Что не является предметом управленческого труда. Специфика и функции управленческого труда

Управленческий труд – вид трудовой деятельности по выполнению функций управления в организации, назначением которого является обеспечение целенаправленной и скоординированной деятельности трудового коллектива по решению стоящих перед ним задач.

Содержание управленческого труда применительно к конкретному объекту определяется составом функций управления. К их числу относятся: определение целей и планирование, организация исполнения, координация и стимулирование деятельности исполнителей, учет и контроль исполнения. Каждая функция отражает определенную форму и способ управленческого воздействия на управляемый объект, обуславливая соответствующие стиль и методы управления.

Управление производством представляет собой область деятельности, направленную на обеспечение согласованной и эффективной работы трудового коллектива, создающего материальные ценности или производящего услуги. Оно включает в себя выполнение различных функций. По своему содержанию эти функции можно свести в несколько основных групп: . Руководство Планиро-вание Организация Мотивация. Контроль Регулирова-ние

Характеризуя управленческий труд, необходимо отметить, что его объектом является сфера его приложения – организация, структурное подразделение, территория, то есть управление производством или другими объектами.

Предмет управленческого труда – информация о состоянии объекта и о необходимых изменениях в его функционировании и развитии. В силу этого управленческий труд носит информативный характер. Информация по форме может быть устной и письменной (документированной), по функциональной принадлежности – технической, трудовой, бухгалтерской, коммерческой, по используемым носителям – бумажная, магнитная и т.п.

Продукт управленческого труда – управленческие решения и практические действия, необходимые для обеспечения функционирования объекта в заданном режиме.

Средствами управленческого труда являются организационная и вычислительная техника, уровень и полнота использования которых, определяют культуру и эффективность управления в организации.

Управленческий труд по сравнению с трудом рабочих имеет свои существенные особенности. Прежде всего это преимущественно умственный труд. Различают три вида умственного труда: эвристический, административный и операторный.

Эвристический труд– творческая составляющая умственной деятельности. Административный труд- вид умственного труда, функциональным назначением которого является непосредственное управление деятельностью и поведением людей. Операторный труд это труд по выполнению стереотипных (постоянно повторяющихся) операций предопределенного характера.

Рассматривая особенности управленческого труда, что этот труд, как и труд рабочих, является необходимым и производительным трудом. Но вместе с тем он имеет особую производительную форму. Занятые управленческим трудом непосредственно не создают материальных ценностей, но, осуществляя, техническую и организационную подготовку производства, совершенствуя методы планово-экономической работы, решая коммерческие задачи, они реализуют свою деятельность в продукте труда совокупного работника.

Особенность результатов управленческого труда – в том, что они трудно поддаются количественной оценке. Результаты труда руководителей, как правило, оцениваются косвенно – по показателям производственной деятельности возглавляемых ими коллективов или отделов, в которых они трудятся. То есть его эффективность должна оцениваться не по количеству подготовленных документов и изданных распоряжений, а по результативности и прогрессивности принимаемых технических, организационных, экономических решений – по их влиянию на результаты деятельности работников, непосредственно занятых производством продукции или услуг.

Управленческим трудом называется трудовая деятельность, а также различные работы и операции по исполнению сотрудниками управляющей функции в той или иной организации. Качество исполнения управленческих функций напрямую зависит от эффективности деятельности предприятия или фирмы. Как правило, специфика управленческого труда состоит в том, что результаты этой трудовой деятельности находятся вдалеке от момента и места его выполнения и лишь в итоге составляют результаты функционирования всей организации в целом.

Особенности управления

Работа сотрудников по управлению имеет определенный характер и технологические различия. Содержание и особенности управленческого труда состоят из различных факторов.

Умственный труд сотрудников, принадлежащих к аппарату управления, состоит из трех основных видов их деятельности:

  1. Административно-организационная и воспитательная деятельность. Работники в области управленческого труда осуществляют прием различной информации и ее передачу в другие инстанции, а также доводят всевозможные управленческие решения до исполнителей и контролируют их непосредственное исполнение.
  2. Конструктивная и аналитическая деятельность. Сотрудники-управленцы воспринимают поступившую информацию, анализируют ее и впоследствии занимаются подготовкой соответствующих эффективных решений.
  3. Информационно-техническая деятельность. Ее суть заключается в осуществлении документационных, учебных, вычислительных и формально-логических операций.

Предметом такой деятельности, как управленческий труд, является информация – ее поступление, восприятие, анализ и переработка. Средствами управленческого труда являются вычислительная техника и человеческий интеллект, а результатами – управленческие решения и контроль над их выполнением.

Технологические особенности этого вида деятельности заключаются в следующем:

  1. Управленческий труд в отношении к конечным производительным результатам на производстве каких-либо видов благ или услуг всегда несет опосредованный характер. Это значит, что управленческий труд не имеет отношения к созданию непосредственной потребительской стоимости, а направлен на управление сотрудниками той или иной организации, которые заняты производством каких-либо материальных благ или сферой услуг, и через них – основными и вещественными элементами производства.
  2. Управленческий труд, как правило, несет в себе специфически выраженный и творческий характер, интуиция и опыт также играют в нем главенствующие роли.
  3. Сложность такого управленческого труда в целом определяется непосредственной сложностью всех функций управления организацией, а также степенью самостоятельности исполнения этих функций и частоты выполнения каких-либо отдельных элементов, вычлененных из всего трудового процесса. В то же время сложность определяется и уровневой иерархией управления.
  4. Управленческий труд требует от участников данного вида трудовой деятельности высокого уровня навыков управления в организации, которые определяются длительностью работы в управленческом аппарате, а также масштабами и качеством работы, выполняемой ими.

Работники управленческого труда подразделяются на руководящие должности, специалистов и исполнителей, в зависимости от содержания и характера трудовой деятельности.

Руководители

Задача руководителей в области управленческого труда – определить цели своего предприятия и непосредственное направление его деятельности, а также выполнять подбор и расстановку кадров, координировать работу всех исполнителей и подчиненных, обеспечивающих в организации эффективную коллективную производственную деятельность.

Специалисты

Специалисты, в свою очередь, занимаются разработкой и последующим внедрением новых или улучшенных методов и форм организации производственного процесса, управления и труда, экономических и технических нормативов. Кроме того, специалисты должны обеспечить представителей коммерческой деятельности соответствующим набором документов и материалов.

Исполнители

Исполнители (служащие) могут выполнять самую разнообразную работу, которая связана с непосредственным обеспечением деятельности руководства и специалистов. Такой работой может являться сбор, фиксация, передача, множительные работы, обработка поступившей информации, оформление документации и т.д.

Эффективность управленческого труда

Технологические особенности управленческого труда стоят рядом с таким понятием, как эффективность. Но эффективность деятельности сотрудников аппарата управления определяется никак не количеством подготовленных и выполненных документов, выданных предписаний и расчетов, а непосредственно прогрессивностью и результативностью.

Эффективность управленческой деятельности делится на такие виды, как экономическая и социальная.

Экономическая эффективность

Основой оценивания является отношение количества затрат на управленческую деятельность к стоимости единицы определенного продукта или же ко всему объему на производстве. Действительной эффективностью в таком случае следует считать ту ситуацию, когда количество затрат на управленческие нужды не изменилось (или же незначительно увеличилось), но в то же время улучшилось качество управления.

Социальная эффективность

Определяется и измеряется в ходе исследования цепи «цель – желаемый результат – расходы». Сопоставляя результат и расходы, ставят определенную задачу, а именно: показание степени экономичности управленческой деятельности. Иными словами, нужно ответить на вопрос о том, какой ценой и при помощи каких расходов достигается приближение к поставленной цели. В этом случае эффективность понимается как некая степень достижения поставленной цели и как степень экономной траты тех или иных ресурсов.

Принципы рациональной организации управленческого труда

Специфика и содержание управленческого труда должны включать в себя и компонент рационализации данного вида деятельности, который должен достигаться за счет минимизации трудовых затрат в управленческом процессе.

В основе такой рациональной организации труда управленцев лежат несколько основополагающих принципов.

Комплексность

Указывает на то, что проблемы, связанные с организацией управленческого труда, должны решаться с разных сторон с учетом всех аспектов деятельности управления персоналом.

Системность

Учитывая, что принцип комплексности направлен на полноту рассмотрения проблемы управления в соответствии со всеми направлениями, данный принцип содержит в себе их увязку и взаимное согласование, а также устранение возникших противоречий. В результате должна создаваться большая система трудовой организации, в составе которой все подсистемы согласованы между собой.

Регламентация

Подразумевает под собой установление и последующее строгое соблюдение каких-либо положений и правил, инструкций, указаний, нормативов и других документов, которые основаны на объективно существующих закономерностях развития управленческой системы. При этом должен выделяться круг определенных вопросов, которые требуют жесткой регламентации, и круг вопросов, для которых требуются лишь какие-нибудь рекомендации.

Специализация

Суть этого принципа заключается в закреплении за каждым из подразделений организации определенного набора работ и функций с возложением на эти подразделения полной ответственности за конечный результат управленческой деятельности.

Стабильность

Согласно данному принципу, трудовой коллектив должен взаимодействовать и работать в установленных условиях стабильности его решаемых задач, функций и состава этого коллектива. Естественно, нельзя исключать динамику развития коллектива. Главное, чтобы изменение состава и содержания задач обуславливалось объективно нужными потребностями и происходило преимущественно на научной основе.

