Системы внутреннего контроля. Организационные аспекты построения

Собственник любого экономического объекта всегда заботится о качестве организации его хозяйственной деятельности. Любое рентабельное предприятие несет собой потенциальную прибыль для своего владельца. Какой же грамотный предприниматель не будет интересоваться условиями функционирования собственного детища, приносящего ему такие серьезные доходы? Наверное, нужно быть глупцом, чтобы пустить все на самотек и предполагать, что так будет всегда, что работа в организации будет протекать так же планомерно и будет приносить такие же положительные финансовые результаты вечно, не вникая и не вмешиваясь в трудовой процесс своих подчиненных. Именно потому, что каждый бизнесмен в здравом уме и с объективным отношением к управлению своей компанией боится потерять свою прибыль и стать однажды банкротом, им вводится система внутреннего контроля деятельности организации. Что это такое? Что эта система дает? Как она организовывается? И какие цели преследует? Обо всем по порядку.

Что такое система внутреннего контроля в организации

Образцом любого показательного субъекта хозяйствования является то предприятие, которое бесперебойно осуществляет свою экономическую деятельность и выполняет главное условие своего существования - приносит прибыль, регулярно ее увеличивая. Все усилия и капиталовложения владелец компании всегда направляет только в то, что делает его организацию еще более сильнее и мощнее, расширяя источники отдачи в виде дохода. Конечно же, любой собственник желает, чтобы его фирма функционировала бесперебойно. И он понимает, что для этого нужно предпринимать соответствующие действия. Вот здесь и возникает глобальная потребность в организации системы внутреннего контроля организации. Здесь четко просматривается необходимость формирования внутри предприятия такого аппарата наблюдения и выявления недочетов в процессе хозяйствования, который будет сигнализировать собственнику о любых нарушениях и несоответствиях. Что должен представлять собой подобного рода аппарат?

Система внутреннего контроля в управлении организацией - это совокупность методов слежения, наблюдения, проверки, оценки и анализа всех происходящих на предприятии процедур и процессов хозяйствования, которые имеют непосредственное отношение к результатам экономической деятельности компании в целом. Иными словами, это специальные сотрудники, конкретные методики исследования, перечень аналитического оборудования и соответствующих технологий, которые в совокупности дают тот самый эффект контроллинга, которым хочет быть обеспечен бизнесмен-собственник. Такой контроллинг нужен ему для того, чтобы обезопасить себя от недобросовестных подчиненных или некачественного выполнения ими обязанностей, что в итоге может повлиять на финансовый результат деятельности предприятия в целом. Но каким образом этот процесс организовывается?

Внутреннего контроля в компании - это формирование такой благоприятной почвы для функционирования контролирующих органов во взаимосвязи с их доступом к техническому оборудованию и всей необходимой информации субъекта хозяйствования, которая может обеспечить качественный контроль в наблюдении за работой трудящихся и выполнением ими непосредственных задач в соответствии с их должностными инструкциями. Проще говоря, создание на предприятии аппарата контроллинга предполагает собой выполнение специалистами-аудиторами проверок на всех функциональных участках фирмы.

Цели

Грамотный бизнесмен никогда ничего не делает бесцельно, поэтому любое свое действие, нововведение, распоряжение или приказ, отдаваемый через директора, он обдумывает до мелочей и внедряет в хозяйственную деятельность своего предприятия для достижения конкретного результата. Соответственно, так же и с контролирующим аппаратом. Существует четыре основные цели системы в организации, которыми руководствуется любой собственник во избежание появления проблем:

  1. Проверка эффективности хозяйственной деятельности. Подразумевает необходимость наблюдения и слежения за осуществляемыми на предприятии экономическими операциями с целью выявления возможных отклонений и пресечения таковых.
  2. Информационная безопасность. Предполагает собой организацию прозрачного функционирования бухгалтерского отдела в предоставлении достоверной, объективной, полной и своевременной отчетности для руководства и высших инстанций.
  3. Пресечение хищений и противоправных действий сотрудников. Имеется в виду ужесточенный контроль за возможными инцидентами «отмывания денег» и проведения афер сотрудниками внутри предприятия.
  4. Соблюдение регламента. Каждая единица штата в кадровом аппарате должна неукоснительно следовать внутреннему нормативному распорядку трудовой деятельности.

Пытаясь обезопасить себя и плоды функционирования своей компании в виде выручки, ее владелец ставит перед собой конкретные цели. Эти цели успешно реализовываются благодаря эффективной организации системы внутреннего контроля в организации.

Структура

Механизм контроллинга на любом предприятии осуществляется посредством иерархической подчиненности контролирующих органов. На каждом участке есть ответственные за проведение наблюдательных и проверочных мероприятий органы. Как выглядит образец системы внутреннего контроля в организации с точки зрения структурно-иерархического подчинения?

Конечно же, многое зависит от формы правления на предприятии. С маленькой фирмой и кадровым штатом в три-четыре человека все понятно, там и контролировать особо нечего, этим занимается непосредственный руководитель. Но в крупных предприятиях все иначе: чем больше компания, тем больше соответствующих мероприятий внутреннего контроля должно распространяться по ее структурным отделам. К примеру, организация внутреннего контроля в корпоративных системах осуществляется в разрезе нескольких структурных блоков:

  • Первый блок - совет директоров, основной и непоколебимый управленческий аппарат, которым централизованно осуществляется управление и контроль.
  • Второй блок - предполагает разветвление контроля от совета директоров на два основные органа в виде аппарата правления и комитета по аудиту.
  • Третий блок - предусматривает разделение контроля от аппарата правления на руководителей всех существующих на фирме отделений, которые контролируют, в свою очередь, непосредственную деятельность своих подчиненных в каждом отделе.
  • Четвертый блок - подразумевает рассредоточение контроллинговых обязанностей комитета по аудиту на подразделение по управлению рисками и подразделение внутреннего контроля.

Исходя из блочного структурирования органов контроля в компании, можно сделать вывод о том, что в корпоративных формах правления предусмотрено два направления: это отдельные структурные органы внутри предприятия и начальники отделов, которые ведут наблюдение за своими подчиненными. Зачастую именно так и происходит организация системы внутреннего контроля на предприятии.

Немного иначе выглядит структура надзора финансовых учреждений. Система внутреннего контроля кредитной организации предусматривает шесть основных источников распространения соответствующих мероприятий на определенных уровнях иерархии:

  • органы управления кредитной организацией;
  • руководитель и его заместители;
  • главный бухгалтер и его заместитель;
  • ревизионная комиссия или ревизор в одном лице;
  • специальные контролирующие подразделения;
  • иные структурные подразделения органов контроля кредитной организации.

Виды

Классификация разновидностей внутреннего надзора довольно многогранна ввиду большого количества признаков подразделения. Так, создание системы внутреннего контроля организации предусматривает несколько разветвлений по главным направлениям.

По порядку осуществления:

  • административный;
  • управленческий;
  • финансовый;
  • технологический;
  • правовой;
  • бухгалтерский.

По форме предоставления:

  • фактический;
  • компьютерный;
  • документальный.

По временному признаку:

  • предварительный;
  • текущий;
  • последующий.

По полноте охвата:

  • полный и частичный;
  • сплошной или выборочный;
  • комплексный или тематический.

Методы

Помимо перечисленных видов надзора, ревизионные процедуры, производимые на предприятии, могут проявляться в осуществлении различных методологических подходов к проверке. Поэтому организация системы внутреннего контроля на предприятии предполагает применение набора трех основных методических направлений.

Общеметодические приемы:

  • Аудит - предполагает контроль бухгалтерской деятельности и финансовой отчетности.
  • Мониторинг - предполагает штудирование корректности произведенных процедур по конкретным направлениям в конкретных отделах предприятия.
  • Ревизия - осуществляется посредством проведения проверочных манипуляций с документацией.
  • Анализ - производит расчет конкретных экономических показателей и сверяет их со значениями нормы.
  • Тематическая проверка - производится на предмет чего-то конкретного, к примеру, проверка кассы и наличных денежных средств.
  • Служебное расследование - возникает в случае, когда выявлено какое-то несоответствие регламенту или правонарушение материально-ответственного лица.

