов научной и научно-технической общественности. Содержание научно – технической политики в настоящее время формируется на базе пакета документов, включающего «Основы политики РФ в области развития науки и технологий на долгосрочную перспективу», «Приоритетные направления развития науки, технологии и техники на долгосрочный период», «Перечень критических технологий РФ». В Основах поставлена задача сформировать Национальную инновационную систему и повысить эффективность использования результатов научной и научно – технической деятельности. Главное содержание научно-технической политики составляют перечень приоритетных направлений НТП и система мероприятий по их поддержке государством. В настоящее время приоритетными направлениями в РФ являются социально ориентированные исследования и разработки, прорывные технологии, экологические и оборонные НИОКР. Важнейшими формами государственной поддержки научной, технической и экспериментальной деятельности выступают бюджетное финансирование и система экономических льгот.


ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПЛАНИРОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

Макропланирование является основным средством реализации научно-технической политики государства. Его базой являются прогнозы. В процессе их разработки дается оценка вероятности появления новых научных идей, теорий, открытий и изобретений. Прогнозируются масштабы нововведений, технологические перевороты, формирование и распространение новых научно-технических направлений и технологических принципов, перевороты в лидирующих отраслях техники, смена поколений техники и технологии в рамках одного направления, темпы и масштабы распространения новой техники в сферах ее производства и применения.

Осуществляется также сквозное прогнозирование по технологическим цепочкам. Прогнозы обсуждаются в комиссиях и комитетах, образованных на базе государственных органов управления с участием научной и инженерной общественности. С учетом итогов обсуждений подготавливается Комплексный прогноз, в котором дается социально-экономическая оценка достижений науки и техники, делаются выводы о целесообразности их использования в народном хозяйстве, определяются приоритетные направления и очередность задач, предлагаются несколько вариантов путей и средств их решения, оцениваются социально-экономические последствия НТП.

Специфика научно-технического прогресса как объекта прогнозирования (неизученность многих явлений и процессов, сложность взаимосвязей, цикличность развития и т.п.) предопределяет особенности методики разработки прогнозов. Прогнозирование носит междисциплинарный характер, широко применяются качественные методы оценки показателей: системный анализ, экспертные методы, имитационное моделирование.

На основе прогнозов разрабатываются целевые программы решения научно-технических проблем, которые в условиях рынка являются основной формой реализации научно-технической стратегии. Программы разрабатываются на всех уровнях управления - народно-хозяйственном, отраслевом, территориальном, локальном. Процесс формирования научно-технических программ включает 4 этапа:

Определение и детализация основных характеристик и целей;

Подбор исполнителей;

· планирование ресурсного обеспечения;

Оценка конечных результатов.

В условиях перехода к рынку меняется подход к финансированию НТП. Главной отличительной чертой его являются множественность источников и программно-целевая ориентация. Фундаментальные исследования некоммерческого характера в основном финансируются из бюджета. Государственные средства должны выделяться при широком участии экспертов и использоваться строго по прямому назначению в соответствии со сметой. Наряду с бюджетными средствами для финансирования фундаментальных исследований используются представляемые на конкурсной основе гранты (субсидии) научным коллективам и отдельным ученым.

В финансировании прикладных исследований применяются госзаказы и долевое государственное финансирование. Госзаказ может иметь форму целевого контракта с исключительным правом государства на использование полученных результатов или форму конкурсного контракта с распределением права собственности на результаты между ним и исполнителем. Долевое государственное финансирование может применяться при создании консорциумов или привлечении на конкурсной основе исполнителей, обязанных профинансировать не менее половины вложений в проект.

Финансирование внедренческих работ может осуществляться в форме государственных заказов и льготных кредитов.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение понятий "научно-технический прогресс", "научно-техническая революция".

2. Раскройте роль НТП в современном обществе.

3. Охарактеризуйте теорию циклического развития НТП.

4. Перечислите основные разновидности циклов в развитии НТП. Приведите примеры.

5. Объясните, что представляет собой научно-технический потенциал общества. Охарактеризуйте научно-технический потенциал РФ.

6. Назовите наиболее значимые параметры научного потенциала. Приведите цифровые данные по РФ.