. Управленческий труд - это планомерная деятельность работников административно-управленческого персонала, направленная на организацию, регулирование, мотивацию и контроль за работой сотрудников организации. Содержание управленческой пр раке зависит от объекта и определяется структурой производственных процессов, приемами труда, его техническим оснащением, а также взаимоотношениями, возникающие в процессе выполнения управленческих функциий.

Управленческая деятельность - специфический вид трудового процесса. Управленческий труд имеет свои особенности по сравнению с трудом производительным, в результате которой создаются материальные ценности. Управление - это пер рш всего работа с людьми, а их трудовая деятельность является объектом управленческого влияния. Это работа творческая, преимущественно умственный, которая осуществляется человеком в виде нервно-психических усилий. Процесс умственной труда состоит из таких элементарных действий или операций, как слушание, чтение, речь, контактирование, наблюдения за действием, мышления, умозаключение тощтощо.

Управленческий труд - труд непродуктивна. Участие в создании материальных благ происходит опосредованно, через труд других лиц. Продуктом управленческого труда является решение, а не товары и услуги, предм метом - информацииія.

. Труд менеджера - это целенаправленный специфический вид умственной деятельности по обеспечению эффективной работы управляемой системы

Рис 12. Характеристика содержания управленческого труда

. Организацию труда менеджера следует понимать как процесс подготовки и осуществления соответствующих мероприятий, направленных на достижение поставленной перед системой целей

. Предметом труда менеджера является информация об объектах управления и внешняя среда

. Объектом труда менеджера является персонал управляемой системы и отношения, складывающиеся в нем в процессе выполнения определенных функций

. Средствами организации труда менеджера является совокупность организационной и учетной техники для получения, фиксации, передачи, копирования, размножения, обработки информации, которая необходима для осуществления процесса управления системами

Труд менеджера отличается от труда других работников аппарата управления системами. Она имеет творческий характер. Менеджер должен постоянно по собственной инициативе искать пути обеспечения эффективной раб боты управляемой системы и мобилизовать на это ее лицоал.

Менеджер - это прежде всего организатор работы той или иной системы. Перед ним всегда стоит задача объединить персонал в единое целое и определить стратегические направления ее деятельности, скоординировать работу в функциональных подразделений и непосредственных исполнителив.

В процессе организации труда менеджер выполняет такие функции, как прогнозирование, организация, планирование, учет, контроль и регулирование. В управляемой системе он является не только организатором, но и воспитателем персонала. Для этого менеджер применяет соответствующие принципы и методы воздействия на людией.

В условиях рыночной экономики резко повышаются требования к менеджерам предприятий. Они должны постоянно работать над собой чтобы демонстрировать в процессе выполнения своих функций высокие профессиональные и лица исти качеі.

Анализ процесса управления предприятием дает возможность выделить две взаимосвязанные составляющие: функционально-технологическую и организационно-человеческую. О функционально-технологического аспекта управления, то он является объектом изучения таких дисциплин, как технология, организация, маркетинг и т.д.. Организационно-человеческий аспект, который является объектом изучения менеджмента, выходит из необходимости целеустремленности, согласование джености работы членов коллективву.

Рассмотрим особенности управленческого труда

Как и любой другой процесс, управленческая работа состоит из следующих основных элементов: предмет труда (то, что подлежит влиянию, обработке), средства труда (то, посредством чего осуществляется воздействие), сам пр роцес - целенаправленная деятельность и результат. Эти элементы позволяют определить характер и особенности управленческого труда независимо от должности управленческого работника, области деятельности и т.д. упрощенной в схему ее можно представить как систему, на входе которойї информация (предмет - то, на что направлен труд), подлежащей внутри системы обработке интеллектом человека посредством технических средств управления - вычислительной и организационной техники (средства труда), а на выходе - качественно новая информация или управленческое решение (результат труда) (рис 13)

Сегодня квалифицированный специалист, занятый управленческой деятельностью, являются огромной ценностью. От того, как он осуществляет организационную и технологическую подготовку производства, оперативное регулирование деятельно ости производственных подразделений и отдельных исполнителей, зависит производительность труда, эффективность использования производственных фондов, себестоимость продукцииї.

Характер деятельности руководителя очень разнообразен. Он выступает в роли организатора, специалиста, администратора, общественного деятеля и воспитателя. Выполняя организационно-административные функции, управленцы и занимаются поиском и подготовкой новых решений. Их труд носит творческий характер, свойственный изобретателям, рационализаторам, новаторам производстватва.

Очень часто различные виды деятельности руководителя выполняются параллельно, прежде всего при применении воспитательной и организаторской работы, а часто и одновременно с творческим трудом руководителя. Состояния организации управлинс ской работы присущи определенные недостатки. Главной причиной является то, что труд высококвалифицированных специалистов не всегда используется по назначению. Так, нормативный объем времени на выполнение каждой функции и фактические затраты на ее осуществление, как правило, не совпадают. Это отражает различие формальной и содержательной структуры труда рабочихиків.

Эффективная работа управленческого аппарата должна обеспечивать надежное функционирование системы управления, которое исключало бы случайные ошибки в информации вследствие необъективности ее подготовки, перепись ски или препятствий при его передаче и использованию.

Быстрый рост и совершенствование производства приводят к резкому росту объема управленческих работ, а темпы роста производительности труда управленческого персонала не могут удовлетворить возрастает аючи потребности производства. Этот разрыв необходимо уменьшить за счет дальнейшего совершенствования методов и форм организационной работы, а также механизации и автоматизации управленческих робет.

Одним из основных вопросов совершенствования организации труда управленческих работников является разработка рациональных форм разделения и кооперации труда. Многие специалисты уделяют значительное внимание вопросу влияния ру вник на морально-психологический климат коллектива. По мере повышения уровня должности руководителя повышаются требования к его профессиональных и личных. Как-тоей.

Следовательно, особенно актуальной задачей является совершенствование процесса подготовки и переподготовки руководящих кадров, усиление контроля за их отбором согласно деловых и личных качеств работников, их. ВВИ ибностей и склонностей к организаторской работе, усиление контроля за воспитательной деятельностью руководящего работника.

В процессе управления его субъекты (менеджеры) решают самые разные проблемы - организационные, экономические, технические, социально-психологические, правовые и т.д.. Это многообразие также является важной особо можность труда менеджера.

Информация является специфическим предметом управленческого труда, в связи с чем она имеет информационную природу. В ней сочетаются творческие, логические и технические операции, связанный с обработкой информации, а обм мин деятельностью между субъектом и объектом управления, между самими субъектами управления носит информационный характер достижения целей управления происходит путем подготовки и реализации совокупного управл. Инск воздействия на коллектив, на его трудовую деятельность, это и является специфическим результатом управленческого труда. Основной формой такого воздействия является управленческое решениення.

Принятие управленческих решений определяется сложной совокупностью факторов внутренней и внешней среды, которые постоянно создают нестандартные ситуации. Именно эти обстоятельства требуют от человека, а занимается управленческой деятельностью, качеств. Принимаемые управленцами, зависят от их знаний и опыта, интуиции, личностных свойств. Если при принятии решений застосовуеть ся вся эта совокупность качеств, тогда речь идет об искусстве управленияння.

. Управленческая работа характеризуется:

1 насыщенность действий (преимущественно кратковременных);

2. Разнообразием видов деятельности;

3 фрагментарность деятельности;

4 части вмешательством извне;

5 широких сетью контактов, которые выходят далеко за пределы рабочей группы;

6 преобладанием речевого (устного) общения с окружающими (до 90%)

Анализ управленческой работы свидетельствует о ее функциональную неоднородность. По сравнению с трудом рабочих она имеет свои существенные особенности. Прежде всего это умственный труд. Различают три вида умственной й труда:і: эвристическая, административная и операторская (рис 14)

. Эвристическая труд - творческая составляющая умственной деятельности. По своему функциональному назначению она характеризуется как труд по исследованию, анализу и разработке различных вопросов (разработка планов и анализ их выполнения, опре значению направлений совершенствования конструкции и состава продукции, технологии, организации производства и труда, решение социальных проблем). По содержанию эвристическая работа повязкам связана с выполнения аналитических их и конструктивных операций и направлена??на разработку и принятие решень.

. Административная работа - вид умственного труда, функциональным назначением которой является непосредственное управление деятельностью и поведением людей. По содержанию она весьма разнообразна и включает выполнение различных организационно-административных ативних операций - координационных, распорядительных, контрольных. Этот вид умственного труда призван обеспечить координацию деятельности отдельных участников и трудовых коллективеів.

. Операторская работа - это труд по выполнению стереотипных (таких, постоянно повторяющихся) операций предусмотренного характера. По содержанию - это информационно-техническая работа, включающая документационного операции (оформление в. Документом, их копирование, размножение, хранение, обработку корреспонденции и т. п.), первично-расчетные и учетные, ввод данных в. ЭВМ, переработка информации по предварительно разработанной программе, в бчислювальни операцииї.

Преимущество тех или иных видов умственных нагрузок значительной мере определяет специфику организации управленческого труда по отношению к методам выполнения работ, видов норм, способов регламентации, условий пр рац.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Социальная природа управления: факторы обособления управленческого труда. Производителен или непроизводителен управленческий труд (по модели А. Смита)?