Приемы документального контроля:

  • Юридическая оценка - относится непосредственно к полномочиям юротдела на предприятии с проверочными мероприятиями по части договоров и прочей документации.
  • Логический контроль - выполняется с целью проверки рентабельности осуществляемых хозяйственных операций, отраженных в соответствующих документах.
  • Арифметическая проверка - проявляется в конкретном просчете и сравнении показателей в документах с реальными данными.
  • Встречная проверка - предполагает поднятие первички за конкретный период и ее анализ: сюда относятся товарно-транспортные накладные, налоговые накладные, корректировки к налоговым накладным и другое.
  • Формальная проверка - предусматривает контроль за наличием обязательных документов, на основании которых осуществлялись те или иные операции.
  • Сравнительная проверка - выявляет неточности и несоответствия в цифровых, суммарных, эквивалентных данных.

Приемы фактического контроля:

  • Инвентаризация - предусматривает проверку системой внутреннего контроля бухгалтерского учета в организации наличия и пересчета такого имущества, как основные средства, материальные и нематериальные активы, денежные средства в кассе, безналичные финансы на счетах в банке и прочее.
  • Экспертиза - проводится методом привлечения эксперта или состоящего в штате специалиста в конкретном вопросе определенной направленности.
  • Визуальное наблюдение - предполагает контроль за сотрудником и его трудовой деятельностью со стороны. Например, так может наблюдать старший бухгалтер за выполнением своих обязанностей рядовым бухгалтером.
  • Контрольный замер - отличается внезапным решением осуществить проверку на предмет количественного или качественного воспроизводства той или иной операции на предприятии с целью ее сравнения с нормой.
  • Анализ управленческой информации - предопределяет изучение приказов, распоряжений, указов внутреннего характера и проверку результатов их выполнения.

Функции

Организация системы внутреннего надзора в организации любой формы собственности предусматривает выполнение соответствующими органами конкретных функций. Ведь каждая контроллинговая операция предполагает достижение определенного результата. Глобальным результатом должна стать бесперебойная работа предприятия с регулярным и стабильным объемом дохода. А достичь его представляется возможным только при выполнении совокупности стратегических функций. Вот некоторые из них:

  • Мониторинг хозяйственной деятельности компании и ее внешней среды - включает в себя отслеживание тенденций рынка, изменений в потребностях спроса, а также конкурентные объекты и политику их деятельности.
  • Разработка стратегических направлений деятельности предприятия - предусматривает достижение главной цели компании за счет тактических шагов в операционно-экономической деятельности.
  • Создание системы оценки рисков и управления ими - контролирующие органы любого предприятия должны иметь представление о том, какие ему угрожают неблагоприятные факторы внутри его деятельности.
  • Оценивание проектов инвестирования и капиталовложения - внутренним контролем должны проводиться работы по оценке продуктивности, рациональности и доходности инвестируемых им проектов.

Переходя от общего к частному, можно выделить текущие функции системы внутреннего контроля бухгалтерского учета в организации, как основополагающие информационные данные для проведения качественного внутреннего инспектирования на предприятии:

  • изучение действующих систем бухучета;
  • оценка продуктивности и рентабельности этих систем;
  • финансовый анализ и контроль бухгалтерского учета;
  • мониторинг методов контроллинга;
  • соответствие законодательству на глобальном уровне;
  • соблюдение внутреннего регламента сотрудниками;
  • оценка уровня надежности предоставляемых информационных данных;
  • консультирование в бухгалтерских, налоговых, правовых вопросах;
  • участие в непосредственной автоматизации бухгалтерского, управленческого и налогового учета;
  • проверка выполнения плановых показателей.

Этапы

Как и любая другая хозяйственная или процессуальная процедура, проведение контролирующих мероприятия предусматривает поэтапную очередность выполнения конкретных задач. Вот какими основными этапами организации системы внутреннего контроля характеризуется подобного рода процессия:

  1. Инициирование проверки. Любая контрольная акция проводится либо по распоряжению руководства компании, либо в качестве запланированных мероприятий. Осуществляется проверка на основании приказа директора или в плановом расписании контроллинговых процедур.
  2. Планирование контроля. Каждой проверке предшествует выявление какого-то несоответствия в функционале предприятия или желание руководящих лиц оценить положение вещей внутри персонала и выполняемой им работы. Поэтому перед непосредственными контрольными процедурами осуществляется плановое обследование подлежащего проверке участка и разработка тактических направлений в воспроизведении предстоящих мероприятий.
  3. Непосредственное проведение проверки. На конкретно заданном участке за конкретно обозначенный период времени берутся к обследованию определенные документы и анализируются хозяйственные операции в их взаимосвязи со смежными процессами экономической деятельности на предприятии.
  4. Подготовка результатов проверки. По итогам всех проверочных операций результаты контроллинга подлежат обязательному документированию для предоставления итоговых показателей руководству компании.
  5. Проведение соответствующих работ после изучения результатов проверки. В ходе проведения контролирующих операций выявляются правонарушения, совершенные материально-ответственными лицами, обнаруживаются отклонения от норм, просматриваются случаи халатного отношения некоторых сотрудников к работе, влекущие за собой в каком-то смысле урон для экономики предприятия в целом. Поэтому подобные ситуативные прецеденты дают реакцию со стороны руководящего аппарата в виде выговора, депремирования или увольнения нерадивых подчиненных. Помимо этого, в обязательном порядке проводится анализ полученных данных и делаются выводы касательно возможной модернизации трудового процесса, требуемой на данном этапе в целях повышения эффективности деятельности компании в целом.

Анализ

Анализ системы внутреннего контроля в организации имеет немаловажное значение в поддержании качества и корректности проведения внутреннего аудита на предприятии. Почему он так важен в системе современного предпринимательства? Потому что анализ и оценка системы внутреннего контроля организации являются толчком для разработки рекомендаций по его совершенствованию и модернизации хозяйственного процесса в целом. Не только сама по себе проверка процессуальных операций экономической деятельности предприятия важна, но и уровень эффективности ее проведения может повлиять на процветание и рентабельное функционирование фирмы как таковой.

Анализ системы внутреннего организации осуществляется соответствующими органами централизованной подчиненности компании по следующим направлениям:

  • разбор контроллинговых процессий как объекта аналитического исследования;
  • обследование квалификационного потенциала и профессионализма выполняющих контролирующие мероприятия сотрудников;
  • рассмотрение качества организации плановых работ, проведенных проверяющими в виде подготовки к самому процессу ревизии;
  • проверка законспектированного плана стратегических действий в ходе проведения внутреннего аудита на уровне предприятия;
  • исследование наличия планов проверок на перспективу, а также анализ их актуальности и глубины рассматриваемой контролирующим аппаратом проблематики.

Оценка

Понятие анализа неразрывно связывают с понятием оценки. В обширном понимании этот термин предполагает установление абсолютной или относительной ценности исследуемого объекта, предмета, явления. В плане экономического подтекста оценка системы внутреннего контроля организации подразумевает сопоставление с нормой проведенных ревизорами в ходе проверки действий, а также рассмотрение качества составленных ими мероприятий, направленных на выявление несоответствий, неточностей, ошибок в процессе хозяйственной деятельности. Попросту говоря, это проверка качества работы самих проверяющих.

Совокупность двух смежных понятий - оценки и анализа - предопределяет необходимость проведения дополнительных мероприятий после проверки. Ведь по итогам анализа системы внутреннего контроля бухгалтерского учета в организации оценивается необходимость ужесточения, к примеру, трудового регламента касательно оформления и хранения документооборота, или же принимаются решения о более тщательных и более частых инвентаризациях основных средств предприятия, поскольку в этой части бухучета зачастую встречаются несоответствия с предыдущими показателями, и так далее. И это касается не только конкретно бухгалтерии предприятия. То есть, иными словами, оценка результатов, полученных в ходе проверки, дает возможность судить о необходимости совершенствования системы внутреннего контроля организации или, наоборот, сделать выводы о ее качественном функционировании на данном конкретном этапе. Оценивая приобретенные в ходе проверки итоговые показатели, можно также оценить работу самих контролирующих органов, исходя из глубины и содержательности их доклада по окончании контрольных мероприятий.

