Крестный ход — победный марш веры. Крестный ход – что это такое и для чего он нужен

Упоминание о первых крестных ходах встречается в Ветхом Завете. Среди них – путешествие сынов Израилевых из Египта в обетованную землю, шествие вокруг ковчега Божия, обхождение вокруг Иерихонских стен, перенесение ковчега Божия Давидом и Соломоном.

Крестные ходы бывают регулярные (или календарные) и чрезвычайные. Регулярные шествия совершаются в определенные дни. Они проходят несколько раз в году в честь святынь и великих церковных событий, например, Великорецкий крестный ход, который ежегодно совершается в начале июня, и т.д.

Календарные процессии проходят также в день Крещения Господня, на Пасху, в праздник второго Спаса для водоосвящения. Во время крестного хода звучит колокольный звон, который называется благовест. Священнослужители обязательно облачены в богослужебные одеяния.

Чрезвычайные процессии собираются в бедственных случаях, например, во время войны, голода, эпидемий, природных катаклизмов. Подобные крестные ходы сопровождаются усиленными молитвами о спасении.

Шествие может продолжаться как несколько минут, так и несколько дней и даже недель или месяцев. В этом случае люди запасаются едой, чтобы перекусить во время остановок, а также берут с собой подстилки для ночлега, непромокаемые плащи, надежную обувь и необходимые медикаменты, которые могут понадобиться в пути.

Процессии могут проходить как на суше, так и в воздухе. Священнослужители берут с собой на борт самолета все необходимые атрибуты и, читая молитву, во время полета окропляют город святой водой. Кроме того, существуют морские крестные ходы, когда священнослужители совершают молебны или панихиды на борту корабля или иного судна.

Принять участие в крестном ходе - означает принять духовное очищение и напомнить другим людям о силе православной веры, так как данное шествие символизирует несение своего креста и следование слову Спасителя.

Источники:

  • сайт Саянского храма Благовещения

В православном христианстве сущестует множество традиций. Одной из таковых являются крестные ходы, совершаемые по особым торжественным праздничным дням.

Практика крестных ходов имеет очень древнюю историю. Еще со времен установления христианства как основной религии Римской Империи (IV век) крестные ходы плотно вошли в церковную богослужебную жизнь.


Крестный ход - это шествие верующих людей с иконами, выносными распятиями и хоругвями по улицам населенного пункта. Крестные ходы являются видимым символом свидетельства православной веры перед людьми. Такие шествия могут осуществляться не только по улицам города или села, но и просто вокруг храма. При этом, духовенство и хор поют определенные молитвы, читаются отрывки из Священного Писания.


По богуслужебному Уставу православной Церкви крестные ходы совершаются во время престольных храмовых праздников. Также ход может осуществляться и по иным памятным церковным датам. Совершение крестного хода может быть определено настоятелем конкретного храма.


Крестные ходы могут проходить и в дни, когда в город прибывают различные святыни. Например, чудотворные иконы Божией Матери. В таком случае духовенство и народ могут шествовать с чудотворной иконой из одного храма города в другой. Крестные шествия могут также совершаться и на святые источники. Когда верующие приходят на святой источник, совершается водоосвятный молебен.


Основной составляющей крестного хода является молитва верующих людей. Каждый участник такого шествия должен про себя молиться о своих нуждах, а также потребностях своих ближних. Кроме этого, во время крестных ходов осуществляется молитва за все население города ли села.

3450

Крестные ходы очень значимы для каждого христианина и вообще Русского человека. Какова история крестных ходов? С какой целью они проводятся? Какие традиционные крестные ходы проводятся в Русской Православной Старообрядческой Церкви? Каковы особенности проведения старообрядческих крестных ходов? Как обеспечивается их организация? Ответы на эти и другие вопросы приводятся в публикуемом докладе Игоря Лапина (РПСЦ). Материал был представлен на конференции «Крестный ход: история, современность и развитие», которая была проведена в Москве 26 января 2016 года.


Крестный ход в село Григорово. Фото страницы «Рпсц Большое-Мурашкино»

1. История крестных ходов в церкви

1.1. История становления крестноходского движения в христианстве

История крестных ходов восходит к ветхозаветным временам, когда евреи торжественно переносили главную святыню – Ковчег Завета. В состав христианских традиций торжественные шествия с крестом во главе вошли еще в древности. Кроме повсеместных крестных ходов (на святую Пасху и на освящении храма), в церкви существовали крестные ходы и по многим другим духовно значимым поводам.

На Руси крестные ходы были заимствованы от греков и существовали на всем протяжении истории Русской Церкви. Сама церковная история Руси начиналась крестным ходом на Днепр для крещения киевлян. Летописцы сохранили многочисленные примеры крестных ходов в последующие времена – начиная от великих русских князей Ярослава I Мудрого, Изяслава I, Владимира Мономаха, переносивших мощи святых князей Бориса и Глеба.

1.2. История возрождения крестных ходов в РПСЦ

После раскола русской церкви старообрядчество переживало серьёзные гонения со стороны властей. В это нелёгкое время у людей не было возможности свободно организовывать крестные ходы, но, несмотря на это, старообрядцы их совершали. Люди не оставляли традиции, желая укрепиться этим великим делом.

Особый подъем в числе проведённых крестных ходов произошел после исторического событияподписания указа о веротерпимости в 1905 году . С приходом большевиков произошел явный спад активности в этом богоугодном деле.

Но, по воспоминаниям «старожилов», в советские годы, невзирая на отношение коммунистической власти к вере, многие люди продолжали совершать крестные ходы, но уже тайно. Несмотря на то, что это было менее торжественно, люди, сильно рискуя, всё же сохраняли эту традицию.

Большое оживление крестноходского движения произошло с принятием первосвятительского сана митрополитом Андрианом . Владыка видел важность этого движения и всячески поддерживал начинающих.

1.3. Цели и задачи крестных ходов

Основной целью крестного хода является прославление Господа и Его великих угодников, а также молитвенное единение, несение трудностей и оказание милосердия всем нуждающимся.