управление труд парадигма унитарный

Управление имеет место во всех системах материального мира: в технических, биологических и социальных. Схожесть процессов управления в этих системах выявила и показала кибернетика - наука об общих закономерностях получения, хранения, передачи и переработки информации, которая разрабатывает общие принципы создания систем управления. Проблемы управления изучаются также целым рядом прикладных наук, таких как: философия управления, социология управления, организационное поведение, психология управления, история управления, экономика управления, право и управление, этика и культура управления и др.

Важным свойством социальных систем является их целостность Целостность характеризуется не только пространственными признаками, но главным образом силой сцепления, связей между элементами системы, между субъектом и объектом управления прежде всего

Способность систем к самоуправлению, самоорганизации - еще одно их значимое свойство. Каждое свойство проявляется в диалектическом единстве противоположностей: от хаоса к порядку, между частью и целым, верхами и низами, сочетанием управления с самоорганизацией элементов системы. Такое единство взаимодействующих противоположностей имеет место в социальных системах различных масштабов.

Актуальность подобных вопросов понимал А. Смит, поставив их в работе «Исследования о природе и причинах богатства народа». «Великие нации, - писал он, - никогда не беднеют из-за расточительства и неблагоразумия частных лиц, но они нередко беднеют из-за расточительства и неблагоразумия государственной власти». Речь по существу идет о взаимодействии государства и общества, об анализе социальной ценности труда тех «самых уважаемых сословий общества», которые «подобно труду домашних слуг, не производят никакой стоимости», а «содержатся за счет продукта труда других людей.

Первый - как складывается взаимодействие между государством и тружениками, теми, кто действительно занят производительным трудом, созданием материальных или духовных ценностей? Общество как система, как социальная, экономическая и политическая целостность не имеет исторической перспективы, если «государственные люди» не хотят или не могут овладеть высшим, диалектическим мышлением.

Второй, тот или иной стиль управления в конкретной организации или стране в целом - это обязательно проявление сугубо индивидуальных свойств: психологических, мировоззренческих, нравственных, профессиональных и ряда других. Каждый человек - это система, целостность, полностью или частично включенная в другую (другие) большие системы, где реализуя себя, он оказывает соответствующее влияние на них

2. Что является предметом и продуктом управленческого труда?

Предметом же управленческого труда выступают сознание, поведение и деятельность человека, его социальные свойства как элемента системы управления. «управление теченьем мыслей». Целенаправленная, профессионально грамотная работа руководителя с этим предметом способствует развитию личности исполнителя, формирует личностную установку сотрудника на цели организации, повышает осознание им сопричастности и нужности данной организации - в итоге мотивирует его трудовую и социальную активность. Результатом (продуктом) труда руководителя, таким образом, становится приращение интеллектуального, нравственного и организационного потенциала конкретной системы управления.

Информация - также предмет управленческого труда. Значение этого предмета в практике управления трудно переоценить, поскольку информация выполняет важнейшую социальную функцию - ориентирует поведение людей, существенно предопределяет их организационное поведение

Продукт управленческого труда - система упорядоченных соглашений на основе организованной системы. Одним словом, труд руководителя сводится к тому, что бы создать такую систему мотиваций и контрмотиваций, которую сами участники системы (почитай организации) способны воспринять и следовать ей. По сути любая организация это организованная система ролей, которые играют сотрудники на основе возлагаемых на них предметов их ответственности. За конкретный продукт на различных этапах отвечает конкретный работник. Руководитель же отвечает за саму систему взаимоотношений сотрудников, производящих свой конкретный продукт

3. Человек в системе управления: каков механизм реализации взаимных ожиданий системы и личности?

Системность - объективное свойство всех сложных объектов, с которыми приходится иметь дело в процессе управления. Особый интерес представляет понятие «социальная система». Она определяется как структурный элемент социальной реальности, определенное целостное образование, основными элементами которого являются люди, их связи и взаимодействие. Это - объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных норм, процедур и правил.

Качество управления - первопричина и гарантия сохранения и преумножения значимых для людей ценностей, таких как безопасность жизни, сохранение здоровья, стабильность общества, уверенность в будущем и др.

Закон гармонизации интересов субъекта и объекта управления отражает их объективную взаимозависимость и потому необходимость взаимосодействовать друг другу в реализации целей системы и своих интересов. Игнорирование или недопонимание этого закона непременно создает организационную и социально-психологическую разобщенность, а в итоге - отчужденность, социальную напряженность между объектом и субъектом управления.

Закон соответствия требует выбора адекватных средств и методов влияния на объект управления с учетом его особенностей, состояния и других характеристик. Проявление различных нарушений этого закона свидетельствует о низком профессионализме или полном несоответствии статусу управленца.

Закон возвышения потребностей и целей обязывает руководителей всех уровней управления понимать естественное желание и право человека жить лучше, стремиться к развитию и реализации целей, в том числе в рамках конкретной системы управления и с ее помощью, обеспечивая, тем самым, повышение социальной активности, интеллектуального и организационного потенциала.

Закон слабого звена в системе управления, в процессе управления как системе, в отношениях с потребителями, поставщиками и местными органами власти обязывает к профилактическим действиям по предотвращению разрыва сложной цепи технологических, функциональных и других связей.

Закон выживания -- один из особо важных в нынешних российских условиях - диктует необходимость решения двух значимых управленческих задач: обеспечение внешней адаптации и внутренней интеграции. Понятна их взаимосвязь и взаимозависимость для обеспечения не только выживания, но и для развития системы. Каждая из задач предполагает разные средства и методы их решения.

4. Охарактеризуйте понятие «парадигма» и принцип единства сознания и деятельности. Парадигма и принцип опережающего отражения действительности в оптимизации процесса управления: как вы понимаете их взаимосвязь?

Парадигма управления -- это, прежде всего, психическое образование, продукт видения и мышления, совокупность представлений об объекте, процессах, явлениях в системе управления и во вне, это образ желаемого будущего. И все это идеальное, субъективное (но не субъективистское), проективное соответствует умственному характеру труда руководителей всех уровней управления, является его продуктом. Управленческая парадигма включает, таким образом, познавательный, аналитический, ценностный, творческий и организационно-волевой компоненты.

Для анализа и совершенствования практики управления особо значимы «исходная концептуальная схема, модель...», которые базируются на важнейшем принципе опережающего отражения действительности, т.е. на способности человека представлять будущие события, действия, результаты еще до того, как они будут реально восприняты или осуществлены. Опора на этот принцип представляется исходной позицией в управлении, которое начинается с процесса целеполагания через такие формы опережающего отражения действительности, как организационное проектирование, сценирование, предвидение последствий принимаемых решений и др. Уместно заметить содержательную близость этого принципа с принципом единства сознания и деятельности. Расстыковка по разным причинам сознания и деятельности, неадекватность видения объекта управления, конкретной ситуации чреваты негативными последствиями во всех сферах и видах труда, но особенно недопустимы в управлении. Однако полная расстыковка сознания и деятельности - явление паталогическое. Поэтому правильнее будет говорить о степени видения, осознания объекта, конкретной ситуации, об осознании себя в этой ситуации, о зависимости результатов деятельности от степени информированности и многом другом. Осознание должно опережать деятельность и этим предопределяется ее эффективность.

5. «Сдвиг парадигмы»… Проанализируйте что и почему происходит при «сдвиге» на примере отдельной страны, науки, трудовой организации и у Вас лично. Ситуационный сдвиг парадигмы…в чем его особенности?

Американский историк Т. Кун рассматривал в книге «Структура научных революций» этапы жизненного цикла разных парадигм: этап предпара-дигмалъный, этап господства парадигмы («нормальная наука») и этап кризиса, перехода от одной парадигмы к другой. В связи с этим он ввел в научный оборот термин «сдвиг» парадигмы. Обратим внимание на «сдвиг», поскольку это важно для поиска современной управленческой парадигмы и рационализации практики управления. Долгое-долгое время планета Земля представлялась центром Вселенной, пока Н. Коперник не провозгласил центром Солнце. Традиционной, веками устоявшейся формой правления была (существует в отдельных странах и сегодня) монархия, пока не возникла новая парадигма -- народное правление, осуществляемое народом и для народа. Новая парадигма воплотилась в конституционной демократии, что значительно расширило возможности свободы и независимости людей, в том числе, их участия в процессе управления и на государственном уровне.

Так сдвиги парадигм быстро или медленно меняют наши представления об окружающем мире, меняют или корректируют наши установки и поведение, взаимоотношения между людьми в процессе управления. Одна из иллюстраций - изменение представлений о человеке как труженике: по теории Ф. Тейлора - это человек экономический, по итогам экспериментов Э. Мэйо - человек социальный, у Ф. Герцберга - это человек психологический (самореализующийся). Эти парадигмы менялись последовательно с интервалом примерно в 20-30 лет, каждый раз обновляя и обогащая грани видения и понимания человека в конкретной системе управления как многогранное и в то же время целостное явление. Каждая парадигма актуализировала какие-то признаки: динамику основных потребностей работника (деньги, общественное признание, индивидуальное развитие), меры воздействия на человека (угрозы и обещания, использование общественного мнения, возбуждение интереса, мотивация)

6. Каково влияние социокультурных факторов на формирование управленческой парадигмы? В чем различие между системоцентрической и персоноцентрической парадигмами управления?