Требования

При всем при этом не стоит забывать, что применяемая организацией система внутреннего контроля должна соответствовать установленным нормам и регламенту. Причем осуществляться данное соответствие должно как на уровне предприятия, так в плане соблюдения действующего законодательства. Федеральной налоговой службой предусмотрено следование всех существующих организаций как субъектов хозяйствования приказу от 16 июня 2017 года «Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля». Вот что эти требования собой представляют:

  • Создание такого контролирующего аппарата в компании, который будет обеспечивать упорядоченное и эффективное ведение хозяйственной деятельности, достижение положительных финансовых результатов, сохранность активов и имущества предприятия.
  • Формирование адаптированной для проведения качественного контроллинга среды внутри компании.
  • Разработка системы управления возможными рисками.
  • Возможность проверки существующих фактов уклонения от уплаты налогов, сборов, взносов по страхованию.
  • Раскрытие необходимой информации о возможных рисках и предоставление ее руководству в должной форме.
  • Выполнение контрольных процедур, направленных на минимизацию и снижение уровня рисков.

Исходя из требований к организации системы внутреннего контроля, можно сделать выводы о серьезной доле значения, которая отведена именно рискам - существующим возможным угрозам, которые являются неотъемлемым элементом потенциальных страхов предпринимателей.

Риски

Модель внутреннего контроля, ориентированного на риск, - это модель, которая позволяет анализировать угрозы предприятия, обусловленные необходимостью овладения достоверной информацией об активах и обязательствах данного экономического субъекта. Ориентирование на риски в организации системы внутреннего контроля подразумевает цель руководства компании получать разумную степень уверенности в том, что компания будет достигать поставленных целей наиболее эффективным образом. И в этом ключе главное предназначение контроля - это обеспечение своевременного выявления и анализа рисков надежности бухгалтерской отчетности, соответствия деятельности сотрудников регламенту и предусмотренным учетной политикой предприятия нормам регламентирования рабочего трудового процесса, а также выполнение финансово-хозяйственных планов, эффективное использование ресурсов, правдивость финансовой и управленческой информации. Поэтому главным щитом для осуществляющего хозяйственную деятельность субъекта предпринимательства в борьбе с угрозами и рисками, мешающими ему функционировать в нормальных условиях, является качественно построенный и правильно организованный контроль.


Введение 3

Глава 1. Сущность и системы контроля 5

1.1. Понятие контроля 5

1.2. Виды контроля 6

1.3. Типы систем контроля 10

Глава 2. Этапы стратегического контроля организации 15

2.1. Краткая характеристика ООО «СК СтройАльянс» 15

2.2. Управленческий контроль 16

2.3. Контроль по выполнения стратегического развития компании 23

Заключение 25

Список литературы: 26

Введение

Для реализации миссии компании, для достижения целей компании и организации четкого взаимодействия всех работников необходимо постоянно контролировать работу каждого сотрудника предприятия и всей «команды» в целом, и все это непосредственно является неотъемлемой частью стратегического менеджмента. Организация контроля на российских предприятиях, которая сложилась на сегодня, уже не может удовлетворять менеджеров, не соответствует изменяющимся условиям, не приносит необходимых результатов. Контроль за работой персонала в российской практике сводится, как правило, к проверке выполнения сотрудниками их обязанностей, а также заданий руководства. Подобная практика устарела. Современные менеджеры должны стремиться прежде всего помочь сотрудникам улучшить их работу, полнее проявить на деле их потенциал, добиться более эффективного, более творческого подхода к делу.

Главная задача менеджера в управлении коллективом заключается сегодня в способности создать адекватные условия для реализации своих возможностей каждым его членом, пробуждать в людях энтузиазм, стремление решать определенные задачи. Для преуспевания компании важным является умение менеджера общаться с коллегами, способность руководить людьми. Здесь особенно важны рациональная организация работы коллектива, гуманное общение с каждым сотрудником, умение найти оптимальный путь воздействия на конкретного работника в целях решения определенных задач. Особую роль здесь приобретает контроль.

Системы стратегического контроля являются системами формального целеполагания контроля, наблюдения, оценок и обратной связи, которые обеспечивают менеджеров информацией о деятельности организации и необходимости корректирующих воздействий. Следовательно, система контроля должна реализовать четыре ступени действий:

    установление стандартов оценки функционирования, которые должны разрабатываться одновременно со стратегией;

    создание измерительной системы, которая покажет степень достижения целей, что является комплексной задачей, так как многие действия трудно оценить;

    сравнение реального функционирования с установленными целями;

    оценка результатов сравнения и выработка, при необходимости, корректирующих действий.

Контрольная функция руководства наиболее результативно осуществляется менеджером путем совместного с сотрудником анализа результатов его работы, поиска причин неудач, после чего необходимо обучение подчиненного менеджером, передача опыта, подробный инструктаж. Вместо замечаний по работе и претензий к сотруднику менеджер помогаем ему устранять пробелы в знаниях. Это способствует обеспечению более высокого качества и результатов трудовой деятельности. При этом индивидуальный контроль со стороны менеджера должен дополняться коллективным контролем работников фирмы.

Реализация стратегии включает выбор правильной комбинации структуры и контроля реализации стратегии компании. В общем случае контроль необходим, т.к. хотя структура управления предназначает исполнителям роли и задачи, она не обеспечивает их мотивацию.

Цель данной курсовой работы заключается в построении систем контроля по выполнению стратегического плана организации. Построение систем контроля рассмотрим на примере ОО «СК СтройАльянс».

Глава 1. Сущность и системы контроля

1.1. Понятие контроля

Контроль прежде всего относится к числу тех функций управления, сущность которых понимается чаще всего неправильно. Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации . Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.

Контроль очень важен для того, чтобы организация функционировала успешно. Без контроля начинается хаос, и объединить деятельность каких-либо групп становится невозможно. Важно и то, что уже сами по себе цели, планы и структуры организации определяют ее направления деятельности, распределяя ее усилия тем или иным образом и направляя выполнение работ. Контроль, таким образом, является неотъемлемым элементом самой сущности всей организации.

Контроль - это критически важная и сложная функция управления. Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим . Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал. Функция контроля – это такая характеристика управления, которая позволяет выявить проблемы и скорректировать соответственно деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис.

Одна из важнейших причин необходимости осуществления контроля состоит в том, что любая организация безусловно обязана обладать способностью вовремя фиксировать свои ошибки и исправлять их до того, как они повредят достижению целей организации.

Один из важных аспектов контроля состоит в том, чтобы определить, какие именно направления деятельности организации наиболее эффективно способствовали достижению ее целей. Именно так мелкие фирмы определяют, в каких областях им расширяться и заключать контракты, какая из входящих в их состав фирм должна получить большую долю ресурсов, а какую следует продать или расформировать. Определяя успехи и неудачи организации и их причины, мы получаем возможность достаточно быстро адаптировать организацию к динамичным требованиям внешней среды и обеспечить тем самым наибольшие темпы продвижения к основополагающим целям организации.

1.2. Виды контроля

Все виды контроля схожи, т.к. имеют одну и ту же цель, а различаются они только по времени осуществления. Существует три основных вида контроля: предварительный, текущий и заключительный .

    Предварительный контроль.

Основными средствами осуществления предварительного контроля является реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Поскольку правила и линии поведения вырабатываются для обеспечения выполнения планов, то их строгое соблюдение – это способ убедиться, что работа развивается в заданном направлении. Аналогично, если писать четкие должностные инструкции, эффективно доводить формулировки целей до подчиненных, набирать в административный аппарат управления квалифицированных людей, все это будет увеличивать вероятность того, что организационная структура будет работать так, как задумано. В организациях предварительный контроль используется в трех ключевых областях – по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам .

Предварительный контроль в области человеческих ресурсов достигается в организациях за счет тщательного анализа тех деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения тех или иных должностных обязанностей и отбора наиболее подготовленных и квалифицированных людей. Для того чтобы убедиться, что принимаемые работники окажутся в состоянии выполнить порученные им обязанности необходимо установить минимально допустимый уровень образования или стаж работы в данной области и проверить документы и рекомендации, предъявляемые нанимаемым. Существенно повысит вероятность привлечения и закрепления в составе организации компетентных работников можно также путем установления справедливых размеров выплат и компенсаций, проведения психологических тестов, а также при помощи многочисленных собеседований с работником в период перед его наймом. Во многих организациях предварительный контроль человеческих ресурсов продолжается и после их найма в ходе курса обучения. Обучение позволяет установить, что же дополнительно нужно добавить и руководящему составу и рядовым исполнителям к уже имеющимся у них знаниям и навыкам, прежде чем приступать к фактическому исполнению своих обязанностей. Курс предварительного обучения повышает вероятность того, что нанятые работники будут трудиться эффективно.

Важнейшим средством предварительного контроля финансовых ресурсов является бюджет, который позволяет также осуществить функцию планирования. Бюджет является механизмом предварительного контроля в том смысле, что он дает уверенность когда организации потребуются наличные средства, эти средства у нее будут. Бюджеты устанавливают также предварительные значения затрат и не позволяют тем самым какому-либо отделу или организации в целом исчерпать свои наличные средства до конца. Предварительный контроль обычно реализуется в форме определенной политики, процедур и правил .

2. Текущий контроль.

Текущий контроль осуществляется, когда работа уже идет и обычно производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником . Регулярная проверка работы подчиненных, обсуждение возникающих проблем и предложений по усовершенствованию работы позволят исключить отклонение от намеченных планов и инструкций. Если же позволить этим отклонениям развиться, они могут перерасти в серьезные трудности для всей организации. Текущий контроль не проводится буквально одновременно с выполнением самой работы. Скорее он базируется на изменении фактических результатов, полученных после проведения работы, направленной на достижение желаемых целей. Для того, чтобы осуществлять текущий контроль таким образом, аппарату управления необходима обратная связь.

Обратная связь – это данные о полученных результатах. Простейшим примером обратной связи является сообщение начальника подчиненным о том, что их работа неудовлетворительна, если он видит, что они делают ошибки. Системы обратной связи позволяют руководству выявить множество непредвиденных проблем и скорректировать свою линию поведения так, чтобы избежать отклонения организации от наиболее эффективного пути к поставленным перед нею задачам . Контроль при помощи систем обратной связи не является изобретением теории управления организациями. Такие системы – одно из наиболее широко распространенных явлений природы.

Все системы обратной связи состоят из одних и тех же фундаментальных элементов и работают на одних и тех же принципах (рис. 1.)

Рис. 1. Системы с обратной связью

3. Заключительный контроль.

В рамках заключительного контроля обратная связь используется после того, как работа выполнена. Либо сразу по завершению контролируемой деятельности, либо по истечении определенного заранее периода времени фактически полученные результаты сравниваются с требуемыми .

Хотя заключительный контроль осуществляется слишком поздно, чтобы отреагировать на проблемы в момент их возникновения, тем не менее, он имеет важные функции. Одна из них состоит в том, что заключительный контроль дает руководству организации информацию, необходимую для планирования в случае, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем. Сравнивая фактически полученные и требовавшиеся результаты, руководство имеет возможность лучше оценить, насколько реалистичны были составленные им планы. Эта процедура позволяет также получить информацию о возникших проблемах и сформулировать новые планы так, чтобы избежать этих проблем в будущем. Вторая функция заключительного контроля состоит в том, чтобы способствовать мотивации . Если руководство организации связывает мотивационные вознаграждения с достижением определенного уровня результативности, то, очевидно, что фактически достигнутую результативность надо измерять точно и объективно.

Текущий и заключительный контроль основывается на обратных связях. Управляющие системы в организациях имеют разомкнутую обратную связь, так как руководящий работник, являющийся по отношению к системе внешним элементом, может вмешиваться в ее работу, изменяя и цели системы, и характер ее работы.

Контроль не только позволяет выявлять проблемы и реагировать на них так, чтобы достигнуть намеченных целей, но и помогает руководству решить, когда нужно вносить радикальные изменения в деятельность организации.

  1. Система контроля и диагностики на борту спутника-ретранслятора

    Реферат >> Астрономия

    Могут быть решены с использованием системы контроля спутникового ресурса, разрабатываемой в... -анализ и идентификация помех, организация подавления мешающих сигналов. При... по компенсации помех или организации противодействия; локализация источника помехи...

  2. Система управления организации (2)

    Контрольная работа >> Менеджмент

    Другого. 1.3. Организация , как система управления Организация как система управления - одно из ключевых... стратегического и координационного планирования, финансового и административного контроля , кадровой политики и общественных связей; решение...

  3. Контроль , организация процессов контроля

    Реферат >> Менеджмент

    По менеджменту на тему: «Контроль , организация процессов контроля организации» Выполнила Москва, 2009 Оглавление Введение... . При постоянно усложняющейся деятельности организации традиционная система внешнего контроля требует огромных затрат и становится...

Существует огромное количество классификаций контроля. Ниже рассмотрены основные формы и виды контроля.

К основным формам контроля относят финансовый и административный.

1. Финансовый контроль охватывает все сферы деятельности организации и осуществляется на основе стоимостных показателей, которые позволяют сравнивать плановые расходы с фактическими. Финансовый контроль осуществляют специальные подразделения: планово-финансовое управление, бухгалтерия, отдельные экономисты и бухгалтеры в подразделениях. Функция контроля значительно усилилась в связи с использованием компьютерной техники, которая позволяет осуществлять ускоренно процесс сбора информации, необходимой для реализации данной функции. Применение компьютерной техники также позволяет сформировать и систему централизованного контроля, обеспечивающую своевременный контроль результатов финансовой деятельности организации.

2. Административный контроль ведется на всех уровнях управления организацией и призван оценивать деятельность сотрудников (контроль исполнения). Административный контроль осуществляется постоянно как специальными подразделениями, так и руководителями на всех уровнях управления организацией.

Ниже приведены основные виды контроля:

По периодичности контроль разделяют на стратегический, тактический и оперативный.

Стратегический контроль. Задачей такого контроля является оценка и регулирование деятельности организации с позиций выполнения ею долгосрочных целей и взаимоотношений с внешней средой. Этот вид контроля наиболее сложный, так как стратегия организации зависит от изменений в окружающей среде. Непредсказуемость внешней среды усложняет разработку стандартов и параметров, а следовательно, и само проведение контроля.

Тактический контроль. Нацелен на анализ выполнения тактических планов организации. Он осуществляется как в целом по предприятию, так и по ключевым подсистемам. Периодичность совпадает с длиной периода, на который составлены планы тактического развития. Главная задача: своевременное выявление отклонений от стандартов и проведение корректировочных мер.

Оперативный контроль. Осуществляется по периодам характерным для проведения отдельных проектов или работ. Может осуществляться ежедневно. Он включает контроль выполнения работ и методов, используемых для производства продукции и услуг, и выполнение всех видов процессов организации.

Оперативный контроль в свою очередь подразделяется на:

Предварительный (упреждающий). Осуществляется до фактического начала работы. Основным средством осуществления является реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Используется в трех ключевых областях: По отношению к человеческим ресурсам (Анализ деловых и профессиональных знаний и навыков, отбор наиболее квалифицированных кадров. Контроль курса предварительного обучения уже в процессе работы.); материальным ресурсам (Выработка стандартов минимально допустимых уровней качества, проведение проверок соответствия этому качеству. Обеспечение запасов материалов на должном уровне.); финансовым ресурсам (важнейшее средство контроля - бюджет. Обеспечение уверенности в средствах и установление предельного уровня затрат.)

Текущий (производственный). Осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Необходимо наладить систему обратной связи, для своевременного получения данных о результатах. Руководитель воздействует на систему, внося вовремя изменения.

Заключительный (последующий). Проводится по окончании работы. Имеет две важные функции: Дает руководству организации информацию, необходимую для планирования аналогичных работ, способствует мотивации работников, достигших определенного уровня результативности. Результаты заключительного контроля дают информацию руководству организации о качестве системы управления и о ее узких местах, нуждающихся в совершенствовании.