Задачами же крестного хода являются, в первую очередь, объединение людей для общей молитвы, испытание духа и тела и оставление всего суетного мирского, вознося свои мысли и чувства к Создателю.

2. Крестные ходы в старообрядческой церкви

В России сегодня около 10-ти старообрядческих Крестных ходов.

2.1. Великорецкий крестный ход (проводится с 9-13 августа в г. Вятка, ныне г. Киров)

Наверное, многие слышали о существовании Великорецкого крестного хода из города Кирова в село Великорецкое с 3 по 8 июня, проводимого Русской Православной Церковью . Но не многие знают, что у старообрядцев также существует Великорецкий крестный ход, который проводится с 9 по 13 августа в честь Рожества святителя Николы, что 11 августа, и на память перенесения Великорецкого образа из Вятки в Москву.



Великорецкий крестный ход движется из г. Киров (Вятка), 2009 г.

Старообрядческий Великорецкий крестный ход был возрожден в 2002 году по инициативе и при личном участии владыки Андриана, епископа Казанско-Вятского, позже митрополита всея Руси.

Со времени возрождения крестного хода четко сложился его маршрут. Он состоит из четырех дней пути и одного дня празднования в селе Великорецкое , на месте обретения Великорецкой иконы Святителя Николы в день его Рожества. За четыре дня паломники проходят больше 150 километров.

История Великорецкого крестного хода

В 1383 году на высоком берегу реки Великой крестьянину Агалакову явился образ святителя Николы. Вскоре от иконы начались исцеления и чудотворения. Молва о явлении чудотворного образа быстро разнеслась по округе, люди приходили на место явления иконы, благодарили Бога за дарованную им святыню, получали духовное утешение и исцеление. Общими усилиями построили крестьяне на месте явления иконы часовню, а позже началось строительство храма - более достойного места для чудотворного образа.

Вятчане в 1392 году, узнав о чудотворном образе, убедили жителей Великорецкого, и перенесли образ с берегов реки Великой в город Хлынов, давши обет каждый год возвращать образ на место его явления (в то время и до 1780 года центр вятского края именовался Хлыновом). Так родилась одна из самых давних традиций вятской земли - Великорецкий крестный ход.

Слава о чудесной иконе дошла до столицы. В XVI веке по велению государя Иоанна IV икона была доставлена из Хлынова в Москву. По пути следования от нее исцелялись больные и творились чудеса.

По указу царя один из приделов строившегося тогда храма Василия Блаженного был освящен в честь Великорецкой иконы святителя Николы, с иконы были сделаны списки. С этого времени на всей Руси начинается почитание великорецкого образа святителя Николы.

Сегодня старообрядческий великорецкий крестный ход – это около 300 паломников со всех уголков мира. Это возможность преодоления своих немощей, более 150 километров тяжелого пути по пересечённой местности. Это глубокая молитва и прекрасное пение хоров. Это маленький подвиг, который верующие совершают из года в год.



Великорецкий крестный ход. Возвращение обратно. 2009 г.

2.2. Крестный ход в село Григорово Нижегородской области (из села Большое Мурашкино)

«Рождение же мое в нижегороцких пределах, за Кудмою рекою, в селе Григорове. Отец ми бысть священник Петр, мати – Мария, инока Марфа» - из жития протопопа Аввакума.

Село Григорово – родина священномученика и исповедника Аввакума , небольшое село Нижегородской области, в котором родился и вырос опальный протопоп.

Большое Мурашкино – большое село, принадлежавшее с 1648 года Глебу Ивановичу Морозову, мужу исповедницы православной веры боярыни Морозовой, в иночестве Феодоры.

5 июля 1991 года в селе Григорово состоялось торжественное открытие памятника протопопу Аввакуму.



Крестный ход «По стопам Аввакума» на родину знаменитого протопопа. Фото страницы «Рпсц Большое-Мурашкино»

15 июля 2007 года состоялся первый крестный ход. Он начался от храма во имя священномученика и исповедника Аввакума, что в с. Большое Мурашкино, и завершился у памятника протопопу Аввакуму, в селе Григорово. Это стало доброй традицией. Крестный ход пролегает по лесной дороге и составляет около двенадцати километров.

2.3. Крестный ход Верея – Боровск (Московская обл.)

24 сентября святая церковь чтит память святой преподобномученицы и исповедницы Феодоры (боярыни Феодосии Морозовой), мучениц княгини Евдокии, Иустины и Марьи . Исповедницы православной веры были заточены в острог, а затем и в земляную яму в центре Боровска, где и были похоронены. В воспоминание подвига мучениц верующие совершают крестный ход к месту их заточения, где сегодня стоит часовня.



Крестный ход из Вереи в Боровск. Фото Виталия Москвичева

2.4. Уральский крестный ход к месту упокоения преподобномучеников Константина и Аркадия Шамарских чудотворцев (пос. Шамары Свердловской обл.)

Братья Константин и Аркадий жили в середине XIX века, принадлежали к часовенному согласию. Понимая, что «без священства нет спасения», присоединились к старообрядцам, приемлющим белокриницкую иерархию. И после этого продолжали они подвизаться в трудах и молитвах в лесной келье. Из злобы и зависти убил братьев местный житель. Произошло это зимой, в конце января. А нашла иноков благочестивая женщина, пришедшая их навестить на Петров день. Почти полгода пролежали они, прикрытые ветками, но тела остались нетленными!

Официальная канонизация преподобномучеников произошла в конце XX века, в 1996 году, после освящения новопостроенного храма в поселке Шамары .



Крестный ход в Шамарах. Фото rpsc.ru

Постепенно сложилась традиция посещать могилу преподобномучеников, находящуюся в 25 километрах от Шамар. По благословению Митрополита Андриана, начался этот Крестный ход.