7. Перечислите показатели, характеризующие технический потенциал. Проиллюстрируйте их фактическими данными на примере России. Сделайте выводы.

8. Изобразите в виде схемы структуру научно-технического потенциала.

9. Аргументируйте необходимость участия государства в управлении НТП.

10. Сформулируйте определение научно-технической политики государства.

11. В чем заключается главное содержание научно-технической политики

12. Какие направления НТП относятся к приоритетным в современной России? Аргументируйте ответ.

13. Объясните связь научно-технической политики государства со стратегическим планированием НТП.

14. Охарактеризуйте содержание прогнозов развития науки и техники.

15. Укажите особенности методики прогнозирования НТП. Чем они обусловлены?

16. Объясните, почему в условиях рыночной экономики основной формой осуществления научно-технической стратегии выступают целевые программы.

17. Сформулируйте определение целевой научно-технической программы.

18. Назовите основные этапы формирования научно-технической программы.

19. Из каких источников финансируется в РФ развитие науки и техники?

20. Как осуществляется финансирование фундаментальной науки в РФ?

Практические задания

1

Предметом исследования в статье является научно-техническая политика государства. Целью статьи является рассмотрение научно-технической политики государства, как элемента национальной безопасности страны. Методы, использовавшиеся в работе: общенаучный – наблюдение, сравнение, обобщение, анализ. Результатами работы являются: определение сущности и цели научно-технической политики государства; анализ основ государственной научно-технической политики и исследование состояния инновационной среды в Российской Федерации. Авторы выделяют 5 причин отсталости инновационной системы при относительно неплохих заделах в области образования и инфраструктуры, а также в области государственного финансирования НИОКР: низкий возврат на затраты на НИОКР, слабость фундаментальных слоев системы не позволяет эффективно искать, поддерживать и продвигать проекты; в первую очередь это ограничивающее влияние следующих факторов по трем ключевым направлениям, низкая восприимчивость бизнеса к технологиям не генерирует спроса на инновации как основной фактор производства и источник роста и конкурентоспособности, частные инвесторы не поддерживают государство в затратах на НИОКР, и в результате Россия значительно отстает по показателям количества инновационных компаний и высокотехнологичного экспорта, «утечка мозгов», «стеклянные потолки».

научно-техническая политика

инновационная сфера

стратегия научно-технического развития РФ на долгосрочный период

1. Комаров И.М., Зернюков Д.В., Епишин К.В. Организационно-методическое обеспечение прогнозных исследований в научно-технической и технологической сфере стратегии национальной безопасности // Знание. – 2016. – № 2–3(31). – С. 135–140.

2. Удальцова Н.Л. Системные проблемы и угрозы национальной инновационной системе России / Н.Л. Удальцова // Экономика. Налоги. Право. – 2016. – № 3. – C. 113–120.

3. Полякова А.Г. Трансфер инноваций при модернизации экономики региона. // Россия в XXI веке: итоги, вызовы, перспективы Материалы международной научно-практической конференции. Институт экономики и предпринимательства. – М., 2011. – С. 153–157.

4. Курушина Е.В. Проблемы ускоренного развития топливно-энергетического сектора экономики до 2030 года. // Нефть и газ Западной Сибири Материалы Международной научно-технической конференции, посвященной 55-летию Тюменского государственного нефтегазового университета. – Тюмень, 2011. – С. 208–212.

5. Проект Указа Президента Российской Федерации «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период» (подготовлен Минобрнауки России 21.06.2016). ГАРАНТ.РУ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56574109/#ixzz4g5d4Zug3 (дата обращения: 04.05.2017).

Анализ научно-технической и технологической составляющих стратегий национальной безопасности ведущих зарубежных стран (ВЗС - США, Великобритании, Франции) и Российской Федерации показал, что приоритеты исследований и так называемые «критические технологии» формируются в виде перечней, актуальных на заданную перспективу, и в рамках этой перспективы по необходимости могут корректироваться. Для России они корректируются один раз в четыре года, в соответствии с Правилами формирования, корректировки и реализации Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и Перечня критических технологий Российской Федерации.