По функциональным подсистемам.

В организации выделяются такие функциональные области, как производство, финансы и учет, персонал, маркетинг. Здесь указаны лишь основные из них, но в соответствии с организационной структурой их может быть намного больше. И в каждой функциональной области существуют свои объекты контроля. В производстве например это качество, затраты времени на единицу продукции, удельные издержки, уровень использования оборудования и т.д. Каждое предприятие определяет свои объекты контроля для той или иной функциональной области.

К основным системам контроля относят:

1. Бюджетный контроль

Бюджетный контроль - составная часть финансового контроля, посредством которого в процессе составления проекта бюджета, его анализа и при составлении отчета о его исполнении проверяется образование, распределение и использование бюджетных средств.

Бюджет служит механизмом предварительного контроля, поскольку дает уверенность в том, что когда организации потребуются наличные средства, эти средства у нее будут. Бюджеты устанавливают также предельные значения затрат и не позволяют тем самым какому-либо отделу или организации в целом исчерпать свои наличные средства до конца.

2. Стандартная калькуляция себестоимости

Это технология, связанная с обеспечением контрольной информацией о стоимости продуктов или деятельности. в то время, как бюджетный контроль позволяет сравнивать итоговые цифры, стандартная калькуляция себестоимости рассматривает цену отдельной единицы товара.

Система используется специально для идентификации отличий в цене закупки материалов или в использовании материалов (это является превосходным способом быстрой идентификации неприемлемого уровня потерь). Это также применяется для контроля затрат на оплату рабочей силы, где существуют некоторые определенные стандарты продолжительности рабочего времени и оплаты за работу

3. Контроль качества

Чаще всего идет речь в основном о «Всеобщем контроле качества» (TQM - Total QualityManagement), нежели о непосредственном контроле качества продукта. Для контроля качества лучше всего убедиться, что для каждого процесса, независимо от того, идет ли речь о конкретном производственном процессе или о какой-то процедуре в офисе, качество на выходе должно соответствовать какому-либо предопределенному стандарту качества. Более того, некоторые организации обнаружили, что они должны обзавестись формальным признанным сертификатом качества -- таким, как Британский Стандарт (BS) 5750 или его международным эквивалентом ISO 9000 для того, чтобы заказчики продолжали работать с ними.

Каждое возможное место для возникновения дефекта качества и каждый потенциальный тип дефекта должен быть предметом внимания персонала по контролю за качеством. В некоторых ситуациях верной оказывается поговорка, что предупредить -- лучше, чем бороться с последствиями. Хорошая система контроля качества -- эта та, которая основана на тщательно проработанных параметрах, планах и процедурах, так что снижается риск производства некачественной продукции.

4. Контроль запасов

Чаще всего этот контроль называется логистикой. Все проблемы могут быть связаны с сырьем, компонентами, упаковкой, полуфабрикатами и завершенными продуктами, Системы контроля запасов должны минимизировать потери. Эффективный контроль запасов может быть обеспечен, если он встроен в общую систему стандартной калькуляции себестоимости, если он имеет отношение к контролю закупочной функции, а также связан с контролем качества.

Важность эффективной системы контроля запасов связана с тем, что каждая организация располагает лишь ограниченным объемом денежных ресурсов. Если они расходуются на приобретение материалов и производство быстрее, нежели поступают от продаж, то рано или поздно наступит кризис наличности. Это известно как проблема работающего капитала или как кризис наличных средств, и нередко возникает в результате излишне оптимистичных закупок («фантастическая сделка») или накапливания готовых изделий («со дня на день наступит бешеный спрос»). В установлении оптимального соотношения и состоит контроль запасов

5. Системы, основанные на применении компьютеров

Применение компьютеров привело к чрезвычайно быстрому росту систем контроля, использующих все преимущества быстрой обработки и хранения данных. Обычно такое развитие свойственно большим организациям, где ощущают, что затраты могут оцениваться в терминах потенциальной экономии, которой можно добиться.

В последнее время, с появлением микрокомпьютеров и распространенностью бюро компьютерных услуг, появилась реальная возможность даже для самых небольших организаций иметь системы контроля, Информация, полученная с помощью компьютеров, или компьютерные системы контроля могут обеспечить эффективные ответы на многие из проблем, с которыми сталкиваются компании,

6. Общий контроль

Общий контроль организации осуществляется примерно так же, как и контроль за различными подразделениями. Это достигается за счет сравнения общего функционирования с планами, обычно с помощью таких отчетов, как торговые счета, счета прибыли и убытков, балансов, анализа, насколько это важно для компании; подсчет прибылей и убытков для общественных организаций, занимающихся предоставлением услуг, обществ и клубов. Данные традиционные системы счетоводства сами по себе не позволяют наблюдать развитие ситуации, но если они имеют отношение к бюджету организации, отклонения в общем функционировании могут быть замечены оперативно.

Так же в менеджменте известны следующие подходы к разработке систем контроля:

Рыночный. Для установления стандартов используют внешний рыночный механизм, такой, как ценовая конкуренция и относительная доля рынка. Обычно применяется организациями, продукция или услуги которых имеют четкие спецификации и выделяются на рынке сбыта, а так же компаниями которые работают в условиях жесткой конкуренции.

Бюрократический. Упор на организационные полномочия, на административные и иерархические механизмы, такие как правила, процедуры, инструкции, политика, стандартизация операций, четкие описания рабочих заданий и точные бюджеты с помощью которых и обеспечивается желаемое поведение работников и их работа в соответствии с установленными нормами и стандартами эффективности.

Клановый. Поведение сотрудников регулируется на основе общих ценностей, норм, традиций, ритуалов, легенд, другими аспектами организационной культуры. Используется в организациях, в которых распространены командные методы работы, а применяемые технологии часто меняются.

Приведенные виды и методы проведения контроля являются классическими и наиболее часто используемыми. Но применяемые вместе они образуют систему, которая индивидуальна для каждого предприятия. Идеальная система контроля для одних организаций может лишь скрыть существующие проблемы и стать губительной для других. Поэтому, какой бы вид и метод контроля не выбрал руководитель, он всегда должен учитывать особенности присущие организации.

Для реализации миссии компании, для достижения целей компании и организации четкого взаимодействия всех работников необходимо постоянно контролировать работу каждого сотрудника предприятия и всей «команды» в целом, и все это непосредственно является неотъемлемой частью стратегического менеджмента. Организация контроля на российских предприятиях, которая сложилась на сегодня, уже не может удовлетворять менеджеров, не соответствует изменяющимся условиям, не приносит необходимых результатов. Контроль за работой персонала в российской практике сводится, как правило, к проверке выполнения сотрудниками их обязанностей, а также заданий руководства. Подобная практика устарела. Современные менеджеры должны стремиться прежде всего помочь сотрудникам улучшить их работу, полнее проявить на деле их потенциал, добиться более эффективного, более творческого подхода к делу.

Главная задача менеджера в управлении коллективом заключается сегодня в способности создать адекватные условия для реализации своих возможностей каждым его членом, пробуждать в людях энтузиазм, стремление решать определенные задачи. Для преуспевания компании важным является умение менеджера общаться с коллегами, способность руководить людьми. Здесь особенно важны рациональная организация работы коллектива, гуманное общение с каждым сотрудником, умение найти оптимальный путь воздействия на конкретного работника в целях решения определенных задач. Особую роль здесь приобретает контроль.

Системы стратегического контроля являются системами формального целеполагания контроля, наблюдения, оценок и обратной связи, которые обеспечивают менеджеров информацией о деятельности организации и необходимости корректирующих воздействий. Следовательно, система контроля должна реализовать четыре ступени действий:

· установление стандартов оценки функционирования, которые должны разрабатываться одновременно со стратегией;

· создание измерительной системы, которая покажет степень достижения целей, что является комплексной задачей, так как многие действия трудно оценить;

· сравнение реального функционирования с установленными целями;

· оценка результатов сравнения и выработка, при необходимости, корректирующих действий.