2.5. Сибирский крестный ход к местам старообрядческих скитов (пос. Гарь)

Начиная с 2004 года, в селе Гарь Томской области проходит Крестный ход от старообрядческого храма с. Гарь до места бывшего расположения знаменитых Томских скитов . Старообрядческие, так называемые Томские, или Михаило-Архангельские, скиты располагались в 200 км от г. Томска. Это был значимый духовный центр, в котором в разные времена проживали выдающиеся деятели старообрядчества. В 1930-е годы монастыри были разорены: часть иноков была убита, часть бежала. В память о подвигах и страданиях за веру предков, к месту основания скитов ежегодно совершается этот Крестный ход, основанный также митрополитом Андрианом .



Крестный ход в Томской тайге к Михаило-Архангельским скитам (Гарь)

3. Особенности старообрядческих крестных ходов

3.1. Старообрядец сегодня: его отношение к крестному ходу (традиционность)

Старообрядчество – это живая история, сохранившаяся до наших дней. Всем известно, что страна, забывшая свою культуру, историю, традиции – обречена на вымирание. У многих сложилось впечатление, что старообрядцы – это люди, живущие глубоко в лесах, отвергающие все средства цивилизации и не идущие на контакт с иноверными. Это по большей части миф, в целом старообрядец сегодня – это тот самый христианин, который жил в далёком 17 веке. Старообрядцы всегда были честны не только перед окружающими, но и перед собой в первую очередь, не шли ни на какие компромиссы ради благ этого мира, не искали царства на земле, а искали Царствия Небесного.

Мы стараемся сохранить изначальную цель этого действа – усердную молитву . Каждый верующий, приезжая на крестный ход, очень рад общению с единоверцами, но приезжает он, прежде всего, помолиться в особой обстановке, пройти духовный путь, сохраняя традиции, которые сложились в церкви.

3.2. Особое отношение старообрядцев к чинопоследованию и строгости в молитве

Как Божественные службы в старообрядческих приходах, так и крестные ходы совершаются чётко по уставу , без каких-либо сокращений и пропусков. Старообрядцы всегда следят за чинопоследованием и порядком в молитве, считая это важным аспектом для спасения души. Ведь святые отцы, имея благодать Божию, составляли службы не для того, чтобы мы их меняли, а для того, чтобы посредством этого каждый мог достичь духовного совершенства.

От этого и происходит строгое отношение к личной молитве, искреннее старание обуздать свои чувства, желания и обратиться к Богу.

3.3. Самоорганизация всех сфер крестного хода

На протяжении более трёх с половиной веков старообрядцы существуют самостоятельно, немного обособленно. Всю организационную деятельность крестных ходов, по всем сферам, общины производят самостоятельно, за исключением вопросов безопасности, когда власти выделяют наряд ГИБДД и спасателей. В остальном члены общины трудятся во славу Божию для того, чтобы обеспечить условия, необходимые для проведения крестного хода и общими силами стараются улучшать эти условия.

4. Трудности в организации

4.1. Питание

В крестном ходе этот вопрос решается благотворительно и питание для паломников совершенно бесплатно. Члены общины также своими силами накануне крестного хода закупают все продукты, готовят еду, которая затем доставляется паломникам на личном транспорте кого-то из прихожан. В целом, питание является большой нагрузкой для организаторов и составляет значительную часть расходов.

4.2. Ночлег

Также остро стоит вопрос с ночлегом, так как все паломники, приехавшие на крестный ход, ночуют на церковной территории и зачастую не хватает палаток для ночлега.

4.3. Медицинская помощь

Вопрос с медицинской помощью также нельзя назвать беспроблемным, так как в колонне не присутствует квалифицированный медик, это слишком дорого. В частности, в 2005 году во время Великорецкого крестного хода преставился приснопамятный митрополит Андриан, внёсший большой вклад в организацию и возрождение всех ныне действующих старообрядческих крестных ходов, медицинская помощь тогда отсутствовала.

4.4. Безопасность

Вопрос с безопасностью касается, прежде всего, дорожного движения. В этом плане дела обстоят в большинстве случаев хорошо. Как правило, выделяется наряд ГИБДД. Но существуют и отрицательные примеры. Так, в 2015 году во время крестного хода Верея – Боровск, на участке в Калужской области наряд не был выделен, не было ни спасателей, ни ГИБДД. Паломники в достаточно большом количестве просто шли навстречу движущимся машинам, а большая часть этого крестного хода проходит именно по автомобильной дороге. И это было весьма небезопасно.

5. Пути решения проблем

5.1. Поддержка со стороны органов власти

Необходима и поддержка органов местной власти, власть может в большей степени способствовать решению организационных вопросов, находящихся в её компетенции.

5.2. Поддержка со стороны государственных структур (ГИБДД, Медицинская служба, МЧС РФ)

При поддержке органов власти необходимо улучшать вопрос с обеспечением безопасности дорожного движения, медицинской службой, так как существуют проблемные зоны в этой сфере.

5.3. Финансовая поддержка

Все вышеперечисленные проблемы сложно улучшить, конечно же, без финансовой поддержки. Поэтому общины часто ищут благотворителей, желающих помочь осуществлению крестных ходов. Если не находят, то организовывают всё своими силами, как зачастую и бывает.

6. Подведение итогов

Подводя итоги, можно сказать, что крестные ходы очень значимы для каждого христианина и вообще Русского человека. И мы всеми силами должны стараться сохранить эти традиции и пытаться улучшить условия их обеспечения.

Доклад «Практика проведения Крестных ходов в приходах Русской Православной Старообрядческой Церкви »,
зачитан на конференции «Крестный ход: история, современность и развитие », проходившей 26 января 2016 г.,
любезно предоставлен сайту сайт автором.