Содержащиеся в этих перечнях критические технологии, реализуемые в Государственной программе вооружения (ГПВ) и иных госпрограммах, являются частью нормативных документов, определяющих приоритетные направления создания научно-технического задела для перспективного и нетрадиционного вооружения. В связи с принятием федерального закона «О стратегическом планировании» предполагается расширение перечня базовых прогнозных документов, которые должны войти составными частями в стратегический прогноз Российской Федерации. В контексте оптимизации формирования и корректировки научно-технологических приоритетов исследований и критических технологий важнейшими являются научно-технический и промышленно-технологический прогнозы. Именно эти прогнозы должны обеспечить необходимые и достаточные сведения и единые исходные данные для проведения экспертных процедур .

Результаты исследования и их обсуждение

Приоритетными направлениями инновационной политики государства в период с 2010 по 2015 г. были (помимо самоорганизации и совершенствования системы государственного управления как такового) академическая среда и стартапы, в то время как зрелый бизнес специально не таргетировался.

В части государственного управления была принята Стратегия инновационного развития (СИР-2020), определившая многие дальнейшие направления действий.

Целью СИР-2020 был заявлен перевод к 2020 г. экономики России на инновационный путь развития. В рамках достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

Развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций;

Повышение инновационной активности бизнеса и ускорение появления новых инновационных компаний;

Максимально широкое внедрение современных технологий в деятельность органов государственного управления;

Формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок;

Обеспечение открытости национальной инновационной системы и экономики, а также интеграция России в мировые процессы создания и использования нововведений;

Активизация деятельности по реализации инновационной политики, осуществляемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями.

Для выполнения поставленных задач в СИР-2020 были сформулированы направления совершенствования законодательства, способы и целевой размер финансового обеспечения, основные направления действий Правительства и министерств и перечень мероприятий.

За прошедшие годы было создано несколько новых программ и организаций, направленных на модернизацию и поддержку науки и образования. Из крупнейших инициатив можно отметить следующие:

Осуществлена реорганизация Российской академии наук («РАН»), основная цель которой - организовать на новых принципах финансирование институтов, лабораторий и отдельных учёных, а также реформировать кадровую систему в науке;

Инициирован ряд государственных программ поддержки образования и исследований, например «Прикладной бакалавриат», «Глобальное образование», «5-100», Программа фундаментальных научных исследований, Программа выявления талантов;

Созданы Федеральное агентство научных организаций, Российский научный фонд, Фонд перспективных исследований, НИЦ им. Жуковского.

Улучшение предпринимательской среды, условий для ведения предпринимательства и учреждения стартапов было другим фокусом инновационной политики последних лет:

Построены инновационные территориальные кластеры, инновационный центр «Сколково», особая экономическая зона «Иннополис» (в Татарстане); строится Технологическая долина МГУ;

Сформирована система Институтов развития (Фонд «Сколково», АО «РВК», АО «РОСНАНО», «Фонд содействия инновациям», «Фонд инфраструктурных и образовательных программ», фонд «ВЭБ Инновации» и др.), которые уже профинансировали сотни инновационных проектов и стартапов, а также выступили организаторами коммуникаций между фондами и предпринимателями;

В рамках Национальной предпринимательской инициативы («НПИ») реализован ряд мер по снижению административных барьеров для предпринимательской деятельности; разработаны госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика», «Развитие науки и технологий», «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» и др.

В части совершенствования государственного управления была продолжена работа над стратегическими документами.

Проводится работа по корректировке и актуализации СИР-2020, соответствующее поручение премьер-министра было получено в декабре 2014 г. Причина необходимости актуализации СИР-2020 - значительные изменения в социально-экономической ситуации и отставание от заданных целей по многим ключевым индикаторам. Назрела пора обновить и целевые значения, и саму стратегию.

Кроме того, в 2015-2016 гг. была начата работа над новым документом - Стратегией научно-технического развития до 2035 г. (НТР-2035). Стратегии НТР-2035 был присвоен целеустанавливающий статус - наряду со Стратегией национальной безопасности и Стратегией социально-экономического развития РФ. В НТР-2035 заявлены следующие цели:

Основные усилия и ресурсы должны концентрироваться на научных исследованиях и инновационно-технологических разработках «больших вызовов» актуальных для государства и общества;

Объединение технологий, науки и инноваций в Российской Федерации, формирование комплексного единого социального института «наука - технологии - инновации»;

Развитие в РФ прорывных фундаментальных разработок и исследований, формирование на будущее научно-технологического задела.