Контрольная функция руководства наиболее результативно осуществляется менеджером путем совместного с сотрудником анализа результатов его работы, поиска причин неудач, после чего необходимо обучение подчиненного менеджером, передача опыта, подробный инструктаж. Вместо замечаний по работе и претензий к сотруднику менеджер помогаем ему устранять пробелы в знаниях. Это способствует обеспечению более высокого качества и результатов трудовой деятельности. При этом индивидуальный контроль со стороны менеджера должен дополняться коллективным контролем работников фирмы.

Реализация стратегии включает выбор правильной комбинации структуры и контроля реализации стратегии компании. В общем случае контроль необходим, т.к. хотя структура управления предназначает исполнителям роли и задачи, она не обеспечивает их мотивацию.

Цель данной курсовой работы заключается в построении систем контроля по выполнению стратегического плана организации. Построение систем контроля рассмотрим на примере ОО «СК СтройАльянс».

Глава 1. Сущность и системы контроля

1.1. Понятие контроля

Контроль прежде всего относится к числу тех функций управления, сущность которых понимается чаще всего неправильно. Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации . Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.

Контроль очень важен для того, чтобы организация функционировала успешно. Без контроля начинается хаос, и объединить деятельность каких-либо групп становится невозможно. Важно и то, что уже сами по себе цели, планы и структуры организации определяют ее направления деятельности, распределяя ее усилия тем или иным образом и направляя выполнение работ. Контроль, таким образом, является неотъемлемым элементом самой сущности всей организации.

Контроль - это критически важная и сложная функция управления. Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим . Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал. Функция контроля – это такая характеристика управления, которая позволяет выявить проблемы и скорректировать соответственно деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис.

Одна из важнейших причин необходимости осуществления контроля состоит в том, что любая организация безусловно обязана обладать способностью вовремя фиксировать свои ошибки и исправлять их до того, как они повредят достижению целей организации.

Один из важных аспектов контроля состоит в том, чтобы определить, какие именно направления деятельности организации наиболее эффективно способствовали достижению ее целей. Именно так мелкие фирмы определяют, в каких областях им расширяться и заключать контракты, какая из входящих в их состав фирм должна получить большую долю ресурсов, а какую следует продать или расформировать. Определяя успехи и неудачи организации и их причины, мы получаем возможность достаточно быстро адаптировать организацию к динамичным требованиям внешней среды и обеспечить тем самым наибольшие темпы продвижения к основополагающим целям организации.

1.2. Виды контроля

Все виды контроля схожи, т.к. имеют одну и ту же цель, а различаются они только по времени осуществления. Существует три основных вида контроля: предварительный, текущий и заключительный .

1. Предварительный контроль.

Основными средствами осуществления предварительного контроля является реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Поскольку правила и линии поведения вырабатываются для обеспечения выполнения планов, то их строгое соблюдение – это способ убедиться, что работа развивается в заданном направлении. Аналогично, если писать четкие должностные инструкции, эффективно доводить формулировки целей до подчиненных, набирать в административный аппарат управления квалифицированных людей, все это будет увеличивать вероятность того, что организационная структура будет работать так, как задумано. В организациях предварительный контроль используется в трех ключевых областях – по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам .

Предварительный контроль в области человеческих ресурсов достигается в организациях за счет тщательного анализа тех деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения тех или иных должностных обязанностей и отбора наиболее подготовленных и квалифицированных людей. Для того чтобы убедиться, что принимаемые работники окажутся в состоянии выполнить порученные им обязанности необходимо установить минимально допустимый уровень образования или стаж работы в данной области и проверить документы и рекомендации, предъявляемые нанимаемым. Существенно повысит вероятность привлечения и закрепления в составе организации компетентных работников можно также путем установления справедливых размеров выплат и компенсаций, проведения психологических тестов, а также при помощи многочисленных собеседований с работником в период перед его наймом. Во многих организациях предварительный контроль человеческих ресурсов продолжается и после их найма в ходе курса обучения. Обучение позволяет установить, что же дополнительно нужно добавить и руководящему составу и рядовым исполнителям к уже имеющимся у них знаниям и навыкам, прежде чем приступать к фактическому исполнению своих обязанностей. Курс предварительного обучения повышает вероятность того, что нанятые работники будут трудиться эффективно.

Важнейшим средством предварительного контроля финансовых ресурсов является бюджет, который позволяет также осуществить функцию планирования. Бюджет является механизмом предварительного контроля в том смысле, что он дает уверенность когда организации потребуются наличные средства, эти средства у нее будут. Бюджеты устанавливают также предварительные значения затрат и не позволяют тем самым какому-либо отделу или организации в целом исчерпать свои наличные средства до конца. Предварительный контроль обычно реализуется в форме определенной политики, процедур и правил .

2. Текущий контроль.

Текущий контроль осуществляется, когда работа уже идет и обычно производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником . Регулярная проверка работы подчиненных, обсуждение возникающих проблем и предложений по усовершенствованию работы позволят исключить отклонение от намеченных планов и инструкций. Если же позволить этим отклонениям развиться, они могут перерасти в серьезные трудности для всей организации. Текущий контроль не проводится буквально одновременно с выполнением самой работы. Скорее он базируется на изменении фактических результатов, полученных после проведения работы, направленной на достижение желаемых целей. Для того, чтобы осуществлять текущий контроль таким образом, аппарату управления необходима обратная связь.

  • Список литературы
  • Тема 3. Управленческие взаимоотношения и делегирование полномочий
  • § 1. Субъект-объектные взаимоотношения в организации
  • § 2. Типы управленческих отношений
  • § 3. Принципы эффективного делегирования полномочий
  • § 4. Должностные полномочия: виды и варианты распределения
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 4. Самоуправление в организации
  • § 1. Система самоуправления: понятие, признаки наличия, условия создания
  • § 2. Принципы и виды самоуправления
  • Базисные потребности общества и человека
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 5. Управленческий цикл
  • § 1. Функция управления
  • § 2. Управленческий цикл а. Файоля
  • § 3. Управленческий цикл: общие и специальные функции
  • § 4. Управленческий цикл: внутренние и внешние функции
  • § 5. Управленческий цикл как функция администрирования
  • § 6. Управленческий цикл: общие, социально-психологические и технологические функции
  • § 7. Управленческий цикл: многокритериальная специализация функций
  • § 8. Управленческий цикл как отражение фаз предпринимательского цикла
  • § 9. Замкнутый управленческий цикл
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 6. УправлеНческий анализ
  • § 1. Проблемная ситуация и ее анализ
  • § 2. Типы управленческого анализа
  • § 3. Методы осуществления управленческого анализа
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 7. УправлеНческое прогнозирование
  • § 1. Управленческий прогноз: понятие, задачи, функции и принципы осуществления
  • § 2. Типы управленческих прогнозов
  • Плановые предположения
  • § 3. Этапы экспертного прогнозирования
  • § 4. Методы управленческого прогнозирования
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 8. УправлеНческое решение
  • § 1. Основные подходы к принятию управленческого решения
  • § 2. Эффективность и качество управленческого решения
  • § 3. Типы и формы управленческих решений
  • § 4. Методы принятия управленческих решений
  • § 5. Технологии и модели управленческих решений
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 9. УправлеНческое планирование
  • § 1. Управленческое планирование: понятие, цели, задачи, влияние, элементы, механизмы
  • § 2. Технологии процесса планирования
  • § 3. Принципы эффективного планирования
  • § 4. Типы управленческого планирования
  • § 5. Методы управленческого планирования
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 10. УправлеНческая организация как функция
  • § 1. Организационная деятельность: понятие, субъект, объекты, задачи
  • § 2. Принципы организаторской деятельности
  • § 3. Исполнительные организационные структуры
  • § 4. Организаторские способности современного руководителя
  • § 5. Технология организационного процесса
  • § 6. Организационные процессы и механизмы
  • § 7. Методы реализации функции организации
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 11. УправлеНческая координация
  • § 1. Координация в управленческой деятельности: понятие и функции
  • § 2. Типы координационных механизмов
  • § 3. Факторы сопротивления и методы координационных действий
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 12. УправлеНческий контроль
  • § 1. Управленческий контроль: понятие, объект, субъект, предмет, задачи
  • § 2. Технология процесса контроля
  • § 3. Принципы и типы управленческого контроля
  • § 4. Система внутреннего контроля в организации
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 13. УправлеНческая мотивация
  • § 1. Управленческая мотивация: основные понятия
  • § 2. Принципы эффективной мотивации труда
  • § 3. Теории содержания мотивации
  • Рекомендации по удовлетворению высших потребностей
  • § 4. Теории процесса мотивации
  • § 5. Материальная мотивация
  • § 6. Нематериальная мотивация
  • § 7. Типы и методы управленческой мотивации
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 14. Организационная структура
  • § 1. Организационная структура: понятие, признаки, правила формирования
  • § 2. Типы организационных связей и варианты интегрирования организационных структур
  • § 3. Организационная структура управления: ключевые понятия, требования, признаки классификации
  • Потенциальные взаимосвязи
  • § 4. Бюрократическая организационная структура управления
  • 4.1. Линейные структуры управления
  • 4.2. Функциональные структуры управления
  • 4.3. Линейно-функциональные структуры управления
  • 4.4. Линейно-штабные структуры управления
  • 4.5. Дивизиональные структуры управления
  • § 5. Органическая организационная структура управления
  • 5.1. Проектные структуры управления
  • 5.2. Матричные структуры управления
  • 5.3. Бригадные структуры управления
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 15. Стили руководства
  • § 1. Управленческий стиль: основные подходы
  • § 2. Авторитарный, демократический и либеральный стили
  • § 3. Жесткие, умеренные и мягкие стили
  • § 4. Теории р. Лайкерта и д. МакГрегора
  • § 5. Теория стилей р. Блейка и Дж. Моутон
  • § 6. Ситуационная модель ф. Фидлера
  • § 7. Стили руководства в социальной сфере
  • § 8. Теории Митчелла–Хауса и Херси–Бланшара
  • § 9. Универсальность управленческого стиля
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 16. Управленческое целеполагание
  • § 1. Управленческие цели: понятие, факторы влияния, выполняемые функции, предъявляемые требования
  • § 2. Типы целей в организации
  • § 3. Миссия организации
  • § 4. Технология иерархического построения целей в организации
  • Примерные формулировки целей функциональных подсистем коммерческих организаций
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 17. Информационно-коммуникационное обеспечение процессов управления
  • § 1. Управленческая информация: свойства, требования, операции
  • § 2. Виды управленческой информации
  • § 3. Информационные системы: принципы построения и типы
  • § 4. Коммуникации в управлении организацией: понятие, типы, элементы коммуникационного процесса
  • § 5. Виды коммуникационных сетей
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • § 4. Система внутреннего контроля в организации