Календарь крестных ходов (по новому стилю). Весной Волгоградская епархия проводит пасхальный крестный ход на байдарках по рекам Волгоградской области (Бузулук, Хопер, Дон, Медведица). Головная лодка несет почитаемый список Урюпинской иконы Божией Матери, хранящийся в Покровском храме Волгограда. Список иконы упакован в водонепроницаемый футляр. В крестном плавании участвуют спортсмены-водники, краеведы, историки, журналисты и священнослужители. Длина похода в 2005 году составила 633 километра. Он продолжался 23 дня - с 15 апреля по 8 мая и проходил по маршруту Урюпинск - станица Зотовская - устье реки Кумылга - Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь - станица Перекопская - Кременско-Вознесенский мужской монастырь (недалеко от монастыря находится лагерь «Неупиваемая чаша», в котором живут и лечатся больные алкоголизмом и наркоманией) - станица Новогригорьевская - станица Трехостровская. 9 мая , в день Победы, эта икона возвращается в Волгоград и возглавляет ежегодный крестный ход на Мамаев курган. С иконой Урюпинской Богоматери в Волгоградской епархии устраивается каждый год, летом (в разное время) еще один крестный ход - по храмам города и области.

24 мая , в день празднования равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских, отправляется крестный ход из Успенского собора Астрахани к Поклонному Кресту с изображением этих святых братьев. Крест воздвигнут в 1994 году на площади, находящейся на перекрещёнии улиц Калинина и Наталии Качуевской.

В самом конце мая - начале июня от истока Волги начинается Большой Волжский крестный ход по Тверской области. Впервые волжский крестный ход состоялся в 1999 году. Тверские и новгородские иерархи служат Божественную литургию в часовне над началом Волги, освящают волжскую воду в ее истоке. Затем речной крестный ход делает остановки в Ельцах, Осташкове, Старице, Твери, Конаково и Кимрах. Там, где речные участки делаются несудоходными, крестный ход продолжается на автобусах. Пройдя всю Тверскую область, волжский ход завершается в Калязине на границе с Ярославской областью. Длина хода по Волге - 700 километров. В 2008 году географии волжского хода расширилась: его провели с заходом в Торжок, Вышний Волочек, Удомлю, Максатиху, а также в Дубну Московской области. Главная святыня этого юбилейного (десятого) Волжского Крестного хода - десница святой великомученицы Татьяны. Наибольшее количество участников присутствует на начальном этапе похода, при водосвятном молебне на волжском истоке у деревни Волговерховье. Этот этап - наиболее сложный для организаторов, из-за недостатка места и отсутствия какой бы то ни было инфраструктуры. Неорганизованные паломники добираются к Волговерховью на личном автотранспорте. Каждый год крестный ход по Волге проходит под новым девизом. Первый был посвящен 2000-летию христианства и 450-летию преставления преподобного Нила Столобенского. Восьмой ход, в 2006 году, шел под девизом «за трезвость», в сопровождении иконы «Неупиваемая чаша». Девятый проводился с девизом «Вера, народ и Державное Отечество неразделимы». Но современный волжский ход на самом деле - не самый большой. В 1988 году первым волжским крестным ходом была пройдена вся Волге вплоть до Астрахани.

3 июня начинается и 8 июня завершается многолюдный православный Великорецкий крестный ход из Свято-Серафимовского храма города Кирова (Вятки) с чтимым древним списком Великорецкой иконы святителя Николая. Этому крестному ходу уже больше шестисот лет. В 1383 году крестьянин деревни Крутицы обнаружил чудотворный образ на берегу реки Великой. Впервые крестный ход состоялся около 1400 года, когда жители города (в то время он назывался Хлынов) перенесли к себе образ св. Николая. При этом они дали обет приносить чудотворную икону святого на место, где она была явлена - в село Великорецкое. Расстояние между селом и городом Вяткой - 155 километров. Маршрут проходит через Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово, местами проходит по лесным тропам, которые в дождливые дни делаются непроходимыми. Паломников сопровождают тучи гнуса, комары, на открытых участках напекает голову солнце. Среди участников хода бывают иностранцы. Число участников колеблется от 30 человек (в 1962) до 25 тысяч человек (в 1913 году). В последние годы число великорецких паломников - 6-9 тысяч человек. Некоторые ходят в Великорецкое уже по пятьдесят - шестьдесят лет подряд. Знаменита была паломница Маргаритушка, ходившая крестным ходом 70 раз, а когда ее из-за преклонных лет перестали благословлять на участие, ездила в святое место на автобусе. В 2000 году патриарх Московский и всея Руси Алексий II подписал указ о присвоении Великорецкому крестному ходу статуса всероссийского. Паломников сопровождают более сотни милиционеров, машины скорой помощи. Власти Кировской области обеспечивают паломников питьевой водой, устраивают столовые, туалеты на ночевках, палатки. По маршруту крестного хода санитарное ведомство проводит противоклещевую обработку леса, что немаловажно - паломничество совершается в самое клещевое время. На месте явления чудотворного образа, над святым источником на берегу реки Великой, устроена купальня и деревянные часовни, территория вокруг выложена плиткой, устроен спуск к реке Великой. Главное событие крестного хода - литургия у места обретения чудотворной иконы - происходит 6 июня . Участники паломничества за несколько лет восстановили находившийся в запустении храм в селе Горохово около Великорецка. Жители Кировской области называют Великорецкий ход «Вятской Пасхой». Считается, что этот ход способствует особому благополучию вятской земли: например, защищает от повсеместных прежде эпидемий холеры.

Летом, в июне (дата переходящая) проводится крестный ход с чудотворной иконой святителя Николая из города Кургана (южная Сибирь) до села Утятского, где эта икона была обретена в 1749 году. Длина паломнического пути - сорок километров, это расстояние паломники проходят за два-три дня. Из Утятского выходят малые крестные ходы к самому месту обретения иконы - реке Серебрянке. С этой же иконой совершались крестные ходы по всей Курганской епархии.

В июне проводится крестный ход из Пророка-Ильинского храма села Урлук в Читинской области к разрушенному Иоанно-Предтеченскому монастырю, основанному преподобным Варлаамом Чикойским. Ход посвящен почитаемому образу Божией Матери «Споручница грешных».

В десятых числах июня по сибирскому Красноярску проходит крестный ход со старинной чудотворной иконой Преображения Господня.