Для достижения целей НТР-2035 предлагает выполнение ряда задач, с полным перечнем которых можно ознакомиться в документе проекта. НТР-2035 также формулирует принципы, механизмы и этапы реализации работ по выполнению поставленных задач, а также сценарии научно-технологического развития, характеризуемые определенными параметрами, которые легли в основу целевых индикаторов и системы мониторинга .

В области науки и образования за 2015-2016 гг. произошли следующие существенные изменения, в том числе в части продолжения уже начатых инициатив):

Внесены изменения в ФЗ № 127 в части механизмов финансирования научной деятельности и работы фондов поддержки научной деятельности. В закон введены три новых термина: научный проект, центр коллективного пользования научным оборудованием и уникальная научная установка - и описан регламент их финансирования и прочей поддержки. Эта мера облегчит импорт знаний, технологий и средств их внедрения из-за рубежа;

В рамках государственной программы «Развитие науки и технологий» в 2016 г. выделено 187 млрд рублей (в 2015 г. - 167 млрд рублей) на проведение фундаментальных исследований, создание лабораторий, гранты ведущим ученым. Госпрограмма была разработана в 2013 г. и предусматривает финансирование до 2020 г.;

Продолжается реализация программы «5-100», направленной на повышение мировой конкурентоспособности российских университетов. Программа, рассчитанная на семь лет, началась в мае 2013 г. с заявленными целями: вхождение не менее пяти российских университетов в первую сотню глобальных образовательных рейтингов (Times Higher Education, QS, ARWU); достижение не менее 15 % иностранных студентов от общего числа обучающихся в каждом вузе; достижение не менее 10 % иностранных специалистов от общего научно-педагогического состава каждого вуза.

Государство, в рамках реализации научно-технической политики, сосредоточено в основном на: поддержке науки и образования; обеспечении условий для предпринимателей и венчурных инвесторов; целевой финансовой и нефинансовой поддержке стартапов.

В последние годы государство начало проявлять заметную активность по стимулированию инноваций в крупных компаниях.

До 2015 г. существенная активность происходила в первую очередь в области поддержки науки и стартапов - это такие инициативы, изменившие инновационный ландшафт, как реформирование РАН, создание институтов развития, строительство технопарков, разработка и реализация НПИ и НТИ. В то же время существенная активность по отношению к зрелому бизнесу - это большей частью планирование («ПИР»).

Следует отметить, что за последние несколько лет государством было создано большое количество инструментов, направленных на развитие инноваций, в том числе на увеличение экспорта высокотехнологичной продукции. К таким инструментам следует отнести Российский экспортный центр (РЭЦ) и входящий в Группу РЭЦ ЭКСАР, принятие ряда государственных программ, например, «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», в рамках которых, например, запланирована поддержка НИОКР и развитие производственных компетенций.

Институты инновационного развития самостоятельно устанавливают ключевые показатели, соответствующие основным нормативным актам и внутренним документам, регулирующим их работу. Например, в РВК существует три уровня постановки ключевых показателей эффективности (КПЭ): долгосрочный (до 2020 г.), среднесрочный (на три года) и краткосрочный (ежегодно). При разработке набора средне- и долгосрочных показателей РВК учитывает приоритеты СИР-2020. Аналогично, Сколково самостоятельно формирует стратегические цели и КПЭ, которые утверждаются Советом фонда. В данном случае отправной точкой для формирования КПЭ является подпрограмма «Создание и развитие инновационного центра «Сколково» госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика», включающая восемь ключевых показателей.

Основной задачей эффективной модели Национальной инновационной системы (НИС) является организация условий для создания конкурентоспособного на внешнем и внутреннем рынках инновационного продукта.