Управленческая парадигма, как и политическая, научно-техническая или иная, не может, не должна игнорировать присущие конкретному обществу характеристики, иначе будет обречена и скомпрометирована вместе с ее авторами. Тому немало исторических примеров. Россия в силу своего евро-азиатского географического положения издревле испытывала влияние и европейской, и азиатской культур, в том числе в вопросах государственного устройства и характера взаимоотношений «личность - система управления». Отсюда возникло два типа социального мышления и управления. Первый - системоцентрический (примат системы над человеком, когда у системы только права, а у человека только обязанности, когда человек для системы средство, а не цель). Второй - персоноцентрический (предполагает такой характер взаимоотношений между системой и личностью, когда человек - высшая ценность и цель для системы, когда система служит человеку, создает максимум благоприятных условий для его существования и развития). В многовековой борьбе этих двух концепций по-разному решались политические, социально-правовые, экономические, нравственные и другие проблемы управления

Многие ученые, политики, видные государственные деятели размышляли о проблемах и гарантиях оптимизации взаимодействия системы и личности, субъекта и объекта управления. Примечательны, например, суждения и оценки историка В.О. Ключевского о реформаторской деятельности Петра I, в частности, по рационализации государственного управления. Противоречивость намерений императора историк увидел в том, что тот пытался реорганизовать систему, сохраняя унизительным положение главного субъекта прогресса - труженика, поскольку «хотел, чтобы раб, оставаясь рабом, действовал сознательно и свободно» Примерно по такому же сценарию, с точки зрения осмысленности начинаемых действий, создавались Петром I отраслевые коллегии по шведскому образцу, а получилось так, что бюрократическая организация аппарата управления привела к тому, что «государство, загораживаемое канцелярией, отдалялось от народа, как что-то особое, ему чуждое».

Само государство, по выражению Ключевского, «превратилось в какой-то заговор против народа». Петровская политика реформации государственного управления соответствовала глубинным системоцентрическим установкам национального сознания, не затрагивая основ социо-культурного генотипа.

В связи с этой зарисовкой модернизации госуправления нельзя не сказать о роли аппарата управления в функционировании и эффективности систем любой масштабности. Большое внимание исследованию природы и функций аппарата уделял М Вебер. По его определению, «аппарат - средство осуществления власти... машина управления» и уже поэтому должен быть объектом особого интереса и управляющих, и управляемых, и исследователей различных наук, изучающих такое комплексное социальное явление, как управление

7. Раскройте понятие государственного управления

Государственное управление - это деятельность по реализации законодательных, исполнительных, судебных и иных властных полномочий государства в целях выполнения его организационно-регулирующих и служебных функций как в обществе в целом, так и в отдельных его частях.

Это означает, что государственные органы

во-первых, обладают определенными государственно-властными полномочиями и тем самым возможностями оказывать влияние на развитие дел в обществе и, следовательно, несут ответственность за их состояние;

во-вторых, обладают правомочиями и возможностями выступать в пределах своей компетенции от имени государственного интереса;

в-третьих, функционируют в условиях сочетания строгой нормативной регламентированности деятельности в формально-процедурном отношении с довольно широкой возможностью принятия волевых решений на основе субъективной интерпретации, как ситуации, так и регулирующих ее законодательных норм;

в-четвертых, непосредственно занимаются работой по подготовке принятию и проведению в жизнь решений в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государства, причем в ряде случаев указанные действия влекут за собой заметные экономические и иные социальные последствия для всего общества или какой-либо его части.

а) государственная управленческая деятельность - это осуществление субъектами исполнительной власти, а также иными звеньями государственного управления (государственными служащими и должностными лицами) функций государственного управления;

б) субъектом государственного управления выступает государство как совокупность органов публичной власти всех уровней аппарата управления. Конкретным субъектом государственного или муниципального управления является соответствующий орган, должностное лицо государства или местного самоуправления;

в) объект государственного и муниципального управления - это общественные отношения социальных, национальных и иных общностей людей, общественных объединений, организаций, юридических лиц, поведение отдельных граждан, приобретающее общественное значение, то есть это отношения, которые могут быть подвергнуты государственному или муниципальному регулированию.

8. Назовите и охарактеризуйте параметры, которые служат распознаванию природы гос. управления

Общесоциальные параметры и пропорции государственного управления, устанавливать оценки, критерии и ограничения использования государственных ресурсов для достижения выбранных целей. При недостаточности или игнорирования этих оснований государственное управление неизбежно превратится в набор чисто политических акций.

Ресурсы государственного управления включают финансовые, имущественные, природные и иные ресурсы государства, которые можно выделить на целевое решение соответствующих задач, а также средства частных лиц, внешние и внутренние займы, другие негосударственные ресурсы, которые на законном основании могут быть направлены на эти цели.

Выполнение решений включает множество конкретных действий, механизмов и процедур, санкционированных окружающей социальной средой и обеспеченных в той или иной степени ресурсами. Сюда входят: процессы принятия и реализации решений, связанных, прежде всего, с формированием и осуществлением государственных программ; технологии государственного управления, связанные с методами управления в кризисных ситуациях, информационно-коммуникативными процессами;

Контроль включает правообеспеченные меры всестороннего и постоянного отслеживания и корректировки хода реализации различных мероприятий государственного управления, таких, например, как государственная целевая программа или ситуативное решение. Эти меры включают контроль и за принятием решений, и за их выполнением (по объемным показателям, по своевременности выделения и доведения до конечных получателей выделенных ресурсов,

9. Выделив признаки и специфику гос. управления, раскройте его сущностное содержание как системы и процесса

Общественная обусловленность государственного управления вытекает из его практики как сложной организационной системы, функционирование которой направлено на удовлетворение потребностей граждан. его цели и содержание зависят, с одной стороны, от состояния и структуры управляемых государством общественных процессов, с другой - от места и роли государства в обществе, а также от взаимоотношений и характера деятельности отдельных государственных органов.

Целевая направленность государственного управления означает постановку рациональных (т е. соответствующих имеющимся ресурсам) целей и задач, определяемых необходимостью получения максимально возможных результатов при минимальном использовании средств налогоплательщиков исходя из ориентации, данных публичной властью. Четкость выражения целей с учетом приоритетов и требуемых результатов предполагает заинтересованность государственных структур в сохранении стабильности, в соответствии принимаемых решений действующему законодательству, росте компетенции аппарата своих административных учреждений, а также решении других задач, направленных на повышение эффективности управления, реализацию принципа социальной справедливости, рациональное расходование ресурсов.

Процесс государственного управления представляет собой сознательную и целенаправленную деятельность, связанную с реализацией государственно-властных полномочий субъектами публичной власти,

Сущность государственного управления раскрывается через его окружающую среду, ресурсы, выполнение решений и контроль. Изучение социальной среды, в которой происходит осуществление государственного управления, на которую оно влияет и которая также оказывает на него обратное воздействие,

10. В чем смысл противоречия рационального и политического в гос. управлении?

Отправной точкой для распознания природы государственного управления служит понимание его необходимости, общественной обусловленности и целевой направленности.

Необходимость государственного управления вытекает из потребности обеспечить реализацию политики государства, направленной на эффективное использование природных, трудовых, материальных и информационных ресурсов, справедливое перераспределение доходов и гарантирование основных социальных прав, поддержание общественного порядка. Например, необходимы государственные программы для обеспечения минимального уровня жизни нуждающимся или для получения необходимого уровня образования и профессиональной подготовки. Кроме того, известно, что в экономике существуют сферы, где рынок оказывается несостоятельным (естественные монополии, общественные товары, неполные рынки, информационная асимметрия, безработица, инфляция) и где без государственного вмешательства не обойтись. Границы государственного управления в развитых странах определяются на основе принципа субсидиарности (от лат. subsidia-rius - вспомогательный), согласно которому вышестоящая организационная единица предоставляет нижестоящей простор для действий и берет на себя только те компетенции, которые нижестоящая не в состоянии осуществлять. Поэтому изучение государственного управления предполагает поиск и оценку возможностей тех общественных институтов, которые могут взять на себя функции государственного регулирования. С другой стороны, эта оценка включает понимание специфики именно государственного управления, его целевую направленность на производство общественных благ, непосредственную связь с политикой.

11. По каким основаниям можно отличать гос. управление от политического или бизнес - управления?

Отличия государственного управления от менеджмента в сфере бизнеса, т.е. от бизнес-управления, можно выявить по шести основаниям: окружению, целям, ресурсам, мотивам, ответственности, процедуре назначения руководителей.

Различие в окружении. Большое влияние на цели и результат деятельности государственных организаций оказывают системы политического (через политические партии и политических лидеров) и функционального (через лоббистскую деятельность групп интересов) представительства

Различия по целям. Для управления в сфере бизнеса главной, а иногда и единственной целью является прибыль Для государственного управления цели многообразны и, если их источником является политика, носят обобщенный характер, их трудно определить количественно, стабильность, законность, порядок, обеспечение обороны, уменьшение социального неравенства, борьба с бедностью и т.д.

Различия по ресурсам. В отличие от добровольно-договорного характера взаимоотношений между партнерами в сфере бизнеса государственные органы обладают правом принуждения в рамках и на основе закона Ресурсы данных органов могут формироваться за счет законного изъятия части доходов граждан и организаций посредством налогообложения. Поэтому государство и его органы могут осуществлять принудительное перераспределение ресурсов,

Различия в побудительных мотивах. В государственном управлении основным финансовым источником выступает государственный бюджет, который распределяется представительными, т.е. политическими, органами. Отсюда возможна ситуация, когда главный побудительный мотив состоит в том, чтобы удовлетворить не клиента, а тех, кто обеспечивает (распределяет и перераспределяет) финансовые ресурсы.