В конце июня совершается крестный ход со списком особо почитаемой в Сибири Абалакской иконы Пресвятой Богородицы. Ход начинается с молебна у чудотворного образа Божией Матери в Абалакском Знаменском мужском монастыре, затем движется в Иоанно-Введенский женский монастырь, а заканчивается молебном в Софийско-Успенском соборе Тобольска. Абалакский извод иконы «Знамение» увидела во сне благочестивая вдова из Тобольска Мария в семнадцатом веке. Написанную с ее слов икону пронесли крестным ходом из Тобольска в Абалак, в результате чего исцелилось множество больных. С этого начались чудеса, творимые иконой. В 1665 году она спасла первый стольный град Сибири от долгой и сильной засухи. С тех пор ежегодно по благословению митрополита Тобольского и Сибирского Корнилия 8 июля крестным ходом чудотворный образ переносили из монастыря в Тобольск, а через две недели возвращали в обитель. В гражданскую войну иконабыла вывезена из России, но и ее список, хранящийся в Абалакском мужском монастыре, привлекает сотни паломников. В 2000 году по благословению архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия крестные ходы с Абалакской иконой были возобновлены. Список чудотворной иконы приносят в Тобольск для участия в церковном празднике в честь небесного покровителя города святителя Иоанна (Максимовича), митрополита Тобольского и всея Сибири.

1 июля во Владимире проходит крестный ход с Боголюбской иконой Божией Матери.Икона эта была написана в двенадцатом веке по видению св. князя Андрея Боголюбского.Богородица явилась князю, когда он вез из Киева в Ростов другой чудотворный образ - икону Богородицы, позже названную Владимирской. Богоматерь указала князю Андрею место, где надлежит поставить собор в ее честь, а также повелела оставить привезенную из Киева икону во Владимире. Благоверный князь выполнил оба повеления. На месте явления Богородицы позже вырос Свято-Боголюбский монастырь. Боголюбская икона Царицы Небесной находится сейчас во Владимирском Свято-Успенском монастыре. Крестный ход с одним из списков иконы движется от храма святых Константина и Елены в поселок Боголюбово, к месту явления Богородицы. Этот крестный ход был установлен еще в XVIII веке, в память чудесного прекращения по молитвам перед иконой эпидемии чумы.

На шестое воскресенье после Пасхи начинается крестный ход из Спирово в Иосифо-Волоцкий монастырь (Волоколамский район Московской области). В Спирове, в храме Введения во храм Пресвятой Богородицы, находится почитаемый древний резной образ св. Николая и икона преподобного Иосифа Волоколамского. Святыни по маршруту крестного хода возят на автомобиле.

На третий день после Троицы или в ближайшую к этому дню субботу проводится крестный ход от города Суджи Курской области до Мирополья на Украине с Пряжевской иконой Божией Матери. До 1939 года Мирополье входило в состав Курской области, и духовные связи между частями некогда единого территориального образования сохраняются до сих пор и поддерживаются крестным ходом. В первом же после длительного перерыва православном шествии, которое состоялось в 2005 году, приняло участие около 400 человек. Чудотворная Пряжевская икона Божией Матери написана в XVIII веке. Считается, что молитвы перед этой иконой помогают излечиться от костных и женских болезней. Образ хранится в Горнальском Белогоро-Николаевском мужском монастыре около города Суджи.

В 9-ю пятницу по Пасхе в городе Павловск Воронежской области совершается крестный ход на святой источник «Студеный колодец» с иконой Божией Матери Знамение, именуемой «Павловская». На источнике совершают молебен Божией Матери и панихиду по императору Петру I - основателю города Павловска. Традиция шествий на «Студеный колодец» установилась в восемнадцатом веке. Длина крестного хода - 10 километров.

В девятую пятницу после Пасхи совершается крестный ход на озеро Иргень в Забайкалье. Это озеро почитается уже двести лет, причем не только православными, но и язычниками-бурятами. Именно пастухам-бурятам явились некогда в видении трое мучеников-казаков, замученных здесь своим же атаманом. Они открыли пастухам свои имена: Симеон, Киприан и Иосиф, и наказали молиться за них и всю убиенную злым атаманом дружину. Это бурятское предание косвенно подтверждается другими источниками, например, староверским протопопом Аввакумом, почему озеро стало святым местом также для сибирских староверов. В конце девятнадцатого века некоей женщине, страдавшей хронической болезнью, было открыто имя четвертого мученика, Василия, и предание получило новое мистическое подтверждение. Приехав на Иргень, женщина получила исцеление. В просвещенном девятнадцатом веке епархиальные власти пытались бороться с самочинными паломничествами и запрещали их. Однако местные жители продолжали поклоняться убиенным воинам и чудотворной иконе Параскевы Пятницы. Эта икона неизвестным образом оказалась в юрте у одного местно бурята, который почитал ее вкупе с буддийскими святынями. Потом икона была перенесена в часовню на берегу Иргеня и стала предметом поклонения местных жителей: ламаистов, буддистов, православных. В ходе первого после 1917 года крестного хода был разработан маршрут (храм святого великомученика Пантелеимона на территории санатория Кука - станция Кука - станция Яблоновая - станция Сохондо - п. Ягодный - п. Иргень) и определены хронологические рамки крестного хода (9-я неделя по Пасхе с понедельника по пятницу).

В этот же день начинается крестный ход со списком Курско-Коренной иконы Божией Матери «Знамение». Курской эта икона называлась по месту своего пребывания, а Коренною - по месту обретения. Когда-то крестный ход со святыней собирал до 50 тысяч богомольцев. Именно это шествие изображено на знаменитой картине Репина «Крестный ход в Курской губернии». Сейчас оригинальная икона находится в Нью-Йорке, но и список с нее привлекает немногим меньшее число паломников (до 30 тысяч в 2005 году). Ход начинается от Знаменского собора благословением города Курска чудотворной иконой. На выходе из города икону устанавливают на машину. Паломников везут автобусами до Знаменского храма села Тазово, где крестный ход продолжается пешком и идет в монастырь Коренную пустынь, к месту обретения иконы. На следующий день у стен Коренного монастыря устраивается традиционная ярмарка. На Рождество Пресвятой Богородицы, 21 сентября, с осенним крестным ходом чтимая икона возвращается в Курск.