    На микроорганизационном уровне, т. е. на уровне управ­ления социально-экономической единицей, наиболее известен и заметенвнутренний контроль, от эффективности которого зависит эффективность функционирова­ния организации в целом.

    В совре­менных условиях внутренний кон­троль в российских организациях должен присутствовать на всех уров­нях управления. В болеешироком смысле в конкурентной среде рыноч­ных отношений эффективная система внутреннего контроля при прочих равных условиях – это гарантия ус­пешной деятельности любой организации.

    Прежде чем классифицировать внутренний контроль, необходимо дать определение субъекта, объекта внутреннего контроля и его предмета.

    Объект внутреннего контроля ор­ганизации – это управляемоезвено системы управления организацией, воспринимающее контрольное воз­действие. Объекты внутреннего кон­троля организации:

      человеческие, финансовые, материальные, немате­риальные иинформационные ресур­сы организации;

      средства и системы информатизации;

      технические сред­ства и системы охраны и защиты мате­риальных и информационных ресур­сов;

      управленческие решения;

      про­цессы, происходящие в организации или вне ее, если они имеют к ней ка­кое-либо отношение;

      результаты функционирования организации;

      ас­пекты времени.

    Объекты внутреннего контроля вы­бираются в соответствии сего целями.

    Предметом внутреннего контроля является наличие, состояниеи (или) действие управляемого звена систе­мы управления организацией.Какие-либо материальные ресурсы органи­зации – это объекты внутреннего контроля; фактическое наличие данных ресурсов, их состояние, аспекты их функционирования – это предме­ты внутреннего контроля.

    Субъект внутреннего контроля организации –это работник или уча­стник (владелец) организации, совер­шающий контрольные действия при исполнении возложенных на него обязанностей либо только на основа­нии соответствующих прав. Имея большой диапазон воздействия на организацию, конт­роль не должен ограничиваться толькорамками деятельности контрольных органов. Он входит в обязанности руководителя любого ранга. Если член ревизионной комиссии не является участником или работни­ком данной организации, он считает­сясубъектом внутреннего контроля в период исполнения соответствующих обязанностей.

    Всех субъектов внутреннего кон­троля целесообразно распределить по следующим уровням с точки зре­ния значимости в совокупном кон­трольном действии:

      субъекты внутреннего контроля перво­го уровня –это участники (собствен­ники) организации, осуществляющие контроль непосредственно или косвен­но (с помощью независимых экспер­тов, в том числе внешних аудиторов);

      субъекты внутреннего контроля вто­рого уровня. В их обязанности непо­средственно не входит контроль, но в силу производственнойнеобходимо­сти они выполняют и контрольные функции (рабочий,контролирующий качество работы оборудования);

      субъекты внутреннего контроля тре­тьего уровня –выполняютконтроль­ные функции для реализации слу­жебных обязанностей (функций), ко­торые за ними закреплены непосред­ственно (работники планово-диспет­черского, планово-экономического отделов, отдела кадров);

      субъекты внутреннего контроля чет­вертого уровня. В их обязанности входят контрольные и другие функ­ции (административно-управленчес­кий персонал; персонал, обслужива­ющий компьютерныесистемы; со­трудники отдела бухгалтерского уче­та, служб коммерческой и физичес­кой безопасности);

      субъекты внутреннего контроля пято­го уровня. В их функциональные обя­занности входит только осуществле­ние контроля (сотрудники отдела вну­треннего аудита и члены ревизионной комиссии, сотрудники отделов вход­ного и технического контроля и т. п.).

    В реальности значимость конкретного субъекта может возрастать (снижаться) в зависимости от его личного вклада в совокупноеконтрольное действие.

    Внутренний контроль организа­ции – это осуществление субъекта­ми организации, наделенными соот­ветствующими полномочиями (субъ­екты внутреннего контроля), либо в автоматическом режиме, заданном указанными субъектами и под их уп­равлением, следующих действий:

      определение фактического состоя­ния или действия управляемого звена системы управления организацией (объекта контроля);

      сравнение фактических данных с тре­буемыми, т. е. с базой для сравнения, принятой в организации, заданной извне либо основанной нарацио­нальности;

      оценка отклонений, превышающих предельно допустимый уровень, и степени их влияния на аспекты функ­ционирования организации;

      выявление причин данных отклоне­ний.

    Цель внутреннего контроля – информационная прозрачностьобъекта управления для возмож­ности принятия последующих эффективных ре­шений.К функциям внутреннего контроля относят 1:

      оперативную;

      за­щитную;

      упорядочивающую;

      превентивную;

      информативную;

      коммуникативную.

    Создание эффективной системы внутриорганизационного контроля базируется как на общей классификации контроля (см. рис. 12.6),так и на классификации самого внутреннего контроля (табл. 12.1).

    Таблица 12.1

    Признак классификации

    Элементы класса внутреннего контроля

    Форма контроля

    1. Внутренний аудит.

    2. Структурно-функциональная форма

    внутреннего контроля

    Уровень автоматизации контроля

    (признак типологии внутреннего контроля)

    1. Неавтоматизированный внутренний

    контроль.

    2. Неполностью автоматизированный

    внутренний контроль.

    3. Полностью автоматизированный

    внутренний контроль

    Значимость субъектов внутреннего контроля (с точки зрения контроль­ной деятельности)

    Контроль, осуществляемый субъектами внутреннего контроля различных уровней

    Важнейший классификационный аспект внутреннего контроля –фор­мальный. Выбор формы внутреннего кон­троля зависит от:

      сложности организационной структу­ры;

      правовой формы;

      видов и масштабов деятельности;

      целесообразности охвата контролем различных сторон деятельности;

      отношения руководства организации к контролю.