Различия в ответственности. В бизнес-управлении обычно существует вполне определенная ответственность за последствия принимаемых менеджерами решений и действий Их непродуманные решения и неэффективные действия могут привести к разорению владельцев фирмы и ее банкротству В государственном управлении ответственность размыта между многими организациями вплоть до президента и парламента, и неэффективность правительственных действий может, например, вести к увеличению дефицита бюджета и государственного долга,

Различия в процедуре назначения (выборов) ответственных руководителей. В демократических странах руководители государственных органов выбираются либо назначаются кем-то, кто выбирается. Законность лица, занимающего государственный пост, непосредственно или опосредованно является результатом всенародного выборного процесса.

Задачи государственного управления включают удовлетворение конкретных потребностей населения государственными организациями (обслуживание), налаживание взаимоотношений в различных областях жизни, например, принятие правил торговли или приема в вузы (регулирование), поддержание благосостояния населения (социальная помощь), установление стандартов и минимальных ограничений в определенных областях (лицензирование), сбор сведений для подготовки управленческих решений и контроля за исполнением принятых государственных программ (сбор информации), административная интерпретация подготавливаемых решений и законов (экспертиза).

12. Назовите основные признаки государства и охарактеризуйте основные концепции происхождения государства.

Признаки государства:

* территория -- это ограниченное пространство, в пределах которого распространяется суверенитет государства и где органы государственной власти осуществляют свои полномочия. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство, континентальный шельф и др.;

* население - человеческое сообщество, проживающее на территории государства. Следует различать понятия «население» и «народ». Народ - это социальная общность, члены которой обладают чувством общей культурной и исторической идентичности благодаря общим чертам культуры и исторического сознания.

* публичная власть -- способность, возможность и право определять общественное поведение и деятельность населения, проживающего на территории данного государства, общеобязательность, легитимность;

* налоги -- общеобязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в заранее установленных размерах и в определенные сроки,

* право - система общеобязательных законодательно закрепленных правил поведения, которая является одним из важнейших средств управления и начинает формироваться с появлением государства.

* армия -- вооруженные силы, которые выполняют функцию защиты государства от внешних угроз, являются необходимым атрибутом любого государства;

* государственный суверенитет - международная правосубъектность, способность государства проводить независимую внешнюю и внутреннюю политику, обеспечивать верховенство государственной власти на всей территории страны и независимость государства на международной арене. Различают внешний и внутренний суверенитет. Внутренний - верховенство в решении внутренних дел, внешний - независимость во внешних делах.

Обычно выделяют следующие концепции происхождения государства:

Теологическая (божественное происхождение государства);

Патерналистская (государство как результат объединения семей);

Общественного договора (государство - результат договора между правящей элитой и обществом);

Классовая (марксистская - государство есть результат разделения общества на классы, правление экономически господствующего класса).

Обычно выделяют следующие признаки правового государства:

· - верховенство правового закона;

· - обеспечение прав и свобод личности;

· - организация государственной власти на основе принципа разделения властей;

· - правовая форма взаимоотношений (взаимность прав,) индивида, общества и государства.

13. Проведите сравнительную характеристику президентской, парламентской и смешанной форм респ. правления

Форма правления - структура и правовое положением органов государственной власти. В зависимости от положения и характера высшего органа государственной власти различают две основные формы правления - монархию и республику.

Республика (от лат. Res publika - общественное дело, государство) -одна из форм правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными учреждениями.

Парламентская республика - форма республиканского правления и организации государственной власти, при которой парламент занимает ведущую роль в политической системе. Становление парламентской республики происходит в середине XIX в. и исторически связано с формированием представительной формы демократии в странах Западной Европы. В парламентской республике органы исполнительной и судебной власти «избираются либо утверждаются парламентом, которому принадлежат властные приоритеты законодательной власти,

1) дуализм исполнительной власти (наличие института премьер-министра);

2) политическая ответственность правительства перед парламентом,

3) возможность досрочного роспуска одной из палат парламента главой государства;

4) глава государства не избирается всенародно.

Ведущая роль законодательной власти определяется тем, что она является представительной и получает легитимацию непосредственно от источника власти - народа страны: (Италия, Германия, Швеция, Австрия.

Президентская республика. Институт президентства и президентская республика - довольно позднее явление в истории человечества, исключение составляет лишь форма правления США, существующая с конца XVIII в. При президентской форме правления представительные органы власти играют в системе государственной власти существенную, но не доминирующую роль (США, Сирия, Зимбабве, Бразилия, Мексика, Уругвай). При президентской системе президент и парламент избираются на отдельных выборах, поэтому не только законодательная (представительная) власть, но и президентская власть получают легитимацию непосредственно от народа.

* отсутствие дуализма исполнительной власти, т.е. президент является и главой государства, и главой правительства;

* президент избирается всем народом;

* парламент не вправе сместить правительство с помощью вотума недоверия, а президент не может распустить парламент.

Смешанная республика сочетает в себе элементы президентской и парламентской. Характерна как для «старых» демократий (Франция, Швейцария), так и для вновь образовавшихся республик (Польша, Чехия, Болгария, Румыния, Сербия, Литва, Латвия, Эстония, Украина, Армения, Молдова, Россия).

При смешанных формах правления наблюдается стремление ограничить власть парламента и усилить исполнительную власть (полупарламентская система), что объясняется стремлением создать более стабильное правительство,

Президент является главой государства, но не является главой правительства;

Наличие института премьер-министра;

Правительство «двойной ответственности»;

Возможность досрочного роспуска одной из палат парламента главой государства;

Глава государства избирается всенародно.

14. Каково отношение правового и социального государства? В чем сущность проблем формирования правового социального государства в России?

Признаки правового государства - Правовое государство -- государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права.

Обладает публичной властью;

Имеет специальный аппарат управления и принуждения;

Располагает разветвленной системой юридических средств: издание нормативных правовых актов, обеспечение их реализации путем воспитания, поощрения, убеждения и принуждения;

Обладает суверенитетом, т.е. верховенством государственной власти по отношению ко всем гражданам и их организациям как внутри страны, так и за ее пределами.

Государство является не единственным источником формирования права.

Принцип разделения властей - это принцип, исходящий из того, что для обеспечения нормального функционирования государства в нем должны существовать относительно независимо друг от друга власти: законодательная, исполнительная и судебная. Законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - правительству, судебная - суду.

Социальное государство (нем. Sozialstaat; англ. Welfare state, государство всеобщего благосостояния,государство всеобщего благоденствия ) -- политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся. Сущностью этого типа государства является соединение всех социальных групп населения, наций и народностей в единое целое, объединенное в понятие «гражданское общество». Основной целью социального государства является обеспечение защиты и обслуживание интересов всего общества в целом, а не определенной его части. Такое государство построено на признании прав, свобод и законных интересов человека в качестве высшей ценности. Социальное государство проявляет повышенную заботу о социально незащищенных категориях граждан: детях, инвалидах, престарелых. В их интересах устанавливаются государственные пособия, пенсии, субсидии, дотации.

Часть населения любой страны не участвует в рыночных отношениях. В их интересах государство вмешивается в рыночные отношения, перераспределяя доходы наиболее состоятельных категорий населения к менее состоятельным гражданам и изымая средства на пополнение государственного бюджета.

Можно назвать некоторые проблемы создания социального государства в России:

Россия еще не обрела опоры в праве, в правах человека и социальное государство в России не может опереться на фундамент правового государства: создание социального государства у нас не является новым этапом развития правового государства (как это имело место на Западе);

в России не создан "средний слой" собственников: подавляющему большинству населения страны ничего не досталось от стихийно приватизированной партийно-государственной собственности;

отсутствует мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободы и автономии собственников;

в процессе освобождения российского общества от тотального вмешательства государства по инерции снижена социальная роль государственности, то есть российское государство впало в другую крайность, оставив гражданина один на один со стихией рынка.

И тем не менее, несмотря на перечисленные трудности, развитие социальной государственности - единственно возможный путь для свободного общества, которым хочет стать Россия.

проблемы правового: - выработка у широких слоев населения навыков и потребности для сознательного участия их в управлении государством; - утверждение принципа плюрализма мнений и суждений во всех сферах жизни - общества и государства;

Развитие системы самоуправления; - установление прочного правопорядка, законности и конституционности; - утверждение принципов реальной демократии в сфере экономики, культуры, науки и т.д. 2. Создание единого, внутренне не противоречивого законодательства.

Ограничение вмешательства государства в сферу экономики.

Разработка продуманной национальной политики и эффективных средств ее реализации.

15. Сравните основные черты унитарного и федеративного государства

Унитарное государство (от фр. unitaire, лат. unitas - единство) - единое централизованное государство, неразделенное на самоуправляющиеся единицы.

Унитарная форма государственного устройства характеризуется следующими признаками:

1) единая территория, существует административное деление, но административные единицы не имеют политической самостоятельности;

2) единая конституция, действующая на всей территории страны без каких-либо ограничений; единая система высших органов государственной власти - парламент, глава государства, правительство, судебные органы;

3) единые система права и судебная система, единое гражданство;

4) единые государственный бюджет, налоговая, валютная системы.