В 10-е воскресенье после Пасхи по правому берегу Волги и в последнее воскресенье перед Ильиным днем по левому проходят крестные ходы в городе Тутаеве Ярославской области. Во главе ходов находится большой чудотворный образ Спаса Всемилостивого из Воскресенского собора. Этому крестному шествию уже 300 лет. Перед Ильиным днем в Воскресенском соборе служится Божественная литургия, а потом образ Всемилостливого Спаса на специальных носилках переносят на паром и перевозят на другую сторону. В течение крестного хода полагается несколько раз пройти под иконой Спаса Всемилостивого. Паломники для участия в этом знаменитом крестном ходе приезжают со всей России.

В начале июля от ворот Казанского женского монастыря начинается многодневный крестный ход по Ярославской области. Нынешняя икона Ярославской Казанской Богоматери- недавний список с исчезнувшей после революции древней чудотворной иконы. Однако и список уже успел прославиться. Зафиксированы случаи исцеления от этой иконы по вере и молитвам к Богородице. Первый крестный ход с Ярославской Казанской иконой после длительного перерыва прошел с 2 по 14 июля 2002 года и собрал больше пяти тысяч участников. Богомольцами было пройдено пешком 104 километра, на автомобилях и автобусах преодолено 100 километров, отслужено 13 литургий и 53 молебна. Этот крестный ход сначала движется по левому берегу Волги, в городе Тутаеве перемещается на правый берег и по нему возвращается в Ярославль. Среди святых мест, которые посещают богомольцы во время хода, находится Свято-Введенский Толгский женский монастырь, одна из первых возрожденных еще в Советском Союзе, благодаря перестройке, обителей. Иногда шествие с Ярославской Казанской иконой встречается с тутаевским крестным ходом Спаса Всемилостивого.

9 июля , в день празднования Тихвинской иконы Божией Матери, устраивается крестный ход в городе Болхове Орловской области. Святыня крестного хода - Чудотворная Тихвинская икона, которая находится в Христо-Рождественском храме города Болхова. Шествие начинается в Христо-Рождественской церкви и направляется к недавно восстановленному Троице-Оптину женскому монастырю в Болхове. Там, по преданию, около 1620 года на сосне произошло явление Тихвинской иконы. Известно предание и о том, как Богородица обошла вокруг ограды Оптина монастыря, благословляя свою обитель.

В этот же день проводится крестный ход с Тихвинской иконой в Ново-Тихвинском женском монастыре г. Екатеринбурга и в других храмах и монастырях, освященных в честь тихвинской иконы.

10 июля выступает семикилометровый крестный ход из поселка Суксун Пермской области в Тохтарево, к месту явления чудотворной иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». С этой иконой связана следующая история: чудотворный образ приплыл по реке Сылве к татарину Тохтарю. На этом месте была основана Тохтаревская мужская пустынь. На ее территории воздвигли Богородицкую церковь, где и находилась «Неопалимая Купина». Но в 1937 году церковь собрались уничтожить. Сторожиха Богородицкой церкви успела спасти чтимую икону, поставив в киот на ее место другую, менее ценную. До 1943 года верующие тайно поклонялись «Неопалимой купине», устраивая домашние молебны в деревне Кошелево. В войну в Суксуне открыли Петропавловскую церковь. Чтимую икону перенесли туда.

В 1995 году к этому месту, где находилась Тохтаревская церковь, совершили первый крестный ход. Он стал ежегодным. После молебна в Тохтарево участники хода купаются в водопаде Плакун, который считается целебным. Поселок Суксун также является, между прочим, родиной русского самовара.

12 июля , в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла начинается крестный ход из Балакова Саратовской области. Ход посвящен памяти новомучеников и исповедников российских. Он проходит через Криволучье, Малое Перекопное, женский Свято-Никольский монастырь, город Пугачев, Ивантеевку, и заканчивается в Вавиловом доле 17 июля, в день убиения святых царственных мучеников. В Вавиловом доле некогда стоял монастырь, разрушенный коммунистами. Там же находились почитаемые святые источники. Сейчас святой источник в Вавиловом доле снова благоустроен. Монахи здешнего монастыря вошли в сонм новомучеников, и место, на котором стоял монастырь, вдвойне свято.

19 июля совершается крестный ход из Уфы к святому источнику, который чудесным образом появился на месте спасения от погибели души некоего крестьянина Стефана. По преданию, Стефан был обвинен по ложному доносу и в отчаянии решил повеситься, но на дереве, которое он избрал для совершения самоубийства, явилась икона Божией Матери, сошедшая после его молитв ему в руки. Сейчас та икона утеряна, но в Уфе, в Благовещенском женском монастыре, находится ее почитаемый список.

21 июля в Приморье, в Уссурийском Рождества Богородицы женском монастыре, в праздник Казанской иконы Божией матери, проводится крестный ход с двумя почитаемыми иконами: «Объятия Отча» Уссурийская и Большая Казанская. В конце праздничного шествия верующие проходят под чудотворными иконами.

31 июля традиционно проводится крестный ход жителей закрытого города Сарова (Арзамас-16) в Серафимо-Дивеевскую обитель, к мощам святого Серафима Саровского. 1 августа саровцы возвращаются обратно.

2 августа , в праздник Ильи Пророка, в Ярославской области начинается крестный ход, посвященный памяти преподобного Иринарха-затворника. Святые мощи этого затворника, который оказал духовную поддержку князю Пожарскому и прославился тем, что 38 лет провел в уединении и в веригах, покоятся в Ростовском Борисоглебском монастыре. Вериги преподобного, налагаемые на больных, знамениты своей исцеляющей силой. Во время паломнического шествия, ведущего из Борисоглебского монастыря к источнику преподобного Иринарха, богомольцы по очереди надевают на себя вериги этого святого, а в конце крестного хода купаются в его источнике (он находится на родине преподобного, в селе Кондаково, в сорока километрах от монастыря).