В настоящее время наличие бизнес-инкубаторов на базе университетов уже не является единственным условием для развития современной и эффективной национальной инновационной системы, определяющим фактором являются интеграция исследовательских университетов в международное научно-образовательное пространство. Повышение конкурентоспособности и интеграции российских вузов в мировые научно-инновационные процессы являются актуальные в данном контексте. Превращение российских университетов в международные научно-исследовательские центры, создающих новые знания, генерирующих идеи, ведущих масштабные прикладные и фундаментальные исследования, является первоочередной задачей развития НИС России. В последнее время постоянно ведется речь об этой интеграции, но, к сожалению, цель пока не достигнута .

Постоянно усиливающиеся разногласия между потребностями международной инновационной системы и качеством и структурой отечественной подготовки профессиональных кадров замедляют развитие российской НИС. В РФ специалистов в области нано- и биотехнологий, генной инженерии, тонкой химии, микроэлектронных компонентов и т.д. крайне мало.

Основными причинами отсталости инновационной системы при относительно неплохих заделах в области образования и инфраструктуры, а также в области государственного финансирования НИОКР выступают:

1. Низкий возврат на затраты на НИОКР: госрасходы на исследования и разработки действительно существенны, но они не приводят к продвижению проектов; проекты не трансформируются в конкурентоспособные и востребованные изобретения .

2. Слабость фундаментальных слоев системы не позволяет эффективно искать, поддерживать и продвигать проекты; в первую очередь это ограничивающее влияние следующих факторов по трем ключевым направлениям:

Инновационные рынки, характеризующиеся низкой интенсивностью конкуренции, высокими барьерами для разработки и внедрения инновационных решений;

Инновационная культура, характеризующаяся слабым спросом населения на инновации, низким престижем профессий ученого, изобретателя и предпринимателя;

Качество институтов, характеризующееся слабыми механизмами защиты прав собственников и инвесторов, плохой репутацией эффективности государственного управления и правоприменительной практики, как следствие - короткие горизонты планирования со стороны экономических агентов .

3. Низкая восприимчивость бизнеса к технологиям не генерирует спроса на инновации как основной фактор производства и источник роста и конкурентоспособности; частные инвесторы не поддерживают государство в затратах на НИОКР, и в результате Россия значительно отстает по показателям количества инновационных компаний и высокотехнологичного экспорта.

4. «Утечка мозгов»: слабая, по сравнению со странами-лидерами, способность РФ удерживать и привлекать таланты, т.е. работа инвестиций государства в человеческий капитал на конкурентоспособность чужих экономик и, таким образом, формирование «разомкнутой инновационной системы».

5. «Стеклянные потолки»: инновационные стартапы и венчурные инвесторы сталкиваются с отсутствием механизма роста и/или выходов: бизнес-проекты локальных венчурных рынков, не находят возможностей роста или выхода внутри страны и в результате покидают её.

Государственные организации обычно нацеливают свою деятельность либо на одну из определенных групп участников инновационной системы (НИИ, вузы, средние и крупные компании, стартапы), либо на планирование, координацию, прогнозирование результатов и контроль инновационной политики. В своей деятельности государственные организации используют определенный набор инструментов:

Прямого действия (гранты, субсидии, кредиты и т.д.),

Косвенных (различные льготы) и организационно-правовых (международное сотрудничество,

Стимулирование спроса, обеспечение инфраструктурой и т.д.).

Необходимость создания в России благоприятного инновационного климата, продекларированная в стратегических документах, в основном сводится к прямому финансированию НИОКР. В стратегических документах крайне редко можно обнаружить некое подобие механизма федеральных целевых программ или хотя бы фрагментарную поддержку малых предприятий, занятых инновационной деятельностью. Косвенная поддержка инновационной деятельности, которую можно было бы осуществить хотя бы через действующий налоговый режим, путем включения части затрат на НИОКР в состав себестоимости, также остается достаточно слабой. В результате можно сделать вывод о том, что стимулирование спроса на инновации со стороны бизнес-сообщества, являющегося ключевым элементом развития эффективной НИС, российская государственная научно-техническая политика пока не в состоянии осуществить.