Унитарность предполагает централизацию всего государственного аппарата, прямой или косвенный контроль над местными органами власти. При этом централизм проявляется в разной степени и в разных формах, вплоть до назначения центральными органами своих представителей для управления административно-территориальными единицами вместо выборных органов власти. В то же время в большинстве современных демократических государств имеются выборные органы местного самоуправления (например, коммунальные советы в Италии и Франции),

Федеративное государство, или федерация (от лат. foederatio - союз, объединение), - форма государственного устройства, при которой входящие в состав государственные образования - субъекты федерации - обладают определенной юридической и политической самостоятельностью. Федеративное государство характеризуется следующими признаками:

1) федеративно-территориальное деление, т.е. территория государства состоит из территорий субъектов федерации (штатов, провинций, кантонов, земель, республик);

3) субъекты федерации не обладают суверенитетом в полном объеме и, как правило, не пользуются правом одностороннего выхода;

4) субъекты федерации могут иметь свои "конституции (или уставы), они разрабатываются на основе федеральной конституции, не должны ей противоречить;

7) гражданство в федерации допускается двойное: каждый гражданин считается гражданином федерации и гражданином соответствующего государственного образования.

Федеральный парламент в федеративном государстве обычно двухпалатный. Верхняя палата представляет субъектов федерации на основе территориального или национально-территориального представительства Нижняя палата является органом федерального представительства и избирается по избирательным округам.

США, Германия).(Бельгия, Испания, Канада); Россия

16. Охарактеризуйте основные разновидности демократического политического режима

Государственный режим - как совокупность способов и методов осуществления государственной власти, характеризующей ее использование в практике государственного управления.

Прямая демократия - идеальная модель, исходит из идентичности правителей и управляемых, предполагает постоянное участие всех граждан в разработке решений. Различий между государством и обществом не существует. Ликвидация господства предполагает ликвидацию государства вообще. Организационно прямая демократия предполагает избрание всего делегатского корпуса снизу доверху, императивный мандат, принцип ротации, отзыв и прямые выборы депутатов. Все государственные должности выборные, что препятствует бюрократизации и концентрации власти.

Представительная демократия (репрезентативная). Демократический режим характеризуется целой совокупностью признаков, взаимосвязанных между собой. Исключение или деформация любого из них ведет к деформации и перерождению политической системы в целом. Базовыми принципами представительной демократии являются: суверенитет народа, представительство, признание и гарантированность прав и свобод граждан, разделение властей, свободный мандат депутата, гласность, принцип большинства, политический, экономический и идейный плюрализм, многопартийность, существование оппозиции, наличие развитого механизма обратных связей в политической системе, демократические методы властвования.

Либерально-демократический режим, или либеральная демократия, -наиболее распространенный тип демократии, который сформировался в развитых странах Западной Европы и США в раннебуржуазную эпоху рыночных отношений. Данный тип характеризуется основными принципами представительной демократии, но имеет некоторые особенности. В центре этого режима - личность, ее права и свободы, ее индивидуальная свобода. Государство играет служебную роль «ночного сторожа». Для политической системы характерна открытость, многопартийность, игра политических сил.

Консервативно-демократический режим характеризуется опорой не столько на конституцию, сколько на политические традиции, которые являются основой демократического режима. Данный режим характерен, например, для Великобритании, он опирается не на постоянные правовые нормы, а на прецедент, прецедентное право и неизменные демократические традиции. Режим характеризуется политической стабильностью, устойчивым функционированием властных структур.

Консенсусная демократия, или демократия согласования (от лат. consensus - согласие) - современный тип представительной демократии. Одним из принципов, который часто подвергается критике со стороны противников либеральной демократии, является принцип большинства. Австрия, Швейцария, Бельгия, Нидерланды). Здесь принцип большинства уже не является центральным механизмом принятия решений. В процессе принятия решений участвуют все группы, в том числе и меньшинства, решения принимаются на основе консенсуса, причем меньшинства обладают более или менее выраженным правом вето.

Охлократический демократический режим иногда выделяют как промежуточный режим переходного периода. Это непосредственная митинговая демократия, для которой характерна социально-экономическая и политическая нестабильность, популизм, резкое увеличение непосредственного политического участия. Обычно эволюционирует либо в сторону либеральной демократии, либо в сторону авторитарных или тоталитарных режимов.

17 Чем определяется содержательное наполнение общественных функций государства?

Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государственного управления общественными делами.

Внутренние функции государства - это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества.

Экономическая -- выработка и координация государством экономической политики, т.е. стратегии и тактики экономического развития страны в оптимальном режиме; регулирование отношений между гражданами и их организациями в экономической жизни общества;

Политическая - регулирование отношений между гражданами, социальными группами, классами нациями в связи с реализацией их политических интересов, гармонизацией интересов различных групп общества;

Социальная - выработка социальной политики государства, обеспечение нормальных условий жизни для всех членов общества, регулирование отношений между гражданами, социальными группами по поводу их места в обществе;

Правовая - осуществление правотворчества (деятельность по подготовке, принятию и изданию правовых актов, содержащих нормы права), правоприменения (деятельность по реализации правовых норм путем

Экологическая -- в последнее время выдвигается в разряд основных функций государства - регулирование деятельности людей в области использования окружающей среды.

Внешние функции государства - это основные направления деятельности государства на международной арене:

оборонная - защита государства от внешних угроз и военной агрессии;

дипломатическая - поддержание приемлемых отношений с другими государствами, субъектами международного права, представительство страны на международной арене;

внешнеэкономическая - развитие взаимовыгодного экономического сотрудничества с государствами и группами государств на международной арене, участие в международном разделении труда, обмене новейшими технологиями, координации товарооборота, развитии кредитно-денежных связей и т.п.;

внешнеполитическая - это поддержание мирового правопорядка, функция, связанная с поддержанием общих норм международного права с целью исключения глобальных конфликтов;

культурно-информационная - взаимный информационный обмен и культурное сотрудничество между государствами;

глобального сотрудничества -- сотрудничество в решении глобальных проблем современности (экологических, энергетических, демографических и т.п.).

18. Охарактеризуйте основные виды гос. управления?

В зависимости от различных критериев (уровня, области, характера и объема управления) можно выделить различные виды государственного управления - совокупность способов и методов управления, которые использует государство.

По характеру взаимоотношений центра и регионов Координационное управление реализуется в форме федерации или конфедерации, когда наряду с едиными центральными органами-власти существуют и периферийные, обладающие полной или частичной самостоятельностью.

Субординационное управление базируется на административном подчинении периферии центру, воздействии на нижестоящие органы управления, принуждении к выполнению команд, поступающих из вышестоящих органов управления, что характерно для унитарных государств.

По критерию использования форм собственности выделяют: федеральное, региональное (субъектно-федеральное), муниципальное и частное (корпоративное) управление.

По воздействию на управляемый объект выделяют отраслевое (функциональное) и территориальное управление.

Отраслевое (функциональное) управление предполагает наличие вертикали соподчиненности от центра до предприятия. Оно реализуется через отраслевые министерства, которые осуществляют единую техническую политику в отрасли, обеспечивают необходимые внутриотраслевые и межотраслевые пропорции.

Территориальное управление направлено на рациональное размещение производства, углубление специализации и комплексное развитие регионов.

В зависимости от масштаба Стратегическое управление определяет долгосрочную ориентацию по вопросам развития общества в целом или по отдельным направлениям, сферам, объектам, территориям, намечает цели, задачи, Различают стратегии отраслевые: развитие наукоемких отраслей, использование ресурсосберегающих технологий; функциональные: подавление инфляции, привлечение инвестиций; общеполитические: стабилизация, перестройка, социально-ориентированная политика и др.

Тактическое управление - конкретные действия по реализации намеченных целей. Это краткосрочное управление, при котором на базе имеющейся информации происходит постоянное сравнение показателей стратегического плана Оперативное управление призвано решать текущие или возникающие в результате нежелательных отклонений задачи. Выделяют также такой специфический вид ситуационного управления, как антикризисное управление - вводится для предупреждения и проведения процедуры банкротства предприятий; является принудительным и внешним, так как осуществляется органами, доверительное управление, которое предполагает отделение функций владения от функций управления, Способы применения методов государственного

Административное воздействие - непосредственное влияние на интересы управляемых методами директивного принуждения, с помощью разрешения, запрета, дисциплинарных санкций, применяемых независимо от их мнения. реализуется через назначение, освобождение от работы, поощрение, наказание должностных лиц и т.п. Может иметь негативное значение, например, в экономике (подмена рыночных механизмов административными методами).

Экономическое управление - воздействие на объект управления косвенно, через воздействие на его экономические интересы, т.е. через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную и кредитную государственную политику. штраф за неуплату налогов). Традиционную модель государственного управления, характерную для традиционных обществ, отличают следующие черты:

1) исторически сложившийся (традиционный) порядок управления и разделения функций в аппарате управления;

2) смешанный характер и нерасчлененность иерархии должностей и учреждений (случайны по своему составу);

3) отсутствие профессиональной бюрократии;

4) религиозное освещение традиционной власти;

5) отсутствие четкой регламентации обязанностей чиновников и специализации канцелярского труда.

Рациональная модель государственного управления начинает формироваться в Новое время и характеризуется следующими определенными чертами:

1) рационализация всей системы государственного управления;

2) четкая система правовых норм, инструкций и административных правил, регламентирующих деятельность институтов управления;

3) формальная иерархия уровней управления, учреждений и работающих в них чиновников;

4) высокая степень функциональной дифференциации административного аппарата, функциональная модель управления;

19. Каковы причины расширения общественных функций государства на современном этапе, в чем смысл тезиса об «отказе государства»?