Летом проводятся на Дальнем Востоке России крестные ходы с Албазинской иконой Божьей матери «Слово плоть бысть». Начинаются они в Благовещенске, а доходили даже до Москвы и Сахалина. Впервые крестные ходы с Албазинской иконой были проведены по решению Синода в 1902 году. Крестный ход начинался в Духов день и проходил на корабле по селам, стоящим на берегу Амура. Паломнические шествия с чудотворной иконой возобновились в 1997 году, после того, как в 1991-м краеведческий музей вернул чудотворную икону верующим неповрежденной, в целости и сохранности. Возобновлена и традиция крестного хода по водам Амура. История дальневосточной святыни такова: икону привез в Албазинский острог на берегу Амура иеромонах Гермоген. Икона уже в то время считалась чудотворной. Казаки, защищавшие острог от сибирских князьков и китайцев, не раз обращались к ней за заступничеством. В 1868 году Албазинскую икону перенесли в Благовещенск, и в 1900-м, во время боксерского восстания в Китае, она защитила город от китайских экстремистов. После революции также произошло чудо: вместо того, чтобы исчезнуть, как многие древние иконы, Албазинская Божия Матерь дождалась лучших времен, пролежав 70 лет в запасниках краеведческого музея.

28 августа , на Успение Пресвятой Богородицы, совершается крестный ход в Северной Осетии из Беслана в Куртатинское ущелье. Цель паломничества - Харисджин, место в Куртатинском ущелье, где на самой вершине холма, над пропастью, стоит каменная горская церковь с деревянным крестом на крыше. Это остатки старинного осетинского селения Майрамыкау. Здесь, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы шестьсот лет хранилась чудотворная Иверская икона Богоматери, подаренная осетинским христианам грузинской царицей Тамарой.В восемнадцатом веке икону перенесли в Моздок, и образ стал называться Моздокским. Во время Великой Отечественной войны он был утрачен, в учрежденном в 2000-м году в Беслане Свято-Успенском монастыре хранится список с чудотворной иконы. Иверская Моздокская икона обладала одной важной особенностью - как и образ Параскевы Пятницы на озере Иргень, Моздокская икона почиталась не только православными, но и армянами-монофизитами, раскольниками-старообрядцами, местными мусульманами.

29 августа в Костроме проходит крестный ход в честь обретения чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, которой был благословлен на царство первый Романов - Михаил Феодорович. Эта икона, изображение на которой всегда было хорошо видно, внезапно потемнела в год начала первой мировой войны. Ход, который собирает до десяти тысяч паломников, начинается в Богоявленском соборе Богоявленско-Анастасьиного женского монастыря и завершается в храме Спаса на Запрудне, на месте которого была некогда явлена Феодоровская икона.

18 сентября в Тутаеве Ярославской области проводится еще один крестный ход с древним образом Спаса Всемилостивого.

21 сентября , на Рождество Пресвятой Богородицы, с крестным ходом в Курск возвращается из Коренной пустыни икона Курско-Коренной Божией матери «Знамение».

4 ноября , в праздник Казанской иконы Божией матери, происходит крестный ход с почитаемыми иконами «Объятия Отча» и Казанская в Уссурийском Рождества Богородицы женском монастыре в Приморье.

Материал подготовил Сергей Иванов

Возлюбленные о Господе братья и сестры, дорогие друзья, здравствуйте.

В последние десятилетия, особенно в последние годы, в России возродились массовые крестные ходы, иногда на достаточно большие расстояния. Такие крестные ходы всегда в нашей Церкви были традицией. Сегодня они вновь становятся распространенным, хотя и необычным в духовном смысле явлением. Ровно в той же мере, в какой это было до революции.

Вот, пожалуйста, несколько фактов из последних новостных сообщений.

В мае впервые в Калужской области состоялся крестный ход, участники которого облетели один из районов на вертолете. В июне было совершено молитвенное плавание — крестный ход по маршруту Холмогоры-Пертоминск на маломерных судах, и это плавание было посвящено памяти погибших в 20-е годы новомучеников и исповедников и всех, кто пострадал в это нелегкое время. В последние дни мая и в начале июня состоялся традиционный, уже 16-й Волжский крестный ход от истока Волги в деревню Волгино Верховье Осташковского района Тверской области. Ход также занял несколько дней. В июле сибирские байкеры провели в Кемеровской области православный крестный ход в честь 700-летия преподобного Сергия Радонежского. В том же месяце состоялся ежегодный крестный ход «Царский путь» в Санкт-Петербурге и его окрестностях. В августе в рамках 12-го Международного православного фестиваля «Одигитрия» молодые люди совершили пятидневный крестный ход из Витебской области в город Смоленск для участия в праздновании иконы Божьей матери Одигитрия.

И таких сообщений сегодня можно прочесть два-три практически каждую неделю. Люди участвуют в больших крестных ходах. Иногда они длятся один-два дня или несколько часов. Иногда они длятся многие дни и даже недели. Люди проходят тысячи километров. Об этом мало кто знает, но это действительно так.

Может быть, в этих крестных ходах участвует не так много людей, как в массовых больших крестных шествиях, которые совершаются в Екатеринбурге в Царские дни или во время Великорецкого крестного хода в Вятской области, или во время больших церковных торжеств — так, как это было в дни кульминации празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.

В многодневных крестных ходах обычно основу хода составляет небольшая группа, несколько десятков человек. Иногда это просто 10-15 человек, но к этим людям присоединяются при подходе к тому или иному селению местные жители и уж тем более они идут какой-то участок пути после того, как крестный ход посетил то или иное место и переночевал при храме, в школе или в ином помещении, какое находится для участников хода. Конечно, люди принимают крестоходцев, конечно, возникают моменты общения, возникает время для совместной молитвы, и люди через это чувствуют сопричастность к общему делу.