Библиографическая ссылка

Печерица Е.В., Тестина Я.С., Каширова Д.А. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ // Фундаментальные исследования. – 2017. – № 5. – С. 189-193;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=41532 (дата обращения: 03.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Государственная научно-техническая политика

Государственная научно-техническая политика - составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

Научно-техническая политика стала важным элементом внутренней и внешней политики государства. В странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входит большинство развитых капиталистических стран, в целях выработки научно-технической стратегии проводятся обследования практики организации НИОКР.

Целями научно-технической политики являются: государственная поддержка национальной науки; стимулирование развития ее приоритетных направлений, имеющих общенациональное значение; обеспечение условий для внедрения и эффективного использования научных достижений в сфере производства.

Конечной целью научно-технической политики является обеспечение экономического роста и конкурентоспособности страны на мировом рынке, решение социальных проблем, обеспечение экономической безопасности.

Степень и формы государственного вмешательства в развитие науки, прикладного ее использования зависят от многих факторов: стадии экономического развития; социально-экономических внутренних и внешних условий экономической политики, проводимой правительством в целом.

Отдельные проявления государственного регулирования научно-технического развития наблюдались еще в XIX веке, когда правительства развитых стран законодательно защищали свою науку, помогали университетам в проведении научных исследований, заботились о росте научных кадров. В современных условиях, когда углубляется международное разделение труда, происходит интернационализация хозяйственной жизни и в то же время - усиление конкурентной борьбы между странами, проблема развития национального научно-технического потенциала выходит на первый план. И государственная поддержка в сфере НИОКР становится одним из решающих факторов его развития.

По мнению американских экспертов, без соответствующей государственной поддержки научной сферы в XXI веке экономическая безопасность страны может подвергнуться серьезным испытаниям в таких областях, как вычислительная техника особо высокой мощности, биотехнология и генная инженерия, новые виды вооружений.

В рамках интеграционных союзов начинает разрабатываться межгосударственная научно-техническая политика. Характерной является политика ЕС в области фундаментальных исследований, прикладных разработок, в частности технической стандартизации, технологий, информации и т.д.

Государственная научно-техническая политика может выступать как:

Активная, умеренная или пассивная;

Сдержанная, дающая простор рыночным процессам;

Протекционистская по отношению к отечественному научному комплексу или предельно открытая для зарубежной науки и техники;

С опорой на собственный научный потенциал или на заимствование иностранных идей и технологий;

Высокоселективная или фронтальная, всеохватывающая;

С выраженным приоритетом фундаментальных и стратегических прикладных исследований или с приоритетом прикладных НИОКР и внедренческих работ.

Реальная государственная научно-техническая политика сочетает указанные альтернативные формы в зависимости от складывающейся ситуации, фактического состояния экономики и активности научного сообщества .

Примером высокоэффективной научно-технической политики могут служить меры принятые правительством Японии для восстановления экономики после второй мировой войны.

Развитие науки и техники своими силами требовало колоссальных затрат и, главное, многих лет, что грозило серьезным экономическим отставанием. За 30 лет, с 1949 г. Япония приобрела, в общей сложности 34 тыс. лицензий и патентов у западных коллег, которые были творчески доработаны японцами и, что самое главное, быстро внедрены в производство.

В результате создание научно-технического потенциала обошлось Японии всего в 78 млрд. долларов, причем ученые уложились в кратчайшие сроки. Эффективность такой стратегии оценивается от 400% - в целом, до 1800% - в отдельных отраслях .

На сегодняшний день, наука Японии занимает передовые позиции в области новых технологий. Учтя опыт прошлого, страна использует большинство своих разработок для улучшения качества жизни людей и защиты окружающей среды. Создаются и совершенствуются новые, экологически чистые двигатели для автомобилей, роботы и эффективные медикаменты, облегчающие жизнь недееспособных граждан, экономятся и повторно используются энергоносители и ценные металлы.

Необходимость государственного регулирования науки связана с особенностями научного «производства» и его продукции. В их числе - непредсказуемость экономических результатов научных исследований, сложность получения прибыли даже от коммерчески эффективных проектов при существующих системах защиты авторских прав. Главное же рынок не способен обеспечить адекватное вложение ресурсов в науку - так называемый «провал рынка». Главная задача государства в такой ситуации - разработка и реализация мер для компенсации «рыночного провала», уменьшения риска, связанного с проведением научных исследований и другими фактами инновационного процесса.