В течение XX в. происходит постепенное расширение объема государственных функций, повышение общественной роли государства, особенно в период становления «государства всеобщего благоденствия», иногда это может приводить к нарушению баланса между управленческими возможностями государства и потребностями общества. Основе тезиса об «отказе рыночного механизма» лежит предположение о том, что государство обязано предоставлять те блага, которые не могут быть предложены на базе самоокупаемости частной экономикой, речь идет о здравоохранении, воспитании, образовании и т.п. Поворот к расширению государственной деятельности повысил требования к способности правительства как центра государственного управления принимать решения и предопределил необходимость разработки соответствующего инструментария для нижестоящих структур. Усложнение государственных задач привело к практически повсеместному провалу политики «социального реформизма» и волне «консервативных революций» на Западе (тетчеризм, рейганомика и т.п.). Появляется тезис об «отказе государства».

Причина кроется не только в ограниченности финансовых ресурсов государства, но и в отношениях между рыночной экономикой и государством, в самой системе государственных действий подвергаются сомнению эффективность выработки государством общественных благ, т.е. соотношения их цены и качества («отказ государства в экономике»), и способности государства обеспечивать предоставление общественных благ в некоторых проблемных зонах («функциональный отказ государства») {Генрих Райнерманн).

Таким образом, характер современной модели государственного управления во многом определяется взаимоотношением государства и гражданского общества

20. В чем сущность и основные черты маркетинговой модели государственного управления?

возникновение маркетинговой концепции государства связано с происходящим в современную эпоху изменением подхода к общественной роли государства и характеру государственного управления, согласно которому выделяют три его возможных ориентации:

1) создание услуг и товаров без учета интересов населения;

2) создание услуг с последующим стимулированием спроса на них;

3) маркетинговая ориентация - изучение спроса с последующим определением содержания, размера и характера услуг. При маркетинговой модели государственного управления государство все больше рассматривается как система организации государственного сервиса, «как предприятие сферы услуг». Поэтому эту маркетинговую модель характеризуют ориентация на клиента и его запросы, приверженность активному стилю действий в решении конкретных проблем, предприимчивость и новаторство персонала, простота структуры и профессионализм кадров, чуткость к запросам населения, самостоятельность гражданского общества, замещающего государство на рынке услуг, конкуренция с частным сектором. Итак, за тысячелетия существования государство проявило себя как уникальная, универсальная и всеобъемлющая организация общества, обладающая разнообразными и динамичными характеристиками и выполняющая уникальные функции по управлению всеми жизненно важными сферами общественной деятельности. Вместе с тем потребность в эффективном воздействии на динамично развивающиеся современные сверхсложные общественные системы и процессы требует совершенствования методов государственного управления на основе системного подхода, рационализации его основных принципов, использования современных мягких управленческих моделей, чутко ориентированных на общественные запросы.

...

Подобные документы

    Управление как процесс преобразования информации. Содержание и особенности управленческого труда. Техника управления и автоматизации управленческого труда. Культура и этика управленческого труда. Проведение деловых совещаний, встреч и переговоров.

    реферат , добавлен 11.01.2009

    реферат , добавлен 19.01.2011

    Понятие, основные принципы и задачи, системный подход к организации, факторы, методы и условия совершенствования управленческого труда. Моделирование управленческой деятельности руководителя и схема информационного обеспечения процесса управления.

    контрольная работа , добавлен 04.08.2009

    Понятие управленческого труда. Оценка уровня организации управленческого труда. Анализ организации управленческого труда на предприятии на примере ЗАО "ВТБ 24". Предложения по усовершенствованию организации труда работников управления в Банке ВТБ 24.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2012

    Теоретические основы организации труда управленческого персонала: понятие и сущность организации труда, разделение и кооперация труда в сфере управления. Организация труда управленческого персонала планово-экономического отдела ОАО "Заинский сахар".

    дипломная работа , добавлен 26.03.2010

    Основные направления научной организации труда работников аппарата управления. Организация труда в аппарате управления ОАО "Заря Мира". Факторы, влияющие на эффективность труда управленческого персонала. Мероприятия по повышению эффективности труда.

    курсовая работа , добавлен 04.08.2011

    Сущность и виды разделения и кооперации труда. Особенности стратегического менеджмента в лизинговой деятельности. Анализ управленческого труда на примере лизинговой компании "УРАЛСИБ". Совершенствование разделения и кооперации управленческого труда.

    курсовая работа , добавлен 12.03.2011

    Необходимость и содержание организации управленческого труда. Оценка уровня организации управленческого труда. Разделение и кооперация труда. Эффективное использование рабочего времени, оптимизация режимов труда и отдыха. Укрепление дисциплины труда.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2011

    Специфика управленческого труда; объект, предмет и продукт его деятельности. Управленческое решение как форма воздействия на трудовой коллектив. Власть и ее основы в туристской организации. Властные полномочия, способы влияния, формы проявления власти.

    контрольная работа , добавлен 17.10.2016

    Научная организация труда работников управления. Значение эффективности управленческого труда как соотношения полезного результата и объема использованных ресурсов. Анализ использования научной организации управленческого труда на примере ООО "Бюстье".

Процесс управления производством заключается в поддержании устойчи­вого режима функционирования системы путем принятия и реализации реше­ний. Под решением понимается выбор способа действия для достижения целей управления.

Управление по существу является непрерывным процессом принятия тех или иных решений, к этому сводится вся деятельность субъекта управления (управленческого органа, должностного лица, руководителя любого уровня).

В решении как творческом акте субъекта управления различают содержа­тельную сторону (какой проблеме посвящена и в каком направлении она должна быть решена) и организационно-технологическую.

Технологически процесс управления независимо от конкретных целей, стоящих перед органом управления, представляет собой ряд последовательных операций - этапов, кульминационным пунктом которых является принятие решения.

Необходимость в решении возникает при наличии проблемы, которая по­является как следствие различия между существующим и необходимым (или желательным) состоянием системы.

Решение базируется на знании и учете объективных закономерностей и в то же время, являясь продуктом человеческой деятельности, несет в себе субъ­ективное начало. Поэтому решение сочетает технический подход и элементы творчества, искусства.

Управленческое решение должно отвечать ряду требований. Оно должно быть:

Своевременным, т.е. соответствовать этапу развития проблемы, не запаздывая и не опережая события;

Полномочным, т.е. приниматься руководителем в пределах eгo прав;

Конструктивным, учитывающим ситуацию и интересы системы в целом;

Ясным по форме, лаконичным и непротиворечивым.

По степени охвата объекта различают решения общие, частные и локальные. По временному признаку бывают решения стратегические, рассчитанные на длительную перспективу, и тактические (оперативные), связанные с теку­щей деятельностью.

По функциональному признаку решения делят в соответствии с видами управленческой деятельности (учет, планирование, оперативное управление и т. д.).

По степени полноты информации различают решения, принимаемые в ус­ловиях определенности, в ситуации риска и в условиях неопределенности.

Принятие решения в условиях риска означает, что возможны несколько вариантов результата, в том числе и нежелательные, причем каждый из исхо­дов имеет определенную вероятность появления. Выбор в условиях неопреде­ленности означает возможность различных исходов.

Решение проблем, как и управление, - это многоэтапный процесс. Выделяют следующие этапы рационального разрешения проблем:

1. Диагноз проблемы.

2. Формулировка ограничений и критериев для принятия решения.

3. Выявление альтернатив.

4. Оценка альтернатив.

5. Окончательный выбор.

Однако следует помнить, что процесс не является завершенным, пока через систему обратной связи не будет засвидетельствован факт реального реше­ния проблемы благодаря сделанному выбору.

Первый шаг на пути рeшeния проблемы - определение, или диагноз, полный и правильный. Когда руководитель диагностирует проблему с целью принятия решения, он должен реально оценить имеющиеся возможности и ограничения. Многие возможные решения проблем организации не будут реалистичными, по­скольку либо у руководителя, либо у организации недостаточно ресурсов для реализации принятых решений.

Второй шаг - определение ограничений и критериев. Некоторые общие ограничения - это неадекватность средс1В; недостаточное число работников, имеющих требуемую квалификацию и опыт; невозможность закупить ресурсы по приемлемым ценам; потребность в технологии, еще не разработанной или чрезмерно дорогой; острая конкуренция; законы и этические соображения.

В дополнение к идентификации ограничений руководителю необходимо определить стандарты, по которым предстоит оценивать альтернативные вари­анты выбора. Эти стандарты принято называть критериями принятия решений. Они выступают в качестве рекомендаций по оценке решений.

Следующий шаг - формулирование набора альтернативных решений про­блемы. В идеале желательно выявить все возможные действия, которые могли бы решить проблему, и тем самым дать возможность организации достичь сво­их целей. На практике руководитель редко располагает достаточными знания­ми или временем, чтобы сформулировать и оценить каждую возможную аль­тернативу. Как правило, он ограничивает число вариантов выбора для серьез­ного рассмотрения всего несколькими альтернативами, которые представляют­ся наиболее приемлемыми.

Еще один шаг - оценка возможных альтернатив. После составления пе­речня приемлемых вариантов решений переходят к оценке каждой альтерна­тивы. При оценке решений руководитель определяет достоинства и недостат­ки каждого из них и возможные общие последствия. Ясно, что любая альтер­натива сопряжена с некоторыми отрицательными аспектами.

На этой стадии могут возникнуть затруднения, поскольку невозможно срав­нивать вещи, если они неоднотипны. Все решения следует выражать в определен­ных формах. Желательно, чтобы это была форма, в которой выражена цель.