Возникла целая культура, целая традиция вот таких многодневных шествий. И люди — даже не самые физически подготовленные — не боятся того, что иногда им приходится пройти сотни, а то и тысячи километров по проселочным дорогам или по обочинам оживленных трасс. Без всякой охраны, при полном соприкосновении с непростой, иногда жестокой реальностью окружающей нас жизни, люди, тем не менее, идут на такие дальние расстояния.

Идут с молитвой. Появились традиция, согласно которой Иисусова молитва «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас» поется в такт шагу. И люди идут, соразмеряя свои движения с тем, как они нараспев произносят Иисусову молитву. Опыт показывает, в том числе мой личный опыт, что при этом ритм крестного хода выстраивается определенным образом, и люди не устают, потому что крестный ход не растягивается, не получается так, что кто-то ушел далеко вперед, а кто-то плетется далеко в хвосте. Люди приноравливаются к физическому состоянию друг друга. Крестный ход объединяется молитвой.

Разные, конечно, есть возможности у разных людей. Если люди собираются на большое шествие, в котором участвуют 20-30-40 тысяч человек, то крестный ход растягивается на большое расстояние. Но очень важно, что сегодня в любом случае люди учатся вместе идти с молитвой. И вырабатывают для этого какие-то особые формы соучастия и соединения физического делания с молитвой. Есть и известные иконы, которые переходят из одного крестного хода в другой. Есть люди, которые уже привыкли участвовать практически весь теплый период года в разных крестных ходах. Есть определенные лидеры, которые организуют эти крестные ходы, и это все очень хорошо.

Всегда в истории Церкви было так, что люди объединялись вокруг определенных образов, вокруг святынь, вокруг тех, кто способен организовать то или иное дело. Впрочем, конечно же, возникают и споры. Известно, что многие люди считают: крестный ход — это именно пешее шествие, и не может быть крестного хода на мотоциклах, или кораблях, или самолетах, или автомобилях, или велосипедах. Эти рассуждения, конечно, не лишены основы. Действительно, крестный ход изначально возник как богослужение, и молитва, соединенная с пешим шествием, исторически и в рамках церковного Предания, конечно, более близка к тому образу, который утвержден веками, чем передвижение на машинах и самолетах. Тем не менее, думается, что не стоит полностью отвергать усилия тех людей, которые хотят, не имея достаточной физической крепости или не будучи в состоянии объединиться, чтобы идти куда-то пешим образом, или просто не имея времени, отправляются в путь со святынями на самолетах, мотоциклах, велосипедах, кораблях или лодках.

Пусть и такое дело славит Господа. Пусть и усилия людей, которые передвигаются на современных средствах транспорта, но делают это с молитвой, с намерением прославить Бога и изменить собственную жизнь, будет воспринято нормально нашим верующим народом.

Бывают и другие опасения, о которых не раз приходилось говорить с организаторами крестных ходов. К этим шествиям, особенно когда они совершаются на современных средствах транспорта, пытаются прибиться люди, которых хотят праздно провести время. Иногда берут с собой алкоголь или рассчитывают на какой-то особо радушный прием в тех или иных местах по ходу следования. Иногда бывает так, что и местные жители, принимая крестоходцев, стараются угостить их алкоголем или просто оставить на долгое время, чтобы приятно провести время. Все это очень расхолаживает участников шествия, лишает их молитвенного настроя, часто приводит к внутренним конфликтам между участниками крестного хода, с одной стороны, и местными жителями — с другой стороны. В итоге отход от молитвенного настроя, отход от строгости и погружение в праздность разрушает первоначальный замысел.

Много споров и о том, какие изображения могут находиться в крестном ходе. Убежден, что ни в каком крестном шествии не может быть иконографических изображений не канонизированных людей. Так же как и не может иметь место участие духовенства, лишенного сана или запрещенного в священнослужении, а тем более духовенства, не являющегося духовенством, то есть принадлежащего к разного рода неканоническим группировкам.

Вернемся к изображениям. Если кто-то почитает Григория Распутина или царя Иоанна Грозного, можно вести исторические споры, можно относиться с уважением к исторической личности, можно молиться об их упокоении, можно рассуждать о том, были ли они оклеветаны и справедливы ли те негативные оценки, которые касаются их жизни. Но в любом случае нужно хранить церковное единство и проявлять подлинную соборность, которая в том числе предполагает послушание каноническим церковным решениям, касающихся канонизации или отказа в канонизации того или иного исторического лица.

Часто возникают некоторые разногласия между организаторами крестных ходов и епархиями Русской Православной Церкви, настоятелями приходов и монастырей. Поэтому очень важно предупреждать церковное священноначалие о намерении провести тот или иной крестный ход, обратиться либо в одно из центральных церковных учреждений, либо к правящим архиереям тех епархий, в которых проходит крестный ход, чтобы в епархиях, в приходах и в монастырях знали, что именно происходит, какие люди идут, сколько примерно их может быть, какая им требуется помощь, когда они придут для участия в богослужении в тот или иной храм или монастырь, и нужно ли будет заботиться о том, чтобы участники крестного хода получили пищу и кров.

Убежден, что традиция крестных ходов, которая сегодня так активно возрождается, становится одним из мощных символов возрождения Святой Руси. Многие сегодня говорят: «Пошли по Руси крестные ходы, и, значит, Русь спасется». Многие считают, что такое наполнение пространства нашей исстрадавшейся Родины молитвой и христианским подвигом способно изменить ход истории в большей степени, чем самые изощренные хитросплетения человеческого ума, чем любые деньги, любая власть, любая военная сила.

Будем надеяться, что так и произойдет. Будем надеяться, что молитва и труд в согласии с соборной волей Церкви, во взаимной поддержке помогут участникам крестных ходов — больших и малых, коротких и очень длительных — быть воинами Христовыми, побеждающими и человеческую рознь, по слову преподобного Сергия, и все нестроения нашей истории, и все беды, которые сегодня происходят с нами и угрожают нам.