На практике реализуются три основные схемы преодоления отмеченной «слабости» рыночного механизма:

Прямое участие государства в производстве знаний путем организации крупных лабораторий, находящихся на бюджетном финансировании и бесплатно предоставляющих полученные результаты широкому кругу потенциальных пользователей. Обычно такие лаборатории заняты решением проблем обороны, энергетики, здравоохранения, сельского хозяйства. Разновидностью данной формы участия можно считать финансирование государством исследований в лабораториях или научных центрах частного сектора в случае выполнения ими государственного заказа (как правило, на производство систем вооружений или космической техники).

Предоставление безвозмездных субсидий на проведение фундаментальных научных исследований ученым, находящимся вне государственных лабораторий (в основном в университетах). Условием получения субсидий является полная отчетность о ходе исследований, открытая публикация полученных результатов, т.е. отказ от особых прав на полученное знание.

Предоставление налоговых льгот или субсидий частному бизнесу, вкладывающему средства в научные разработки.

В первых двух случаях объем, и структура расходов на науку являются непосредственным результатом государственной политики, в третьем - экономическая ответственность за развитие науки, их масштабы и приоритеты полностью лежит на компаниях частного сектора и государство прямо не претендует на эти результаты .

Использование средств госбюджета - главный финансовый инструмент научно-технической политики развитых стран. За счет госбюджета практически полностью финансируется фундаментальная наука в университетах, исследования оборонного характера и по контрактам в частном секторе, а также создание наиболее сложных и дорогостоящих экспериментальных установок «большой науки» (ускорители, телескопы, космические станции и т.д.).

Доля затрат на науку в общей сумме бюджетных расходов в последние 20 лет довольно стабильна: 6-7% в США, 4-5% во Франции, Германии, Великобритании, Италии, 3-3,5% в Японии .

Основными получателями бюджетных средств могут быть не только государственные лаборатории или университеты, что характерно для Японии, Германии, Канады, но и компании частного сектора, как это имеет место в США.

Взаимодействие частного и государственного секторов, перелив средств из бюджета в корпорации обеспечены рядом организационных механизмов, в разработке и реализации которых участвуют законодательная и исполнительная ветви власти, аппараты министерств, агентств и специальных ведомств. Основной инструмент размещения госзаказа на научно-исследовательские работы, являющиеся обычно составной частью федеральных программ - контракты и проекты. Оба эти инструмента в США, например, являются частью федеральной контрактной системы.

Федеральная контрактная система выполняет функцию главного инструмента организации и управления государственным рынком товаров и услуг, регулируя хозяйственную деятельность более 22 тыс. различных органов государства или его представителей, выступающих заказчиками этих товаров и услуг. Именно через этот экономико-хозяйственный, предельно конкурентный механизм американское государство оказывает решающее воздействие на регулирование экономики, ускорение темпов НТП и обновление основных средств корпораций - государственных подрядчиков, на государственную поддержку НИОКР и подготовку кадров, формирование равномерной «географии» промышленного, военно-технического и научно-технического потенциала и проведения единой патентно-лицензионной политики государства.

Повышение эффективности использования бюджетных средств идет по разным направлениям. Одним из них, популярным во многих развитых странах, является перераспределение научного бюджета в пользу мелких инновационных компаний. Исторически сложившаяся концентрация бюджетных средств в ограниченном круге крупных корпораций рассматривается как фактор торможения НТП.

Налоговое стимулирование как вид государственной поддержки науки используется относительно недавно. Повышение удельного веса льгот, обеспечивающих благоприятный инновационный климат, является общей тенденцией. Главное преимущество налоговой поддержки состоит в том, что льготы предоставляются не авансом, а в качестве поощрения за реальную инновацию.

Главный принцип западной системы состоит в том, что налоговые льготы предоставляются не научным организациям, а предприятиям и инвесторам. Льготы плюс конкуренция обеспечивают высокий спрос на исследования и инновации. Регулярный пересмотр льгот позволяет государству целенаправленно стимулировать инновационную активность в приоритетных отраслях, влиять не только на структуру и численность научных и инновационных организаций, но главное - на структуру производства .