Последний шаг - выбор. Если проблема была правильно определена, а аль­тернативные решения тщательно взвешены и оценены, сделать выбор, т.е. принять решение сравнительно просто. Руководитель просто выбирает вариант с наиболее благоприятными общими последствиями. Однако если проблема сложная и приходится принимать во внимание множество факторов или если информация и анализ субъективны, может случиться, что ни одна альтернатива не даст наилучшего выбора. В этом случае главная роль принадлежит хороше­му суждению и опыту.

Процесс решения проблемы не заканчивается выбором варианта. Решение должно быть реализовано. Часто руководитель вынужден убеждать в правильно­сти своей точки зрения других людей в организации, доказывать людям, что его выбор несет благо организации и каждому в отдельности. Способ завоевать при­знание решения состоит в привлечении других людей к процессу его принятия. Дело руководителя -выбирать, кто должен принимать участие в решении.

Еще одной фазой, входящей в процесс принятия управленческого решения и начинающейся после того, как решение начало действовать, является установле­ние обратной связи. Обратная связь - это система отслеживания и контроля, необходимая для обеспечения согласования фактических результатов с теми, которые ожидались в период принятия решения. На этой фазе измеряют и оцени­вают последствия решения или сопоставляют фактические результаты с теми, ко­торые руководитель надеялся получить. Обратная связь, т.е. поступление данных о том, что происходило до и после реализации решения, позволяет, при необходи­мости, скорректировать его, пока проекту еще не нанесен значительный ущерб.

Описанный алгоритм рационального решения проблем может служить в качестве рекомендаций при принятии решений в сложных ситуация.

Совокупность этапов принятия решений образует понятие цикла управле­ния. Такой цикл повторяется как бы по восходящей спирали, продвигая управ­ляемую систему в направлении поставленной цели.

Этапы принятия управленческого решения следующие:

I. Определение цели (задания), уяснение и формулировка задачи. Цель мо­жет быть продиктована вышестоящим органом управления, выявиться в ре­зультате развития событий в связи с выполнением определенного этапа по ра­нее принятому плану или как реакция на отклонение от нормального хода про­изводства. При уяснении цели учитывают необходимые ресурсы, сроки выпол­нения, связь возможного решения со смежными вопросами.

Сложность правильного определения цели состоит в том, что управленче­ская деятельность, как правило, ориентирована на достижение определенных показателей, целей, критериев (ввод объекта в действие, снижение затрат ре­сурсов и себестоимости и др.). Множество целей вызывает необходимость их ранжирования, построения иерархии целей для выявления наиболее важной из них. В различных ситуациях, исходя из основной задачи на данный период, эта цель может быть различна. В правильной постановке проблемы, выборе цели и постановке задачи - залог ее успешного решения.

II. Привлечение (сбор) информации. Наличие своевременной и достоверной информации в необходимом и достаточном объеме - основа выработки правильного решения. Информацию для принятия решения готовят по-разному в зави­симости от решаемого вопроса. Большая ее часть - справочно-нормативные дан­ные, плановая и отчетная документация , проекты и сметы используют для реше­ния текущих задач. Наиболее сложной и подчас противоречивой является вход­ная информация, отражающая динамизм производственно-хозяйственной дея­тельности, подверженной непрерывным внешним воздействиям (погодно­-климатические условия; срыв поставок; нарушения графика работ и т.п.).

Для основной массы управленческих решений, кроме текущих, необходи­ма специально собранная информация. Её надо получать целенаправленно самы­ми различными способами: запросами с мест, беседами со специалистами и рабо­чими, личными наблюдениями и т.п. Возможен как избыток, так и недостаток ин­формации. При избытке трудно отыскать данные, которые необходимы для реше­ния проблемы. Недостаток информации приводит к тому, что к моменту принятия решения не хватает самой нужной. Поэтому сбор и анализ информации с самого начала должен быть управляемым процессом. От его целенаправленности в ре­шающей степени зависит нормирование вариантов решения. Руководитель дол­жен своевременно организовать сбор обработку информации.

IП. Подготовка решения. Поступившую информацию отбирают для при­дания ей вида, удобного,для обработки. В ходе обработки оценивают досто­верность данных и ведут отсев ненужных и недостоверных сведений. Полный анализ всей совокупности полученной информации позволяет приступить к формулировке и отбору возможных вариантов решений.

При анализе полученной информации используют логический аппарат сравнения, аналогии, абстрагирования, анализа, синтеза, индукции и дедукции, различные методы доказательств.

Если информацию формализуют, то для ее обработки и анализа использу­ют количественные методы: группировку; составление статистических таблиц; исчисление долей процентов; корреляционный анализ и другие математиче­ские методы.

Обычно решение, опираясь на опыт и интуицию руководителя, разрабаты­вают в одном варианте, игнорируя другие возможности. В то же время наличие нескольких вариантов позволяет улучшить решение, обеспечить оптималь­ность результатов. В этом случае разработка проходит в две стадии: отбор и формулировка возможных вариантов, выбор лучшего из них. Руководитель отбирает возможные варианты, руководствуясь определенными критериями. сформулированными еще на этапе определения цели. В строительном произ­водстве невозможно установить единый для всех случаев критерий оптималь­ности. В каждом конкретном случае он может быть разным. Такими критерия­ми обычно выступают себестоимость, продолжительность и сроки, трудовые ресурсы.

Определив критерии, анализируют информацию о внутренних и внешних факторах, влияющих на ход выполнения решения. Особенно внимательно оценивают возможности исполнителей.

После проработки и оценки альтернатив приступают к наиболее ответст­венному моменту - выбору лучшего из вариантов, т.е. к принятию решения.

IV. Принятие решений состоит в выборе лучшего из имеющихся вариан­тов, хотя его предпочтительность не всегда очевидна. Может оказаться, что приемлемы два варианта или более. В этом случае руководитель, сравнивая их по дополнительному критерию, делает окончательный выбор.

Самые лучшие решения не могут дать результата, если не организовать их выполнение. После объявления принятого решения приступают к не менее сложному этапу - организации его выполнения.

V. Выполнение решений начинают с его оформления в виде приказа, рас­поряжения, плана, графика или устного указания. Форма доведения решения до исполнителей должна соответствовать значимости решения, его месту в системе управления. Форма приказов и распоряжений соответствует уровню руководителя организации. Прорабы и мастера, являясь непосредственными руководителями исполнителей, в оперативной работе, как правило, отдают устные распоряжения. В то же время должностные лица высокого ранга широ­ко используют в руководстве устные указания, а линейные работники в необ­ходимых случаях проводят свои указания через приказ (проявляя инициативу, обосновывая и подготавливая его), выданный рабочим наряд и другими пись­менными способами.

Общим требованием ко всем решениям независимо от способа доведения до исполнителей является обязательность исполнения, для чего ЛПР и другие, которым поручено проводить решения в жизнь, должны организовать доведе­ние решения до исполнителей, создать благоприятные условия для его реали­зации, а в процессе его осуществления использовать все имеющиеся в их рас­поряжении методы управленческого воздействия.

Для решения частных и текущих вопросов нет необходимости оформлять специальные планы-мероприятия, в этом случае дают лишь необходимые разъ­яснения и уточнения. Для выполнения достаточно большого и сложного реше­ния составляют организационный план. При его разработке вначале задачу расчленяют на части - этапы, отдельные подзадачи по временному признаку, исполнителям и т.д. Затем для выполнения подбирают исполнителей соответ­ствующей квалификации, распределяют обязанности между ними, организуют снабжение ресурсами и обеспечивают необходимые условия. Решение должно быть доведено до исполнителей, под которыми имеются в виду не только руко­водители, но и все работники, участвующие в его реализации. При большой значимости решения с его содержанием необходимо ознакомить весь коллек­тив. В процессе разъяснения задачи организатор должен воздействовать на сознание и чувства, используя сочетание моральных и материальных стимулов.

VI. Контроль за выполнением решения и регулирование . Цель контроля -своевременное предупреждение возможных отклонений от заданной програм­мы, выявление допущенных отклонений и своевременное принятие мер по их ликвидации. Эффективный контроль невозможен без четко налаженного учета реализации решения. Практическая трудность состоит в том, что приходится одновременно наблюдать за ходом выполнения многих решений, находящихся на различных этапах реализации и тесно переплетающихся между собой. Кон­троль осуществляется постоянно действующей системой (подразделение опе­ративно-диспетчерского управления, кураторами), по сообщениям исполните­лей, личной проверкой со стороны ЛПР или специально выделенным работни­ком аппарата управления.

Хорошо налаженный контроль служит надежной обратной связью, обес­печивающей нормальный процесс регулирования системы, своевременное уст­ранение возникающих помех. В процессе реализации само решение может корректироваться. И здесь особенно важно располагать точными данными контроля и учета о состоянии выполнения решения. Информация о выполне­нии предыдущего решения служит основой для разработки последующих.

Изложенный выше технологический процесс управления дан схематично, в упрощенном виде. Но и такое минимальное представление о технологии ре­шения позволяет более правильно определить этапы, сознательнее подходить к своим действиям, соблюдать логическую последовательность в работе, не пе­рескакивая через определенные этапы. Большое значение имеет понимание того, по принятие решения есть самостоятельный акт, имеющий свои собст­венные закономерности. В противном случае невозможно объяснить, почему при одинаковой ситуации часто принимаются различные решения.

Знание «анатомии» принятия решения помогает руководителю более ак­тивно совершенствовать свои управленческие навыки.