    Организация внутреннего контро­ля в форме внутреннего аудита прису­ща крупным и некоторым средним ор­ганизациям, в основномобладающим следующими особенностями:

      усложненной оргструктурой –дивизиональная, матричная или конгло­мератная структура организации;

      многочисленностью филиалов, до­черних компаний;

      разнообразием видов деятельности и возможностью их кооперирования;

      стремлением органов управления по­лучать достаточно объективную и не­зависимую оценку действий менед­жеров всех уровнейуправления.

    Кроме задач чисто контрольного характера, внутренние ауди-торы мо­гут решать задачи экономической ди­агностики, выработкифинансовой стратегии, маркетинговых исследова­ний, управленческого консультирова­ния.

    К институтам внутреннего аудита относят и ревизионные комиссии (ре­визоров), деятельность которых рег­ламентирована действующим законо­дательством. Этот институт в основ­ном распространенв акционерных обществах, обществах с ограничен­ной ответственностью и производст­венных кооперативах.

    Во многих организациях нет отде­ла (сектора, бюро, группы и т. п.) внут­реннего аудита и ревизионной комис­сии (ревизора). В этом случае для осуществления внутреннего контроля целесообразно использовать струк­турно-функциональную форму внут­реннего контроля организации.По­нятие «структурно-функциональ­ная форма внутреннего контроля» отражает необходимые взаимо­действия единиц оргструктуры (ли­нейно-функциональной, дивизи­онной, матричной), соответствую­щие их контрольным функциям. На­пример, осуществление контроля, не­пременно входящее в должностные обязанности любого руководителя, должно включаться в функции любо­го ответственного лица.

    Особое место занимает классифи­кацияпо уровню автоматизации контроля:

      неавтоматизиро­ванный (осуществляется без применения автоматических средств);

      неполностью автоматизиро­ванный (осу­ществляется с приме­не-нием автоматических средств реги­страции, обработки, измерения и т. п.);

      полностью автоматизирован­ный (осуществ­ляется полностью в автоматическом режиме под управлением субъектов внутреннего контроля).

    Создание эффективной системы внутреннего контроля в современной организации позво­лит:

      обеспечить эффективное функциони­рование, устойчивость и максималь­ное (согласно установленным целям) развитие организации в условиях многоплановой конкуренции;

      своевременно выявлять и минимизи­ровать коммерческие, финансовые и внутрифирменные риски в управле­нии организацией;

      сформировать адекватную современ­ным перманентно меняющимся усло­виям хозяйствования систему инфор­мационного обеспечения всех уров­ней управления, позволяющую свое­временно адаптировать функциони­рование организации к изменениям во внутренней и внешней среде;

      обеспечить более эффективную, сла­женную и четкую работу структурных подразделений организации.

    Совокупность методов управленческого контроля достаточнообширна и во многом заимствует методы, используемые при выполнении прочих функций менеджмента:

      методы сбора и анализа информации применяются при выполнении функции анализа (опрос, интервьюирование, эксперимент,наблюдение, анкетирование и проч.);

      методы, обеспечивающие ежедневные данные о движениифинансовых средств, материалов, продукции, труда и т. д.;

      методы бюджетирования, анализа рентабельности, анализа относительных показателей, методы составления смет и т. д.;

      ревизия и аудиторские проверки;

      методы контроллинга и проч.

    Возможно классифицировать методы контроля по видам самого контроля, как-то: методы тотального контроля, методы экологического контроля, методы контроля за качеством готовой продукции, методы государственного контроля и т. д.

    В. В. Бурцев предлагает совокупность методов внутреннего контроля (как способов достижения цели) 1:

      общенаучные методические приемы исследования объектовконтроля (анализ, синтез, индукция, дедук­ция, аналогия, моделирование, абст­рагирование, редукция, экспери­мент и др.);

      собственные эмпирические методи­ческие приемы (инвентаризация, контрольные замеры работ, кон­трольные запуски оборудования,формальная и арифметическая проверки, встречная проверка, способобратного счета, метод сопоставле­ния однородных фактов, служебноерасследование, экспертизы различ­ных видов, логическая проверка,ска­нирование, письменный и устный оп­росы и др.);

      специфические приемы смежных экономических наук (приемыэконо­мического анализа, экономико-мате­матические методы, методытеории вероятностей и математической ста­тистики).

    Достаточно жесткая привязка управленческого контроля к процессам планирования делает возможным использование методов планирования: балансовые методы, методы нормирования, математико-статистические методы, метод сетевого планирования и т. д.

    Включенность в стадию контроля мотивационных мероприятий делает возможным использование методов материальной мотивации, нематериальной мотивации, психологического давления и т. д.

    Оправдано использование и методов управленческого прогнозирования в ходе выработки практических рекомендаций, которые могут быть учтены при реализации иных управленческих циклов.

    Основным способом проверки выполнения поруче­ния является отчетность. Отчетность по отношению к вышестоящему уровнюуправления можно рассматривать как функцию информирования, уведомле­ния о выполнении поручения.

    Отчетность применима практически на всех уровнях управ­ления.Бухгалтерская и статистическая отчетность организации перед государственными органами является обязательной фор­мой, регламентируемой нормативными актами.

    Каждый уровень управления, в том числе по административ­ной функции, устанавливает для подот­четных подразделений и работников конкретные показатели, по которым осуществляется проверка и оценка их деятельности. При этом отчетность можно рассматривать как метод автоматизации контроля.

    При внедрении отчетности необходимо обращать внимание на то, чтобы не перегружать подчиненные уровни управления под­готовкой избыточных данных, а также данных, которые можно получить из уже действующих систем учета. Следует помнить: «Чем лучше работа, тем короче она может быть доложена».

    Использование любых из перечисленных методов контроля будет эффективнее при соблюдении ряда положений:

      соответ­ствие контролируемому виду деятельности (предметуконтроля);

      минимизация числа контрольных процедур;

      включенность контрольных процедур в план работы заранее;

      выверенность процедур;

      учет и соблюдение системности контрольных процедур;

      учет себестоимости процедур;

      подконтрольность контрольных процедур и проч.

    С учетом непрерывности контроля, регулярности, своевременности, тщательности, полноты, действенности и гласности данный вид управленческой деятельности будет носить комплексный характер, пред-определяющий дальнейшее существование организационной структуры.

    Современные тенденции развития управленческого контроля 1:

    Децентрализация . Контрольные функции, традиционно осу­щест-вляемые централизованно, постепен­но перераспределяются между:

      верхними звеньями управления;

      сторонними организациями, специализирующимися на фун­кциях контроля;

      потребителями продукции;

      низовыми звеньями управления.

    Верхние звенья управления частично переда­ют функции контроля: рутинный текущий контроль делегируют на низшие уровни управления; вспомогательные, в том числе ана­литические, функции передают на субконтрактной основе про­фессиональным контролерам; ключевыепараметры отдают кон­тролировать потребителям, а стратегические аспекты контроля оставляют у себя.

    Изменение содержания контроля и новые методы его осу­щест-вления. С измерения затрат центр тяжести переносится на измерение результатов. Традиционный подход в государствен­ном управлении постоянно концентрирует внимание на том, сколько потрачено государственных средств, при этом измере­ние реального результата остается в тени. Новый подход менед­жмента в государственной службе основное внимание пере­носит на контроль и мониторинг результатов, которые получены в процессе тех или иных действий государственнойслужбы.

    Развитие новых информационных систем. Они позволяют в определенных аспектах автоматизировать процесс управления и контроля. Одновременно с развитием мощных информационных систем, использующих современные возможности вычислительной техники и телекоммуникационные технологии, меняется содержа­ние информационных потоков, участвующих в процедуре контро­ля. В связи со смещениемтекущего контроля сверху вниз потоки информации от потребителя кпроизводителю становятся более прямыми и не затрагивают высших эшелонов управления. В то же время общей тенденцией контроля вовсех передовых организаци­ях становится уменьшение числа контролируемых показателей с одновременным увеличением числа измерений иповышением эф­фективности каждой процедуры контроля.