Важное значение для разработки и осуществления эффективной государственной научно-технической политики имеет теория цикличности экономического развития, включающая теорию цикличности технологических переворотов, разрабатываемую многими отечественными и зарубежными специалистами. В современной обстановке среди целостной совокупности факторов экономическая наука выделяет инновационные факторы (новая техника, новые материалы, новые технологии, новая организация производства и труда, новая мотивация). Их наиболее полное и эффективное использование позволяет хозяйственной системе достигать максимального совокупного результата.

Данные факторы проявляют наибольшие преобразующие возможности, когда они используются в хозяйственной системе любого уровня в определенном соотношении и их действие подкрепляется другими факторами (инвестиционный, интеллектуальный, предпринимательский и кадровый ресурсы, инновационный менеджмент, нормативно-правовая база и т.д.). Анализ различных состояний результатов научно-технической деятельности показывает, что все они могут быть подразделены по основным фазам научно-воспроизводственного цикла .

В последнее время в ведущих индустриально развитых странах активно формируется новая научно-техническая (или технологическая) политика, включающая согласованный комплекс действий со стороны государства, частного бизнеса и системы образования по совершенствованию механизма и ускорению темпов разработки и распространения критических технологий как основы экономической и национальной безопасности.

Наиболее характерными чертами этой политики являются:

Усиление государственного регулирования НИОКР в области критических технологий и создания в этой связи единых министерств, координирующих вопросы развития науки, промышленности и внешней торговли с целью более тесной увязки научно-технического и промышленного развития;

Разработка общих технологических принципов критических технологий как ключевого в современных условиях этапа инновационного процесса;

Стабильное или возрастающее государственное финансирование фундаментальных исследований как основы долгосрочного технологического и экономического развития. Приоритетное финансирование направлений, определяющих развитие критических технологий;

Переход к все более равномерному распределению научно-исследовательских учреждений по всей территории страны с целью содействия региональному экономическому развитию и широкому распространению критических технологий. Использование при этом таких организационных форм, как технополисы, научные парки и др.;

Ориентация системы военных НИОКР на разработку технологий «двойного применения». Замена военных стандартов на стандарты «двойного применения», используемые при создании как военной, так и гражданской продукции;

Совершенствование системы обучения с целью удовлетворения потребностей промышленности в квалифицированных инженерных и технических кадрах.

Важным направлением научно-технической политики является меры, направленные на стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) .

Таким образом, можно сделать вывод что научно-техническая политика является составной частью политики государства, необходимая для реализации проектов по регулированию и развитию научной деятельности государства. Существуют три основных механизма воздействия государства на науку: прямое участие в создании научных знаний, финансирование научной деятельности, налоговые льготы.

Анализ механизмов научно-технической политики стран Запада не позволяет сделать однозначных выводов о том, практика какой из них является наиболее эффективной. Каждое государство, используя набор инструментов, решает свои, нередко уникальные задачи, спектр которых очень широк - от укрепления оборонной мощи страны до повышения конкурентоспособности отдельных отраслей. Общим же является поиск рационального сочетания бюджетных субсидий и налоговых льгот.

Обобщая вышесказанное в первой главе можно определить сущность науки и научной деятельности в государстве. Наука важная составляющая развития общества и экономики государства, ее развитие напрямую влияет на развитие производства, способствуя экономическому росту в стране. Являясь производительной силой общества, наука формирует технологические уклады, которые составляют совокупность технологий, характерных для определенного уровня развития производства. Изменение технологических укладов происходит циклически, при изменении уровня развития технологий, этот фактор определяет цикличность экономики в долгосрочном аспекте.

Совокупность средств производства и использования новых знаний формирует национальный научный потенциал. Эффективность функционирования научного потенциала определяет качество научной деятельности в государстве. Само государство воздействует на науку в стране посредством научно-технической политики. Данная политика государства крайне важна для развития национальной экономики.

Государство имеет комплекс различных мер по регулированию научного потенциала, но основными являются бюджетная и налоговая политика в сфере науки.